самойлова и брюллов история любви
Великие истории любви. Карл Брюллов и Юлия Самойлова
Когда смотрели тему про картину «Последний день Помпеи» я вскользь рассказала о Юлии Самойловой. Вот теперь пройдемся и по этой истории.
Карл Брюллов. Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком. (Частное собрание, Калифорния, США)
В 1875 году, в обстановке бедности, близкой к нищете, в Париже умирала бездетная и капризная старуха, жившая только воспоминаниями о том, что было и что умрет вместе с нею. Ни миланским, ни петербургским родичам, казалось, не было дела до одинокой женщины, когда-то промелькнувшей на русском небосклоне «как беззаконная комета в кругу расчисленных светил». Это была графиня Ю.П.Самойлова; ее захоронили на одном из парижских кладбищ, предав забвению.
К. Д. Крюгер, автор книги «Замечательные женщины XIX столетия» писал:
«В 30-е годы XIX столетия в обществе, под влиянием идей романтизма, возник новый тип великосветской женщины, свободной, дерзкой, блестящей. Таких дам называли «львицами». Они зачитывались романами Жорж Санд, курили, пренебрегали условностями и нередко имели очень бурную личную жизнь».
Графиня Юлия Павловна полностью соответствовала этой характеристике: независимая, образованная редкостно для женщины того времени, прекрасно разбирающаяся в искусстве, музыке, литературе, она прислушивалась лишь к голосу своего сердца и делала только то, что оно, беспокойное, подсказывало ей!
Кто он и кто она? Ему, труженику из семьи тружеников, пристало ли заглядываться на ее красоту?
Петербург отказывал Карлу даже в присылке пенсионных денег, а рядом с ним возникла женщина, не знавшая меры страстям и расходам, навещавшая иногда Францию, где у нее было имение Груссе, переполненное фамильными сокровищами. Наконец, как прекрасно ее палаццо в Милане, а еще лучше вилла на озере Комо, где ее посещали композиторы Россини и Доницетти.
Самойлова была умна и, кажется, сама догадалась, что угнетает бедного живописца.
Она знала, что они удивительно похожи душами, сердцами, восприятием мира. Они всегда понимали друг друга с полуслова, не посягали на свободу друг друга, не было между ними ни секрета, ни тайны, ни банально – пошлой ревности: все могли без ложного стеснения рассказать друг другу о мимолетных увлечениях другою или другим, и весело посмеяться, подтрунить тут же над самими собою, все прощали друг другу великодушно любящими сердцами!
Но в эти времена в его работах все ярче, все резче, определеннее, будет проглядывать одиночество, горечь отрешения от мирской суеты. Горечь тяжелого прозрения. («Портрет Струговщикова»,
Карл Брюллов. Автопортрет, 1848. Москва, Государственная Третьяковская галерея
Талантливейшему мастеру, прославившему Россию своими полотнами по всему миру, профессору Академии Художеств, имевшему сотни учеников и поклонников, сочувствовали многие, но плакать безутешными слезами ребенка он мог только на коленях графини Юлии. Она все понимала и утешала, но все таки, бесконечно зябла в глубинах его огромных, печальных, отрешенных глаз. Или ей казалось, что – зябла?…
В 1843 году Брюллов начал расписывать плафон купола только что построенного Исаакиевского собора. Площадь сферического плафона составляла более 800 квадратных метров. Стоя на лесах, художник шутил: «Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!» Штукатурка была еще сырой, плохо ложился грунт, отслаивалась краска. Некоторые изображения приходилось перерисовывать. В помещении было влажно, прохладно и гуляли сквозняки. К тому же в самом храме тесали мрамор и гранит и в воздухе стояла мелкая пыль. Брюллов серьезно заболел и был вынужден просить об освобождении от работ. По эскизам Брюллова роспись купола заканчивал художник Петр Басин.
В апреле 1849 года Карл Брюллов отправился на лечение за границу — на остров Мадейра, а затем в Италию, где и провел последние годы. Он познакомился с итальянским революционером Анджело Титтони и до конца жизни был под покровительством его семьи. Под влиянием Титтони Брюллов начал писать картины с современными сюжетами. Так появились первые реалистические работы — полотно «Процессия слепых в Барселоне», серия сепий «Лаццарони на берегу моря», портреты всей семьи Титтони.Манциана. Во втором доме жил и умер Брюллов (фото слева). Справа – комната, в которой жил и умер Брюллов
Потеря графского титула очень огорчала Юлию Павловну. Живя в имении Груссе под Парижем и располагая большими средствами, она в 1863 году опять вышла замуж — за разорившегося французского графа, дипломата Шарля де Морнэ. Он был немногим старше Юлии Павловны, ей было 60 лет, ему — 66. Но почти сразу после свадьбы супруги разъехались, получив титул мужа, Юлия Павловна ежегодно выплачивала ему огромное содержание, что негативно отразилось на её состоянии. К концу жизни она потеряла практически всё. Приёмные дочери, выданные замуж, через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество.
Портрет «Удаляющаяся с бала» оказался у Юлии в Милане намного позднее, уже после смерти Брюллова в 1852 году. Своего Карла графиня пережила на двадцать три года. Самойлова, несомненно, была: покорена творениями «дорогого и оплакиваемого Бришки», как она его называла. Она считала того, «которого так любила и которым, так восхищалась. одним из величайших когда-либо существовавших гениев». Таков ее приговор.
Зал Брюллова в Третьяковской галерее Москвы
К.П. Брюллов изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века на памятнике «Тысячелетие России» (Великий Новгород)
Использованы материалы:
Рассказ В. Пикуль «Удаляющаяся с бала»
Статья С.Макаренко «Графиня Юлия Павловна Самойлова»
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как русская графиня попала на картину «Последний день Помпеи»: Любимая муза Карла Брюллова
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Биография
Графиня Юлия Павловна Самойлова (урожденная Юлия фон дер Пален; 1803— 14 марта 1875 г.) была внучкой графа Мартина Скавронского и последним потомком семьи Скавронских.
Брак с графом Самойловым
25 января 1825 года она вышла замуж за графа Николая Самойлова, адъютанта лейб-гвардии. Николай был красив, богат, весел и остроумен. Брак, однако, был несчастным и вскоре распался по причине жестоких ссор, которые стали предметом бесчисленных сплетен. Этот период жизни графини был отмечен самыми неприятными слухами. Граф имел склонность к веселью и азартным играм. В 1827 году они разошлись по взаимному согласию. Вскоре, не оправивщись от целого груза сплетен, Самойлова продала Графскую Славянку и уехала в Италию.
Знакомство Самойловой и Брюллова
Самойлова и ранее была подругой известных творческих людей: композиторов Верди, Россини, Доницетти, Беллини, Пачини, оперных певцов Ла Скала. И ее главным хобби было покровительство талантливых, но бедных художников, музыкантов, актеров. Графиня Самойлова поддерживала их, но хотела найти настоящего гения, которым могла бы восхищаться. Такой идеал, о котором мечтала, графиня нашла в Брюллове. Она покорила художника совершенной красотой. Интересно, но почти все его «прекрасные итальянки», написанные до встречи с графиней, были похожи на Юлию.
Графиня Юлия Павловна Самойлова была удивительно красивой, невероятно богатой, экстравагантной, часто бросающей вызов общественному мнению. Как раз в то время в салонах Рима люди шептались о «бедном Эммануэле Корне», который не пережил ее равнодушия и застрелился. А вот Брюллову, вероятнее всего, она ответила взаимностью. Она приняла его любовь, несмотря на расстояние между Италией и Санкт-Петербургом.
Ни кратковременные, ни долгие расставания не могли сделать их отношения менее нежными и доверительными. Доказательством тому служат письма графини, адресованные художнику и его картинам. Черты Юлии появлялись во многих картинах художника. Красивое лицо, которое смотрит на зрителей, было полно загадок. Он и сам задавал себе вопрос: «Можно ли понять эту божественную женщину?». «Последний день Помпеи» среди прочих полотен демонстрирует идеализированные фигуры Самойловой. В основе содержания этого грандиозного исторического полотна площадью около тридцати квадратных метров — трагедия римского города, погибшего при извержении Везувия в I в. н. э. Есть и его портрет: златовласый, с альбомом для рисования на голове, прячущийся под дождем из горячего пепла. Возможно, Юлия также стала вдохновителем знаменитого шедевра «Итальянский полдень».
Последняя встреча
Когда в 1839 году умер граф Литта, оставив ей огромное состояние, Юлия Павловна вернулась в Санкт-Петербург и присоединилась к правам наследования. Юлия унаследовала дворцы и виллы, принадлежавшие семье Висконти и Литты. Именно тогда Карл Брюллов начал писать знаменитый «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини». Столь же быстро, как это показано на картине, она покинула Санкт-Петербург по неизвестной причине. Это была их последняя встреча.
Годы без Брюллова не принесли ей счастья: графиня Самойлова была замужем четыре раза, и все браки были краткосрочными. В четвертый раз графиня вышла замуж в 60 лет. Она умерла 14 марта 1875 года в Париже и, согласно ее пожеланиям, была похоронена на кладбище Пер-Лашез.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Личный Везувий Брюллова: женщина, которая играла с художником. И проиграла
Юлия Самойлова — единственная настоящая любовь художника — была женщиной-вулканом, женщиной-вамп. Биографы Брюллова говорили о ней — «личный Везувий Брюллова». Как знакомство с разрушенной Везувием Помпеей, так и встреча с Юлией Самойловой произвели на художника одинаково сильное впечатление, стали двумя самыми мощными потрясениями для его чувствительной натуры.
Молодой пенсионер
Успешное окончание Академии искусств, которой Брюллов отдал 12 лет, помогло получить талантливому художнику особое право — отправиться в Италию для дальнейшего совершенствования. Деньги для этого выделило Общество поощрения художников. Это называлось «пенсией», а 22-летний Карл, соответственно, — «пенсионером».
В Италии он провел 13 лет. Эти годы стали расцветом его творчества. Иначе и быть не могло — молодого художника закружил водоворот страстей, из которых он и черпал идеи и вдохновение.
Побывав на раскопках Помпеи, Брюллов задумал написать масштабное полотно, главной темой которого будет роковое извержение Везувия. Ему понадобились натурщицы. И он их нашел. Причем с одной из девушек, позировавших русскому красавцу-художнику, с француженкой Аделаидой Демюлен, Карл вступил в романтическую связь.
Впрочем, художники — такой ветреный народ! Спустя пару месяцев он и думать забыл об Аделаиде. А она долго страдала, умоляла не бросать ее. Карл никак не реагировал на ее нежные письма. И девушка, не в силах перенести разочарование, утопилась в реке.
. А из-за Самойловой застрелился граф
Вокруг графини Юлии Самойловой (тогда она носила девичью фамилию Пален) тоже кипели страсти. Богатая и образованная, красивая той горячей южной красотой, которую ей подарила итальянская кровь (поговаривали, что ее настоящим отцом был итальянский вельможа Юлий Литта, отчим ее матери), она, словно мед, притягивала к себе мужчин.
Жизнь взбалмошной Юлии напоминала яркий фейерверк. В 15 лет, по слухам, она стала любовницей русского императора Александра I и оставалась ею на протяжении нескольких лет. Периодически беременела, и от этой неприятности красавицу избавляли придворные лекари. Избавили, надо сказать, радикально: после очередного вмешательства графиня осталась бесплодной.
Наигравшись с красоткой-фрейлиной, царь решил выдать ее замуж. И выбрал для этого честное дворянское семейство Самойловых. Правда, жених — адъютант императора Николай Самойлов — не горел желанием связывать свою жизнь с Юлией. Но выбирать не приходилось.
Любовь и творчество Карла Брюллова: образ Юлии Самойловой в работах художника
Искусство — это сублимация любви. Считается, что многие достижения человечества — это позитивно выраженная, перенаправленная энергия (в творчество, науку, изобретения), переполняющая человека, которая иначе привела бы его к нервному срыву (как минимум, или к социально неприемылимым действиям).
Давайте посмотрим, как сублимация любви выражалась на полотнах художников.
Карл Павлович Брюллов
Интересный факт: До 1822 года Карл и Александр (брат, архитектор) Брюлловы носили фамилию своих предков Брюлло. И только с высочайшего разрешения императора Александра I они русифицировали свою фамилию, добавив к ней русское окончание «въ».
Всю жизнь он был влюблен в Юлию Павловну Самойлову. Сохранились фрагменты переписки, которые говорят об их нежных чувствах. Но достаточно взглянуть на картины Карла Брюллова и все становится ясно. Она была его музой, его покровительницей и его жизнью. Юлия Павловна занимала почетное, если не главное место, в его мыслях и на картинах. Многие его женские образы, начиная с картин 1827 года (их знакомство), очень напоминают лицо и образ Самойловой.
Их любовь была против и вопреки всяких правил. Невозможно даже точно описать, что они чувствовали друг к другу. Она — графиня, красивая, статная, богатая наследница нескольких фамилий и эпатажная. Могла курить, явиться в наряде по мужскому подобию, с неубранными волосами или сидеть на облучке вместе с кучером. Своенравная, эксцентричная и не знающая меры ни в эмоциях, ни в тратах. Была замужем несколько раз и ни один из этих браков не принадлежал Карлу Брюллову.
Статная красавица и невысокий, с импозантной, но крупной головой, экспансивный Карл. Вместе странствовали по Италии. Судя по письмам, это было страстное чувство.
«Мой дружка Бришка. — писала она ему в письмах 1827г — Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена».
И позднее нежно подтверждала: «Дорогой мой друг, поручаю себя твоей дружбе, которая для меня более чем драгоценна. »
Карл отвечал горячей взаимностью. «Моя верная подруга», — нежно отзывался о ней Брюллов.
Портрет «Удаляющаяся с бала» оказался у Юлии в Милане намного позднее, уже после смерти Брюллова в 1852 году. Своего Карла графиня пережила на двадцать три года. Самойлова, несомненно, была покорена творениями «дорогого и оплакиваемого Бришки», как она его называла. Она считала того, «которого так любила и которым, так восхищалась. одним из величайших когда-либо существовавших гениев». Таковы её слова.
Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией). 1842 (Незаконченная работа)
Портрет Ю.П Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком. 1832—1834
Картина «Последний день Помпеи«. 1830-1833. И фрагменты. Никого не узнаете? 🙂
На этой картине графиня изображения минимум три раза по официальным источникам — рядом с художником с кувшином на голове, упавшей на землю и в виде матери, прижимающей к себе дочерей.
Сам художник изображен с ящиком на голове, наполнненным художественными иснструментами. И девушка с кувшином — Ю.П. Самойлова.
Вирсавия. 1832. Без комментариев о сходстве. И даже арапчонка мы уже встречали 🙂
Пожалуй, самая известная картина из всех посвящений Самойловой. Да, верхом изображена Джованина, по задумке картины. Но только ленивый не заметит явного сходства лиц воспитанницы и ее благодетельницы Самойловой.
Всадница (Портрет Джованнины и Амалии Пачини, приемных дочерей графини Ю.П.Самойловой). 1832
Итальянский полдень. 1827
Портрет М.А.Бек с дочерью (рожд. Столыпиной (1819-1889)) 1840
Итальянка, ожидающая ребенка. 1830
Портрет М.И.Алексеевой (рожд. Трофимовой(1818-1890)) 1837-1840
Работа редкая. Овальные портреты были сложны по исполнению. С огромным мастерством вписана фигура в овал. Искусством овального портрета блестяще владели Рокотов и Левицкий. Брюллов был достойным их продолжателем.
Бахчисарайский фонтан. 1849
Брюллов изобравил гаремную жизнь «робких жен» Гирея, проводящих свой досуг за несложными забавами.
В поэме Пушкина Брюллов избрал не драматический момент столкновения Заремы с Марией, а описание безмятежной жизни полусонного гарема.
Под развесистыми деревьями, у бассейна, расположились молодые пленницы с детским любопытством наблюдая за плещущимися в воде рыбками.
Их радость умеряет недоверчивый взгляд евнуха, ревниво оберегающего честь Гирея.
Веселью «младых жен» противостоит тихая грусть Марии, одиноко сидящей на дальнем окошке. Ее легкий силуэт с низко опущенной головой светлым пятном рисуется на фоне пестрых их одежд.
Брюллов не сразу пришел к такому решению замысла. В раннем карандашном эскизе (ГРМ) он изобразил молодых женщин купающимися в бассейне. Марии еще не было.
Содержание композиции исчерпывалось показом красоты обнаженного тела. Стремясь ближе подойти к поэме, Пушкина, Брюллов, в последующих, эскизах не только ввел в композицию Марию, но усилил также своеобразие восточной сцены. Разрабатывая типаж в карандашных этюдах, он искал характерные образы восточных женщин. Национальный колорит внесли и одежды самых радужных расцветок.
Одалиска. не позже1835
Продолжение следует.
*Представленная информация дана в сокращенном изложении материалов, найденных в свободном доступе на просторах интернета.
История любви Карла Брюллова и графини Юлии Самойловой
Вдохновение, любовь, страсть — история отношений художника и его музы.
Пожалуй, роль графини Юлии Павловны Самойловой в жизни великого художника Карла Брюллова трудно переоценить. Она была его музой, его любовью, благодаря ей появились на свет многие прекрасные полотна Карла Павловича Брюллова.
Юлия Павловна Самойлова (1803-1875) прожила долгую и насыщенную жизнь. Кроме титула графини ей досталось огромное наследство от предков, корнями уходивших в Италию. Она была молода, богата, взбалмошна и невероятно красива. О её личной жизни ходило множество слухов в светском обществе, которые, казалось, совсем не заботили юную похитительницу людских сердец.
**Художник Б.-Ш. Митуар, 1825 год. Государственный Эрмитаж
Современники восхищались ею, отдавая дань её красоте. Так, например, описывал графиню Юлию Павловну Николай Гоголь: «Она — не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами, — она женщина страстная, сверкающая, южная, италианская во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты..».
На красоту, стать и неординарное поведение Юлии Павловны отреагировал и Пушкин:
Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает.
Карл Павлович Брюллов (1799-1852), выпускник Академии художеств, был одним из самых одарённых и прославленных художником своего времени (и остаётся им по сей день), работавший в направлениях романтизма и классицизма. Выдающийся мастер как парадного, так и камерного портрета, творчество которого нашло множество поклонников и подражателей.
*Автопортрет (1848). Москва, Государственная Третьяковская галерея
Юлия Павловна была фрейлиной при дворе, пока не вышла в 1825 году замуж за графа Николая Александровича Самойлова, флигель-адъютанта императора. Их брак не был удачным и спустя два года супруги по взаимному согласию разошлись.
Брюллов и Самойлова познакомились в Италии приблизительно в 1827 году. Она была страстной натурой, ей претили любые ограничения и запреты. Это и покорило художника, который восхитился не только её темпераментом, но и красотой.
Исследователи творчества Карла Павловича Брюллова отмечают сходство темпераментов художника и графини Самойловой. Они были похожи как брат с сестрой. По иронии судьбы, даже их отчества совпадали.
Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. Графиня вызвалась позировать ему. И на полотне её образ запечатлён трижды: в роли женщины, укрывающей дочерей в левом нижнем углу картины;матери, с младенцем на руках и девушки с кувшином над головой, стоящей рядом с самим художником.
*Последний день Помпеи (1828−1833)
*Последний день Помпеи. Фрагмент
Карл Брюллов также написал парадный портрет двух юных итальянок — Амацилию и Джованину, которые были падчерицами графини Самойловой, (детей у неё не было). Русскому обозревателю эта картина известна под названием «Всадница».
*Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю. П. Самойловой. (1832г.)
Самойлова и Брюллов в тот период были неразлучны. «Наши отношения выходили за все принятые рамки», — писала графиня.
В 1942 году графиня окончательно покидает Россию и переезжает жить в Италию. Брюллов последовал за ней. Художник подолгу жил у графини на её вилле в Ломбардии. Фрагменты переписки между влюблёнными сохранились и свидетельствуют о глубоком чувстве.
Искренняя и пылкая Юлия писала художнику: «Мой дружка, Бришка! Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена». Или так: «Люблю тебя, обожаю, я тебе предана, и рекомендую себя твоей дружбе. Она для меня — самая драгоценная вещь на свете».
К этому же времени относиться ещё один портрет Юлии Самойловой с приёмной дочерью, уходящих с маскарада. Художник изобразил свою подругу, презревшую условности светского «театра». Алый занавес отделяет ее от маскарадных шутов. Живой, настоящей Юлии нет места среди них.
*Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини. (1842г.)
Однако, они все равно расстались. Юлия Павловна приняла такое решение в 1845 году. А через год выскочила замуж за красавца-тенора итальянца Пери, лишившись подданства Российской империи. Графиня была старше своего нового избранника на 20 лет. Прожила с ним Самойлова не больше года: молодой супруг умер от чахотки.
Карл Павлович Брюллов скончался в 1852 году, в возрасте 52 лет в Манциане недалеко от Рима. Юлия Павловна Самойлова пережила его на 23 года, потеряв к концу жизни практически всё своё состояние.
Приёмные дочери, выданные замуж, через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество.
*Акварельный портрет графини Юлии Павловны Самойловой. Частная коллекция
Такова была история жизни и любви графини Юлии Павловны и Карла Брюллова, дошедшая до нас с великих полотен.