самолет в авадане история
Экраноплан «Лунь»
Советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903 «Лунь» — уникальный экспонат, аналогов которому нет во всем мире. Удивительный корабль-самолет был построен в 1980-х годах на опытном заводе «Волга» в Горьком (Нижнем Новгороде) и около 10 лет числился в 236 дивизионе экранопланов Каспийской флотилии.
Основная функция изобретения — уничтожение вражеских кораблей. Летал ракетоносец не совсем обычным образом: во время полета экраноплан «Лунь» поднимался на пару метров и летел над кромкой воды чуть соприкасаясь с ней. Несмотря на внушительные габариты, он мог развивать скорость до 500 км/ч, что в 5 раз превышало максимальную скорость всех известных в те годы кораблей.
Такое преимущество просто не оставляло шансов противнику. Но впечатляющую боевую мощь «Луня» удалось проверить лишь в ходовых испытаниях, в реальных сражениях ракетоносец никогда не участвовал.
Экраноплан проекта 903 «Лунь»: google-панорама
Где находится экраноплан «Лунь»
После закрытия проекта 903, в рамках которого планировали построить восемь таких машин, «Лунь» оказался единственной полностью доработанной и введенной в эксплуатацию моделью. После списания корабль долгие годы находился в Каспийске, на территории машиностроительного завода «Дагдизель». На предприятие не пускали посторонних, что позволило сохранить уникальную разработку от разрушения и мародерства.
Сейчас экраноплан «Лунь» перемещен в Дербент. Гигантская машина, высотой с пятиэтажный дом, посажена на мель на диком пляже. Планируется, что на берегу Каспийского моря она пролежит до лета 2021 года, потом ракетоносец начнут перемещать в военно-патриотический парк «Патриот», где он станет центральным экспонатом. Строительство парка в Дербенте обещают завершить к 2023 году.
История
История советского экраноплана-ракетоносца «Лунь» началась в 70-х годах, когда группа инженеров в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых начала разработку проекта. К строительству первого корабля приступили в 1983-м и уже через три года спустили изобретение на воду и отправили в Каспийск для дальнейшей доработки и испытаний. Проверки длились до 1991 года, после чего «Лунь» передали в распоряжение Каспийской флотилии.
В начале 2000-х ракетный экраноплан передали на хранение в сухой док на завод. Вспомнили об изобретении, когда в России начали возводить парки «Патриот». Для того, чтобы переместить «Лунь» из Каспийска в Дербент, пришлось затратить массу усилий. В транспортировке задействовали Каспийский флот. Несколько кораблей медленно буксировали экраноплан, другие силы контролировали безопасность операции.
Корабли-буксиры доставили будущий экспонат максимально близко до берега, затем из воды на пляж экраноплан вытягивали с помощью воздушных подушек и тросов, привязанных к тракторам. Это была очень сложная и долгая работа, за один день удавалось притянуть «Лунь» к суше всего на несколько сантиметров.
Парк «Патриот» еще не построен, но экраноплан уже стал популярной достопримечательностью. Посмотреть на него приезжают не только туристы, но и местные жители. От погружения в воду машину удерживают натянутые толстые тросы, поэтому близко людей стараются не подпускать, но уследить за всеми не всегда получается.
Характеристики
Технические характеристики экраноплана-ракетоносца «Лунь» впечатляют. Его высота достигает 19,2 метров, а длина — 73,8. Размах крыльев составляет 44 метра, а площадь каждого крыла — 550 кв. метров. Чтобы посадить такой самолет нужна площадка размером с футбольное поле.
Весит пустой экраноплан 243 тонны, а при максимальной нагрузке — 380 тонн. Для уничтожения кораблей противника «Лунь» был оснащен ракетными пусковыми установками и авиационными пушками. При этом управлять огромной машиной могли всего 10 человек.
Каспийский монстр
Экраноплан «Лунь» в Дербенте часто называют «Каспийским монстром». Считается, что это прозвище придумали сотрудники иностранных служб, которые в 60-х годах следили за акваторией Каспийского моря с помощью спутников. В то время на Каспии испытывали предшественника «Луня» — экраноплан проекта 902.
У судна не было названия, но на борту были написаны буквы КМ, что означало «корабль-макет». Иностранцы, увидев на снимках непонятный объект, не смогли определить что перед ними, корабль или самолет, а заметив буквы расшифровали их по-своему. Позднее корабль-макет затонул при испытаниях и до сих пор лежит на дне Каспийского моря, но он стал прототипом экраноплана «Лунь» и подарил ему прозвище «Каспийский монстр».
Как добраться до экраноплана «Лунь» в Дербенте
Добраться до ракетоносца можно на машине (своей или на такси), либо на электричке из Дербента и пешком.
От Дербента до экспоната примерно 19 километров, поездка на машине займет 25 минут. Из города нужно выехать на юг, в сторону деревни Авадан. Прямо перед ней будет поворот к морю. Сориентироваться на месте помогут координаты экраноплана «Лунь»: 41.940875, 48.379311.
Маршрут на Яндекс. Картах:
Самостоятельные туристы могут сесть на электричку, следующую до станции 2429 км (Авадан). Рейсы ходят утром, днем и вечером, дорога занимает около получаса.
Расписание электричек:
От станции 2429 км (Авадан) до пляжа придется идти пешком или ловить попутку. Дорогу покажут местные, но лучше воспользуйтесь навигатором.
Как пройти от станции до экраноплана:
Еще один способ добраться до ракетоносца — заказать такси в Дербенте. К вашим услугам компании Maxim и Яндекс Go.
Экраноплан «Лунь» внутри: видео
«Каспийский монстр» у берегов Дербента привлек туристов
Специалисты эвакуировали на берег нос ракетного экраноплана «Лунь», который планируют установить в дербентском парке «Патриот». Местные власти уже отметили приток желающих увидеть уникальный корабль.
Как информировал «Кавказский узел», самый большой в мире ракетоносец-экраноплан «Лунь» решили поместить в военно-патриотический парк Дербента. 30 июля его с помощью резиновых понтонов и нескольких буксиров транспортировали из бухты Каспийска к дербентскому побережью. Местные художники собираются изобразить на носовой части экраноплана клыки и глаза, чтобы подчеркнуть прозвище «Каспийский монстр», данное кораблю американской разведкой, объявила мэрия. Инициативу изменить исторический облик уникального экраноплана раскритиковали пользователи Instagram. По данным американского журнала Forbes, корабль, который пока остается на плаву, пропускает воду и может быть утрачен.
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» был спущен на воду в 1986 году. Он входил в 236-й дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. Корабль, внешне похожий на самолет, мог передвигаться со скоростью 463 километра в час и атаковать авианосцы, приближаясь к ним на расстояние ракетного удара. К 2011 году военное ведомство окончательно отказалось от разработки и строительства таких «летающих кораблей» и решило утилизировать «Лунь», со ссылкой на представителя Минобороны России писали 21 ноября 2011 года «Известия».
Экраноплан-ракетоносец «Лунь» на больших надувных понтонах доставлен прямо на берег Каспийского моря возле населенного пункта Моллакент. Подходить к нему на близкое расстояние не разрешает дежурящий на месте сотрудник силовых структур. Экраноплан удерживают натянутые к спецтехнике тросы, а людей не допускают близко в целях безопасности на тот случай, если один из тросов вдруг оборвется. Сам корабль визуально находится в хорошем состоянии, но краска местами облуплена, передает корреспондент «Кавказского узла», побывавший на месте.
В нескольких десятках метрах от места пребывания экраноплана расположен пляж, на который приезжают люди на автомашинах. К 14.00 мск 13 августа на пляже находились около 70-100 человек и порядка 20 машин.
Специалисты постепенно дотянули экраноплан до берега, рассказал «Кавказскому узлу» местный житель.
Парк «Патриот», в котором планируется установить ракетоносец, будет находиться между берегом и трассой. Сам экраноплан планируется установить на берегу в 50 метрах от кромки воды, пояснил «Кавказскому узлу» специалист, работающий на территории парка.
Автор: Ильяс Капиев, Расул Магомедов источник: корреспонденты «Кавказского узла»
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря
Что такое экраноплан?
Во времена активного развития авиации, было обнаружено интересное явление оно заключалось в том, что при полете на малой высоте над гладкой поверхностью самолёт начинал вести себя немного иначе, чем на большой высоте. Было замечено увеличение скорости и уменьшение расхода топлива, но при этом какая-то сила мешала самолёту приземлиться, что затрудняло посадку и не раз приводило к авариям.
Такое явление получило название «экранного эффекта», которое в дальнейшем стало основой для нового типа летательных аппаратов, названных экранопланами.
По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуемая путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью (как у «нормальных» самолётов), а дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров) Эта высота соизмерима с длиной средней аэродинамической хорды (САХ)крыла. Поэтому крыло у экраноплана стараются выполнить с небольшим удлинением.
Где находится экраноплан Лунь?
Самый большой экраноплан проекта «Лунь» поменял место стоянки. Построенный в 1983 году единственный ударный экраноплан — ракетоносец простоял в доке города Каспийска больше 30 лет, поэтому к путешествию его готовили несколько дней. Спустили на воду на специальных понтонах и проверили на герметичность.
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на панораме гугл карт
На рассвете началась его буксировка в город Дербент. Маршрут длиной почти 100 километров заняла больше 12 часов. Финальной точкой пути стал филиал парка «Патриот» Южного военного округа, где эта машина станет главным экспонатом.
В сопровождении нескольких вспомогательных кораблей на буксире экраноплан «Лунь» проходит город Дербент. До конечной точки осталось буквально два десятка километров. Такое здесь увидишь нечасто, и чтобы посмотреть на это зрелище, многие жители города специально приехали на набережную.
Управление капитального строительства города объявило тендер по выбору подрядчика, который займется комплексным благоустройством парка.
По данным источника, на эти цели из бюджета города планируют направить почти 410 млн рублей. Заявки на участие в тендере будут принимать до 27 апреля. Подведение итогов закупки состоится 11 мая.
В рамках проекта запланированы мощение аллей и дорожек, озеленение территории, установка малых архитектурных форм. Кроме того предполагается оборудовать стрельбище размером 4 тыс. кв. метров и спортивные площадки, общей площадью 3,7 тыс. кв. м.
На выполнение указанных работ подрядчику отведут чуть больше года.
Общий размер будущего парка — 204 тыс. кв. метров. Здесь будут находиться площадки для военно-тактических игр, интерактивные музейные выставки и образцы военной техники. В числе главных экспонатов парка выступит так называемый «Каспийский монстр» — экраноплан «Лунь».
От Махачкалы 120 км до г. Дербент — от Дербента 16 км до села Арабляр.
Добраться можно от станции Дербент на такси за 200 рублей, либо пешком от станции Авадан (примерно 5 км).
Ракетный корабль-экраноплан Лунь на карте
История ракетного корабля-экраноплана Лунь
Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов под руководством В. Н. Кирилловых в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева — на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана КМ.
Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившемся при ЦКБ в городе Горький. 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1989 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году.
Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.
Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной целесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был.
Характеристики Ракетного корабля-экраноплана Лунь
Крылатая ракета 3М-80 Москит
Крылатая ракета 3М-80 входит в состав ракетных комплексов, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений и конвоев, как водоизмещающих, так и на подводных крыльях и воздушной подушке, имеющих скорость хода до 100 узлов, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника, в любых условиях окружающей среды, при воздействии поражающих факторов ядерного взрыва. В начале 80-х годов противокорабельный комплекс 3М-80 «Москит» был принят на вооружение эсминцев (ЭМ) типа «Современный» проекта 956. На этих кораблях было установлено по две счетверённые пусковые установки КТ-190.
Первый эсминец проекта 956 «Современный» (заводской № 861) был заложен на заводе им. Жданова (ныне «Северная верфь») в Ленинграде 3 марта 1976 г., спущен на воду 18 ноября 1978 г., а 24 января 1981 г. включен в состав Северного флота. Второй эсминец «Отчаянный» заложен 4 марта 1977 г., спущен на воду 29 марта 1980г., введен в состав Северного флота 24 ноября 1982г. Всего до конца 1993 г. на «Северной верфи» было построено 17 кораблей проекта 956 и еще несколько осталось недостроенными в связи с распадом СССР. Два из недостроенных эсминцев проекта 956 — «Важный» и «Вдумчивый» (переименованные в «Екатеринбург» и «Александр Невский») были из-за недостатка финансирования проданы КНР вместе с комплексом «Москит».
С начала 1980-х годов рассматривалась возможность установки комплекса «Москит» на экраноплан «Лунь» проекта 963. Для этого на полигоне «Песчаная Балка» в поселке Черноморск был установлен макет экраноплана проекта 903. Основной целью испытаний была проверка способности конструкции экраноплана выдерживать силовое и тепловое воздействие струи стартового двигателя. 5 октября и 21 декабря 1984 г. было проведено два пуска макетов «Москита», оснащенных только стартовыми двигателями. Первый пуск произвели из правого контейнера носовой пары пусковых установок, а второй пуск — из левого контейнера хвостовой пары пусковых установок. Так как контейнеров было всего два, то при первом пуске носовая пара стояла на своем месте, а затем ее перенесли в хвост.
Во время проведения этих испытаний было отработано два варианта загрузки ракет на экраноплан: в первом варианте ракета загружалась в контейнер, уже установленный на экраноплан, с помощью загрузочного устройства; во втором варианте ракета загружалась в контейнер, находящийся на земле, а потом вся конструкция устанавливалась на экраноплане. Все пуски прошли нормально. После первого пуска оказались поврежденными 9 плиток, после второго — 2. На Каспии провели два пуска ракет ЗМ-80. Мишенью служил БКЩ пр. 436бис. Первый пуск был неудачный из-за ошибок экипажа. В ходе второго пуска произвели двухракетный залп (с интервалом 5 с). Пуск был засчитан как успешный
Конструкция ракетного корабля-экраноплана Лунь
Корпус экраноплана функционально разделен по длине на четыре части (района): носовую, среднюю, кормовую и район киля и стабилизатора. В носовой части (помещения с оборудованием и конструкциями, обеспечивающими движение ПСЭ), находятся ходовая рубка для экипажа, пилон, на котором размещены главные двигатели, и помещения в районе пилона со вспомогательными двигателями и системами силовой установки; в средней (помещения от носовой части до середины корпуса) — оборудование,для проведения испытаний, и боевое, а также камбуз,туалет,каюта для экипажа, в «кормовой (от середины корпуса в корму) — пока тоже заполнено испытательным оборудованием ; в районе киля — электроэнергетическая установка для обеспечения экраноплана электроэнергией на стоянке, комплекс радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения навигации, связи,. В перекрестии киля и стабилизатора на высоте 12 м от ватерлинии расположено помещение стрелка.
Фюзеляж
Фюзеляж выполнен из прессованных панелей, листовых и профильных материалов алюминиево-магниевого сплава с толщиной обшивки — от 4 до 12 миллиметров. Корпус, имеет высоту – 19 метров, длину – 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков и три палубы для размещения оборудования и ракетного расчёта. Центроплан крыла находиться посередине, а под днищем расположено гидролыжное устройство. Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.
Крыло и оперение
Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 м2.Крыло выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Топливо размещено в четырёх отсеках. Кроме хвостовой части и закрылок крыло сделано водонепроницаемым. Закрылки имеют клёпаную многолонжеронную конструкцию из листов и профилей, и разделены на 12 секций. Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 м2.Законцовка выполнена из пенопласта с наружными и внутренними поверхностями облицоваными стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный со сварной обшивкой из прессованных панелей. Руль направления состоит из нижней и верхней секции. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта.
Силовая установка
Восемь газотурбинных двигателей НК-87с диаметром 1455 мм, длиной 3638 мм, и массой 2200 кг каждый, расположены на горизонтальном пилоне в носовой части корпуса.
Достоинства экранопланов:
Недостатки
На своем горбу экраноплан несет шесть управляемых противокорабельных ракет «Москит» ПУ ПКР ЗМ-80. Залп четырьмя этими ракетами поражает корабль любой величины (включая авианосец), приводя к его затоплению.В теории.
Каспийский монстр. Что стало с единственным в мире советским экранопланом-ракетоносцем
Его построили в СССР для уничтожения кораблей противников, он похож на корабль фантастического кино, но уже почти тридцать лет фантастическая советская разработка ржавела и чуть не была уничтожена. Но в прошлом году экраноплан решили сохранить для истории и сделать центральным экспонатом дагестанского военно-патриотического парка. Работы только начались, но теперь хотя бы стало ясно, что чудо-техника уцелеет и не будет распилено на металлолом.
1.
Самый мощный в мире летательный аппарат советские разработчики начали строить в 60-е годы. Длина 92 метра, размах 37 и взлетная масса 544 тонны. Аппарат должен был парить над водой за счет эффекта экрана. Назывался он официально КМ, что значило корабль-макет. Но американские спецслужбы расшифровали это как «Каспийский монстр», потому что испытания экраноплана проводили в Каспийском море, недалеко от города Каспийска.
В 80-м году оригинальный «Каспийский монстр» из-за ошибки пилотов затонул. Спасать монстра не стали, но на его основе появился проект 903 «Лунь». Проект предполагал строительство восьми экранопланов-ракетоносцев, которые должны были незаметно уничтожать вражеские военные корабли.
2.
«Лунь» построили к 86-му году, переправили снова в Дагестан и начали испытания, которые завершились к 1990 году. Тогда же готовый к уничтожение врагов экраноплан был отдан военным Каспийской флотилии. По традиции «Лунь» американцы называли как и предшественника, «Каспийским монстром».
Не прослужив и года экраноплан отправили на стоянку завода под Каспийском. Развал СССР, кризис, передел собственности и прочие проблемы так и не дали экраноплану проявить себя в полноценной работе. Советское чудо военной техники осталось гнить где-то в Дагестане. Про остальные 7 «Луней», которые должны были быть построены, конечно, пришлось забыть.
3.
Про единственный в мире экраноплан-ракетоносец никто не вспоминал почти тридцать лет, его чуть было не распилили и не сдали на металлом, но каким-то чудом в начале 2020 года про него все же вспомнили и решили сохранить в истории.
Было решено по морю отбуксировать экраноплан из Каспийска в Дербент, вытащить на берег и построить вокруг «Каспийского монстра» военно-патриотический парк Патриот.
4.
Ракетоносец сейчас находится где-то в 15 километрах от Дербента, около села Арабляр. Именно тут начнется строительство патриотического парка, экраноплан станет главным экспонатом, а вокруг разместят другую списанную советскую военную технику.
5.
Но уже сейчас, без всякого парка и понятных ориентиров, к этому месту постоянно ездят местные и туристы. Максимально близко к советскому монстру подъехать можно по берегу Каспия, правда, для этого нужен джип. Ну, или Жигули местных ребят, которые проедут везде.
Вокруг вовсю ведутся работы. Важно вытащить монстра в целости и сохранности, под него укладывают надутые подушки и потихонечку тянут, буквально по сантиметрам, почти ювелирная работа!
7.
8.
Размах крыла: 44 метра
Масса пустого самолёта: 243 тонны
Взлётная масса: 380 тонн
Скорость: 500 км/час
9.
10.
Тут можно увидеть небольшого человечка слева, так сказать для оценки масштабов этого по-настоящему монстра. Правда, сейчас этот каспийский монстр совсем беспомощный.
11.
Территория вокруг пока выглядит не особо привлекательно, но скоро обещают навести благоустройство. Но главное, что была решена сложная инженерная задача по буксировке и вывозу на берег.
12.
На экраноплане установлены пусковые установки противокорабельных ракет «Москит». Самих ракет, конечно, сейчас нет, как и всего секретного оборудования, которое, как говорят, сняли и сдали на секретные склады уже почти как тридцать лет назад.
Парк вокруг экранопланы обещают открыть уже в 2021 году. Посмотрим, что из этого получится.