самобытный характер литературы древней руси

Конспект урока по теме «Самобытный характер древнерусской литературы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Самобытный характер древнерусской литературы»

Цели: познакомить с характерными чертами древнерусской литературы, выявить отличительные особенности древнерусской литературы, дать представление об историко-культурном контексте.

На следующем уроке нам предстоит знакомство со «Словом о полку Игореве», которое написано в Х II веке и относится к литературе Древней Руси. Чтобы понять это произведение и оценить его художественное значение, необходимо разобрать в понятиях «Древняя Русь» и «древнерусская литература».

Прежде всего определим хронологические рамки. Понятие «древнерусская литература» включает в себя русскую литературу и книжность XI — XVII века.

— Какие жанры существовали в этот период? У многих древнерусских произведений жанр включен в название. Какие произведения вы помните?

(летопись («Повесть временных лет»), житие («Житие Александра Невского», «Житие Бориса и Глеба»), хождения («Хождение игумена Даниила в святую землю»), слова («Слово о законе и благодати», «Слово о полку игореве»), моление («Моление Даниила Заточника»), повести «Задонщина», «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Горе и Злочастии»))

— Каким же образом появились первые произведения?

С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. Несмотря на то, что письменность была известна в русских землях и ранее, только после крещения Руси она получила широкое распространение. Обширная переводная литература стала основой для формирования собственной традиции.

— Как вы уже знаете, на следующих уроках мы приступаем к изучению «Слова о полку Игореве». Какое событие лежит в основе сюжета? (Поход Игоря на половцев)

— Какое значение имел поход Игоря для древнерусского государства? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, какие события происходили в то время.

Русь до татаро-монгольского завоевания была высокоразвитой страной – в социальном, политическом и культурном отношениях. Скандинавы называли ее Гардарикией – страной городов. В ней было развитое классовое общество. Она давно вышла из родо-племенного строя, стала страной феодальной. У нее было тесное культурное общение с Византией, Болгарией, Венгрией, Чехией, Польшей. Изделия русского ремесла проникали далеко на Запад и на Восток.

Таким образом, на Х- начало Х I века можно назвать эпохой расцвета древнерусского государства. Однако в Х II веке полностью возобладала феодальная раздробленность. Крестьянские общинные земли были захвачены феодалами. Растет крупное землевладение, растут новые города, усиливается борьба городов за городские вольности, и она сопровождается вспышками открытой классовой борьбы «черного люда» против местной феодальной знати.

Ослабилась внешняя оборона Русской земли. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, считаясь в первую очередь с интересами местной феодальной знати, стремясь защитить и увеличить свои личные земельные владения путем захвата земель соседей, и вступали в бесконечные междоусобные войны, призывали себе на помощь врагов Русской земли – половцев.

Князья уже не боялись киевского князя и наперерыв стремились к захвату Киева. Но идея единства Руси отнюдь не умирает. Она высказывается в летописях. Она поддерживалась культурным единством русского народа, общностью народного творчества. Эта мысль проходит красной нитью через все произведения древнерусской литературы.

— Как вы думаете, о каких событиях рассказывали древнерусские авторы и кто главные герои произведений древнерусской литературы?

Произведения древнерусской литературы рассказывали непосредственно о самих исторических событиях, только что случившихся или давних. Главные герои древней русской литературы (в пределах до середины Х VII века) – это деятели русской истории (Владимир Мономах, Александр Невский, Борис и Глеб). Писатель и читатель были по большей части уверены в том, что все, о чем пишется в житии или летописи, действительно произошло. Интерес древнерусского читателя был прикован к истории. Древнерусский читатель не интересовался бы произведением, если бы знал, что сюжет его вымышлен, а герои его никогда не существовали.

Этот историзм древнерусской литературы был соединен в ней с глубоким патриотизмом. Древнерусская литература в лучших своих произведениях стремилась к разрешению важных, насущных задач народной жизни и государственного строительства.

Таким образом, основная тема древней русской литературы – судьбы Русского государства и народа.

Древнерусская литература в своих лучших произведениях вся посвящена Русской земле, ее истории, ее общественному и государственному преобразованию. Но эта большая, эпическая тема гармонично сосуществует с лирической составляющей. Автор постоянно заявляет о себе в своем произведении, говорит о своем отношении к изображаемому, обращается к читателю, убеждает его от своего имени, вносит глубокую эмоциональность в свое изложение. Это характерно и для житий святых, и для летописания, и для поучений, и для исторических повестей. На следующих уроках мы увидим, как в «Слове о полку Игореве» соединяется лирическое, эмоциональное и эпическое начало.

Какие особенности еще присущи древнерусской литературе? В «Слове» ясно ощущается широкое и свободное дыхание устной речи. Автор постоянно обращается к своим читателям. Он называет их «братие». Он обращается к буй-туру Всеволоду, к Игорю и т.д. автор «Слова о полку Игореве» ощущает себя говорящим свое произведение, а не пишущим его.

Дело в том, что устная речь, «позиция» оратора характерны для всех жанров древнерусской литературы. Древнерусская литература как бы еще не успела отделиться от устной речи, в ней не успели закрепиться приемы письменного художественного творчества. Обращения к слушателям, ораторские восклицания, ритмика устной речи характерны не только для «Слова о полку Игореве», но и для житий, для летописей, для исторических повестей. Таким образом, все произведения древнерусской литературы близки к устному народному творчеству.

-Давайте подведем итоги урока. Что вы сегодня узнали?

Источник

Презентация на тему «Самобытный характер древнерусской литературы. Жанры»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

самобытный характер литературы древней руси. Смотреть фото самобытный характер литературы древней руси. Смотреть картинку самобытный характер литературы древней руси. Картинка про самобытный характер литературы древней руси. Фото самобытный характер литературы древней руси

Описание презентации по отдельным слайдам:

Период Время Литературные центры Характеристика литературы Основные произведения 1 2 3 4 5 6

5.Житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых. 6.Летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности. *Жанр – исторически формирующийся вид литературных произведений, обладающих особенностями, признаками, закономерностями, отличающими их от других произведений.

Особенности древнерусской литературы: 1. Анонимность 2.Рукописный характер 3.Историзм 4.Темы (красота и величие Русской земли, моральная красота русского человека) 5.Художественный метод: символизм, историзм, ритуальность, дидактизм – ведущие признаки художественного метода; две стороны: строгая фотографичность и идеальное изображение действительности.

Домашнее задание: прочитать «Слово о полку Игореве». Индивидуально: сообщение об истории открытия «Слова…»; пересказ очерка Д.С. Лихачева.

самобытный характер литературы древней руси. Смотреть фото самобытный характер литературы древней руси. Смотреть картинку самобытный характер литературы древней руси. Картинка про самобытный характер литературы древней руси. Фото самобытный характер литературы древней руси

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

самобытный характер литературы древней руси. Смотреть фото самобытный характер литературы древней руси. Смотреть картинку самобытный характер литературы древней руси. Картинка про самобытный характер литературы древней руси. Фото самобытный характер литературы древней руси

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

самобытный характер литературы древней руси. Смотреть фото самобытный характер литературы древней руси. Смотреть картинку самобытный характер литературы древней руси. Картинка про самобытный характер литературы древней руси. Фото самобытный характер литературы древней руси

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

самобытный характер литературы древней руси. Смотреть фото самобытный характер литературы древней руси. Смотреть картинку самобытный характер литературы древней руси. Картинка про самобытный характер литературы древней руси. Фото самобытный характер литературы древней руси

Номер материала: ДБ-176656

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

самобытный характер литературы древней руси. Смотреть фото самобытный характер литературы древней руси. Смотреть картинку самобытный характер литературы древней руси. Картинка про самобытный характер литературы древней руси. Фото самобытный характер литературы древней руси

самобытный характер литературы древней руси. Смотреть фото самобытный характер литературы древней руси. Смотреть картинку самобытный характер литературы древней руси. Картинка про самобытный характер литературы древней руси. Фото самобытный характер литературы древней руси

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

самобытный характер литературы древней руси. Смотреть фото самобытный характер литературы древней руси. Смотреть картинку самобытный характер литературы древней руси. Картинка про самобытный характер литературы древней руси. Фото самобытный характер литературы древней руси

В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября

Время чтения: 1 минута

самобытный характер литературы древней руси. Смотреть фото самобытный характер литературы древней руси. Смотреть картинку самобытный характер литературы древней руси. Картинка про самобытный характер литературы древней руси. Фото самобытный характер литературы древней руси

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

самобытный характер литературы древней руси. Смотреть фото самобытный характер литературы древней руси. Смотреть картинку самобытный характер литературы древней руси. Картинка про самобытный характер литературы древней руси. Фото самобытный характер литературы древней руси

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

самобытный характер литературы древней руси. Смотреть фото самобытный характер литературы древней руси. Смотреть картинку самобытный характер литературы древней руси. Картинка про самобытный характер литературы древней руси. Фото самобытный характер литературы древней руси

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

самобытный характер литературы древней руси. Смотреть фото самобытный характер литературы древней руси. Смотреть картинку самобытный характер литературы древней руси. Картинка про самобытный характер литературы древней руси. Фото самобытный характер литературы древней руси

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Литература Древней Руси.

Самобытный характер древнерусской литературы»

познакомить с характерными чертами древнерусской литературы, выявить отличительные особенности древнерусской литературы, дать представление об историко-культурном контексте.

помочь учащимся увидеть закономерности развития древнерусской литературы, ее самобытный характер, жанровое своеобразие, осмыслить ее роль в становлении отечественной классической и современной литературы;

уметь работать с материалом лекции, выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы; уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата;

воспитание интереса к изучаемой теме; осознавать успешность собственной учебной деятельности, развивать свои творческие способности, работать над культурой речи.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: беседа, урок-лекция

Технология: критического мышления.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка домашнего задан ия

Проверка плана статьи на стр. 4-8.

— Что узнали, прочитав статью, о чем она?

Показывают тетради, пересказывают стаью.

Мотивация УУД. Целеполагание

— Как вы понимаете эти слова Бунина?

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья.

Определите тему урока, поставьте цель и задачи.

Формулируют тему урока, ставят цель и задачи.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач.

На следующем уроке нам предстоит знакомство со «Словом о полку Игореве», которое написано в Х II веке и относится к литературе Древней Руси. Чтобы понять это произведение и оценить его художественное значение, необходимо разобрать в понятиях «Древняя Русь» и «древнерусская литература».

Актуализация опорных знаний

— Что вы знаете о древнерусском государстве?

— Когда и как начиналась русская литература?

— Каковы ее первые произведения?

— Известны ли имена их авторов?

— Какие жанры древнерусской литературы вы помните?

( Возникновение русской литературы относится к концу X века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествователъные произведения на церковно-славянском языке.)

(«Повесть временных лет», жития князей Бориса и Глеба, «Слово о законе и благодати», «Хождение» игумена Даниила, «Поучения» Владимира Мономаха и др.)

(Летописец Нестор, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосии, киевский митрополит Иларион, игумен Даниил, князь Владимир Мономах, монах Кирилл Туровский, путешественник Афанасий Никитин и др.)

Запись определения жанра. Схема жанров ДРЛ.

Слово является образцом торжественного красноречия.

В хождении дается информация о далеких путешествиях.

Работа над темой урока

Прежде всего определим хронологические рамки. Понятие «древнерусская литература» включает в себя русскую литературу и книжность XI — XVII века.

Появление письменности означало качественный скачок в развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закреплении и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры. Развитие письменности привело к распространению грамотности среди слоев городского населения.

Значение принятия христианства и крещения Руси

1.Из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики.

2. Открывались школы при монастырях и церквах, в которых учили грамоте, основам христианского вероучения, счету.

3. Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения. Это обогатило и расширило мировоззрение русских людей.

Специфические черты древнерусской литературы (под запись):

В древнерусской литературе огромное количество литературных памятников, написанных в 11-17 веках. Ей присущи следующие специфические черты:

— Что служило материалом для письма?

(Книги в Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей кожи). Бумагу стали использовать только в 15 веке; её завезли с Запада).

5. Анонимичность древнерусской литературы. Авторы большинства произведений нам неизвестны.

6. Вариативность. Произведения переписывались, добавлялось что-то свое, поэтому одно произведение существовало во множествах вариантов.

Запись конспекта схематично.

Какой была основная тема древнерусской литературы?

— Что прославляла литература?

(Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага пожертвовать жизнью. Она выражает веру в силу добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.

— К чему стремились авторы первых книг?

Авторы первых книг стремились показать события с высоты их вечного смысла.

— Какой период составляет история древнерусской литературы?

( Из тысячелетней истории русской книги древнерусская литература составляет 700 лет.)

Выполнение упражнений: наклонов, приседаний.

Что нового вы узнали на уроке?

Что уже знали ранее?

Какова роль древнерусской литературы в современном мире?

Источник

РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «САМОБЫТНЫЙ ХАРАКТЕР ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«8 класс Урок №3. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров».

Цель: кратко познакомить учеников с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы; сформировать представление о специфике древнерусской литературы, особенностях ее традиций; обзорно познакомить с жанрами древнерусской литературы.

Предметные: Знать: основные черты и жанры древнерусской литературы, этапы ее развития; жанровые особенности. Понимать: патриотический пафос произведений Др.Руси Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Метапредметные : развивать мотивы и интересы познавательной деятельности

Личностные : формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Межпредметные связи : история, русский язык.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования новых понятий.

II. Изучение нового материала.

Вы уже знаете, что возникновение литературы на Руси связано с принятием христианства как государственной религии. Сегодня наша цель — получить самое общее представление о древнерусской литературе и познакомиться с одним из ее памятников.

« Повесть временных лет».

Известно, что кроме церковных книг на Руси получили распространение книги, посвященные истории страны, связей ее с историей всемирной. Велись записи обо всем важном, что происходило в стране: о князьях и их борьбе за власть, о нападениях врагов и борьбе с ними. Такие книги получили название летописей.

Составители летописей считали себя не авторами, а регистраторами происходящих событий. Поэтому они край не упоминают о себе. Чаще всего древнерусским летописце ученый монах.

Будучи авторскими, литературные произведения, как правило, анонимны, так как, с одной стороны, древнерусские авторы редко указывали в рукописях свое имя, считая лишь исполнителями высшей Божественной воли; с другой — древнерусские тексты распространялись в рукописном ни I и древние книжники при переписывании могли перерабатывать и тексты, становились «соавторами». Этим объясняется существование различных редакций одного и того же литературного памятника.

В начале XII века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет » — одно из замечательных произведений русской литературы. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть. » — плод творчества нескольких поколений летописцев. Ведь книгопечатания в те времена не было, книги переписывались от руки, доверялся этот труд избранным, ученым-книжникам. При переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, а то и ошибались иногда. Кроме того, добавляли новые сведения, поскольку летописи велись строго по годам, и все важное, что случалось за год, вносилось в летопись.

Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого разрушают преграды времени, и мы силой воображения можем представить себя участниками тех событий, увидеть, что и как происходило.

Еще выделяются следующие жанры древнерусской литературы:

также сюда относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду.

Выступления учеников (заранее подготовленные):

1. Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.

Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога.

Святой рождался святым, а не становился им.

Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве.

Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти.

Святой не боялся смерти.

Заканчивалось житие прославлением святого.

Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.

2. Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.

3. Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Это произведение вызывает множество споров по поводу его подлинности. Все потому, что первоначальный текст «Слова о полку Игореве» не сохранился. Он был уничтожен пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии. Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее.

Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века. Слово было написано митрополитом Илларионом по случаю окончания строительства военных укреплений в Киеве.

4. Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».

Послание – обычно использовались в публицистических целях.

Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения.

Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», которая дошла до нас в списках Лаврентьевской летописи 14 века и Ипатьевской летописи 15 века. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства.

Древнерусская литература прошла длительный период развития, который составляет 7 веков: с 9 по 15 века. Становление древнерусской литературы ученые связывают с принятием христианства на Руси в 988 году. Этот год и является точкой отсчета при периодизации литературы. Достоверно известно, что письменность на Руси существовала и до принятия христианства. Но памятников дохристианской письменности обнаружено очень мало. По имеющимся памятникам нельзя сказать, что до принятия христианства на Руси существовала литература и книжность.

Распространение христианской религии на Руси предполагало изучение святого писания и христианских обрядов. Чтобы проповедовать христианские каноны, необходимо было перевести религиозные книги с древнегреческого и латинского языков на язык, который понимали славяне. Таким языком стал старославянский язык. Ученые говорят об особом статусе старославянского языка. Старославянский язык – это литературный язык всех славян. На нем не говорили, а только писали и читали книги. Старославянский язык был создан христианскими проповедниками Кириллом и Мефодием на основе солунского диалекта древнеболгарского языка специально для того, чтобы сделать понятными славянам каноны христианской религии и проповедовать эти каноны на языке славян. Книги на старославянском языке переписывались на разных территориях, населенных славянами, где говорили по-разному: на различных диалектах. Постепенно особенности речи славян стали отражаться на письме. Так на основе старославянского языка возник церковнославянский язык, отражавший особенности речи восточных славян, а затем и древнерусского человека.

На Русь прибывали христианские проповедники, которые создавали школы. В школах учили чтению, письму и канонам православного христианства. Со временем на Руси появился слой людей, которые умели читать и писать. Они переписывали святое писание, переводили его на старославянский язык. Со временем эти люди стали записывать исторические события, которые происходили на Руси, делать обобщения, использовать образы устного народного творчества, оценивать описываемые события и факты. Так постепенно складывалась оригинальная древнерусская литература.

Древнерусская литература в корне отличалась от того, что мы привыкли понимать под литературой в настоящее время. Литература в Древней Руси теснейшим образом была связана с распространением христианской религии и служила орудием проповедования и закрепления христианства на Руси. Этим определялось особое отношение к книге, как к святому предмету, а к чтению, как к священному процессу приобщения к Божьему Слову.

Как писали древнерусские книги?

Книга – источник Божественной благодати.

Одно из отличий древнерусской литературы от современной заключается в том, что у древнерусских книг нет и не могло быть автора. В Древней Руси понятия авторства не существовало вовсе, оно появилось намного позже. Считалось, что рукой книгописца водит Бог. Человек является лишь посредником, через которого Бог доносит до людей свое Слово. Поставить свое имя в книге считалось большим грехом. Вера в это была сильна, поэтому долгое время никто не смел указывать в книгах свое имя.

Сильна была вера в то, что книга чудесным образом воздействует на человека, даря ему божественную благодать. Общаясь с книгой, древнерусский человек верил в то, что общается с Богом. Именно поэтому перед чтением книг было принято поститься и молиться в течение, как минимум, недели.

Историзм древнерусской литературы.

Древнерусские авторы осознавали свою особую историческую миссию – миссию свидетелей времени. Они считали, что обязаны зафиксировать все события, которые происходили на их земле, чтобы через книгу донести историю до потомков. Кроме этого, в тексты включали множество преданий, легенд, которые имели устное бытование. Так в древнерусских текстах наряду с христианскими святыми упоминаются языческие божества. Это означало, что христианство существовало на Руси с исконной религией славян, которую принято называть язычеством, хотя сами язычники себя так не называли. Фольклор значительно обогатил древнерусскую литературу.

В древнерусской литературе не было лирики. Древнерусская литература, нося исключительно религиозный характер, во главу угла ставила проповедь законов христианской морали. Именно поэтому в ней не уделялось никакого внимания частной жизни человека.

IV. Закрепление пройденного материала

Комментированное чтение статьи учебника «Древнерусская литература».

V . Рефлексия. Подведение итогов.

Особенности древнерусской литературы (запись основных положений в тетради).

1) Объясните, кто был автором произведений древнерусской литературы.

(Хотя древнерусская литература и знает отдельные имена: монах Нестор, митрополит Илларион, Владимир Мономах и др. – всё же литературное творчество в основном коллективное).

2) В чём своеобразие тематики древнерусской литературы?

(Древнерусская литература описывала различные исторические события, ставила религиозно-нравственные вопросы; только в поздний период существования древнерусской литературы в книгах появляется бытовая тематика).

3) В чём особенности вымысла в древнерусской литературе?

(Древнерусская литература не знает вымышленных сюжетов; в ней всегда описываются исторические события, действуют исторические лица. Сознательный вымысел появляется лишь в литературе 17 века. Если же в произведении изображается что-то фантастическое, то сам писатель и читатели верили в достоверность происходящих событий. Древнерусскую литературу отличает простой, незамысловатый сюжет).

4) Что служило материалом для письма?

(Книги в Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей кожи). Бумагу стали использовать только в 15 веке; её завезли с Запада).

1. Конспект статьи из учебника об основных особенностях древнерусской литературы, повторить сведения по тетради (стр5-8).

2. Поразмышляйте над вопросом: Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю? Устно или письменно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *