самый плодовитый писатель в истории
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Kalns un Laime, Гора и Счастье В 1911 году в Риге, в Гризинькалнсе родилс.
=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.
✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.
✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.
«Турандот» Пуччини в постановке Пражской оперы. Л.
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Самые плодовитые писатели
Долгое время рекорд плодовитости среди писателей держал Александр Дюма. Точно указать, сколько книг он создал, практически невозможно, тем более что зачастую за него писали другие — «литературные негры», а он только задавал общую тему и правил принесённый ему текст. Сам Дюма говорил о 400 романах и 75 пьесах. Его биограф Андре Моруа указывает «пятьсот или шестьсот томов». Полное собрание сочинений, вышедшее в 1860 году, включает 301 том.
Солидный многотомный энциклопедический словарь «Большой Лярусс» сообщает о примерно 300 произведениях. На сайте Общества друзей Александра Дюма перечислены 244 сочинения, причём указано, что библиография может быть неполной. Большинство произведений Дюма сейчас помнят только специалисты, но Д’Артаньян и Монте-Кристо знакомы всем — хотя бы по фильмам и мюзиклам.
Другой французский писатель, Жорж Сименон, — автор более 400 романов. В основном он писал детективы, где непременным главным персонажем был сыщик Мегрэ, хотя у него есть и обычные романы. Начиная очередную книгу, Сименон вешал на дверь табличку «Просьба не мешать!», опускал шторы и набивал табаком шесть трубок, чтобы беспрерывно курить, не отрываясь от работы.
Как боксёр, Жорж Сименон взвешивался перед началом и после окончания каждой книжки, отмечая убыль веса. Писал он от руки, очень мелким почерком, объясняя, что так меньше устаёт запястье.
Сименон враждебно относился к любому редактированию своих текстов. Возможно, именно поэтому в начале одного из его романов героя зовут Жан-Пьер, а ближе к концу он превращается в Жан-Поля.
Ещё один рекордсмен — известный автор фантастики и научно-популярных книг Айзек Азимов. Он выпустил более 500 книг (правда, сюда входят и издания, в которых он был составителем или редактором). Многие произведения Азимова переведены на русский язык, а несколько лет назад по экранам прошёл фильм «Я, робот» по мотивам его цикла повестей и рассказов. Азимов печатал на машинке со скоростью 90 слов в минуту, работал по 12 часов в сутки и редко устраивал себе отпуск. Однажды в интервью его спросили, что бы он сделал, если бы узнал, что жить ему остаётся всего полгода. Писатель ответил: «Я стал бы печатать быстрее».
Книга рекордов Гиннесса признаёт самым плодовитым писателем бразильца Риоки Иноуэ. Наполовину японец по происхождению, хирург по образованию, он бросил свою профессию в 1986 году и с тех пор выпустил 1100 книг под 39 псевдонимами. В основном это легковесные приключенческие, детективные и любовные романы. Иноуэ честно признаётся, что никогда не перечитывает свои произведения. Он пользуется определёнными шаблонами: в книге должно быть не менее пяти убийств и двух любовных сцен, а число персонажей не должно превышать двадцати.
В области театра никто не превзошёл испанского драматурга XV—XVI веков Лопе де Вегу. На его счету 1800 пьес. Все они в стихах, в сумме 21 316 000 строк. Ни одна из пьес не заняла у своего создателя более трёх дней, а часто он писал пьесу за сутки.
Нередко во время работы за спиной сочинителя стояли актёры, они выхватывали листы с ещё не просохшими чернилами и бежали репетировать.
Рубрики: | Писатели и книги |
Метки: писатели
Процитировано 3 раз
Понравилось: 9 пользователям
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Самый плодовитый писатель
Почему бы и не опубликовать заметку об одном из самых плодовитых писателей не только Франции, но и всего мира, в день Труда, подумала я, наткнувшись на статью о нём в инторнете, тем более, что и читаю его сейчас. Вот и рассказываю о некоторых, на мой взгляд интересных фактах из его жизни.
Франция подарила миру множество талантливейших писателей, но мало кто из них может сравниться с Александром Дюма. Александр Дюма Дави де ля Пайетри — родился 24 июля 1802 года, внук чернокожей невольницы и маркиза, сын генерала Республики и дочки трактирщицы. Бабушка Александра Дюма была чернокожей рабыней. Отец Дюма также был рабом, пока его не выкупил собственный отец, приходившийся знаменитому литератору дедом. Пушкин был на восьмую часть африканцем, а Дюма – на четвертую. Причем их предки происходили из соседних районов Африки. Этот человек оставил потомкам огромное количество изумительных произведений. Сын литератора, также носивший имя Александр, пошёл по стопам отца и тоже стал писателем, поэтому часто, говоря о писателе Дюма, добавляют, о ком именно идёт речь — об отце или о сыне. Александр Дюма считается культовой фигурой в мировой литературе. Невероятная творческая плодовитость, благосклонность дам, успех, долги, приключения – именно этими словами можно описать жизнь писателя.
Несколько фактов из жизни Дюма.
1.Книги Дюма занимают первое в мире место среди всех художественных произведений по числу отпечатанных экземпляров. Счёт идёт на сотни миллионов книг.
2.По мотивам произведений Дюма снято невероятное количество фильмов по всему миру (впереди только Шекспир) — более 200 экранизаций. Если считать с 1896 года, то это примерно по две киноленты в год.
3.Александр Дюма перевел книг с русского языка на французский больше, чем все его современники, вместе взятые. В его багаже 8 стихотворений и три повести Пушкина, 8 стихотворений Лермонтова, 5 повестей Бестужева-Марлинского, Вяземского, Некрасова.
4. Дюма пробыл в России рекордное для иноземного писателя время – 8 месяцев и 21 день. Из 456 написанных им книг три были сочинены в России и 19 – на русском материале. Перу Дюма принадлежит первое произведение о декабристах. 15 лет спустя после их восстания вышел роман «Учитель фехтования». В России в это время даже упоминать о об изгнанниках, находившихся «во глубине сибирских руд», было запрещено.
5.Впервые 12-летний Дюма услышал русскую речь в 1814 году, когда русские войска, разгромив Наполеона, заняли север Франции. Родители пугали будущего писателя казаками. Но прошло много лет, и в феврале 1858 года, когда Дюма был в Дагестане, его избрали почетным казаком одного русского полка.
6. Еще в ноябре 1858 года Дюма написал, что в России произойдет революция, Польша и Финляндия отделятся, а из эмиграции вернется гениальный изгнанник, который установит федеративную республику. И ведь не поверили ему, а в 1917 году все так и произошло.
7.После своего длительного путешествия по Кавказу Александр Дюма открыл в Париже первую шашлычную.
8. Александр Дюма был чрезвычайно плодовит на литературном поприще. Исследователи его творчества отмечают, что литератор оставил после себя 100 000 страниц всевозможных сочинений (более 250 пьес, приключенческие истории, путешествия, романы). Он является самым продаваемым писателем всех времен.
9.Вокруг имени Александра Дюма-старшего всегда ходило множество слухов. Одни преклонялись перед его талантом, а другие подозревали его в подлоге и уверяли, что невозможно одному человеку в течение жизни написать такое количество литературных произведений, которое вышло из-под пера Дюма. Поначалу Дюма сам писал все свои романы. Но позже ему все-таки пришлось прибегнуть к помощи других авторов. Подсчитано, что даже если какой-либо человек будет всю свою жизнь от рождения до смерти строчить рассказы и пьесы, ему не удастся написать столько, сколько приписывается Александру Дюма. Это невозможно физически. Большая часть произведений Александра Дюма – объемные романы. Его перу принадлежит также «Большой кулинарный словарь».
10.На настоящий момент достоверно известно лишь об одном «помощнике» Дюма — Огюсте Маке, который действительно приложил руку к некоторым его произведениям, но сам при этом получил от Дюма 8 тысяч франков отступных и остался в тени. В любом случае, по сегодняшний день еще никто не смог потеснить Дюма с первой строчки самых плодовитых литераторов в мире.
11. Плодовитость писателя поражала окружающих. По свидетельству очевидцев, он трудился ежедневно по 14, а то и 18 часов в сутки, примостившись на кончике стола. При этом автору «Трех мушкетеров» совершенно не мешала царившая рядом шумиха, разговоры гостей, музыка. Он спокойно отвечал на обращения посетителей, после чего возвращался к своей работе. За свою жизнь он написал более 500 работ, все они были на самые разнообразные темы.
12.Несмотря на то, что Александр Дюма умер в 1870 году, последний его бестселлер увидел свет в 2005-м. Исследователь творчества писателя Клод Шопп (Claude Schopp) обнаружил неоконченный роман Дюма (почти 1000 неизвестных страниц). Книга вышла под названием «Шевалье де Сент-Эрмин» (Le chevalier de Sainte-Hermine). Она стала заключительной частью трилогии, в которую вошли романы «Белые и синие» (1867) и «Соратники Иегу» (1857).
13.Однажды в литературном клубе кто-то попытался неудачно подшутить над происхождением писателя, на что Дюма ответил: «Мой отец был мулатом, моя бабушка была негритянкой, а мои прадедушки и прабабушки были вообще обезьянами. Моя родословная начинается там, где Ваша заканчивается».
14.В 1830 году Дюма начал активно принимать участие в социальной работе из-за Июльской революции. Он выступал на стороне оппозиции. В итоге писателю пришлось уехать в Швейцарию, так как его могли посадить в тюрьму.
15.Дюма очень любил животных, из-за чего его собственный дом походил на зоопарк. У него жили и кошки, и собаки, и обезьяны, и куры, и даже гриф, специально привезённый им из Африки.
16.Кулинарным талантом писатель тоже не был обделён, что заметно по его детальным описаниям блюд в некоторых произведениях. Будучи богатым человеком, Дюма, тем не менее, любил иногда готовить самостоятельно, утверждая, что это творческий процесс.
17.В 1840 году Александр Дюма вступил в брак с актрисой Идой Ферье, что, впрочем, не мешало ему продолжать любовные похождения. Историкам известны имена, по крайней мере, 40 женщин, бывших любовницами писателя. От всех этих связей Дюма официально признал только четверых детей.
18.Когда у Александра Дюма появилась возможность построить собственный дом, он назвал его «Замок Монте-Кристо». К сожалению, в своем доме Дюма прожил всего около двух лет. Он столь щедро развлекал гостей, что быстро залез в долги. Дом пришлось продать за 31 тысячу франков, хотя строительство поместья обошлось ему в десятки раз дороже. «Замок Монте-Кристо» переходил из рук в руки, пока в 1969 году очередной владелец не захотел его снести. Благодаря энтузиастам, строение было сохранено, отреставрировано и превращено в дом-музей Дюма.
19. Перед своей смертью Александр Дюма был на грани нищеты. Умер 6 декабря 1870 года, но о смерти великого писателя, к сожалению, мало кто знал, так как именно в этот период прусские войска напали на Францию. Традиционно выдающихся деятелей во Франции хоронят в мавзолее Пантеон. Но расистские предрассудки современников Дюма не позволили ему упокоиться в том месте в 1870 году. Только в 2002-м, на 200-ю годовщину со дня рождения писателя, его перезахоронили в Пантеоне. Останки литератора сопровождали охранники, переодетые в мушкетеров.
Мысли, впечатления, размышления о прочтенном
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Происхождение А. Дюма
Популярность Александра Дюма была невероятной, несмотря на то, что писателю пришлось жить в эпоху расизма, ведь он считался квартероном. Бабушка литератора по отцовской линии была темнокожей рабыней с острова Гаити.
Однажды в литературном клубе кто-то попытался неудачно подшутить над происхождением писателя, на что Дюма ответил: «Мой отец был мулатом, моя бабушка была чернокожей, а мои прадедушки и прабабушки были вообще обезьянами. Моя родословная начинается там, где Ваша заканчивается».
2. Экранизации произведений писателя
3. Творческая плодовитость писателя
Александр Дюма был чрезвычайно плодовит на литературном поприще. Исследователи его творчества отмечают, что литератор оставил после себя 100 000 страниц всевозможных сочинений (более 250 пьес, приключенческие истории, путешествия, романы). Он является самым продаваемым писателем всех времен.
На самом же деле у Александра Дюма было несколько авторов, в сотрудничестве с которыми он создавал свои произведения. Одним из них являлся писатель Огюст Маке. Дюма вместе с ним работал над созданием таких книг, как «Шевалье д’Арманталь» и «Три мушкетера». Эмиль де Жирарден, главный редактор и хозяин газеты «Ля Пресс», где печатался Дюма, был против добавления к произведениям фамилии соавтора. Он мотивировал это тем, что читатели хотели видеть только имя прославленного писателя, иначе популярность романов могла снизиться. Огюст Маке получил солидные отступные. Когда друзья поссорились, Маке подал на Дюма в суд, требуя признания соавторства, но все иски были им проиграны.
4. Последний роман А. Дюма
5. Любвеобильность А. Дюма
6. Дом-музей писателя
7. Перезахоронение останков
Традиционно выдающихся деятелей во Франции хоронят в мавзолее Пантеон. Но расистские предрассудки современников Дюма не позволили ему упокоиться в том месте в 1870 году. Только в 2002-м, на 200-ю годовщину со дня рождения писателя, его перезахоронили в Пантеоне. Останки литератора сопровождали охранники, переодетые в мушкетеров.
Александр Дюма был склонен к различного рода авантюрам и забавным выходкам, за что он часто попадает в списки чудаковатых писателей с забавными привычками.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
✎ Самые плодовитые литераторы
Автор ─ Юрий Фролов
Долгое время рекорд плодовитости среди писателей держал Александр Дюма. Точно указать, сколько книг он создал, практически невозможно, тем более что зачастую за него писали другие — «литературные негры», а он только задавал общую тему и правил принесённый ему текст. Сам Дюма говорил о 400 романах и 75 пьесах. Его биограф Андре Моруа указывает «пятьсот или шестьсот томов». Полное собрание сочинений, вышедшее в 1860 году, включает 301 том. Солидный многотомный энциклопедический словарь «Большой Лярусс» сообщает о примерно 300 произведениях. На сайте Общества друзей Александра Дюма перечислены 244 сочинения, причём указано, что библиография может быть неполной. Большинство произведений Дюма сейчас помнят только специалисты, но Д’Артаньян и Монте-Кристо знакомы всем — хотя бы по фильмам и мюзиклам.
Другой французский писатель, Жорж Сименон, — автор более 400 романов. В основном он писал детективы, где непременным главным персонажем был сыщик Мегрэ, хотя у него есть и обычные романы. Начиная очередную книгу, Сименон вешал на дверь табличку «Просьба не мешать!», опускал шторы и набивал табаком шесть трубок, чтобы беспрерывно курить, не отрываясь от работы. Как боксёр, он взвешивался перед началом и после окончания каждой книжки, отмечая убыль веса. Писал он от руки, очень мелким почерком, объясняя, что так меньше устаёт запястье.
Сименон враждебно относился к любому редактированию своих текстов. Возможно, именно поэтому в начале одного из его романов героя зовут Жан-Пьер, а ближе к концу он превращается в Жан-Поля.
Ещё один рекордсмен — известный автор фантастики и научно-популярных книг Айзек Азимов. Он выпустил более 500 книг (правда, сюда входят и издания, в которых он был составителем или редактором). Многие произведения Азимова переведены на русский язык, а несколько лет назад по экранам прошёл фильм «Я, робот» по мотивам его цикла повестей и рассказов. Азимов печатал на машинке со скоростью 90 слов в минуту, работал по 12 часов в сутки и редко устраивал себе отпуск. Однажды в интервью его спросили, что бы он сделал, если бы узнал, что жить ему остаётся всего полгода. Писатель ответил: «Я стал бы печатать быстрее».
Книга рекордов Гиннесса признаёт самым плодовитым писателем бразильца Риоки Иноуэ. Наполовину японец по происхождению, хирург по образованию, он бросил свою профессию в 1986 году и с тех пор выпустил 1100 книг под 39 псевдонимами. В основном это легковесные приключенческие, детективные и любовные романы. Иноуэ честно признаётся, что никогда не перечитывает свои произведения. Он пользуется определёнными шаблонами: в книге должно быть не менее пяти убийств и двух любовных сцен, а число персонажей не должно превышать двадцати.
В области театра никто не превзошёл испанского драматурга XV—XVI веков Лопе де Вегу. На его счету 1800 пьес. Все они в стихах, в сумме 21`316`000 строк. Ни одна из пьес не заняла у своего создателя более трёх дней, а часто он писал пьесу за сутки. Нередко во время работы за спиной сочинителя стояли актёры, они выхватывали листы с ещё не просохшими чернилами и бежали репетировать.
ТОП самых богатых писателей России и мира.
Кто-то скажет, что на книгах много не заработаешь. Однако доходами этих людей можно лишь восхищаться. Я составила свой рейтинг богатых и влиятельных мастеров пера. И сегодня расскажу вам, сколько зарабатывают по-настоящему плодовитые и целеустремленные писатели.
Самые богатые писатели мира:
Бадинтер, которой уже 70 лет, носит титул самого влиятельного интеллектуала Франции. Она историк, философ (преподает философию в Политехнической школе Парижа), писатель, общественный деятель, мыслитель, одна из икон современного феминизма и прочее. Состояние в 750 млн евро ($1,1 млрд) Бадинтер вряд ли полностью заработала сама: она выходец из богатой семьи (отец – крупнейший издатель Франции), ее муж, Роберт Бадинтер, – экс-министр юстиции.
Истинный лидер списка самых богатых писателей, т.к. свое состояние она заработала исключительно литературой. Самый продаваемый писатель в мире (400 млн экземпляров), автор наиболее популярной в истории книжной серии (поттериана), номер 1 в топе влиятельных женщин Британии. И все эти титулы совершенно заслуженны. Закончив историю Гарри Поттера, Джоан Роулинг не стала почивать на лаврах, а приятно удивила, выдав крепкий прозаический текст «Свободная вакансия», выдержанный в лучших традициях национальной литературы. А затем решила попробовать себя в детективном жанре, издав роман «Зов кукушки» под псевдонимом. Тщательная конспирация (рукопись была выслана издательству без пояснений и указания истинного авторства) довольно быстро пала под натиском местных репортеров, которые выяснили-таки, кто сочинил «Зов». Роулинг сначала сильно разозлилась, но потом вроде остыла. А роман после раскрытия тайны за несколько часов взлетел с каких-то чуть ли не сотых позиций продаж на ожидаемое первое место.
Как и Элизабет Бадинтер, попал в этот список с определенными оговорками. Уоттерсон – автор знаменитого детского комикса про Келвина и Хоббса. Другое дело, что он не просто художник, но и сочинитель сюжетов и реплик, так что писателем его все-таки назвать можно.
Начал сочинять после пятидесяти. Наработанный к тому времени опыт телесценариста помог в писательской карьере: романы Шелдона отличает лихо закрученный сюжет и умение жать на правильные эмоциональные кнопки. Въедливый и работоспособный, он много времени и сил тратил на проработку деталей (оттого за 35 лет написал «всего» 20 романов).
Великий писатель, национальное достояние Америки, Кинг неутомимо исследует жанры, стили, подходы и мифы литературы. За сорок лет работы он менял имена, маски, сочинял чистые хорроры, публицистику, большие романы, придумывал комиксы, рассказывал в увлекательной форме секреты мастерства и т.д.
Умерший в октябре прошлого года, Том Клэнси прославился романами про Джека Райана. «Технологический триллер» – такое определение дали критики сочинениям Клэнси, перегруженным сверх меры подробными описаниями всевозможной техники и шпионских гаджетов. Страсть к технологиям и экшну писатель успешно реализовал в побочном бизнесе – производстве компьютерных игр, что принесло ему не меньше, а, может, и больше денег, чем книги.
Дэн Браун стал знаменит после выхода в свет бестселлера «Код Да Винчи», экранизированный в 2006 году, через три года после первой публикации. С тех пор вышло несколько новых книг автора, некоторые из которых также были экранизированы. Доходы Брауна от роялти и продажи книг в 2016 году составили около десяти миллионов долларов.
Автор любовных и детективных романов. В её писательском портфеле больше двух сотен книг, каждая из которых продаётся тиражом не менее 300 000 экземпляров.
Британская писательница Паула Хокинз стала известной в 2015 году, после выхода ее романа «Девушка на поезде». Он был продан тиражом в 11 миллионов экземпляров и впоследствии экранизирован.
Джон Грин известен несколькими романами, в том числе «В поисках Аляски», «Изобилие Катерины», «Бумажные города» и «Виноваты звезды», который продался тиражом более чем 10 миллионов копий и стал лучшим бестселлером 2014 года.
Американский романист и новеллист Вероника Рот проснулась популярной после выхода книги «Дивергент», которая легла в основу одноименного фильма. Книга получила сиквел, так же как и ее киноверсия, а писательница сумела заработать на роялти около 10 миллионов долларов за последний год.
Рик Риордан сделал свои миллионы на написании серии книг про Перси Джексона. Пять книжных серий о похождениях 12-ти летнего героя превратились в серию комиксов и фильмов, что также способствовало увеличению доходов писателя.
Самые богатые писатели России:
Как видите, в России все куда хуже. Это объясняется и тем, что русский человек не любит платить за книгу, а так же тем, что на русском языке говорят куда меньше людей, чем на английском. Я хочу прикрепить интервью Захара Прилепина, которое он давал Комсомольской Правде (источник):
— Гонорары писательские малы, конечно, хотя по меркам среднероссийских зарплат, может, что-то и значат, — рассказал «КП» Захар Прилепин. — Они могут достигать полмиллиона или миллиона рублей за одну книгу. Но она и пишется полгода — год, и даже больше. И писателей, который получают столько, человек 20, не больше. И есть 2-4, гонорары которых исчисляются сотнями тысяч долларов или евро, и мы знаем их имена.
Я сейчас говорю о серьезной литературе, а не о Донцовой — Марининой — Устиновой. В области этой литературы отдельная, конечно, система. У Дины Рубиной и Людмилы Улицкой, к примеру, большие тиражи, и все же они и рядом не стояли с Донцовой. И даже если тиражи Пелевина, Быкова и Акунина объединить, они будут меньше продаж Устиновой. 95 процентов русских писателей получают за книгу от 50 до 100 тысяч рублей. А первая книжка может быть издана и за 25 тысяч рублей, и даже за так. А ведь это зачастую серьезный труд. Тех, кто может жить на свои литературные доходы, по пальцам двух рук можно пересчитать. Они вытянули счастливый билет. Это же не шоу-бизнес, здесь нет никаких многомиллионных прибылей. Здесь медом не намазано, серых денег и левых доходов нет. Начальник любого районного ГАИ богаче самого известного писателя раза в три.
— А чем же тогда еще зарабатывает на жизнь русский писатель?
— Кто-то преподает и выступает по городам и весям, как Быков, и как ваш покорный слуга в том числе… Хоть у нас и посерьезней гонорары, чем у большинства коллег, но все равно на них сложно жить, тем более с нашим — что у меня, что у Быкова — количеством детей. Еще многие писатели работают в СМИ. Кто-то в университетах. Кто-то в бизнесе. В общем, на что учились, тем и занимаются. В советские времена вполне можно было жить на писательские гонорары — если тебя публиковали, конечно. Расценки были просто несопоставимыми. В журнале вышла подборка стихов — месяц с голода не умрешь. Сейчас гонорара за журнальную публикацию в лучшем случае хватит на пару пива с таранькой.
Только совокупность литературных доходов спасает. Это, например, переводы книжки на другие языки, экранизации, радиопостановки, театральные постановки. Вот так — по зернышку… Продажа авторских прав за границу может стоить от тысячи евро до 25 тысяч, а у Сергея Лукьяненко, к примеру, еще выше. Так что если 10 или 20 книг написаны — и работают таким образом на тебя, то это создает какую-то базу для жизни. Хотя вот Сергей Минаев рассказывает, что у него купили все права на книжки за миллион долларов — ну… может быть, может быть. Хотя в книжном мире такие вложения очень сложно окупить. Зачастую «покупка» автора — это просто усиление имиджа издателя – мол, мы купили такого-то писателя. А в реальности возвращаются эти деньги в течение лет десяти.
Зачастую писатели уходят в кино и сериалы — сочинять сценарии, что, прямо скажем, плохо сказывается на их литературном труде. Эта поденщина еще хуже журналистики. Права на сценарий могут стоить и 25, и 50 тысяч долларов, что в два раза дороже гонорара за книжку. Так и можно погрязнуть в написании сценариев, вместо того чтобы писать хорошие тексты. Я вот, к примеру, переживаю за Марину Степнову. Она, написав замечательный роман «Женщины Лазаря» и лет десять назад — роман «Хирург», все остальное время тратила на сценарии, хотя за это время написала бы еще несколько отличных книг.
— Разовый гонорар, продажа прав… А роялти?
— Они что-то приносят, могут составлять от 3 до 25 процентов. В среднем — 5-10 процентов. Чем крепче писатель стоит на ногах, тем выше он назначает роялти. Например, 20 рублей со сторублевой книги — это очень хорошее роялти. Но оно начинает идти с определенного количества проданного тиража. Скажем, если продано уже 10 тысяч экземпляров. А если меньше — то ничего не идет. У нас мало таких писателей, у кого роялти набегает ощутимо — ну, вот Паша Басинский продал под сто тысяч своих книжек про Толстого — «Бегство из рая». Можно, не получая авансов, иметь только роялти — это если твои книги гарантированно хорошо продаются.
— Серийные и штучные писатели. Чем отличается система оплаты? Почему Донцова у нас самая высокооплачиваемая?
— Все просто — ее общие тиражи на порядок выше. Несопоставимо. Быков считается плодовитым — у него около 30 книг. Считается, что я много пишу — у меня 10. А у Донцовой и у всех этих женщин — по 80, по 120, а иногда и по 160 книг! Это же объем! Книги Быкова или мои, например, продаются тиражом по 50 или 100 тысяч экземпляров, а Дарья Донцова продает — 300-400 тысяч. Читателей у них больше, допустим, в 3-4 раза, но суммарная разница все равно достигается за счет «линейки», то есть частоты выпускаемых ими книг. Я за 10 лет написал 10 книг, а какая-нибудь сочинительница женских романов — 100. В итоге они продают до миллиона книг в год, потому что штампуют новые с огромной скоростью. Оборот гигантский, поэтому и деньги другие крутятся. Я даже считать не буду, какие. Но когда говорят, что вот беллетристка Петрова или Иванова продала 40 миллионов книг — это вовсе не значит, что у нее 40 миллионов читателей. Это, как правило, значит, что 4 миллиона бесхитростых читателей купили по 10 ее романов. Или 1 миллион купили по 40 книг. Серийные писатели и сами не знают, кто из них богаче. А из более-менее серьезной самые обеспеченные Борис Акунин и Людмила Улицкая. Эдуард Лимонов и Эдвард Радзинский живут, в основном, за счет изданий своих книг за рубежом.
Вы удивитесь, но в писательстве существует несколько видов рабов. И ничего общего с замученными узниками на цепях они не имеют. Они вообще порой живут лучше своих «плантаторов».
— Есть институт редакторов с расширенными полномочиями, — рассказал нам Захар Прилепин. — Они получают сюжет-канву, набросок, расписывают его дальше или обрабатывают сырой текст и отсылают автору. Он вносит свою правку, опять отсылает им — и так до нужного результата. Но я, например, уверен, что Устинова сама пишет свои книги. И всякий, имеющий литературный слух и зрение, может понять, работает ли автор сам — по разным его фирменным «шняжкам».
Сама Устинова, кстати, говорит: «Негры – это там, где неинтересно. Мы – серийные авторы, как серийные убийцы: нам работать, не получая удовольствия от самого процесса, нельзя».
Есть и серийные проекты, которые пишут 10 человек, и все они стоят за одной выдуманной фамилией на обложке. Автобиографии звезд тоже иногда пишут наемные «негры» — чаще всего, классные журналисты. В редких случаях они даже удостаиваются чести видеть свою фамилию мелким шрифтом где-нибудь на форзаце. Зато им неплохо платят. Так же «химичат» и некоторые писатели с именем (иногда по принуждению): за них пишет неизвестный, но шустрый и плодовитый «негр» – нормальный труд по контракту…
«Штучные» писатели по этому поводу как-то сожалеюще морщатся. Серийные — хорошо относятся к этому явлению. И даже в своих книжках описывают. Например, Маринина и Донцова. Они-то понимают, что выдавать по книжке в месяц без «негров» — нереально. Сорвать издательству сроки — это страшно. Потому что там бизнес-план, график производства, закупка тонн бумаги, договор с типографией — и в случае чего дикие штрафы. Так что «негритянский» труд очень востребован, и Интернет завален объявлениями, а там такие условия: За первый срок (10 дней) должно быть написано 100 стр., за второй (20 дней) – 200 стр. При нарушении двух сроков автор снимается с написания книги.
Система «негров» удерживает серийных авторов от ссор с издательством. Афишировать ведь ее не будешь! Можешь, конечно, уйти, но без «негров», которые останутся в издательстве, ты мало что стоишь.
В последнее время, кстати, появился новый тренд, назовем его условно «крауд-сорсинг», когда контент создается даром людьми буквально с улицы. Например, Людмила Улицкая сейчас собирает в новый сборник рассказы о послевоенном детстве.
— И у меня такие есть — то военная, то тюремная проза, — говорит Захар Прилепин, — но это не издательский проект. Это я сам: мне пришло в голову, я и собрал рассказы разных людей. Это обычная антология.
Антологии выпускали и поэты, и прозаики разных направлений. Или есть серии «… рекомендует», это когда известный писатель, имеющий свою долю от продажи, советует произведения других писателей его же направления. У Глуховского, например, есть «Метро». Он его придумал и написал, потом выпустил продолжение, а потом сделал сетевой проект:
— Уже выходит в 8 странах. Это вообще изучать надо! Если бы у меня была возможность придумать так, чтобы написали еще 20 продолжений «Санкьи», я бы тоже это сделал — пишите ради бога, автор-основатель может получить по доллару с каждой проданной книги и жить год. Люди хотят продолжения «Метро»? Хотят.
Глуховский может написать 40 продолжений? Нет. Зато есть другие желающие, для которых, кстати, участие в этом проекте может стать трамплином для будущей работы в литературе.
в статье использованы материалы из Комсомольской Правды.