сани с парусом на руси
Сани с парусом на руси
Само слово «сани» появилось в русском языке, а оттуда уже перекочевало в латышский, венгерский, румынский. Самой распространенной считается версия происхождения «саней» от слова «сань», что означало «змея». С этим пресмыкающимся сравнивали след от полозьев.
Сани были усовершенствованной версией волокуши — конструкции из двух жердей, соединенных между собой. Задние концы волочились по земле, а к передним привязывали животное: собаку, лошадь, быка, оленя. Такое средство передвижения использовали не только в северных широтах. Еще в Древнем Египте подобная конструкция была обязательной частью похоронного обряда: покойного везли на волокуше, запряженной быками.
В Северной Европе и Скандинавии в XVII веке появились сани с парусом. С их помощью можно было передвигаться по замерзшим озерам и каналам. Например, по Гранд-каналу в Версале, который с наступлением холодов превращался в каток.
На Руси сани считались даже более престижным средством передвижения, чем колесные повозки. Вплоть до начала XVIII века на особенно торжественные мероприятия знать и высшие духовные лица выезжали на санях даже летом.
Качество дорог в допетровской Руси оставляло желать лучшего, а где-то их не было вовсе. Так что ездить на санях было, во-первых, удобно, во-вторых, дешево. А в болотистых и лесистых областях, например в Вологодской, Архангельской, Костромской губерниях, сани предпочитали другим доступным видам транспорта вплоть до ХХ века.
Конструкция саней с годами улучшилась: из перекрещенных жердей сани превратились в ладью с загнутыми полозьями. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой ехал кучер. По саням можно было определить степень знатности их владельца. Богаче всего, конечно, украшали царские. В сани, в которых выезжал государь Алексей Михайлович и которые обычно предназначались для одного человека, могли поместиться стоя двое бояр на запятках и два стольника (придворные из дворян) у ног царя, сидевшие на специальных уступах.
На Руси сани также были важной частью многих обрядов. Например, именно в санях ехала в церковь невеста, в них же она отправлялась в новый дом — уже вместе с мужем. Сани были неизменным атрибутом главного зимнего праздника — Масленицы.
В каждой деревне строили ледяные горки — катания с них начинались с первого дня Масленичной недели: детвора съезжала на «чунках» — детских санках. В середине недели к ним присоединялись взрослые всех возрастов. Народная примета гласила, что чем дальше проедешь на санках, тем длиннее уродится в этом году лен.
Как минимум один раз должны были скатиться с горы молодожены. А холостые парни во время гуляний присматривали невест: съехал с горы с девушкой на коленях — можешь поцеловать. Катались обычно всей гурьбой: кто на санках, кто на рогоже, кто в плетеной корзине с обледенелым дном — прообраз современной ледянки.
Особенно захватывающими были масленичные деревенские катания на больших санях, в которых могло поместиться до 10 человек с «рулевым» во главе. В сани запрягали лошадей, украшали их лентами, колокольчиками. Катались около пяти часов с перерывами на застолья, пели песни.
После Масленичной недели зимние забавы, в том числе катания на санках с горы, конечно же, не прекращались. А когда наступала весна, до следующего снега детские санки вешали на стену в сенях.
Главной зимней забавой катание на санях и санках стало во времена правления Петра I, который предписал праздновать наступление нового года вместе с остальными европейскими государствами — 1 января, а не 1 сентября, как было заведено раньше. С появлением новой даты зимние праздники значительно растянулись — и появился отличный повод развлечься, катаясь с ледяных гор, не дожидаясь Масленицы.
Само слово «сани» появилось в русском языке, а оттуда уже перекочевало в латышский, венгерский, румынский. Самой распространенной считается версия происхождения «саней» от слова «сань», что означало «змея». С этим пресмыкающимся сравнивали след от полозьев.
Сани были усовершенствованной версией волокуши — конструкции из двух жердей, соединенных между собой. Задние концы волочились по земле, а к передним привязывали животное: собаку, лошадь, быка, оленя. Такое средство передвижения использовали не только в северных широтах. Еще в Древнем Египте подобная конструкция была обязательной частью похоронного обряда: покойного везли на волокуше, запряженной быками.
В Северной Европе и Скандинавии в XVII веке появились сани с парусом. С их помощью можно было передвигаться по замерзшим озерам и каналам. Например, по Гранд-каналу в Версале, который с наступлением холодов превращался в каток.
На Руси сани считались даже более престижным средством передвижения, чем колесные повозки. Вплоть до начала XVIII века на особенно торжественные мероприятия знать и высшие духовные лица выезжали на санях даже летом.
Качество дорог в допетровской Руси оставляло желать лучшего, а где-то их не было вовсе. Так что ездить на санях было, во-первых, удобно, во-вторых, дешево. А в болотистых и лесистых областях, например в Вологодской, Архангельской, Костромской губерниях, сани предпочитали другим доступным видам транспорта вплоть до ХХ века.
Конструкция саней с годами улучшилась: из перекрещенных жердей сани превратились в ладью с загнутыми полозьями. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой ехал кучер. По саням можно было определить степень знатности их владельца. Богаче всего, конечно, украшали царские. В сани, в которых выезжал государь Алексей Михайлович и которые обычно предназначались для одного человека, могли поместиться стоя двое бояр на запятках и два стольника (придворные из дворян) у ног царя, сидевшие на специальных уступах.
На Руси сани также были важной частью многих обрядов. Например, именно в санях ехала в церковь невеста, в них же она отправлялась в новый дом — уже вместе с мужем. Сани были неизменным атрибутом главного зимнего праздника — Масленицы.
В каждой деревне строили ледяные горки — катания с них начинались с первого дня Масленичной недели: детвора съезжала на «чунках» — детских санках. В середине недели к ним присоединялись взрослые всех возрастов. Народная примета гласила, что чем дальше проедешь на санках, тем длиннее уродится в этом году лен.
Как минимум один раз должны были скатиться с горы молодожены. А холостые парни во время гуляний присматривали невест: съехал с горы с девушкой на коленях — можешь поцеловать. Катались обычно всей гурьбой: кто на санках, кто на рогоже, кто в плетеной корзине с обледенелым дном — прообраз современной ледянки.
Особенно захватывающими были масленичные деревенские катания на больших санях, в которых могло поместиться до 10 человек с «рулевым» во главе. В сани запрягали лошадей, украшали их лентами, колокольчиками. Катались около пяти часов с перерывами на застолья, пели песни.
После Масленичной недели зимние забавы, в том числе катания на санках с горы, конечно же, не прекращались. А когда наступала весна, до следующего снега детские санки вешали на стену в сенях.
Главной зимней забавой катание на санях и санках стало во времена правления Петра I, который предписал праздновать наступление нового года вместе с остальными европейскими государствами — 1 января, а не 1 сентября, как было заведено раньше. С появлением новой даты зимние праздники значительно растянулись — и появился отличный повод развлечься, катаясь с ледяных гор, не дожидаясь Масленицы.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
По брусчатке босиком. По брусчатке босиком на рассвете, только ты, только я – словно дети. Да.
Рамочка «Любовь. » Ваш текст. Ваш текст. Код рамочки без анимации В.
—Метки
—Рубрики
—Приложения
—Ссылки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
История создания детских санок
Что может быть веселей, чем скатиться зимой со снежной горки на санках?
Санки, или сани, — это повозка без колёс на полозьях, скользящих по снегу. Сани возят лошади, олени, быки и даже собаки.
Слово «сани» происходит от «сань», что значит «змея». Ведь полозья имели сходство со змеёй. Сани также называли на Руси «возила», «дровни», «каптана» и «избушка».
История создания детских санок
История создания детских санок
Сани куда древнее, чем колесные повозки. Вначале были сани! Точнее, вначале была примитивная волокуша, потом повозку поставили на более узкие и гладкие полозья, что сделало скорость движения выше.
И только потом уже придумали колесо. Однако на Руси зачастую сани оставались любимцами и после изобретения колеса — ими пользовались и летом вплоть на начала 20-го века! Наверное, отдавая дань простоте и удобству конструкции, да и плавность хода у санок куда выше.
В болотистых местностях сани также имеют преимущества перед колесным транспортом — ведь дваление на санях распределяется равномернее, а значит, и завязнуть сложнее. Современные болотоходы ушли от колесных конструкций обратно к саням — они увеличивают
площадь опоры.
Сани были и остаются любимцами в России, где на добрых двух третях территории зима длится полгода или около того.
Кстати, из это вечной проблемы с погодой мудрые наши предки сделали забаву — катание на санях, запряженных тройкой и катание на санях с гор стали любимым народным развлечением, доступным всем — да и полезным.
Как теперь говорят, активность на свежем воздухе поднимает иммунитет. В древности об иммунитете не слыхали, но санки любили. И горки тоже.
И вот для этих самых катаний с гор и придумали небольшие сани, то есть — санки.
Классические детские санки хранят в себе форму и суть исконных русских саней.
Это потом уже придумали массу разновидностей санок для катания с горки, например, ватрушки и ледянки, усовершенствовали обычные санки практически до транспортного средства, добавив руль и подняв сиденье (снегокат), но все же детские санки ассоциируются у нас с деревянными, с гнутыми полозьями, саночками, на каких еще Кай катал Герду в сказке Андерсена «Снежная королева»
История санок
Возраст самых древних саней-находок относят к II тысячелетию до нашей эры.
Первые сани появились у народов Севера. Полозья прообразов современных саней находили в торфяниках Финляндии и на Северном Урале. Устройство первых саней было гениально простым, но самое удивительное, что за тысячи лет его принцип практически не изменился. Две жерди связывались между собой. Передние концы привязывали к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле.
Собственно само слово «сани» является исконно русским. Уже позже его заимствовали в свои языки латыши, венгры, румыны. Лингвисты полагают, что слово образовано от старого термина «сань», что буквально означает «змея». Аналогия здесь со следом от полозьев, напоминающих очертаниями гигантскую змею или же к самим полозьям, имевшим удивительное сходство со змеей раньше. Существовали в русском языке также возила, дровни, каптана и избушка. В сущности, это те же сани.
Сани не всегда использовались для передвижения по снегу. Они были известны не только в северных, но и в южных странах. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю использовали сани в похоронных обрядах ( так было в Древнем Египте). Связано это было с тем, что езда на санях считалась более почётной, чем в экипаже.
Наиболее распространённым «двигателем» во все времена были животные: собаки, олени, лошади. А в XVII веке получили распространение сани с парусом. Народы Скандинавии и Северной Европы использовали их для передвижения по ледяным озёрам, их можно видеть на картинах того времени.
Климат 17 и 18 веков сильно отличался от климата нашего времени, в Европе зимы были гораздо холоднее. В Северной и даже Средней Европе: Голландии, Германии, Австрии,в Париже- замерзали каналы и озера. Гранд-канал Версаля использовался, как каток и санный ипподром.
Франсуа Буше. Зима.1755.
сани, голландского происхождения,1682 резные золоченые.
Традиции богато украшенных резьбой саней пошли с 16-17 веков, из дерева вырезались целые скульптурные группы, особенно популярны были мифологические фигуры, боги и обитатели воды: тритоны, дельфины.
Диана-богиня охоты. Это сани 1760 г. были первоначально в собственности короля Вильгельма первого.
«сказочные сани» Людвига II
Нарядные, богато украшенные сани принимали участие в праздничных мероприятиях, таких как парады, маскарады.
Голландские сани- 1885
Некоторые сани являются выдающимися примерами традиций барокко и рококо в Европе.
В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII века. Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).
Первое известие об употреблении саней при похоронах на Руси появляется в летописях при описании похорон князя Владимира Святославича около 1015 года. Тело покойного везли до церкви в санях, и в храме при отпевании гроб с саней не снимали.
А еще раньше, в 980 году, летописи рассказывают историю смерти киевского князя Ярополка Святославовича, которого убийцы настигли раненого и закололи копьями сквозь полог саней. После этого случая навес из кож или шкур на санях важных особ стали заменять деревянной будкой.
Другие летописи также указывают на употребление саней при похоронах членов великокняжеской и царской семьи вплоть до конца ХVII века.
Выезд царя Михаила Федоровича на церемонию бракосочетания. Описание в лицах свадьбы царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновой в 1626 году. Рукописная копия.
Известно, что в XVII веке царь Алексей Михайлович летом отправился на богомолье в санях, которые везли восемь пар лошадей. Иностран¬ные послы вообще уверяли, что другого транспорта на Руси не знают. В народе также ходило поверье, что сани от Бога, а колесо – от черта.
До конца 17 века торжественные выезды царей, патриархов даже летом были санными.
Сверчков Н. Николай I в санях. 1895
А это крестьянские сани.
Женские сани, одинаковые по форме с мужскими, были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким образом сани закрывались и сверху, и с боков. Особенное значение в смысле обрядности придавали саням при бракосочетании и при похоронах. В первом случае для невесты предлагались самые нарядные сани, покрытые атласом, бархатом, богатыми коврами, причём соответственно украшалась и упряжь. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею соболей, а из церкви — с женихом.
Детские масленичные санки назывались в старину на Руси «чунки».
На таких саночках на масленицу с горы катались не только дети, но и молодые девушки, парни и даже пожилые люди. Все это сопровождалось смехом, звоном колокольчиков и всеобщем весельем. В теплые времена года санки развешивались на стенах сеней, являясь декоративным украшением.
С начала XX века начались попытки создания саней с механическим двигателем. В 1908 году русский инженер Кузин снабдил сани авиационным двигателем. Его первые аэросани могли развивать скорость до 70 км/ч. На протяжении всего XX века их конструкция постоянно совершенствовалась. В 60-е годы другой русский конструктор, Туполев, придумал сани-амфибию. Такие сани могли не только ездить по снегу и льду, но и плавать по воде.
В 1935 году была сделана первая попытка «пересадить» сани на лыжные полозья. Так появились первые снегокаты — своеобразные гибриды санок и лыж. Со временем их снабдили тормозом, рулём и даже мотором.
Примерно такие санки были у меня в детстве.
И вот такие санки у моего восьмилетнего сына.
Немного интересного о санках (3 фото)
Первые сани появились у народов Севера. Полозья прообразов современных саней находили в торфяниках Финляндии и на Северном Урале. Устройство первых саней было гениально простым, но самое удивительное, что за тысячи лет его принцип практически не изменился. Две жерди связывались между собой. Передние концы привязывали к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле.
Собственно само слово «сани» является исконно русским. Уже позже его заимствовали в свои языки латыши, венгры, румыны. Лингвисты полагают, что слово образовано от старого термина «сань», что буквально означает «змея». Аналогия здесь со следом от полозьев, напоминающих очертаниями гигантскую змею или же к самим полозьям, имевшим удивительное сходство со змеей раньше. Существовали в русском языке также возила, дровни, каптана и избушка. В сущности, это те же сани.
Сани не всегда использовались для передвижения по снегу. Они были известны не только в северных, но и в южных странах. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю использовали сани в похоронных обрядах ( так было в Древнем Египте). Связано это было с тем, что езда на санях считалась более почётной, чем в экипаже.
Наиболее распространённым «двигателем» во все времена были животные: собаки, олени, лошади. А в XVII веке получили распространение сани с парусом. Народы Скандинавии и Северной Европы использовали их для передвижения по ледяным озёрам, их можно видеть на картинах того времени.
Климат 17 и 18 веков сильно отличался от климата нашего времени, в Европе зимы были гораздо холоднее. В Северной и даже Средней Европе: Голландии, Германии, Австрии,в Париже- замерзали каналы и озера. Гранд-канал Версаля использовался, как каток и санный ипподром.
Традиции богато украшенных резьбой саней пошли с 16-17 веков, из дерева вырезались целые скульптурные группы, особенно популярны были мифологические фигуры, боги и обитатели воды: тритоны, дельфины
В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII века. Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).
Первое известие об употреблении саней при похоронах на Руси появляется в летописях при описании похорон князя Владимира Святославича около 1015 года. Тело покойного везли до церкви в санях, и в храме при отпевании гроб с саней не снимали.
А еще раньше, в 980 году, летописи рассказывают историю смерти киевского князя Ярополка Святославовича, которого убийцы настигли раненого и закололи копьями сквозь полог саней. После этого случая навес из кож или шкур на санях важных особ стали заменять деревянной будкой.
Другие летописи также указывают на употребление саней при похоронах членов великокняжеской и царской семьи вплоть до конца ХVII века.
Выезд царя Михаила Федоровича на церемонию бракосочетания. Описание в лицах свадьбы царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновой в 1626 году. Рукописная копия.
Известно, что в XVII веке царь Алексей Михайлович летом отправился на богомолье в санях, которые везли восемь пар лошадей. Иностран¬ные послы вообще уверяли, что другого транспорта на Руси не знают. В народе также ходило поверье, что сани от Бога, а колесо – от черта.
До конца 17 века торжественные выезды царей, патриархов даже летом были санными.
С начала XX века начались попытки создания саней с механическим двигателем. В 1908 году русский инженер Кузин снабдил сани авиационным двигателем. Его первые аэросани могли развивать скорость до 70 км/ч. На протяжении всего XX века их конструкция постоянно совершенствовалась. В 60-е годы другой русский конструктор, Туполев, придумал сани-амфибию. Такие сани могли не только ездить по снегу и льду, но и плавать по воде.
В 1935 году была сделана первая попытка «пересадить» сани на лыжные полозья. Так появились первые снегокаты — своеобразные гибриды санок и лыж. Со временем их снабдили тормозом, рулём и даже мотором
ИСТОРИЯ САНЕЙ
Рельеф с изображением саней, найденный в Турции.
Самое интересное, что устройство первых саней было очень простым, и за многие века практически не изменилось. У любых саней две основные части: полозья и сиденье, жестко скрепленные между собой. Изначально две жерди связывались между собой, передние концы их привязывали к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле. Так возникли сани-волокуши.
Но сани использовались не только для передвижения по снегу. Они были известны как в северных, так и в южных странах. При отсутствии дорог, протащить сани по траве и глине было куда легче, чем колесную повозку.
John H. Bishop Vincent Threshing-sledge.
Вдобавок повозку даже на ровной местности немилосердно трясло, поэтому больных и раненых возили в санях – это был единственный шанс довезти их до лекаря живыми.
В Западной Европе, где снега мало, полозья загибали лишь немного, зато в России они были похожи на лебединые шеи – новгородцы даже звали их «лебедями».
Резные деревянные сани из Скандинавии
У индейцев, обитавших на территории Северной Америки, например, волокуша превратилась в тобогган – сбитую из досок сухопутную «лодку». Во время зимних кочевок в таких санях, запряженных собаками, перевозили съестные припасы, детей и стариков.
Сани «богдыхана Поднебесной империи», как называли китайского императора, были закрытыми, и тащили их восемь слуг, обутых в башмаки с длинными гвоздями на подошвах. Были даже жилища на санях – «нартяной чум». Легкий каркас устанавливался на полозьях, а сверху обтягивался шкурами и парусиной. В таком жилище делали окна, а внутри устанавливали печку.
Особенное значение как атрибуту обрядности придавали саням при бракосочетании и при похоронах. Профессор Д. Н. Анучин пишет о том, что сани употреблялись при похоронах не только у всех славянских народов, но и у финнов, и в Западной Европе, и даже в Египте (где мумии везли до места захоронения в санях, причем в стоячем положении).
Тяговая статуя на санях из каменных карьеров Hatnub.
Первое известие об употреблении саней при похоронах на Руси появляется в летописях при описании похорон князя Владимира Святославича около 1015 года. Тело покойного везли до церкви в санях, и в храме при отпевании гроб с саней не снимали.
А еще раньше, в 980 году, летописи рассказывают историю смерти киевского князя Ярополка Святославовича, которого убийцы настигли раненого и закололи копьями сквозь полог саней. После этого случая навес из кож или шкур на санях важных особ стали заменять деревянной будкой.
Другие летописи также указывают на употребление саней при похоронах членов великокняжеской и царской семьи вплоть до конца ХVII века.
Езда на санях и лыжах по России. Из немецкого издания Московии Герберштейна. 1557 г.
Герберштейн во время путешествия по России. С офорта Гиршфогеля. 1546 г.
Мейерберг Выезд царя в санях.
На свадебных же выездах для невесты предлагались самые нарядные сани, их покрывали атласом, бархатом, богатыми коврами, соответственно украшалась и упряжь лошади. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею собольи меха, а из церкви — с женихом.
Выезд царя Михаила Федоровича на церемонию бракосочетания. Описание в лицах свадьбы царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновой в 1626 году. Рукописная копия.
Известно, что в XVII веке царь Алексей Михайлович летом отправился на богомолье в санях, которые везли восемь пар лошадей. Иностран¬ные послы вообще уверяли, что другого транспорта на Руси не знают. В народе также ходило поверье, что сани от Бога, а колесо – от черта.
Дорожные сани Петра Великого.
В XVIII веке пользовались популярностью сани с парусом. Народы Скандинавии и Северной Европы использовали их для передвижения по покрытым льдом озёрам.
Во второй половине XIX века в Дании появляются женские сани. По форме одинаковые с мужскими, они были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно, таким образом, сани закрывались и сверху, и с боков.
Piotr Olbrychowski The sledge in wilderness.
В начале ХХ века начались попытки создания саней с механическим двигателем. Первую конструкцию таких саней придумал русский инженер А.С.Кузин в 1908 году. Его модель, снабженная авиационным двигателем, который вращал винт, установленный в трубе, развивал скорость до 70 км в час. В 1935 году впервые попытались «пересадить» сани на лыжные полозья. Так появились первые снегокаты — своеобразные гибриды санок и лыж. Со временем они были снабжены тормозом, рулём и даже мотором.
Прежде, чем вы посмотрите галерею картин, на которых изображены сани, мне остается добавить, что поскольку популярность саней велика, они стали видом спорта и включены в программу зимних Олимпийских игр.
Алексей Боголюбов Катание на Неве. 1854 г.
Иван Пелевин Дети в санях. 1870 г.
Илларион Прянишников Порожняки. 1872 г.
Петр Соколов Генерал Топтыгин. 1875 г.
П.П. Соколов Нападение волков на польского пана.
Николай Клодт фон Юргенсбург Зимний пейзаж с мостиком и санями.
Ярослав Весин Езда на санях 1890 г.
Василий Суриков Боярыня Морозова 1887 г.
Константин Коровин Зимой. 1894 г.
Исаак Левитан Март 1895 г.
Николай Дубовский Санный путь. 1900 г.
Алексей Степанов Катание на Масленицу. 1910 г.
Алексей Степанов На санях.
Борис Кустодиев Масленица (Масленичное катание). 1919 г.
Sven Lokko Koulu (В школу) 1931 г.