самое большое воздушное сражение в истории
Какое воздушное сражение было самым масштабным за всю историю?
Об этом воздушном сражении знают в наши дни, наверно, только специалисты и любители авиации. Но это была последняя решительная попытка немцев вернуть господство к воздухе. Английский историк авиации Р. Джексон в книге «Красные соколы» писал: «В попытке выбить русских с территории Румынии немцы в конце мая нанесли сильный контрудар в районе города Яссы. Для обеспечения поддержки с воздуха они собрали лучшие истребительные эскадры люфтваффе. Их соперниками были несколько гвардейских истребительных авиаполков, в которых служили такие асы, как Покрышкин, Кожедуб, Клубов, Речкалов: перечень имен летчиков обеих сторон читался как справочник «Кто есть кто», содержащий сведения о Героях Советского Союза и кавалерах Рыцарского креста. Естественно, что, когда они встретились в воздухе, сражение над Яссами по своей свирепости и напряженности напоминало бои на Курской дуге. С утра до вечера воздух стонал и гудел от рева моторов. » Здесь были и пикировщики Ю-87 Руделя, и все три группы 52-й эскадры истребителей, среди которых находились уже упоминавшиеся участники Кубанской битвы лейтенант Эрих Хартман и майор Герхард Баркхорн.
31 мая сражение разгорелось еще сильнее. В 15 воздушных боях участвовало 196 «аэрокобр» против 408 немецких самолетов. Покрышкинцы сбили 31 самолет противника, подбили 9.
Хм-м-м-м, не ожидал, что на Кубани было крупнейшее у нас сражение:
В апреле-июне 1943 г. в небе над Кубанью разгорелось крупнейшее авиационное сражение, в котором участвовало свыше 900 советских самолётов. Противник потерял более 1100 самолётов.
Самые кровопролитные воздушные сражения ХХ века
Сотни самолетов, заслоняя небо, идут прямым курсом друг на друга. Летные задания получены, пушки и пулеметы заряжены, враг впереди — как на ладони.Секунда — и безупречная геометрия боевых порядков ломается, моментально погружаясь в хаос ближнего воздушного боя. Семьдесят лет назад, 16 декабря 1941 года, под Сталинградом началась Среднедонская наступательная операция, в ходе которой силы Юго-Западного и левого фланга Воронежского фронтов атаковали восьмую итальянскую и третью румынскую армии группы «Дон» под командованием фельдмаршала Эриха фон Манштейна.
Каждая сторона привлекла для битвы от 400 до 500 самолетов различных типов. Красная армия за две недели прорвала вражеский фронт шириной в 340 километров, разгромила 11 дивизий противника и вышла в тыл группы армий «Дон». Такого успеха удалось достичь во многом благодаря эффективным действиям советской авиации. РИА Новости публикует подборку других заметных воздушных операций ХХ века.
Три боя
Советская историография разделяет сражение над Кубанью на три крупных воздушных боя. Первый произошел с 17 по 24 апреля в районе Мысхако. Силы вермахта при плотной поддержке авиации пытались уничтожить группу войск 18-й армии. На небольшой десант немцы бросили 450 бомбардировщиков и 200 истребителей прикрытия. Им противостояли 500 советских самолетов, в том числе 100 бомбардировщиков. Немецкой стороне удалось сохранить инициативу в воздухе, однако истребительная авиация Советского Союза смогла достичь главной задачи: помешать бомбардировщикам врага организованно наносить удары по боевым порядкам советских войск.
Второе крупное сражение произошло с 28 апреля по 10 мая над станицей Крымской. О высокой его интенсивности говорит тот факт, что за три часа наступления немецкая авиация совершила более полутора тысячи самолетовылетов. Последние крупные воздушные бои прошли в период с 26 мая по 7 июня в районе станиц Киевской и Молдаванской. Всего за время трех битв ССССР потерял около 750 самолетов, Германия — около 1,1 тысячи. Воздушные сражения на Кубани оцениваются советской историей положительно — ввиду значительного подрыва воздушной мощи люфтваффе на всем фронте. Кроме того, советские летчики прошли отличную школу во время битвы за Кавказ, выработали ряд эффективных тактических схем, научились воевать в новых боевых порядках.
Прямой путь в камикадзе
Одним из крупнейших воздушных сражений на тихоокеанском театре Второй мировой войны стала Битва при Марианских островах 19-20 июня 1944 года. Пятый флот ВМС США вступил в бой с мощным авианосным соединением Императорского флота Японии, насчитывавшим девять «плавучих аэродромов». Американцы наступали силами 12 авианосцев. Тысяче палубных самолетов Штатов противостояли порядка 750 японских машин. Эту битву Императорский флот проиграл с «разгромным счетом».
За два дня американцы потеряли 123 самолета. Однако они уничтожили более 600 машин противника и потопили три авианосца. К такому печальному для японцев итогу привело техническое несовершенство их истребителей, а также низкий уровень подготовки экипажей. Огромные потери в авиации Японской империи уже не удалось восполнить. В октябре 1944-го, во время сражения в заливе Лейте, которое считается крупнейшей морской битвой в истории, четыре японских авианосца не могли вступить в бой только потому, что для них не было самолетов. Отчасти именно разгром на Марианских островах и острый «дефицит» в палубной авиации привели к созданию в японском флоте отрядов камикадзе.
«Черный вторник»
Ожесточенными воздушными сражениями запомнилась и Корейская война. Одно из своих самых крупных поражений американская стратегическая авиация потерпела 30 октября 1951 года от советских самолетов. В этот день, позже названный в США «Черным вторником», 21 тяжелый бомбардировщик B-29 Stratofortress в сопровождении 200 истребителей вылетел для нанесения ударов по аэродрому Намси. На перехват этой армады выдвинулись 44 советских МиГ-15.
Истребительный эскорт сильно отставал от бомбардировщиков, так как поднялся в воздух с опозданием. B-29 определенный этап маршрута летели с минимальным прикрытием. Этим и воспользовались советские асы. Двадцать две пары МиГ-15 в пикировании прошли сквозь редкий строй американских F-86 и атаковали стратегические бомбардировщики. В результате скоротечного боя были сбиты 12 «летающих крепостей» и четыре истребителя прикрытия. Оставшимся бомбардировщикам пришлось ретироваться. По свидетельству штурмана одного из В-29, который участвовал в этом налете и позднее попал в плен, на всех уцелевших от атаки МиГ-15 самолетах были убитые и раненые. Советская сторона потеряла в этом бою лишь один истребитель.
Двое против двадцати восьми
В одном из первых сражений войны Судного дня произошла воздушная стычка, в очередной раз доказавшая, что в небе численное превосходство далеко не всегда является гарантией победы. Шестого октября 1973 года 28 египетских МиГ-17 и МиГ-21 атаковали израильскую авиабазу Офира на Синайском полуострове недалеко от Шарм-эш-Шейха. На аэродроме в тот момент находилась лишь одна дежурная пара истребителей-перехватчиков F-4 Phantom II с экипажами — по пилоту и штурману в каждой машине. Израильским летчикам здорово помог тот факт, что истребители противника просто не восприняли их как значимую угрозу и начали бомбить взлетно-посадочные полосы и другую инфраструктуру базы.
Пара поднялась в воздух и сразу же навязала египетским самолетам маневренный ближний бой. Немалую помощь израильским летчикам оказал зенитно-ракетный комплекс MIM-23, развернутый на авиабазе. В ходе скоротечной шестиминутной стычки двум «Фантомам» удалось сбить от четырех до семи истребителей и продержаться до подхода подкрепления — четырех израильских «Миражей». После этого МиГи прекратили атаку и ушли в направлении гор. По мнению многих аналитиков, ахиллесовой пятой египетских самолетов в этом сражении была чрезмерная бомбовая нагрузка — их пилоты не рассчитывали встретить серьезное сопротивление со стороны авиации противника. Впрочем, египтяне нанесли немалый урон: они уничтожили РЛС аэродрома, а также добились не менее трех попаданий по взлетно-посадочным полосам.
Великий воздушный перелом. Битва над Кубанью
17 апреля началось первое в ходе Великой Отечественной войны крупное сражение в воздухе между советскими ВВС и германскими Люфтваффе
Воздушная битва на Кубани, началом которой традиционно считается 17 апреля 1943 года, стала одним из крупнейших авиационных сражений Великой Отечественной войны. С обеих сторон в ней участвовало почти 2000 самолетов — истребителей, ближних и дальних бомбардировщиков и штурмовиков. Кубанская битва в воздухе, начавшаяся с привычного для Красной Армии преимущества немецких авиаторов, завершилась безоговорочной победой советских летчиков. Именно здесь, на Кубани, во весь голос заявили о себе такие красные асы, как Александр Покрышкин, братья Борис и Дмитрий Глинка, Султан Амет-Хан и другие. В общей сложности 52 летчика советских ВВС, участвовавшие в воздушном сражении на Кубани, стали Героями Советского Союза, и сотни были награждены орденами и медалями.
Первое авиационное наступление
Весна 1943 года стала, пожалуй, первым периодом в ходе Великой Отечественной войны, когда командование советскими вооруженными силами стало рассматривать авиацию как один из важнейших инструментов «взлома» немецкой обороны. Повод для этого дали успехи наших летчиков в ходе Сталинградской битвы, когда добытое в боях преимущество в воздухе обеспечило быстрое продвижение наземных войск и снижение потерь. Поэтому, планируя весеннее наступление Северо-Кавказского фронта на Кубани и Северном Кавказе, руководство Ставки Верховного главнокомандования приняло решение прежде всего обеспечить воздушное превосходство, которое позволило бы добиться успеха на земле при штурме так называемой «Голубой линии». Такое имя носила система немецкой обороны на Кубани, протянувшаяся от побережья Азовского моря до предгорий Северного Кавказа. Именно она закрывала путь советским войскам к Крыму и азовскому побережью и дальше, в сторону северного Причерноморья.
Получив такие задачи, командование советской авиации впервые в ходе Великой Отечественной войны взялось за разработку не просто плана поддержки наземных войск, а настоящего авиационного наступления. В нем были учтены все возможности летчиков — и бомбардировщиков, и штурмовиков, и истребителей. Каждый отряд получил собственные задачи. Причем позднее, уже в ходе битвы на Кубани, эти задачи стали меняться: так, например, истребительная авиация, традиционно считавшаяся прежде всего средством прикрытия собственных бомбардировщиков и штурмовиков, превратилась в наступательные силы, целью которых стали вражеские бомбардировщики.
От Мысхако до Крымской
Над «Голубой линией»
Наземная часть весеннего наступления завершилась к началу июля, так и не достигнув поставленных целей. Несмотря на то, что советские войска сумели прорвать два первых оборонительных рубежа «Голубой линии», разорвать ее полностью и выйти на оперативный простор им не удалось. Они смогли сделать это лишь в октябре 1943 года, когда началась Новороссийско-Таманская операция, ставшая последним этапом битвы за Кавказ. А вот успехи советских ВВС были гораздо более впечатляющими. Им не только удалось завоевать и удержать господство в воздухе над Кубанью, но и существенно сократить численность немецких самолетов, а главное, летчиков. К лету 1943 года в боевых порядках Люфтваффе стало гораздо меньше опытных пилотов, чем было в начале Великой Отечественной войны, а советские ВВС, напротив, стали пополняться опытными пилотами, которые к тому же получали в свое распоряжение новую технику, способную на равных противостоять немецкой.
По сравнению с первыми месяцами войны, когда советские самолеты во многом уступали вражеским, в том числе по маневренности и вооружению, воздушное сражение над Кубанью стало временем паритета в технике. Новые отечественные истребители Як-1Б и Як-7, а также Ла-5, могли сражаться с немецкими «Мессершмиттами» и «Фокке-Вульфами» на равных, а при условии, что за их штурвалами сидели опытные пилоты — то и с явным преимуществом.
«Этажерки» и «Аэрокобры»
Но главный перелом произошел в авиационной тактике, в которой оборонительный настрой сменился наступательным. К концу воздушной битвы на Кубани советские летчики смогли перенять у немцев тактику «свободной охоты»: если в начале войны нам банально не хватало самолетов и подготовленных пилотов, то теперь и того, и другого было в достатке. Появилась даже возможность выделять наиболее боеспособную и надежную технику, в первую очередь американские истребители «Аэрокобра» Р-39, в распоряжение самых опытных летчиков, которые могли полностью использовать их возможности для победы над врагом. Кроме того, переняли советские летчики и тактику групповых бомбардировочных налетов, и размещение авиакорректировщиков на передовой, которые позволяли не распылять силы, а направлять их именно в те места, где они были нужнее всего.
Результаты ожесточенных воздушных боев, гремевших над Кубанью с 17 апреля по 7 июля, до сих пор достоверно неизвестны. Традиционно считается, что советская авиация сбила 1100 самолетов противника, потеряв всего 750 своих, немецкие источники говорят о 1000 сбитых в воздухе наших самолетов, но и те, и другие цифры превышают общее число самолетов, которыми противники располагали на этом участке фронта. Однако смело можно говорить о том, что в результате первого крупнейшего воздушного сражения в ходе Великой Отечественной войны нашим ВВС удалось полностью завоевать господство в воздухе на южном фасе советско-германского фронта. А чуть позже за счет уроков и опыта, накопленного на Кубани, такого же перевеса наша авиация добилась на всех остальных участках, что и стало одним из залогов Победы.
Смерть с неба: великие воздушные сражения XX века
Сложно поверить, но в самом начале XX века о воздушных боях никто не мог и подумать. Самолеты использовали лишь для разведки и наблюдения. Пионерами военной авиации стали небольшие молодые государства. Летчики объединенной Италии и Болгарии в Балканской войне против Османской империи первыми стали бомбить с воздуха не только наземные объекты, но и турецкий флот. Какими были грандиозные сражения прошлого века? Как смогли вьетнамские летчики победить превосходящие силы американских ВВС? И как один человек смог повлиять на исход целого боя? Об этом рассказывает программа «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!
Первый военный вылет самолета
«Bleriot-XI – легкая машина. Летчик с большой высоты мог видеть, фотографировать и доносить о перемещениях положений неприятеля», – рассказал историк авиации Николай Бодрихин.
Именно фоторазведка считалась единственной задачей авиаторов до Первой мировой. Но все изменилось, когда летчики вместо фотоаппарата для разведки стали брать с собой на борт пушечные ядра, металлические бруски и даже гири.
«Либо они стреляли из ружья, либо делали фигуры высшего пилотажа, которые создавали такой воздушный поток, который заставлял самолет противника войти в штопор и разбиться», – отметил директор Музея войск ПВО Юрий Кнутов.
Кровавый апрель
Кровавый апрель – так эксперты называют период с 1 апреля по 5 мая 1917 года. ВВС Германии уничтожили более 300 британских самолетов. При этом англичане смогли сбить всего 60 немецких истребителей. Это случилось благодаря синхронизатору – изобретению Антона Фоккера, авиаконструктора из Нидерландов. Именно этой новинкой были оснащены германские самолеты.
«Происходит выстрел в тот момент, когда винт находится не напротив ствола пулемета. Синхронизатор обеспечивает стрельбу через винт», – пояснил Юрий Кнутов.
Легенда о непобедимых ВВС Германии была разрушена во Второй мировой войне. 10 июля 1940 года началась Битва за Британию. Первое в мире сражение, где принимала участие только авиация. Гитлер мечтал о превосходстве в воздухе, хотел уничтожить британские ВВС и высадить сухопутные войска на английский берег.
«Битву за Британию немцы проиграли, но здесь важнейшую роль сыграли первые радиолокационные станции, которые англичане построили на побережье. Они своевременно предупреждали о предстоящих немецких налетах», – рассказал Юрий Кнутов.
Летающие крепости Второй мировой
Вскоре после этой битвы Германия напала на СССР, и уже через месяц начались массированные авиаатаки Москвы. Только за ноябрь 1941 года было зафиксировано 45 воздушных тревог.
За полгода – с июля по конец декабря – к столице пыталось прорваться больше семи тысяч нацистских самолетов, но цели достигли лишь 229. Советские асы встречали противника за 200–300 км от города. Благодаря такой тактике удалось избежать больших разрушений и массовых жертв.
Победы и поражения немецких люфтваффе во многом зависели от одного человека – рейхсмаршала авиации и личного друга Гитлера Германа Геринга. Именно он взял на себя всю ответственность за подготовку Германии к воздушной войне. Пока фашисты создавали все более совершенные истребители, англичане, а затем и американцы наладили выпуск бомбардировщиков-гигантов, «Ланкастеров» и летающих крепостей B-29.
Хитрая тактика против численного превосходства
Вьетнамская война стала новым этапом в истории военной авиации. Летчики Вьетнама показали, что побеждает не тот, у кого больше самолетов, а тот, кто умеет ими пользоваться.
В 1965 году американцы стали бомбить Вьетнам. Янки поддерживали французские войска, которые пытались удержать власть над бывшей колонией. Численное превосходство западных ВВС в воздухе было очевидно. Но вьетнамские пилоты придумали свою тактику.
«Они заходили со стороны солнца и, как правило, с облаков в тех районах, где у американцев не было радиолокационных станций. Причем они, как москиты, налетали сзади и атаковали самолеты противника», – отметил Юрий Кнутов.
С 1965 по 1973 год ВВС Вьетнама уничтожили в три раза больше самолетов, чем потеряли сами. Эксперты уверены: в воздухе Вьетнам одержал полную и безоговорочную победу над ВВС США. Но в истории были случаи, когда на исход целого воздушного сражения мог повлиять даже один человек.
Один в поле воин
Адольф Георгиевич Толкачев – советский инженер, специалист по авиационной радиолокации. С 1979 по 1986 год работал на ЦРУ. За шесть лет своей деятельности Толкачев успел передать США 54 совершенно секретные разработки. Так, на Запад попала новейшая электронная система управления самолетов МиГ и приборы для обхода радиолокационных станций.
За тот ущерб, который агент нанес нашей стране, американские разведчики дали ему кличку Бриллиант. Граница Сирии, Израиля и Ливана – это место, где сегодня по-прежнему проходят реальные бои между истребителями. Эксперты уверены: грандиозное поражение сирийских ВВС в 1982 году в ходе Арабо-израильской войны напрямую связано со шпионажем Адольфа Толкачева.
«В 1982 году, когда Израиль напал на сирийскую группировку, он уже знал все частоты, на которых работает зенитно-ракетный комплекс и самое главное – прицелы истребителей. И прицелы истребителей сирийцев уже ничего не могли видеть», – отметил Юрий Кнутов.
С обеих сторон в конфликте участвовало около 350 самолетов. В отдельных боях одновременно было задействовано от 120 до 200 боевых машин. Всего сирийские ВВС за это время по разным оценкам потеряли от 80 истребителей советского производства. Израильская сторона не потеряла ни одной машины.
Больше крупных боев с участием авиации в мире не происходило. Во время одного из самых известных военных конфликтов последнего времени – Второй войны в Персидском заливе – Саддам Хусейн держал большую часть своей авиации в бункерах под землей, чтобы сохранить ее.
Эксперты уверены: все дело в цене истребителей. Патрулировать воздушные границы, наносить удары по наземным целям гораздо дешевле, чем вступать в настоящий воздушный бой.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Битва 1951 года: самый секретный воздушный бой Ивана Кожедуба
19 апреля 1951 года вошло в военную историю США как «черный вторник». Тогда в корейских небесах американские ВВС постигла настоящая катастрофа. Буквально за 10 минут было потеряно 14 самолетов, а еще примерно столько же, едва дотянув до аэродромов, так больше и не поднялись в воздух. Очевидцы вспоминают, что небо было буквально белым от парашютов американских летчиков, покидавших подбитые машины. Казалось бы, произошло невероятное: самолеты Ким Ир Сена смогли сокрушить непобедимую воздушную армаду.
Однако позже выяснилось, что за корейскими опознавательными знаками и китайской формой скрывались советские асы, которые пришли на выручку народу Северной Кореи. И не последнюю роль в этом сражении сыграл одним из самых результативных летчиков Второй Мировой войны Иван Кожедуб.
С самого начала войны на Корейском полуострове доминирование американцев в небе было неоспоримым. Старые поршневые самолеты северокорейских ВВС казались устаревшим хламом по сравнению с F-15 и B-29. Американские бомбардировщики под прикрытием истребителей играючи уничтожали инфраструктуру противника. Однако уже через несколько месяцев Ким Ир Сен сумел договориться со Сталиным, и в корейском небе стали все чаще появляться реактивные МиГ-15, которые на тот период представляли последнее слово военной техники. Но поскольку сами корейцы никак не могли эффективно управлять столь сложной техникой, вместе с самолетами на помощь братскому корейскому народу прибыли и советские летчики.
По распоряжению Сталина в Корею был отправлен и Иван Кожедуб, на тот момент уже трижды Герой Советского Союза. К 1950 году Кожедуб уже был признанным асом, на счету которого было 62 самолета противника. Счет воздушным победам был открыт в время сражений Курской дуги, когда летчик сбил первый немецкий самолет, бомбардировщик Юнкерс Ю-87. С тех пор удача никогда не покидала Кожедуба: он ни разу не был сбит, и даже если самолет получал повреждения, советский ас всегда возвращался на аэродром.
Любопытно, что еще во время Второй Мировой войны Кожедуб имел дело с американцами. В своей автобиографии летчик пишет, что в 1945 году сбил два американских самолета, которые атаковали его, ошибочно приняв за немецкого летчика. Поэтому, перебирая кандидатов для руководства ответственной миссией в Корее, Сталин остановился именно на Кожедубе. Однако вся операция проводилась в строжайшей секретности, ведь Северная Корея была признана ООН агрессором. Поэтому если бы кто-то из советских летчиков попал в плен, разгорелся бы невиданный мировой скандал. Поэтому Кожедубу не только присвоили фамилию Крылов, но и строжайше запретили лично подниматься в воздух.
Отправка в Корею для Кожедуба стала полнейшей неожиданностью. Однополчанин аса А. Щербаков в своей книге «Летчики, самолеты, испытания» приводит весьма интересный эпизод. В 1950 году Кожедуб отдыхал со своей женой в Кисловодске. Внезапно среди ночи раздался стук в дверь. На пороге оказался офицер МГБ, который без лишних объяснений потребовал летчика следовать за ним в машину. По дороге Кожедуб мысленно перебирал все свои последние слова и действия, теряясь в догадках, чем он обязан внезапной опале. Однако вместо тюрьмы летчика привезли в здание горкома. Там состоялся телефонный разговор с Василием Сталиным, командиром авиации Московского военного округа. После этого Кожедуб был немедленно доставлен в Москву, а затем — на спецоперацию в Корею.
Как уже было сказано, сам Кожедуб официально в боях не участвовал, а выполнял роль инструктора. И все же советский ас не мог усидеть на земле. Во время каждого значимого боя он поднимал в воздух свой МиГ, превращенный в командный пункт, и лично наблюдал за ходом сражения. Однако, по воспоминаниям некоторых участников событий, иногда Кожедуб все-таки вступал в воздушные бои. Ведь даже свою автобиографию летчик назвал «Ищущий боя», что многое говорит о характере советского аса.
Доподлинно неизвестно, участвовал ли Кожедуб в событиях «черного вторника». Скорее всего нет, ведь это был первое крупное сражение Корейской войны. Поэтому было резонно соблюдать осторожность и, помня личный приказ Сталина, в бой не соваться. И все же именно подготовленные Кожедубом летчики тогда смогли раз и навсегда поставить точку в доминировании ВВС США.
Потеря столь важного объекта могла серьезно ухудшить положение корейцев. Поэтому для перехвата бомбардировщиков Кожедуб поднял около 50 МиГов, который устроили американским летчикам форменный ад. Операция американцев завершилась полным провалом: более ста летчиков попали в плен, а практически каждый экипаж вернулся с убитыми и ранеными. Именно после этого случая за южным берегом реки Ялуцзян закрепилось известное на весь мир название «Аллея МиГов».