самое крупное воздушное сражение в истории

Какое воздушное сражение было самым масштабным за всю историю?

Об этом воздушном сражении знают в наши дни, наверно, только специалисты и любители авиации. Но это была последняя решительная попытка немцев вернуть господство к воздухе. Английский историк авиации Р. Джексон в книге «Красные соколы» писал: «В попытке выбить русских с территории Румынии немцы в конце мая нанесли сильный контрудар в районе города Яссы. Для обеспечения поддержки с воздуха они собрали лучшие истребительные эскадры люфтваффе. Их соперниками были несколько гвардейских истребительных авиаполков, в которых служили такие асы, как Покрышкин, Кожедуб, Клубов, Речкалов: перечень имен летчиков обеих сторон читался как справочник «Кто есть кто», содержащий сведения о Героях Советского Союза и кавалерах Рыцарского креста. Естественно, что, когда они встретились в воздухе, сражение над Яссами по своей свирепости и напряженности напоминало бои на Курской дуге. С утра до вечера воздух стонал и гудел от рева моторов. » Здесь были и пикировщики Ю-87 Руделя, и все три группы 52-й эскадры истребителей, среди которых находились уже упоминавшиеся участники Кубанской битвы лейтенант Эрих Хартман и майор Герхард Баркхорн.

31 мая сражение разгорелось еще сильнее. В 15 воздушных боях участвовало 196 «аэрокобр» против 408 немецких самолетов. Покрышкинцы сбили 31 самолет противника, подбили 9.

Хм-м-м-м, не ожидал, что на Кубани было крупнейшее у нас сражение:
В апреле-июне 1943 г. в небе над Кубанью разгорелось крупнейшее авиационное сражение, в котором участвовало свыше 900 советских самолётов. Противник потерял более 1100 самолётов.

Источник

Смерть с неба: великие воздушные сражения XX века

самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть фото самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть картинку самое крупное воздушное сражение в истории. Картинка про самое крупное воздушное сражение в истории. Фото самое крупное воздушное сражение в истории

Сложно поверить, но в самом начале XX века о воздушных боях никто не мог и подумать. Самолеты использовали лишь для разведки и наблюдения. Пионерами военной авиации стали небольшие молодые государства. Летчики объединенной Италии и Болгарии в Балканской войне против Османской империи первыми стали бомбить с воздуха не только наземные объекты, но и турецкий флот. Какими были грандиозные сражения прошлого века? Как смогли вьетнамские летчики победить превосходящие силы американских ВВС? И как один человек смог повлиять на исход целого боя? Об этом рассказывает программа «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!

Первый военный вылет самолета

самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть фото самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть картинку самое крупное воздушное сражение в истории. Картинка про самое крупное воздушное сражение в истории. Фото самое крупное воздушное сражение в истории

«Bleriot-XI – легкая машина. Летчик с большой высоты мог видеть, фотографировать и доносить о перемещениях положений неприятеля», – рассказал историк авиации Николай Бодрихин.

Именно фоторазведка считалась единственной задачей авиаторов до Первой мировой. Но все изменилось, когда летчики вместо фотоаппарата для разведки стали брать с собой на борт пушечные ядра, металлические бруски и даже гири.

«Либо они стреляли из ружья, либо делали фигуры высшего пилотажа, которые создавали такой воздушный поток, который заставлял самолет противника войти в штопор и разбиться», – отметил директор Музея войск ПВО Юрий Кнутов.

Кровавый апрель

Кровавый апрель – так эксперты называют период с 1 апреля по 5 мая 1917 года. ВВС Германии уничтожили более 300 британских самолетов. При этом англичане смогли сбить всего 60 немецких истребителей. Это случилось благодаря синхронизатору – изобретению Антона Фоккера, авиаконструктора из Нидерландов. Именно этой новинкой были оснащены германские самолеты.

самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть фото самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть картинку самое крупное воздушное сражение в истории. Картинка про самое крупное воздушное сражение в истории. Фото самое крупное воздушное сражение в истории

«Происходит выстрел в тот момент, когда винт находится не напротив ствола пулемета. Синхронизатор обеспечивает стрельбу через винт», – пояснил Юрий Кнутов.

Легенда о непобедимых ВВС Германии была разрушена во Второй мировой войне. 10 июля 1940 года началась Битва за Британию. Первое в мире сражение, где принимала участие только авиация. Гитлер мечтал о превосходстве в воздухе, хотел уничтожить британские ВВС и высадить сухопутные войска на английский берег.

«Битву за Британию немцы проиграли, но здесь важнейшую роль сыграли первые радиолокационные станции, которые англичане построили на побережье. Они своевременно предупреждали о предстоящих немецких налетах», – рассказал Юрий Кнутов.

Летающие крепости Второй мировой

Вскоре после этой битвы Германия напала на СССР, и уже через месяц начались массированные авиаатаки Москвы. Только за ноябрь 1941 года было зафиксировано 45 воздушных тревог.

За полгода – с июля по конец декабря – к столице пыталось прорваться больше семи тысяч нацистских самолетов, но цели достигли лишь 229. Советские асы встречали противника за 200–300 км от города. Благодаря такой тактике удалось избежать больших разрушений и массовых жертв.

Победы и поражения немецких люфтваффе во многом зависели от одного человека – рейхсмаршала авиации и личного друга Гитлера Германа Геринга. Именно он взял на себя всю ответственность за подготовку Германии к воздушной войне. Пока фашисты создавали все более совершенные истребители, англичане, а затем и американцы наладили выпуск бомбардировщиков-гигантов, «Ланкастеров» и летающих крепостей B-29.

самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть фото самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть картинку самое крупное воздушное сражение в истории. Картинка про самое крупное воздушное сражение в истории. Фото самое крупное воздушное сражение в истории

Хитрая тактика против численного превосходства

Вьетнамская война стала новым этапом в истории военной авиации. Летчики Вьетнама показали, что побеждает не тот, у кого больше самолетов, а тот, кто умеет ими пользоваться.

В 1965 году американцы стали бомбить Вьетнам. Янки поддерживали французские войска, которые пытались удержать власть над бывшей колонией. Численное превосходство западных ВВС в воздухе было очевидно. Но вьетнамские пилоты придумали свою тактику.

самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть фото самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть картинку самое крупное воздушное сражение в истории. Картинка про самое крупное воздушное сражение в истории. Фото самое крупное воздушное сражение в истории

«Они заходили со стороны солнца и, как правило, с облаков в тех районах, где у американцев не было радиолокационных станций. Причем они, как москиты, налетали сзади и атаковали самолеты противника», – отметил Юрий Кнутов.

С 1965 по 1973 год ВВС Вьетнама уничтожили в три раза больше самолетов, чем потеряли сами. Эксперты уверены: в воздухе Вьетнам одержал полную и безоговорочную победу над ВВС США. Но в истории были случаи, когда на исход целого воздушного сражения мог повлиять даже один человек.

Один в поле воин

Адольф Георгиевич Толкачев – советский инженер, специалист по авиационной радиолокации. С 1979 по 1986 год работал на ЦРУ. За шесть лет своей деятельности Толкачев успел передать США 54 совершенно секретные разработки. Так, на Запад попала новейшая электронная система управления самолетов МиГ и приборы для обхода радиолокационных станций.

За тот ущерб, который агент нанес нашей стране, американские разведчики дали ему кличку Бриллиант. Граница Сирии, Израиля и Ливана – это место, где сегодня по-прежнему проходят реальные бои между истребителями. Эксперты уверены: грандиозное поражение сирийских ВВС в 1982 году в ходе Арабо-израильской войны напрямую связано со шпионажем Адольфа Толкачева.

самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть фото самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть картинку самое крупное воздушное сражение в истории. Картинка про самое крупное воздушное сражение в истории. Фото самое крупное воздушное сражение в истории

«В 1982 году, когда Израиль напал на сирийскую группировку, он уже знал все частоты, на которых работает зенитно-ракетный комплекс и самое главное – прицелы истребителей. И прицелы истребителей сирийцев уже ничего не могли видеть», – отметил Юрий Кнутов.

С обеих сторон в конфликте участвовало около 350 самолетов. В отдельных боях одновременно было задействовано от 120 до 200 боевых машин. Всего сирийские ВВС за это время по разным оценкам потеряли от 80 истребителей советского производства. Израильская сторона не потеряла ни одной машины.

Больше крупных боев с участием авиации в мире не происходило. Во время одного из самых известных военных конфликтов последнего времени – Второй войны в Персидском заливе – Саддам Хусейн держал большую часть своей авиации в бункерах под землей, чтобы сохранить ее.

Эксперты уверены: все дело в цене истребителей. Патрулировать воздушные границы, наносить удары по наземным целям гораздо дешевле, чем вступать в настоящий воздушный бой.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Источник

Великий воздушный перелом. Битва над Кубанью

самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть фото самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть картинку самое крупное воздушное сражение в истории. Картинка про самое крупное воздушное сражение в истории. Фото самое крупное воздушное сражение в истории

17 апреля началось первое в ходе Великой Отечественной войны крупное сражение в воздухе между советскими ВВС и германскими Люфтваффе

Воздушная битва на Кубани, началом которой традиционно считается 17 апреля 1943 года, стала одним из крупнейших авиационных сражений Великой Отечественной войны. С обеих сторон в ней участвовало почти 2000 самолетов — истребителей, ближних и дальних бомбардировщиков и штурмовиков. Кубанская битва в воздухе, начавшаяся с привычного для Красной Армии преимущества немецких авиаторов, завершилась безоговорочной победой советских летчиков. Именно здесь, на Кубани, во весь голос заявили о себе такие красные асы, как Александр Покрышкин, братья Борис и Дмитрий Глинка, Султан Амет-Хан и другие. В общей сложности 52 летчика советских ВВС, участвовавшие в воздушном сражении на Кубани, стали Героями Советского Союза, и сотни были награждены орденами и медалями.

Первое авиационное наступление

Весна 1943 года стала, пожалуй, первым периодом в ходе Великой Отечественной войны, когда командование советскими вооруженными силами стало рассматривать авиацию как один из важнейших инструментов «взлома» немецкой обороны. Повод для этого дали успехи наших летчиков в ходе Сталинградской битвы, когда добытое в боях преимущество в воздухе обеспечило быстрое продвижение наземных войск и снижение потерь. Поэтому, планируя весеннее наступление Северо-Кавказского фронта на Кубани и Северном Кавказе, руководство Ставки Верховного главнокомандования приняло решение прежде всего обеспечить воздушное превосходство, которое позволило бы добиться успеха на земле при штурме так называемой «Голубой линии». Такое имя носила система немецкой обороны на Кубани, протянувшаяся от побережья Азовского моря до предгорий Северного Кавказа. Именно она закрывала путь советским войскам к Крыму и азовскому побережью и дальше, в сторону северного Причерноморья.

Получив такие задачи, командование советской авиации впервые в ходе Великой Отечественной войны взялось за разработку не просто плана поддержки наземных войск, а настоящего авиационного наступления. В нем были учтены все возможности летчиков — и бомбардировщиков, и штурмовиков, и истребителей. Каждый отряд получил собственные задачи. Причем позднее, уже в ходе битвы на Кубани, эти задачи стали меняться: так, например, истребительная авиация, традиционно считавшаяся прежде всего средством прикрытия собственных бомбардировщиков и штурмовиков, превратилась в наступательные силы, целью которых стали вражеские бомбардировщики.

От Мысхако до Крымской

Над «Голубой линией»

Наземная часть весеннего наступления завершилась к началу июля, так и не достигнув поставленных целей. Несмотря на то, что советские войска сумели прорвать два первых оборонительных рубежа «Голубой линии», разорвать ее полностью и выйти на оперативный простор им не удалось. Они смогли сделать это лишь в октябре 1943 года, когда началась Новороссийско-Таманская операция, ставшая последним этапом битвы за Кавказ. А вот успехи советских ВВС были гораздо более впечатляющими. Им не только удалось завоевать и удержать господство в воздухе над Кубанью, но и существенно сократить численность немецких самолетов, а главное, летчиков. К лету 1943 года в боевых порядках Люфтваффе стало гораздо меньше опытных пилотов, чем было в начале Великой Отечественной войны, а советские ВВС, напротив, стали пополняться опытными пилотами, которые к тому же получали в свое распоряжение новую технику, способную на равных противостоять немецкой.

По сравнению с первыми месяцами войны, когда советские самолеты во многом уступали вражеским, в том числе по маневренности и вооружению, воздушное сражение над Кубанью стало временем паритета в технике. Новые отечественные истребители Як-1Б и Як-7, а также Ла-5, могли сражаться с немецкими «Мессершмиттами» и «Фокке-Вульфами» на равных, а при условии, что за их штурвалами сидели опытные пилоты — то и с явным преимуществом.

«Этажерки» и «Аэрокобры»

Но главный перелом произошел в авиационной тактике, в которой оборонительный настрой сменился наступательным. К концу воздушной битвы на Кубани советские летчики смогли перенять у немцев тактику «свободной охоты»: если в начале войны нам банально не хватало самолетов и подготовленных пилотов, то теперь и того, и другого было в достатке. Появилась даже возможность выделять наиболее боеспособную и надежную технику, в первую очередь американские истребители «Аэрокобра» Р-39, в распоряжение самых опытных летчиков, которые могли полностью использовать их возможности для победы над врагом. Кроме того, переняли советские летчики и тактику групповых бомбардировочных налетов, и размещение авиакорректировщиков на передовой, которые позволяли не распылять силы, а направлять их именно в те места, где они были нужнее всего.

Результаты ожесточенных воздушных боев, гремевших над Кубанью с 17 апреля по 7 июля, до сих пор достоверно неизвестны. Традиционно считается, что советская авиация сбила 1100 самолетов противника, потеряв всего 750 своих, немецкие источники говорят о 1000 сбитых в воздухе наших самолетов, но и те, и другие цифры превышают общее число самолетов, которыми противники располагали на этом участке фронта. Однако смело можно говорить о том, что в результате первого крупнейшего воздушного сражения в ходе Великой Отечественной войны нашим ВВС удалось полностью завоевать господство в воздухе на южном фасе советско-германского фронта. А чуть позже за счет уроков и опыта, накопленного на Кубани, такого же перевеса наша авиация добилась на всех остальных участках, что и стало одним из залогов Победы.

Источник

Воздушное сражение на Кубани

Воздушное сражение развернувшееся в небе Кубани в апреле-июне 1943 года стало одним из крупнейших воздушных сражений Второй Мировой войны и было составной частью советского наступления на Кавказе. Данное сражение разбилось на несколько эпизодов и не прекращалось более двух месяцев. Обе стороны наращивали авиационное присутствие в регионе, поэтому борьба в воздухе была масштабной и жестокой. В некоторые дни в небе проходило до 50 воздушных боев с участием до 70 самолетов с каждой стороны. Одну из главных ролей в сражении сыграли советские истребители нового поколения. Впервые за все время Великой Отечественной войны, советские летчики навязали люфтваффе свою волю, активно мешали и противодействовали выполнению немцами своих боевых задач.

К середине апреля 43 года немцы сосредоточили на аэродромах Кубани и Крыма основные силы своего 4-го воздушного флота – около 820 самолетов. Дополнительно они могли привлекать еще около 200 бомбардировщиков с аэродромов на юге Украины. Всего 4 воздушный флот насчитывал более 1000 самолетов: 580 бомбардировщиков, 250 истребителей и 220 разведчиков. Для поддержки сюда были переброшены лучшие истребительные эскадры Германии: 3-я «Удет», 51-я «Мельдерс», 54-я «Зеленые сердца», вооруженные последними моделями истребителей Me-109 и Fw-190. Дополнительно на данном театре военных действий были использованы по одной истребительной эскадрилье Словакии, Хорватии и Румынии.

Советская сторона также не сидела, сложа руки, и уже 18 апреля начало переброску на Северо-Кавказский фронт 2-го бомбардировочного, 3-го истребительного и 2-го смешанного авиакорпусов, а также 282-й истребительной дивизии, доведя численность авиации до 900 машин, из которых 370 истребителей, 170 штурмовиков, 360 бомбардировщиков из них 195 ночных. Из них около 65% самолетов было новых типов: Ла-5, Як-1, Як-7Б, английские и американские бомбардировщики Б-3 и Б-20 а также истребители «Спитфайр» и «Аэрокобра». Сосредоточение такого количества самолетов на довольно ограниченном театре военных действий предопределило упорную и напряженную борьбу за господство в воздухе.

самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть фото самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть картинку самое крупное воздушное сражение в истории. Картинка про самое крупное воздушное сражение в истории. Фото самое крупное воздушное сражение в истории

Затем с 28 апреля по 10 мая развернулось воздушное сражение в небе над станицей Крымской. Об интенсивности этих боев может свидетельствовать тот факт, что за 3 часа наступления немецкая авиация совершила более 1500 самолето-вылетов.

Последние крупные воздушные сражения прошли в период с 26 мая по 7 июня в районе станиц Киевской и Молдаванской при прорыве «Голубой линии» немцев. На некоторое время немцам удалось захватить превосходство в воздухе, что сильно осложняло жизнь наступающим войскам. Ответной мерой противодействия стали атаки советской авиации на аэродромы немцев. С 26 мая по 7 июня ВВС РККА провели 845 самолето-вылетов по аэродромам гитлеровцев в Анапе, Керчи, Саки, Сарабуз и Тамани. Всего за время сражений в небе Кубани советская авиация произвела около 35 тысяч самолето-вылетов.

Если оценивать потери сторон, то по советским архивам ВВС РККА уничтожила весь немецкий 4-й флот, немцы же со своей стороны отчитались об уничтожении 1000 самолетов в воздушных боях и 300 сбитых зенитным огнем, т.е. даже больше, чем их было на данном участке фронта. Так что определить потери сторон можно лишь приблизительно, хотя то, что потери обеих сторон были огромны сомнениям не подлежит.

Скорее всего, потери советской стороны были выше, так как подготовке своих летчиков немцы уделяли больше внимания. Не подлежит сомнению, что с немецкой стороны на Кубани действовали лучшие летчики-истребители, летавшие в парах еще с 1939 года. Даже молодые немецкие летчики из пополнения имели налет около 200 часов, а по прибытии в боевые части должны были налетать еще около 100 часов, в прифронтовой полосе, выполняя задачи по охране аэродромов и изучая местность. Немцы исходили из того, что у русских больше и летчиков и самолетов, поэтому стремились беречь кадры.

С советской же стороны наряду с асами такими как: А. И. Покрышкин, А. Ф. Клубов, Г. Г. Голубев, В. И. Фадеев участвовали и выпускники летных школ с минимальным налетом, а также летчики, прибывшие с Дальнего Востока или других отдаленных округов, не имеющие боевого опыта. Но, даже несмотря на это, приблизительные потери летчиков-истребителей со стороны Германии составили 75 человек, а с учетом союзников около 135, что является половиной от общего числа имевшихся к началу сражения истребителей 4-го воздушного флота.

Александр Покрышкин (6.03.1913 – 13.11.1985) – второй по результативности летчик стран Антигитлеровской коалиции, трижды герой Советского Союза. По официальным данным лично сбил 59 самолетов, скорее всего, сбил на порядок больше, так как из зачета выбыли победы 1941 года, сгоревшие вместе с архивами полка, а также вражеские машины, которые Покрышкин записывал на своих ведомых, стимулируя их таким образом.

самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть фото самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть картинку самое крупное воздушное сражение в истории. Картинка про самое крупное воздушное сражение в истории. Фото самое крупное воздушное сражение в истории

В небе Кубани Покрышкин сбил по официальным данным 16 вражеских самолетов. В это время наш прославленный ас летал на американской «Аэрокобре». Здесь проходит несколько его выдающихся по результативности боев. Так 12 апреля над станицей Крымской Покрышкин сбивает 4 истребителя Me-109, позднее в этот же день он сбил еще 3 самолета, доведя число сбитых машин за день до 7, в истории советской авиации был лишь один подобный случай. Еще через несколько дней Покрышкин сбивает 3 Ju-87, а 28 апреля в составе 8 истребителей «Аэрокобра» разгоняет три девятки пикирующих бомбардировщиков Ju-87, лично уничтожив 5 из них.

Заслуги Покрышкина в сражении на Кубани были высоко оценены, и 24 апреля он получает свое перове звание Героя Советского Союза, а в июне очередное звание майора. Помимо советских наград в том же 1943 году Покрышкин был награжден американской медалью «За выдающиеся заслуги».

В большинстве боев Покрышкин в первую очередь старался сбить лидера, этот опыт он вынес из боев 1941-42 годов. Таким образом, часто уже в начале боя удавалось деморализовать противника. Некоторые историки приписывают ему создание новой техники воздушного боя вошедшей в историю, как «Кубанская этажерка».

В сражение над Кубанью Хартман входил лишь начинающим пилотом, к концу апреля 1943 года у него на счету было 8 побед, и он стал ведущим пары. Точное количество самолетов сбитых летчиком на Кубани не известно, но на 7 июля 1943 года на его счету была уже 21 победа. Именно на Кубани молодой пилот, которому тогда было чуть за 20 начал оттачивать свои навыки воздушного боя, которые с лихвой окупились в дальнейшем.

самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть фото самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть картинку самое крупное воздушное сражение в истории. Картинка про самое крупное воздушное сражение в истории. Фото самое крупное воздушное сражение в истории

Всю война Хартман летал исключительно на истребителях Me-109 G и придерживался вполне определенной тактики – удара из засад. По словам Хартмана его никогда не заботили проблемы воздушного боя, он старался по возможности избегать схваток с истребителями. Хартман забирался как можно выше и по возможности атаковал противника со стороны солнца, в 90% случаев противник даже не понимал, что произошло. Летчик руководствовался вполне определенной формулой воздушного боя и оттачивал ее всю войну. Своим самым главным достижением Хартман считал то, что за время войны не потерял ни одного своего ведомого.

Заслуги Хартмана по достоинству были оценены и в Советском Союзе, где после войны он получил 25 лет лагерей за нанесение ущерба советской экономике в годы войны. Отсидев в советских лагерях почти 10 лет, в 1955 году Хартман вернулся на родину.

Источник

Битва 1951 года: самый секретный воздушный бой Ивана Кожедуба

самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть фото самое крупное воздушное сражение в истории. Смотреть картинку самое крупное воздушное сражение в истории. Картинка про самое крупное воздушное сражение в истории. Фото самое крупное воздушное сражение в истории

19 апреля 1951 года вошло в военную историю США как «черный вторник». Тогда в корейских небесах американские ВВС постигла настоящая катастрофа. Буквально за 10 минут было потеряно 14 самолетов, а еще примерно столько же, едва дотянув до аэродромов, так больше и не поднялись в воздух. Очевидцы вспоминают, что небо было буквально белым от парашютов американских летчиков, покидавших подбитые машины. Казалось бы, произошло невероятное: самолеты Ким Ир Сена смогли сокрушить непобедимую воздушную армаду.

Однако позже выяснилось, что за корейскими опознавательными знаками и китайской формой скрывались советские асы, которые пришли на выручку народу Северной Кореи. И не последнюю роль в этом сражении сыграл одним из самых результативных летчиков Второй Мировой войны Иван Кожедуб.

С самого начала войны на Корейском полуострове доминирование американцев в небе было неоспоримым. Старые поршневые самолеты северокорейских ВВС казались устаревшим хламом по сравнению с F-15 и B-29. Американские бомбардировщики под прикрытием истребителей играючи уничтожали инфраструктуру противника. Однако уже через несколько месяцев Ким Ир Сен сумел договориться со Сталиным, и в корейском небе стали все чаще появляться реактивные МиГ-15, которые на тот период представляли последнее слово военной техники. Но поскольку сами корейцы никак не могли эффективно управлять столь сложной техникой, вместе с самолетами на помощь братскому корейскому народу прибыли и советские летчики.

По распоряжению Сталина в Корею был отправлен и Иван Кожедуб, на тот момент уже трижды Герой Советского Союза. К 1950 году Кожедуб уже был признанным асом, на счету которого было 62 самолета противника. Счет воздушным победам был открыт в время сражений Курской дуги, когда летчик сбил первый немецкий самолет, бомбардировщик Юнкерс Ю-87. С тех пор удача никогда не покидала Кожедуба: он ни разу не был сбит, и даже если самолет получал повреждения, советский ас всегда возвращался на аэродром.

Любопытно, что еще во время Второй Мировой войны Кожедуб имел дело с американцами. В своей автобиографии летчик пишет, что в 1945 году сбил два американских самолета, которые атаковали его, ошибочно приняв за немецкого летчика. Поэтому, перебирая кандидатов для руководства ответственной миссией в Корее, Сталин остановился именно на Кожедубе. Однако вся операция проводилась в строжайшей секретности, ведь Северная Корея была признана ООН агрессором. Поэтому если бы кто-то из советских летчиков попал в плен, разгорелся бы невиданный мировой скандал. Поэтому Кожедубу не только присвоили фамилию Крылов, но и строжайше запретили лично подниматься в воздух.

«Черный вторник»

Отправка в Корею для Кожедуба стала полнейшей неожиданностью. Однополчанин аса А. Щербаков в своей книге «Летчики, самолеты, испытания» приводит весьма интересный эпизод. В 1950 году Кожедуб отдыхал со своей женой в Кисловодске. Внезапно среди ночи раздался стук в дверь. На пороге оказался офицер МГБ, который без лишних объяснений потребовал летчика следовать за ним в машину. По дороге Кожедуб мысленно перебирал все свои последние слова и действия, теряясь в догадках, чем он обязан внезапной опале. Однако вместо тюрьмы летчика привезли в здание горкома. Там состоялся телефонный разговор с Василием Сталиным, командиром авиации Московского военного округа. После этого Кожедуб был немедленно доставлен в Москву, а затем – на спецоперацию в Корею.

Как уже было сказано, сам Кожедуб официально в боях не участвовал, а выполнял роль инструктора. И все же советский ас не мог усидеть на земле. Во время каждого значимого боя он поднимал в воздух свой МиГ, превращенный в командный пункт, и лично наблюдал за ходом сражения. Однако, по воспоминаниям некоторых участников событий, иногда Кожедуб все-таки вступал в воздушные бои. Ведь даже свою автобиографию летчик назвал «Ищущий боя», что многое говорит о характере советского аса.

Доподлинно неизвестно, участвовал ли Кожедуб в событиях «черного вторника». Скорее всего нет, ведь это был первое крупное сражение Корейской войны. Поэтому было резонно соблюдать осторожность и, помня личный приказ Сталина, в бой не соваться. И все же именно подготовленные Кожедубом летчики тогда смогли раз и навсегда поставить точку в доминировании ВВС США.

Потеря столь важного объекта могла серьезно ухудшить положение корейцев. Поэтому для перехвата бомбардировщиков Кожедуб поднял около 50 МиГов, который устроили американским летчикам форменный ад. Операция американцев завершилась полным провалом: более ста летчиков попали в плен, а практически каждый экипаж вернулся с убитыми и ранеными. Именно после этого случая за южным берегом реки Ялуцзян закрепилось известное на весь мир название «Аллея МиГов».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *