самый первый город на руси основание

Какие города были первыми на Руси?

самый первый город на руси основание. Смотреть фото самый первый город на руси основание. Смотреть картинку самый первый город на руси основание. Картинка про самый первый город на руси основание. Фото самый первый город на руси основание

Город, как и любая категория в нашем мире имеет свое начало. Первые русские города представляли собой укрепленные поселения, основной критерий в нем – это присутствие оборонительных сооружений и крепкий зданий. Явление достаточно распространенное и обоснованное, ведь наши предки жили во времена постоянной внешней угрозы со стороны кочевников, которые тревожили местных, совершая набеги.

Кроме того, древние поселения города были еще и административными центрами, выполняли военные функции, способствовали развитию торговых отношений, культурных связей и религии.

Исторические источники также говорят о том, что города были и центрами развития ремесел.

Исследователи выдвигают вполне закономерное предположение, что первые города образовывались вокруг действующих монастырей, но при этом делают акцент на значительной роли в этом процессе сельских общин.

Первые города

Согласно историческим сведениям первые русские города появились еще в 9 веке. Их появление было вынужденной мерой защиты от кочевников. Но благодаря данной внешней угрозе были образованы центры русского государства, самые древние города, такие как Киев, Новгород, Рязань, Псков, Суздаль, Муром, Ростов и другие. Отметим, что, начиная с 10 века и до 13, города разрастались с особой скоростью и по подсчетам к началу установления монголо-татарского ига, их было почти 120 штук. Конечно, монголы внесли свою лепту в развитие русских земель, вернее они его прочно притормозили, почти на 300 лет.

Большие и маленькие

Все древнерусские города делятся на большие и маленькие. У первых было несколько центральных сооружений с укреплениями, а внутри них размещались посады, а рядом с ними были отведены земли для сенокоса, пастбищ, водоемы, лесные участки.

В качестве защиты использовали земляные валы и деревянные стены, рядом были рвы.

Большую роль в обороне города играл и рельеф местности. Поэтому как правило, они размещались на вершинах холмов, островных участках.

У первых русских городов была линейно-поперечная структура размещения поселений и сооружений.

Одним из самых древних и больших городов в период средневековья, который претендует на звание «мать городов русских» является Киев. Даже сегодня четко видно, что исторически центром города был отвесной берег Днепра, окруженный оборонительными сооружениями. А центральная площадь, где проводились собрания располагалась перед собором святой Софии.

Развитие городов на Руси

Равнозначный по значимости город – это Новгород Великий. Такой же древний город, который имел большое оборонительное и политическое значение в Древней Руси. Во многом был схож с Киевом, но отличался тем, что водами реки Волхова был разделен на две части. В первой, торговой – располагался княжеский двор и проводились собрания, ярмарки. Во второй, Софийской, располагался кремль и собор. Части города соединял мост.

Эти два древнерусских города стали образцами для других городов Руси.

Большим древнерусским городам была свойственна агломерация определенного количества усадьб. Тоесть на протяжении многих лет и даже столетий, в городе четко соблюдались границы дворов, даже если по каким-то причинам они разрушались, то в последствии восстанавливались в тех же границах.

Такая особенность позволяет предположить, что города – это, помимо оборонительных сооружений, еще и добровольное объединение собственников дворов, в принципе, с той же целью.

Но помимо больших, были малые города. Они возникали по мере развития пограничных пунктов. Поэтому имели свою структуру – это основная улица, расположенная вокруг укрепления, от которой могут идти еще 1-2. Но при этом вход в город только один. Как видим они существенно отличались от больших.

Источник

Новгород, Город, Старый Город. Первая столица Руси

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

По мнению историков, первоначально город Новгород находился несколько южнее ныне существующего, но в X веке был перенесен на современное место, с чем, по некоторым версиям, и связано его название.

Что показывают археологические раскопки в Новгороде на Волхове: «В настоящее время при раскопках города лишь на Софийской стороне — на Неревском и Троицком раскопах — выявлены слои, четко датирующиеся дендрохронологически и по типологии находок серединой X в., ниже которых имеются напластования, позволяющие отнести начало заселения этих участков еще на два-три десятилетия ранее. Иначе говоря, на данном этапе археологического изучения Новгорода отсутствие в городе слоев IX в., в том числе в ряде его ключевых точек, является фактом, с которым нельзя не считаться.» ( «Происхождение Новгорода – вечная проблема…» В 2 километрах южнее Великого Новгорода в истоке реки Волхов располагается Рюриково городище. По одной версии Городище являлось резиденцией князей. Именно сюда был призван на княжение Рюрик, отчего и пошло название. Спустя годы Городище стало разрастаться и превратилось в часть Великого Новгорода.

Интересное и заслуживающее внимание мнение автора статьи «Балтийские «Старые города» и русские «Новые города»» (https://oldrus.livejournal.com/203565.html): «Однако, если мы обратим свой взор на южный берег Балтийского моря, на земли балтийских славян, там мы обнаружим массу подобных топонимов! И учитывая, что в последнее время постоянно поступает всё больше и больше сведений о самом близком родстве жителей нашей Руси с балтийскими и полабскими славянами, которые просто переселялись в будущую Россию, то поискать «Старые города» на Балтике представляется вполне здравой идеей.

Что подтверждает версию о том, что род Рюрика происходит от поморов – славян.

Отметим противоречие в Повести Временных Лет, в которой сказано, что С 862 по 864 год Ладога была местом княжения Рюрика, поэтому её иногда называют первой столицей древней Руси.

В Большой Российской энциклопедии (БРЭ) подчеркивается, что: «в 859 (или 862) состоялось приглашение на княжение Рюрика. При описаэтого приглашения в «Повес¬ти временных лет» впервые упоминает¬ Новгород. Рюрик построил крепость, где поселился со своей дружиной (Рюриково городи¬)».

То есть, существует две версии, и не ясно какой город Ладогу или Новгород считать первой столицей древней Руси.

Источник

Возникновение древних русских городов

Краткая историография вопроса. Проблема возникновения первых русских городов до сих пор вызывает споры. В. О. Ключевский считал, что они возникли вследствие успехов восточной торговли славян, как пункты склада и отправления русского вывоза. В советское время против этого выступил М. Н. Тихомиров. По его мнению, торговля не вызывала города к жизни, она лишь создала условия для выделения из них наиболее крупных и богатых. Настоящей силой, вызывавшей к жизни русские города, он считал развитие земледелия и ремесла в области экономики и феодализма – в области общественных отношений. Конкретные пути появления городов представлялись советским историкам достаточно разнообразными. По убеждению Н. Н. Воронина, города на Руси строились на основе торгово-ремесленных поселений, феодальных замков или княжеских крепостей. С ним, в той или иной степени, соглашались Е. И. Горюнова, М. Г. Рабинович, В. Т. Пашуто, А. В. Куза, В. В. Седов и другие. М. Ю. Брайчевский выделяет одну из перечисленных возможностей. Большинство городов, с его точки зрения, возникло вокруг раннефеодальных крепостей-замков. В. Л. Янин и М. Х. Алешковский полагают, что древнерусский город развился не из княжеских замков или торгово-ремесленных поселений, а из административных вечевых центров сельских округ-погостов, мест концентрирования дани и её сборщиков. В. В. Мавродин, И. Я. Фроянов и А. Ю. Дворниченко считают, что города на Руси конца IX – X вв. строились на родоплеменной основе. Они возникли в результате образования племенных союзов, как жизненно необходимые органы, координирующие и направляющие деятельность союзов.

Киев. Согласно археологическим данным о появлении усадебной застройки, мостовых, дренажных систем и т.п., применительно к X веку, можно говорить о существовании только пяти настоящих городов. В конце IX – начале X века возникли Киев и Ладога, в первой половине века – Новгород и в конце столетия – Полоцк и Чернигов.

В летопись проникли и такие сведения, которые не укладываются в концепцию киевского книжника. Опираясь на греческие хроники, он рассказывает о том, что Русская земля стала известна еще в правление императора ромеев Михаила. Согласно летописи, в 866 году (по греческим источникам в 860), русы напали на Константинополь. Эти русы связываются летописцем с киевскими князьями Аскольдом и Диром. Если это и в самом деле было так, получается, что Русская земля возникла, по меньшей мере, на четверть века раньше прихода Олега.

Рассказ о походе Олега на Киев противоречив, и как выясняется – полон легендарных подробностей, на самом деле никогда не происходивших. Летописец утверждает, что Олег взял по пути Смоленск и Любеч и посадил там своих мужей. Однако в то время этих городов не существовало. По данным летописи Олег шёл на Киев с большим войском – «поимъ воя многи». Но, придя к горам Киевским, почему-то стал прятать его в ладьях и притворяться купцом. Во-первых, если это разноплеменное войско было действительно велико, запрятать его было не так уж просто. Во-вторых, если оно на самом деле было значительным, почему Олег не взял Киев открыто – осадой или приступом, как это он якобы сделал с Любечем и Смоленском, вести о взятии которых дошли бы до киевских князей раньше самого огромного воинства? Скорее всего, поход Олега был в действительности разбойничьим набегом небольшого отряда, состоявшего из представителей словен, кривичей, варягов, мери и т.п. Но никак не предприятием государственного масштаба. В этом случае смысл притворяться купцами есть, тем более что в определенной мере это на самом деле было так. Набеги русов на славян, о которых рассказывают восточные авторы, были напрямую связаны с торговыми интересами последних.

Согласно археологическим раскопкам, Киев возник на месте гнезда славянских поселений, располагавшихся в VII – IX веках на Старокиевской горе и её склонах, горах Киселёвке, Детинке, Щековице и на Подоле. Поселения перемежались пустыми пространствами, пашнями и могильниками. Древнейшее городище располагалось на северо-западе Старокиевской горы. По мнению Б. А. Рыбакова, оно датируется концом V – нач. VI вв. В конце IX века бурно развивается киевский Подол, здесь появляется дворовая застройка и уличная планировка.

В 969 – 971 годах, в княжение знаменитого князя-воителя Святослава Игоревича, Киев едва не потерял свой статус «середины» Русской земли. Его могли покинуть не только князь и его семья, но и лучшая часть местной знати. Киевское боярство готово было поменять место своего пребывания на более привлекательное, согласившись вместе с князем разместиться в другом городе – Переяславце на Дунае. И Святослав, и его дружина ждали только смерти больной матери князя. Причиной, по которой такой исход не состоялся, стала неудача русичей в борьбе с империей ромеев. Причиной, по которой такой исход мог бы состояться, было то, что киевская дружина к тому времени ещё не осела окончательно на землю и старые дружинные идеалы верности и братства значили для неё больше, чем собственные сёла в округе Киева.

При Владимире была изменена не только религия, но и сделан окончательный шаг к оседанию русской дружины. Развитие Киева, его укрепление и разрастание начинается именно в это время. Это видно по предпринятому князем строительству. Вначале было построено языческое святилище «вне двора» теремного, затем – Десятинная церковь и укрепления «города Владимира».

Настоящий скачок в развитии Киева произошёл в эпоху Ярослава Мудрого после периода временного упадка, вызванного шоком от введения христианства и борьбой сыновей Владимира за киевское наследство. Тогда пределы города заметно расширяются. Планировка становится устойчивой. Окончательно оформляется центр – «город Владимира» и «город Ярослава» с Золотыми воротами и грандиозным Софийским собором. Крепостные сооружения Киева увеличиваются по площади в 7 раз.

Ладога. Судя по археологическим данным, Ладога возникла в то же время, что и Киев. Это единственно возможное место, куда мог прийти легендарный Рюрик, и откуда мог двинуться в поход на Киев Вещий Олег. О призвании Рюрика в Ладогу, а не Новгород говорится в Ипатьевской и Радзивиловской летописях.

Археологические раскопки показали, что Ладога как поселение возникает ещё в середине VIII века, но в то время наряду со славянами здесь жили балты, финны и скандинавы. Археологи обнаруживают и славянские квадратные срубы с печью в углу, и скандинавского облика большие дома. Славяне стали преобладать здесь в X веке. Первая крепость в Ладоге построена на рубеже IX – X веков. Постепенно Ладога становится славянским городом. Появляются первые улицы, вытянувшиеся вдоль берега Волхова, и дворовоусадебная застройка, типичная для древнерусских городов.

Когда Рюрик пришёл в Ладогу – это была международная торговая фактория, с более-менее постоянным земледельческим и торговоремесленным населением. Олег покинул её вместе со своей ватагой ещё тогда, когда Ладога не представляла собой единого организма. И только при непосредственном его участии она приобретает городские черты. Скорее всего, именно Олег строит здесь каменную крепость, датируемую археологами концом IX – началом X веков, ставшую первым шагом к славянскому преобладанию. Олег и его люди брали торговый путь «из варяг в греки» под свой контроль – в этом заключается цель укрепления самого северного пункта данной торговой системы. В X веке Киевская община настойчиво стремилась освоить восточнославянские земли, отстраивая крепости в наиболее важных, с точки зрения Киева, местах. Древнейшие русские города (киевские крепости) обеспечивали господство Киева среди славянских племён.

Новгород. Сведения о строительстве Новгорода противоречивы. Первоначально, согласно летописным данным, новгородская крепость была построена пришедшими в эти места словенами, затем свои укрепления поставил здесь Рюрик. Наконец, в 1044 году Новгород ещё раз заложил Владимир, сын Ярослава Мудрого. Словенский Новгород – родовой посёлок или племенной центр, местоположение которого неизвестно. Новгород Рюрика многие соотносят с «Рюриковым городищем», расположенном в 2-х км от древнерусского Новгорода. Раскопки показали, что поселение здесь существовало уже в середине IX века. Наряду со славянами, которые строили здесь деревянные срубы (длина стен 4 – 6 метров) и оставили после себя лепную посуду и втульчатые наконечники стрел, характерные для западных славян, здесь обитало какое-то число скандинавов. Скандинавский след представлен гривнами с привесками в виде молоточков Тора, равноплечными и скорлупообразными фибулами, игральными шашками, подвесками с руническими заклинаниями и т.п. К известному ныне новгородскому детинцу относится только последнее сообщение. Оно подтверждено археологическими раскопками. Новгород Владимира Ярославича – древнейший детинец, который занимал северо-западную часть современного детинца и включал Софийский собор и епископский двор. В. Л. Янин и М. Х. Алешковский считают, что на месте Софийского собора раньше находилось языческое капище, т.е. эта часть детинца и в дохристианские времена была центром, окружавших его боярских хуторов. Здесь стоял и более древний детинец. Первая крепостьдетинец могла быть поставлена на этом месте при Олеге или Игоре.

Первоначально новгородцы – часть киевской городской общины. О единстве Киева и Новгорода X века говорят сообщения летописи о данях, установленных Олегом, а затем Ольгой, оброках, ловищах и знаменьях киевских князей в новгородской земле. Связь с «матерью» была главным образом политическая. Из Киева присылались посадники. Если это был князь, например, Святослав, Владимир, Ярослав – это льстило новгородцам и делало их более самостоятельными. Личность князя придавала городу завершённость – как политическую, так и духовную: язычники верили в мистическую связь между правителем и благом общества.

Полоцк. Впервые Полоцк упоминается в «Повести временных лет» под 862 годом в числе городов, подвластных Рюрику. Есть он и в списке русских городов, которым предназначалась греческая дань, взятая Олегом в 907 году. Под 980 годом в летописи говорится о первом полоцком князе Рогволоде, якобы пришедшем «из-за морья».

Системное археологическое изучение города началось в советское время. Здесь вели раскопки А. Н. Лявданский, М. К. Каргер, П. А. Раппопорт, Л. В. Алексеев и другие. По археологическим данным первоначальное поселение в Полоцке возникло в IX веке на правом берегу р. Полоты. Древнейшие славянские напластования датируются X веком. Детинец в устье реки Полоты сооружается во второй половине X века. Он и стал центром будущего города. Городские черты Полоцк приобретает в конце X – начале XI веков, когда распространяется дворово-усадебная застройка и строятся мостовые. Полоцк был основан для осуществления контроля торгового пути «из варяг в арабы» (как выражается И. В. Дубов), проходившего из Балтийского моря по Западной Двине, через волок по Волге в Каспийское море.

Чернигов. Город впервые упоминается в летописи под 907 годом, в числе русских городов – получателей греческой дани. Константин Багрянородный говорит о Чернигове как об одной из «росских крепостей», откуда приходят в Константинополь славянские однодревки. Первое событие, связанное с городом, датируется 1024 годом. Тогда князь Мстислав Владимирович, не принятый в Киеве, «седе на столе Чернигове».

Город давно привлекает внимание исследователей. Массовые раскопки черниговских курганов осуществлял в 70-е годы XIX века Д. Я. Самоквасов. Детинец изучал Б. А. Рыбаков. Архитектурные памятники исследовали Н. В. Холостенко и П. Д. Барановский. В наше время раскопками в Чернигове руководит В. П. Коваленко. К истории Чернигова обращались П. В. Голубовский, Д. И. Багалей, М. Н. Тихомиров, А. Н. Насонов, В. В. Мавродин, А. К. Зайцев, М. Ю. Брайчевский, А. В. Куза и другие.

Археологические раскопки показали, что на территории Чернигова в VIII – IX веках существовало несколько поселений Роменской культуры, традиционно связываемой с племенами северян. В конце IX века они прекращают своё существование в результате военного разгрома. Их место занимают памятники древнерусского типа. Первые укрепления в районе черниговского детинца, по всей видимости, были сооружены в начале X века (точных данных на этот счёт нет). Считается, что в 80 – 90-е годы X века детинец был заново отстроен князем Владимиром. Городской характер Чернигов приобретает в начале XI века, как и Полоцк. Город, вероятно, следил за движением по Десне и держал выход к торговому пути «из варяг в греки», соединяя его через Угру и Оку с Волжским путём.

Принудительный синойкизм. К числу первых киевских крепостей относятся Вышгород и Псков. ВВышгороде нет непотревоженных отложений X века, есть только отдельные находки. В Пскове первые укрепления относятся к началу или середине X века, но городом поселение становится только в XI столетии.

В конце X века Владимир Святославич строит ряд крепостей вблизи Киева для защиты его от набегов печенегов. Среди них были Белгород и Переяславль. Археологические раскопки подтвердили сведения летописи. Белгород был построен на месте славянского городища (площадью 8,5 га), располагавшегося на мысу, образованном оврагом и берегом р. Ирпень. По данным раскопок, в конце X века здесь были построены укрепления детинца (12,5 га) и первого окольного города. Валы города имели внутренние срубные конструкции и мощную кладку из сырцового кирпича. Древнейшие укрепления Переяславлятакже относятся к концу X века.

Источник

Самые древние русские города

Десять русских городов были известны ещё в 9 веке. Из них два располагаются ныне на территории Украины, один – в Белоруссии, остальные семь находятся в пределах Российской Федерации.

самый первый город на руси основание. Смотреть фото самый первый город на руси основание. Смотреть картинку самый первый город на руси основание. Картинка про самый первый город на руси основание. Фото самый первый город на руси основание

Великий Новгород

Этот город первым упоминается в летописях среди русских городов. Сюда в 862 году, по летописи, были призваны княжить Рюрик с братьями. Археологи, однако, сомневаются, что в ту пору Новгород существовал. Древнейшие следы поселений в его черте датируются 10 веком.

самый первый город на руси основание. Смотреть фото самый первый город на руси основание. Смотреть картинку самый первый город на руси основание. Картинка про самый первый город на руси основание. Фото самый первый город на руси основание

Этот город, по единодушному мнению всех историков, возник раньше остальных древнерусских городов. На это намекает и летопись, приводя легенду о Кие и двух его братьях. Но точная дата основания Киева неизвестна. Древнейшие поселения в Киеве датированы 6 веком.

самый первый город на руси основание. Смотреть фото самый первый город на руси основание. Смотреть картинку самый первый город на руси основание. Картинка про самый первый город на руси основание. Фото самый первый город на руси основание

Белоозеро

Этот город упоминается в связи с приездом на Русь двух братьев Рюрика. Белоозеро было отдано в княжение старшему из них – Трувору. В то время это был центр финского племени весь (ныне народ вепсы). Вероятно, настоящий город возник здесь значительно позже 9 века.

самый первый город на руси основание. Смотреть фото самый первый город на руси основание. Смотреть картинку самый первый город на руси основание. Картинка про самый первый город на руси основание. Фото самый первый город на руси основание

Изборск

В Изборске сел княжить младший из трёх братьев – Трувор. Тогда это был один из центров племени кривичей. Это действительно довольно древнее поселение.

самый первый город на руси основание. Смотреть фото самый первый город на руси основание. Смотреть картинку самый первый город на руси основание. Картинка про самый первый город на руси основание. Фото самый первый город на руси основание

Полоцк

Следующим упомянутым в летописи городом был Полоцк, также один из кривичских городов. Полоцк довольно рано отделился от прочих русских земель. Так, уже в конце 10 века там правил другой княжеский род, не Рюриковичи.

самый первый город на руси основание. Смотреть фото самый первый город на руси основание. Смотреть картинку самый первый город на руси основание. Картинка про самый первый город на руси основание. Фото самый первый город на руси основание

Ростов Великий

Среди городов, розданных Рюриком в управление своим людям, был Ростов – центр финского племени меря. По археологическим данным, крупное поселение на озере Неро существовало ещё в 7 веке. Это реально древнейший город Центральной России.

самый первый город на руси основание. Смотреть фото самый первый город на руси основание. Смотреть картинку самый первый город на руси основание. Картинка про самый первый город на руси основание. Фото самый первый город на руси основание

Муром

Назван так по жившему здесь финскому племени, над которым, как утверждает летопись, также властвовал Рюрик. Это легенда, так как русские князья в Муроме появляются только в 12 веке. Отсюда родом знаменитый богатырь, но это тоже миф, так как лишь в это время муромских язычников удалось крестить.

самый первый город на руси основание. Смотреть фото самый первый город на руси основание. Смотреть картинку самый первый город на руси основание. Картинка про самый первый город на руси основание. Фото самый первый город на руси основание

Ладога

По всей видимости, первоначально она представляла собой скандинавскую колонию в землях восточных славян. Называлась она Альдегьюборг. Существовала она уже в середине 8 века. Сохранившиеся в Старой Ладоге остатки каменной крепости относятся к 10 веку.

самый первый город на руси основание. Смотреть фото самый первый город на руси основание. Смотреть картинку самый первый город на руси основание. Картинка про самый первый город на руси основание. Фото самый первый город на руси основание

Смоленск

Этот кривичский город первые упомянут под 863 годом в довольно поздней Устюжской летописи. Первоначально городское поселение находилось неподалёку в Гнёздово, где найден крупный некрополь 9-10 веков. В 12 веке Смоленск становится самостоятельным великим княжеством.

самый первый город на руси основание. Смотреть фото самый первый город на руси основание. Смотреть картинку самый первый город на руси основание. Картинка про самый первый город на руси основание. Фото самый первый город на руси основание

Любеч

В 882 году во время похода на Киев Вещий Олег захватил и этот город, лежавший чуть выше Киева на Днепре, и посадил там своего управителя. Любеч имел важное стратегическое значение во всех войнах на Руси. Кто владел Любечем, мог контролировать Киев.

Источник

Города Древней Руси

Продолжаем распутывать «узел», который завязался более тысячи лет назад при образовании государства Русь, чтобы выяснить роль наших северных предков в тот период. Проведём обзорную экскурсию по городам той славной эпохи в надежде высвободить из-под плена веков политических фальсификаций ещё один кусочек нашей истории. Как обычно, нам не нужны секретные архивы, снимем шоры с глаз, надетые идеологической пропагандой многих поколений и рассмотрим города, существование которых признаёт официальная история. Внимательно посмотрим, как подаётся информация в том, или ином случае. Постараемся выбрать только конкретные факты, не прислушиваясь к выводам, которые как раз и не дают более беспристрастно определить проходившие события. Кстати, очень много работ, которые наполнены, именно, выводами, гипотезами, предположениями и проч. Попадаются работы, в которых на десятках страниц перечисляют тех, кто занимался изучением определённой темы и их выводы и предположения. Практически, самих фактов не так и много, причём, довольно, часто можно заметить тенденцию, когда выводы и гипотезы определённой работы прямо противоположны, изложенным в них фактам. Понятно, что многие из них рассчитаны на наш, русский менталитет, который основан ещё на древней вере в слово. Наверно, раньше, когда словам на Руси придавали более весомое значение, как говорившие его, так и слушающие, можно было верить всему, что говорят. Сейчас, когда слово обесценилось, приходится долго плутать в поисках смысла и подтверждения фактов.

Итак, начинаем нашу экскурсию. Напомню, что в разные продолжительные периоды нам упорно пытаются навязать, что государство Русь обязано своим становлением Киеву. Особенно, этим отличались времена продвижения христианства, правления Екатерины II и советская эпоха. По преданиям, ещё Олег предложил называть этот город «матерью земли русской» Нам много лет вкладывалось в головы, что основным древним государством была Киевская Русь, а Киев был самым древним городом, что большинство современников, именно, так и считает. Но так ли это на самом деле? До недавнего времени существовала такая практика, когда более передовые, по меркам современного мира, страны изо всех сил пытались представить жителей нашей страны, более отсталыми в развитии, а у нас, в то же время, наблюдалось подобное отношение жителей центральных регионов к периферии, в том числе, к моим землякам. Возможно, это повлияло на искажение многих исторических фактов.

Не будем очень дотошно копаться, как положено в серьёзной научной работе в отношении некоторых отклонений в годах появления и метрах расположения населённых пунктах. Постараемся представить общую картину прошлого.

Для древнего летописца важно было сообщить, кому принадлежали, перечисленные города, застолбить территорию, а для нас важно понять, какие города существовали в начале образования Руси и могли влиять на становление государственности. Как видим, основу составляли северо-восточные города: Ладога, Ростов, Мурома, Белоозеро, Изборск. В это же время появляется Новгород. Обратите внимание, что здесь перечислены города, которые по географическому положению находятся очень близко к Русскому Северу. Можно сказать, на его южных границах. В летописях нет сообщений о том, что эти города князьям новгородским приходилось в то время завоёвывать. Трения между ними стали возникать намного позже, в процессе распространения христианства и искоренения язычества. Более того, эти города, на протяжении тысячелетия составляли основу своего государству, никогда не выходили из его состава, что не скажешь, например, о Полоцке и Смоленске и других.

Хотя, Полоцк и Смоленск тоже ведут своё летоисчисление с 862 года, они не сразу вошли в состав Руси, а несколько позднее. Смоленск присоединил уже Олег, когда в 882 году пошёл в Киев, за Полоцк была битва в 865 ( в некоторых источниках в 872 или 875 году).

Киева в этом первоначальном списке, вообще, нет, и в состав Руси он вошёл только через двадцать лет в 882 году. В отличие от северных городов, Киев Олегу пришлось завоёвывать. Историки подтверждают, что в Киеве действительно, произошёл насильственный переход власти в это время к новой династии – Рюриковичей. Образование Киева как города проходило на рубеже IX и X веков, ссылаясь на данные археологии; при этом не видят оснований для утверждения о генетической преемственности города и поселений V—VIII веков. Только в X веке отдельные поселения слились в единое поселение городского характера.

Вся эта информация имеется в открытом доступе и, именно, в таком виде она подаётся, если отделить её от различных выводов и рассуждений. Но, если брать во внимание последующие наслоения, обнаруживается, что нас упорно пытаются убедить в обратном. При любом удобном случае выпячивается роль Киева и заметны усилия удревнить историю этого города. В то же время, историю северных городов стараются сократить любыми путями. Так, несмотря на то, что Киев впервые упомянут в официальных источниках в 882 году, практически, везде стараются прибавлять, что, дескать, и поселение-то здесь было раньше, и легенды соответствующие есть, которые относятся к прошлым векам. Таким образом, вкладывается мысль о более древнем его существовании и, что немаловажно, о более важном значение для государства. В то же время, значение северных городов и их древность стараются снизить подобными же манёврами, но в обратную сторону. Так, за начало отсчёта существования этих городов принимают только официальную версию, не учитывая столь же официальные данные археологии о существовании на местах этих городов более древних поселений.

Кроме того, на севере уже в те времена были довольно крупные населённые пункты, известные, в том числе по документальным источникам и по данным археологии. Но, поскольку принято считать, что до прихода сюда славян здесь ничего не должно быть по определению, то тему этих поселений принято замалчивать, их размеры и значение умалять до ничтожных. Таким образом, и получается, что у нас на севре «ничего не было», хотя, факты до сих пор упрямо говорят об обратном. А. ведь, если к ним отнестись должным образом, насколько может обогатиться история, не только нашего края, но и всего нашего государства! Если прекратить эксплуатировать тему появления здесь жизни только с приходом славян или выходцев из Скандинавии и принять, что наши предки жили в этих краях раньше и они принимали самое непосредственное участие в становление Руси, то такая версия будет намного логичнее. Рассмотрим, какие города были на северо-востоке Европы в момент зарождения государства Русь, может, эта версия подтвердится.

Первый крупный населённый пункт, претендующий на название города древней Руси – Ладога. Сейчас это просто село Старая Ладога. На территории этого села в 2015 году была найдена стоянка древнего человека эпохи неолита, датируемая третьим тысячелетием до нашей эры.

Древнейшие известные постройки Ладоги — производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище, по данным дендрохронологии, воздвигнуты из брёвен, срубленных до 753 года. Как обычно, предполагают, что мастерские построены выходцами из Северной Европы, а первое поселение в Ладоге основано и первоначально заселено предположительно скандинавами. Ну а кто же ещё, коли славяне ещё не пришли?! Не отдавать же пальму первенства местному населению, которое, по сложившимся представлениям, только и могло шкуры на стеклянные бусы менять!

Судя по имеющимся данным о многообразии и размахе связей, Ладога стояла в одном ряду с такими торгово-ремесленными центрами Скандобалтии, как Хедебю и Рибе в Ютландии, Каупанг в Норвегии, Павикен на Готланде, Бирка в Швеции, Ральсвик, Волин и другие на юге Балтики. Первый клад арабских дирхемов, найденный в Ладоге, относится к 786 году. Странно, почему тогда так упорно пытаются вкладывать в головы наших соотечественников о низком уровне прошлого нашей страны по отношению, скажем, к западным соседям. Или мы сами себя дискредитируем, принимая, что наши города – это что-то несерьёзное? Или идеологи, создающие неприглядный образ нашего прошлого сумели хорошо поработать?

Вдобавок к развитым торговым связям, большинство ладожан в то время занимались не торговлей, а земледелием и ремёслами. Чем, собственно, испокон веков занимались наши предки и косвенно подтверждает, что район был более основательно обжит, нежели случайно возникший торгово-обменный пункт. Таким торгово-ремесленным поселением Ладога была вплоть до 860-х годов, когда в очередной раз её разрушили в результате междоусобных войн, о которых упоминает ПВЛ. В некоторых списках Повести временных лет Ладога названа городом, куда в 862 году был призван на княжение Рюрик. Через несколько лет Рюрик перебрался ближе к Новгороду, а в Ладоге примерно в 870-е была построена первая крепость. К этому времени Ладога из небольшого торгово-ремесленного поселения развивается в типичный древнерусский город площадью 12 га. Город был важным пунктом на торговом пути «из варяг в греки». Население города было многонационально. По утверждениям археологов здесь проживали славяне, финно-угры и представители Скандинавии. Что к этому можно добавить? Только то, что на территории Скандинавии тоже находят следы присутствия предков из наших краёв.

Зачем нужно было Рюрику отправлять брата в столь отдалённый заброшенный, казалось бы угол? По всей видимости, здесь проходил значимый для него рубеж, позволяющий определить юго-западные границы молодого государственного образования. Впоследствии здесь более известно другое древнее поселение, которое находилось вблизи от Изборска, город Псков. Псков впервые упомянут в летописях в 903 году, как родина Ольги, жены князя Игоря.

Третий город, в который Рюрик посадил править своего брата Синеуса Белоозеро. Сейчас это город Белозерск на севере Вологодской области. К сожалению, при исследовании истории этого древнего города приходится сталкиваться с теми же определениями, которые характерны для всего северного края – малоизученностью. Даже такие легендарные места в нашем регионе до сих слабо изучены. До сих пор нет более-менее разумного ответа, где находилось то древнее поселение Белоозеро, в которое пришёл Синеус. Есть только предположение, что оно располагалось не на месте современного города, а где-то в окрестностях.

Белоозером издавна зовется огромный край. Белозерская земля с «волостями» в различные периоды на севере доходила, видимо, даже до Белого моря, захватывая южный и восточный берега Онежского озера. На востоке простиралась до Двины, на юг, по правобережью Шексны — до Волги, гранича с Ростовской землей, а в некоторые периоды и соединяясь с ней. Такая обширная страна, размеры которой сопоставимы с Новгородской и Киевской землями, должна была иметь и крупную столицу, и множество городов, поселений, оборонительных сооружений.

Холмогорская летопись содержит хронологический рассказ с 3099 года «от сотворения света», то есть с 2409 года до нашей эры. Есть в этой летописи упоминание о том, что в I веке нашей эры словен постигла кара за то, что они были язычниками, и они вынуждены были бежать из родных мест. При этом некоторые из них дошли до Белоозера, где нареклись весью. Таким образом, первое упоминание Белоозера можно считать относящимся к I веку. Отметим, что в рассказе о значительно более древних временах территория Белозерского края, хотя и не упоминается, но подразумевается входящей в состав земель, которыми обладали потомки легендарных Словена и Руса: «Обладаша же и северными странами, и по всему Поморию, даже и до предел Ледовитого моря, и окрест Желтовидных вод, и по великим рекам Печере и Выми, и за высокими и непроходимыми каменными горами. »

По сообщению летописца XVI века Кирилло-Белозерского монастыря, местом первоначального поселения Синеуса была волость Кинесма: «Синеус сиде у нас на Киснеме». Существовало предание, будто бы на Киснеме был «варяжский городок». В 1983—1985 годах в районе Киснемы на берегу Белого озера действительно было обнаружено крупное поселение IX—Х веков с остатками городских каменно-земляных укреплений и достаточно мощным культурным слоем этого периода. Является ли он, на самом деле, местом поселения Синеуса, пока доказать не удалось, но то, что в районе Белоозера. действительно, было несколько древних, довольно крупных на то время поселений, факт установленный.

Основные занятия жителей Сарского городища: ремёсла: кузнечное, бронзолитейное, ювелирное, обработка кости, кожи, камня. Задолго до прихода славян здесь занимались разведением лошадей, крупного рогатого скота и свиней. Развито было земледелие, а также промыслы: охота и рыболовство.

Племя мурома обитало в землях Нижней Оки с середины I тысячелетия н.э. По некоторым данным, мурома пришла сюда из Приуралья и достаточно долго сохраняли связи с исторической родиной, получая оттуда бронзу для ювелирных изделий. Регион в раннем средневековье представлял собой отрезок Волжского торгового пути и был пограничным для племен мери, муромы, мещеры, мордвы и черемис (мари). Интересно то, что город, возникший в центре территории муромы, сохранил племенное название обитателей. Известно, что племя мурома было родственно другим поволжским финнам и его разговорный язык был близок мордовскому.

Хорошее вооружение и устойчивый характер племенной организации муромы сыграли немаловажную роль в мирной адаптации славян в муромскую среду в X-XI веках: свидетельства о военных конфликтах дославянского периода в землях Поочья не известны. Причинами были близость этносов на окских территориях, плодородность земли и ее природные богатства, редкие вторжения иноземцев. Окский путь представлял собой стабильную артерию, связывавшую арабский мир через посредство Волжской Булгарии со славянскими землями и Западной Европой.

При перечислении крупных поселений, связанных с Волжским торговым путём никак нельзя обойти вниманием Тимерёво, которое находилось в Верхнем Поволжье недалеко от Ярославля. В IX – начале XI веке здесь было торгово-административное и военное поселением, которое занимало довольно большую по тем временам площадь 11 га. Основными занятиями жителей были также торговля (связи со Скандинавией, Востоком и Византией), и военное дело. Вместе с тем, население занималось сельским хозяйством, охотой, рыболовством, различными промыслами. Расцвет поселения приходится на X век и совпадает с расцветом восточной торговли. С середины X века наблюдаются свидетельства расслоения населения (отдельные «усадьбы» на поселении, богатые дружинные захоронения, в том числе в деревянных камерах и срубных могилах, богатые захоронения женщин и детей). Кстати, не эту ли традицию хоронить в срубах, впоследствии связали с чудью, которая «сама закапывалась»? По всей видимости, именно, так. В таком случае обратим внимание, что здесь речь идёт о богатых захоронениях людей, которые при жизни обладали достатком и положением в обществе. Подобные захоронения есть и в Скандинавии.

Можно полагать, что в летопись под 862 годом Тимерёво не вошло по причине отсутствия здесь столицы одного из племён северо-восточной Руси. Возможно и из-за того, что впоследствии все функции этого поселения отошли к городу Ярославлю, и у летописцев не хватило смелости приписать этот крупный северный центр к периоду более раннему, чем рождение князя – основателя города.

Вот такую информацию о древних городах северо-восточной Руси мне удалось получить из самых открытых источников. Она не содержит в себе никаких секретов, но выводы, на основании полученных данных можно сделать разные, исходя из имеющихся интересов. Если не читать выводы и обобщения, которые настойчиво преследуют одну цель – представить картину распространения государственности из Киева причём не раньше XI века, то становится, совершенно очевидным, что с конца IX века и до современного периода центром был, именно, этот регион.

Уровень развития северо-восточных территорий в тот период был значительно выше южных рубежей. Особо следует отметить, что основное население составляли местные северные племена, и они знали уже и ремёсла, и земледелие. Умели торговать, воевать и строить. Собственно, все свои умения и качества характеризуют русских на протяжении их тысячелетней истории. Впрочем, может, я тоже несколько предвзято отношусь к значительной роли северных городов по отношению к южным? Давайте совершим такую же обзорную экскурсию по южным и западным городам, которые, судя по летописям, стояли у истоков образования Древней Руси.

Например, Смоленск также считается одним из первых и древнейших городов Руси. В датированной части «Повести временных лет» впервые упоминается под 862 годом как центр племенного союза кривичей. По имеющимся записям можно предположить, что в 863 годом, когда Аскольд и Дир в походе из Новгорода в Царьград обошли город стороной, так как он был сильно укреплён и многолюден. Следовательно, он не входил тогда в состав Руси. Только в 882 году город был захвачен и присоединён князем Олегом к Древнерусскому государству. Археологами в Смоленске на Соборном холме выявлен культурный слой, датируемый IX — X веками. Затем идёт хронологический разрыв — в Смоленске практически нет материалов второй половины X века. Зато в этот период приходится расцвет Гнёздова, которое находится в 12 километрах западнее Смоленска.

Исследования Гнездова начались еще в 1880-х годах. Судя по находкам, люди жили здесь еще в раннем железном веке – то есть в середине 1 тысячелетия до н.э. Около 900 года н.э. на невысоком мысу при впадении в Днепр ручья Свинец возникает поселение, окруженное валом и рвом. Площадь городища была невелик – всего около 1 га. Интенсивный рост территории Гнездово приходится к середине X века – к тому времени, когда начал интенсивно эксплуатироваться путь «из варяг в греки». Именно тогда в Гнездово появляются первые укрепления, именно тогда была насыпана основная масса здешних знаменитых на весь мир курганов.

Вероятнее всего возникновение Гнездово было напрямую связано с функцией контроля за днепровским торговым путем – осевшая здесь варяжская дружина занималась охраной торгового пути и сбором дани с проходящих купеческих караванов. Кроме военных, в поселении находилось большое количество ремесленников, поскольку надо было ремонтировать лодки, шедшие по волокам, чинить и обновлять одежду и обувь путешественников, пополнять запасы вооружения. Таким образом, основными занятиями населения Гнёздова были торговля и ремесло. В городе имелись разные ремесленные мастерские: кузнечные, слесарные, ювелирные. Находки сельскохозяйственных орудий здесь крайне редки.

Об интенсивности движения по торговому пути, пролегавшему через Гнездово, свидетельствуют находки тысяч арабских монет-дирхемов, в X–XI вв. Одних только кладов с дирхемами в Гнездово обнаружено семь, причем в одном кладе насчитывалось 800 дирхемов. Наряду с арабскими, при раскопках Гнездова попадаются и византийские монеты. Здесь найдено огромное количестве предметов, как местного, так и иноземного происхождения. Большинство найденных предметов скандинавского происхождения свидетельствуют о принадлежности погребенных к самому высокому классу. В их могилах найден самый богатый инвентарь, в том числе, дорогие «франкские», обычные для раннесредневековой Европы. Особое место среди находок в Гнездово занимают многочисленные украшения женщин-скандинавок. Обилие скандинавских предметов в гнездовских курганах позволило исследователям предположить, что именно скандинавы-варяги являлись господствующей прослойкой в Гнездово в конце IX – начале X веков.

В 950 — первой половине 960-х годов Гнёздово подверглось военному разгрому, сопровождавшемуся уничтожением высшего слоя гнёздовской элиты. По одной из гипотез 22 «князя» или «архонта» Руси, чьи представители в русско-византийском договоре 944 года и в протоколах приёмов Ольги в Константинополе в 946 или 957 году, но не упомянутые в русско-византийском договоре 971 года, были устранены с политической сцены Древней Руси в 950—960 годах в Гнёздово. Впоследствии существование Гнёздова прекратилось моментально в начале XI века. Пока неясно произошло это в результате насильственного уничтожения или мирного «переноса» города на новое место – в Смоленск. Масштаб политического значения нового Смоленска был настолько скромным, по сравнению с раннегородским центром в Гнёздове, что после учреждения Смоленского княжества в 1054 году на смоленский стол сажали не являвшихся самостоятельными политическими фигурами самых младших сыновей Ярослава Мудрого — Вячеслава и Игоря. После смерти Игоря в 1060 году в Смоленске вообще не было князя не менее 15 лет. На протяжении шести веков после этого за город боролись Великое княжество Литовское, Польское королевство и только в 1654 году он был окончательно вновь присоединён к Российскому государству.

Теперь вернёмся к Киеву и рассмотрим более детально, что о нём ещё известно. Да, действительно, в столь благодатных краях поселения существовали уже 15 — 20 тыс. лет назад, но преемственности различных культур здесь не обнаружено. Ко времени образования Руси существовало всего несколько небольших славянских поселений, предшественников будущего города. Основное ядро Киева VIII—X вв. составляло поселение на Андреевской горе. Оно представляло собой небольшой укрепленный замок с языческим капищем в виде большого, круглого, сложенного из неотесанных камней жертвенника. Вокруг него были найдены обломки лепной керамики и многочисленные кости жертвенных животных. Возможно, что в центре площадки капища стоял деревянный идол. Летописи повествуют, что в поселении жили поляне – одно из племён восточных славян.

Древнейшая городская стена, возведенная вокруг Андреевского холма, была сделана из дерева. Только во времена княжения Владимира она была перестроена, а город включил ряд соседних с Андреевским холмом территорий. В ходе раскопок установлено, что новую городскую стену построил Ярослав Мудрый. По площади город при Ярославле в несколько раз превосходил Киев при Владимире.

Княжеский двор и древнейшая на Руси каменная постройка — Десятинная церковь, возведенная в 989—996 гг., были архитектурным центром Киева. Постройки княжеского двора окружали Торжок, ремесленные мастерские и дома знатных горожан. До постройки Софийского собора Десятинная церковь, видимо, играла роль городского центра. Возникшее в Киеве раньше, чем в других городах Древней Руси, каменное зодчество имело большое значение для развития всей русской архитектуры.

Раскопки показали, что Киев был крупнейшим центром древнерусского ремесла XII— первой половины XIII в. Киевские ремесленники изготавливали самые разнообразные вещи—от простой глиняной посуды и деревянной ложки до тончайших ювелирных изделий. Ремесленное производство удовлетворяло основные потребности городского населения, а его предметы вывозились далеко за пределы города. Здесь были развиты кузнечное, керамическое, деревообрабатывающее, ювелирное, стеклодельное, косторезное и другие ремесла. В XI—XII веках развиваются искусство камнетесов и резчиков по камню, изготовление строительного кирпича. Труднее проследить археологически развитие таких ремесел, как кожевенное, ткацкое и портняжное, но и они были широко известны в Киеве. В ряде мест в Киеве были открыты жилища горожан, ремесленников. В большинстве своем это полуземлянки с глинобитной печью в одном из углов.

Результаты некоторых археологических раскопок можно интерпретировать таким образом, что уже в VI—VII веках поселения на правом берегу Днепра будут считаться городскими. Эта концепция, подкреплённая празднованием в 1982 году 1500-летия Киева, рассматривалась к концу XX века, как общепринятая. Однако часть исследователей указывает, что обнаруженные археологические источники не дают достаточных оснований для выдвинутого толкования. Более того, совершенно очевидно, что становление Киева, как города происходило не ранее X века, то есть после прихода сюда Рюриковичей. Определённое влияние на развитие государственности Руси он имел в XI – начале XII века. Самым значимым, как видим, оказалось распространение каменной архитектуры, особенно, при строительстве храмов. Но это направление пришло в сам Киев из Византии, однако, никто не говорит, что Киев основали византийцы.

Ещё одно поселение северян, которые было присоединёно Олегом во время его завоеваний окрестных племён, отмечено в летописях уже под 907 годом. Впоследствии оно стало известно, как город Чернигов. По археологическим данным древнеславянские землянки здесь относятся к VII—VIII векам, но первое городское поселение появляется только в конце X века. В самых ранних укреплениях детинца зафиксированы конструкции из сырцовых кирпичей, что характерно именно для этого времени. Быстрому росту города поспособствовало выгодное географическое положение в бассейне Десны и её притоков.

Первый город, который летописи относят к поселению на месте древлян это Житомир. По легенде, город основал в 884 году дружинник князей Аскольда и Дира по имени Житомир, отказавшийся служить князю Олегу. Другие версии названия города — по хорошо растущей ржи (др.-рус — «жито») или по населявшему те места славянскому племени житичей, входивших в племенной союз древлян. В 945 году в этой местности вспыхнуло восстание, зафиксированное в Ипатьевской летописи. Вероятно, оно было связано с фактом сбора непомерной дани киевским князем Игорем в племенах древлян, которая стала причиной его смерти, а впоследствии мести со стороны его жены Ольги. Долгое время после разрушения город не мог оправиться и в дальнейшем упоминается в летописях только в 1240 году, в связи с захватом города татарами. В 1320 он был включён в Великое княжество Литовское, затем в Польское королевство и только в 1739 году после второго раздела Польши вошёл в состав Российской империи. То есть какой-то значимой роли в становлении и развитии Русского государства Житомир не оказал. Примерно такая судьба была у многих городов юго-запада Руси, которые сейчас входят в состав Украины, Белоруссии и других государств.

Центром племени строптивых древлян был Искоростень (Коростень), впервые он упоминается в Повести временных лет под 944 годом. По летописным известиям древляне в этом году убили киевского князя Игоря, который решил собрать намного больше дани, чем было уговорено. Жена Игоря, княгиня Ольга в следующем году осадила и сожгла Искоростень.

Историческим ядром города являлось укрепленное поселение кривичей, возникшее на месте более древнего городища на берегу реки Полоты, недалеко от впадения её в Западную Двину. Городской характер укреплений городища датируется не ранее середины Х века. В конце X века площадь Полоцка возрастает в десятки раз, а в ХІ веке площадь Полоцка составляет около 180 га. Ко второй четверти ХІ века Полоцк становится крупным социально-экономическим и культурным центром Восточной Европы. Вещевой клад золотых изделий третьей четверти X века из Нижнего замка ставит Полоцк в один ряд с крупнейшими городами Северной Европы, такими как Дорестад. Однако, расцвет полоцкой земли не связан с присоединением его к Киевскому княжеству. Если в конце IX века с переходом князя Олега в Киев на Полоцкую землю распространилась власть киевских князей, то уже во второй половине X века в Полоцке был свой независимый правитель. Обособление Полоцкой земли от Киева и превращение её в самостоятельное княжество фактически началось уже при Изяславе в начале XI века. Сейчас это город Витебской области в Белоруссии.

Второй древнейший город Белоруссии после Полоцка Витебск. Согласно легенде, город был заложен киевской княгиней Ольгой в 947 году. Честно говоря, я не сразу решила включить этот город в свой обзор. Ничего особо интересного для нас он, вроде бы, не представляет, время его появления уже слишком далеко отстоит от первых городов. Археологами были выявлены остатки поселений балтских племен в устье Витьбы, которые в свою очередь иногда уступали свое место в ходе сражений племенам кривичей в девятом веке, чему нас уже не удивишь. К тому же в год его образования вкралась, скорее всего, механическая ошибка, когда кто-то из древних переписчиков вместо 947 написал 974, и теперь можно увидеть в разных работах и ту и другую дату. Однако, уточнение, что город был заложен княгиней Ольгой, сомнений вызывать не должно. Это могло было произойти только в 947 году, в период её правления. Тем более, что княгиня в эти годы наведывалась из Киева в Новгород, где решала важные политические и хозяйственные вопросы. К этому времени относится и разгром Гнёздово.

Культурный слой Кордона (слой земли, сохраняющий следы деятельности людей) небольшой — в среднем всего 40–60 сантиметров, что говорит о кратковременном проживании здесь людей. Но он очень сильно насыщен материалами, которые свидетельствуют о бурной торгово-ремесленной деятельности. Много монет — как целых, так и резаных арабских дирхемов. Есть следы ювелирного производства. По словам археологов, Кордон выступал своеобразной зоной свободной торговли, которая существовала между севером и югом. Например, местные люди могли продавать здесь меха, приезжие — свой товар. Военных предметов на этой территории не было найдено.

За небольшой промежуток времени в деревне Кордон откопали около 30 гирек, 50 дирхемов, пуговицы, браслеты, поясные накладки, нательный крестик скандинавского типа, восточные бусины и прочие предметы. В общей сложности около 600 индивидуальных находок за сезон! И все эти предметы строго укладываются в IX — X века. Следов более поздних поселений нет. Самые ранние из редких находок Кордона — римские монеты. Сначала речь шла о трех экземплярах. Из двух оставшихся монет одна отчеканена в 162–164 годах нашей эры, вторая еще ранее — в 79 году нашей эры. Хождение провинциальных римских монет в отдаленных регионах до этих находок датировали III-IV веками, а здесь впервые отнесли к I веку н.э. До недавнего времени крупнейшим центром торговли на пути из «варяг и греки» у восточных славян считалось Гнездово, расположенное около Смоленска. Там были зафиксированы находки X-XI веков. Находки Кордона относятся на полтора века раньше.

Подведём итог нашей обзорной экскурсии по городам Древней Руси. Признаться, я не ожидала таких результатов. Экскурсия оказалась очень интересной, познавательной и увлекательной. Она стала ещё одним доказательством того, что наша история намного богаче, древнее и более захватывающая, чем принято было считать, по крайней мере, в XX столетии в нашей стране. Ведь, именно, в тот период были перевёрнуты многие представления о прошлых событиях. Сейчас археология, генетика, лингвистика, более свободная от идеологических и политических притеснений во многих случаях подтверждает данные древних летописей и легенд.

Очевидно, что крупные населённые пункты, которые называют древними городами, на северо-востоке Европы существовали ещё до официально признанной даты образования Руси в 862 году. Не могли же они физически одномоментно появиться на огромной территории. Идея такого «сотворения мира» принадлежит, скорее всего, сначала распространителям православия и русским князьям – объединителям Русской земли. Приверженцем этой ошибочной версии была Екатерина II, также она насаждалась в широких слоях населения советскими идеологами. Это очень хорошо прослеживается во многих работах того периода, когда все даты подгонялись таким образом, чтобы показать, что Киев был первым городом на Руси. Зачем это было нужно, сейчас не совсем понятно, ведь, таким образом, историю нашей страны сократили, по крайней мере, на несколько столетий.

Ещё одна ошибка, которую ввели в оборот в последнее тысячелетие и из-за которой до сих пор не утихают споры. Тысячу лет не хотят признать, что ядро Руси составили города и люди, которые, как находились до призвания Рюрика, так и сейчас находятся на своих территориях. Сейчас это Северо-Западный и Центральный округи России. Здесь до сих находятся Новгород, Ладога, Ростов, Ярославль, Муром, Белоозеро, Изборск. Некоторые из них утратили своё значение с тех пор, но рядом с ними возникли новые города, которые переняли их эстафету: Суздаль, Рязань, Владимир, Москва, Санкт-Петербург, Вологда, Псков и другие.

Как же разрешить противоречие, которое появляется в данном случае. Государство Русь по официальным источникам, как ни крути, начало складываться в конце, по крайней мере, в середине IX века, а многие северные города к тому времени уже были. Куда их-то отнести? Не желая признавать более развитых отношений на севере в дорусский период, эти города стараются или просто не замечать, или приписывают их возникновение влиянию скандинавов. Скандинавы не возражают, но за это на протяжении столетий требуют вернуть им, якобы, их территории. Тогда, чтобы оправдать свои права на наши северные края появляется выдумка, что до прихода славян сюда в начале I тысячелетия здесь был «пустынный» край.

Если признать, что Русь является по большому счёту, скорее наследницей Биармии, чем Гардарики, как принято говорить в последнее время тогда многое будет более понятно. Вообще, в последнее время всё чаще можно увидеть ссылки на исландские саги в поисках ответа на вопросы о прошлом России. Парадоксально, но, если сведения, касающиеся Руси и Гардарики начали признавать за достоверные, то к сведениям о Биармии до сих пор относятся, мягко говоря, не столь внимательно. Но, если и к ним отнестись с должным доверием, то получится, что древние города Руси: Ладога, Белоозеро, Изборск, Ростов, Муром, а также другие крупные населённые пункты, такие, как Тимерёво и другие, по мнению всё тех же скандинавов, относились к Биармии. Биармия же в свою очередь упоминается ещё в древних сагах, которые историки относят, по крайней мере, за два века до Р.Х. Гардарика же, к которой сейчас принято апеллировать, начала появляться в сагах, описывающих события конца X века н.э.

С Биармией у скандинавов были тесные контакты вплоть до создания брачных союзов, а также взаимная торговля, военные столкновения и, по всей видимости, обмен опытом в хозяйственных и производственных вопросах. Об этом говорят саги, это же находят археологи, но пока что интерпретируют находки, подгоняя под вымыслы о насильственных действиях извне. И это, несмотря на то, что пишут о том, что у нас в то время уже были города, которые не уступали по размаху, развитию ремёсел и связям крупнейшим города не только Скандинавии, но и некоторым из Западной Европы. Найденные скандинавские предметы подтверждают только то, что уже тогда наши земли были интересны для инвестирования капиталов. Кстати, если сейчас оглянуться вокруг то, по наличию одних только иномарок автомобилей, можно сделать вывод, что мы живём не в России, а непонятно в какой стране.

Можно предположить, что и в то время были развиты взаимоотношения между соседними племенами и народами Севера. В истории есть такое понятие. Средиземноморский регион, который охватывает несколько разных народов, проживающих на этой территории. Отношение к тем древностям очень трепетное, буквально, всё раскладывается «по полочкам», изучается каждый отдельный народ, его вклад в общее развитие региона, взаимоотношения между ними. Можно сказать, что у нас на севере в древние века было примерно такое же образование, которое охватывало территорию от Скандинавии почти до Урала. Это понятие шире, нежели просто Балтийский регион или Скандобалтия, его нужно назвать более ёмким названием, которое бы более полно отражало положение дел и событий в ранний период нашей истории. И, что ещё важнее, более тщательно изучать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *