самый часто встречающийся персонаж в колыбельной песне
Популярные образы в колыбельных песнях
У каждого народа есть свои колыбельные песни. Они рассказывают о том, что близко народу, о его истории, ценностях и представлении о мире. В деревнях, хатах и многоэтажках, в городских джунглях и джунглях самых обыкновенных, везде родители поют своим детям колыбельные песни на тысяче разных языков.
Несмотря на кажущееся разнообразие этих песен, образы, используемые в колыбельных, похожи.
Предметы окружающего мира, бытовые занятия (мебель, повседневная работа, поездки на ярмарку, предметы быта). Такие образы помогали малышу запомнить, как называются вещи вокруг и каково их назначение, а также играли роль в формировании базовой картины мира.
«Я качаю, зыбаю,
Пошёл отец за рыбою,
Мать пошла пелёнки мыть,
Бабушка коров доить,
Дедушка дрова рубить,
Чтобы баньку истопить».
«Вот тут колыбель,
На высоком терему.
Крюк золотой,
Ремни бархатные,
Колечки витые,
Крючки золотые,
Мамушки, нянюшки,
Качайте дитя.
Сенны красны девки,
Прилюлюкивайте!
Вырасту большая,
Буду в золоте ходить,
Буду в золоте ходить,
Парчеву шубу носить».
Об этом рассказывают и поют Наталия Фаустова со своей дочерью Аней на концертах.
Природные образы в колыбельных песнях: солнце, луна, ветер, дождь.
«Ветер горы облетает, баю-бай,
Над горами солнце тает, баю-бай,
Листья шепчутся устало, баю-бай,
Гулко яблоко упало, баю-бай,
Подломился стебель мяты, баю-бай,
Жёлтым яблоком примятый, баю-бай,
Месяц солнце провожает, баю бай,
По цветам один гуляет, баю-бай».
А в этой сибирской колыбельной в исполнении Наталии Фаустовой, можно услышать не только об очень многих природных образах, окружающих малютку, но узнать, что ожидает их в жизни, когда вырастут.
Домашние животные – очень популярные образы в колыбельных. Чаще всего в песнях используется образ кота. Его умиротворяющее урчание действует так же, как колыбельные, потому кошек считали покровителями сна. Кроме того, считалось, что кошка может видеть мир духов и послужит хорошей защитой от всякого зла. Другими распространёнными образами в колыбельных песнях были собака, куры, козы и иная домашняя скотина.
«Приди, котенька-коток,
Котя серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Приди с Костенькой играть.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Шубку новую сошью
И сапожки закажу».
Такие же примеры и в украинских колыбельных, называемых, колискова и в белорусских.
Дикие животные. Чаще всего в колыбельных песнях упоминаются хищные звери (медведи, волки, горностаи, ласки), которые выступают животными-покровителями ребёнка и берегут его от злых сил. Кроме хищников в качестве героев колыбельных песен выступают зайцы, разнообразные птицы (голуби, журавли) и даже лягушки.
«Баю-баюшки-баю,
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
А там бабушка живёт
И калачики печёт,
И детишкам продаёт,
А Ванюше так даёт».
«Баю-баю-баиньки,
Прибежали заиньки:
Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
Уходите, заиньки,
Не мешайте баиньки».
И ведь, об этом писали не только в народе, но даже и современные авторы.
Страшные образы в колыбельных песнях тоже присутствуют: вымышленные существа, злые враги и болезни. Согласно народным поверьям, плохие сны отгоняют страхи, которые случаются в реальной жизни, поэтому пугающие образы в колыбельных песнях должны были «запрограммировать» жизнь ребёнка на хорошее.
«Баю бай, баю бай,
К нам приехал Мамай,
К нам приехал Мамай,
Просит: Леночку – отдай.
А мы Лену не дадим,
Пригодится нам самим.
Баю, баю, баю, бай,
Из-под зыбки вылезай,
Не ходи-ка к нам Бабай!»
«Бай-бай, бай-бай,
Поди, бука, на сарай,
Поди, бука, на сарай,
Коням сена надавай.
Кони сена не едят,
Все на буку глядят,
Баю-баюшки, бай-бай!
Поди, бука, на сарай,
Мою детку не пугай!
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню,
Поди, бука, куда хошь,
Мою детку не тревожь».
Сказочные покровители (Дрёма, Угомон) и другие символы сна. Если неугомонный малыш отказывался засыпать, они уносили его к себе.
«Сидит Дрёма,
Сидит Дрёма,
Сидит Дрёма, сама дремлет,
Сидит Дрёма, сама дремлет.
Взгляни Дрёма,
Взгляни Дрёма,
Взгляни Дрёмана народ,
Взгляни Дрёмана народ
Бери Дрёма,
Бери Дрёма,
Бери Дрёмакого хошь,
Бери Дрёмакого хошь.
Сидит Дрёма,
Сидит Дрёма,
Сидит Дрёма, сама дремлет,
Сидит Дрёма, сама дремлет».
Религиозные образы в колыбельных песнях. Они знакомили малыша с основами верований своей семьи и народа, готовя его к будущей религиозной жизни.
Спи-тко, крошечка моя,
Спи-тко маленькая.
Люлю, люлю.
Умоленное мое,
Упрошенное мое.
Упросила, умолила я
У истинного Христа.
Бог мне тебя дал,
Да Богородица дала,
Богородица дала,
Мне пожаловала
Крошечку мне,
И малюточку.
Ангелы с тобой,
Все хранители с тобой.
Они тебя хранят,
Они и милуют.
От болезней, от скорбей,
От тяжелых болестей».
Вот послушайте редкую и любимую нами колыбельную Арины Родионовны в исполнении Наталии Фаустовой.
Большинство традиционных образов в колыбельных песнях служит, в основном, трём основным целям: успокоить малыша, познакомить его с миром вокруг и защитить от беды. Хотя сейчас мы не считаем колыбельные оберёгами, сила этих образов такова, что они всё равно дарят детям чувство безопасности и защищённости.
Ещё больше о колыбельных песнях вы можете узнать в Энциклопедии портала «Колыбельные для всей семьи».
Обычаи и ритуалы
Еда входила и входит в самые почитаемые ритуалы и обряды.
Образы колыбельных песен
Колыбельная обычно имеет простые слова, несложный сюжет и набор характерных образов. Самые любимые персонажи русских колыбельных песен — кот и кошка, типичные охотники ночного времени суток.
Из-за того, что кот много спит днем, он стал считаться хозяином сна. Предки верили, что раз он сам любит хорошо поспать, то может одарить сном и младенца. В старину перед тем, как в первый раз положить ребенка в люльку, туда сначала клали кота, считая, что он поделится своей способностью много и спокойно спать.
«Котик, котенька, коток, котик — серенький хвосток. Приди, котик, ночевать, нашу деточку качать». «Не учись, кот, воровать, а учись, кот, работать. Ступай, котик, в огород, поймай себе мышку».
«Уж ты котенька-коток, котик серенький хвосток. Приди, котик, ночевать, нашу детоньку качать. Уж как я тебе, коту, да за работу заплачу — шубку новую сошью и сапожки закажу, лапки высеребрю, хвостик вызолочу. Дам кувшин молока, да кусок пирога. Уж ты ешь, не кроши, да работай, не лежи. И тот котенька-коток, котик серенький хвосток, он по улицам ходил, ночевать к нам приходил, нашу детку попросил: пусти, детка, ночевать, буду я тебя качать. Буду песни петь, прибаюкивать. А когда уснешь — прилюлюкивать»
«А баю, баю, баю, тебе песенку спою я про серого кота; как у серого кота колыбелька золота, позолоченная, в ней постелька постлана: перинушка пухова, подушечка положена в голова, а я, бабушка стара, ночевать кота звала: — приди, котик, ночевать, нашу деточку качать, уж ты, сон да дрема, приди к нему в голова! Спи, усни, закрывши глазки, баюшки, баю!».
Собаки и волки не менее популярными персонажами в колыбельных песнях были, которые тоже ночью обычно не спали:
«Бай, бай, бай, бай, ты, собачка, не лай, ты, собачка, не лай, мою дочку не пугай».
«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю — придет серенький волчок, он ухватит за бочок, и потащит во лесок, под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, нашу дочку не буди».
Нередко в колыбельных песнях появлялся заяц. Ведь это тоже ночное животное, днем спит, а с темнотой пробирается на огороды. «Ай, баю-то, баиньки, прибегали заиньки, стали в скрипочку играть, а сыночек — засыпать».
Частенько сон в колыбельных песнях приносили птицы: голуби, журавли, грачи. «А качи, мчи, мчи, прилетели к нам грачи, сели грачи на ворота, ворота-то скрип, скрип! А сыночек спит, спит».
«Ой лю-ли, ой лю-ли! Прилетели журавли. Журавли-то мохноноги не нашли пути-дороги. Они сели на ворота, а ворота — скрип, скрип. Не будите у нас дочку, у нас дочка спит».
«Ай, люли, люли, люленьки! Прилетели гуленьки; стали гульки ворковать, моего Ваню забавлять».
Образы колыбельных песен : 2 комментария
Мне в детстве, моя бабушка пела песенки. Что — то мне помнится, что — то нет,но прочитав их на вашем сайте, кстати совершенно случайно,я теперь постоянно к Вам захожу. Спасибо.
Татьяна мне приятно что на мой сайт заходят такие душевные люди. Благодарю за добрые слова. На самом деле в наших обычаях заложен глубокий и не навязчивый смысл доброго воспитания нашего подрастающего поколения. Желаю вам полезного созидания.
Самый часто встречающийся персонаж в колыбельной песне
Наши предки верили, что сон – пограничное состояние, в котором человек принадлежит и нашему миру, и потустороннему, где ему угрожают разные опасности. В колыбельных они призывали к детям защитников и прогоняли тех, кто мог им навредить.
Родители, родственники или няня
Главный защитник ребёнка – тот, кто поёт колыбельную. Им может стать и старшая сестра, главное, чтобы текст колыбельной выстраивался от лица того, кто её исполняет и обращается к ребёнку, к его врагам и защитникам.
М.И. Игнатьев – Няня (до 1913 года)
В таких песнях одновременно уговаривают детей заснуть, прогоняют его неприятелей и зовут защитников. В колыбельной могут содержаться инструкции, как именно следует улечься ребёнку, чтобы избежать беды: «. с краю бухнешь-упадешь, нос до крови разобьешь».
Няня призывает спящего младенца расти и крепнуть, учит его, как остаться целым и невредимым, велит проснуться весёлым и здоровым («спи камешком, вставай перышком»). А заодно и рассказывает, что ждёт его в будущем. Предсказания жизненных тягот в колыбельных встречаются довольно редко – это скорее исключение.
«Шура вырастет большой, // Будешь очень хорошой, // Будет в золоте ходить, // Маму жемчугом дарить…».
«Вырастешь большая, // Отдадим тя замуж // В большую деревню, // В согласну семью…».
Ребёнку рассказывают, что он будет помогать родителям, станет их «заменой». Этот пример начинается с того, что женщина ждала дочь (замену себе), а родился сын (замена отцу).
«Люлю-лю, люлю-лю! // Уж как это-то заменушка // Уж как батюшкова. Баю-бай, баю-бай! // Уж как батюшку заменит, // Боронить в поле поедет. // Люлю-лю, люлю-лю! // А как матушку заменит, // То по лугу-то поедет».
Ближайшие родственники ребёнка часто попадают в колыбельные, когда ребёнку рассказывают о его будущем. Обычно в таких песнях речь идет о подарках, заботе или домашней работе.
Баю-баю-баиньки, // Скатаем Лиде валенки, // Полушубочек сошьём, // Лиду к бабушке пошлём. // Будет бабушка встречать, // Лиду кашкой угощать. // Кашка масляная, // А внучка ласковая…».
Противники: Бука, Бабай и попугаи
Немало персонажей колыбельных мешают ребёнку спать или даже стремятся причинить ему какой-то вред. Это Бабай, Бука, Волчок, собаки, злые ребята и старики со старухами, рыбы, утки, коровы и даже мыши, хотя они появляются в колыбельных крайне редко.
Бука и Бабай – мифологические персонажи. Бука никогда не вредит по-настоящему, он только пугает. Бабай – злой герой, который хочет унести ребёнка, даже купить, если понадобится. Однако совершить злодеяние у него не получается. Вместо Бабая иногда выступают Мамай и Басалай, а с XX века в этой роли порой выступает попугай.
«Баю-бай, баю-бай, // Приходил вечор Мамай. // Говорит – Ванюшку дай! // Мы Ванюшу не дадим – // Ваня надобен самим!».
«Бай-бай-бай-бай! // Под окошком попугай // Кричит: «Ванюшку подай!» // Мы Ванюшки не дадим, // Попугая застрелим, // Ваню спать повалим».
К.В. Лемох – У люльки (1875)
Опасность представляют и животные, который норовят унести ребёнка, напугать или укусить его, а порой просто шумят и мешают заснуть.
«Бай да побай, // Не ходи туда на край! // На краю собаки злые, // Там старухи пожилые, // Бай-бай!»
Помощники: кот, рыбы и Угомон
Засыпающему ребёнку трудно защититься от противников, так что ему на помощь приходит множество добрых существ. Это соболи, куницы, коты, голуби, зайцы, Сон, Дрёма и Успокой (Угомон, Упокой), а также Богородица, Спас, святитель Николай или Ангел.
Порой Сон и Дрёма сами ищут младенца: «Уж как Сон-то Дрёму и расспрашивает: // «Где мы Ванечку найдем? «». Животные могут приносить сон и качать колыбель, к тому же, часто подают хороший пример: собираются вокруг и дружно спят.
«Баю-баю-баюшки, // Да прискакали заюшки. // Люли-люли-люлюшки //Да прилетели гулюшки. ».
Святые появляются в колыбельной, чтобы защитить ребёнка, теперь он под защитой, бояться нечего и можно спокойно засыпать.
«А баю-баю-баю, // Баю-баиньки, баю. // Уж ты, спи, почивай, // Своих глаз не открывай, // Спи со Ангелами // Со Архангелами. // Херувимы, серафимы // Вьются, вьются над тобой // Над твоей головой».
Особняком среди помощников стоит кот. Его часто приглашают качать колыбель, охранять ребёнка, но он может и накормить малыша. Порой коту полагается плата. А если он уходит качать чужих детей, ему на это попеняют, а то и накажут.
«Котик серый, хвостик белый, // Приди котик, ночевать, // Мою Ирочку качать, // А уж я тебе, коту, // За работу заплачу: // Кувшин молока // И кусок пирога».
В отличие от других героев, у кота есть семья и все связанные с ней заботы. Например, он должен приготовить угощение на свадьбу сына: «Коту пиво варить, коту сына женить». Кот бывает героем шуточных сценок.
Автор: Мария Меньшикова, историк
Источник
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ В КУЛЬТУРЕ И ЗНАЧЕНИЕ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ДЛЯ РЕБЕНКА
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. В пионерлагерях детских лагерях общелагерная колыбельная является старейшим по происхождению песенным сигналом. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.
В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание.
Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные.
Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.
Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обыгрывалось множеством таинств и мистических обрядов. Прежде, чем впервые положить в новую колыбельку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому коту доверяют баюкать ребеночка. Теперь понятно, почему народные колыбельные песни наполнены образами кота.
Баю-баюшки-баю,
Баю, Сашеньку, баю!
Приди котик ночевать,
Мою детоньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Структура колыбельной песни формировалась на протяжении многих веков. Что-то уходило, что-то оставалось. Для новорожденного малыша текст колыбельной был не главным. Ведь малыш в раннем детстве еще был не в состоянии понять слова, он воспринимает только звуки, интонации. Поэтому в колыбельной важным является ровный ритм, однообразная, спокойная напевность. К тому же в текст таких песен должны входить слова с большим количеством шипящих и свистщих звуков, как бы усыпляющих малыша. Например: «Шла наша Дрема, зашла наша Дрема. » или «Шиш вы, куры, не шумите, мою детку не будите. «
Колыбельные песни состоят практически из существительных и глаголов, так ребенок реально может воспринимать предмет и его движение.
колыбельная песня фольклор
Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.
А бабай, бабай, бабай,
Ты, собачка, не лай,
И гудочек не гуди,
Нашу Маню не буди…
Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала ребёнку о прошедшем дне, о случившихся событиях, о том, каким вырастет ребенок, и чем будет заниматься.
Вырастешь большой,
Недосуг будет спать,
Надо работу работать,
Пахать, боронить,
В лес по ягоды бродить,
По коровушку ходить.
А когда уж совсем устанет, рассердится, она и попугать может: «Баю-баюшки-баю, колотушек надаю, колотушек двадцать пять, будет лучше Ваня спать».
Технике исполнения колыбельных песен учили с детства. «Байкать» девочки начинали своих младших братьев и сестер с 5 лет. Таких нянь называли «байкалы», «байкальшицы», «баюкалки».
Древние придавали большое значение колыбельным песням, ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое поддерживается связь малыша со всем окружающим миром. Предки считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а колыбельная была показателем, что все в порядке, мамочка рядом и очень любит его. С этой же целью в колыбельной очень много ласковых слов, через них взрослые выражают свою нежность к малышу: дорогулечка, золотая золотиночка, жумчужная жумчужиночка, деточка-крохотулечка.
Значение колыбельной песни
Христианская истина гласит: «В начале было Слово…». По отношению к новорожденному я утверждаю: «Вначале была колыбельная песня, спетая младенцу любящим материнским сердцем». И это не лирика. Самый продолжительный период по биогенетическому времени у человека проходит в утробе матери. Протекает же этот период в абсолютной защищенности от внешней сенсорно-неизвестной сигнализации — младенец погружен в охранительный родной материнский голос.
Но при рождении на органы чувств ребенка обрушиваются качественно новые сенсорные раздражители. В этих условиях спасительно-охранительным «щитом» для нежной и ранимой души младенца остается родной, нежный, ласковый, а поэтому успокаивающий голос матери. Это и есть то, что мы называем колыбельной песней.
Колыбельная песня — то первое слово, в котором выражена вся глубина материнской любви и духовной нежности. Это то «Слово», которое было у обожествленной материнской любви и с которого оформляется душа ребенка, начинается умиротворение от явления в этот мир.
Колыбельная песня — это та духовная сила, которая вырывает младенца из «цепкой» хватки инстинктивного страха и возвышает его чувства в пространство «звучащей» охранительной материнской любви. Слово колыбельной песни — это единственное изреченное слово, которое в полной мере соединяет в себе дух образа и душу любви.
Наши исследования показали, что среди тех детей, которым матери не пели колыбельных песен, страх и агрессия (в рисунках) встречались в 4 раза чаще по сравнению с теми, кто хоть изредка пел младенцу колыбельные песни (рис.). А ведь страх — один из самых сильных животных инстинктов, с которым «сцеплены» в нераздельной связке все остальные инстинкты. Воистину Творец — есть абсолютная любовь… к ребенку.
Наши работы убедили, что без постоянного пения матерью колыбельных песен (желательно в ритме качания подвесной люльки) ребенок не сможет в должной мере вочеловечиваться в душевно-духовную, цельную, свободную от страхов и психокомплексов личность. Сегодня колыбельные песни стали записывать на электронные носители хоть и профессиональным, но не материнским голосом. Ясно, что такие записи в первую очередь предназначены для будущих и настоящих матерей, но не для младенцев. Безусловно, их можно использовать в детских дошкольных учреждениях, в том числе для сирот, а также детей, находящихся на воспитании в различных специализированных учреждениях и т. д. Младенцу, как воздух, как грудное материнское молоко, необходима колыбельная песня, озвучиваемая материнским сердцем. Еще раз напомним: за 9 месяцев внутриутробной жизни ребенок глубоко запечатлел в памяти чувств единственно близкий и родной голос — голос матери. И только он и никакой другой голос может передать ребенку чувство любви, защищенности и счастья. Вот почему колыбельные песни должна петь только сама мама.
Я часто слышу от молодых мам: как же я буду петь, если я не знаю ни слов, ни мелодии колыбельных песен? А это и есть последствия глубокого отчуждения матери от детей на этапе их раннего детства. Поэтому мы с 1979 г. настойчиво рекомендуем в детских дошкольных учреждениях воспитывать девочек отдельно от мальчиков. Танки, пушки, машины, автоматы несовместимы с куклами и колыбельными песнями. И только в детских дошкольных учреждениях настоятельно рекомендуем, чтобы девочки вместе с мамами, бабушками (если это возможно), с воспитателями своими руками изготавливали мягкие куклы, сами сочиняли колыбельные песни и регулярно их пели.
В качестве примера приведем ниже колыбельные песни, сочиненные детьми вместе с мамами и бабушками в начале 1990-х гг. в детских садах г. Воскресенска. Автор убежден, что колыбельные песни, потешки, прибаутки, скороговорки и т. д. из народного фольклора должны звучать на языке народа, их сотворившего.
Спи, сыночек маленький.
Пусть тебе приснится сон,
Самым добрым будет он.
Спи, мой мальчик маленький,
Мой цветочек аленький.
Пусть моей красавице
Пусть приснится ей лиса,
Ведь в лесу она краса.
Пусть приснится зайка,
(Р. Пчелкина, воспитатель)
Все вокруг затихло.
Звери спят, птицы спят
Все темно, все темно,
Надо спать ложиться.
(Таня Хашинова, 6 лет)
Д/С № 57
Смотрит заинька в окно,
На дворе давно темно,
Спи мой сладенький, усни,
Долгий сон к себе мани.
(Т. Седнева, воспитатель)
Спи, усни мой голубок!
На полях лежит снежок.
Всю он травушку закрыл
И цветочек завалил.
Скоро солнышко взойдет
И все снова зацветет!
Ты за зиму подрастешь
И гулять с мамой пойдешь.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко!
Крепкий сон тебя возьми,
Пусть во сне увидишь ты
(Н. Будылкина, воспитатель)
Д/С № 31
Спи, сыночек, засыпай,
Мирно глазки закрывай.
В колыбельку уложу,
Складну песенку сложу.
Складну песенку сложу,
Дрему в гости приглашу.
Дрема по дому брела,
К колыбельке подошла.
К колыбельке подошла
А ложись ты в серединку
На пуховую перинку.
Спи глазочек, спи другой
Спи, сыночек, дорогой.
(Г. Макеева, воспитатель)
Спи, мой мальчик, засыпай.
Спи скорей, усни дружок,
Выйдет солнце на лужок.
Будет ярко нам светить,
Будут гнезда птицы вить.
Много света и тепла
Принесет во сне весна.
Ой, люлень, да люлень,
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит
В каждый дом ее заносит.
В люльку дрему он кладет,
Соловей поет в лесочке,
Пусть притихнут все листочки,
Спи, сынок, мой голубочек,
Вон на небе темном месяц
Устилает землю снегом,
Видишь: собралися сказки
Вот и поезд дальний едет.
В нем игрушки спят.
И пекут ватрушки мамы
Спи, сыночек, мой прекрасный,
Пусть приходит к тебе дрема
Как мой милый будет спать,
Ты, мой милый, дорогой,
Быстро глазоньки закрой.
А закроешь, сон придет,
Свою сказку принесет.
В ней и заинька живет.
Он морковку там грызет.
А лисичка любит петь
И на елочку глядеть.
Вот уж ночка на дворе.
Спит собачка в конуре.
Спят и птички, и волчок.
Ляг скорее на бочок.
Как мой милый будет спать.
(Д. Гавриш, воспитатель)
ЯС № 5
Нашу дочку я качаю.
Спи, девчушка, засыпай!
Спят игрушки и зверушки,
Тишина стоит кругом,
Давай, доченька, уснем!
(С. Тетеркина, воспитатель)
Спят игрушки в уголке,
Спят на полке сказки.
И моя дочурка спит,
Ты играла целый день.
Завтра будет новый день,
Засыпай, наш маленький.
Поскачешь по дорожке.
(В.И. Скокова, зав. я/с № 5)
Опыт убеждает: постоянное нежное общение девочек с рукотворными мягкими куклами, пение им колыбельных песен — это базовая ступень в привитии материнских чувств на так называемом экстрасенсорном этапе, т. е. на этапе преображения и одухотворения первичных чувств. Дорого заплатят матери, преждевременно отлучившие детей от своей любви, от груди, от колыбельных песен и любвеобильных «словоизлияний». И чем быстрее мы сегодня научим петь колыбельные песни 4—6-летних девочек, тем более доброе, любвеобильное материнство получим завтра.
Отрывок из книги: В.Ф. Базарный Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Дремлют стрелки на часах,
Сны по крышам ходят.
Гаснут лампочки в домах,
Вечер спать уходит.
Хочет вечер отдохнуть,
Подремать немножко.
Ну и нам пора уснуть,
Ночь глядит в окошко.
Шелестят по мостовой
Тихо-тихо шины.
В гаражи к себе домой
Едут спать машины.
За витриной прилегли
Мягкие игрушки,
А к малышке забрели
Сказки под подушки.
Баю-бай, баю-бай
Спи, малышка, засыпай.
СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ
Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»
Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит Дрема возле нас.
За окошком все темнее,
Утро ночи мудренее,
Глазки закрывай! Баю-бай!
В сказке можно покачаться на луне
И по радуге промчаться на коне.
Со слоненком подружиться
И поймать перо жар-птицы
Глазки закрывай! Баю-бай!
Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай! Баю-бай!
БАЮ, БАЮШКИ, БАЮ
Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок.
Унесёт во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Мою детку не буди.
СПИ, МОЯ РАДОСТЬ, УСНИ!
Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно,
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Кто-то вздохнул за стеной.
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
Сладко мой птенчик живет:
Нет ни тревог, ни забот,
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей.
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
Если тебе интересно, вступай к нам группа «ВѢДИ»