самые сильные воины руси
ВОИНЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Славянские князья набирали приближённых воинов-соратников из рыкарей, а зачастую и сами были рыкарями-волкодлаками. Правители Византии, Китая, Халифата – все были наслышаны о великих славянских воинах, и имели в своих войсках элитные гвардейские отряды, собранные исключительно из славян.
«Олбегь Ратиборич, приимъ лукъ свои, и наложи стрълу, и удари Итларя в сердце, и дружину его всю избиша… „ (Радзивилловская летопись: Л.: Наука, 1989, с.91.) Красноречиво. Не менее красноречиво говорит Никоновская летопись о Рагдае: „И ходил сей муж на триста воинов“ (!). Что это, героепоклонничество? Куда там! Летописца воротит от «богопротивности“ кровавых разборок. Варварские прекрасы вовсе не его стезя. Это реальная суть.
«Бысть же у поганых 9 соть копей, а у руси девяносто копии. Надъющимъся на силу, погании пондоша, а наши противу имъ… И снящася обои, и бысть съча зла… и половцы побегоша, и наши по них погнаша, овы секуще…» (Радзивилловская летопись, с. 134. 26)..
К сожалению, многое из того что могли и совершали наши праотцы ныне утрачено, позабыто, окутано покровом тайны и тёмных слухов, и требует нового открытия. К счастью, не до конца потеряны корни…
Мало кто из исследователей проводит параллели с русскими сказками об Иване-царевиче и Сером волке; о Сивке-бурке, сквозь ушко которого, пробравшись, принимал силы новые добрый молодец; о Ване, обернувшегося в Медведя и т.д.
В легендах скальдов сказано о берсерках, как о великих творцах побед. В древнерусских сказках – как об оборотнях ради побед более широкого масштаба. Получалось же у чародейных воинов всё потому, что обладали они наивысшими, нечеловеческими возможностями. Ибо были они любимцами Богов! Мастерами необыденных сил!
Разбудив в себе накопленные запасы эволюции, природы животной и совместив ЭТО с трансовыми возможностями человеческого сознания, фактически можно быть сверхактивированным человеком – ради успеха и побед в жизни.
Овладение трансовым мастерством, гипноидными качествами, особым состоянием, в которое Берсерк впадает для наведения «хмарного» ступора на противника. Победоносные маневры Берсерка столь и быстры и качественны, что враг даже не успеет понять, что уже не существует…
От мощной энергии Берсерков невозможно защититься, их ничего не может остановить, ибо за мгновение реакции противника Берсерк успевает опередить врага на несколько ходов, нанести 3-4 победоносных удара.
Берсерк — учение не просто воина но, к сожалению, оно таковым стало в официальной истории, на пути этого закрытого братства встала церковь, объявив берсерков вне закона, после чего эти люди истреблялись за вознаграждение. С того времени принято считать, что это были невоспитанные люди, полные злобы и ярости, которых невозможно контролировать.
Есть любопытные факты:
1 – В Никоновской летописи есть удивительные строчки датированы 1000 годом: «Преставися Рагдай Удалой, яко наезжаше сей на триста воин» (Преставился Рагдай Удалой, бившийся один против 300 воинов).
Из легенд известно, что Рагдай был подобен волку, и сказки про меч-кладенец берут начало именно от этого персонажа. Коим он размахивал, словно тот не имеет веса.
Существуют официальные теории, согласно которым агрессивность берсерка объясняется приемом перед боем психотропных веществ, а именно мускарином, ядом мухомора. Сегодня мы знаем, что люди при отравлении мухомором дико бьются вокруг себя, они возбуждены, их посещают бредовые мысли. В окружающих и врачах, они видят сказочных существ, богов, духов. Токсичное действие прекращается спустя 20 часов, а затем люди, погружаются в глубокий сон, из которого они в большинстве случаев просыпаются лишь спустя 30 часов. Эта точка зрения является наиболее распространенной, однако назывались и другие возможные причины, такие как истерия, эпилепсия, психические заболевания и наследственность
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Рыкари — русские супервоины
Берсерк — эффективное и вызываемое вполне сознательно боевое неистовство, как необыкновенное явление человеческой силы духа, в древнегерманском и древнескандинавском обществе воин, посвятивший себя богу Одину.
Традиционно, берсерки составляли передовой отряд, начинавший бой. Долго сражаться они не могли (боевой транс не может продолжаться долго), проломив ряды врагов и заложив основу общей победы, они оставляли поле боя обычным воинам, которые завершали разгром противника.
Не всякий берсеркер умел грамотно пользоваться внутренней энергией. Иногда они расходовали ее слишком экстенсивно — и тогда после битвы воин надолго впадал в состояние “берсеркерского бессилия”, не объясняющегося только физической усталостью.
Приступы этого бессилия бывали столь тяжелы, что воин-зверь иногда мог и умереть после битвы, даже не будучи ранен.
У славян были свои «берсерки» — рыкари-волкодлаки. И ни один берсерк не мог сравниться со славянским рыкарем, потому что «Славяне превосходят германцев как телом, так и духом, сражаясь со звериной лютостью…» (Иордан, древний историк, VI век).
Воин, желающий обрести духа-покровителя, чаще волка или медведя, должен был сразиться с ними в одиночку и обнаженным. В этом причина того, почему враги так боялись рыкаря, а прошедший через это испытание сам становился более опасным, чем поверженный им зверь.
Вот что пишет о Велесовом ратании Андрей Митрофанский в опубликованной статье (Митрофанский А. Стража Велеса. Воинские искусства.// Журнал «Ведическая культура». Март 2006. №9.):
«…ВЕЛЕСОВО РАТАНИЕ — древнеславянская система подготовки Ратников дружины Велеса. Дружина Велеса всегда была малочисленна, и во все времена складывали удивительные легенды о подвигах и мужестве ее Ратников.
В системе подготовки воинов использовались мало известные и уникальные техники, которые позволяли, используя все умение ратников противостоять малым числом многочисленным ворогам. В эти методики входили такие знания как: построение стенки ратников, навыки передвижения по ночному лесу и топям в сцепке. Умение противостоять в рукопашной схватке нескольким противникам, молниеносно перевоплощаясь в лики Велеса, проявленные в этом мире: Медведь, Ворон, Тур и Волос. Все это вместе взятое позволяло Страже Велеса выходить победителями из казалось бы безнадежных сражений, отстаивая Честь и сохраняя Культуру, чистоту и независимость своего Народа. Именно Стража Велеса несла на себе основную нагрузку по защите Капищ и Святилищ.
По сей день, Волхвами хранятся эти тайные методики тренировок и уникальные способы подготовки ратников. Методики в первую очередь направлены на раскрытие Мужского Духа — Духа Воина в мужчинах. Дух Воина принадлежит мужчинам по праву рождения, как защитника Рода, просто когда-то дорога к нему была закрыта.
Велесово Ратание это традиция передаваемая от Сердца к Сердцу, свято хранимая стражниками…»
К сказанному можно добавить, что славянские воины в Дружине Велеса проходят два этапа становления своего Духа.
Первый этап — слепая (звериная) ярость — уровень Ратника, подразумевает раскрытие своего Ярла (ярого сердца) с целью сметания любого препятствия со своего пути, будь то враг или какая-либо другая напасть.
Второй этап — благородная ярость — уровень Витязя, подразумевает подчинение своей ярости холодному рассудку (Челу).
Кроме того воины Дружины Велеса владеют навыками Велесовой боротьбы — обрядовой борьбы, которую они показывают на славянских праздниках — на Масленнице, Яриле, Купале, Коляде и т.д.
Рыкарь имел мало общего с пресловутым германским берсерком. «Берсерк» — слово не славянское, у славян были свои «берсерки» — рыкари-волкодлаки. И ни один берсерк не мог сравниться со славянским рыкарем, потому что «Славяне превосходят германцев как телом, так и духом, сражаясь со звериной лютостью…» (Иордан, древний историк, VI век).
Славянские князья набирали приближённых воинов-соратников из рыкарей, а зачастую и сами были рыкарями-волкодлаками. Правители Византии, Китая, Халифата – все были наслышаны о великих славянских воинах, и имели в своих войсках элитные гвардейские отряды, собранные исключительно из славян.
«Олбегь Ратиборич, приимъ лукъ свои, и наложи стрълу, и удари Итларя в сердце, и дружину его всю избиша… „ (Радзивилловская летопись: Л.: Наука, 1989, с.91.) Красноречиво. Не менее красноречиво говорит Никоновская летопись о Рагдае: „И ходил сей муж на триста воинов“ (!). Что это, героепоклонничество? Куда там! Летописца воротит от «богопротивности“ кровавых разборок. Варварские прекрасы вовсе не его стезя. Это реальная суть.
«Бысть же у поганых 9 соть копей, а у руси девяносто копии. Надъющимъся на силу, погании пондоша, а наши противу имъ… И снящася обои, и бысть съча зла… и половцы побегоша, и наши по них погнаша, овы секуще…» (Радзивилловская летопись, с. 134. 26)..
К сожалению, многое из того что могли и совершали наши праотцы ныне утрачено, позабыто, окутано покровом тайны и тёмных слухов, и требует нового открытия. К счастью, не до конца потеряны корни…
Мало кто из исследователей проводит параллели с русскими сказками об Иване-царевиче и Сером волке; о Сивке-бурке, сквозь ушко которого, пробравшись, принимал силы новые добрый молодец; о Ване, обернувшегося в Медведя и т.д.
В легендах скальдов сказано о берсерках, как о великих творцах побед. В древнерусских сказках – как об оборотнях ради побед более широкого масштаба. Получалось же у чародейных воинов всё потому, что обладали они наивысшими, нечеловеческими возможностями. Ибо были они любимцами Богов! Мастерами необыденных сил!
Разбудив в себе накопленные запасы эволюции, природы животной и совместив ЭТО с трансовыми возможностями человеческого сознания, фактически можно быть сверхактивированным человеком – ради успеха и побед в жизни.
Овладение трансовым мастерством, гипноидными качествами, особым состоянием, в которое Берсерк впадает для наведения «хмарного» ступора на противника. Победоносные маневры Берсерка столь и быстры и качественны, что враг даже не успеет понять, что уже не существует…
От мощной энергии Берсерков невозможно защититься, их ничего не может остановить, ибо за мгновение реакции противника Берсерк успевает опередить врага на несколько ходов, нанести 3-4 победоносных удара.
Берсерк — учение не просто воина но, к сожалению, оно таковым стало в официальной истории, на пути этого закрытого братства встала церковь, объявив берсерков вне закона, после чего эти люди истреблялись за вознаграждение. С того времени принято считать, что это были невоспитанные люди, полные злобы и ярости, которых невозможно контролировать.
Любопытные факты
1 – В Никоновской летописи есть удивительные строчки датированы 1000 годом: «Преставися Рагдай Удалой, яко наезжаше сей на триста воин» (Преставился Рагдай Удалой, бившийся один против 300 воинов).
Из легенд известно, что Рагдай был подобен волку, и сказки про меч-кладенец берут начало именно от этого персонажа. Коим он размахивал, словно тот не имеет веса.
Существуют официальные теории, согласно которым агрессивность берсерка объясняется приемом перед боем психотропных веществ, а именно мускарином, ядом мухомора. Сегодня мы знаем, что люди при отравлении мухомором дико бьются вокруг себя, они возбуждены, их посещают бредовые мысли. В окружающих и врачах, они видят сказочных существ, богов, духов. Токсичное действие прекращается спустя 20 часов, а затем люди, погружаются в глубокий сон, из которого они в большинстве случаев просыпаются лишь спустя 30 часов. Эта точка зрения является наиболее распространенной, однако назывались и другие возможные причины, такие как истерия, эпилепсия, психические заболевания и наследственность.
Русский князь Атилла
«Имейте в виду, что никогда незнание не делает зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими». (Ж.Ж. Руссо)
Либо так задумано Богом, либо матрица «подвисает», но феномен исторических двойников не даёт покоя исследователям. То тут, то там выявляются люди поразительно похожие на известных исторических персонажей. Пытаясь разгадать загадку легендарных гуннов, я пришёл к поразительным выводам. Никакой Атилла не монгол.
Дмитрий Нагиев потомок Атиллы. (шутка)
Говорят Атилла жил в 5 веке. Интересно, тогда уже были гравюры? Или это ксерокс с барельефа на меди?
Многие европейские и христианские священники тех лет пытались понять, как же так вдруг неизвестно откуда появившийся народ возвысился над всеми. Аттила они называли «Бич Божий». «За разврат, царившийся в Европе, Бог послал на нас гуннов и их владыку», — говорили они. А некоторые благословляли приход Аттила. Например, Лу — архиепископ Труасский оставил о нем такие слова: «Да будет благословен приход твой, Бич Бога, которому я служу. И не мне останавливать тебя».
«Пусть воспрянет дух ваш, пусть вскипит ваша ярость».
«Идущего к победе не достигают стрелы».
«Кто пребывает в покое, когда Аттила сражается, тот уже похоронен»
Просто у страха глаза велики, вот в Европе и пугают детишек до сих пор страшными жестокими варварами. Но вот вопрос: — А почему он Русь не трогал? Никого не умерщвлял и города не рушил? Ответ напрашивается сам собой. Русь его дом родной. Впрочем, это и не секрет. Всем известно, что он родился в славном городе Итиль (Атиль) на берегах реки РА — Матушки Волги. Тут первое открытие. Атилла вовсе не имя. Это неправильное прочтение его титула – ATILLE HUN (позднее написание изменилось на ATTILA REX, и по сей день существуют два варианта написания – АТТила и АтиЛЛа, это связано с тем, что разные писцы писали так, как слышат) – Хан Атильский. Так город в дельте Волги дал название и самому хану и целому народу в устах «просвещённых» европейцев. ХАН (HUN) трансформировалось в «ГУНН», или «хунн-арий» — HUNGARI.
Именно Атилла – единственный персонаж, подходящий под определение «Великий хан». Почему я в этом убедился? Да потому, что биография Атиллы в деталях совпадает с легендой о «правителе Великих моголов». Даже обряд погребения этих исторических двойников описан чуть не слово в слово. Те же три гроба, отвод русла реки, последующее затопление могилы, и умерщвление всех, кто участвовал в погребении, и кто знал место захоронения. К слову сказать, это всего лишь красивая легенда. На самом деле хоронили Великих ханов самым обычным образом, только могилу копали под корнями старейшего в лесу дерева. И было это не полторы тысячи лет назад, а всего примерно восемьсот. Как только я понял это, всё остальное разложилось как по полочкам.
Войны Древней Руси
Воин, желающий обрести духа-покровителя, чаще волка или медведя, должен был сразиться с ними в одиночку и обнаженным. В этом причина того, почему враги так боялись рыкаря, а прошедший через это испытание сам становился более опасным, чем поверженный им зверь.
Славянские князья набирали приближённых воинов-соратников из рыкарей, а зачастую и сами были рыкарями-волкодлаками.
Правители Византии, Китая, Халифата – все были наслышаны о великих славянских воинах, и имели в своих войсках элитные гвардейские отряды, собранные исключительно из славян.
«Олбегь Ратиборич, приимъ лукъ свои, и наложи стрълу, и удари Итларя в сердце, и дружину его всю избиша… „ (Радзивилловская летопись: Л.: Наука, 1989, с.91.) Красноречиво.
Не менее красноречиво говорит Никоновская летопись о Рагдае: „И ходил сей муж на триста воинов“ (!).
«Преставися Рагдай Удалой, яко наезжаше сей на триста воин» (Преставился Рагдай Удалой, бившийся один против 300 воинов).
Что это, героепоклонничество? Куда там! Летописца воротит от «богопротивности“ кровавых разборок. Варварские прекрасы вовсе не его стезя. Это реальная суть. Из легенд известно, что Рагдай был подобен волку, и сказки про меч-кладенец берут начало именно от этого персонажа. Коим он размахивал, словно тот не имеет веса.
«Бысть же у поганых 9 соть копей, а у руси девяносто копии. Надъющимъся на силу, погании пондоша, а наши противу имъ… И снящася обои, и бысть съча зла… и половцы побегоша, и наши по них погнаша, овы секуще…» (Радзивилловская летопись, с. 134. 26)..
К сожалению, многое из того что могли и совершали наши праотцы ныне утрачено, позабыто, окутано покровом тайны и тёмных слухов, и требует нового открытия. К счастью, не до конца потеряны корни…
Мало кто из исследователей проводит параллели с русскими сказками об Иване-царевиче и Сером волке; о Сивке-бурке, сквозь ушко которого, пробравшись, принимал силы новые добрый молодец; о Ване, обернувшегося в Медведя и т.д.
В легендах скальдов сказано о берсерках, как о великих творцах побед. В древнерусских сказках – как об оборотнях ради побед более широкого масштаба. Получалось же у чародейных воинов всё потому, что обладали они наивысшими, нечеловеческими возможностями. Ибо были они любимцами Богов! Мастерами необыденных сил!
Разбудив в себе накопленные запасы эволюции, природы животной и совместив ЭТО с трансовыми возможностями человеческого сознания, фактически можно быть сверхактивированным человеком – ради успеха и побед в жизни.
Овладение трансовым мастерством, гипноидными качествами, особым состоянием, в которое Берсерк впадает для наведения «хмарного» ступора на противника. Победоносные маневры Берсерка столь и быстры и качественны, что враг даже не успеет понять, что уже не существует…
От мощной энергии Берсерков невозможно защититься, их ничего не может остановить, ибо за мгновение реакции противника Берсерк успевает опередить врага на несколько ходов, нанести 3-4 победоносных удара.
Берсерк — учение не просто воина но, к сожалению, оно таковым стало в официальной истории, на пути этого закрытого братства встала иудохристианская церковь, объявив берсерков вне закона, после чего эти люди истреблялись за вознаграждение. С того времени принято считать, что это были невоспитанные люди, полные злобы и ярости, которых невозможно контролировать.
«Устроив допрос, Александр начал допытываться, откуда пленники родом. Но варвары, впав в предсмертное безумие, казалось, радовались мукам, как будто чужое тело испытывало страдания от бичей». Византийские хроники Сказания о звероподобных воинах весьма характерны для ранних источников, описывающих битвы древности.
С точки зрения здравого смысла это не только глупо, но и в принципе невозможно. Если только под волчью шкуру не прятали бочку с порохом. Но пороха тогда не было, и бедняге приходилось рвать противника руками. Чтобы объяснить этот феномен прибегают и к мухоморам, и к боевому трансу. Начитавшись этой лабуды, юные романтики прочёсывают леса в поисках волшебных грибов и скачут с бубнами, пытаясь обрести истинную силу. Силы не прибавляется, и ума тоже.
Белов Александр Константинович (Селидор) резонно предполагает, что берсерки, по всей видимости, обладали некими свойствами психики, возможно, имеющими генетическую основу. Это вполне правдоподобно, учитывая тот факт, что любой признак, в том числе и из области психологии поведения, в той или иной степени имеет опору на генетику.
Но тогда возникает вопрос: «Если существует некий «ген берсерка», то почему он не проявляет себя в современном мире?».
Ведь если ещё в XII веке в Исландии был издан специальный указ, запрещающий звериное безумие, то, по всей видимости, мы имеем дело с некогда достаточно распространённым явлением. Вообще, сама по себе генетика — это ещё только полдела. Окружающая среда должна благоприятствовать раскрытию нужных свойств, а иначе ген будет дремать. То есть гены включаются средой.
С переходом к цивилизованному обществу вполне могли сложиться обстоятельства, при которых «гены неистовства» оказались не у дел. Воины-звери вполне могли быть трудно управляемы, и потому изрядно усложняли жизнь себе и окружающим. В эпоху крупных воинских формирований, ровного строя и слаженного взаимодействия многих отрядов «оборотни» могли оказаться без работы.
Однако данный механизм не в состоянии объяснить боевого эффекта разогнанной психики. На помощь нам придёт академик Бехтерев, ещё в начале прошлого столетия изучавший по заказу советской власти поведение толпы. Если я не ошибаюсь, это им было введено понятие «доминанты». Дело в том, что поведение человека строится на основании очагов возбуждения в головном мозге. Господствующий по своей силе очаг и именуется доминантой. Каждый нейрон, получая сигнал извне, самостоятельно, на основании множества факторов решает, возбудиться ему или нет. Если возбуждённый нейроны набирают некую критическую массу, возникает доминанта. И поведение человека подчиняется её программе.
При этом интересно, что распространение возбуждения в толпе подчиняется этой же самой схеме. Каждый индивидуум, основываясь на совокупности внешних стимулов, принимает решение, отреагировать или нет. Чем больше людей, попавших под власть возбуждающей силы, тем больший процент вероятности, что каждый новый участник толпы попадёт под её влияние. Так доминанта оратора передаётся митингующим. Только, если в случае с нейронами мозга коммуникативную функцию выполняли нейромедиаторы (скажем, дофамин), то в ситуации с коллективом людей это будут вербальные и невербальные сигналы. До 70% информации при контакте людей передаёт сфера бессознательного. На этом уровне мы легко и непринуждённо бессознательно кодируем друг друга. Кодируем психику собеседника на соответствующую реакцию.
Этой реакцией, например, может быть активность миндалевидного тела и, как следствие, страх. Поза, мимика, жесты, тембр голоса, сама двигательная специфика — всё подчиняется возникшей доминанте. И этот огромный поток информации, совершенно не подлежащий подделке, обрушивается на подсознание окружающих людей, и они, конечно, реагируют.
Нейрофизиологи оперируют понятием «сильной нервной системы». Под этим термином они понимают способность нервной системы быстро и мощно переходить в возбуждённое состояние и удерживать его некоторое время. Правда. после этого может наблюдаться период нервного истощения. Вам это ничего не напоминает.
Секрет волкодлаков не канул в вечность вместе с ними. Правда сегодня нет никакой нужды напяливать на себя волчьи шкуры. Психическое подавление противника вкупе с раздвинутыми возможностями человеческого организма продолжает изучаться в военных лабораториях. Вот только в гражданском обществе всё ещё продолжает действовать закон 1123 года, лишающий берсерка права на жизнь и свободу.
Русские воины 1050-1350 годов
Рыцари и рыцарство трёх веков. Обращение к музейным ценностям Музея Армии в Париже и Венской оружейной палаты отнюдь не прерывает нашего знакомства с темой рыцарства и рыцарского вооружения эпохи 1050-1350 гг. Как уже подчеркивалось, этот хронологический отрезок Средневековья выбрал для своей монографии известный английский историк Дэвид Николь. В прошлый раз, основываясь на его материалах, мы рассмотрели рыцарство Армении. Теперь, по логике вещей, следует обратиться к рыцарству Грузии, и эта тема в его работе присутствует, но… всего лишь на половину страницы. Мало того, в доступной мне информационной среде никаких источников фотоматериалов по этой теме, к сожалению, не оказалось. А раз нет таких источников и фотографий, о чем же тогда писать? Лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать. Поэтому грузинское рыцарство мы пока что оставим, а перейдем сразу (и наконец-то, скажет кто-то!) к военному делу указанной эпохи в России. То есть на Руси.
Начнем с историографии
Тема, безусловно, интереснейшая. Но тут есть два «но». Первое – это наша отечественная историография, как бы странно это ни звучало. Вроде бы с нее как раз и следовало бы начать, но она столь обширна, что сделать это в рамках статьи на «ВО» не представляется возможным. Потому что кто только о доспехах и оружии нашей страны не писал. Второе «но» — опять же иллюстративный материал. Написанное есть, а вот «картинок» нет. Вернее, они есть, конечно, но так дорого стоят, что фактически для публикации они недоступны. Та же Оружейная палата кремля — это вам не Венская императорская оружейная палата. Написал туда, мол, разрешите… и разрешение, причем бесплатное, на использование их фотоматериалов немедля получил, а у нас – «цена на право публикации одного изображения музейного предмета на сайте составляет 6500 руб.». Тут и не знаешь – плакать над этим или смеяться.
Иллюстрация из книги А.В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск». В 30-ти частях. Санкт-Петербург. Военная типография, 1841-1862. Демонстрируется схожесть вооружения западноевропейских воинов и витязей Руси.
Русские пешие воины Х – XI в. Рис. из книги А.В. Висковатова.
«Хотя по меркам средневековой Европы Россия была обширной, она не была особенно велика по сравнению со евразийскими кочевыми государствами, которые были ее южными и юго-восточными соседями. Первое княжество Русь возникло в X веке, частично в результате скандинавского проникновения вдоль великих рек, и частично как следствие влияния полукочевых хазар в южных степях. Это была земля лесов, в то время как на юге были открытые степи, в которых по-прежнему доминировали кочевые народы, принадлежавшие к среднеазиатской культуре.
Конный воин Х – XI в. Рис. из книги А.В. Висковатова.
Степень, в которой Россия доминировала над далекими северными лесами и тундрой, является предметом споров, но ее западные границы с Венгрией, Польшей и прибалтийскими народами были относительно ясны, хотя и часто менялись. Восточная граница средневековой России была, пожалуй, наименее четко определенной. Здесь славяне постепенно колонизировали речные долины в регионе, ранее населенном более отсталыми финно-угорскими племенами, плотность расселения которых была не слишком велика. Единственной урбанизированной культурой в этом направлении была культура волжских булгар, которые жили в среднем бассейне Волги и Камы. Это тюрко-исламское государство было, в свою очередь, более совершенным, чем раннесредневековое русское государство.
Русские доспехи. Рис. из книги А.В. Висковатова.
Между Х и XIII веками восточная граница России шла от реки Днепр к юго-востоку от Киева по приблизительно северо-восточной линии к верховьям реки Камы. Практически неопределенная граница продолжалась в северо-восточном направлении к Северному Ледовитому океану. На этих обширных территориях относительно мирные племена югра, чуди и самоедов, возможно, и признавали некоторую степень российского сюзеренитета или, по крайней мере, участвовали с ней в прибыльной торговле мехами».
Русские доспехи. Рис. из книги А.В. Висковатова.
Достаточно своеобразное изложение нашей ранней истории, не так ли? Но Николь вообще любит «писать историю крупными мазками». И опять-таки, а ведь ничего здесь для нас обидного нет. Все по нашим же летописям. Тут и неупомянутое им «примучивание» славян со стороны аваров (обров), и дань хазарам, и все тоже вызывающие яростные споры «призвание варягов». И даже то, что культуру волжских булгар он считает более совершенной – оправдано. Ведь они уже были монотеистами, а славяне вплоть до 988 года – язычниками. То есть нигде Д. Николь в своих кратких трактовках не выходит за рамки нашей же официальной истории, основанной на летописных источниках. Читаем дальше…
Русские доспехи. Рис. из книги А.В. Висковатова.
«В ранний период пехота неизбежно доминировала в военных действиях на этой земле леса, болот и рек. Согласно многим источникам, русская пехота Х века часто была хорошо вооружена, почти в византийском стиле. Большие пехотные контингенты состояли из крестьянских ополчений и в XI-XIII веках. Такая пехота широко использовала стрельбу из лука, применяя простые длинные луки, а иногда большие полусоставные луки, покрытые березовой корой. Они могут указывать скорее на скандинавское, чем на византийское влияние даже в районе Киева, хотя наконечники стрел отражали множество стилей и влияний.
Шлем из Чёрной Могилы, Чернигов №4. Русь, X век. ГИМ.
Кто больше на кого влиял?
Скандинавский меч. Один из тех, что во множестве находят на территории России, причем даже в Волге у Казани. Вес 1021 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Тактика воинов Киевской Руси в значительной степени развивалась как ответ на угрозу, которую представляла собой стрельба из лука. Наиболее распространенным приемом боевого построения было размещение пехотинцев в центре: копейщики составляли стену из щитов для защиты пеших лучников, в то время как кавалерия удерживала фланги. Повозки или телеги использовались как для перевозки припасов, так и для строительства полевых укреплений в манера, похожей на ту, которая имела место среди печенегов. Многочисленные лесные укрепления вдоль границы между лесом и степью служили базой для операций против кочевников, и в то же время в них часто находились гарнизоны киевских союзников-кочевников. Форты вдоль восточных границ, лежащие в пределах лесного пояса, также были укомплектованы классом свободных «воинов-фермеров», в социальном положении которых было много общего с более поздними казаками».
Опять-таки ничего умаляющего нашу военную историю и культуру, как мы видим, здесь нет. Все подтверждается материалами раскопок и летописями. Ну, а последний абзац – это просто… краткое описание найденного под Пензой города-крепости «Золотаревское городище».
Степень застоя в развитии военного дела на Руси после монгольских нашествий в начале и середине XIII века может быть преувеличена. Во многих отношениях само понятие «застой» может вводить в заблуждение. Русская военная техника в конце XIII и XIV веков отражала угрозу, которую представляет высокоразвитая конная стрельба из лука и конные армии монголов. В других местах Европы и на Ближнем Востоке более совершенные военные технологии оказались неподходящими для борьбы с их тактикой и продолжали демонстрировать свою относительную неполноценность до тех пор, пока турки-османы не были окончательно остановлены совершенно другой формой военной техники у ворот Вены в XVII веке. Однако нельзя отрицать, что в результате монгольских нашествий и последующего навязывания монгольского и золотоордынского сюзеренитета средневековая Россия в значительной степени покинула орбиту европейской военной культуры и перешла на орбиту военной культуры Евразийских степей, тем самым оказавшись в определенной форме военно-технологической изоляции от стран Запада.
Галичский боярин (справа), арбалетчик волынянин (в центре) и литовский воин (слева), начало XIII в.