самолет на берегу каспийского моря в дербенте история

Где это невероятное место: экраноплан «Лунь» у берегов Дербента

самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть картинку самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Картинка про самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история

самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть картинку самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Картинка про самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история

Все лето-2020 в инстаграмах урбекс- и дрон-фотографов появлялось это место в Дербенте. Там на мели оказался ракетный экраноплан «Лунь» — построенный в 1980-х гибрид корабля и самолета размером с пятиэтажный дом. Военная машина, разработанная для атак на авианосцы, должна стать центральным экспонатом парка «Патриот» в Дербенте.

самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть картинку самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Картинка про самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история

При транспортировке «Лунь» дал течь. Поврежденный экраноплан оставили на диком пляже, где, по словам руфера и видеографа Виталия Раскалова, машина постепенно заполняется водой. Попытки вытащить ее с помощью стальных тросов успехом не увенчались, а парк «Патриот» пока не достроен. Его открытие запланировано на 2022 год.

самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть картинку самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Картинка про самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история

Экраноплан останется на берегу Каспийского моря у поселка Арабляр, где планируют разбить парк «Патриот». Очевидно, что в парке все будет по-другому, а «Лунь» остается своеобразной альтернативной достопримечательностью Дербента. Именно поэтому нужно ехать его смотреть, в милитаристском антураже он будет выглядеть иначе!

С разрешения автора публикуем фотографии Виталия Раскалова. Спасибо! Больше фотографий — по тегу #лунь в Instagram.

Экраноплан «Лунь»
Координаты: 41.935946, 48.387068
Ближайший населенный пункт — Арабляр.

Источник

«Каспийский монстр» у берегов Дербента привлек туристов

Специалисты эвакуировали на берег нос ракетного экраноплана «Лунь», который планируют установить в дербентском парке «Патриот». Местные власти уже отметили приток желающих увидеть уникальный корабль.

самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть картинку самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Картинка про самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте историяКак информировал «Кавказский узел», самый большой в мире ракетоносец-экраноплан «Лунь» решили поместить в военно-патриотический парк Дербента. 30 июля его с помощью резиновых понтонов и нескольких буксиров транспортировали из бухты Каспийска к дербентскому побережью. Местные художники собираются изобразить на носовой части экраноплана клыки и глаза, чтобы подчеркнуть прозвище «Каспийский монстр», данное кораблю американской разведкой, объявила мэрия. Инициативу изменить исторический облик уникального экраноплана раскритиковали пользователи Instagram. По данным американского журнала Forbes, корабль, который пока остается на плаву, пропускает воду и может быть утрачен.

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» был спущен на воду в 1986 году. Он входил в 236-й дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. Корабль, внешне похожий на самолет, мог передвигаться со скоростью 463 километра в час и атаковать авианосцы, приближаясь к ним на расстояние ракетного удара. К 2011 году военное ведомство окончательно отказалось от разработки и строительства таких «летающих кораблей» и решило утилизировать «Лунь», со ссылкой на представителя Минобороны России писали 21 ноября 2011 года «Известия».

самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть картинку самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Картинка про самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте историяЭкраноплан-ракетоносец «Лунь» на больших надувных понтонах доставлен прямо на берег Каспийского моря возле населенного пункта Моллакент. Подходить к нему на близкое расстояние не разрешает дежурящий на месте сотрудник силовых структур. Экраноплан удерживают натянутые к спецтехнике тросы, а людей не допускают близко в целях безопасности на тот случай, если один из тросов вдруг оборвется. Сам корабль визуально находится в хорошем состоянии, но краска местами облуплена, передает корреспондент «Кавказского узла», побывавший на месте.

В нескольких десятках метрах от места пребывания экраноплана расположен пляж, на который приезжают люди на автомашинах. К 14.00 мск 13 августа на пляже находились около 70-100 человек и порядка 20 машин.

Специалисты постепенно дотянули экраноплан до берега, рассказал «Кавказскому узлу» местный житель.

Парк «Патриот», в котором планируется установить ракетоносец, будет находиться между берегом и трассой. Сам экраноплан планируется установить на берегу в 50 метрах от кромки воды, пояснил «Кавказскому узлу» специалист, работающий на территории парка.

Автор: Ильяс Капиев, Расул Магомедов источник: корреспонденты «Кавказского узла»

Источник

Ракетный корабль-экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря

Что такое экраноплан?

Во времена активного развития авиации, было обнаружено интересное явление оно заключалось в том, что при полете на малой высоте над гладкой поверхностью самолёт начинал вести себя немного иначе, чем на большой высоте. Было замечено увеличение скорости и уменьшение расхода топлива, но при этом какая-то сила мешала самолёту приземлиться, что затрудняло посадку и не раз приводило к авариям.

Такое явление получило название «экранного эффекта», которое в дальнейшем стало основой для нового типа летательных аппаратов, названных экранопланами.

По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуемая путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью (как у «нормальных» самолётов), а дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров) Эта высота соизмерима с длиной средней аэродинамической хорды (САХ)крыла. Поэтому крыло у экраноплана стараются выполнить с небольшим удлинением.

Где находится экраноплан Лунь?

Самый большой экраноплан проекта «Лунь» поменял место стоянки. Построенный в 1983 году единственный ударный экраноплан — ракетоносец простоял в доке города Каспийска больше 30 лет, поэтому к путешествию его готовили несколько дней. Спустили на воду на специальных понтонах и проверили на герметичность.

Ракетный корабль-экраноплан Лунь на панораме гугл карт

На рассвете началась его буксировка в город Дербент. Маршрут длиной почти 100 километров заняла больше 12 часов. Финальной точкой пути стал филиал парка «Патриот» Южного военного округа, где эта машина станет главным экспонатом.

В сопровождении нескольких вспомогательных кораблей на буксире экраноплан «Лунь» проходит город Дербент. До конечной точки осталось буквально два десятка километров. Такое здесь увидишь нечасто, и чтобы посмотреть на это зрелище, многие жители города специально приехали на набережную.

Управление капитального строительства города объявило тендер по выбору подрядчика, который займется комплексным благоустройством парка.

По данным источника, на эти цели из бюджета города планируют направить почти 410 млн рублей. Заявки на участие в тендере будут принимать до 27 апреля. Подведение итогов закупки состоится 11 мая.

В рамках проекта запланированы мощение аллей и дорожек, озеленение территории, установка малых архитектурных форм. Кроме того предполагается оборудовать стрельбище размером 4 тыс. кв. метров и спортивные площадки, общей площадью 3,7 тыс. кв. м.

На выполнение указанных работ подрядчику отведут чуть больше года.

Общий размер будущего парка — 204 тыс. кв. метров. Здесь будут находиться площадки для военно-тактических игр, интерактивные музейные выставки и образцы военной техники. В числе главных экспонатов парка выступит так называемый «Каспийский монстр» — экраноплан «Лунь».

От Махачкалы 120 км до г. Дербент — от Дербента 16 км до села Арабляр.

Добраться можно от станции Дербент на такси за 200 рублей, либо пешком от станции Авадан (примерно 5 км).

Ракетный корабль-экраноплан Лунь на карте

самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть картинку самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Картинка про самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история

История ракетного корабля-экраноплана Лунь

Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов под руководством В. Н. Кирилловых в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева — на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана КМ.

Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившемся при ЦКБ в городе Горький. 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1989 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году.

Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.

Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной целесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был.

Характеристики Ракетного корабля-экраноплана Лунь

Крылатая ракета 3М-80 Москит

Крылатая ракета 3М-80 входит в состав ракетных комплексов, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений и конвоев, как водоизмещающих, так и на подводных крыльях и воздушной подушке, имеющих скорость хода до 100 узлов, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника, в любых условиях окружающей среды, при воздействии поражающих факторов ядерного взрыва. В начале 80-х годов противокорабельный комплекс 3М-80 «Москит» был принят на вооружение эсминцев (ЭМ) типа «Современный» проекта 956. На этих кораблях было установлено по две счетверённые пусковые установки КТ-190.

Первый эсминец проекта 956 «Современный» (заводской № 861) был заложен на заводе им. Жданова (ныне «Северная верфь») в Ленинграде 3 марта 1976 г., спущен на воду 18 ноября 1978 г., а 24 января 1981 г. включен в состав Северного флота. Второй эсминец «Отчаянный» заложен 4 марта 1977 г., спущен на воду 29 марта 1980г., введен в состав Северного флота 24 ноября 1982г. Всего до конца 1993 г. на «Северной верфи» было построено 17 кораблей проекта 956 и еще несколько осталось недостроенными в связи с распадом СССР. Два из недостроенных эсминцев проекта 956 — «Важный» и «Вдумчивый» (переименованные в «Екатеринбург» и «Александр Невский») были из-за недостатка финансирования проданы КНР вместе с комплексом «Москит».

С начала 1980-х годов рассматривалась возможность установки комплекса «Москит» на экраноплан «Лунь» проекта 963. Для этого на полигоне «Песчаная Балка» в поселке Черноморск был установлен макет экраноплана проекта 903. Основной целью испытаний была проверка способности конструкции экраноплана выдерживать силовое и тепловое воздействие струи стартового двигателя. 5 октября и 21 декабря 1984 г. было проведено два пуска макетов «Москита», оснащенных только стартовыми двигателями. Первый пуск произвели из правого контейнера носовой пары пусковых установок, а второй пуск — из левого контейнера хвостовой пары пусковых установок. Так как контейнеров было всего два, то при первом пуске носовая пара стояла на своем месте, а затем ее перенесли в хвост.

Во время проведения этих испытаний было отработано два варианта загрузки ракет на экраноплан: в первом варианте ракета загружалась в контейнер, уже установленный на экраноплан, с помощью загрузочного устройства; во втором варианте ракета загружалась в контейнер, находящийся на земле, а потом вся конструкция устанавливалась на экраноплане. Все пуски прошли нормально. После первого пуска оказались поврежденными 9 плиток, после второго — 2. На Каспии провели два пуска ракет ЗМ-80. Мишенью служил БКЩ пр. 436бис. Первый пуск был неудачный из-за ошибок экипажа. В ходе второго пуска произвели двухракетный залп (с интервалом 5 с). Пуск был засчитан как успешный

Конструкция ракетного корабля-экраноплана Лунь

Корпус экраноплана функционально разделен по длине на четыре части (района): носовую, среднюю, кормовую и район киля и стабилизатора. В носовой части (помещения с оборудованием и конструкциями, обеспечивающими движение ПСЭ), находятся ходовая рубка для экипажа, пилон, на котором размещены главные двигатели, и помещения в районе пилона со вспомогательными двигателями и системами силовой установки; в средней (помещения от носовой части до середины корпуса) — оборудование,для проведения испытаний, и боевое, а также камбуз,туалет,каюта для экипажа, в «кормовой (от середины корпуса в корму) — пока тоже заполнено испытательным оборудованием ; в районе киля — электроэнергетическая установка для обеспечения экраноплана электроэнергией на стоянке, комплекс радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения навигации, связи,. В перекрестии киля и стабилизатора на высоте 12 м от ватерлинии расположено помещение стрелка.

Фюзеляж

Фюзеляж выполнен из прессованных панелей, листовых и профильных материалов алюминиево-магниевого сплава с толщиной обшивки — от 4 до 12 миллиметров. Корпус, имеет высоту – 19 метров, длину – 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков и три палубы для размещения оборудования и ракетного расчёта. Центроплан крыла находиться посередине, а под днищем расположено гидролыжное устройство. Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.

Крыло и оперение

Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 м2.Крыло выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Топливо размещено в четырёх отсеках. Кроме хвостовой части и закрылок крыло сделано водонепроницаемым. Закрылки имеют клёпаную многолонжеронную конструкцию из листов и профилей, и разделены на 12 секций. Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 м2.Законцовка выполнена из пенопласта с наружными и внутренними поверхностями облицоваными стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный со сварной обшивкой из прессованных панелей. Руль направления состоит из нижней и верхней секции. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта.

Силовая установка

Восемь газотурбинных двигателей НК-87с диаметром 1455 мм, длиной 3638 мм, и массой 2200 кг каждый, расположены на горизонтальном пилоне в носовой части корпуса.

Достоинства экранопланов:

Недостатки

На своем горбу экраноплан несет шесть управляемых противокорабельных ракет «Москит» ПУ ПКР ЗМ-80. Залп четырьмя этими ракетами поражает корабль любой величины (включая авианосец), приводя к его затоплению.В теории.

Источник

Потомок «Каспийского монстра»

самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть картинку самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Картинка про самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история

Фото: Евгений Костин

Ракетоносец, который может и плыть, и лететь, не видимый радарами и способный уничтожить корабль противника с расстояния в 250 километров, — это не фантастика, а творение конструкторов СССР. Когда-то на экраноплан «Лунь» возлагали большие надежды и планировали запустить в серийное производство. Но уже 26 лет внушительная махина стоит на приколе около дагестанского Каспийска.

«Каспийский монстр» выходит в море

В 20-е годы XX века ученые открыли экранный эффект — резкое увеличение подъемной силы летательного аппарата во время движения над ровной поверхностью. Это может быть море, лед, земля без перепадов высот. Используя эффект «воздушной подушки» между поверхностью и аппаратом, в 1961 году советский кораблестроитель Ростислав Алексеев сконструировал машину, не имевшую аналогов в мире, — экраноплан, скоростное судно, способное и передвигаться по воде, и лететь над поверхностью земли.

Экспериментальная модель экраноплана СМ-1 послужила прототипом для больших машин — КМ и «Лунь». Разрабатывали и собирали их на заводе «Красное Сормово» в Горьком (Нижний Новгород), а испытывали в Каспийском море. В черте города Каспийска на территории завода «Дагдизель» для этого создали специальную станцию для приемо-сдаточных испытаний. Место выбрали исходя из соображений секретности: Каспий — море закрытое, да и «Дагдизель» производил продукцию для «оборонки» и был режимным объектом. В 1966 году в Дагестан вниз по Волге отбуксировали экраноплан КМ.

самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть картинку самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Картинка про самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история

Фото: Евгений Костин

— Я помню, как его привезли, — рассказывает заместитель директора завода «Дагдизель» по техническим вопросам Михаил Халимбеков. — Он был в полуразобранном виде: с крыльями он не проходил по каналам и шлюзам Волгоградской ГЭС.

Экраноплан был спрятан за картоном или фанерой с надписью «Плавстенд» и укрыт маскировочной сеткой.

Вокруг бухты возвели забор, и рабочие приступили к сборке аппарата корабля-макета — так расшифровывалась аббревиатура КМ, которую западная разведка неверно истолковала как «Каспийский монстр». Некоторые детали изготавливали тут же, на «Дагдизеле».

— Вот такими болтами крепили крыло к корпусу, — Халимбеков отмеряет руками расстояние в 20 сантиметров.

Экраноплан действительно поражал размерами: 92 метра в длину, 22 метра в высоту, а масса судна превышала 500 тонн. КМ был оснащен десятью двигателями и мог лететь над водой на высоте от 3 до 14 метров, с максимальной скоростью около 500 километров в час.

самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть картинку самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Картинка про самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история

Экраноплан КМ (репродукция)

— Когда работали два двигателя, установленных на корме, в городе было невозможно разговаривать, какой стоял грохот. Уровень шума составлял 140 децибел — звук взлетающего реактивного самолета, — вспоминает Халимбеков.

Он так описывает чувства людей, увидевших, как испытывают экраноплан:

— Из пены и морских брызг вылетал огромный нос с восемью двигателями и поворачивал в сторону берега. Когда люди на махачкалинском загородном пляже видели, как экраноплан разворачивался, они готовы были зарыться от страха в песок.

Инженер-конструктор Алексеев испытывал свое детище больше 13 лет. Приезжал в Каспийск, постоянно что-то усовершенствовал, перед каждым взлетом — а пилотировал свое творение нередко он сам — исследовал каждый гвоздик. Но «Каспийского монстра» ждала незавидная судьба. В ноябре 1980 года, уже после смерти Алексеева, аппарат потерпел аварию из-за ошибки пилотов. Незадолго до рокового полета два двигателя с кормы перенесли на нос, центр тяжести судна сместился. С корабля были сняты 30 тонн балласта. Он стал легче и, соответственно, мог набрать высоту больше привычной, рассказывает Халимбеков.

самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть картинку самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Картинка про самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история

Родоначальник судов на подводных крыльях и экранопланов Ростислав Алексеев. Фото Алексея Жигайлова /Фотохроника ТАСС

— Они поднялись на высоту около 30 метров. Скорость была предельной. По инструкции пилотам надо было сбросить обороты двигателей, но они попытались отрегулировать высоту. На огромной скорости экраноплан под углом вошел в воду — это все равно что удариться о бетон, — объясняет Халимбеков.

От удара экраноплан разбился, но не утонул. По одной из версий, оба пилота получили переломы позвоночника, их вертолетами доставили в больницу, а позже судили и приговорили к условным срокам. Пассажиры же корабля, ученые, не пострадали, на катерах их эвакуировали на берег. Сам «Каспийский монстр» оказался на дне моря — перевозить потерпевший крушение корабль на сушу по каким-то причинам не стали.

самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть картинку самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Картинка про самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история

Фото: Евгений Костин

Длина «Луня» — 73 метра, высота — 20 метров, а размах крыльев — 45 метров. Вес — около 400 тонн. «Лунь» мог подниматься «на экране» на высоту до 5 метров. На борту одновременно находились до 10 человек. В отличие от других моделей, «Лунь» был более мореходным — мог выдерживать шторм до 5−6 баллов.

Экраноплан проекта 903 собирались использовать для ракетных ударов по кораблям. «Лунь» благодаря высокой скорости движения — 500 км/ч — и незаметности для радаров (на низкой высоте его невозможно было засечь) мог легко подойти к авианосцам на расстояние точного запуска ракеты, объясняет Халимбеков.

В 1987 году в Каспийске начались конструкторские, а затем заводские испытания нового экраноплана.

— Догнать экраноплан могли бы только самолеты. А вооружена машина была до зубов, — вспоминает Халимбеков.

На аппарат установили шесть ракет ЗМ-80 «Москит», которые и сейчас находятся на вооружении Российской армии и способны поразить цель на расстоянии до 250 километров.

Интересный факт: испытывая «Лунь», военные выпустили боевые ракеты по пустому зданию торпедного цеха завода «Дагдизель», стоящему прямо в море. Из-за попадания снарядов и без того заброшенный цех стало подтапливать водой.

После завершения государственных испытаний в 1990 году «Лунь» поступил на службу в ВМФ, он входил в 236-й дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии, где кроме ракетного экраноплана числились три транспортно-десантных — «Орленок».

самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть картинку самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Картинка про самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история

Фото: Евгений Костин

«Лунь» планировалось запустить в серийное производство, в Нижнем Новгороде завершалась сборка второй машины, но распад Советского Союза внес свои коррективы в эти планы: достраивали аппарат уже как поисково-спасательный, а затем финансирование прекратилось вовсе — и проект 903 был заморожен полностью.

Оставшаяся единственной огромная машина, то ли самолет, то ли корабль, совершила свой последний полет в 1991 году, после чего аппарат законсервировали в заводском доке, а всю электронику с него сняли. А позже аппарат официально исключили из состава Каспийской флотилии, как и «Орлят».

«Творение, превзошедшее время»

Сейчас «Лунь» стоит на территории завода «Дагдизель».

— Все устарело: электроника, гидравлика, двигатели пришли в негодность, — говорит Халимбеков. — Но корпус корабля на сто процентов пригоден — в прошлом году его проверяла комиссия минобороны и вынесла такой вердикт.

Но планов вновь поставить экранопланы на вооружение в России пока нет. Возможно, виной тому относительная ненадежность аппарата и не очевидная экономическая целесообразность его строительства — при всех прочих достоинствах. Если использующие экранный эффект аппараты и начнут эксплуатировать, это будут, скорее, «гражданские» варианты — для транспортировки грузов или людей; о таких разработках периодически заявляется в прессе.

самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Смотреть картинку самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Картинка про самолет на берегу каспийского моря в дербенте история. Фото самолет на берегу каспийского моря в дербенте история

Фото: Евгений Костин

На заднем плане — стоящий в море восьмой цех завода «Дагдизель», где испытывали торпеды. Сейчас цех заброшен

— Известно, что американцы заказали российским конструкторам проект подобного аппарата. На таких суднах можно было бы возить пассажиров через Атлантику: самолет прямо из гавани, например, Нью-Йорка, мог прилететь в гавань Франции, Испании. Куда угодно — не нужно строить дополнительных аэропортов… — предполагает Халимбеков.

Судьба же единственного в мире экраноплана-ракетоносца, доживающего свой век на берегу Каспийска, пока неизвестна. Корабль-самолет может постигнуть участь ходового летающего макета десантно-транспортного «Орленка», после аварии долгие годы стоявшего на центральной площади Каспийска в качестве памятника, а потом утилизированного на металл. «Орлята» — единственный тип экраноплана, выпущенный в серию. Всего было собрано пять аппаратов, один из них сейчас выставлен на Химкинском водохранилище в Москве — в Музейно-мемориальном комплексе истории Военно-морского флота России. «Лунь» тоже вполне мог бы стать музейным экспонатом, считает Халимбеков, но есть сложности: транспортировать его будет непросто или невозможно.

— Дело в том, что док, в котором стоит «Лунь», сгнил. И сейчас судно вроде бы хотят списать и порезать на металлолом. Это было бы глупостью. Алексеев был гений, и экраноплан — творение ХХ века, превзошедшее свое время.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *