сандуновские бани история возникновения
Как пара актеров основала самые знаменитые купальни в Москве: Сандуновские бани
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Прекрасная история о юной воспитаннице театрального училища и милостивой государыне за пару веков так обросла легендами, что стала похожа на сказку. Согласно самой распространенной версии, молодая певица впервые лично встретилась с Екатериной II около 1790-го года после выступления в Эрмитажном театре. Восхищенная императрица вызвала девушку в свою ложу и ласково побеседовала с ней. В качестве особенной милости, она «подарила» Лизе яркую и звучную фамилию – Уранова – в честь недавно открытой планеты.
Молодая актриса была сиротой, поэтому участие самой государыни в своей судьбе посчитала за сказочное везение. Так оно на самом деле и было. Еще одним подарком императрицы стал перстень с бриллиантом. С тех пор Екатерина уделяла своей «крестнице» особое внимание, однако это не защитило будущую звезду от беды. Чуть позднее с участием этой девушки и большей частью на подмостках Эрмитажного театра разыгрался настоящий водевиль. На Елизавету Уранову обратил внимание немолодой граф Безбородко. Этот государственный деятель в те годы руководил всей почтовой службой и пользовался огромным влиянием.
«Мысль обладать Лизонькой завладела графом, – отмечал биограф артистки в 1892 году, – и он, не знавший в подобных случаях никаких препятствий, надеялся на легкую победу над такой незначительной по своему положению девушкой, какой можно было считать беззащитную воспитанницу театральной школы. Началась обычная в таких делах атака против Лизоньки. Подарки и самые обольстительные обещания были пущены в ход. Но каково было удивление Безбородко и его приспешников, когда Лизонька твердо и решительно отказалась от всех предлагавшихся и будущих благ.
Она сожгла, говорят, при посланном восемьдесят тысяч рублей, которые прислал ей в подарок граф, бросивши их равнодушно в камин. Не помогли сластолюбивому графу его льстивые обещания богатства и роскоши; тогда был избран другой путь – путь притеснений. Сторону Безбородко приняли управляющие театрами Соймонов и Храповицкий. Императрице стали доносить, что Лизонька не слушается начальства, что она плохо учится. Императрица не верила доносам на любимицу, но это не мешало врагам Лизоньки продолжать против нее поход».
Будущая звезда, в полном соответствии с легким жанром музыкальных комедий, потому так яростно сопротивлялась настойчивым ухаживаниям, что была без памяти влюблена. Ее избранником стал актер Сила Сандунов. Выходец из грузинских дворян, он прослужил несколько лет чиновником и стал наконец актером. Руководство театров, в которых играли влюбленные, подкупленные графом, делали все, чтобы разлучить влюбленных, однако у этой части истории конец был счастливым.
В Эрмитажном театре шла премьера – давали оперу «Федул с детьми», либретто для которой сочинила сама Екатерина II. Лиза Уранова исполнила роль Дуняши настолько блистательно, что публика устроила громкие овации. Императрица была довольна. Однако в конце арии юная исполнительница «не по роли» упала на колени и обратилась к своей высочайшей покровительнице с просьбой принять прошение. Артистка описала все интриги против нее и Сандунова.
Императрица уволила директоров театров Храповицкого и Соймонова, потворствовавших притязаниям Безбородко, и благословила влюбленных. Историки считают, что, возможно, эта яркая и запоминающаяся эскапада была проведена с ведома самой Екатерины. После этого случая «наказания злодеев» и «победы любви» за ней закрепился образ «доброй государыни», что было важно в то время. Случай стал широко известен, и в роман «Капитанская дочка» Пушкин включил похожий эпизод.
Позднее Сандуновы переехали в Москву. Лиза по-прежнему блистала в театре, а ее супруг стал режиссером, но со временем разочаровался в этом занятии. Продав бриллианты, подаренные на свадьбу императрицей, супруги приобрели участок земли по реке Неглинной. Именно здесь и был заложен знаменитый комплекс. В 1808 году Сандуновские бани приняли первых посетителей и стали настоящей сенсацией:
«В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, — каждый находил здесь свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского Моэт и Аи. В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.» («Москва и москвичи»)
Однако именно бани, судя по всему, стали причиной разлада в семье. Несколько лет спустя брак, благословленный самой императрицей, распался. Бани после развода остались в собственности Елизаветы Урановой, но сохранили свое первоначальное название. Сегодня старейшие бани столицы признаны архитектурным и инженерным чудом и охраняются как объект культурного наследия. Интерьеры различных частей знаменитого комплекса мы можем увидеть в десятке фильмов: Эйзенштейн два раза имитировал в огромном бассейне морские и озерные баталии – при съемках «Броненосца Потемкина» и «Александра Невского»; в Сандуновские бани под Новый год ходили герои фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» и там же снимал сцену бала для «Мастера и Маргариты» Юрий Кара.
Бани порой могут удивлять ученых, занимающихся их историей. Например, недавно Преподнесли сюрпризы древние римские бани, найденные в Турции
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Романтическая история Сандуновских бань, в которые захаживал сам Пушкин
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Актёрский роман и влюблённый граф
Основателями Сандуновских бань стала влюбленная парочка актеров из театра Екатерины II. Сила Сандунов и Елизавета Уранова познакомились на сцене и между ними вспыхнула искра. Но для их любви возникла серьёзная преграда. Граф Безбородко, побывав на спектакле и увидев Лизу, увлёкся ей. Вначале он пытался понравиться красавице, дарил ей подарки и вкладывал в букеты деньги. Однако, актрису это не впечатляло, она решила связать свою жизнь с Силой. Узнав об этом, граф принял кардинальное решение: отправил молодого соперника в Херсон, а Елизавету решил тайно привезти в свои покои.
Но Лиза решила противостоять барской воле. Как-то в опере прямо со сцены актриса спела песню о девичьей доле, рассказала о барине, который при помощи подарков и денег пытается соблазнить молодую красавицу. В завершении своего выступления она протянула жалобу императрице. Екатерина прониклась сочувствием к актрисе и приказала Силу Николаевича вернуть на сцену, а молодых повенчать.
Новые московские бани
Когда супруги купили дом, оказалось, что в доме нет бани. Сила Николаевич захотел угодить молодой супруге и соорудить прекрасную баню. И тут у него в голове возник вопрос, а что если построить общественную баню. Ведь на этом можно было неплохо заработать. Собрав подарки от незадачливого поклонника, супруг возвел баню, которая в честь его получила название Сандуны.
К зданию подвели водопровод. На работу приняли самых опытных банщиков и слуг. А в буфете продавали различные напитки. Это заведение кардинально отличалось от других московских бань. Молодая супруга попросила мужа вместо предбанника делать раздевальные залы, которые были в несколько раз больше предбанников, а в престижных отделениях даже зеркала и диваны установили. Клиенты получили возможность не только помыться, но и пообщаться в приятной обстановке.
Не паром единым.
Спустя год, начали формироваться «банные» клубы. Новшество быстро приобрело популярность, и в Сандунах уже собирались представители Английского клуба. Иногда туда же заходил и Пушкин. Банщики хорошо знали этого клиента. Он любил хорошо попариться, затем погрузиться в ледяную ванну и вернуться в парилку. Один банщик не всегда справлялся с потребностями поэта, и через некоторое время его сменял другой работник бани.
Для молодых девушек Сила Николаевич тоже придумывал различные развлечения. Несколько шаек, изготовленных из серебра, пользовались у дам особой популярностью. Из них мылись молодые невесты перед обручением. Считалось, что эти шайки сделал Сандунов специально для своей супруги. А вот еще одна услуга, которая была не менее востребована богатыми дамочками. Приезжая в Сандуны они брали с собой своих маленьких собачек, которых прислуга мыла вместе с ними.
Новая история Сандунов
Посещать Сандуны могли не только богатые люди. Здесь можно было получить услугу и за 5 и за 50 копеек, в зависимости от желаний и возможностей клиента. Отделение для бедных не было столь совершенным, но там тоже присутствовали зеркала, мягкая мебель и прочие украшения. А вот мочалку и веник в бане можно было получить бесплатно.
Простолюдины часто посещали заведения далеко не ради развлечения, именно там они лечили различные заболевания. Здесь можно было сделать массаж или получить услугу зубного врача.
В период революции многие клиенты Сандуновских бань были вынуждены иммигрировать. Заведение постепенно утратило свою популярность. В бане уже не столько парились, сколько использовали их в качестве интерьера при съемках какого-либо фильма. Например «Броненосец Потемкин» был снят именно в бассейне Сандунов. В этих банях Юрий Кара снимал сцену великого бала у сатаны для своих «Мастера и Маргариты».
И в заключение.
В заключение стоит сказать, что на материалах владельцы бань никогда не экономили: плитку везли из Англии и Германии, а мрамор – из Италии. На богатство и затейливость тоже не скупились: банные покои декоратор Калугин и архитектор Фрейденберг превратили в череду великолепных стилизаторских этюдов. В залах бань можно увидеть и рококо, и неорококо, и неоготику. И это больше, чем просто купеческий шик. Именно такие банные заведения в то время появлялись в столицах Европы, владельцы и создатели Сандунов в 1896 году действительно пересмотрели все западные образцы жанра. Вот только в Париже или Вене никому в голову не придёт говорить о том, что публичные бани – одна из главных городских достопримечательностей. Тогда как Сандуны уже более века считают национальным достоянием.
После долгих лет забвения Сандуновские бани, самые известные публичные бани в России, были восстановлены в своём прежнем великолепии. Расположенные недалеко от Кремля 100-летние бани пользовались популярностью у членов компартии. Сегодня они стали излюбленным местом встреч бизнесменов и не бедных людей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Уходим в пар: как Сандуны стали дворцом для мытья
125 лет назад, 14 февраля 1896 года, заново открылись знаменитые Сандуновские бани — бесспорно, самые известные, шикарные и старейшие из сегодня действующих в столице. Точнее, юбилей сегодня отмечает только новое здание прославленного помывочного комплекса — основание легендарных Сандунов относится к временам «Очакова и покоренья Крыма». «Известия» вспомнили историю русской бани вообще и главной столичной в частности.
Омовенье, а не мученье
Спор о том, какая страна является родиной настоящих бань, ведется уже не одно столетие и, видимо, не завершится никогда. Очевидно, что изначально люди использовали для мытья пресную воду, а там, где в силу разных причин ее не хватало, человек научился очищать кожу посредством искусственной стимуляции потоотделения. Проще говоря, мыться с помощью пара и пота.
Наверное, самое раннее из дошедших до нас упоминаний бани относится к эпохе античности — Геродот писал, что скифы использовали передвижные бани-шатры. В центре такого сооружения раскладывали костер, обложенный большими валунами. Когда камни накалялись добела, дымящиеся поленья убирали, отверстие дымохода закрывали, а камни поливали водой либо травяными настоями. Получалось подобие передвижной парной. Судя по тому, что греческий историк писал об этом с некоторым удивлением, в эллинском мире такой способ мытья тогда не практиковали. Впрочем, пройдет всего несколько веков, и знаменитые римские термы станут неотъемлемой частью быта всего цивилизованного мира.
Действующие бани Kral Kızı времен Римской империи в турецкой провинции Йозгат включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
В наших краях мраморных терм не строили, но искусство парения знали отлично. Первоначально бани устраивали в землянках, потом в срубах. За честь именоваться родоначальниками могут поспорить балтские и угро-финские народы, населявшие территорию северо-восточной Европы, а вот пришедшие туда в середине первого тысячелетия славяне вряд ли были знакомы с парными. Такой вывод можно сделать исходя из того, что другие ветви славян (южные, западные) и в более позднее время бани не культивировали.
Не исключено, что какую-то роль в распространении парных бань сыграли и викинги, которые традиционно строили похожие на наши бани басту. Так или иначе мы можем констатировать, что среди славянских племен, населявших территорию современных России и Белоруссии, банное искусство прижилось и вскоре стало своего рода национальной традицией. В отечественных письменных источниках баня впервые упоминается в «Повести временных лет», причем в нескольких эпизодах, например в легенде о путешествии апостола Андрея Первозванного в Новгород:
«Повесть временных лет». Подготовка текста и перевод Д.С. Лихачева
Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья гибкие и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, обольются водою студеною, и тогда только оживут. И творят так всякий день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и этим совершают омовенье себе, а не мученье
Мужчины окунаются после бани в проруби реки Великая в городе Остров Псковской области
К окончанию Средневековья русская баня прочно занимает положение одной из главных достопримечательностей Московии и важного звена национальной самоидентификации. Для русских это была и повседневная необходимость, и наслаждение, и лекарство, и предмет для гордости, что просматривается во множестве сообщений иностранцев, гостивших на Руси в XVI–XVII веках. Больше всего их поражала способность русских терпеть высокую температуру, непонятная им любовь к битью вениками, а также то, что в общественных банях женщины мылись вместе с мужчинами, причем все ходили обнаженными. Это совершенно не смущало русских, но казалось европейцам верхом неприличия.
Иван Грозный в 1551 году, Алексей Михайлович в 1643-м, правительствующий Сенат спустя столетие и Екатерина Великая в «Уставе благочиния» 1782 года пытались запретить совместное посещение бань, но уже из того, что происходило это регулярно, становится понятно, что успеха запреты не имели.
В городах существовали как частные семейные бани, так и общественные «торговые» — считается, что в Москве они получили распространение в конце XVI века при Борисе Годунове. Строили бани по берегам рек, прежде всего вдоль Москвы и Неглинки. На берегу стояли «журавли» с помощью которых посетители сами набирали воду, а после парилки люди прыгали прямо в реку или купались в снегу. Стоит отметить, что вода в реках в черте города вряд ли отвечала даже минимальным санитарным нормам, но в те годы это мало кого останавливало.
Картина Фирса Журавлева «Девичник в бане», 1885 год
Ситуация стала меняться лишь при Екатерине II. Эпидемия чумы 1770 года и последовавший за ней бунт в Москве вынудили власти регламентировать некоторые аспекты городского хозяйства. Появились первые общественные больницы, кладбища были вынесены за черту города, началось строительство канализации и первого в Москве Мытищинского водопровода. Пришла пора для перемен и в банном царстве.
Роковая любовь и императорские бриллианты
Именно в этот момент и начинается история Сандуновских бань, причем история на редкость романтическая. Императрица Екатерина любила театр, особенно оперу. А на сцене придворного театра «Эрмитаж» в конце 80-х годов XVIII века блистала юная Елизавета Уранова (Федорова). Кроме потрясающего меццо-сопрано и драматического таланта Уранова была наделена удивительным очарованием, что привлекло к ней внимание могущественного вельможи графа Александра Безбородко, слывшего одним из самых знаменитых ловеласов той эпохи.
Действительный тайный советник и статс-секретарь не стеснялся в методах и не жалел средств, но юная певица была неприступна. Не помогли даже уговоры директоров театра, которые хотели оказать услугу царедворцу. Когда же ухаживания стали совершенно несносны, Уранова упала в ноги императрице и рассказала, что не может уступить графу, поскольку без ума любит другого. Сентиментальная Екатерина была так растрогана, что лично взялась устроить свадьбу влюбленных, подобрала Лизоньке платье из своего гардероба и одарила великолепными бриллиантами. Венчание состоялось 14 февраля 1791 года в придворной церкви в присутствии самой императрицы.
Интерьер Сандуновских бань
Избранником же Урановой оказался известный актер Сила Сандунов. Настоящее имя его было Силован Зандукели, и происходил он из старинного и благородного грузинского рода. Его предки приехали в Россию вместе с царем Вахтангом VI еще в правление Петра Великого и с тех пор верно служили русской короне. Силован получил хорошее образование, но увлекся сценой и вскоре стал премьером московского Петровского театра, который стоял на месте нынешнего Большого. Вскоре талантливого артиста пригласили в придворный театр, где он и познакомился с Лизонькой Урановой. И хотя за юной красавицей волочилась половина Петербурга, она отдала свое сердце красавцу-грузину.
Екатерина вскоре умерла, а ее сын Павел не только возвратил опального Безбородко ко двору, но сделал его канцлером и светлейшим князем. Чете Сандуновых ничего не оставалось, как покинуть столицу и переехать в Москву, подальше от капризного императора, недолюбливавшего всех, кто удостоился хотя бы малых милостей ненавидимой им матери.
Чтобы меньше зависеть от превратностей актерской судьбы (тут как раз Петровский театр сгорел), решено было вложить сбережения в какое-то прибыльное дело. Сначала речь шла о строительстве доходных домов и магазинов, но потом Сила увлекся идеей строительства роскошной бани. Местом выбрали престижный район реки Неглинки, которую незадолго до этого убрали в трубу.
Сандунов серьезно подошел к делу и специально изучал банное искусство. Он побывал во всех московских банях, изучил все банные уставы, собрал отзывы завсегдатаев. Он решил сделать бани не простонародные, а элитные, в которые не стыдно было бы ходить представителям высшего московского общества. В 1808 году первые Сандуны открылись для посетителей.
Владимир Гиляровский, «Москва и москвичи»
В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, — каждый находил здесь свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского Моэт и Аи. В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.
Бани у Силы Сандунова получились на славу. Гиляровский уверяет, что в них любили бывать Денис Васильевич Давыдов и Александр Сергеевич Пушкин. Сам писатель, естественно, видеть этого не мог, но ссылается на рассказы ветеранов-завсегдатаев. А вот семейное счастье Сандуновым сохранить не удалось, и, говорят, виной тому тоже стала баня: Сила записал собственность на себя, хотя средства вложил общие. Елизавета Семеновна обиделась и уехала в столицу. Другие источники уверяют, что к размолвке привело неуемное влечение горячего потомка грузинских князей к слабому полу. Сила завещал бани своей «воспитаннице» (так деликатно именовалась любовница) и их общему сыну, потом был долгий суд с Елизаветой Сандуновой. Бани стали сдавать внаем, хотя былой славы они не потеряли и в последующие полвека.
Дворец пара и веника
Бани несколько раз меняли владельцев, пока за долги не оказались в собственности у купца первой гильдии Ивана Григорьевича Фирсанова. Один из самых богатых московских дельцов вроде бы собирался всерьез заняться банным делом, но безвременно почил. Наследницей огромного состояния и Сандуновских бань оказалась единственная дочь купца Вера Ивановна.
Это была незаурядная женщина, хотя поначалу ей была уготована вполне заурядная судьба — по воле отца ее рано выдали замуж за некоего банкира Воронина, в Учетном банке которого купец хранил свои сбережения. После смерти отца она за огромные деньги выкупила свою свободу: за миллион рублей муж в суде признал вину в супружеской измене и Вера получила развод. Теперь делами она занималась сама, став одной из первых в России предпринимательниц.
Фирсанова оказалась способной к бизнесу, дела шли в гору. При этом молодая красавица вела активную светскую жизнь, держала салон, покровительствовала художникам и музыкантам. Она регулярно меняла ухажеров, никогда не доводя дело до свадьбы. Так продолжалось, пока сердцем Веры Ивановны не завладел отставной гвардейский офицер Алексей Ганецкий.
Именно Ганецкому принадлежала идея строительства новых Сандуновских бань. Старое здание простояло уже три четверти века и морально устарело, к тому же неподалеку в Театральном проезде купец Хлудов в 1889 году открыл свои бани (Хлудовские, Китайские, или Центральные), которые роскошью и оснащением значительно превосходили старые Сандуны.
Сохранившийся интерьер Хлудовских бань, которые перестали существовать в начале 1990-х годов
Это были бани нового времени — с косметическими кабинетами, парикмахерской, ателье, механической прачечной и шикарными ресторанами. Клиенты стали перетекать к Хлудову, доходы от Сандунов упали, так что реконструкция становилась насущной необходимостью. Вере Ивановне идея строительства новых бань понравилась, и Алексей Николаевич с энтузиазмом взялся за дело.
Чтобы бани стали лучшими в Москве и соответствовали высшим мировым стандартам, супруги лично объездили самые знаменитые бани Европы, от Ирландии до Турции. Для создания проекта пригласили модного архитектора Бориса Фрейденберга, однако из-за взбалмошного характера Алексея Николаевича тот не сумел завершить строительство и Сандуны были завершены его помощником, Сергеем Калугиным.
Роскошью Сандуновские бани должны были не уступать римским термам Каракаллы. В духе модной тогда эклектики в оформлении фасадов были использованы мотивы различных архитектурных стилей: ренессанса, барокко, классицизма, рококо, мавританского стиля и готики. Особенно впечатляюще выглядела яркая декорация центрального ризалита с крупной проходной аркой в центре. Над аркой по сторонам полукруглого окна расположились скульптуры плывущих мифологических морских коней, на спинах которых восседал полуобнаженный мужчина, трубящий в большой рог, и женщина, играющая на лире. Всё аристократически элегантно, в то же время с богатым купеческим размахом.
Бассейн в Сандунах
Для оформления использовались только самые лучшие материалы: мрамор и гранит привезли из Италии и Норвегии, плитку и кафель — из Швейцарии и Англии. Над оформлением уникальных интерьеров — арабского дворика, мавританского и готического залов — работали лучшие художники, декораторы и техники. Потолки и мебель были выполнены из мореной сосны, стены и карнизы украшены позолоченной лепниной, настенной живописью и восточными орнаментами, лестничные ограждения и светильники были отлиты из чугуна и бронзы. Многое из этого великолепия по сей день радует посетителей Сандунов.
Комплекс занял полквартала рядом с Неглинной улицей. На первых этажах находились конторы и магазины с отдельным входом, в том числе знаменитое нотное издательство и магазин «Торгового дома П.И. Юргенсона», продававший ноты и музыкальные инструменты. На втором этаже были расположены гостиница и меблированные квартиры. Большую же часть основного трехэтажного здания заняли бани различного уровня и открытый бассейн. В комплекс также входили автономные насосная и электрическая (одна из первых в Москве!) станции, прачечная, котельная, инженерный корпус — всего семь вспомогательных зданий. Вода в Сандуны шла по специально проложенному водопроводу из Бабьегорской плотины и, перед тем как попасть в бани, очищалась американскими фильтрами «Нептун». Для питья использовалась вода из артезианского колодца, специально пробуренного на территории банного комплекса.
Бани открылись для публики 14 февраля 1896 года, и для Москвы это стало значительным событием. По указанию Ганецкого пускали всех бесплатно, определяя разряды исключительно по внешнему виду. Публика довольно быстро разделилась — кто-то ходил исключительно в фирсановские Сандуны, другие сохраняли верность Хлудовским баням. Хозяева эту конкуренцию поддерживали, приглашая лучших парикмахеров и поваров, предлагая всё новые услуги.
Например, в Сандунах придумали сервис для дам с собачками: пока хозяйка принимает банные процедуры, ее питомца моют и постригают специально обученные мастера. Довольно быстро сформировали своего рода банные сообщества — известно, например, что музыканты Большого и артисты Малого предпочитали Хлудовские бани, а певцы — Сандуновские. Часто бывал там и Шаляпин, который уверял, что особый пар Сандунов благотворно влияет на его голос.
Самые дорогие кабинеты ценой 5 рублей состояли из пяти комнат: раздевальни, гостиной, будуара, бани и парильни. Кабинеты располагались отдельно. Общие бани делились на шесть разрядов — три женские и три мужские. В самом дорогом дамском разряде за 30 копеек имелись гостиная с мягкой мебелью, зеркалами и коврами и раздевальня в стиле королей Людовиков. В мыльной комнате стояли мраморные скамьи, а в бассейне текла проточная вода.
Мужчинам за 50 копеек полагалось не менее изысканное убранство: вестибюль рококо с золочеными сводами и живыми растениями, готическая раздевальня с высоким черным дубовым потолком, восточная гостиная, парикмахерская и бассейн в помпейском стиле с колоннами и стеклянным потолком. Самые дешевые, пятикопеечные бани имели простую добротную мебель, душевые кабины и открытый бассейн. Посетителей обслуживали 400 «молодцев» (банщиков), не считая огромного штата уборщиков, парикмахеров, официантов и прочей обслуги.
Как и старым владельцам Сандуновым, Ганецким баня семейного счастья не принесла. Вскоре после окончания строительства Алексей Николаевич начал играть и настолько неудачно, что бани пришлось заложить. Супруга выплатила долг мужа, после чего с ним порвала. Алексей уехал в Южную Африку, став одним из командиров русского корпуса, сражавшегося за свободу бурских республик во время войны с Британской империей. Умер он в Париже в начале ХХ столетия (точная дата и даже год смерти неизвестны). Вера Фирсанова после революции ютилась в одной маленькой комнатке в некогда принадлежавшем ей доме. По ходатайству Шаляпина в 1928 году ей разрешили выехать во Францию, где она и скончалась спустя шесть лет.
А нам кроме Сандунов остались построенные на деньги одной из первых русских деловых женщин Петровский пассаж и знаменитый Фирсановский приют в Электрическом переулке.