самые знаковые фотографии в истории
Фото века: лучшие снимки всех времен по версии журнала Time
Филипп Халсман. «Дали анатомикус», 1948
«Обед на небоскребе»
1932 год
Доротея Ланж «Мать-мигрантка»
1936 год
Евгений Халдей «Знамя Победы над Рейхстагом»
1945 год
Альфред Эйзенштадт «День победы над Японией на Таймс-сквер»
1945 год
Филипп Халсман «Дали анатомикус»
1948 год
Ричард Аведон «Довима и слоны»
1955 год
Гарри Бенсон «Бой подушками»
1964 год
Нил Армстронг «Человек на Луне»
1969 год
Энни Лейбовиц «Деми Мур»
1991 год
Звездное селфи с церемонии «Оскар»
2014 год
Топ-100 самых значимых фотографий за всю историю человечества
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: некоторые фотографии могут оказаться для вас шокирующими.
Журнал Time запустил проект 100 Photographs, в рамках которого назвал 100 самых значимых фотографий всех времен. Снимки были опубликованы на сайте издания.
«Не существует специальной формулы, которая делает фотографию значимой. Некоторые изображение попали в 100 Photographs только потому, что были первыми в своем роде, другие — потому, что сформировали наше мировоззрение. Часть из них с ног на голову перевернула нашу жизнь. Все 100 фотографий объединяет одна особенность — каждая из них является поворотным пунктом в в нашем человеческом опыте», — говорится на сайте проекта.
1. «Ужас войны», Ник Ут, 1972
В деревне Чангбанг (пров. Тэйнинь) 8 июня 1972 года шли бои между Вьетконгом и войсками проамериканского южновьетнамского правительства. Мирные жители покинули деревню. Пилот южновьетнамских ВВС по ошибке принял их за солдат Вьетконга и начал сбрасывать напалмовые бомбы. На фотографии — девятилетняя Ким Фук, визжащая от боли, её старший брат — двенадцатилетний Фан Тхань Там, младший брат — пятилетний Фан Тхань Фуок, двоюродные брат с сестрой Хо Ван Бо и Хо Тхи Тинг.
2. «Самосожжение буддистского монаха», Малкольм Браун, 1963
Thich Quang Duc чиркнул спичкой и превратился в живой факел. В отличие от плачущей толпы, видящей как он горит, он не произнес ни звука и не пошевелился. Thich Quang Duc написал тогдашнему главе вьетнамского правительства письмо с просьбой прекратить репрессии в отношении буддистов, прекратить задержания монахов и предоставить им право исповедовать и распространять свою религию, но не получил ответа.
3. «Умирающий ребенок и стервятник», Кевин Картер, 1993
Широкую известность Картеру принёс сделанный им 25 марта 1993 года в Судане снимок умирающей от голода девочки, поблизости от которой приземлился стервятник, дожидающийся её смерти. За эту фотографию Кевин Картер получил Пулитцеровскую премию.
4. «Обед на небоскрёбе», 1932
На фотографии запечатлены одиннадцать рабочих, которые обедают, сидя на балке строящегося небоскрёба на уровне 69 этажа на высоте более двухсот метров, свесив ноги в пустоту.
5. «Неизвестный бунтарь», Джефф Уайденер, 1989
Культовая фотография неизвестного мятежника, который стоял перед колонной китайских танков. Тяньаньмэнь, 1989 год.
6. Айлан Курди, Нилюфер Демир, 2015
Фотография сирийского ребенка, который утонул во время попытки вместе с семьей бежать в Грецию, обошла первые полосы крупнейших европейских газет и вывела дискуссию о проблемах миграции в ЕС на новый уровень.
7. «Падающий человек», Ричард Дрю, 2001
Фото с трагедии, произошедшей 11 сентября 2001 года.
8. «Ядерный гриб над Нагасаки», Лейтенант Чарльз Леви, 1945
9. «Восход Земли», Вильям Андерс, NASA, 1968
Исторический снимок Земли, который был сделан членами экипажа миссии «Аполлон-8» в западный Рождественский сочельник 24 декабря 1968 года. В этот год люди первый раз увидели Землю издалека целиком.
10. «Человек на Луне», Нил Армстронг, NASA, 1969
11. «Крушение пожарной лестницы», Стэнли Форман, 1975
22 июля 1975 года в Бостоне 19–летняя девушка и ее 2–х летняя крестница оказались в ловушке в горящем здании. Пытаясь спастись от огня, они решили воспользоваться пожарной лестницей, но она рухнула прямо под ними. Женщина скончалась от травм, а малышка спаслась за счет того, что приземлилась на тело своей крестной.
12. «Мать переселенцев», Доротея Ланж, 1936
Американка Флоренс Оуэнс Томпсон с детьми. Фотография стала одним из символов Великой Депрессии в массовой культуре.
13. «Еврейский мальчик сдаётся в Варшаве», автор неизвестен, 1943
Эта фотография вошла в альбом, представленный на Нюрнбергском процессе против Юргена Штропа, который руководил ликвидацией восстания в Варшавском гетто. Личность мальчика на фотографии не установлена, как и неизвестна его судьба, однако одна фотография стала символом страдания шести миллионов беззащитных евреев, ставших жертвами Холокоста.
14. Скопление «Столпы Творения», 1995. NASA
Название «Столпы Творения» объекты на фотографии получили потому, что газ и пыль в них вовлечены в процесс формирования новых звёзд с одновременным разрушением облаков под светом уже образовавшихся звезд.
15. «День победы на Таймс-сквер», Альфред Эйзенштадт, 1945
Для миллионов американцев эта фотография, которую Эйзенштадт назвал «Безоговорочная капитуляция», стала символом окончания Второй мировой войны.
16. «Кровавая суббота», С. Х. Вонг, 1937
Фото сделано после налета Японских ВВС на городской вокзал в Шанхае. На тот момент на вокзале находилось около 1800 граждан, только 300–м удалось спастись. На фото запечатлен маленький ребенок, которого спасатель вынес из разрушенного вокзала, посадил на перроне, после чего вернулся, чтобы помочь другим людям.
17. «Мальчик-альбинос», Биафра, Дон Маккалин, 1969
«Это одна из моих самых непристойных фотографий», – Дон МакКуллин.
18. «Крушение дирижабля Гинденбург», Сэм Шер, 1937
Крушение немецкого дирижабля «Гинденбург» при выполнении посадки на главной воздухоплавательной базе военно-морских сил США в Лейкхерсте в 1937 году. В результате катастрофы погибло 35 из 97 находившихся на его борту человек, а также один член наземной команды.
19. «Героический партизан», Альберто Корда, 1960
Снимок, сделанный репортером Альберто Корда (Alberto Korda) на митинге в 1960-м году, на котором между пальмой и чьим-то носом видно еще и Че Гевару, претендует на звание самого растиражированного за всю историю фотографии.
20. «Вид из окна в Ле Гра», Жозеф Ньепс, 1826
Самая ранняя из дошедших до наших дней гелиогравюр, которую считают первой в мире фотографией, снятой с натуры.
21. «Дали Атомикус», Филипп Халсман, 1948
По словам фотографа для того, чтобы снимок удался было потрачено шесть часов и сделано 28 бросков (воды, стула и трех кошек).
22. «Гитлер на нацистском митинге», Генрих Гофман, 1934
Адольф Гитлер во время массового митинга в Бюккебурге.
23. «Прыжок в свободу», Петер Ляйбинг, 1961
Солдат перепрыгивает колючую проволоку на третий день после начала возведения бетонной Берлинской стены
24. «Зародыш, 18 недель», Леннарт Нильсон, 1965.
Зародыш, 18 недель. Снимок был сделан с помощью эндоскопа и был опубликован в журнале Life. Эта фотография была первой в своем роде, показывающей начало жизни.
25. «Поднятие флага над Иводзимой», Джо Розенталь, 1945
Морские пехотинцы США поднимают американский флаг на вершине горы Сурибати во время битвы за Иводзиму.
26. Эмметт Тилл, Дэвид Джексон, 1955
14-летний чернокожий мальчик Эмметт Тилл, который был похищен и зверски убит расистами. Мать Эммета, которая растила его в основном одна, потребовала от государственной похоронной службы похорон в открытом гробу, чтобы показать миру жестокость убийства.
27. «Девочка на хлопчатобумажном комбинате», Льюис Хайн, 1908
Работница ткацкой фабрики. В 1908 году фотограф Льюис Хайн отправился с фотоаппаратом по всей Америке и везде фотографировал детей, которые были вынуждены работать. Его фотографии имели большой общественный резонанс и, в конечном итоге, привели к запрету на использование детского труда.
28. «Знамя Победы над рейхстагом», Е. А. Халдей, 1945
Фотография, на которой было запечатлено водружение Знамени Победы над Рейхстагом облетела весь мир. Евгений Халдей, 1945 год.
29. «Рука миссис Рентген», Вильгельм Конрад Рентген, 1895
Один из первых снимков в X-лучах. На фото: рука жены Вильгельма Рёнтгена Берты, 1895. Кстати, Берта заработала из-за рентгеновских снимков лучевую болезнь.
30. «За закрытой дверью», Донна Феррато, 1982
«Я подумала, что если я это сфотографирую, то по крайней мере люди поверят, что это действительно происходило», – Донна Феррато.
31. «Лицо СПИДа», Тереза Фрэйр, 1990
На снимке изображен Дэвид Кирби, который умирает от СПИДа в окружении своей семьи. Фотограф запечатлела не просто момент смерти мужчины в окружении любящих его людей, а сделала огромный вклад в процесс гуманизации отношения к проблеме СПИДа – болезни, на которую общественность упорно не хотела обращать внимания.
32. «Первое фото на сотовом телефоне», Филипп Кан, 1997
33. «Мухаммед Али против Сонни Листона», Нил Лейфер, 1965
«Когда Мохаммед состарился, люди старались вспоминать о нем только хорошее. Они хотели запомнить его таким», – Нил Лейфер.
34. «Восстание в Соуэто», Сэм Нзима, 1976
Обошедшая весь мир фотография, на которой Мбуса Макубу выносит из-под полицейского огня смертельно раненого Гектора Петерсона. В ЮАР Гектор Петерсон – это символ сопротивления чернокожего населения жестокой политике апартеида.
35. «Голод в Сомали», Джеймс Нахтвей, 1992
«Если люди нуждаются или страдают, это вовсе не значит, что они теряют достоинство», – Джеймс Нахтвей.
36. «Бой подушками «ливерпульской четвёрки», Гарри Бенсон, 1964
Фотограф Гарри Бенсон не хотел встречаться с The Beatles. Он планировал отправится за фоторепортажем в Африку, однако планы нарушили мальчики из Ливерпуля. «Я всегда хотел быть серьезным журналистом, а не писать историю рок-н-ролла», –вспоминал позже фотограф. Однако именно этот его снимок стал символом поднятия духа Америки после убийства президента Кеннеди.
37. «Горилла в Конго», Брент Стиртон, 2007
«Это не случайность, это было спланировано», – Брент Стиртон.
38. Авраам Линкольн, Мэтью Брэди, 1860
«Мне было очень сложно сделать естественный снимок», – Мэтью Брэди.
39. «Слепая», Пол Стрэнд, 1916
«Я чувствовал, что тяжелая жизнь сделала их необычайно интересными и даже благородными людьми», – Пол Стрэнд.
40. «Лохнесское чудовище», автор неизвестен, 1934
Фото якобы Лох-несского чудовища. В 1934 году его автор, респектабельный лондонский врач Р. Кеннет Уилсон, утверждал, что сфотографировал монстра случайно, когда путешествовал в окрестностях, наблюдая за птицами. В 1994 году было установлено, что этот снимок — фальшивка, изготовленная Уилсоном и тремя сообщниками.
41. «Ночь на Рождество», Малик Сидибе, 1963
«Молодежь играет в детские игры. В такие моменты веришь, что боли не существует», – Малик Сидибе.
42. Расстрел в Сайгоне, 1968. Эдди Адамс
Фотография офицера, стреляющего в голову закованного в наручники заключенного, не только получила пулитцеровскую премию в 1969 году, но и также окончательно изменила отношение американцев к тому, что происходило во Вьетнаме.
Несмотря на очевидность изображения, на самом деле фотография не так однозначна, как показалось простым американцам, преисполнившимся сочувствием к казненному. Дело в том, что человек в наручниках — капитан вьетконговских «воинов мести», и в этот день им и его подручными было застрелено множество невооруженных мирных жителей.
43. «Лошадь в движении», Эдвард Мейбридж, 1878
«Мы считаем, что изображение станет безупречным, когда мы отбросим все наши предвзятые впечатления и будем искать истину независимых наблюдений в самой природе», – Эдвард Мьюбридж.
44. «Бандитский ночлег на 59½ Малберри-стрит», Якоб Риис, 1888
«В бою с трущобами мы или победим, или погибнем. Среднего пути нет», – Якоб Риис.
45. «Бетти Грэйбл», Франк Повольны, 1943
«В кабине каждого пилота, на каждой стене в казармах висела фотография смотрящей через плечо Бетти Грейбл в купальном костюме», – Мэтт Хелрих, ветеран Второй мировой.
46. «День Д», Роберт Капа, 1944
Высадка союзнического десанта на Омаха-Бич в Нормандии.
47. «Корона из молочной капли», Гарольд Эджертон, 1957
Иногда секунда не имеет смысла вообще, а иногда обладает огромным значением. Данный кадр демонстрирует возможности новой фотографии, а именно – возможность запечатлеть секунду. Гарольд Эджертон несколько лет работал над тем, чтобы капля молока стала совершенной. Капля молока по сей день остается типичным примером того, что фотография может быть шедевром.
48. «Case Study House #22, Los Angeles», Джулиус Шульман, 1960
«Это было время, когда мы строили ракеты, чтобы полететь на Луну, и планировали колонизировать Марс, снимок прекрасно отображает дух того времени», – Том Форд, дизайнер.
49. «Оперативная комната», Пит Соуза, 2011
50. «Бульвар дю Тампль в Париже», Луи Дагер, 1839
В 1839 году Луи Дагер делает известный снимок – «Бульвар дю Тампль» (Boulevard du Temple). Он хотел изобразить один из самых оживлённых районов Парижа, известный торговой активностью и трафиком; всегда полный людьми и снующими туда-сюда конными повозками. Однако на фото бульвар выглядит пустынным. Всё дело в том, что ранние фотоматериалы не были достаточно чувствительными, чтобы запечатлевать движущееся изображение.
51. «Озеро в лунном свете», Эдвард Стайхен, 1904
«На самом деле, любая фотография – это обман от начала до конца», – Эдвард Стейхен.
52. «Довима со слонами, вечернее платье от Dior», Ричард Аведон, Париж, август 1955 года
53. «Овеваемая ветром Джеки», Рон Галелла, 1971
«На углу я сделал гениальную вещь – я взял такси, потому что приходится прятаться, чтобы сделать внезапное фото», – Рон Галелла.
54. Иракская девочка на контрольно-пропускном пункте, Крис Хондрос, 2005
55. «Серфинг бегемотов», Майк Николс, 2000
«Если вы хотите увлечь чем-то правительство и простых людей, они должны быть очарованы этим», – Майкл Фэй, исследователь.
56. «Исчезающая раса», Эдвард С. Кертис, 1904
«Смерть любого старого мужчины или женщины – это исчезновение традиции и знаний священных обрядов, которыми они обладали», – Эдвард Кертис.
57. «Ганди и его прялка», Маргарет Бурк-Уайт, 1946
«Отказ от насилия – кредо Ганди, а прялка – идеальное оружие», – Маргарет Бурк-Уайт.
58. «Вторжение в Прагу», Йозеф Куделка, 1968
«Своим воспоминаниям вы можете не доверять, но вы можете доверять своим фотографиям», – Йозеф Куделка.
59. «Black Power Salute», Джон Доминис, 1968
Два чернокожих спортсмена, Томми Смит и Джон Карлос, завоевавшие золотую и бронзовую медали на Олимпиаде в Мехико, протестуют против расизма в США.
60. «99 центов. Диптих», Андреас Гурски, 1999
На фотографиях запечатлён интерьер одного из магазинов формата 99 Cent. На фотографиях уменьшена перспектива и использована хромогенная цветная печать.
61. «Кубрик», Альфред Стиглиц, 1907
«Если бы все мои фотографии потерялись и меня знали только по этой, я был бы вполне доволен», – Альфред Стиглиц.
62. «За вокзалом Сен-Лазар», Анри Картье Брессон, 1932
«В фотографии все дело в удаче. Там был забор, и я вставил мою камеру в щель забора. Это доля секунды», – Анри Картье-Брессон.
63. Уинстон Черчилль, Юсуф Карш, 1941
64. «Сельский доктор», Юджин Смит, 1948
«Я жил вместе с ним четыре недели. Сначала я делал очень мало фотографий. В основном я пытался понять, в чем состоит работа доктора», – Юджин Смит.
65. «Камелот», Хайман Пескин, 1953
«Он стал символом новой породы знаменитых политиков, столь же известным благодаря его приятной внешности, заразительной улыбке, обаянию и остроумию, как и благодаря его содержательным высказываниям», – Роберт Дэйллек, историк.
66. «Долина теней смерти», Роджер Фентон, 1855
«Скоро война начнет косить мужчин на поле боя, но сначала этот безупречный зарисовщик запечатлеет их черты и даст им анонимное бессмертие», – «Крымские фотографии», сентябрь, 1855.
67. «Павший солдат», Роберт Капа, 1936
«Камера, которую я держал над головой, запечатлела падающего солдата в тот момент, когда он был застрелен. Пожалуй, это мой лучший снимок», – Роберт Капа.
68. «Вагон – Новый Орлеан», Роберт Франк, 1955
69. «Человек в капюшоне», сержант Иван Фредерик, 2003
«Война в Ираке, как и Вьетнам, запомнится тем, что там мы не были героями. Мы не были спасителями. И эти фотографии подтверждают это», – Брент Пак, армейский следователь.
70. «Погибшие при Энтитеме», Александр Гарднер, 1862
«Мистер Брэди донес до нас всю серьезность страшной реальности войны. Он будто принес эти тела и сложил у наших дверей и вдоль улицы», – «Нью-Йорк Таймс».
71. «Американская готика», Гордон Паркс, 1942
«Меня не волнует, что чувствуют другие. Вот что я чувствовал насчет Америки и места Эллы Уотсон в Америке», – Гордон Паркс.
72. «Пара в енотовых шубах», Джеймс ВанДерЗее, 1932
«Я всегда стремился к тому, чтобы люди хорошо выглядели на фото, чтобы они выглядели так, как они бы сами желали выглядеть», – Джеймс ВанДерЗее.
73. «Плотина Форт-Пек», Маргарет Бурк-Уайт, 1936
«Чтобы увидеть и показать это, нужна целая жизнь», – Генри Робинсон Люс.
74. «Горе», Дмитрий Бальтерманц, 1942
На фотографии изображено место расстрела немецкими оккупантами мирных жителей: по полю ходят потрясённые горем люди, разыскивающие родных среди лежащих в снегу трупов.
75. «Прощание Рута Бейба», Нат Фейн, 1948
«Если бы я не знал, что Бейб уходит, мне никогда бы не пришло в голову встать за его спиной», – Натаниэль Файн.
76. «Мюнхенская бойня», Курт Штумпф, 1972
«Насилие неожиданно врывается в нашу жизнь и обезличивает привычный ход событий», – Курт Струмпф.
100 фотографий, изменивших мир
Жозеф Нисефор Ньепс. Вид из окна в Ле Гра. 1826.
«Это открытие я назвал гелиографией – изображение появляется под воздействием света», – Жозеф Нисефор Ньепс.
Луи Дагер. Бульвар Дю Тампль. 1839.
«Я уловил быстротечность света и пленил его. Я заставил солнечный свет рисовать для меня», – Луи Дагер.
Роджер Фентон. Долина Теней Смерти. 1855.
«Скоро война начнет косить мужчин на поле боя, но сначала этот безупречный зарисовщик запечатлеет их черты и даст им анонимное бессмертие», – «Крымские фотографии», сентябрь, 1855.
Мэтью Брэди. Авраам Линкольн. 1860.
«Мне было очень сложно сделать естественный снимок», – Мэтью Брэди.
Карлтон Уоткинс. Скала Cathedral Rock, Йосемити. 1861.
«Совершенство искусства, сравнимое с работами лучших европейских художников», – Оливер Вендел Холмс, 1862.
Александр Гарднер. Погибшие в сражении при Энтитеме. 1862.
«Мистер Брэди донес до нас всю серьезность страшной реальности войны. Он будто принес эти тела и сложил у наших дверей и вдоль улицы», – «Нью-Йорк Таймс».
Эдвард Мьюбридж. Лошадь в движении. 1878.
«Мы считаем, что изображение станет безупречным, когда мы отбросим все наши предвзятые впечатления и будем искать истину независимых наблюдений в самой природе», – Эдвард Мьюбридж.
Якоб Риис. Бандитский притон, Маберри стрит, 59. 1888.
«В бою с трущобами мы или победим, или погибнем. Среднего пути нет», – Якоб Риис.
Вильгельм Рентген. Рука миссис Рентген. 1895.
«Я не размышляю; я исследую», – Вильгельм Рентген.
Эдвард Стейхен. Озеро в лунном свете. 1904.
«На самом деле, любая фотография – это обман от начала до конца», – Эдвард Стейхен.
Эдвард Кертис. Исчезающая раса. 1904.
«Смерть любого старого мужчины или женщины – это исчезновение традиции и знаний священных обрядов, которыми они обладали», – Эдвард Кертис.
Альфред Стиглиц. Третий класс. 1907.
«Если бы все мои фотографии потерялись и меня знали только по этой, я был бы вполне доволен», – Альфред Стиглиц.
Льюис Хайн. Девочка с фабрики хлопка. 1908.
«Фотография может осветить темноту и разоблачить невежество», – Льюис Хайн.
Пол Стрэнд. Слепая. 1916.
«Я чувствовал, что тяжелая жизнь сделала их необычайно интересными и даже благородными людьми», – Пол Стрэнд.
Август Зандер, Каменщик. 1928.
Эрих Заломон. Гаага. 1930.
«Если Заломон не фотографировал очередную официальную встречу, люди не верили, что она хоть сколько-нибудь важна!» – министр иностранных дел Франции Аристид Бриан.
Анри Картье-Брессон. Позади вокзала Сен-Лазар. 1932.
«В фотографии все дело в удаче. Там был забор, и я вставил мою камеру в щель забора. Это доля секунды», – Анри Картье-Брессон.
Обед на небоскребе. Автор неизвестен. 1932.
«Увидев эту фотографию однажды, вы ее уже не забудете», – Кристин Руссель, историк Рокфеллеровского центра.
Джеймс ван дер Зее. Пара в енотовых шубах. 1932.
«Я всегда стремился к тому, чтобы люди хорошо выглядели на фото, чтобы они выглядели так, как они бы сами желали выглядеть», – Джеймс ван дер Зее.
Лох-несское чудовище. Автор неизвестен. 1934.
«Хорошо, вот вам ваш монстр», – Мармадьюк Уэзерелл.
Генрих Гофман. Гитлер на митинге нацистской партии. 1934.
«Не хотите ли пойти со мной? Несомненно, вы сможете сделать несколько очень интересных фотографий!» – Гитлер – Гофману.
Доротея Ланж. Мать-мигрантка. 1936.
«Вы видите в ее лице все, что хотите. Она бессмертна», – Рой Страйкер (FSA).
Роберт Капа. Падающий солдат. 1936.
«Камера, которую я держал над головой, запечатлела падающего солдата в тот момент, когда он был застрелен. Пожалуй, это мой лучший снимок», – Роберт Капа.
Маргарет Бурк-Уайт. Дамба Форт-Пек. 1936.
«Чтобы увидеть и показать это, нужна целая жизнь», – Генри Робинсон Люс.
Сэм Шер. Крушение Гинденбурга. 1937.
«Я едва успел щелкнуть – все закончилось невероятно быстро», – Сэм Шер.
Х. С. Вонг. Кровавая суббота. 1937.
«Это было жуткое зрелище. Люди все еще пытались подняться. Мертвые и раненые лежали на рельсах и платформе. Повсюду валялись части тел. Только моя работа помогла мне забыть о том, что я видел», – Х. С. Вонг.
Юсуф Карш. Уинстон Черчилль. 1941.
«В силе и мощи черт лица Черчилля застыло решение английского народа», – Петер Поллак, историк.
Дмитрий Бальтерманц. Горе. 1942.
«Война – это, прежде всего, горе», – Дмитрий Бальтерманц.
Гордон Паркс. Американская готика. 1942.
«Меня не волнует, что чувствуют другие. Вот что я чувствовал насчет Америки и места Эллы Уотсон в Америке», – Гордон Паркс.
Франк Повольный. Бетти Грейбл. 1943.
«В кабине каждого пилота, на каждой стене в казармах висела фотография смотрящей через плечо Бетти Грейбл в купальном костюме», – Мэтт Хелрих, ветеран Второй мировой.
Еврейский мальчик сдается в Варшаве. Автор неизвестен. 1943.
«Я держу отчет, написанный с тевтонским вниманием к деталям, иллюстрированный фотографиями, удостоверяющими этот совершенно невероятный текст», – Роберт Джексон, главный обвинитель от США на Нюрнбергском процессе.
Виджи. Критик. 1943.
«Я не видел, что щелкаю, но мог буквально почувствовать запах самодовольства», – Виджи.
Роберт Капа. День Д. 1944.
«Мне никогда не приходило это в голову, пока я не взял этот снимок – получается, что Капа должен был забежать перед этим солдатом и повернуться спиной к бою», – Джон Моррис, редактор Капы в LIFE.
Джо Розенталь. Водружение флага над Иводзимой. 1945.
«Снимок показывал ту картинку, которую хотели видеть американцы», – Хэл Бьюэлл, редактор AP Photo.
Евгений Халдей. Знамя победы над Рейхстагом. 1945.
«Я нашел удобное место и сказал: “Алеша, лезь туда”», – Евгений Халдей.
Чарльз Леви. Атомный гриб над Нагасаки. 1945.
«Люди в хвостовой части нашего корабля увидели гигантский шар огня, поднимающийся будто из недр земли», – Уильям Л. Лоренс, очевидец.
Альфред Эйзенштадт. День победы на Таймс-сквер. 1945.
«И вдруг я увидел, как какое-то белое существо сгребли в объятья. Я повернулся и щелкнул момент, когда моряк целует медсестру», – Альфред Эйзенштадт.
Маргарет Бурк-Уайт. Ганди рядом со своей прялкой. 1946.
«Отказ от насилия – кредо Ганди, а прялка – идеальное оружие», – Маргарет Бурк-Уайт.
Филипп Халсман. Дали Атомикус. 1948.
«До фотошопа был Филипп», – Ирен Халсман, дочь Филиппа Халсмана.
Натаниэль Файн. Бейб покидает игру.1948.
«Если бы я не знал, что Бейб уходит, мне никогда бы не пришло в голову встать за его спиной», – Натаниэль Файн.
Юджин Смит. Сельский доктор. 1948.
«Я жил вместе с ним четыре недели. Сначала я делал очень мало фотографий. В основном я пытался понять, в чем состоит работа доктора», – Юджин Смит.
Хи Пескин. Камелот. 1953.
«Он стал символом новой породы знаменитых политиков, столь же известным благодаря его приятной внешности, заразительной улыбке, обаянию и остроумию, как и благодаря его содержательным высказываниям», – Роберт Дэйллек, историк.
Роберт Франк. Троллейбус в Новом Орлеане. 1955.
Ричард Аведон. Довима и слоны, вечернее платье от Диор, «Зимний Цирк». Париж, август 1955.
Дэвид Джексон. Эмметт Тилл. 1955.
«Когда люди увидели, что стало с моим сыном, на защиту встали даже те мужчины, которые никогда этого не делали», – Мэйми Тилл-Мобли.
Гарольд Эджертон. Капля молока. 1957.
«Секунды. Вот одна. Иногда мы ее не замечаем, а иногда она обладает огромной ценностью», – Гарольд Эджертон.
Альберто Корда. Че Гевара. 1960.
«В мире нет такого социально сознательного молодого человека, который бы не мечтал стать таким, как Че», – Альберто Корда.
Джулиус Шульман. Дом Case Study House #22. Лос-Анджелес, 1960.
«Это было время, когда мы строили ракеты, чтобы полететь на Луну, и планировали колонизировать Марс, снимок прекрасно отображает дух того времени», – Том Форд, дизайнер.
Петер Ляйбинг. Прыжок к свободе. 1961.
«Я стоял там два часа, глядя в сторону Западного Берлина и оглядываясь назад, на Восточный Берлин. Затем я прыгнул», – Ганс Конрад Шуманн.
Малик Сидибе. Рождественская вечеринка. 1963.
«Молодежь играет в детские игры. В такие моменты веришь, что боли не существует», – Малик Сидибе.
Чарльз Мур. Бирмингем, штат Алабама. 1963.
«Фотографии полицейских собак, бросающихся на демонстрантов в Бирмингеме, совершенно переменили общественное настроение», – Артур Шлезингер, историк.
Абрахам Запрудер. Убийство Кеннеди. 1963.
«После этой трагедии я что-то потерял – то ли аппетит, то ли желание фотографировать», – Абрахам Запрудер.
Гарри Бэнсон. Бой подушками. 1964.
«Битлз больше никогда не будут драться подушками, и я больше никогда не смогу повторить этот снимок», – Гарри Бэнсон.
Нил Лейфер. Мохаммед Али против Сонни Листона. 1965.
«Когда Мохаммед состарился, люди старались вспоминать о нем только хорошее. Они хотели запомнить его таким», – Нил Лейфер.
Леннарт Нильсон. Зародыш, 18 недель. 1965.
«Мы стараемся создать или увидеть то, что никто никогда раньше не видел», – Леннарт Нильсон.
Председатель Мао плавает в водах Янцзы. Автор неизвестен. 1966.
«Партизан должен двигаться среди людей, как рыба плывет в море», – председатель Мао Цзэдун.
Эдди Адамс. Казнь в Сайгоне. 1968.
«В тот день были уничтожены две жизни. Жизнь генерала была уничтожена так же, как жизнь вьетконговца. Я не хочу отнимать жизни. Это не моя работа», – Эдди Адамс.
Йозеф Куделка. Вторжение. Прага, 1968.
«Своим воспоминаниям вы можете не доверять, но вы можете доверять своим фотографиям», – Йозеф Куделка.
Джон Доминис. Салют «Блэк Пауэр». 1968.
«Мы пытались разбудить страну и разбудить мир», – Джон Карлос.
Уильям Андерс. Восход Земли. 1968.
«Люди впервые узнали, как выглядит Земля», – Уильям Андерс.
Дон МакКуллин. Мальчик-альбинос, Биафра. 1969.
«Это одна из моих самых непристойных фотографий», – Дон МакКуллин.
Нил Армстронг. Человек на Луне. 1969.
«Это действительно поразительный снимок, запечатлевший совершенно сказочный момент», – Базз Олдрин.
Джон Пол Фило. Расстрел в Кентском университете. 1970.
«Я видел, как в этой девушке нарастает напряжение, наконец она закричала, и я нажал на спуск, среагировав на ее крик», – Джон Пол Фило.
Рон Галелла. Унесенная ветром Джеки. 1971.
«На углу я сделал гениальную вещь – я взял такси, потому что приходится прятаться, чтобы сделать внезапное фото», – Рон Галелла.
Курт Струмпф. Мюнхенская бойня. 1972.
«Насилие неожиданно врывается в нашу жизнь и обезличивает привычный ход событий», – Курт Струмпф.
Луис Орландо Лагос. Последнее появление Альенде. 1973.
«Я заплачу жизнью за отстаивание дорогих нашему народу принципов», – Сальвадор Альенде.
Стэнли Форман. Крушение пожарной лестницы. 1975.
«Я снимал обычную спасательную операцию, но внезапно она превратилась в ад», – Стэнли Форман.
Сэм Нзима. Восстание в Соуэто. 1976.
«Полицейские пробегали передо мной, расстреливая студентов», – Сэм Нзима.
Эдди Адамс. Лодка без улыбок. 1977.
«Впервые в моей жизни никто не улыбнулся, даже дети», – Эдди Адамс.
Синди Шерман. Без названия № 21. 1978.
Сьюзан Майзелас. Molotov Man. 1978.
«Molotov Man то появляется, то исчезает, разные игроки используют его для разных целей», – Сьюзан Майзелас.
Донна Феррато. За закрытыми дверями. 1982.
«Я подумала, что если я это сфотографирую, то по крайней мере люди поверят, что это действительно происходило», – Донна Феррато.
Нэнси Бёрсон. Андрогин (6 мужчин + 6 женщин). 1982.
«Мне действительно интереснее было показывать людям то, что они не могут увидеть, чем то, что они могут видеть», – Нэнси Бёрсон.
Якоб Рентмистер. Майкл Джордан. 1984.
«Все дело в обуви», – Найк, 1989.
Джефф Уайднер. Человек, остановивший танки. 1989.
«Я поднялся в комнату и увидел, что прямо за мной в стене дырка от пули, тогда я понял, что был легкой мишенью», – Джефф Уайднер.
Ричард Принс. Без названия (Ковбой). 1989.
Тереза Фрар. Лицо СПИДа. 1990.
«Я не знала, что эта фотография изменит представления людей о СПИДе», – Тереза Фрар.
Ани Лейбовиц. Деми Мур. 1991.
Не думаю, что это хорошая фотография. Это обложка журнала. Портретом эта фотография стала бы, если бы она не прикрывала свою грудь», – Ани Лейбовиц.
Рон Хавив. Босния. 1992.
«Он показал миру зверства людей Аркана», – Дермот Грум, прокурор.
Джеймс Нахтвей. Голод в Сомали. 1992.
«Если люди нуждаются или страдают, это вовсе не значит, что они теряют достоинство», – Джеймс Нахтвей.
Кевин Картер. Голодающий ребенок и стервятник. 1993.
«Это мой самый удачный снимок за 10 лет работы, но я не повешу его на стене у себя дома. Я ненавижу его», – Кевин Картер.
НАСА. Столпы Творения. 1995.
«Мы всегда будем задаваться вопросом, какова наша связь с небом», – доктор Джефф Хестер, астроном.
Филиппе Кахн. Первое фото, сделанное на телефон. 1997.
«Первая мобильная фотография родилась в Санта-Крус 11 июня 1997 года в клинике Sutter», – Филиппе Кахн.
Андреас Гурски. 99 центов. 1999.
Майкл Николс. Серфинг гиппопотамов. 2000.
«Если вы хотите увлечь чем-то правительство и простых людей, они должны быть очарованы этим», – Майкл Фэй, исследователь.
Ричард Дрю. Падающий человек. 2001.
«Я никогда не жалел, что сделал это фото», – Ричард Дрю.
Иван Фредерик. Человек в капюшоне. 2003.
«Война в Ираке, как и Вьетнам, запомнится тем, что там мы не были героями. Мы не были спасителями. И эти фотографии подтверждают это», – Брент Пак, армейский следователь.
Тами Силицио. Гробы. 2004.
«Мое сердце было переполнено горем. И это отразилось в фотографии», – Тами Силицио.
Брент Стиртон. Горилла в Конго. 2007.
«Это не случайность, это было спланировано», – Брент Стиртон.
Пит Соуза. Ситуационная комната. 2011.
«Это были самые длинные 40 минут в моей жизни», – президент США Барак Обама.
Дэвид Гуттенфельдер. Северная Корея. 2013.
«Когда они открыли 3G для иностранцев, все изменилось», – Дэвид Гуттенфельдер.
Брэдли Купер. Звездное селфи на «Оскаре». 2014.
«Это был невероятный момент спонтанности, который я никогда не забуду. Спасибо селфи», – Эллен ДеДженерес.
Примечание редакции «Правмира»: некоторые снимки, на которых запечатлены сцены жестокости и насилия, мы не стали публиковать по этическим соображениям.