самый великий пират в истории
dymontiger
Интересное в сети!
Курьезы, юмор, а иногда и жесть, все это вы найдете здесь;)
На Карибах и за их пределами пираты будут жить в истории на волнах бравады – будь то из-за силы, неуместной славы или жестокости. Все наслаждались определенным периодом, обычно недолгим, успеха в своих водах. Окутанные преданиями и мистикой, пираты приобрели жестокую репутацию благодаря своим приключениям, которые происходили в открытом море.
Они регулярно совершали набеги и захватывали торговые корабли, грабили при каждой возможности и вели непринужденный образ жизни, который включал множество хороших вечеринок.
Однако, все не всегда шло так, как планировалось, и бесчисленные пираты погибли из-за выбранной ими профессии, и все, от болезни до битвы, представляло угрозу для их существования. Хотя их успех иногда был недолгим, привлекательность образа жизни свободно перемещающегося пирата – это то, чего многие люди до сих пор жаждут. Ниже приведен список десяти самых известных пиратов в истории мировых океанов.
Хотя имя, под которым мы теперь знаем ее, Чжэн Ши, просто означает «вдова Чжэна», наследие, которое она оставила, намного превзошло наследство ее мужа. После его смерти она сменила его и командовала более 1800 пиратскими кораблями и примерно 80 000 душами.
Для сравнения, знаменитый Черная Борода командовал четырьмя кораблями и 300 пиратами в одном столетии.
В результате, Чжэн Ши известна как одна из самых успешных пираток в известной истории.
Со своей базы в Алжире (Северная Африка) Хайреддин Барбаросса угнетал западное Средиземноморье в первой половине 16-го века. Он бесстрашно угонял корабли и грабил порты, загружая свои пиратские галеры огромными запасами сокровищ и заключенных, обреченных на рабство.
И все же Барбаросса был гораздо больше, чем солдат удачи. Он был умелым воином с политическим инстинктом, который привел его к созданию процветающего королевства, в союзе с исламской империей османских турок, он активно бросал вызов одному из самых могущественных монархов христианской Европы, испанскому императору Карлу V.
Ныне известный шотландец, который был активистом Нью-Йорка и даже участвовал в строительстве Троицкой церкви, капитан Уильям Кидд начал свой путь в качестве капера, изначально уполномоченного избавлять моря от пиратов. С неохотой он переступил грань пиратства (будучи избранным его командой в качестве капитана), хотя само его пиратство может быть сомнительным, так как его подвиги могли быть сенсационными.
Его огромным несчастьем был набег на судно Ост-Индской компании. Когда он узнал, что его преследовали за это преступление, он похоронил часть своего сокровища на острове Гардинерс, полагаясь на него как на решающий фактор для ведения переговоров. Но, пойманный в Бостоне вместе со своей женой, Уильям Кидд был в конце концов отправлен в Англию для суда.
Он был приговорен к смерти (некоторые говорили, что это несправедливо) и подвергся ужасной казни – балка, на которой весела петля для его повешения, дважды сломалась, а после того, как его убили с третьей попытки, его тело было облито смолой и повешено на цепях вдоль реки Темзы.
Капитан Морган – один из самых громких пиратов, который запугивал испанские карибские колонии в конце 1600-х годов. Морган стал главой ямайского флота и блестяще подорвал испанское правление, мешая размеренной жизни в Вест-Индии. Возможно, он ограбил более 400 кораблей за всю свою пиратскую карьеру.
Его главным достижением было захватить очень богатый Панама-Сити с тридцатью кораблями, означая при этом его самый большой грабеж. Из-за этого набега на Панама-Сити он был арестован и возвращен в Англию, но в то время возобновилась борьба между Англией и Испанией, и король Карл II посвятил Моргана в рыцари и даровал свободу в качестве заместителя губернатора Ямайки. Там он жил очень уважаемым деятелем до самой смерти.
Самый знаменитый капер своего времени, капитан Фрэнсис Дрейк много раз увольнял испанскую армию, часто по приказу самой королевы Елизаветы I. Испания, его давний и самый сильный враг, пережила многократные разрушения, потому что он безжалостно грабил испанские города у побережья Флориды.
Он также отправился в Северную Америку и потребовал новую землю на побережье Тихого океана для королевы Елизаветы, став первым англичанином, совершившим кругосветное плавание. Он даже спас неудачных английских колонистов острова Роанок у побережья Каролин и дал им проход в Англию на его судне. После прославленной карьеры Дрейк умер от дизентерии.
Трудно отделить легенду от фактов жизни Энн Бонни. Единственное, в чем мы можем быть уверены, это то, что Энн Бонни была сильной, независимой женщиной, которая намного опередила свое время. 18-й век был еще временем, когда мужчина принимал все важные решения, временем, когда у женщин было мало прав. В этом мужском мире Энн Бонни было трудно стать равным членом экипажа и уважаемым пиратом.
С помощью своего хорошего друга, Пьера, знаменитого гомосексуалиста, который руководил знаменитым женским заведением, Энн оставила своего мужа. Она сбежала с Калико Джеком Рэкамом, романтичным капитаном пиратов, который даже предложил купить ее у мужа. Джек Рэкам был типичным маленьким пиратом, который обычно нападал на прибрежное судоходство. Он был не очень успешен как пират, но он умел тратить деньги со стилем. Любовные отношения между Анной и Калико не были публичными, но на корабле все знали, что Анна была «женщиной капитана».
4. Долговязый Бен (Генри Эвери)
Генри Эвери был пиратом со многими псевдонимами: Джон Эйвери, Долговязый Бен и Бенджамин Бриджмен. Он был настолько популярен, что о нем и его приключениях было написано много книг и пьес.
Самой известной пьесой была «Успешный пират». Это история о пирате, который якобы вышел на пенсию после одного года пиратства и всю оставшуюся жизнь прожил под ложной идентификацией богатого человека.
Генри Эвери был одним из самых страшных пиратов Красного моря. Его репутация дала ему возможность организовать пиратский флот. Знаменитые пиратские капитаны, такие как Томас Тью, Уильям Уайт, Томас Уэйк и Уильям Мэй, плавали под его руководством. С пятью кораблями он был достаточно силен, чтобы атаковать даже хорошо бронированные корабли с сокровищами, которые плавали между Индией и Ближним Востоком.
3. Черный Сэм (Сэмюэль Беллами)
Считается, что он самый богатый пират из когда-либо существовавших: он накопил сокровища стоимостью в сотни миллионов в сегодняшних деньгах, прежде чем он погиб в море вместе со своим кораблем.
Капитан «Чёрный Сэм» Беллами и его команда были на борту Whydah Gally, когда он столкнулся с одной из самых сильных бурь, когда-либо зарегистрированных в Новой Англии в 1717 году, и затонул, убив большинство на борту и положив сокровища на дно океана.
2. Черный Барт (Бартоломью Робертс)
Команда Черного Барта восхищалась его смелостью авантюриста, называя его «оружейным доказательством» – хотя он был вынужден заниматься пиратством, будучи когда-то офицером на борту корабля, захваченного пиратом Хауэллом Дэвисом.
Навигационные навыки, обаяние и бравада Робертса наградили его золотым ореолом в глазах его людей. Он ограбил более 400 кораблей, грандиозный рекорд.
1. Черная Борода (Эдвард Тич)
Чрезвычайно искусный в захвате кораблей и разграблении добычи, пират Черная Борода вселил страх в сердца моряков Нового Света – и в наши дни он, несомненно, самый известный пират всех времен.
Вы можете найти статуи Черной Бороды в Северной Каролине и на Виргинских островах США. В честь него была названа марка мужской краски для волос. И город Хэмптон, штат Вирджиния, устраивает ежегодный пиратский фестиваль в его честь.
5 самых ужасающих пиратов в истории, которых боялись даже профессиональные военные моряки
Современная культура наполнена огромным количеством историй про пиратов гоняющихся за сокровищами, а также романтизированных рассказов о благородных пиратах, вечно попадающих в приключения.
Однако, реальная история пиратства немного отличается от образа романтизированных морских разбойниках и про жестокость некоторых из них ходили настоящие легенды и сочинялись страшные истории.
Сегодня мы расскажем про 5 самых устрашающих пиратов, которых боялись встретить даже профессиональные военные моряки:
Франсуа л’Олонэ
(французский пират; годы жизни 1630—1671 гг.)
Франсуа л’Олонэ был французским пиратом, который питал сильную ненависть к испанцам и агрессивно выплескивал её во время сражений, как на море, так и на суше. И всего за несколько лет ему удалось внести своё имя в список одного из самых опасных пиратов в истории.
Ходят слухи, что однажды Франсуа л’Олонэ прилюдно вытащил и съел бьющeecя cepдце испанского капитана, прежде чем yбить всю оставшуюся команду моряков, кроме одного человека. Этому бедному выжившему пиратский капитал передал письмо для губернатора Кубы (тогда это была испанская колония), в котором л’Олонэ торжественно поклялся, что теперь никогда не оставит в живых ни одного испанца встретившегося на его пути, а также подробно расписал, что он сделает с самим губернатором. Ходят слухи, что когда губернатор Кубы узнал об этом и прочел письмо, он упал схватившись за сердце и чуть ли не получил инфаркт.
Многим именитым испанским экипажам в случае столкновения с флотом французского пирата приходилось сражаться до последнего, прекрасно осознавая, что пощады они от него не дождутся.
Но однажды Франсуа л’Олонэ поплатился за свои злодеяния, когда он и его команда попала в лапы дикарей-каннибалов «индиос бравос» на островах Маис. Свидетели, которым удалось сбежать, выжить и добраться до Тортуги, рассказывали истории о том, что бесстрашный «капитан л’Олонэ был paзopвaн в клочья, зaжapeн и съeдeн каннибалами».
Нед Лоу
(британский пират; годы жизни 1690-1724 гг.)
Английский преступник Нед Лоу, выросший беспризорником на грязных улицах Лондона и вышедший в море ради заработков, был случайно провозглашен пиратским капитаном в следствие бунта. Всего за несколько лет Нед Лоу собрал достаточно серьезные военно-морские силы и прослыл одним из самых страшных и опасных пиратов к которому боялись попасть в плен даже профессиональные британские моряки служившие на фрегатах.
В свою команду Лоу не брал женатых мужчин, но зато был всегда уважителен по отношению к женщинам и если они попадали в плен, то он запрещал их трогать и всегда высаживал в безопасном месте.
Так или иначе, многие историки говорят, что первые годы руководства на своем корабле Лоу был очень грамотным капитаном, он ввел правила, которые нельзя было нарушать и строго наказывал, если пираты их нарушали. Однако, набирал он в свою команду только самых отъявленных отморозков и стал сильнее всего известен из-за своей чрезмерной жестокости и любви к пыткам по отношению к поверженным противникам.
Чем дольше пиратствовал Нед Лоу, тем более ужасные вещи он вытворял с пленными, что даже многие известные пираты того времени считали это неприемлемым. Помимо сжигaния людей зaживo или сдиpaния с них кожи, однажды Нед Лоу отрезал моряку португальского судна гyбы за то, что тот сбросил большую часть сокровищ за борт, чтобы они не достались пиратам. Затем Лоу прилюдно зажарил их и впихнув португальцу в глoткy приказал их съесть, прежде чем yбить всю остальную команду. И это даже не распространялось только на его врагов, известно, что однажды слегка выпив, Лоу просто ради развлечения поджег один из своих ненужных кораблей с поваром на борту, заявив, что повар был «жирным парнем».
Некоторые считают, что устав от безумия и маньячнoго поведения, сама команда высадила своего капитана на необитаемый остров и сдала его за вознаграждение французам, которые затем забрали его и повесили на Мартинике.
Сэр Генри Морган
Генри Морган часто считается одним из самых жестоких и пугающих пиратов не из-за своей любви к пыткам, а из-за невероятно агрессивной пиратской экспансии и амбициозности.
Он родился в уважаемой и английской семье, но попав на службу и сдружившись пиратом Мансфильдом был назначен вице-адмиралом, а затем и вовсе стал главой ямайского пиратского флота. На доставшиеся ему деньги он уговорил свою команду купить 12 кораблей и начал активно терроризировать испанские карибские колонии (где при набегах не щадили даже детей) и корабли во второй половине 1600-х годов. Ходят слухи, что за всю свою карьеру Морган разграбил более 400 кораблей, а его величайшим достижением стал захват очень богатого города Панама-Сити.
После рейда на Панаму, Генри Морган был арестован и возвращен в Англию. Поскольку война между Англией и Испанией возобновилась, король Карл II не только помиловал Моргана, но и посвятил его в рыцари за его усилия в сражениях против Испании. К тому моменту испанцы боялись имени Генри Моргана, и прекрасно зная это, Карл II решил сыграть на этом и отправил его служить на Ямайку вице-губернатором, а также охотиться на пиратов.
Выйдя на пенсию, Генри Морган до конца своей жизни жил как уважаемый и невероятно богатый фермер.
Госпожа Чжэн
(китайская женщина-пират; годы жизни 1785-1844 гг.)
После cмеpти своего мужа, Цзин Ши взяла на себя бразды правлением в общей сложности более чем 1500 кораблями с 80 000 людьми и грабила корабли и порты вдоль побережья Южно-Китайского моря. Китайское правительство так сильно боялось Госпожи Чжэн, что даже предложило ей пиратскую амнистию в обмен на мир, который она позже приняла.
Остаток своей жизни она провела открыв крупнейшее казино и бopдель со своим вторым мyжeм, Чжаном Баоцзаем, который при этом являлся её приемным сыном.
Наверное это один из тех редких примеров в истории, когда бывшие преступники защитили своё награбленное богатство после пиратской деятельности и прожили остаток дней в комфорте.
Эдвард Тич «Черная борода»
(английский пират; годы жизни 1680–1718 гг.)
Ну а первое место занимает самый легендарный пират Карибского моря, который одним своим именем устрашал всех и вся. Эдвард Тич по прозвищу «Черная борода» был самым известным пиратом своего времени. Не было ни одного моряка, который не слышал бы разных пугающих историй про Черную Бороду.
На пике своей пиратской карьеры, Эдвард Тич возглавлял легендарный корабль «Месть королевы Анны», имел армию из 300 пиратов и захватил более сорока торговых судов в Карибском море. Ходили слухи, что он был вовлечен в темные магические ритуалы вуду, а также запихивал себе в бороду фитили, которые поджигал перед началом сражения и тем самым подрывал дух любых профессиональных военных с которыми ему приходилось сталкиваться.
После cмеpти Эдварда Тича в неравном сражении с Робертом Мэйнардом (в котором Черная Борода получил 5 пулевых и колющих ранений), легенда про Черную Бороду была романтизирована и стала источником вдохновения для многих художественных произведений на пиратскую тематику XX и начала XXI века. Сегодня Черная Борода является одним из самых популярных пиратов в истории, если даже не самым популярным реальным историческим пиратом
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Самые известные пираты
Эдвард Тич (1680-1718) более известен своим прозвищем Черная Борода. Именно из-за этого внешнего атрибута Тича считали жутким извергом. Первые упоминания о деятельности этого корсара относятся лишь к 1717 году, чем занимался англичанин до этого, осталось неизвестным. По косвенным признакам можно догадываться, что он был солдатом, но дезертировал и стал флибустьером. Тогда он уже пиратствовал, нагоняя ужас на людей своей бородой, закрывавшей практически все лицо. Тич был очень смел и отважен, чем вызвал уважение у других пиратов. В свою бороду он вплетал фитили, которые, дымясь, наводили ужас на противников. В 1716 году Эдвард получил в командование свой шлюп, чтобы проводить каперские операции против французов. Вскоре Тич захватил более крупный корабль и сделал его своим флагманом, переименовав в «Месть королевы Анны». Пират в это время действует в районе Ямайки, грабя всех подряд и набирая новых подручных. К началу 1718 года под началом Тича уже 300 человек. За год же он сумел захватить более 40 судов. Все пираты знали, что бородач на каком-то из необитаемых островов прячет клад, но так и никто и не узнал где именно. Бесчинства пирата против англичан и грабеж им колоний, вынудили власти объявить охоту за Черной бородой. Была объявлена внушительная награда и был нанят лейтенант Мейнард, который выслеживал Тича. В ноябре 1718 года пират был настигнут властями и в ходе битвы был убит. Голова Тича была отрублена, а тело подвешено на рее.
Уильям Кидд (1645-1701). Родившись в Шотландии неподалеку от доков, будущий пират с детства решил связать свою судьбу с морем. В 1688 году Кидд, являясь простым матросом, выжил в кораблекрушении около Гаити и вынужден был стать пиратом. В 1689 году, предав своих соратников, Уильям завладел фрегатом, назвав его «Благословенный Уильям». С помощью каперского патента Кидд поучаствовал в войне против французов. Зимой же 1690 года его покинула часть команды, и Кидд решил остепениться. Он женился на богатой вдове, приняв во владение земли и имущество. Но сердце пирата требовало приключений и вот, спустя 5 лет он уже снова капитан. Мощный фрегат «Отважный» призван был грабить, однако только французов. Ведь экспедиция была спонсирована государством, которому не нужны были лишние политические скандалы. Однако матросы, видя скудность прибыли, периодически поднимали бунт. Не спас ситуацию и захват богатого судна с французскими товарами. Спасаясь от своих бывших подчиненных, Кидд сдался в руки английских властей. Пират был отвезен в Лондон, где быстро стал разменной монетой в борьбе политических партий. По обвинению в пиратстве и убийстве судового офицера (который был зачинщиком мятежа) Кидда приговорили к смертной казни. В 1701 году пират был повешен, а его тело провисело в железной клетке над Темзой 23 года, как предупреждение корсарам о неминуемой каре.
Уильям Дампир (1651-1715) часто именуется не просто пиратом, но и к тому же ученым. Ведь он совершил целых три кругосветных плавания, открыв в Тихом океане множество островов. Рано осиротев, Уильям выбрал морскую стезю. Сперва он принимал участие в торговых плаваниях, а затем успел и повоевать. В 1674 году англичанин попал на Ямайку в качестве торгового агента, однако карьера в таком качестве не задалась, и Дампир вынужден был снова стать моряком торгового судна. Изучив Карибский бассейн, Уильям осел на берегу Мексиканского залива, на побережье Юкатана. Здесь он нашел друзей в виде беглых рабов и флибустьеров. Дальнейшая жизнь Дампира происходила в идее путешествий по Центральной Америке, грабеже испанских поселений на суше и на море. Он плавал в водах Чили, Панамы, Новой Испании. Дампир почти сразу же начал вести заметки о своих приключениях. В итоге в 1697 году вышла его книга «Новое путешествие вокруг света», сделавшая его знаменитым. Дампир стал вхож в самые престижные дома Лондона, поступил на королевскую службу и продолжил исследования, написав новую книгу. Однако в 1703 году на английском корабле Дампир продолжил ряд грабежей испанских судов и поселений в районе Панамы. В 1708-1710 году он принял участие в качестве штурмана корсарской кругосветной экспедиции. Труды пирата-ученого оказались настолько ценны для науки, что его принято считать одним из отцов современной океанографии.
Эдвард Лау (1690-1724) также известен как Нед Лау. Большую часть жизни этот человек промышлял мелким воровством. В 1719 году его жена умерла при родах, и Эдвард понял, что отныне его ничто не привязывает к дому. Спустя 2 года он стал пиратом, орудующим около Азорских островов, Новой Англии и в Карибском море. Это время считается закатом века пиратства, однако Лау прославился тем, что за короткое время сумел захватить более ста кораблей, проявив при этом редкостную кровожадность.
Жан Лафит (?-1826). Этот знаменитый корсар являлся еще и контрабандистом. С молчаливого согласия правительства молодого американского государства он спокойно грабил корабли Англии и Испании в Мексиканском заливе. Расцвет же деятельности пирата пришелся на 1810-е годы. Неизвестно, где и когда именно родился Жан Лафит. Вполне возможно, что он был уроженцем Гаити и являлся тайным испанским агентом. Говорили, что Лафит знал побережье залива получше многих картографов. Было точно известно, что награбленное добро он сбывал через своего брата-торговца, жившего в Новом Орлеане. Лафиты нелегально поставляли рабов в южные штаты, зато благодаря их пушкам и людям американцы смогли победить англичан в 1815 году в битве за Новый Орлеан. В 1817 году пират под давлением властей обосновался на техасском острове Гальвестон, где даже основал собственное государство Кампече. Лафит продолжал все также поставлять рабов, используя для этого посредников. Но в 1821 году один из его капитанов самолично напал на плантацию в Луизиане. И хотя Лафит наказ наглеца, власти приказали ему затопить свои корабли и покинуть остров. У пирата осталось всего два корабля из некогда целого флота. Тогда Лафит с группой своих последователей обосновался на острове Исла-Мухерес около берегов Мексики. Но даже и тогда он не нападал на американские корабли. А после 1826 года о доблестном пирате информации не встречается. В самой же Луизиане до сих пор о капитане Лафите ходят легенды. А в городе Лейк-Чарльз даже проводятся в память о нем «дни контрабандистов». Именем пирата даже назван заповедник около побережья Баратарии. А в 1958 году Голливуд даже выпустил фильм о Лафите, его сыграл Юл Бриннер.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Слово «пират» (по-латыни pirata) происходит в свою очередь от греческого peirates, с корнем peiran («пробовать, испытывать»). Таким образом, смысл слова будет «пытающий счастья». Этимология свидетельствует, насколько зыбкой была с самого начала граница между профессиями мореплавателя и пирата.
Это слово вошло в обиход примерно в IV-III веках до н.э., а до того применялось понятие «лэйстэс», известное еще Гомеру, и тесно связанное с такими материями, как грабеж, убийство, добыча.
Границы были зыбки и если вчера он был буканиром, сегодня стал капером, а завтра может стать обычным пиратом.
Из кого же комплектовались ряды пиратов?
По своему составу они не были однородны. Разные причины побуждали людей к объединению в преступное сообщество. Здесь были и искатели приключений; и мстители, поставленные «вне закона»; путешественники и исследователи, внесшие значительный вклад в дело изучения Земли в эпоху Великих географических открытий; бандиты, объявившие войну всему живому; и дельцы, считавшие грабеж обычной работой, которая при наличии определенного риска давала солидный доход.Часто пираты находили поддержку у государства, которое во время войн прибегало к их помощи, легализуя положение морских разбойников и, превращая пиратов в каперов, то есть официально разрешая им вести боевые действия против неприятеля, оставляя себе часть добычи.Чаще всего пираты действовали неподалеку от берега или среди мелких островов: так проще незаметно подобраться ближе к жертве и проще уйти от погони, в случае какой-нибудь неудачи.
Сегодня нам, избалованным успехами цивилизации и достижениями науки и техники, трудно даже представить себе, как неизмеримо велики были расстояния в век отсутствия радио, телевидения и спутниковой связи, какими далекими казались части света в представлении людей того времени. Корабль уходил из гавани, и связь с ним на много лет прерывалась. Что с ним сталось? Страны разделялись страшнейшими перегородками конкуренции, войн и вражды. Моряк исчезал из страны на несколько десятков лет и поневоле становился бездомным. Возвратившись на родину, он уже не находил никого — родные умерли, друзья забыли, его никто не ждал и никому он не был нужен. Воистину смелы были те люди, рисковавшие собой, пускаясь в неизвестность на хрупких ненадежных (по современным меркам) суденышках!
Сегодня существует вполне устоявшиеся стереотипные представления о пиратах, созданные благодаря художественной литературе. Основоположником современной литературы о пиратах можно назвать Даниэля Дефо, выпустившего три романа о похождениях пирата Джона Эйвери.
Следующим крупным писателем, писавшим также о морских разбойниках, был Вальтер Скотт, опубликовавший в 1821 году роман «Пират», в котором прототипом главного героя капитана Кливленда послужил образ главаря пиратов из романа Даниэля Дефо «Приключения и дела известного капитана Джона Гау».
Автор многочисленных произведений романтического направления Фенимор Купер создал целую серию романов о море: «Лоцман», «Красный корсар», «Морская волшебница» («Пенитель моря»), «Два адмирала» и др.
Дань морю отдали такие известные писатели, как Р.-Л. Стивенсон, Ф. Мариэт, Э. Сю, К. Фаррер, Г. Мелвилл, Т. Майн Рид, Дж. Конрад, А. Конан Дойль, Джек Лондон и Р. Сабатини.
Интересно, что Артур Конан Дойль и Рафаэль Сабатини создали два колоритнейших, диаметрально противоположных друг другу образа пиратских капитанов — Шарки и Блада, объединяющих в себе: первый — худшие качества и пороки, а второй — лучшие рыцарские достоинства реально существовавших предводителей «джентльменов удачи».
Композитор Робер Планкетт написал оперетту «Сюркуф», в которой историческая правда о подлинных делах морского разбойника Сюркуфа уступила место фантазии: красивая судьба бескорыстного моряка Робера и его возлюбленной Ивонны вполне отвечала духу оперетт XIX века.
Сложилось впечатление, что пираты — эдакие непризнанные гении, скитающиеся по морям только благодаря несчастливому стечению обстоятельств. Этому стереотипу мы обязаны, в основном, благодаря Р.Сабатини с его трилогией о капитане Бладе, создавшем, кроме прочего и миф о том, что пираты обладали мощными судами и нападавшими на военные корабли.
Весьма интересно немного остановиться на пиратских флагах. Общеизвестно, что прозвище пиратского флага — «Веселый Роджер» (Jolly Roger). Почему такое прозвище?
Начнем не непосредственно с «Веселого Роджера», а с ответа на вопрос, какие вообще флаги вывешивали на кораблях разные страны в разное время?
Вопреки сложившемуся мнению, далеко не все корабли в прошлом ходили под национальным флагом своей страны. Например, в проекте французского Закона о королевском флоте от 1699 года сказано что «королевские корабли не имеют никаких строго установленных отличительных знаков для ведения боя. Во время войн с Испанией наши корабли использовали красный флаг, чтобы отличаться от испанских, которые выступали под белым флагом, а в последней войне наши корабли шли под белым флагом, чтобы отличаться от англичан, также воюющих под красным флагом…» Тем не менее, французским каперам специальным королевским эдиктом запрещалось ходить под черным флагом практически до последних лет их (фр.каперов) существования.
Многие известные пираты имели свой собственный флаг. Тут уже можно заметить, как «герой» заставляет славу работать на него: зная, кто за ним гонится, у жертвы опускались руки. Этакий «бренд»,
личное тавро, означавшее определенное «качество» навязываемой «услуги». Безвестному же пирату (а таких было подавляющее большинство!) это было не нужно, ведь какой-нибудь необычный флаг или вообще отсутствие флага наверняка насторожит капитана атакуемого судна. Зачем? Пираты были жестоки, но отнюдь не так глупы, как пытаются нарисовать их некоторые писатели. Поэтому, все же, в большинстве своем пиратские корабли ходили под официальным флагом какого-нибудь государства и жертва слишком поздно узнавала о том, что судно на самом деле пиратское.Вообще, черный флаг уже к середине XVII века являлся отличительным знаком пиратов и водрузить такой флаг значило здорово приблизить свою шею к виселице.
По окончании войны каперы нередко обращались в обычных пиратов. Недаром многие командиры военных кораблей не признавали никаких каперских патентов и вешали пленных каперов на ноках рей так же, как и прочих пиратов.
На всякого рода патентах хотелось бы остановиться чуть подробнее.
Кроме Letter of Marque, выдававшегося с XIII века по 1856 год (чтобы быть ближе к датам, скажу, что первое упоминание о таких бумагах относится к 1293 году) и разрешавшее именно и единственно захват вражеского имущества, выписывался также Letter of Reprisal (дословно — документ на возмездие, реприссалию), разрешавший убийство вражеских подданных и захват их имущества. Проще говоря, грабеж. Но не вообще всякому, а лишь тем, кто пострадал от деятельности граждан указанного в документе государства. Бумаг было несколько, поэтому в официальных документах они именуются всегда во множественном числе — letters. Действие бумаг не ограничивалось лишь морским разбоем, но также дозволяло разбой на суше, причем как в мирное, так и в военное время. Почему же reprisal? В переводе с английского, это слово означает возмездие. Дело в том, что средневековые города и поселения были, в большинстве своем, небольшими замкнутыми общностями и считалось естественным направить возмездие против любого из их граждан, который по возвращении домой мог взыскать ущерб с настоящего виновника преступления. Мстителю лишь следовало заручиться соответствующими бумагами — letters.
Морские капитаны держав, подписавших подобный договор, часто брали на свои корабли грузы или пассажиров, враждебных берберским странам. Поэтому во избежание возможного обмана государства, подписавшие упомянутые соглашения, вынуждены были позволить берберским корсарам останавливать и обыскивать свои корабли. Те могли захватывать имущество и пассажиров враждебных держав, если обнаруживали их на борту остановленных кораблей. Однако они должны были оплачивать полную стоимость груза, вверенного капитану, до места его назначения.
Обратная проблема возникала, когда пассажиры и имущество дружественных стран оказывались на захваченном вражеском корабле. Корсары могли конфисковать груз и обратить в рабство команду, но предполагалось, что они должны были освободить пассажиров, находившихся под защитой норм соглашений. Чтобы корсары могли свободно распознать подданных союзнических держав, была создана система пропусков.
Берберские пропуска — довольно любопытное явление! По сути своей это были охранные грамоты, гарантирующие корабль и команду от морского разбоя. Правом выдавать такие документы обладали немногие чиновники. Например, в соответствии с соглашениями от 1662 и 1682 годов между Англией и Алжиром действительными считались только пропуска, выданные лордом Верховным адмиралом или правителем Алжира. Причем договор разделялся на две части затейливым обрезом, одну часть листа оставляли себе, а вторую часть отдавали противоположной стороне. На борт корабля могли подняться лишь два человека для проверки груза и списка пассажиров. Подавляющее большинство корсаров подчинялось этим пропускам, непокорных ждала смертная казнь, хотя в начале (первые 30-40 лет) нарушений было изрядно.
Вообще, понятие «интернационального права» объединяющего все народы, имеет относительно позднее происхождение. В античные же времена законы одного общества распространялись исключительно на его членов. Из-за невозможности распространения действия местных законов за пределами определенных границ греческие города-государства позволяли своим гражданам самим защищать свои интересы от притязаний чужаков. Римское законодательство также проводило четкую границу между гражданами государства, союзниками и населением остального внешнего мира. Однако это различие стало менее значительным после того, как римляне покорили весь средиземноморский регион. В отличие от поздних каперских свидетельств, естественное право на возмездие существовало до тех пор, пока две стороны не заключали специальный договор, регулирующий правовые отношения между этими государствами. Договоры нередко становились своеобразной формой шантажа.
Например, Этолийский Союз* (300-186 годы до н.э.) поддерживал пиратство, которым занимались его члены, и извлекал пользу из их деятельности. Этолийцы получали причитавшуюся им часть пиратской добычи. Если какое-либо из соседних государств желало обезопасить себя от пиратских нападений, ему приходилось подписать договор, признававший власть Этолийского Союза.
Известны случаи, когда именно пираты — искусные мореплаватели — становились первооткрывателями новых земель. Многих из них властно манила «муза дальних странствий», и жажда подвигов, приключений нередко брала верх над жаждой наживы, которой они соблазняли своих царственных покровителей в Англии, Испании и Португалии. Не говоря уже о безвестных викингах, побывавших на земле Северной Америки почти за пятьсот лет до открытия ее Колумбом, вспомним хотя бы сэра Френсиса Дрейка — «королевского корсара» и адмирала, совершившего второе после Магеллана кругосветное плавание; открывателя Фолклендских островов Джона Дэвиса; историка и писателя сэра Вальтера Рели и знаменитого этнографа и океанолога, члена Английского королевского общества Вильяма Дампира — трижды обошедшего вокруг Земли.
Однако, если патент на должность капитана галеона «Золотого флота» или «Серебряного флота», перевозивших драгоценности, награбленные в Америке, знатному и богатому дворянину Испании можно было легко купить, то должность капитана пиратского корабля невозможно было приобрести ни за какие деньги. Выдвинуться в среде морских разбойников с их своеобразными, но жестокими законами мог только человек с незаурядными организаторскими способностями. Нет ничего удивительного в том, что люди такого плана всегда волновали воображение писателей, художников и композиторов и становились — часто в идеализированном виде — героями произведений.
А я вам могу напомнить про современных пиратов: Нигерия. Нефть. Пираты, или вот такой вариант: Княжество Силенд (Sealand), которого нет на карте. Ну и посчитаем Самые дорогие клады нашего времени