самолет лунь в дербенте история

Экраноплан «Лунь»

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903 «Лунь» — уникальный экспонат, аналогов которому нет во всем мире. Удивительный корабль-самолет был построен в 1980-х годах на опытном заводе «Волга» в Горьком (Нижнем Новгороде) и около 10 лет числился в 236 дивизионе экранопланов Каспийской флотилии.

Основная функция изобретения — уничтожение вражеских кораблей. Летал ракетоносец не совсем обычным образом: во время полета экраноплан «Лунь» поднимался на пару метров и летел над кромкой воды чуть соприкасаясь с ней. Несмотря на внушительные габариты, он мог развивать скорость до 500 км/ч, что в 5 раз превышало максимальную скорость всех известных в те годы кораблей.

Такое преимущество просто не оставляло шансов противнику. Но впечатляющую боевую мощь «Луня» удалось проверить лишь в ходовых испытаниях, в реальных сражениях ракетоносец никогда не участвовал.

Экраноплан проекта 903 «Лунь»: google-панорама

Где находится экраноплан «Лунь»

После закрытия проекта 903, в рамках которого планировали построить восемь таких машин, «Лунь» оказался единственной полностью доработанной и введенной в эксплуатацию моделью. После списания корабль долгие годы находился в Каспийске, на территории машиностроительного завода «Дагдизель». На предприятие не пускали посторонних, что позволило сохранить уникальную разработку от разрушения и мародерства.

Сейчас экраноплан «Лунь» перемещен в Дербент. Гигантская машина, высотой с пятиэтажный дом, посажена на мель на диком пляже. Планируется, что на берегу Каспийского моря она пролежит до лета 2021 года, потом ракетоносец начнут перемещать в военно-патриотический парк «Патриот», где он станет центральным экспонатом. Строительство парка в Дербенте обещают завершить к 2023 году.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

История

История советского экраноплана-ракетоносца «Лунь» началась в 70-х годах, когда группа инженеров в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых начала разработку проекта. К строительству первого корабля приступили в 1983-м и уже через три года спустили изобретение на воду и отправили в Каспийск для дальнейшей доработки и испытаний. Проверки длились до 1991 года, после чего «Лунь» передали в распоряжение Каспийской флотилии.

В начале 2000-х ракетный экраноплан передали на хранение в сухой док на завод. Вспомнили об изобретении, когда в России начали возводить парки «Патриот». Для того, чтобы переместить «Лунь» из Каспийска в Дербент, пришлось затратить массу усилий. В транспортировке задействовали Каспийский флот. Несколько кораблей медленно буксировали экраноплан, другие силы контролировали безопасность операции.

Корабли-буксиры доставили будущий экспонат максимально близко до берега, затем из воды на пляж экраноплан вытягивали с помощью воздушных подушек и тросов, привязанных к тракторам. Это была очень сложная и долгая работа, за один день удавалось притянуть «Лунь» к суше всего на несколько сантиметров.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Парк «Патриот» еще не построен, но экраноплан уже стал популярной достопримечательностью. Посмотреть на него приезжают не только туристы, но и местные жители. От погружения в воду машину удерживают натянутые толстые тросы, поэтому близко людей стараются не подпускать, но уследить за всеми не всегда получается.

Характеристики

Технические характеристики экраноплана-ракетоносца «Лунь» впечатляют. Его высота достигает 19,2 метров, а длина — 73,8. Размах крыльев составляет 44 метра, а площадь каждого крыла — 550 кв. метров. Чтобы посадить такой самолет нужна площадка размером с футбольное поле.

Весит пустой экраноплан 243 тонны, а при максимальной нагрузке — 380 тонн. Для уничтожения кораблей противника «Лунь» был оснащен ракетными пусковыми установками и авиационными пушками. При этом управлять огромной машиной могли всего 10 человек.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Каспийский монстр

Экраноплан «Лунь» в Дербенте часто называют «Каспийским монстром». Считается, что это прозвище придумали сотрудники иностранных служб, которые в 60-х годах следили за акваторией Каспийского моря с помощью спутников. В то время на Каспии испытывали предшественника «Луня» — экраноплан проекта 902.

У судна не было названия, но на борту были написаны буквы КМ, что означало «корабль-макет». Иностранцы, увидев на снимках непонятный объект, не смогли определить что перед ними, корабль или самолет, а заметив буквы расшифровали их по-своему. Позднее корабль-макет затонул при испытаниях и до сих пор лежит на дне Каспийского моря, но он стал прототипом экраноплана «Лунь» и подарил ему прозвище «Каспийский монстр».

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Как добраться до экраноплана «Лунь» в Дербенте

Добраться до ракетоносца можно на машине (своей или на такси), либо на электричке из Дербента и пешком.

От Дербента до экспоната примерно 19 километров, поездка на машине займет 25 минут. Из города нужно выехать на юг, в сторону деревни Авадан. Прямо перед ней будет поворот к морю. Сориентироваться на месте помогут координаты экраноплана «Лунь»: 41.940875, 48.379311.

Маршрут на Яндекс. Картах:

Самостоятельные туристы могут сесть на электричку, следующую до станции 2429 км (Авадан). Рейсы ходят утром, днем и вечером, дорога занимает около получаса.

Расписание электричек:

От станции 2429 км (Авадан) до пляжа придется идти пешком или ловить попутку. Дорогу покажут местные, но лучше воспользуйтесь навигатором.

Как пройти от станции до экраноплана:

Еще один способ добраться до ракетоносца — заказать такси в Дербенте. К вашим услугам компании Maxim и Яндекс Go.

Экраноплан «Лунь» внутри: видео

Источник

Фантастический экраноплан-ракетоносец Лунь. Только в СССР смогли построить такой корабль

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Привет. Я давно собирался поехать в Дагестан и посетить небольшой городок Дербент расположенный на берегу Каспийского моря. Моё желание было связанно с тем, что туда отбуксировали уникальную боевую машину, сознанную гениальными инженерами СССР — экраноплан Лунь. Но, если очень сильно чего-то хотеть, то желание материализуется.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Забегая вперёд скажу, что посещение этого объекта превзошло мои самые смелые ожидания. Столько эмоций от технического объекта я не получал очень давно. Вот представьте. Низкое и серое небо, блёклая полоска песчаного пляжа и у самой кромки воды возвышается огромных размеров серый «монстр».

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Эпическое видео с квадрокоптера.

Вытащенный на берег одновременно похожий и на самолёт и на корабль! Такой объект не может не впечатлять.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Если не знать историю, что экраноплан можно с лёгкостью перепутать с самолётом. Особенно если смотреть на него сверху.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Есть все атрибуты летательного аппарата. Крылья, фюзеляж, хвостовое оперение и двигатели.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Поэтому, большинство людей путают экраноплан с самолётом. По определению советской классификации, экраноплан — судно (корабль) на динамической воздушной подушке. Только вот его скорость в 10 раз быстрее любого известного судна, или корабля.

Экраноплан — машина, которая совмещает в себе свойства летательного аппарата и судна. Можно сказать, что это недосамолёт и летающий гиперкорабль. Экраноплан передвигается на воздушном экране, который образуется под его крыльями.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Он летит на плотном слое воздуха под крыльями. Высота полёта небольшая до 8 метров над поверхностью. При этом скорость машины около 500 км/ч!
Прежде всего экраноплан сделали для того, чтобы уничтожать авианосцы потенциального противника. Есть у него свойство, которое позволяет подойти к цели незамеченным как раз на дистанцию пуска ракет.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Это гигантский расход топлива и требуемая мощность для того, чтобы махина весом в 250 тонн «вышла» на воздушный экран. Проблему с мощностью инженеры решили установкой 8-ми турбореактивных двухконтурных двигателей с тягой 13 000 кгс каждый! Это огромная мощность!

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Мало того, каждый двигатель был оборудован поворотным соплом для нагнетания реактивной струи под крылья Луня. Тем самым увеличивая эффект экрана.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Ну и для защиты и ближнего боя было две пушечных установок 23-мм УКУ-9К-502-II.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Одна в кормовой части. А вторая под первым спаренным контейнерам в передней части экраноплана.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Экипаж экраноплана 10 человек. А для управления нужно всего два специально подготовленных человека. На фото ниже кабина пилотов. Слева Командир, справа второй пилот (помощник командира).

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Места много. Я без труда разместился в кресле второго пилота.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

А это место борт инженера. Что интересно, инженер мог управлять тягой восьми двигателей.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Всего хотели построить 8 экранопланов, но не успели. СССР развалился, а таких денег у СНГ уже не было. Проект так и забросили. Лунь долгое время хранился в закрытом доке в Каспийске, а после его отволоки к месту возле Дербента где будет построен парк Патриот.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Строительство парка идёт. Уже начали свозить экспонаты для реставрации и размещения.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Смеркалось. Я провёл возле Луня почти весь день и никак не мог от него уехать. Меня впечатлили размер, смелость и гениальность идеи постройки такой машины.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Перед буксировкой военные изъяли все секретные приборы из экраноплана.
Но они изъяли не всё.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Всем Мир, лайк и репост! Завтра улетаю в Анапу, не прощаюсь.

Комментарии 966

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Ездил в этом году в Дагестан, Лунь тоже видел. Внушительно.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

«… экраноплан сделали для того, чтобы уничтожать авианосцы потенциального противника»
Скромненько так) всего лишь авианосцы
На Яндекс-дзене у народа с фантазией получше будет, там ещё и подводные лодки вписали в предполагаемые цели)
Ну, Каспий же, там этих авианосцев с подлодками — пруд пруди)

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Экраноплан можно разобрать и перевести на другие локации.
Странно, что ума про это подумать не хватило

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Даже разбирать не нужно, по каналам из Каспия в Черное море, своим ходом.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Так он и оснащён ракетами, в этом и фишка. Даёт залп за 500 км от цели как я помню.
В наше то время понятно он бестолков. Но на момент 70-х…

А на момент 70-х в СССР такого и в проекте не было.
«Лунь» начали строить в 1983, спустили на воду в 1986 и только в 1989 завершили испытания.
Ракеты «Москит», которыми он вооружён, приняли на вооружение в 1984. О каких 70-х идёт речь?

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Почитайте или посмотрите историю создания начиная с первых прототипов

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Я знаю историю создания экранопланов КБ Алексеева и изучал даже серию СМ, которые были до КМ.
В указанный Вами период проходили испытания КМ, но они не были блестящими. Могу привести вот такую интересную цитату:

«По общему заключению конструкторов ЦКБ “Каспийский монстр” возил сам себя. При огромных размерах экраноплана — длина около 100 метров, КМ брал на борт 20-35 человек испытателей и, примерно, 5-7 тонн испытательной аппаратуры. Таким образом грузоподъемность 400-тонного воздушного судна не превышала 10-15 тонн. Стоит напомнить, что в 1965 году в воздух поднялся опытный самолет О.К. Антонова Ан-22 “Антей”, который превосходил КМ по полезной нагрузке в пять раз, по скорости — в 1,5 раза, по дальности — в три раза. Выпущенный в США за пять лет до КМ стратегический бомбардировщик В-52 при той же полезной нагрузке в 15 раз превосходил КМ по дальности и в 2 раза по скорости.»

Такое себе чудо-оружие.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Как сказало одно мудило, СССР кроме колош не чего не делало, которые продавала в Африку неграм.

Источник

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте историяeugzolotuhin

Первый кузбасский фотоблог

Его построили в СССР для уничтожения кораблей противников, он похож на корабль фантастического кино, но уже почти тридцать лет фантастическая советская разработка ржавела и чуть не была уничтожена. Но в прошлом году экраноплан решили сохранить для истории и сделать центральным экспонатом дагестанского военно-патриотического парка. Работы только начались, но теперь хотя бы стало ясно, что чудо-техника уцелеет и не будет распилено на металлолом.

1.
самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Самый мощный в мире летательный аппарат советские разработчики начали строить в 60-е годы. Длина 92 метра, размах 37 и взлетная масса 544 тонны. Аппарат должен был парить над водой за счет эффекта экрана. Назывался он официально КМ, что значило корабль-макет. Но американские спецслужбы расшифровали это как «Каспийский монстр», потому что испытания экраноплана проводили в Каспийском море, недалеко от города Каспийска.

В 80-м году оригинальный «Каспийский монстр» из-за ошибки пилотов затонул. Спасать монстра не стали, но на его основе появился проект 903 «Лунь». Проект предполагал строительство восьми экранопланов-ракетоносцев, которые должны были незаметно уничтожать вражеские военные корабли.

2.
самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

«Лунь» построили к 86-му году, переправили снова в Дагестан и начали испытания, которые завершились к 1990 году. Тогда же готовый к уничтожение врагов экраноплан был отдан военным Каспийской флотилии. По традиции «Лунь» американцы называли как и предшественника, «Каспийским монстром».

Не прослужив и года экраноплан отправили на стоянку завода под Каспийском. Развал СССР, кризис, передел собственности и прочие проблемы так и не дали экраноплану проявить себя в полноценной работе. Советское чудо военной техники осталось гнить где-то в Дагестане. Про остальные 7 «Луней», которые должны были быть построены, конечно, пришлось забыть.

3.
самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Про единственный в мире экраноплан-ракетоносец никто не вспоминал почти тридцать лет, его чуть было не распилили и не сдали на металлом, но каким-то чудом в начале 2020 года про него все же вспомнили и решили сохранить в истории.

Было решено по морю отбуксировать экраноплан из Каспийска в Дербент, вытащить на берег и построить вокруг «Каспийского монстра» военно-патриотический парк Патриот.

4.
самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Ракетоносец сейчас находится где-то в 15 километрах от Дербента, около села Арабляр. Именно тут начнется строительство патриотического парка, экраноплан станет главным экспонатом, а вокруг разместят другую списанную советскую военную технику.

5.
самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Но уже сейчас, без всякого парка и понятных ориентиров, к этому месту постоянно ездят местные и туристы. Максимально близко к советскому монстру подъехать можно по берегу Каспия, правда, для этого нужен джип. Ну, или Жигули местных ребят, которые проедут везде.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Вокруг вовсю ведутся работы. Важно вытащить монстра в целости и сохранности, под него укладывают надутые подушки и потихонечку тянут, буквально по сантиметрам, почти ювелирная работа!

7.
самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

8.
самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Размах крыла: 44 метра

Масса пустого самолёта: 243 тонны

Взлётная масса: 380 тонн

Скорость: 500 км/час

9.
самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

10.
самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Тут можно увидеть небольшого человечка слева, так сказать для оценки масштабов этого по-настоящему монстра. Правда, сейчас этот каспийский монстр совсем беспомощный.

11.
самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Территория вокруг пока выглядит не особо привлекательно, но скоро обещают навести благоустройство. Но главное, что была решена сложная инженерная задача по буксировке и вывозу на берег.

12.
самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

На экраноплане установлены пусковые установки противокорабельных ракет «Москит». Самих ракет, конечно, сейчас нет, как и всего секретного оборудования, которое, как говорят, сняли и сдали на секретные склады уже почти как тридцать лет назад.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Парк вокруг экранопланы обещают открыть уже в 2021 году. Посмотрим, что из этого получится.

Источник

Забытое наследие могущественной цивилизации. Экраноплан-ракетоносец проекта 903 “Лунь”. Часть 1. Корабль и самолет

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Покорение человеком неба шло шаг за шагом. Первый шаг сделали ученые, второй — смельчаки. Еще в двадцатых годах прошлого века был открыт экранный эффект — резкое увеличение подъемной силы крыла на малых высотах полета. Чем ближе к земле — тем выше была подъемная сила. Для авиации тех лет, особенно самолетов-низкопланов, это явление было вредным — банально, мешало посадке.

Вскоре инженеры научились бороться с влиянием экрана на аэродинамические характеристики самолетов на взлетно-посадочных режимах; эксперименты также подтвердили, что при полете самолетов на сверхмалых высотах над «экраном» (вода, земля), происходит снижение расхода топлива и уменьшение аэродинамического сопротивления.

Дальнейшие изыскания привели к созданию новых классов транспортных средств, использующих экранный эффект — в том числе, экранопланов-амфибий. Наибольшее развитие эти технологии получили в СССР, где над ними трудились в двух больших КБ — ЦКБ по судам на подводных крыльях под руководством Ростислава Алексеева и КБ имени Г.М. Бериева, где главным конструктором был итальянец Роберт Бартини.

Бартини был гением, но его идеи радикально опережали время. Многие полагают, что именно его проект сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика средней дальности А-55 стал прототипом Конкорда и Ту-144. Экспериментальный, футуристичный ВВА-14 — гидросамолёт, бомбардировщик и торпедоносец в одном флаконе, да еще и с вертикальным взлетом — был слишком сложным в реализации. Наследником идей Бартини стал не менее футуристичный амбициозный ЭКИП Льва Щукина, также не переросший стадию опытного образца. Об этом аппарате я подробно писал тут.

Работы Ростислава Алексеева и его коллег шли в другом, более традиционном направлении, и шли успешно — из КБ выходили и реализовывались проекты судов на подводных крыльев, на воздушной каверне и… экранопланы. После того, второй по счету экраноплан КБ, СМ-2, был продемонстрирован Хрущеву, генсек впечатлился и дал добро на разработку новых моделей — в том числе, военного назначения. Получив карт-бланш, в ЦКБ по СПК создали нечто невероятное. А именно — гибрид гигантского гидросамолета со сварной алюминиевой «лодкой» (впервые в мире для таких конструкций применялась сварка алюминия) и турбореактивного самолета!

Восемь турбореактивных двигателей ТРД ВД-7 (тяга каждого 3000 кгс) размещались на переднем пилоне, и нагнетали воздух под центроплан, создавая подъемную силу. Еще два таких же ТРД стояли на киле.

Длина Корабля-Макета (так назывался проект) составляла 92 м, размах крыла — 37.6 м. Масса пустого экраноплана — 240 тонн, при этом максимальный взлетный вес составлял более чем вдвое больше — 544 000 кг, что на тот момент было абсолютным рекордом для любого летательного аппарата. КМ (прозванный американцами Каспийским Монстром) мог развивать 500 км/ч, в полете на высоте от 4 до 14 метров над водной гладью. Проект успешно испытывали с 1966 по 1980 годы, когда единственный экземпляр КМ был разбит из-за ошибки пилотирования.

Работы над КМ легли в основу еще двух проекта экраноплана. Первым из них стал транспортно-десантный экранолет проекта 904 «Орленок». Этот проект был успешным — машины, хотя и в единичных экземплярах, добрались до реальной службы; 58-метровый экранолет был амфибийным, мог двигаться на 400 км/ч над водой или сушей на небольшой высоте, невидимый для радаров, самостоятельно выбираться на берег, чтобы, например, выгрузить две сотни пехотинцев, и тут же скрыться в тумане — в том числе, на высоте, ведь экранолет мог летать как самолет на высоте до 3000 м (это в теории, на практике полеты ограничивались несколькими сотнями метров высоты)! Но после смерти в 1984 году поддерживающего идею «Орлят» маршала Устинова, бюджет проекта был перенаправлен на создание новых АПЛ.

Вторым ключевым направлением работы ЦКБ по СПК стал проект 903 — ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь», построенный по той же принципиальной схеме, что и КМ. Единственный построенный экземпляр вы видите на этих фотографиях, сделанных мною на берегу Каспийского моря.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Главным конструктором проекта, начатого в 1969 году, стал сменивший Алексеева В.Н. Кирилловых.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Эскизный проект проекта 903 «Лунь» был выполнен ЦКБ по СПК в 1972–1978, технический проект– в 1977–1986 г. Строили аппарат (заводской №С-31) с 1982 по 1987 годы на опытном судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде. В тот же период на заводе «Волга» был построен и проходил статические испытания натурный корпус экраноплана «Лунь» (заводской №С-32).

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Несущий шесть управляемых противокорабельных ракет «Москит» ПУ ПКР ЗМ-80 «Лунь» мог «внезапно» на скорости в 500 км/ч подобраться к кораблям противника, и атаковать их. При удачном попадании — пустить на дно даже авианосец! Собственно, именно поэтому «Лунь», спущенный на воду в 1986 году, так и прозвали — «Убийца авианосцев», хотя в боевых действиях он никогда не участвовал.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

С 1986 по 1990 год в акватории Каспийского моря «Лунь» успешно прошел все испытания и госприемку, и в 1990 году был передан в опытную эксплуатацию 236 дивизиона кораблей-экранопланов Каспийской флотилии (войсковая часть 30960) где уже «служили» три «Орленка». Ответственность за эксплуатацию экранопланов, впрочем, была возложена на авиацию ВМФ, ведь с самолетами у “Луня” было больше общего, как, впрочем, и у других экранопланов.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Давайте посмотрим на этот аппарат, некогда наводящий ужас на американцев, более пристально.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Тем более, что благодаря многолетней консервации на заводе «Дагдизель» (предшествующей вытягиванию на берег для создания экспозиции патриотического парка), «Лунь» дошел до наших дней практически в целом и исправном виде. Разве что, было демонтировано вооружение и различное “секретное” оборудование.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Размер «Луня» — более чем убедительный. Длина — 73.8 м, размах цельнометаллического многолонжеронного крыла 44 метра, масса пустого экраноплана — 243 тонны. Дальность хода на одной заправке — до 2000 км.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Аппарат построен по традиционной для авиации схеме моноплана с трапециевидным крылом и хвостовым оперением с рулями управления.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

В носовой части, как и у КМ, расположен пилон, на котором установлены восемь двигателей НК-87 тягой 13000 кгс каждый (вариация двигателя лайнера Ил-86).

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Двигатели были модифицированы по сравнению с самолетными, им не было страшно активное забрызгивание, воздействие реактивных струй ракет, а также попадание крупных птиц.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Корпус “Луня”, при этом, скорее напоминает по форме скоростной катер.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Закрылки опускаются, двигатели через поворотные сопла нагнетают воздух под крыло, и экраноплан поднимается в воздух на высоту до 8 метров. Для посадки используется гидролыжное устройство.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Таким образом, самостоятельно выбраться на берег «Лунь» (в отличие от «Орленка») не мог — для этого ему нужен был док. Зато аппарат был способен выполнять боевые задачи даже при 5-6 балльном волнении на море.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

На законцовках крыла — поплавки. Вообще, плавучесть это очень важное свойство экраноплана, отличающее его от самолета. В ходе испытаний «Луня», например, была ситуация, когда техники ошиблись с расчетом количества топлива, и все восемь двигателей остановились на расстоянии в 10 км от базы.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Аппарат просто сел на воду… Пришлось привлечь буксировщик, но и только. Движения по воде, то есть в водоизмещающем режиме, даже в 5-бальный шторм, не проблема для «Луня» — это был один из штатных режимов.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

На верхней части корпуса установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит». Обратите внимание на покрытие под контейнерами — это примерно такая же керамическая теплозащита, как на корпусе «Бурана».

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Под ракетами — кабина стрелка. В следующем материале побываем внутри. Скорострельный корабельный башенный пулемет «Утес-М» частично демонтирован.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Немного забегая вперед, скажу, что как ракетоносец «Лунь оказался спроектирован очень правильно — возникающие при пуске ракет импульсные нагрузки достигали до 120 т, но при этом просадка экраноплана в режиме движения составляла не более 0.5 м!

Кабина — как у самолета.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

В корпусе обтекателя — морская РЛС.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Под хвостовым оперением располагаются РЛС.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Вид с хвоста на землю.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

На задней кромке, в 12 метрах над ватерлинией — еще одна кабина стрелка.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

В следующих материалах покажу, как это гениальное детище советской инженерной мысли устроено внутри, и расскажу, каких результатов удалось добиться инженерам и военным в ходе испытаний, и какое дальнейшее развитие получили идеи наших конструкторов.

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Будет интересно! Ну а пока сразу скажу, что увидеть Лунь своими глазами может каждый, для этого нужно просто приехать в Дагестан, координаты точки: 41.937917, 48.383782

самолет лунь в дербенте история. Смотреть фото самолет лунь в дербенте история. Смотреть картинку самолет лунь в дербенте история. Картинка про самолет лунь в дербенте история. Фото самолет лунь в дербенте история

Если материал вам понравился, буду рад вашим комментариям, дополнениям и репостам!

***
Читайте также другие мои истории про заброшенные объекты военного и прочего назначения:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *