самый тяжелый танк в истории человечества
14 самых больших танков мира
В XX веке виды вооруженных сил развивались с большой скоростью. Одним из важнейших изобретений в этой области стали танки. Именно они совершили революцию в методах ведения войны. Эта статья расскажет о самых тяжелых военных машинах в истории
Дотанковая эпоха
Проект первого прототипа танка предложил в 1874 г. французский конструктор Эдуард Буйен. Он выступил с идеей вездеходного поезда, который двигался бы за счет встроенной в него железной дороги. Военная модель состояла из 8 секций с 12 пушками на корпусе. К сожалению, в то время реализовать такой проект возможности не было.
Другой проект выдвинут инженером В. Д. Менделеевым в 1916 г. Он спроектировал модель бронемашины с крупнокалиберной пушкой и пулеметом. Проект оказался сложен для производства и не заинтересовал правительство России.
Эпоха танковых машин
Разработка первого в мире танка последовала сразу же за проектом Менделеева и прославилась своим грозным названием на весь мир, однако, проект так и не был реализован.
«Царь-танк»
Машина известна всем, кто интересуется танками. Ее сконструировал инженер Николай Лебеденко. 8 января 1915 модель в чертежах представили Николаю II. Российский император впечатлился разработкой инженера и выделил средства на реализацию проекта. Танк прозвали «Нетопырь», но он оказался непригодным для войны: колеса быстро выходили из строя, танк застревал на дороге.
«Нетопырь» — это самый большой и длинный танк в мире. Из-за размеров он и прославился:
Невозможность практического использования «Царь-танка» предопределила его судьбу – он стоял на месте сборки, пока в 1920-ых модель не утилизировали.
Char 2C (FCM 2C)
Модель – единственный представитель вида сверхтяжелых машин, пущенных в массовое производство. Танк создали в конце Первой мировой войны. Предназначением огромной машины стал прорыв немецких оборонительных укреплений. Производитель – французская фирма FCM, получила распоряжение на производство 300 экземпляров в феврале 1918 г.
Пока Char 2C находился в производстве, воющие страны заключили перемирие. Изготовление Char 2C обходилось недешево и занимало немало времени. К 1923 г. вышло только 10 экземпляров. Из-за недостатка средств правительство решило снять Char 2C с производства. Танк рассчитан на 13 членов экипажа. Он нес на себе пушку и 4 пулемета. Также Char 2C отличался большим расходом топлива.
Во время Второй мировой один экземпляр танка захватили немцы, после чего о нем ничего неизвестно.
K-Wagen
В период Первой мировой войны воющие государства были заинтересованы в создании машин, способных прорывать укрепления противника. Не исключением оказалась и Германия. В 1917 г. инженер Йозеф Фольмер получил распоряжение разработать немецкий танк, обладающий такими возможностями. Фольмер предоставил проект машины весом 150 тонн и длиной 12,8 м. Военная машина приводилась в движение двумя двигателями по 650 лошадиных сил. Из вооружения стояли 4 пушки калибром 77 мм и 7 пулеметов.
K-Wagen управлялся экипажем из 22 человек. Конструкторы успели собрать одну модель и некоторые комплектующие ко второй. Из-за приближения войск Антанты наработки пришлось уничтожить.
FCM F1
К 1930-ым гг. Char 2C (FCM 2C) перестал соответствовать требованиям современной войны. Французы, руководствуясь опытом Первой мировой, решили, что им нужен новый тяжелый танк.
В 1938 г. французские военные определились с видением модели номер 2. По их замыслу танк должен был обладать мощной пушкой и скорострельным орудием. Броню планировали сделать неуязвимой для противотанковых орудий. Конкурс на производство модели выиграла фирма FCM. Первую машину решили выпустить к маю 1940 г., но успехи немецких войск помешали этим планам.
TOG II
Танк построен британскими разработчиками. Модель весом 64 т развивала скорость не более 8 км/ч. В силу ряда причин TOG II не вышел в серийное производство.
TOG I
Машину разрабатывали одновременно с TOG II. Первая модель TOG I выпущена в 1940 г. Основным преимуществом танка стала повышенная проходимость при весе в 82,3 т. Из-за маленькой скорости и устаревшей конструкции военные отказались от массового выпуска модели.
Pz.Kpfw VIII Maus
Самый большой тяжелый танк в мире также известен под названием «Мышь». Маус изготовлен австрийским конструктором Фердинандом Порше. Несмотря на грандиозную массу в 188 т модель обладает хорошей управляемостью и повышенной проходимостью.
Ко второй половине 1944 г. изготовлено две «Мыши», но дальнейшее производство остановилось из-за недостатка средств у Германии.
Во время наступления советских войск модели танка были захвачены. Одна из них в настоящее время выставлена в Центральном музее Кубинки. Фото и видео о Маусе размещены в сети интернет.
A39 Tortoise
В 1943 г. инженеры Великобритании занялись разработкой тяжелого танка. По задумке конструкторов он должен был быть оснащен мощной броней и боевыми системами. Поэтому модель стали называть Tortoise – «сухопутная черепаха».
В 1944 г. производитель получил заказ на производство 25 машин, но в мае 1945 г. закончилась Вторая мировая война, и нужда в «черепахе» отпала. В результате выпустили 5 моделей.
В сущности, «сухопутная черепаха» представляла собой самоходную артиллерийскую установку, а не танк, но из-за веса в 89 т ее отнесли к семейству танков. Из вооружений «сухопутная черепаха» имела 94-мм пушку и 3 пулемета. Модель сняли с производства, когда выяснилось, что танк уступает советским тяжелым машинам по техническим характеристикам.
Pz.Kpfw. E-100
Разработчик — Генрих Эрнст Книпкамп рассматривал E-100 как универсальную боевую машину. Бронированный танк должен был вытеснить «Мышь» и другие гусеничные средства. По мощи брони E-100 не уступал «Мыши», но обладал меньшим весом (140 т).
Проект не довели до конца. Разработчики успели изготовить лишь шасси, которые позже попали в руки английских военных.
T28-T95 (Turtle)
Во время Второй мировой войны потребность в тяжелых танках ощущалась и в США. Американцы готовились прорывать немецкие линии обороны, что было довольно непросто. Так появился T28-T95. Проект долго дорабатывался и танк был готов лишь в марте 1945 г, но в этом же году его перестали использовать. Из вооружения предусматривалась пушка 105-мм.
«Объект 279»
В XX веке предприятия СССР выпустили самое большое число танков в мире. Правительство уделяло внимание производству средних и легких машин, а на сверхтяжелые не хватало ресурсов. До начала Великой Отечественной войны над созданием экземпляра тяжелого танка работали на Кировском заводе, но наступление немецких войск вынудило свернуть изыскания.
Когда кончилась Вторая мировая война, производство тяжелых танков признали нерентабельным. Конструкторы заострили внимание на изобретении машин, способных воевать в условиях ядерной войны. В 1957 г. КБ Ж. Я. Котина выпустило модель особенного танка. Размер брони башни составлял 305 мм при весе танка в 60 т, но ввиду плохой маневренности проект не прошел испытания.
Из-за толщины брони вид низкой машины напоминал летающую тарелку, из-за чего экземпляр получил название «Объект 279».
Нереализованные проекты
Ratte
Разработка принадлежит немецкому инженеру Эдварду Гротте. По задумке вес машины должен был составлять 1000 т. При этом, танк разгонялся бы до 35 км/ч. В 1942 г чертежи представили Гитлеру и он дал добро на строительство машины. Работу над проектом прекратили через год – для его воплощения не хватало материалов.
Проект разрабатывался в начале 1930-ых гг. в КБ «Большевик». Что примечательно, его автором был уже известный Эдвард Гротте. Тысячетонная машина должна была быть оснащена шестью башнями с десятком орудий. По расчетам инженеров максимальная скорость машины составила 60 км/ч. В результате изысканий постройку ТГ-5 признали невозможной.
Тяжелые танки пользовались сравнительно небольшой популярностью у военных. Они были сложны в производстве и редко оправдывали свою стоимость. Поэтому на сегодняшний день в вооруженных силах популярны средние и легкие модели. Например, самый мощный танк в мире весит меньше 70 тонн.
Видео в тему
Топ-10 тяжелых танков мира
Топ-10 тяжелых танков мира
Ниже, ТОП10 самых больших танков по массе и размерам в мире. Почти все супер тяжелые танки были построены или разработаны во время Второй мировой войны.
Выше, фотографии реально созданной пушки, которая должна была устанавливаться на танк Monster
Landkreuzer П. 1500 Monster
Германия, 1942 г., 42 метра, вес 1500 тонн, экипаж 100 человек
Landkreuzer P. 1000 Ratte
Landkreuzer P. 1000 Ratte
Германиz, 1942 г., 35 метров, вес 1000 тонн, экипаж 20 человек
Ratte был очень похож на чудовище. Он также был разработан в 1942 году и был также снят с производства через год. В отличие от Monster, Ratte должен был быть вооружен башней с военного корабля с двумя 280 мм пушками. Другие вооружения на Ratte: одна 128 мм пушка, восемь 20 мм зенитных орудий и несколько 15 мм пулеметов.
Танк VIII Маус является крупнейшим из когда-либо построенных танков. Он мал по сравнению с Monster и Ratte, но все равно в три раза больше, чем обычный танк. Проектирование было завершено в 1942 году и в том же году начато его производство, но только два танка были построены до окончания войны.
Танки были вооружены одной 128-мм пушкой и одной 75 мм пушкой.
Супер тяжелый танк очень похож на танк VIII Маус. Этот проект был начат в 1942 году, но не все танки были построены. Один корпус танка был построен в 1944 году, но башня не была установлена до окончания войны.
E-100 Тигр Маус должен был использовать те же башни, что и танк VIII Маус. Благодаря более легкому весу, этот танк должен быть быстрее и эффективнее на поле боя, чем танк VIII Маус.
FCM F1 самый тяжелый и самый большой танк не нацистского происхождения. Он должен был заменить Char 2C, который являлся одним из самых тяжелых танков, который никогда не использовался в бою. К сожалению, Франция потерпела поражение, прежде чем проект FCM F1 был завершен, так что ни один из этих танков не был построен.
FCM F1 должен был иметь на вооружении 90-мм пушку, 47 мм пушку, шесть пулеметов. Стоит отметить, что этот танк был длинной 10 метров, но только чуть более 3 метров в ширину, так что его можно было бы перевозить по железной дороге.
Франции, 1940 г.,11 метров, вес 139 тонн, экипаж 9 человек
O-I, это попытка Японии создать супер тяжелый танк. В различных источниках есть сообщения, о том, что одна модель была завершена и отправлена в Маньчжурию во время Второй мировой войны, но это очень маловероятно, скорее всего, это слухи, чем правда. O-I вероятно был отменен, как и большинство других проектов сверхтяжелых танков.
У O-I должно было быть три башни. Основная башня имела 105 мм пушку, на правой башне 37-мм пушка, на левой три пулемета.
Япония, 1944 г.,10 метров, вес 130 тонн, экипаж 11 человек
K-Wagen была одной из первых попыток создания сверхтяжелого танка. Опять же это был сумасшедший план инженеров из Германии, но на этот раз это было до эпохи нацизма.
Германия, 1917 г., 13 метров, вес 120 тонн, экипаж 27 человек
Т-28 был разработан американскими военными во время второй мировой войны. Он должен был быть использован для прорыва немецкой обороны и возможного вторжения в Японию.
У Т-28 не было нормальной поворачивающей башни, так что можно было бы его классифицировать его как истребитель танков, самоходная установка, а не супер тяжелый танк. По этой причине он был переименован из Т-28 в T-95, а затем обратно.
Он был вооружен одной 105 мм пушкой и единым пулеметом. У него было 4 гусеницы вместо традиционных 2-х.
США, 1945 г., 11 метров, вес 95 тонн, экипаж 8 человек
TOG2 был крупнейшим британским танком из когда-либо построенных. Так же, как и большинство других сверхтяжелых танков, он был разработан во время Второй мировой войны. Один прототип построен в 1941 году, но проект был заморожен, и TOG2 никогда не участвовал бою.
TOG2 был вооружен одной 76 мм пушкой.
Великобритания, 1940 г.,10 метров, вес 80 тонн, экипаж 8 человек
Другой британский супер тяжелый танк. Танк так же разработан во время Второй мировой войны, но в серию так и не был запущен.
A39 черепаха был вооружен 96 мм пушкой и тремя пулеметами.
Почему армия отказалась от тяжелых танков?
Интересно, что почти все танки в топ-10 были построены во время Второй мировой войны. Что заставило инженеров в это время пытаются построить такие монстры, и почему не такие танки были построены до сих пор?
Основной причиной для создания сверхтяжелого танка был иммунитет от вражеского огня. Супер тяжелый танк имел толстую броню, которая была бы непроницаемой для большинства орудий времен Великой Отечественной войны.
Причин отказа от этих танков несколько:
— появились кумулятивные снаряды. Которые могли пробить броню до 500 мм и даже более;
— танк можно было поразить с помощью авиации;
— слабая маневренность танка при наступлении и отступлении, что ограничивало его применение на поле боя.
Еще одной проблемой была транспортировка сверхтяжелых танков. Большинство из них были слишком велики, чтобы перевозить по железной дороге, поэтому им приходилось рассчитывать только на свои способности движения. Проблема в том, что большинство из них двигались крайне медленно, поэтому они не могут достичь поле боя в нужный момент.
Кроме того, сверхтяжелые танки разрушают дороги. Поэтому им приходилось бы ехать по пересеченной местности, что еще бы замедляло движение.
Тяжелый танк ИС-2 (видео):
Тяжелый танк Гроте R-1000 (видео):
Тяжелые танки ИС-3, ИС-7 (видео):
Закаленная броня: самый большой танк в мире
Первые танки появились во время Первой Мировой войны, хотя проекты боевых машин встречались и раньше. В период ведения «окопных войн» вспомнилась идея о бронированной самоходной машине, которая отличалась бы огневой мощью и высокой проходимостью. Сегодня в танкостроении преуспели некоторые страны, о них также пойдет речь ниже.
ТОП-10 самых больших танков в мире
Первые танки появились практически одновременно в трех странах:
В послевоенные годы, когда и в Германии начали разрабатывать боевые машины, начали классифицировать данную технику таким образом (в каждой стране вес определялся индивидуально):
Современные реалии заставили пересмотреть эти категории и добавить к ним еще одну — сверхтяжелые. В ТОП-10 вошли абсолютные гиганты.
Panzerkampfwagen VIII «Maus»
Название данного сверхтяжелого танка с немецкого языка переводится как «Мышь». В отличие от проектируемого параллельно танка «Крыса», был построен и испытан. Вес машины составил рекордные 188,9 тонн. Спроектирован в годы Второй мировой войны в Третьем Рейхе. Экземпляр, дошедший до наших дней, выставлен в Бронетанковом музее в Кубинке.
Куммерсдорфский полигон, где советские солдаты осматривают танк «Маус». 1945 год.
Размеры корпуса: 9,03*3,67*3,66 метров. Защищен стальной литой броней. Проект «Маус» выиграл конкурс на строительство машины с максимально возможной защитой, организованный Гитлером. Разработкой руководил основатель компании Porshe, Фердинанд Порше. Вооружение:
Экипаж состоял из 6 человек. Примечательно, что танк имеет относительно низкое давление на грунт. В бою не был применен.
Ромбовидный K-Wagen
Рисунок танка K-Wagen
Имел стальную катанную броню и 4 пушки, размещавшихся в бортовых спонсонах. Уже во время строительства выяснилось, что экипаж должен быть расширен до 22 человек. Современный специалист скажет, что все в K-Wagen было лишним: огромные размеры, рекордная численность экипажа. Все прототипы танка были уничтожены и не дошли до наших дней.
Фердинанд Порше помимо проекта «Мышь» представил дополнительно чертежи для E-100, которые также были одобрены. В 1943 году началось проектирование сверхтяжелой модели на базе компании Adler.
Опытный образец E-100 при перевозке в Великобританию
Т-28 Turtle
В годы Второй мировой войны в США велась разработка тяжелых бронированных машин, одна из них — Т-28 Turtle. Фактически машина представляет собой мощный танк, но задумывался он как их уничтожитель или самоходная артиллерийская установка.
Сохранившаяся модель «Черепахи» выставлена в музее в Форт-Ноксе
Боевая масса американского гиганта — 95 тонн, длина корпуса — 7,5 метров. Оснащен стальной гомогенной броней. Основная причина строительства — использование в Европе. Экипаж включал 4 человек. Оснащен пушкой Т5Е1, при помощи которой эффективно уничтожались бетонные укрепления. В ходе использования интерес к проекту быстро угас, и работы прекратились.
Царь-танк
Размеры Царь-танка в сравнении с ростом человека
Char 2C
Французы одними из первых начали проектировать и производить танки. Один из них — Char 2C, построенный в 1917 году. Если говорить лишь о метрических размерах, то это самый большой танк в мире из тех, что поступали на вооружение армий (10,27*3,0*4,09 м).
Боевая масса составляла 75 тонн, для движения и прицельной стрельбы были задействованы 13 человек. Стоял на вооружении французских войск до начала Второй мировой войны. Оснащался танковым орудием калибра 75 мм и четырьмя пулеметами. Построено за все время 10 объектов.
А-30 Tortoise
Название объекта переводилось дословно как «черепаха». Разработки шли крайне медленно из-за начавшейся в Европе войны с Третьим Рейхом. После ее окончания проект был окончательно закрыт.
Тяжелый и неповоротливый А-30 Tortoise
Свое название танк оправдывал: скорость движения составляла 18-19 км/ч. Он был неповоротлив при весе в 78 тонн. Испытаний 1943 года доказали уязвимость машины в открытом бою.
TOG II
Проект британских сверхтяжелых танков подарил армии страны TOG II весом в 82,3 тонны. В те времена типичная конструкция предполагала наличие ромбовидной схемы гусениц, но здесь было принято решение от нее отказаться. Башню скопировали с модели А-30 «Челленджер».
Увидеть TOG2 можно в музее Бовингтона
Защищен цементированной броней Круппа. Испытания объекта прошли успешно, но на вооружение армии он не поступил. Сегодня сохранился лишь один экземпляр, который можно увидеть в музее Бовингтона.
FCM F1
Данный танк огромного веса (140 тонн) разрабатывался для замены Char 2C. Инженеры рассчитали броню, иные технические особенности и построили один прототип, который до наших дней не дошел.
Модель не дошла до наших дней
Несмотря на то, что в бою поучаствовать не удалось, машина оказала серьезное влияние на дальнейшие разработки сверхтяжелой техники во Франции.
Самоходная мортира «Карл»
Мортира, немецкий танк и солдаты Рейха
Оснащен двумя пушками мортирами калибров 600 мм и 540 мм. Совершал 4 выстрела. Это самый большой танк Второй мировой войны из активно применявшихся. Посмотреть на сохранившийся экземпляр можно в подмосковной Кубинке.
Самые большие танки СССР
Танкостроение в Советском союзе развивалось активно. Новые танки, поступавшие на вооружение в первые годы войны с Третьим Рейхом, были быстро потеряны, они не отвечали стандартам качества, быстро сгорали, были уязвимы. Инженеры работали над усовершенствованием машин в режиме реального времени.
Объект 279
Крупнейший танк в СССР
Недостатки имела гусеничная часть, устранить которые было невозможно. При этом, объект двигался по шоссе со скоростью 55 км/ч, удельное давление на грунт было таким же, как у легких танков. Не поступил на вооружение.
Послевоенный серийный ИС-4 выпускался в Челябинске с 1947 года. Он заменил устаревшие ИС-3. Защищен стальной литой и катанной броней. Во время производства несколько раз модернизировались. Основные недостатки:
В 60-х годах 60-тонная машина была окончательно списана.
Опытный танк, разработанный для армии. Технические решения конструкции успешно использовались впоследствии. Размеры корпуса без пушки: 7,38*3,4*2,48 метра. Технически представлял собой усовершенствованный ИС-3.
Оснащался большой башней и усовершенствованной нарезной пушкой С-70, прототипом которой была корабельная огневая установка.
ИС-1 и ИС-2
Проект ИС создавался для прославления имени Иосифа Сталина в годы войны. Русские тяжелые танки того времени имели большое количество недочетов, но они прошли путь от Курска до Берлина, отличились во время штурмовых сражений.
Колонна танков ИС-2 1-го Украинского Фронта идет на Берлин. 1945 год
Назван в честь Климента Ворошилова, оснащен прочной стальной гомогенной броней. Серийное производство велось с 1940 года. По шоссе передвигался самостоятельно со скоростью 30-34 км/ч.
КВ-1 — один из успешных проектов тяжелых танков в СССР
Имел индивидуальную торсионную подвеску, в бою с немцами удивил непробиваемой броней. Мог произвести 111 выстрелов из пушки Л-11.
Самые большие танки в России
Российская Федерация превосходит ведущие армии мира по количеству танков. Некоторые из них считаются лучшими в мире. Рассмотрим самые большие современные модели.
Боевая машина разрабатывалась в СССР и до сих пор стоит на вооружении российской армии. Имеется 4 модификации с газотурбинными и дизельными двигателями. В число недочетов включены:
Применялся в чеченской компании. В свое время стал конкурентом немецкого «Леопарда-2».
Т-90 «Владимир»
Т-90 на соревнованиях
Ходовая часть подвижна, заимствована у Т-72Б. Единственным минусом объекта считается уязвимость топливной системы.
Армата Т-14
Т-14 принимает участие в репетиции парада на Красной площади
Серийно выпускается с 2017 года. Первые модели должны показать недостатки инженерного толка для своевременного исправления ошибок.
Самый большой немецкий танк
Машиностроение и танкостроение в Германии с 30-х годов XX века привлекало внимание мира. Многие САУ и бронированные модели входили в топ самых надежных в мире.
Это самый большой из разработанных немецкий танк в мире, фото и краткое описание представлено выше. Для модели было характерно расположение двигателя в корме, а ведущих колес — в передней части корпуса. Разработчик был нацелен на увеличение скорости движения до 40 км/ч, что было невозможным при весе в 140 т.