самый знаменитый персонаж гоголя
Чичиков Павел Иванович
П. Чичиков. Актер В. Невинный. Постановка МХАТ. 1979
Павел Иванович Чичиков, главный герой «Мертвых душ». В Чичикове воплощены черты зарождающегося в России класса ловких дельцов, предпринимателей-авантюристов, готовых идти на все ради обогащения. Гоголь хотел создать произведение о прошлом, настоящем и будущем России, а средством для воплощения своей идеи избрал повествование о похождениях главного героя – отставного чиновника Павла Ивановича Чичикова.
Описание героя
Чичиков – персонаж многогранный, его нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. Павел Иванович Чичиков – мужчина «приличных средних лет». Точный возраст героя Гоголь не указал, но, судя по всему, ему около тридцати пяти лет. Чичиков не красавец, но приятен внешне, словом, «таков, как следует быть мужчине». Упитан, но не чрезмерно: формы у него «круглые и приличные». Даже голос его звучит приятно для окружающих. Чичиков очень педантичен и чистоплотен. Щеки он брил так гладко, что они походили на «настоящий атлас», постоянно был «вспрыснут одеколоном». Чичикову нравится собственное лицо, в котором он «привлекательнее всего находил подбородок». Герой аккуратен, постоянно перебирает свои вещи, уложенные в специальные коробочки, тщательно заботится о парадном наряде – фраке «брусничного цвета с искрой». Такая чистоплотность, аккуратность и общая «приятность» Чичикова заставляет людей высшего сословия принимать его за представителя своего круга. Герой стесняется своего происхождения и хочет производить на людей более высокого сословия благоприятное впечатление, поэтому ездит на хорошей бричке и носит дорогой костюм. Он воспитан, тактичен, умеет преподнести себя в обществе «с своими обворожительными качествами и приемами».
Никакими выдающимися качествами Павел Иванович не обладает. Если другие персонажи наделены специфическими чертами, то Чичиков нарочно усреднен. У него абсолютно все среднее: и возраст, и внешность, и способности. Даже вредных привычек герой не имеет. Интересно, что все это не создает впечатления добропорядочного человека. Все описанные черты – отнюдь не показатель высоких моральных качеств Чичикова. Павел Иванович циничен, у него один жизненный мотив – выгода. Все положительное в нем теряет свой ореол именно потому, что просматривается через призму выгоды.
Происхождение и образование
Отец дает наставления Павлуше Чичикову. Иллюстрация. Художник А. Агин
Павел Иванович состоял в звании коллежского советника, а это достаточно высокий чин в царской России описываемого периода. Происхождение героя, по словам автора, «темно и скромно». Как выяснилось в конце поэмы, вырос Чичиков в бедной дворянской семье. Сам же Павел Иванович осознает себя как человека «без племени и роду». Родители его, если судить по тому немногому, что написано о них в поэме, были людьми довольно добропорядочными и трудолюбивыми, но сколотить капитал не смогли. Отец оставил юному Павлу лишь медь, зато научил главному, что определило цель всей его дальнейшей жизни: «… береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете…». Впрочем, родитель дал сыну еще один дельный совет – учиться. Успехами в провинциальном училище Павел не блистал, но вел себя прилично, был прилежен и опрятен. Полученное образование не сулило мгновенных перспектив, а Чичикову хотелось разбогатеть быстро и наверняка.
Развитие образа
О развитии героя можно судить на основании одиннадцатой главы произведения, в которой автор описывает жизнь Чичикова до его появления в городе NN.
Становление его личности началось еще в далеком времени, именуемом детством. Но детство героя можно назвать таковым лишь с большой натяжкой. Бесцветные, серые, сменяющие друг друга будни, отсутствие друзей, родительской ласки, интересов и развлечений, постоянная скука – все это наложило свой отпечаток на характер юного Чичикова. Лишенный периода так называемой детскости, герой уже с малых лет проявлял такие черты, как невероятная рачительность и терпеливость, что выражалось в его стремлении приращивать капитал к отцовской полтине меди. Эта страсть, в свою очередь, породила такие черты характера, как изобретательность и хваткость. Занимаясь спекуляцией, Павел мог делать деньги практически из воздуха. Так, однажды он очень выгодно продал снегиря, которого слепил из воска, неплохой доход приносила ему и перепродажа дешевых булочек.
Поступив в училище, молодой Чичиков строго придерживается наказа, данного ему отцом при расставании: всегда и во всем угождать учителям и начальству. Напутствие отца: «С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными» становится определяющим в поведении Чичикова. Такие черты, как приспособленчество и угодничество вкупе с природной дипломатией и сообразительностью приносят герою неплохие бонусы в виде особого расположения к нему учителей и согруппников.
Чичиков и Плюшкин. Иллюстрация. Художник А. Агин
На службе к уже имеющимся чертам характера Чичикова присоединяются такие, как склонность к аферам и мошенничеству. Так, втеревшись в доверие к начальнику казенной палаты, он самым коварным способом занимает его место. Таким образом, используя подлоги и махинации, он строит свою карьеру. На этом пути его сопровождают то взлеты, то падения, не раз ему приходится все начинать с нуля.
Жажда обогащения любым способом и развившаяся у него страсть к накопительству не дают ему права сдаваться. В один прекрасный момент Чичиков решает заняться скупкой умерших крестьян, с целью получения за них выплаты от государства, как за живых людей. Это решение и приводит его в город NN, где с ним впервые знакомится читатель. К этому моменту Чичиков представляет собой законченного афериста, не лишенного, однако, некоторого обаяния.
Роль героя в произведении
Образ Чичикова – собирательный, он сочетает в себе характерные черты представителя нарождающегося в России буржуазного класса. Кроме того, главный герой, как зеркало, отображает пороки остальных персонажей –русских помещиков.
Нанося визит очередному владельцу «мертвых душ», Павел Иванович очень тонко улавливает суть человека и перенимает манеру его поведения, как бы «прорисовывает» его образ для читателя. Герои характеризуются не только сами по себе, но и через призму их отношений с Чичиковым. Пороки Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина становятся выпуклыми: перед мысленным взором читателя возникает собирательный образ помещичьей Руси.
Отношение автора к герою
Гоголь не делает Чичикова ни положительным, ни отрицательным персонажем, однако явно отдает должное его упорству и предприимчивости: «Он показал терпенье, пред которым ничто деревянное терпенье немца». До самого конца поэмы об истинном мнении автора можно лишь догадываться. В последней главе Гоголь «пригвоздил» своего героя, дав ему точные определения – «хозяин-приобретатель» и «подлец».
В переписке с В. А. Жуковским Гоголь называет Чичикова скотиной, отмечая его безнравственность. По мнению писателя, лишь бдительность русского народа не позволяет мошенникам развернуться в полную силу. Гоголь не скрывает, что пробиться молодому человеку без родительского капитала в России крайне сложно. На этой почве и вырастают Чичиковы, корысть в которых приумножается с каждым годом, а все духовное постепенно изживается.
Проклевывающиеся положительные черты заставляют читателя надеяться на благоприятный финал: духовное возрождение главного героя. Но классик не смог дать Павлу Ивановичу такой возможности, ведь второй том «Мертвых душ» так и не вышел в свет.
Прототипы
Сюжет «Мертвых душ» был навеян Гоголю реалиями русской жизни. Известно, что об аферах скупщиков «мертвых душ» Николай Васильевич беседовал с Пушкиным, но, к сожалению, детально их разговор нигде не описан. Конкретного человека, который бы послужил Гоголю в качестве прототипа Павла Ивановича Чичикова, не существовало. Главный герой олицетворяет собой целый класс, только-только формирующийся в России в то время.
Экранизации героя
Поэма «Мертвые души» была экранизирована неоднократно. Еще в 1909 году в ателье Ханжонкова сняли самый первый немой фильм по мотивам произведения (режиссер Петр Чардынин). Главную роль исполнил знаменитый актер немого кино Иван Камский.
В средине прошлого века вышли два фильма-спектакля «Мертвые души». Первый из них в 1960 году поставил Леонид Трауберг, пригласив на главную роль народного артиста СССР Владимира Белокурова. Вторая постановка относится к 1969 году, и осуществил ее Александр Белинский. Роль Чичикова исполнил Игорь Горбачев.
В 1974 студия «Союзмультфильм» выпустила анимационные фильмы «Похождения Чичикова. Манилов» и «Похождения Чичикова. Ноздрев». В 1984 году режиссер Михаил Швейцер снял пятисерийную картину «Мертвые души», где образ Чичикова воплотил знаменитый Александр Калягин. В 2005 сериал «Дело о «Мертвых душах», являющийся вольной интерпретацией произведения Гоголя, снял Павел Лунгин. Шиллера (прототип Чичикова) сыграл актер Павел Деревянко.
100 к 1. Самые известные герои произведений Н. В. Гоголя?
Вакула и Оксана из «Ночь перед Рождеством».
Самые известные герои произведений Николая Васильевича Гоголя:
-Чичиков Павел Иванович
-Вакула и Оксана(Ночь перед Рождеством)
Сразу, кто вспомнился это:
Плюшкин, Манилов, Чичиков, Ноздрев, Коробочка, Собакевич из «Мертвых душ»
Бобчинский и Добчинский, Хлестаков из «Ревизора»
Тарас Бульба из одноименной повести
«Вечера на хуторе близ Диканьки»:
Панночка «Майская ночь или утопленница»
Хома, Вий, ведьма из повести «Вий»
Самые известные герои произведений Н. В. Гоголя? Как бы не забыть кого:
бурсак Хома(«Вий»), Панночка(«Майская ночь или утопленница»), несостоявшийся жених Подколёсин(«Женитьба»),Тарас Бульба,Акакий Акакиевич («Шинель»),Коробочка, Плюшкин, Манилов, Ноздрёв,Собакевич,Чичиков(«Мёртвые души»),Хлестаков(«Ревизор»), Иван Иванович и Иван Никифорович, Солоха, Пацюк, Оксана, Вакула(«Ночь перед Рождеством»).
Для меня самый яркий и незабываемый герой из произведения Николая Васильевича Гоголя это конечно же Тарас Бульба. Для меня это самый яркий и сильный герой его книг. Еще мне очень нравятся его произведения и герои из цикла «Миргород» : это «Вий»,»Тарас Бульба»,»Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»,»Старосветские помещики». Ну и конечно же герои его страшных сказок и рассказов из «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Хлестаков Иван Александрович, Вий, Хома Брут, Панночка, Тарас Бульба, Остап и Андрий, Собакевич, Коробочка, кузнец Вакула, колежский асессор Ковалев, Башмачкин, Басаврюк, Пацюк, Хивря, Голопупенко, Земляника, Держиморда.
Бобченский и Добченский
Иван Иванович и Иван Никифорович
Солоха (А что это у вас, уважаемая Солоха?)
Чуден Днепр в ясную погоду 🙂
Меня посетила внезапная мысль: у Гоголя нет не известных героев. Однако, среди них есть и наиболее известные персонажи. Вот они:
Акакий Акакиевич (Башмачкин).
Самые известные герои произведений Гоголя:
Тарас Бульба, черт, Вий, Паночка, Хлестаков, Манилов, Городничий, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Вакула, Оксана, Солоха, Пацюк, Чуб, Чичиков, Акакий Акакиевич.
Когда-нибудь русские автомобили станут настоящим раритетом, а сейчас пока они являются необходимым средством передвижения многих из нас. Самыми известными являются:
Правильными ответами на этот вопрос в завтрашней игре «100 к 1» стали такие ответы:
Также в качестве ответов предлагались и такие варианты:
100 к 1. Самый известный персонаж у Гоголя (андроид)?
Персонажи, которые стали известными благодаря писателю Н.В.Гоголю по мнению опрошенных игроков:
Ответами на вопрос:»Самый известный персонаж у Гоголя (для андроида)?»,есть варианты
«100 к 1» решило устроить нам ЕГЭшку, махонькую такую, литературненькую, в пределах творчества Гоголя. Называем правильно самых известных персонажей из его произведений:
В игре предложено вспомнить произведения Гоголя и назвать самых известных персонажей. Вот кого из персонажей перечислили участники сегодняшней игры
На первом месте- Вий 40 баллов
Вторая строчка досталась- Чичикову 80 баллов
На третьем месте- Нос 120 баллов
Четвертая строка в игре- Ревизор 160 баллов
Пятым назван- Вакула 200 баллов
Шестой известный персонаж- Тарас Бульба 240 баллов
Лидирует среди героев ВИЙ из одноименного произведения.
Следом расположился ЧИЧИКОВ. Этот представляет «Мёртвые души».
Потом есть РЕВИЗОР, который также из одноименного произведения.
На 200 поставили ВАКУЛА, он из «Вечеров..»
И еще имеется ТАРАС, он БУЛЬБА. За него 240.
В произведениях Николая Васильевича гоголя фигурирует очень много разных персонажей, практически все они весьма харизматичны и легко запоминаемы. Вот список гоголевских героев, который предоставили любители играть в «100 к 1»:
Чтобы пройти данный вопрос отвечать нужно следующим образом:
На первом месте герой мистической повести Николая Васильевича «Вий», он получает 40 баллов,
Вторая место досталось герою «Мертвых душ» Чичикову, он набирает 80 баллов,
Четвертая строка достается герою известной комедии Ревизору, он получает к набранной сумме еще 160 баллов,
Пятое место у героя повести «Ночь перед рождеством» Вакулы, он получает 200 баллов,
В багажнике, в первую очередь, можно увидеть запаску, и такой ответ принесет игрокам всего 40 призовых баллов.
Третье место досталось колесу, стоимостью 120 призовых баллов.
Далее идет аптечка, и она подарит еще 200 призовых баллов.
Шестое место на табло занимает насос, за который причитается 240 призовых баллов.
Далее идут какие-либо инструменты, за них полагается 280 призовых баллов.
А завершить игру поможет чемодан, который даст возможность заработать финальные 320 призовых баллов.
На рыбалке естественно едят уху, если конечно рыбу удается поймать, едят консервы или тушенку, не обходится рыбалка и без водки. Игроки на вопрос о еде на рыбалке отвечали так
Бутерброд- 120 очков
Консервы, тушенка- 280 очков
Вот те продукты, которые стали верными ответами в игре.
Участники игры решили, что чаще всего человек говорит правду в суде, и такой ответ, занимающий первую позицию игрового табло, принесет 40 призовых баллов.
Затем игроки назвали дом, там действительно можно не кривить душой, и это еще 80 призовых баллов.
А на четвертой строке оказались такие варианты: на исповеди или в церкви, и они помогут заработать следующие 160 призовых баллов.
Пятое место занимают ответы: больница и у врача, и за них причитается 200 призовых баллов.
А закончить игру удастся, если сказать, что чаще всего люди говорят правду у полиграфа он же детектор лжи, и это финальные 240 призовых баллов.
На почтовых марках очень часто изображают известных людей: поэтов, изобретателей, правителей разных эпох. Также нередко на почтовых марках можно увидеть различные достопримечательности.
Ну а вот какие ответы на поставленный вопрос дали опрошенные участники игры «Сток одному».
На первом месте оказался город, и такой ответ принесет 40 баллов.
Второе место занимает герб, и за этот ответ полагается 80 баллов.
На третьей строке оказался портрет, оцененный в 120 баллов.
Четвертую строчку можно открыть ответом Гагарин, стоимостью 160 баллов.
На пятом месте расположился ответ памятник за 200 баллов.
Седьмую строку занял ответ Кремль за 280 баллов.
Последним ответом на восьмой строке за 320 баллов оказался Ленин.
«Гоголевские типы» в иллюстрациях журнала «Пчела»
Уже классическими стали иллюстрации к гоголевским «Мёртвым душам» художника Петра Боклевского, впервые опубликованные в журнале «Пчела» в 1875 году. Боклевский специализировался на карикатурах и визуализировал персонажей произведений русской литературы. Рисунки героев из «Ревизора» и «Мёртвых душ» были столь жизненными, что театральные актёры гримировались «под Боклевского».
В целом в «Пчеле», недолго просуществовавшем издании, печатались рассказы модных в то время литераторов и репродукции картин, некоторые из которых стали затем классикой. Так что сочетание живописи и литературы было уместным для аудитории журнала. Впоследствии серию рисунков к «Мёртвым душам» завершал не Боклевский, а другой художник — Панов.
Воспроизведём вместе с иллюстрациями небольшие замечания самого Гоголя о своих «типах».
Главный герой. Павел Иванович Чичиков
В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвёл в городе совершенно никакого шума и не был сопровождён ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нём.
Настасья Петровна Коробочка
Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов.
Плюшкин
Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперёд, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух.
Манилов
На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Чёрт знает что такое!» — и отойдёшь подальше; если ж не отойдёшь, почувствуешь скуку смертельную.
Ноздрёв
Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.
Мижуев, зять Ноздрёва, Фетюк
Это был мужчина высокого роста, лицом худощавый, или что называют издержанный, с рыжими усиками. По загоревшему лицу его можно было заключить, что он знал, что такое дым, если не пороховой, то по крайней мере табачный…
Собакевич
Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке.
Тентетников
А между тем в существе своем Андрей Иванович был не то доброе, не то дурное существо, а просто — коптитель неба. Так как уже немало есть на белом свете людей, коптящих небо, то почему же и Тентетникову не коптить его? Впрочем, вот в немногих словах весь журнал его дня, и пусть из него судит читатель сам, какой у него был характер.
Бетрищев (персонаж второго тома)
Генерал поразил его величественной наружностью. Он был в атласном стёганом халате великолепного пурпура. Открытый взгляд, лицо мужественное, усы и большие бакенбарды с проседью, стрижка на затылке низкая, под гребёнку, шея сзади толстая, называемая в три этажа, или в три складки, с трещиной поперёк; словом, это был один из тех картинных генералов, которыми так богат был знаменитый 12‑й год.
Пётр Петрович Петух (персонаж второго тома)
Барин уже ехал возле него, одетый: травяно-зелёный нанковый сертук, жёлтые штаны и шея без галстука, на манер купидона! Боком сидел он на дрожках, занявши собою все дрожки… Когда же подъехал он к крыльцу дома, к величайшему изумлению его, толстый барин был уже на крыльце и принял его в свои объятья. Как он успел так слетать, было непостижимо. Они поцеловались, по старому русскому обычаю, троекратно навкрест: барин был старого покроя.
Афанасий Афанасьевич Муразов, благотворительный богач (персонаж второго тома)
«В другой уже раз про него слышу!» — вскрикнул Чичиков.
«Это человек, который не то, что именьем помещика, целым государством управит. Будь у меня государство, я бы его сей же час сделал министром финансов».
Лакей Чичикова Петрушка
Петрушка ходил в несколько широком коричневом сюртуке с барского плеча и имел по обычаю людей своего звания, крупный нос и губы. Характера он был больше молчаливого, чем разговорчивого; имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно всё равно, похождение ли влюблённого героя, просто букварь или молитвенник, — он всё читал с равным вниманием; если бы ему подвернули химию, он и от неё бы не отказался.
Кучер Селифан
Кучер Селифан был совершенно другой человек [по отношению к Петрушке]… Но автор весьма совестится занимать так долго читателей людьми низкого класса, зная по опыту, как неохотно они знакомятся с низкими сословиями. Таков уже русский человек: страсть сильная зазнаться с тем, который бы хотя одним чином был его повыше, и шапочное знакомство с графом или князем для него лучше всяких тесных дружеских отношений.
Приказчик Манилова
Это был человек лет под сорок, бривший бороду, ходивший в сюртуке и, по-видимому, проводивший очень покойную жизнь, потому что лицо его глядело какою-то пухлою полнотою, а желтоватый цвет кожи и маленькие глаза показывали, что он знал слишком хорошо, что такое пуховики и перины.
Фетинья, горничная Коробочки
Хозяйка вышла, и он тот же час поспешил раздеться, отдав Фетинье всю снятую с себя сбрую, как верхнюю, так и нижнюю, и Фетинья, пожелав также с своей стороны покойной ночи, утащила эти мокрые доспехи. Оставшись один, он не без удовольствия взглянул на свою постель, которая была почти до потолка. Фетинья, как видно, была мастерица взбивать перины.
Корявая старушонка
Дряблая старушонка, похожая на сушёную грушу, прошмыгнула промеж ног других, подступила к нему, всплеснула руками и взвизгнула: «Соплюнчик ты наш, да какой же ты жиденький! изморила тебя окаянная немчура!» — «Пошла ты, баба! — закричали ей тут же бороды заступом, лопатой и клином. — Ишь куды полезла, корявая!» Кто-то приворотил к этому такое словцо, от которого один только русский мужик мог не засмеяться.
Приказчик-баба
Тентетников увидел на месте, что приказчик был баба и дурак со всеми качествами дрянного приказчика, то есть вёл аккуратно счёт кур и яиц, пряжи и полотна, приносимых бабами, но не знал ни бельмеса в уборке хлеба и посевах, а в прибавленье ко всему подозревал мужиков в покушенье на жизнь свою. Дурака приказчика он выгнал, наместо его выбрал другого, бойкого.
Целовальник (владелец кабака)
Дядя лысый Пимен держал в конце деревни знаменитый кабак, которому имя было «Акулька»; в этом заведенье видели их все часы дня. Там стали они свои други, или то, что называют в народе — кабацкие завсегдатели…
Автор этого рисунка — не Боклевский, а Панов.
Иван Антонович Кувшинное рыло
Видно было вдруг, что это был уже человек благоразумных лет, не то что молодой болтун и вертопляс. Иван Антонович, казалось, имел уже далеко за сорок лет; волос на нём был чёрный, густой; вся середина лица выступала у него вперёд и пошла в нос, — словом, это было то лицо, которое называют в общежитье кувшинным рылом.
Иван Петрович, правитель канцелярии в тридевятом государстве
Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. Прошу смотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, — да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно.
Престарелый повытчик
Ничего не было в нём ровно: ни злодейского, ни доброго, и что-то страшное являлось в сем отсутствии всего. Чёрство-мраморное лицо его, без всякой резкой неправильности, не намекало ни на какое сходство; в суровой соразмерности между собою были черты его. Одни только частые рябины и ухабины, истыкавшие их, причисляли его к числу тех лиц, на которых, по народному выражению, чёрт приходил по ночам молотить горох.
Учитель Чичикова
Надобно заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков; ему казалось, что они непременно должны над ним смеяться. Достаточно было тому, который попал на замечание со стороны остроумия, достаточно было ему только пошевелиться или как-нибудь ненароком мигнуть бровью, чтобы подпасть вдруг под гнев. Он его гнал и наказывал немилосердно.
Начальник из «Повести о капитане Копейкине»
Наконец, судырь мой, выходит начальник. Ну… можете представить себе: начальник! в лице, так сказать… ну, сообразно с званием, понимаете… с чином… такое и выраженье, понимаете. Во всем столичный поведенц; подходит к одному, к другому: «Зачем вы, зачем вы, что вам угодно, какое ваше дело?» Наконец, судырь мой, к Копейкину.
Капитан Копейкин
Пролётная голова, привередлив, как чёрт, побывал и на гауптвахтах и под арестом, всего отведал. Под Красным ли или под Лейпцигом, только, можете вообразить, ему оторвало руку и ногу.