самый лучший мечник в истории
10 легендарных мечников из истории
10 Минамото Ёсицунэ – Minamoto Yoshitsune
Источник фото: Wikimedia Commons
Минамото Ёсицунэ – один из наиболее известный самурай в истории Японии. Он был не только способным воином, но и блестящим стратегом. Он был одним из сыновей Минамото Ёситомо – главы могущественного клана самураев в Японии XII века – который был убит в войне против конкурирующего клана Тайра. К счастью для учебников истории и, к сожалению, для Тайрас, они пощадили Ёсицунэ.
Йошицунэ стал одним из величайших генералов-самураев Японии когда-либо видел и в конечном итоге помог своему старшему брату Минамото Ёримото уничтожить силы Тайра и основать первый сёгунат Японии. Однако позже два брата поссорились, в результате чего Ёсицунэ попытался восстать против Ёримото.
9 Fiore Dei Liberi – Fiore Dei Liberi
Источник фото: Fiore Dei Liberi
Фиоре дей Либери – автор одного из старейших сохранившихся трактатов по фехтованию – Цветок битвы – а также один из лучших фехтовальщиков и мастеров фехтования средневековой Европы. Даже если настоящие техники, упомянутые в нем, бесполезны в современную эпоху, он все еще широко изучается студентами и гуру боевых искусств YouTube.
Из внешних источников известно немногое о Либери, хотя книга считает, что он родился где-то около 1350 года. Он был сыном лорда небольшого итальянского городка Премариакко и, согласно ее содержанию, практиковал за полвека до написания книги.
Помимо написания исчерпывающей книги по фехтованию, он также был учителем во многих королевских домах в окрестных регионах и обычно считается историками одним из лучших фехтовальщиков в истории Европы. Он известен своими победами в дуэлях против многих великих фехтовальщиков того времени, в том числе своими знаменитыми боями против пяти лучших мастеров фехтования того времени.
8 Камиидзуми Нобуцуна – Kamiizumi Nobutsuna
Источник фото: Alchetron
Несмотря на все наши усилия по сохраняя географическое разнообразие этого списка, японские самураи по-прежнему в нем представлены. Ни один другой регион в мире не оказал более глубокого влияния на развитие фехтования на протяжении многих лет, чем Япония, поэтому здесь жили одни из величайших мастеров меча в истории.
7 Дональд МакБейн – Donald McBane
Источник фото: Donald McBane
Хотя его ранняя история включает в себя довольно много вещей Немного проигрывая и убегая от сражений – особенно во время клановых сражений в Хайлендсе – его карьера бойца на мечах началась, когда он вступил в спор со старшим офицером, сражавшимся в Девятилетней войне. Он считал, что научиться драться с самим собой – лучший путь вперед, хотя из-за своего темперамента он не мог оставаться ни в одном полку.
Вскоре он вернулся в Ирландию и поступил в школу фехтования. Его личное. Он оставил свой след, когда победил четырех мастеров фехтования из конкурирующих школ. Интересно, что школа Макбейна также служила борделем. Он утверждал, что выиграл почти 100 поединков. Даже если это немного преувеличено, почти все источники подтверждают, что он не проиграл ни одной дуэли.
6 Цукахара Бокуден – Tsukahara Bokuden
Источник фото: The History of Fighting
Период Сэнгоку, охватывающий Примерно 150 лет в 15-м и 16-м веках был одним из самых определяющих периодов в истории Японии. Это было время враждующих фракций, социальных изменений и всеобщего хаоса. Если и есть фильм или игра, действие которых происходит в Японии эпохи самураев, то, скорее всего, это из того времени.
5 Йоханнес Лихтенауэр – Johannes Liechtenauer
Источник фото: Wikimedia Commons
Йоханнес Лихтенауэр был одним из самых влиятельных мастеров немецкого стиля фехтования, и его влияние все еще можно увидеть в традициях современного фехтования. Родившись в Германии XIV века, он путешествовал вдоль и поперек, изучая техники боя на мечах из многих мест в Европе и за ее пределами, прежде чем придумать свою собственную.
Система Лихтенауэра, как тех, кто увлечен фехтованием. как известно, до сих пор широко известна школа фехтования. Он основан на рассчитанных ударах, чтобы сломить защиту противника, и с тех пор повлиял на многие последующие стили фехтования.
Влияние Лихтенауэра можно оценить по тому факту, что его ученики стали знаменитыми мастерами меча в своей Права собственности. Они придумали свои собственные техники, и все они составляют неотъемлемую часть немецкого стиля фехтования.
4 Джозеф Болонь – Joseph Bologne
Источник фото: Alexandre-Auguste Robineau
Joseph Bologne, Chevalier de Сен-Жорж был одним из лучших фехтовальщиков Европы в конце 18 века. Он родился на Карибском острове Гваделупа, который в то время находился под властью Франции, и был незаконнорожденным сыном владельца плантации и африканского раба. В конце концов он переехал на материковую Францию и вскоре показал себя одаренным во многих вещах, включая фехтование, сочинение музыки и игру на скрипке.
Болон вырос как одаренный скрипач и композитор, а также как музыкант. искусный боец. Он командовал легионом бойцов на стороне Республики во время Французской революции, который неофициально стал известен как Легион Святого Георгия из-за его популярности и навыков. Несмотря на то, что он хорош в большем, чем большинство из нас когда-либо будут (или, возможно, из-за этого), он сталкивался с расовой дискриминацией во многих моментах своей жизни, включая два покушения на убийство. Революция или нет, но это была Франция XVIII века.
3 Ито Иттосай Кагехиса – Ito Ittosai Kagehisa
Еще один из легендарных мастеров меча Японии, вышедший из периода Сэнгоку, Ито Иттосай Кагехиса был одаренным борцом с детства. Родившись на маленьком острове к востоку от полуострова Идзу, его жизнь была по сути чередой постоянно усиливающихся боев, которые он продолжал побеждать. Когда ему было 14 лет, он бросил вызов знаменитому мастеру кендо и вышел победителем. Местный священник был настолько впечатлен этим, что подарил Ито легендарный меч, который начал свою карьеру как сертифицированный задира.
Ито путешествовал по стране и тренировался с лучшими мастерами, и, как говорят, он этого не делал. не проиграть дуэль за всю свою жизнь. Он даже основал свою собственную школу боя под названием Итто-рю, которая, наряду с вышеупомянутым Синкаге-рю, стала основным боевым стилем в Японии эпохи Токугава. Этот стиль подчеркивал спокойствие и дистанцированность от врага на протяжении большей части боя, со многими подстилями, которые до сих пор используются в современном кендо.
2 Эль Сид – El Cid
Источник фото: ElCaminodeSantiago09 2006
Вопреки популярным (и спорная) вера, ранние мусульманские королевства действительно вторглись в значительную часть Европы. Пиренейский полуостров подвергался нападению со стороны мавров – это европейское слово для обозначения вторгшихся марокканских армий – в течение довольно долгого времени к XI веку. Это тоже была успешная кампания, поскольку к тому времени они уже завоевали большую часть Пиренейского полуострова и управляли им до конца 15 века.
1 Сасаки Кодзиро – Sasaki Kojiro
Вы можете проверить выложите материалы Химаншу на Cracked и Screen Rant или свяжитесь с ним для написания концертов.
Лучшие бойцы в истории человечества
Эти люди жили в разные времена и в разных странах. Среди них были аристократы и простолюдины, философы и грабители, идеалисты и наемники. Более того, вовсе не факт, что каждый из них является реальным историческим персонажем. Их объединяет другое — они были величайшими бойцами в истории человечества. Каждый из них пролил немало крови, причем своими руками. Каждый из них точно знал, как навеки потушить свет в глазах врага — неважно, мечом или копьем, палицей или боевым топором, голыми руками или зубами. Если бы они могли объединиться в одну команду — любой элитный спецназ побоялся бы иметь дело с нашими героями.
Итак, представляем Чертову Дюжину лучших бойцов, когда-либо родившихся на Земле.
Не только легендарный боец, но и один из самых необычных людей на этой планете. Живя в средневековой Японии, богатой великими мастерами боевых искусств, еще при жизни получил прозвище Святой Меч. Специалисты, готовые часами спорить по самым незначительным вопросам, единодушно признают Миямото величайшим фехтовальщиком в истории человечества. По воспоминаниями современников, меч казался не просто продолжением его руки — он был его взглядом и его мыслью. Оттачивая свое мастерство, Мусаси вызывал на поединки всех сильнейших мастеров Японии — и Япония изрядно обеднела мастерами, поскольку цвет кэндо был вырезан неугомонным Миямото едва ли не под корень. Да и шесть войн, в которых участвовал Святой Меч, солидно пополнили количество его жертв.
Мусаси был не только великим бойцом — написанная им «Книга пяти колец» до сих пор является настольной книгой для большинства японских бизнесменов. Отцы-основатели, президенты и топ-менеджеры таких компаний, как Sony и Matsushita, Toyota и Mitsubishi, Oki и Honda, говорили, что японское экономическое чудо послевоенных лет во многом стало возможно благодаря Миямото. И все же в нашу Чертову Дюжину Миямото попал не за писательские таланты, а за умение виртуозно убивать.
ХАРАКТЕР: в молодости — задиристый, затем — спокойный, слегка ироничный.
ВНЕШНИЙ ОБЛИК: среднего роста, худощавый.
ЛЮБИМОЕ ОРУЖИЕ: классическая катана — самурайский меч.
ЕГО БОЯЛИСЬ: вся Япония — за ее пределы Святой Меч не выезжал.
Говорят, последние слова Лодброка звучали так: «Можно затравить старого кабана — но берегитесь его поросят». И ведь накаркал — вскоре сыновья Рагнара, каждый из которых к тому времени обзавелся собственной дружиной, жестоко отомстили за отца. И все же равного Старому Берсерку — так еще называли Лодброка — среди них не было…
ХАРАКТЕР: агрессивный, с частыми приступами неконтролируемого бешенства. Берсерк, что с него взять…
ВНЕШНИЙ ОБЛИК: огромный рост, широченные плечи, физиономия в шрамах, голубые глаза навыкате, нечесаные седые патлы.
ЛЮБИМОЕ ОРУЖИЕ: топор.
ЕГО БОЯЛИСЬ: Англия, Франция, Швеция, Норвегия — всех и не упомнишь.
3. Ричард Львиное Сердце
ХАРАКТЕР: весьма любопытный сплав рыцарского благородства, некоторой сентиментальности и лютой кровожадности.
ВНЕШНИЙ ОБЛИК: высок, могуч, кудряв.
ЛЮБИМОЕ ОРУЖИЕ: двуручный меч.
ЕГО БОЯЛИСЬ: Франция, Испания, ордена рыцарей-монахов. И, разумеется, сарацины.
В отличие от своих коллег по Чертовой Дюжине, завоевал свою громкую славу не на поле боя, а на арене. Однако это не принижает заслуг легендарного гладиатора — по сравнению с нынешними, с позволения сказать, чемпионатами по боям без правил гладиаторские игры ничем не отличались от реальной схватки. Ведь бились гладиаторы насмерть… А Спартак делал это лучше всех — недаром под сводами Колизея регулярно раздавался клич, который отлично нам известен: «Спартак — чемпион!» Более того, завершив карьеру гладиатора, Спартак подтвердил свое выдающееся мастерство, когда возглавляемые им бунтовщики насмерть схватились с железными легионами Римской империи. Восстание Спартака было подавлено, сам он погиб в бою, однако не один десяток легионеров отправился в царство Аида вместе с вождем гладиаторов — и от его руки.
ХАРАКТЕР: изначально миролюбивым, но — жизнь заставит…
ВНЕШНИЙ ОБЛИК: хорош, проклятый. Знатные римлянки буквально теряли при виде Спартака голову.
ЛЮБИМОЕ ОРУЖИЕ: короткий прямой меч.
ЕГО БОЯЛИСЬ: коллеги по гладиаторским боям, римские легионы, отцы и мужья знатных римлянок.
Этого гения карате по прозвищу Кот и кадрового агента японских спецслужб очень не любят деятели из общества защиты животных. Дело в том, что однажды Ямагути втолкнули в клетку к голодному тигру — в надежде посмотреть на то, как великий мастер будет разорван на кусочки. Однако вышло наоборот — на следующее перерождение отправился тигр. Ямагути уложил матерого хищника с одного удара… Помимо негуманного обращения с животными, Кот был знаменит своей нечувствительностью к боли — он провел несколько лет в руках советской контрразведки, но даже легендарная пыточная школа НКВД спасовала перед железным японцем. Бежав из плена, Ямагути возвратился в Японию и создал Ассоциацию годзю-рю карате. Он воспитал тысячи учеников, лучшими из которых были трое сыновей сэнсея. Интересно, что Кот крайне отрицательно относился к всевозможными турнирам, однако не запрещал ученикам принимать в них участие — но при этом требовалот них только победы, достигнутой любой ценой. Логика железная: уж если играете в эту дурацкую игру — так извольте в ней победить. В возрасте 80 лет, почувствовав приближение старости, Ямагути решил остаться в памяти учеников великим мастером, а не дряхлой развалиной, и покончил жизнь самоубийством.
ХАРАКТЕР: злобный, хитрый.
ВНЕШНИЙ ОБЛИК: невысокий, тощий, длинные седые волосы, безумные глаза.
ЛЮБИМОЕ ОРУЖИЕ: собственные пальцы.
ЕГО БОЯЛИСЬ: Япония, Китай, Манчжурия, советские спецслужбы и крупные хищники.
ХАРАКТЕР: простодушный, в мирное время доброжелательный.
ВНЕШНИЙ ОБЛИК: эдакий добрый молодец с рельефной мускулатурой и обаятельной улыбкой.
ЛЮБИМОЕ ОРУЖИЕ: короткий меч.
ЕГО БОЯЛИСЬ: древние греки. Правда, Ахилл как-то раз не побоялся…
ХАРАКТЕР: ленивый, но если разозлить — совсем беда, однако…
ВНЕШНИЙ ОБЛИК: смотри картину «Три богатыря». Самый большой и бородатый — Илюша и есть.
ЛЮБИМОЕ ОРУЖИЕ: булава.
ЕГО БОЯЛИСЬ: печенеги, половцы, Змеи Горынычи.
Он же — Парашурама Джамадагнья, легендарный брахман-воин. Был любимцем Синешеего Шивы, грозного бога разрушения. Собственно говоря, именно Шива презентовал Раме тот самый топор, ставший частью имени нашего героя. Свое прозвище Палач Кшатры Рама заслужил благодаря тому, что, мстя за отца, в одиночку объявил войну многочисленной и могущественной касте воинов-кшатриев — и, что интересно, имел хорошие шансы выйти из этой войны победителем. Если бы Рама не сменил гнев на милость, вполне вероятно, что Индия стала бы самой мирной страной в истории — просто потому, что воины бы все повымерли. Впрочем, отойдя от собственноручного истребления кшатры, Рама подготовил хитрую диверсию: он поочередно воспитал трех учеников, каждый из которых не сильно уступал учителю. Все трое — Бхишма, Дрона и Карна — впоследствии были едва ли не самыми активными участниками Битвы на поле Куру, в ходе которой, по оценкам летописцев, погибло несколько миллионов (!) человек. В общем, Рама мог гордиться — тем более что сам он пережил всех учеников.
ХАРАКТЕР: мстительный, злопамятный.
ВНЕШНИЙ ОБЛИК: худощавый, невысокий, жилистый, смуглый. Особые приметы — коса до пояса и горящие глаза.
ЛЮБИМОЕ ОРУЖИЕ: тот самый Топор-Подарок.
ЕГО БОЯЛИСЬ: гордая и могущественная каста воинов-кшатриев не боялась никого и ничего… кроме Рамы- с-Толором.
В Китае его называли Пути Дамо, в Индии — Бодхидхарма. Партийные клички — Бородатый Варвар и Патриарх-в-одной-сандалии. Ровшись в Индии, в юношеские годы перешел через Гималаи и оказался в Китае. Бородатый Варвар стал одним из перрых патриархов легендарного монастыря Шаолинь. Эксперты по сей день до хрипоты спорят о том, что важнее: вклад Бодхидхармы в философию буддизма или в становление знаменитого «шаолиньского кун-фу». Насчет философии утверждать не беремся, а вот то, что Патриарх-в-одной-сандалии был великим мастером боевых искусств, сомневаться не приходится. Он объединил лучшее, что было в индийских стилях рукопашного боя, с приемами китайских школ. Результатом стала небывало эффективная техника, благодаря которой Шаолинь долгие века считался лучшей в мире школой боевых искусств. Если верить преданиям, именно Пути Дамо создал знаменитый Лабиринт Манекенов, ставший своего рода выпускным экзаменом для сотен поколений бойцов. Монахи-воины, прошедшие Лабиринт и заработавшие клеймо с изображениями тигра и дракона, считались непобедимыми— однако никто из них не достиг уровня неистового Бородатого Варвара.
ХАРАКТЕР: упрямый, последовательный, склонный к менторству.
ВНЕШНИЙ ОБЛИК: высокий, мощный, бородатый. Если верить легендам, отрезал себе веки — соответственно, глаза навыкате и не моргают, ибо нечем.
ЛЮБИМОЕ ОРУЖИЕ: бамбуковый шест.
ЕГО БОЯЛИСЬ: монахи собственного монастыря — Бодхидхарма заставлял их тренироваться до полного обалдения, а потом еще и философскими беседами донимал.
Считается лучшим бойцом в муай-тай — пожалуй, наиболее жесткой техники боевых искусств из числа доживших до сегодняшнего дня. А в те годы, что жил мастер Том, муай-тай был несопоставимо более жестоким. Удары головой, пинки в пах, удушения, тычки в глаза — все эти элементы, запрещенные в наше гуманное время, занимали почетное место в арсенале тайских мастеров. Чего стоят одни ”перчатки” — перед боем адепты обматывали кисти рук веревкой, после чего последовательно окунали кулаки в клей и толченое стекло. Громкая слава Май Кханома началась с того, что он, уже будучи достаточно известным мастером, в 1774 году попал плен к бирманцам. Корол Бирмы решил продемонстрировать своему двору, что традиционные бирманские школы единоборств ничуть не уступают тайским, и выставил против пленника лучших бойцов страны. Однако Май Кханом Том с легкостью одолел десятерых (!) бирманских чемпионов, после чего восхищенный король щедро наградил героя и отпустил восвояси. Мастер Том вернулся на родину, где одержал еще немало великих побед — как на турнирах, так и в смертельном бою. С тех пор его считают одним из покровителей благородного искусства муай-тай.
ХАРАКТЕР: неукротимый, но при этом добродушный — как и у всех тайцев.
ВНЕШНИЙ ОБЛИК: невысокий смуглый крепыш с набитыми голенями.
ЛЮБИМОЕ ОРУЖИЕ: локти и колени.
ЕГО БОЯЛИСЬ: бирманцы.
Если Бодхидхарма заложил фундамент славы Шаолиня, то Чэнь Чундоу воздвиг на этом фундаменте настоящий дворец. В молодости он бродил по Китаю, вызывая на поединки знаменитых мастеров рукопашного боя, затем долгие годы был главным наставником боевых искусств в монастыре, а после смерти патриарха занял его место и превратил Шаолинь в настоящую академию государственной службы. Монахи-воины, прошедшие его школу, занимали посты советников на всех уровнях власти, вплоть до императорского двора. Сам же Чэнь был не вполне типичным для Китая бойцом — он отличался огромным ростом и неимоверной физической силой. Даже самые крепкие ученики с трудом поднимали любимую алебарду наставника, а в руках Чундоу она летала с такой скоростью, что напоминала размытый круг. Излюбленной техникой патриарха было фехтование одновременно алебардой и короткой секирой — и не было во всей Поднебесной мастера, который совладал бы с Чэном Чундоу.
ХАРАКТЕР: спокойный, добродушный.
ВНЕШНИЙ ОБЛИК: нетипичный для китайца — высокий и мощный. Обрит наголо, как и положено монаху.
ЛЮБИМОЕ ОРУЖИЕ: алебарда и короткая секира.
ЕГО БОЯЛИСЬ: китайские мастера ушу, а также всевозможный криминалитет — ну не любил учитель Чэнь уголовников…
Говорят, что лучше всех о мастере говорят его ученики. Так вот, Морихей Уесиба, создатель айкидо, был одним из учеников Такеда Сокаку — причем далеко не самым любимым. Возможно, это связано с тем, что Уесиба с юных лет демонстрировал излишнее для бойца миролюбие — недаром современное айкидо не очень приспособлено для реального боя. А вот Сокаку был не просто великим мастером меча и асом дзю-дзюцу — древней и очень жестокой школы. Он был Бойцом. Недаром его называли «последним воином эпохи самураев». Считается, что Сокаку был последним носителем тайного искусства «взгляд тигра» — многие противники из числа умелых бойцов теряли сознание, не выдержав горящего взгляда Последнего Самурая.
ХАРАКТЕР: бешеный. Одно слово — последний самурай.
ВНЕШНИЙ ОБЛИК: невысокий, плотненький, лицо угрюмое.
ЛЮБИМОЕ ОРУЖИЕ: катана.
ЕГО БОЯЛИСЬ: все, кто хоть раз его видел. Даже издалека.
МИЯМОТО МУСАСИ, ВЕЛИЧАЙШИЙ МЕЧНИК ЯПОНИИ
Иллюстрации в этой статье были взяты из удивительной манги под названием Vagabond японского художника Такэхико Иноуэ.
ДЕТСТВО
Достоверные подробности о ранней жизни легендарного самурая Миямото Мусаси найти трудно, так как все, что Мусаси оставил после себя, были труды, связанные с техникой и стратегией боя на мечах (кэндзюцу).
Большинство японских историков сходятся во мнении, что Миямото Мусаси родился в 1584 году (год Обезьяны). Этот период был временем смуты, так как в стране различные военачальники боролись за господство над Японией.
Миямото Мусаси родился в семье самураев в деревне Миямото, провинция Харима. Его полное имя было Shinmen Musashi no Kami Fujiwara No Genshin, а в детстве его звали либо Bennosuke, либо Takezo.
Так, сочетание Мусаси-но Ками означает, что владелец имени — благородный человек, родившийся в местности Мусаси, расположенной к юго-западу от Токио, а упоминание Фудзивара связывает его с одним из древнейших и могущественнейших родов Японии. Предками Мусаси были самураи, принадлежавшие к некогда знаменитому клану Харима, правившему на Кюсю.
Мусаси получил свое короткое имя (прозвище) от места своего рождения, деревни Миямото.
Отцом Мусаси был самурай по имени Шинмен Мунисай, который был опытным мечником и экспертом в Кендзюцу (фехтование) и Дзиттэдзюцу. Отец обучал Мусаси кэндзюцу и дзюттедзюцу с детского возраста, так как в самурайских семьях это было традицией. Мусаси проявил ранний талант к Кендзюцу.
Мунисай был очень суровым, строгим и требовательным человеком, особенно по отношению к сыну. Их отношения были бурными, и Мунисай не проявлял любви к юному Мусаси. Неизвестно, что именно произошло, но когда Мусаси было около 9 или 10 лет, его отец либо умер, либо бросил мальчика. Некоторые историки говорят, что Шинмен Мунисай был убит во время дуэли с фехтовальменом по имени Ганриу Еситака.
Согласно воспоминаниям Миямото Мусаси в его «Книге пяти колец», он провел свой первый поединок в возрасте тринадцати лет. Его противником был самурай из провинции Тадзима, человек по имени Арима Кибей, который был фехтовальщиком из школы кендзюцу Синто-Рю. Мусаси был вооружен лишь палкой. Но самонадеянному самураю, не ожидавшему отпора от зелёного юнца, хватило и этого хватило. 13-летний Мусаси, сделав неожиданный выпад, ударил противника по голове, а затем добил поверженного на землю воина. Арима Кибей умер от кровопотери и рвоты.
В возрасте шестнадцати лет он победил могущественного адепта по имени Акияма, который происходил из провинции Тадзима.
Мусаси покинул храм между 16 и 20 годами (это неясно), чтобы усовершенствовать свою технику кэндзюцу и стать величайшим фехтовальщиком Японии.
ГОДЫ ВОЙН
Миямото Мусаси провел много лет, сражаясь с лучшими фехтовальщиками и воинами Японии в бесконечном стремлении к совершенству.
БИТВА ПРИ СЕКИГАХАРЕ
21 октября 1600 года Миямото Мусаси принял участие в битве при Секигахаре, которая была войной между кланами Тоётоми и Токугава за объединение Японии.
Поскольку его семья была связана с кланом Тоётоми, Мусаси сражался за армию Тоётоми Хидэёси. Во время битвы при Секигахаре в июле 1600 года Мусаси принял участие в нападении на замок Фусими (Фусими-джо или Фисимиджо). Он также участвовал в обороне осажденного замка Гифу (Гифу-джо) в префектуре Гифу. После битвы при Сэкигахаре в 1600 году вся реальная власть в Японии была сконцентрирована в руках Токугавы, который 3 годами позже получил титул сёгуна. Даже в относительно молодом возрасте Миямото Мусаси сражался отважно и мастерски, и после поражения сил Тоётоми Хидэёси остался целым и невредимым.
Три года спустя Мусаси сражался против армии Иэясу Токугавы, основателя династии сёгунов Токугава (период Эдо (1603 — 1868)).
После окончания войны Миямото Мусаси бродил по Японии, совершенствуя свои навыки кендзюцу, проведя много дуэлей и встретив многих мастеров меча. В Японии рубежа 16−17 вв. у самураев было принято вызывать друг друга на бой, пытаясь прославить себя, свою школу боевых искусств или своих господ.
На некоторое время жизненный путь будущего мастера теряется, однако уже в возрасте 21 или 22 лет Мусаси приезжает в Киото. Прибыв в Киото, он начал культовую серию поединков со знаменитым кланом Есиока. Клан был известен по всей Японии своим непобедимым стилем Yoshioka-Ryu, основанным около 1532 года в Yoshioka Кемпо.
ШКОЛА ЁСИОКА
Стиль кэндзюцу клана Ёсиока был частью Kyohachiryu, что означало, что он был в Киото. одним из восьми основных стилей кендзюцу Фехтовальщики клана Ёсиока были инструкторами для могущественной семьи Асикага в течение четырех поколений.
ДУЭЛЬ 1 — ЁСИОКА СЕЙДЗЮРО
8 марта 1604 года Мусаси вызвал на дуэль Ёсиока Сейдзюро, мастера школы Ёсиока и главы семьи Ёсиока. Сейдзюро охотно принял вызов на поединок, и оба самурая решили сражаться за пределами храма Рендайдзи в Северном Киото.
В рамках своей хитрой стратегии Миямото Мусаси прибыл на поединок поздно. Сэйдзюро был сильно раздражен его опозданием и вышел из себя от гнева, рассудив, что такое поведение неприемлемо и оскорбительно.
Как они заранее договорились, поединок должен был состояться на бокуто (деревянных мечах, боккенах), до первого пропущенного удара. Они встали в пол-оборота, лицом к лицу. В одно мгновение Мусаси ударил Сэйдзюро по плечу своим деревянным мечом, сбив его с ног и сломав левую руку. Так Мусаси выиграл поединок и получил титул «непревзойденный под небесами». С душой, измученной бесчестьем, Есиока Сэйдзюро ушел из жизни воина и стал монахом дзэнского ордена.
Брат Сейдзюро, блестящий фехтовальщик по имени Есиока Деншитиро, стал главой семьи Есиока и позже бросил вызов Мусаси, чтобы вернуть честь своей семьи и отомстить за поражение брата.
ДУЭЛЬ 2 — ЁСИОКА ДЕНШИТИРО
Поединок должен был состояться в Сандзюсангендо, буддийском храме в районе Хигасияма в Киото, который славился тысячью статуй Каннон, синтоистской богини милосердия и сострадания.
Клан Есиока пришел в отчаяние после смерти Деншитиро Есиоки, который теперь стал вторым главой семьи, побежденным Миямото Мусаси. Главой клана пришлось стать 12-летнему Есиока Маташичиро, который, как и его предшественники, также вызвал Мусаси на дуэль. В этот момент клан Есиока был готов на все, чтобы вернуть свою честь и репутацию. Они должны были уничтожить Мусаси.
ПОЕДИНОК 3 — ЁСИОКА МАТАШИЧИРО
На этот раз клан Есиока решил, что поединок между Есиокой Маташичиро и Миямото Мусаси должен состояться ночью. Для дуэлей это было редкостью, поэтому Мусаси заподозрил неладное. Он прибыл на место встречи задолго до начала боя и, спрятавшись, ждал, когда придет его враг.
Многие историки сходятся во мнении, что Мусаси доказал превосходство стиля «владения двумя мечами» во время этой битвы.
С обоими мечами в руках, Мусаси смог прорубить путь через сильно превосходящие силы противника и вырваться из ловушки. Со смертью Маташичиры школа кэндзюцу клана Ёсиока перестала существовать.
Использование двух мечей одновременно было совершенно чуждо традициям кэндзюцу, поскольку самураи традиционно сражались только с длинным мечом (катаной), который держали в обеих руках. Опыт Мусаси проложил путь к тому, что впоследствии стало известно как стиль Нито-Рю. Он не был изобретателем такой манеры вести битву, но все же подобный стиль казался оригинальным даже по меркам японских воинов тех лет.
ПАЛОМНИЧЕСТВО ВОИНА
Вскоре после серии поединков с кланом Есиока Миямото Мусаси отправился в храм Хозойна на юге Киото. Там у него была серия нелетальных состязания с монахами, которые славились тем, что были мастерами копья. Монахи Хозоина до сих пор тренируются в своей знаменитой традиционной технике копья.
Он пробыл в храме несколько месяцев, изучая и обмениваясь боевыми приемами с монахами. Также Мусаси любил поговорить с главным монахом о Дзен буддизме, иногда их беседы затягивалась на несколько часов.
Историки говорят, что с 1605 по 1612 год Мусаси бродил по всей Японии, совершая Муша шугё (武 者 修行), путешествие воина-самурая, во время которого он много сражался, чтобы проверить и улучшить свои навыки кэндзюцу.
ШИШИДО БАЙКЕН
По дороге в Эдо осенью 1607 года Миямото Мусаси провел поединок с могучим Шишидо Байкеном, мастером кусаригамы — серпа с одной стороны рукояти и цепью с грузом на другой.
МУСО ГОННОСУКЭ
Позже в том же году Мусо Гонносукэ, знаменитый, богатый и надменный фехтовальщик, вызвал Мусаси на дуэль. Гонносукэ был мастером Тэнсин Катори Синто Рю и основателем школы дзедзюцу (короткий посох), известной как Синто Мусо-Рю. Поговаривали, что Гонносукэ никогда не проигрывал дуэлей и победил лучшего фехтовальщика Японии. Историки говорят, что отец Мусаси, Шинмен Мунисай, ранее сражался против Гонносукэ в нелетальной дуэли и проиграл.
И Миямото Мусаси, и его противник согласились сражаться деревянными мечами. Гонносукэ был быстро повержен молниеносным ударом Мусаси. Сильно потрясённый поражением, Гонносукэ удалился в синтоистскую святыню, где долго размышлял о своем поражении. Там он усердно тренировался и разрабатывал новые хитроумные методы, которые, как он надеялся, в конечном итоге позволят ему победить Мусаси.
Мусаси и Гонносуке снова встретились некоторое время спустя. Несмотря на то, что Гонносукэ использовал все свои новые приемы, исход поединка был тот же: Мусаси снова победил.
В следующем году (1612) он сразился на дуэли с Saski Moire, известным в народе как «Демон западных провинций». Тем не менее, он успешно поколотил последнего, используя боккен, который он сделал из весла. Вскоре после этого Мусаси должен был встретиться со своим величайшим и самым искусным противником, Сасаки Кодзиро.
SASAKI KOJIRO
Самая знаменитая дуэль Миямото Мусаси была против благородного Сасаки Кодзиро, его величайшего и самого искусного противника. Говорили, что Сасаки сражался на многих дуэлях против лучших мастеров и никогда не проигрывал.
Сасаки разработал очень эффективный стиль кэндзюцу, основанный на движении ласточкиного хвоста в полете и основал свою школу боевых искусств. Суть стиля заключалась в ловком и стремительном фехтовании тяжелым двуручным мечом. Образ дуэлянта, наводившего ужас на всех бойцов Японии, дополнял великолепный меч по имени «Монохоши Зао», созданный мастером Нагамицу. Проиграть такому противнику было бы не стыдно, а выиграть — невероятно почетно.
В отличие от других самураев, которые использовали традиционную «катану», Сасаки использовал «Нодати», который был очень длинным двуручным мечом ( 野太刀 «полевой меч»). Несмотря на длину и вес меча, удары Кодзиро были необычайно быстрыми и точными. Кодзиро был личным инструктором по кэндзюцу даймё Хосокавы Тадаоки.
Два величайших фехтовальщика согласились сразиться, и дуэль состоялась 13 апреля 1612 года на острове Ганьрю, расположенном у побережья провинции Бизэн. Дуэль была назначена на утро. В день боя Сасаки Кодзиро и чиновники, выступавшие в качестве свидетелей, ждали Мусаси несколько часов. Сасаки Кадзиро со своими секундантами прибыл заранее и приготовился к битве: все должно было получиться идеально: великий воин побеждает безродного, но крайне опасного выскочку и маргинала.
Отсутствие ронина привело к смелым догадкам, что Мусаси сбежал в страхе за свою жизнь, потому что он был сильно напуган техникой Сасаки Кодзиро. «Этот никчемный пес струсил!», — со смесью превосходства и досады решили секунданты.
Но на всякий случай они все же проверили дом, в котором заночевал Миямото. Он был там, валялся на кровати, все еще жутко пьяный после бурной попойки. Ронина разбудили, кое-как заставили встать, после чего он попил воды прямо из тазика для умывания и, щурясь от апрельского солнца, побрел в сторону переправы.
Современный памятник на месте дуэли Мусаси и Кодзиро.
Миямото Мусаси приплыл на остров Ганьрю на лодке местного рыбака, он страдал от ужасного похмелья и выглядел жутко неряшливо. В рамках своей стратегии он решил опоздать на дуэль, чтобы потревожить рассудок противника. Во время короткой поездки он вырезал деревянный меч, который затем использовал для поединка против Сасаки Кодзиро.
Когда лодка наконец прибыла, Сасаки и чиновники стояли на берегу и ждали Мусаси. Крайне раздраженный и ослепленный яростью, Сасаки Кодзиро выхватил катану и отбросил ножны. Так с ним вести себя не смел еще никто в жизни. Мусаси увидел этот жест и сказал своему врагу: «Если тебе больше не нужны твои ножны, ты уже мертв».
Он участвовал более чем в шестидесяти схватках до того, как ему исполнилось двадцать девять лет, и победил во всех этих боях. Наиболее ранние описания всех этих его поединков описаны в «Нитен Ки» – «Хрониках Двух Небес», составленных его учениками уже после его смерти.
ВАССАЛ
В течение следующих месяцев Мусаси Миямото ненадолго основал школу Кендзюцу, но никакие исторические записи не указывают, где в Японии она находилась.
В 1614 и 1615 годах вспыхнула война между семьями Тоетоми и Токугава, на этот раз с Токугавой Иэясу в качестве сегуна. Токугава Иэясу видел в семье Тоетоми угрозу своему правлению. Миямото Мусаси принимал участие в войне и осаде, это было в последний раз, когда он участвовал как в зимних, так и в летних сражениях.
Большинство ученых считают, что, как и в предыдущей войне, Мусаси воевал на стороне Тоётоми Хидэёси, но точные подробности его роли в войне неясны. Некоторые считают, что он присоединился к армии Токугавы Иэясу, когда Сегун осадил замок Осака.
Позже в том же году Мусаси поступил на службу к Огасаваре Таданао из провинции Харима в качестве строительного инспектора.Чтобы получить эту должность, он сначала приобрел навыки, необходимые для этой должности.
Мусаси помогал в строительстве замка Акаси и организовал планировку города Химэдзи. Во время своего пребывания он преподавал боевые искусства, в частности кендзюцу и метание сюрикенов, а также совершенствовал свой стиль Энмэй-Рю кендзюцу. В этот период службы он также усыновил мальчика по имени Микиносукэ.
После того, как Мусаси успешно руководил своим додзе в течение нескольких лет, его репутация начала расти, и он стал считаться одним из лучших фехтовальщиков Японии. Когда Хонда Тадамаса, хозяин замка Химедзи, услышал о нем, он приказал своему самому опытному самураю пойти в додзё Мусаки и показать ему, что «он не является величайшим фехтовальщиком Японии».
В 1622 году Миямото Микиносукэ, один из его приемных сыновей, стал вассалом Гимедзи, а Мусаси снова начал скитаться по Японии. В это время он написал свиток учений Энмэй-Рю под названием «Труды по технике меча Энмэй-Рю» для своей школы, которую он основал. Основная цель школы заключалась в том, чтобы обучить самураев пользоваться двумя мечами так же эффективно, как парой и дзютте.
В 1623 году находясь в Эдо, он подружился с Хаяси Разаном, конфуцианским ученым, который оказался одним из советников сёгуна. С помощью Хаяси Мусаси подал заявку на то, чтобы стать учителем кендзюцу для сёгуна, но его заявка была отклонена, так как у сёгуна уже было два учителя. Безработный ронин покинул столицу и снова отправился путешествовать в поисках достойной работы. В городе Ямагата он усыновил своего второго сына, бездомного сироту Иори.
В 1626 году Миямото Мусаси посетил первого из своих приёмных сыновей Микиносукэ. У Микиносукэ умер его господин и следуя традиции, называемой дзюнши (самоубийство из-за верности), он решил совершить сэппуку (ритуальное самоубийство), следуя за своим господином в смерти. Попрощавшись со своим приемным отцом со слезами на глазах, он вернулся в Эдо, чтобы исполнить свой долг.
В 1627 году Миямото Мусаси и его второй и ближайший сын Миямото Иори отправились жить в Огуру, а затем поступили на службу к даймё Огасаваре Тадазане.
В конце года они с Иори снова начали путешествовать. Историкам неизвестно, что они делали всё это время. Они поселились в Кокуре в 1634 году, по приглашению бывшего начальника несчастного Сасаки Кодзиро. В замке Хосокавы Тадатоси они тренировались и занимались искусством.
В 1634 году лорд Огасавара организовал нелетальную дуэль между Миямото Мусаси и специалистом по копью по имени Такада Матабей. Как и ожидалось, Мусаси опять победил.
В 1637 году Мусаси сражался во время христианского восстания Симабара, одного из немногих бурных событий, произошедших в мирный период Эдо под сегунатом Токугава. Тем не менее, Мусаси был ранен в начале боя камнем, который упал на ногу. Это была его шестая и последняя битва, в которой он взял на себя роль стратега, направляющего войска.
Его сын, Миямото Иори, тоже с отличием служил в подавлении христианского восстания и получил высокий титул «Советник Лорда».
СТАРОСТЬ
В 1640 году Мусаси официально стал вассалом Хосокавы Тадатоси, правителя Кумамото, и получил семнадцать собственных вассалов для службы и замок Тиба в качестве резиденции.
В течение следующего года, в 1641 году, Мусаси написал Хёхо Санджу Го, или «Тридцать пять инструкций по стратегии» для Хосокавы Тадатоси.
В 1642 году Мусаси перенес приступы невралгии, которые привели к ухудшению состояния здоровья. Чувствуя, что его конец был близок, в 1643 году Мусаси удалился в пещеру под названием Рейгандо близ Кумамото, чтобы написать свой «Горин Но Шо», или «Книга пяти колец». Он закончил труд в феврале 1645 года и передал своему ближайшему ученику.
Двенадцатого мая он закончил писать Dokkodo, или «Путь одиночества», книга о самодисциплине, которая была предназначена в качестве руководства для будущих поколений. Это короткое произведение, оно состоит из 21 предписания.
Он умер в пещере Рейгандо примерно на девятнадцатый день пятого месяца, возможно, 13 июня 1645 года.
GORIN NO SHO
Находясь в затворничестве, Миямото Мусаси написал «Книгу пяти колец», философский трактат посвященный искусству стратегии, кендзюцу и боевым искусствам.
Многие переводы «Gorin No Sho» были сделаны на протяжении многих лет, и он пользуется успехом у аудитории значительно более широкой, чем просто те, кто интересуется боевыми искусствами.
Мусаси считал, что стратегия не существует сама по себе. Если человек смог овладеть стратегией в одной области деятельности, он может по полученному восприятию понять стратегию, применимую к любому аспекту жизни. «Дух воина» — одна из основ, на которой строятся теории сражения Мусаси. Это также основа духовной поддержки, которая поможет человеку в любой ситуации.
Влияния дзен-буддизма проявляются в ссылках Мусаси на дух. Он желает как можно более нейтрального состояния ума. Наиболее часто приводимый пример — это ум, подобный воде. Вода всегда стремится к равновесию, приспосабливаясь к любой емкости, в которую она входит. Мусаси направляет ученика развивать дух, который будет поддерживать себя в равновесии, дух, который в силу своей непредвзятой природы позволит воину реагировать любым образом, который может потребоваться в обстоятельствах.
Можно сказать, что развитие правильного духа переплетается со всеми другими аспектами Горин-но-Шо.. Например, практика кендзюцу поможет развить «дух воина», в то время как дисциплина духа завершит круг, улучшая владение мечом. Аналогичная связь существует между духом и девятью правилами личного поведения, изложенными Мусаси:
1. Не думайте о бесчесном.
2. Путь находится в обучении.
3. Познакомьтесь с каждым искусством.
4. Знай пути всех профессий.
5. Различайте прибыль и потерю в мирских делах.
6. Развивайте интуитивное суждение и понимание всего.
7. Воспринимайте то, чего нельзя увидеть.
8. Обращайте внимание даже на мелочи.
9. Не делайте ничего бесполезного.
DOKKODO
Трактат Dokkodo или «Путь ходить в одиночку» был написан Миямото Мусаси за неделю до смерти, во время передачи своего имущество в рамках подготовки к смерти.
Он был передан Терао Магоноджо, его самому опытному ученику в Нитен-Ити-Рю. Dokkodo является резюме жизни Мусаси, его воли и его философии.
21 ЗАПОВЕДЬ ДОККОДО
НИТЕН-ИТИ-РЮ
Миямото Мусаси был одиноким человеком, который посвятил большую часть своей жизни освоению фехтования и дзен-буддизма. В начале XVII века он создал уникальную школу Кендзюцу, в которую одновременно использовались как длинный меч (Катана), так и короткий меч (Вакизаши).
Мусаси назвал свою технику кендзюцу с двумя мечами «Нитен Ити Рю» («школа двух небес как одного») или «Нито Рю» («школа двух мечей»). Некоторые историки считают, что Мусаси был вдохновлен, чтобы создать свой уникальный стиль Kenjutsu после наблюдения за игрой на японском барабане тайко.
Некоторые другие ученые считают, что Мусаси был вдохновлен стилем борьбы с мечами своего отца, который пользовался одновременно и Катаной, и джутте.
Так как нет текучести движения, когда используются обе руки, Мусаси не поддерживал использование обеих рук. Он пояснял, что если меч находится в обеих руках, то будет нелегко свободно владеть им на обе стороны. Мусаси также возражал против использования обеих рук, когда человек находится на лошади или передвигается в болотах, лесу или среди людей.
Освоив одновременное использование двух мечей, Мусаси заявил, что его техника значительно улучшает владение Катаной и Вакизаши.
Техника Мусаси была полностью против традиции, так как большинство фехтовальщиков того времени имели привычку держать Катану обеими руками. Одним из огромных преимуществ техники Мусашис было то, что она была сложной, эффективной и мощной. Она исключала кричащие, импульсивные или нежелательные движения. Еще одним большим преимуществом было то, что он предложил идеальное дистанцирование и скорость. Следовательно, атака была очень жесткой и без расточительных движений.
Уникальный стиль из двух мечей, разработанный Мусаси, был высоко оценен многими мастерами. Следует отметить, что стиль Niten Ichi Ryu был разработан на основе непосредственного опыта Мусаси. В этом стиле можно различить страсть к инновациям и совершенству, проявленную мастером.
ХУДОЖНИК
Достигнув совершенства в фехтовании, Мусаси обратился к каллиграфии, поэзии, скульптуре и живописи, достигая совершенства и в этих искусствах.
По словам Мусаси, если вы хорошо знаете путь воина, вы увидите его во всем. О его многогранном таланте свидетельствуют дошедшие до нас художественные произведения.
Особенностью Мусаси как художника был его мощный и прямой стиль, а также удивительная экономия его мазков. Он преуспел в suiboku-га или суми-э, в которой используется чёрная тушь и широкая гамма серых тонов, возникающих при смешении туши с водой. Его самым большим вкладом как художника, возможно, могли бы стать его картины о птицах, таких как Кобоку Мейкакузу («Шрайк на мертвом дереве») и Розанзу («Дикие гуси среди тростника»).
Позже Мусаси сказал в своем «Горин но Шо», что он не чувствовал необходимости в учителе в какой-либо области, когда он применял свой принцип стратегии к путям различных искусств и ремесел. Именно создавая каллиграфию и классические чернильные шедевры, Мусаси доказал эту идею.
Что характеризует его картины, так это эффективное использование чернил и его уникальный и экономичный способ использования мазков кисти. Он стал мастером школы пейзажей «сломанные чернила», а позже применил эту технику и к другим сюжетам в живописи, как это можно увидеть в «Кобоку Мэйкакудзу «(«Зимородок на засохшей ветке» и других.
Нажмите здесь, чтобы увидеть работы Мусаси.