самохвалов история одного города иллюстрации

Самохвалов. Книжная графика

Водолаз поднимается на палубу. Иллюстрация к книге А.Н.Самохвалова «Три случая под водой». 1927 Книжная графика А.Н.Самохвалова представлена в собраниях региональных художественных музеев отдельными литографиями, эскизами и подготовительными рисунками ряда иллюстративных циклов 1920-х – 1950-х годов.

Искусство иллюстрирования – интереснейший раздел творческой деятельности А.Н.Самохвалова, в котором переплелись, рождая особое слияние, роли рисовальщика и мастера-литографа. В лучших своих работах он стал автором или интерпретатором текстов иллюстрируемых книг. В процессе рисования литографскими карандашом или тушью на камне Самохвалову-литографу удавалось сохранить в оттисках печатной формы буквальное соответствие подготовительным листам, полностью передав в иллюстрациях фактуру штрихов и линий рисунков-оригиналов.

Происшествие в пути. Иллюстрация к повести В.П.Матвеева «Золотой поезд». 1929 Особое место в книжной графике А.Н.Самохвалова середины 1920-х годов принадлежит его работе над созданием иллюстраций для собственных книг. Одной из первых подобных серий рисунков мастера явились иллюстрации к книге его рассказов «Три случая под водой» (1927, ТОКГ). Черно-белые композиции листов цикла, интерпретируя текст сочинения их автора, дополнили его с помощью выразительного и образного языка объемно-тоновых решений в акварели и в мастерских тушевых рисунках, созданных тончайшими линиями пера. Благодаря особой родственности литературного текста, рисунка и литографии, в литографированной книге смогло возникнуть органичное авторское триединство художника.

Иллюстрация к книге М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». 1932-1933 Эскиз обложки к книге А.Н.Самохвалова «Ходя» отличает характерный для его манеры 1920-х годов прием конструктивистской обобщенности форм. Он представляет собой один из вариантов композиции обложки издания. К 1929 году относится цикл иллюстраций А. Н.Самохвалова к повести В.П.Матвеева «Золотой поезд» (ТОКГ). В эскизах иллюстраций, следуя характеру текста, художник обратился к особому, новому для себя приему рисунка. Острые, частые, словно спрессованные штрихи черного карандаша и тонкого пера, местами сливаясь, буквально вылепили изображения будущих иллюстраций, рельефнейшим образом выделив место действия и фигуры их персонажей.

Иллюстрация к главе «Голодный город» книги М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». 1933 Серия иллюстраций А.Н.Самохвалова к «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1931-1933, ТОКГ) была признана лучшим достижением мастера в искусстве книжной графики. Авторские литографии Самохвалова к «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина экспонировались на Международной выставке в Париже в 1937 году и получили высшую оценку – Гран-при. Впервые в истории иллюстрирования этого произведения А.Н.Самохвалов сумел ощутить и выразить безмерные глубину и сатирическую остроту авторского замысла, став истинным интерпретатором гениального текста. Именно ему удалось создать целые галереи типов обывателей и градоначальников мира города Глупова, составивших изобразительную физиологию цикла иллюстраций. В этой книге, воспринимаемой как единый художественный организм, они являют собой воплощенное омерзительное уродство масок-образов изображений ее заставок, рисунков внутри текста, концовок и вкладных страниц иллюстраций. Все иллюстрации цикла выполнены в технике монохромной литографии на контрастах черных и белых тонов. Большинство из них предстает мизансценами спектакля с порой сложными поворотами фигур, представленных фронтально, на переднем плане. Образы, передавшие реальную духовную атмосферу провинциального города, в изображениях иллюстраций переплетены с фантастическим гротеском. Набросок иллюстрации к главе «Голодный город», 1930-е (ТОКГ), сделанный А.Н.Самохваловым в процессе создания одноименной автолитографии, способен представить сам ход работы автора-литографа над циклом, когда рисунок композиции рождался прямо на литографском камне или на листе бумаги с помощью не графитного, а литографского карандаша.

Иллюстрация к комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». 1935 Вскоре, в 1935 году, продолжая жить идеями широких сатирических обобщений, А.Н.Самохвалов обратился к иллюстрированию «Горя от ума» А.С.Грибоедова (ТОКГ). В легкой, изящной и выразительной графической манере он создал литографированные изображения полостных иллюстраций и небольших рисунков-ремарок, вводящих в круг многочисленных образов персонажей комедии. Иллюстрации к авантюрному историческому роману А.П.Чапыгина «Гулящие люди», вышедшему в 1938 году (ЧГХМ), по манере и технике исполнения оказались во многом близки «Салтыковской серии», ставшей этапным произведением А.Н.Самохвалова.

На улицах Эдессы. Эскиз иллюстрации к роману Лиона Фейхтвангера «Лже-Нерон». 1937 Одной из интереснейших работ мастера в книжной графике, отличающейся особой ироничной интонацией, явились иллюстрации к «Лже-Нерону» Л.Фейхтвангера, созданные в 1937 году (ТОКГ). Увлечение художника античной живописью определило композиционный строй и саму манеру стилизации изображений фигур, как в иллюстрациях, так и в их карандашных эскизах. Большинство из них фиксирует этап, предшествовавший переводу рисунков, выполненных графитным карандашом, в технику акварельной киновари, в которой и был выполнен цикл.

В экспозиции виртуальной выставки представлена часть серии рисунков к «Избранным произведениям» А.Н.Радищева» 1949 года. Сделанные пером и тушью в характере станковых работ, они, мастерски имитируя, воссоздают фактуру и манеру офорта и перовой литографии.

Эскиз иллюстрации к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 1940-е С 1940-х годов в книжных иллюстрациях, как и в живописи А.Н.Самохвалова, усиливаются черты повествовательности и детальной описательности. Их композиции во многом приобретают реалистический характер станковой графики того времени. Эти черты присущи и «Пушкиниане» позднего периода творчества мастера. Большая серия иллюстраций к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» была выполнена в 1950-х годах (ТОКГ), став последней работой художника в книжной графике. Семь графических листов этого цикла послужили подготовительными рисунками для акварелей, ставших частью иллюстраций романа «Евгений Онегин» в издании 1963 года Ленинградского отделения Гослитиздата. Рисунки, представленные на виртуальной выставке – это фрагменты разработок самостоятельного графического цикла, связанного единством замысла. Они призваны, передавая эмоциональный строй, создать тонкое и точное ощущение ткани литературного текста. Иллюстрации, как и эскизы, выполнены в акварели, свободно и живописно моделирующей изображения жанровых композиций и пейзажей мастера. В беглых карандашных набросках выстроена нить будущих портретов персонажей и сцен действия романа. Многое в своих акварелях А.Н.Самохвалов поверял пейзажу, полагая, что сокровенное в «пушкинском» можно выразить в поэтическом очаровании самих «пушкинских мест». Художник наделил воплощение мира образных фантазий ассоциациями своих театральных решений, до конца оставшись в книжной графике великолепным и многогранным интерпретатором

Источник

Самохвалов. Книжная графика

Водолаз поднимается на палубу. Иллюстрация к книге А.Н.Самохвалова «Три случая под водой». 1927 Книжная графика А.Н.Самохвалова представлена в собраниях региональных художественных музеев отдельными литографиями, эскизами и подготовительными рисунками ряда иллюстративных циклов 1920-х – 1950-х годов.

Искусство иллюстрирования – интереснейший раздел творческой деятельности А.Н.Самохвалова, в котором переплелись, рождая особое слияние, роли рисовальщика и мастера-литографа. В лучших своих работах он стал автором или интерпретатором текстов иллюстрируемых книг. В процессе рисования литографскими карандашом или тушью на камне Самохвалову-литографу удавалось сохранить в оттисках печатной формы буквальное соответствие подготовительным листам, полностью передав в иллюстрациях фактуру штрихов и линий рисунков-оригиналов.

Происшествие в пути. Иллюстрация к повести В.П.Матвеева «Золотой поезд». 1929 Особое место в книжной графике А.Н.Самохвалова середины 1920-х годов принадлежит его работе над созданием иллюстраций для собственных книг. Одной из первых подобных серий рисунков мастера явились иллюстрации к книге его рассказов «Три случая под водой» (1927, ТОКГ). Черно-белые композиции листов цикла, интерпретируя текст сочинения их автора, дополнили его с помощью выразительного и образного языка объемно-тоновых решений в акварели и в мастерских тушевых рисунках, созданных тончайшими линиями пера. Благодаря особой родственности литературного текста, рисунка и литографии, в литографированной книге смогло возникнуть органичное авторское триединство художника.

Иллюстрация к книге М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». 1932-1933 Эскиз обложки к книге А.Н.Самохвалова «Ходя» отличает характерный для его манеры 1920-х годов прием конструктивистской обобщенности форм. Он представляет собой один из вариантов композиции обложки издания. К 1929 году относится цикл иллюстраций А. Н.Самохвалова к повести В.П.Матвеева «Золотой поезд» (ТОКГ). В эскизах иллюстраций, следуя характеру текста, художник обратился к особому, новому для себя приему рисунка. Острые, частые, словно спрессованные штрихи черного карандаша и тонкого пера, местами сливаясь, буквально вылепили изображения будущих иллюстраций, рельефнейшим образом выделив место действия и фигуры их персонажей.

Иллюстрация к главе «Голодный город» книги М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». 1933 Серия иллюстраций А.Н.Самохвалова к «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1931-1933, ТОКГ) была признана лучшим достижением мастера в искусстве книжной графики. Авторские литографии Самохвалова к «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина экспонировались на Международной выставке в Париже в 1937 году и получили высшую оценку – Гран-при. Впервые в истории иллюстрирования этого произведения А.Н.Самохвалов сумел ощутить и выразить безмерные глубину и сатирическую остроту авторского замысла, став истинным интерпретатором гениального текста. Именно ему удалось создать целые галереи типов обывателей и градоначальников мира города Глупова, составивших изобразительную физиологию цикла иллюстраций. В этой книге, воспринимаемой как единый художественный организм, они являют собой воплощенное омерзительное уродство масок-образов изображений ее заставок, рисунков внутри текста, концовок и вкладных страниц иллюстраций. Все иллюстрации цикла выполнены в технике монохромной литографии на контрастах черных и белых тонов. Большинство из них предстает мизансценами спектакля с порой сложными поворотами фигур, представленных фронтально, на переднем плане. Образы, передавшие реальную духовную атмосферу провинциального города, в изображениях иллюстраций переплетены с фантастическим гротеском. Набросок иллюстрации к главе «Голодный город», 1930-е (ТОКГ), сделанный А.Н.Самохваловым в процессе создания одноименной автолитографии, способен представить сам ход работы автора-литографа над циклом, когда рисунок композиции рождался прямо на литографском камне или на листе бумаги с помощью не графитного, а литографского карандаша.

Иллюстрация к комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». 1935 Вскоре, в 1935 году, продолжая жить идеями широких сатирических обобщений, А.Н.Самохвалов обратился к иллюстрированию «Горя от ума» А.С.Грибоедова (ТОКГ). В легкой, изящной и выразительной графической манере он создал литографированные изображения полостных иллюстраций и небольших рисунков-ремарок, вводящих в круг многочисленных образов персонажей комедии. Иллюстрации к авантюрному историческому роману А.П.Чапыгина «Гулящие люди», вышедшему в 1938 году (ЧГХМ), по манере и технике исполнения оказались во многом близки «Салтыковской серии», ставшей этапным произведением А.Н.Самохвалова.

На улицах Эдессы. Эскиз иллюстрации к роману Лиона Фейхтвангера «Лже-Нерон». 1937 Одной из интереснейших работ мастера в книжной графике, отличающейся особой ироничной интонацией, явились иллюстрации к «Лже-Нерону» Л.Фейхтвангера, созданные в 1937 году (ТОКГ). Увлечение художника античной живописью определило композиционный строй и саму манеру стилизации изображений фигур, как в иллюстрациях, так и в их карандашных эскизах. Большинство из них фиксирует этап, предшествовавший переводу рисунков, выполненных графитным карандашом, в технику акварельной киновари, в которой и был выполнен цикл.

В экспозиции виртуальной выставки представлена часть серии рисунков к «Избранным произведениям» А.Н.Радищева» 1949 года. Сделанные пером и тушью в характере станковых работ, они, мастерски имитируя, воссоздают фактуру и манеру офорта и перовой литографии.

Эскиз иллюстрации к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 1940-е С 1940-х годов в книжных иллюстрациях, как и в живописи А.Н.Самохвалова, усиливаются черты повествовательности и детальной описательности. Их композиции во многом приобретают реалистический характер станковой графики того времени. Эти черты присущи и «Пушкиниане» позднего периода творчества мастера. Большая серия иллюстраций к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» была выполнена в 1950-х годах (ТОКГ), став последней работой художника в книжной графике. Семь графических листов этого цикла послужили подготовительными рисунками для акварелей, ставших частью иллюстраций романа «Евгений Онегин» в издании 1963 года Ленинградского отделения Гослитиздата. Рисунки, представленные на виртуальной выставке – это фрагменты разработок самостоятельного графического цикла, связанного единством замысла. Они призваны, передавая эмоциональный строй, создать тонкое и точное ощущение ткани литературного текста. Иллюстрации, как и эскизы, выполнены в акварели, свободно и живописно моделирующей изображения жанровых композиций и пейзажей мастера. В беглых карандашных набросках выстроена нить будущих портретов персонажей и сцен действия романа. Многое в своих акварелях А.Н.Самохвалов поверял пейзажу, полагая, что сокровенное в «пушкинском» можно выразить в поэтическом очаровании самих «пушкинских мест». Художник наделил воплощение мира образных фантазий ассоциациями своих театральных решений, до конца оставшись в книжной графике великолепным и многогранным интерпретатором

Источник

Самохвалов А.Н. Иллюстрация к «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина. 1933

Самохвалов А.Н.
Иллюстрация к «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина
1933
Бумага, литография. 15,3 х 10
КП-23605
Тверская областная картинная галерея

М.Е.Салтыков-Щедрин. История одного города. М.-Л., « Academia », 1935 (переплет, титульный лист, иллюстрации); Факсимильное воспроизведение издания 1935 года: Л., «Художник РСФСР», 1987.

Суть «Истории одного города» сам Салтыков-Щедрин определял «как «сатиру на политический строй России в форме исторической сатиры». А.Н.Самохвалов в своей книге «Мой творческий путь» так охарактеризовал и описал свой замысел и работу над иллюстрациями издания: «…Я сознавал необходимость вместе с автором этой великой сатиры острием своего карандаша срезать те болевые наросты на теле народном, которые как скальпель хирурга, срезает слово сатирика… Народ во власти тьмы. И вот сатира Салтыкова-Щедрина должна собрать, сконцентрировать эту тему. Сатира эта безжалостна к угнетателям, но она столь же безжалостна и к моральным уродствам, порожденным в народе, вызванным вековым угнетением… У Салтыкова-Щедрина глуповцы в своем одичании, потере человеческого облика «обросли шерстью». Иллюстрации я решил выполнить автолитографией. К литографскому карандашу я уже привык, и…в мою мастерскую привезли десятка два хорошо подготовленных камней. Шел третий год работы. Этот год уже стал мукой. Очень нелегкое дело жить в обществе таких чудовищных образов и следовать за сатириком тяжкими путями…Смонтировали книгу… в один присест. Каждый оттиск нашел свое место. Книга печаталась в типографии Ивана Федорова с большим стремлением к наибольшей выразительности… Итак, книга вышла, вызвав волнения, преимущественно восторженные. Большой размер делал ее книжищей. Газета «Вечерний Ленинград» напечатала рецензию под заголовком: «Шедевр полиграфического искусства». Музеи тоже могли иметь у себя комплекты оттисков. Пока на свои выставки я посылал отдельные оттиски, и, наконец, на Международной выставке в Париже в 1937 году они экспонировались в большом количестве в разделе книжной графики, и высшее международное жюри присудило мне «Гран-при», высшую премию… Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, просмотрев книгу, сказал: «Это конгениально Салтыкову-Щедрину»… У многих в Ленинграде и в Москве эта книга стала чем-то вроде настольной книги».

Источник

Самохвалов А.Н. Иллюстрация к «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина. 1933

Самохвалов А.Н.
Иллюстрация к «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина
1933
Бумага, литография. 33 х 24
КП-23603
Тверская областная картинная галерея

М.Е.Салтыков-Щедрин. История одного города. М.-Л., «Academia», 1935 (переплет, титульный лист, иллюстрации); Факсимильное воспроизведение издания 1935 года: Л., «Художник РСФСР», 1987

Суть «Истории одного города» сам Салтыков-Щедрин определял «как «сатиру на политический строй России в форме исторической сатиры». А.Н.Самохвалов в своей книге «Мой творческий путь» так охарактеризовал и описал свой замысел и работу над иллюстрациями издания: «…Я сознавал необходимость вместе с автором этой великой сатиры острием своего карандаша срезать те болевые наросты на теле народном, которые как скальпель хирурга, срезает слово сатирика… Народ во власти тьмы. И вот сатира Салтыкова-Щедрина должна собрать, сконцентрировать эту тему. Сатира эта безжалостна к угнетателям, но она столь же безжалостна и к моральным уродствам, порожденным в народе, вызванным вековым угнетением… У Салтыкова-Щедрина глуповцы в своем одичании, потере человеческого облика «обросли шерстью». Иллюстрации я решил выполнить автолитографией. К литографскому карандашу я уже привык, и…в мою мастерскую привезли десятка два хорошо подготовленных камней. Шел третий год работы. Этот год уже стал мукой. Очень нелегкое дело жить в обществе таких чудовищных образов и следовать за сатириком тяжкими путями…Смонтировали книгу… в один присест. Каждый оттиск нашел свое место. Книга печаталась в типографии Ивана Федорова с большим стремлением к наибольшей выразительности… Итак, книга вышла, вызвав волнения, преимущественно восторженные. Большой размер делал ее книжищей. Газета «Вечерний Ленинград» напечатала рецензию под заголовком: «Шедевр полиграфического искусства». Музеи тоже могли иметь у себя комплекты оттисков. Пока на свои выставки я посылал отдельные оттиски, и, наконец, на Международной выставке в Париже в 1937 году они экспонировались в большом количестве в разделе книжной графики, и высшее международное жюри присудило мне «Гран-при», высшую премию… Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, просмотрев книгу, сказал: «Это конгениально Салтыкову-Щедрину»… У многих в Ленинграде и в Москве эта книга стала чем-то вроде настольной книги».

Источник

Самохвалов А.Н. Иллюстрация к главе «О корени происхождения глуповцев» Салтыкова-Щедрина М.Е. «История одного города». 1933

Самохвалов А.Н.
Иллюстрация к главе «О корени происхождения глуповцев» книги Салтыкова-Щедрина М.Е. «История одного города»
1933
Бумага, литография. 22,4 х 18,8
Г-5444
Тверская областная картинная галерея

М.Е.Салтыков-Щедрин. История одного города. М.-Л., «Academia», 1935 (переплет, титульный лист, иллюстрации); Факсимильное воспроизведение издания 1935 года: Л., «Художник РСФСР», 1987

Суть «Истории одного города» сам Салтыков-Щедрин определял «как «сатиру на политический строй России в форме исторической сатиры». А.Н.Самохвалов в своей книге «Мой творческий путь» так охарактеризовал и описал свой замысел и работу над иллюстрациями издания: «…Я сознавал необходимость вместе с автором этой великой сатиры острием своего карандаша срезать те болевые наросты на теле народном, которые как скальпель хирурга, срезает слово сатирика… Народ во власти тьмы. И вот сатира Салтыкова-Щедрина должна собрать, сконцентрировать эту тему. Сатира эта безжалостна к угнетателям, но она столь же безжалостна и к моральным уродствам, порожденным в народе, вызванным вековым угнетением… У Салтыкова-Щедрина глуповцы в своем одичании, потере человеческого облика «обросли шерстью». Иллюстрации я решил выполнить автолитографией. К литографскому карандашу я уже привык, и… в мою мастерскую привезли десятка два хорошо подготовленных камней. Шел третий год работы. Этот год уже стал мукой. Очень нелегкое дело жить в обществе таких чудовищных образов и следовать за сатириком тяжкими путями… Смонтировали книгу… в один присест. Каждый оттиск нашел свое место. Книга печаталась в типографии Ивана Федорова с большим стремлением к наибольшей выразительности… Итак, книга вышла, вызвав волнения, преимущественно восторженные. Большой размер делал ее книжищей. Газета «Вечерний Ленинград» напечатала рецензию под заголовком: «Шедевр полиграфического искусства». Музеи тоже могли иметь у себя комплекты оттисков. Пока на свои выставки я посылал отдельные оттиски, и, наконец, на Международной выставке в Париже в 1937 году они экспонировались в большом количестве в разделе книжной графики, и высшее международное жюри присудило мне «Гран-при», высшую премию… Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, просмотрев книгу, сказал: «Это конгениально Салтыкову-Щедрину»… У многих в Ленинграде и в Москве эта книга стала чем-то вроде настольной книги».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *