самоанализ урока по истории по фгос готовый
Портал педагога
Автор: Прудникова Марина Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: филиал МБОУ Сещинской СОШ Алешинская ООШ
Населённый пункт: с. Алешня Дубровского района Брянской области
Наименование материала: Образец самоанализа урока истории средних веков на тему «Государства доколумбовой Америки»
Тема: Самоанализ урока истории по ФГОС
Раздел: среднее образование
Самоанализ открытого урока истории в 6а классе
Вашему вниманию был представлен урок истории в 6 а классе. В классе 15
учеников. Дети по уровню развития разные, поэтому при подготовке к уроку
старалась подходить дифференцированно к выбору заданий. Данный урок
Америки». Урок является предпоследним в курсе «Истории средних веков»
перед повторительно-обобщающим уроком, поэтому хотелось сделать его
запоминающимся, сделать праздником.
Содержание урока соответствует
возрастным особенностям учащихся. По типу – это урок открытия новых
знаний в форме экспедиции в прошлое. Почему именно такая технология,
учащимися в меньшей степени и медленнее, чем знания, полученные на
традиционном уроке. В развивающих играх реализуется один из основных
принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом
творческой деятельности – самостоятельно по способностям, когда ребёнок
может подняться до потолка своих возможностей.
Создать условия для формирования представлений о государствах и
доколумбовой Америки, особенностях их развития и основных
достижениях культуры; познакомить с понятиями майя, ацтеки, инки
Перед собой я ставила следующие задачи:
-познакомить с образом жизни народов Центральной и Южной Америки в
— показать уникальность и своеобразие культуры майя, ацтеков и инков.
— развитие картографических навыков,
— воспитание умения слушать и слышать,
-воспитание толерантности, уважения к культурным ценностям других
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: соотносят единичные исторические факты и общие явления, показывают на
карте древние государства Америки, умеют на основе иллюстраций учебника составлять
Центральной и Южной Америки.
простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
определяют главную и
второстепенную информацию, используют современные источники информации.
соответствии с поставленной задачей, принимают учебную задачу для самостоятельного
Коммуникативные: используют монологическую форму речи, вступают в коллективное
учебное сотрудничество, задают вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества в группе, допускают возможность существования у людей
пошаговый контроль своей деятельности по результату.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности,
проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,
понимают причины успеха в учебной деятельности
самоконтроль готовности к уроку, старалась создать условия для мотивации.
Для активизации мышления обучающихся использовала фронтальный опрос
по изученному курсу. Этот этап, хотя и был непродолжительным, но позволил
быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную
Второй этап целеполагание. Тему и задачи урока обучающиеся определили
самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
наглядности (демонстрация слайдов, учебное пособие), работа в группах и
Завершающим этапом была оценка результатов урока, подведение итогов,
выставление отметок. На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою
На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети
материала), принцип связи обучения с жизнью.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и
привлекательна для детей.
На уроке старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей,
когда каждый ребенок успешен в своем мнении и не боится высказаться.
объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом
физических и психологических особенностей данного класса Этапы урока
практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на
организацию посильного поиска и соответствовал их жизненному опыту.
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные
Самоанализ урока истории в 6 кл
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Класс, учитель: 6, Шнейдер Галина Александровна
Количество учащихся в классе: 21
Присутствовали на уроке: 18
Тема урока : Гуситское движение в Чехии.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Дидактическая задача урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач.
Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):
Воспитательная – понимание чувства коллективизма, единства действий во время опасности, осознание важности таких общечеловеческих ценностей как дружба, единство, взаимопомощь.
Ведущие аспекты анализа урока
Ведущие аспекты анализа урока
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)
1. Дидактическая задача соответствовала отобранному содержанию.
2.Результативность решения дидактической задачи проявилась в том, что УУД отрабатывались через работу в парах, в группах, с картой, на доске, с ИКТ, с учебником, с документами.
Основное содержание урока полностью соответствовало содержанию программы и учебника, так как учебные задачи взяты по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Соблюдались принципы доступности, научности. Отмечались ценностные ориентации – чувство коллективизма, единства, верности своим убеждениям.
Приемы обучения и учения (методов обучения) соответствовали решению триединой образовательной цели:
— проблемный метод – постановка проблемной ситуации на этапе актуализации знаний;
— частично-поисковый – при выполнении заданий по текстам, с документом, при заполнении схемы.
— через картографический метод при работе с картой ;
1. Формы обучения (индивидуальная, парная, групповая и коллективная) соответствовали решению основной дидактической задачи урока.
2. Предложенные задания использованы целесообразно:
— в 1 задании при работе с картой и просмотре слайда учащиеся узнали какие территории входили с состав Священной Римской империи что Чехия являлась её частью.
— во 2 задании (работа в парах) узнали о хозяйственном развитии Чехии, чем чехи были недовольны, почему враги Яна Гуса
боялись оставить его в живых, кто мог стать гуситом.
-При рассмотрении исторической карты увидели, что крестовые походы совершались с территории Венгрии, Германии в Чехию.
Было предпринято 5 крестовых походов, в которых гуситы разбили войска Папы римского. Однако в целом гуситское движение в Чехии закончилось поражением.
Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока выполнено. Урок обучающимся понравился, некоторые вопросы, такие как — почему гуситское движение всё таки потерпело поражение и работа с документами показались им трудными, требовалась помощь учителя.
Считаю главная проблема – низкая техника чтения, неумение анализировать, обобщать и делать выводы.
Практическая направленность урока
Практическая направленность реализована через включение проблемного задания « Почему гуситы побеждали крестоносцев но в целом потерпели поражение?
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности
1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока, при заполнении схемы и заполнения листов самооценки, 1-3 задания
2. Характер самостоятельной учебной деятельности – творческий.
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока
Применение ИКТ на уроке через компьютерную презентацию, внутреннего самоанализа.
Структура урока соответствует основной дидактической задаче.
Нормы педагогической этики соблюдены, мотивация учащихся формулой успешности.
Температурный режим соблюден, в классе 24 градуса тепла, виды деятельности чередовались.
Выводы и рекомендации:
Материал урока подобран на сильный класс, с хорошей техникой чтения, со сформированными картографическими ЗУНами. Иначе необходимо учителю учесть особенности класса и изменить, либо сократить задания.
Самоанализ урока по всеобщей истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Самоанализ урока учителя истории Земченковой О.В.
Данный урок проходил в 8 классе, в котором обучается 4 детей. На уроке присутствовали 3 учащихся. Ребята в классе имеют средние знания, но стремятся проявлять активность; они рационально используют время урока, стараются достаточно быстро выполнять все задания, а также проявляют желание использовать свои знания в обществе.
Тема данного урока : « Международные отношения на рубеже XIX — XX веков ».
Тип урока – комбинированный урок. Данный урок является завершающим в курсе история Нового времени 1800-1900гг и тесно связан с предыдущими темами «Страны Европы и США в конце 19 века», так как дальнейшее развитие экономики и политики стран Запада и США.
Исходя из этого, был определен тип урока: комбинированный. Специфика урока в том, что нужно было актуализировать и изучить большое количество фактического материала, накопить банк знаний для последующих уроков.
Учащиеся этого класса имеют средние способности, но в работу могут включаться все. При планировании урока были поставлены задачи, перекликающиеся с требованиями ФГОС.
развивающие : Содействовать активизации познавательной деятельности учащихся, формируя умение работать с исторической картой и учебным текстом.
Способствовать формированию коммуникативных и организационных навыков.
Создать благоприятные условия для развития памяти, внимания, мышления, воображения, формировать познавательного интереса к учению.
воспитательные : воспитывать уважение к партнёру; формировать уважительное отношение друг к другу, умение корректно отстаивать свою точку зрения.
Цели и задачи учитывали психологические основы процесса усвоения новых знаний.
Технологии, которые применялись на уроке, были следующими: ИКТ, здоровьесберегающая, исследовательская, проблемная.
На уроке использовались различные формы и методы учебной деятельности. Развивались познавательные умения учащихся и формировались следующие компетенции :
Регулятивные – целеполагание, планирование, способ действия, контроль.
Коммуникативные – речевые, коммуникация при взаимодействии, уделялось внимание развитию осознанного чтения – частично поисковая деятельность, элементы исследовательской деятельности.
Выполнение заданий предполагало, что учащиеся осуществят различные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, подведение под понятие, суждение.
На уроке использовалась интерактивная презентация, на которой были представлены основные опорные материалы по уроку. Вся структура урока также предусматривала использование элементов развивающего обучения: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, самостоятельное получение новой информации, первичное закрепление способов деятельности, систематизация ЗУН (фактически УУД), домашнее задание, рефлексия, поощрение.
Учащиеся проявили компетентность в решении учебных проблем.
Урок состоял из 6 этапов, логически связанных между собой.
1. Организационного. 2. Целеполагания и мотивации – для подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала, где им сообщалась тема и предполагаемые цели урока, учащиеся подводились к мысли о важности проверки ДЗ, из которого эти цели вытекали. 3. Усвоение новых знаний с использованием приемов планирования и оценивания учебной деятельности в соответствии с поставленной задачей (по ФГОС – умение соотносить действия с планируемыми результатами). 4. Этап проверки понимания и воспроизведения учащимися нового материала (по ФГОС – это способы действия нового знания). 5. Информирование о ДЗ. 6. Выставление отметок за урок.
Структурировано урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приемы способствовали достижению целей и задач урока. Познавательная активность учащихся присутствовала на всех этапах урока, сохранялся интерес к теме. Пока не сформирован навык записи основных положений изучаемой темы (если учитель не предъявляет непременного требования), так как такая работа требует жесткого самоконтроля. Не очень хорошо ученики ориентируются в настенной карте, выделяют границы государств в контурных картах. Связано это с тем, что у учеников нет атласов и контурных карт, на уроке используем карты учебника, которые недостаточно информативны.
Урок содержал большой объем информации, однако, использование компетентно-ориентированных заданий позволило формировать умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность; умения определять понятия, создавать обобщения, выстраивать логические суждения, умозаключения, делать выводы; умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Все это способствовало развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.
Было много самостоятельной работы учащихся, в том числе с текстом учебника.
Уравновешенная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности. Был учтен и здоровьесберегающий аспект урока: посильность выполняемых заданий, дух сотрудничества. Активность класса можно оценить как высокую (отвечали все). Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг.
Самоанализ урока истории (для аттестации)
Самоанализ урока истории в 5 классе по теме «Государство на берегах Нила». Урок анализируется с позиций требований ФГОС основного общего образования. Документ может быть использован как образец в текущей работе учителя (при взаимопосещении уроков), а также представитеялми администрации, при разборе учебного занятия. Данный самоанализ был подготовлен для прохождения аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории.
Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока истории (для аттестации)»
САМОАНАЛИЗ УРОКА ИСТОРИИ
Учитель истории и обществознания
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Центр образования № 22- Лицей искусств» г. Тулы
Безрукавая Валентина Анатольевна
Тема урока: «Государство на берегах Нила».
Дата проведения урока: 02.10.2017 г.
Место урока в календарно-тематическом планировании:
Данный урок является первым уроком главы «Древний Египет».
Тип урока: «Урок открытия нового знания»
Общая характеристика класса:
При планировании урока учитывались психолого-возрастные особенности 5-Б класса, уровень сформированности компетенций, реальные учебные возможности, возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса.
Ученики данного класса имеют средний уровень познавательных способностей, но при этом обладают высокой учебной мотивацией. На уроках дети проявляют интерес к учебной деятельности. Большинство учащихся систематически готовятся к уроку, используют дополнительную литературу, возможности сети Интернет. Уровень сформированности коммуникативной и информационной компетенций достаточный для их возраста. Культура поведения и общения учащихся соответствует нормам.
Учебно-методическое и техническое оснащение урока:
На уроке использовалось мультимедийное оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, колонки; цифровые образовательные ресурсы: электронное пособие «История Древнего мира» 5 класс (образовательная коллекция «1С» ООО «КОРДИС МЕДИА», 2010 г.); самостоятельно разработанная компьютерная презентация к уроку; настенная карта «Древний Египет»; карточки с текстом исторической задачи.
Цели и задачи урока:
Цель урока определена с учетом содержания учебного материала, места данного урока в курсе истории Древнего мира.
— формирование у школьников представлений об особенностях географического положения, природы, климата Древнего Египта, процесса образования единого государства в Древнем Египте.
Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих задач:
— развитие личностных компетенций школьников (самоопределение, способность к сознательному выбору, самооценка, определение границы собственного знания и незнания);
— совершенствование умений работать с различными источниками информации (историческая карта, учебная статья, иллюстрация, компьютерная презентация и др.);
— развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к истории и культуре других народов; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать уже имеющиеся).
Регулятивные: уметь ставить цель собственной учебной деятельности, принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) выполнять необходимые действия, операции; действовать по плану;
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; аргументировать собственную точку зрения, корректно оппонировать, приходить к общему решению.
— рассказывать об особенностях природы и климата Древнего Египта.
— раскрывать значение понятий: папирус, дельта, оазис, страна, государство, фараон;
— называть дату основания единого государства в Древнем Египте;
— показывать на карте следующие объекты: страну Египет, реку Нил, ее дельту, 1-й порог, Средиземное море, Красное море, территорию единого египетского государства, города Фивы, Мемфис.
Структура урока выстроена с учетом требований системно-деятельностного подхода. Урок включает в себя следующие этапы:
1.Самоопределение деятельности (мотивация).
2.Постановка учебной задачи (определение темы, постановка цели, задач, планирование деятельности).
3. Освоение нового материала.
4. Первичное закрепление (выполнение заданий и ответы на вопросы к параграфу).
5. Самостоятельная работа (решение исторической задачи).
6. Рефлексия и оценивание планируемых достижений.
Анализ деятельности по реализации целей и задач урока
Целеполагание и планирование деятельности также осуществлялось совместно с учащимися. В процессе обсуждения названия параграфа (Государство на берегах Нила») дети смогли сформулировать цель урока: выяснить, когда и как возникло государство в Древнем Египте и предложили план работы по теме: 1) определить, что такое «государство»; 2) выяснить, как возникло государство в Древнем Египте; 3) установить дату образования египетского государства. После ознакомления с названием пунктов параграфа учебника установили, что в коллективно составленный план необходимо внести коррективы. В конечном варианте план работы был предложен на слайде в следующем виде: 1) Познакомиться с особенностями географического положения и климата Египта; 2) Выяснить, что такое «государство»; 3) Узнать, как и когда возникло государство в Древнем Египте.
Совместный выход на тему урока, целеполагание и планирование осуществлялись в зоне ближайшего развития школьников. Учащиеся посредством ответов на проблемные вопросы сами делали необходимые выводы.
Используемые формы организации учебной деятельности – эвристическая беседа, парная работа по составлению и корректировке плана совместной работы), обсуждение и выбор варианта схемы – логической цепочки были направлены на развитие у детей регулятивных УУД (умение ставить цель, составлять план реализации поставленной цели), коммуникативных УУД (умение работать в паре, приходить к общему мнению, принимать и уважать мнение другого) и учебно-познавательных УУД (умение работать с методическим аппаратом учебника, свёртывать информацию, представлять ее схематичной модельной форме).
Этап работы над темой урока (освоение нового материала) также был выстроен в соответствии с намеченным планом. В рамках изучения вопроса «Географическое положение и климат Египта» в целях развития таких личностных УУД, как самоопределение и ответственный выбор, я предложила детям варианты организации деятельности: самостоятельная работа над содержанием учебный статьи параграфа (п.1 и п.2) или просмотр фрагмента фильма из электронного пособия «История Древнего мира» с учетом того, что содержание параграфа и фрагмента частично не совпадают. Учащиеся решили, что лучше изучить материал, предложенный в учебнике, а потом дополнительно просмотреть фрагмент фильма. К просмотру фильма совместно с детьми была поставлена задача: определить, какие дополнительные сведения предложены в видеофрагменте.
Проверка осуществлялась в форме устного ответа на вопросы плана. Отвечая на вопрос об особенностях географического положения страны, дети пришли к выводу, что без карты представить себе местонахождение изучаемой страны невозможно. Для определения положения Египта были использованы настенная карта, карта, размещенная на форзаце учебника, и карта учебного атласа.
Изучению вопроса возникновения и образования единого государства в Древнем Египте предшествовала корректировка последовательности работы на уровне ключевых слов: 1) территория; 2) процесс создания; 3) дата образования. В результате самостоятельного изучения содержания пункта 3 школьники кратко записали ответы в свои тетради. Ответы детей были озвучены и сопоставлены с вариантом, предложенным на слайде презентации.
Из курса «Окружающий мир» начальной школы пятиклассники имеют первичное представление о видах карт. В ходе работы над содержанием данного пункта плана детям было предложено сравнить карты, которые мы использовали на уроке и высказать свои соображения. Ученики определили, чем физическая карта отличается от исторической, и озвучили интересное предположение, что изображение на форзаце учебника – не карта, а, скорее, рисунок, т.к. на нем нет градусной сетки.
Довольно сложным для пятиклассников оказалось определение значения понятий и распознавание терминов «страна» и «государство». С помощью продуктивных вопросов-подсказок и обращения тексту учебника дети всё же пришли к пониманию, того, что «страна» ближе по смыслу понятиям «местность, территория», а «государство» – особая политическая организация общества определенной страны. И что на территории одной и той же страны можно выделить периоды, когда возникло государство, и когда его еще не было. К, сожалению, учебник не дает даже самых простейших определений данных понятий. Поэтому они разъяснялись в рамках пропедевтики.
Использованные на этапе освоения нового материала формы организации учебной деятельности: выбор способа изучения учебного материала, самостоятельная работа с текстом учебной статьи, просмотр видеофрагмента, парный (взаимный) опрос, проверка по образцу были направлены на развитие помимо уже названных, следующих УУД: самоопределение и ответственный выбор, самооценка (личностные УУД); работа по намеченному плану (регулятивные УУД); сопоставление, дополнение, самопроверка, свёртывание информации (учебно-познавательные УУД); умение руководить и подчиняться (выступать в роли проверяющего и отвечающего) (коммуникативные УУД).
Велась работа по обеспечению предметных результатов: формировалось умение показывать на карте страну Египет, реку Нил, ее дельту, 1-й порог, Средиземное море, Красное море, территорию единого египетского государства, города Фивы, Мемфис; школьники учились рассказывать об особенностях природы и климата Древнего Египта, раскрывать значение понятий, называть дату основания единого государства в Древнем Египте.
На протяжении данного этапа урока я старалась работать с опорой на имеющиеся у пятиклассников знания из курса «Окружающий мир», осуществлять межпредметные связи в предметом «География».
Этап первичного закрепления изученного материала был организован в форме творческой групповой работы. Детям, распределенным по «четверкам», предлагалось задание: передать максимально полно содержание всего параграфа по принципу «один пункт – одно предложение». Предложения могли быть любыми по объему и виду, но составленными грамотно. В ходе прослушивания и обсуждения предложенных вариантов шло проговаривание изученного материала, объяснение и повторение новых терминов.
Данный вид работы был направлен на развитие коммуникативных УУД (монологическая связная речь); регулятивных УУД (в некоторых группах дети распределили между собой по одному предложению, облегчив тем самым работу по запоминанию и воспроизведению информации).
В соответствии с планом была организована самостоятельная работа. Она проводилась в форме решения исторической задачи. Каждому ученику предлагались карточка с составленными на основе текста параграфа утверждениями, в которых допущены фактические ошибки. Нужно было найти ошибку, зачеркнуть и подписать верное слово (дату). Предлагалось также, если ученик чувствует себя неуверенно, выполнять работу в паре с соседом (с его согласия), но в таком случае оценка «5» не будет поставлена.
Работы были сданы, ответы проверены посредством сравнения с текстом слайда презентации. По совместно определенным критериям дети предположили, какую оценку они за данную работу получили. Далее я предложила ученикам определить, хотели бы они оставить эту оценку для выставления ее в журнал или отказываются нее. Свое пожелание по этому поводу они должны будут высказать на следующем уроке.
Использованные на этапе закрепления формы организации учебной деятельности, на мой взгляд, эффективны тем, что, помимо повторения изученного материала (предметные УУД), способствуют развитию таких личностных УУД, как самоопределение, самостоятельность, ответственность за свой выбор, самооценка.
На завершающем этапе урока мною были организована коллективная рефлексия: детям предложено определить, в какой степени, по их мнению, реализована цель сегодняшнего урока («полностью», «частично», «не реализована»). Индивидуальная рефлексия была организована в форме продолжения данных учителем высказываний: «на уроке я понял, узнал, разобрался…» (рефлексия предметных результатов урок), «мне было интересно…» (рефлексия познавательных интересов); «я бы себя похвалил за…» (рефлексия личностных результатов урока); «наиболее сложным было выполнение задания…» (рефлексия личностных и метапредметных результатов); «после сегодняшнего урока я бы себе пожелал…» (рефлексия предметных, личностных и метапредметных результатов).
Домашнее задание было обсуждено с детьми. Обратившись к плану, учащиеся определили, что к следующему уроку они должны уметь: показывать на карте на следующем уроке Египет, реку Нил, ее дельту, 1-й порог, Средиземное море, Красное море, территорию единого египетского государства, города Фивы, Мемфис; рассказывать о природе и климате, объяснять, как и когда возникла государство в Древнем Египте. Для этого нужно повторить §6, ответить на вопросы к параграфу на странице 37. Желающим предложено подумать над вопросами повышенной сложности, обозначенными значком или составить синквейн (алгоритм его написания уже известен детям).
При такой подаче домашнего задания соблюдается требование «идти за детьми», продолжается работа по формированию личностных УУД (самоопределение), благодаря вариативности задания, повышается мотивация к его выполнению.
При проектировании и проведении данного урока я ориентировалась на следующие принципы обучения:
— принцип систематичности и последовательности. Данный урок – важное звено раздела, главы и всего курса, как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.
— принцип доступности. Урок построен с учётом возраста пятиклассников, особенностей развития учащихся данного класса, уровня их подготовленности.
— принцип наглядности. На уроке использовала изобразительно-звуковую (работа с учебной презентацией, просмотр видеофрагмента), настенную карту, иллюстрации учебника.
— принцип связи обучения с практикой. На уроке дети осознали (пока на уровне общего представления) влияние природных особенностей на развитие цивилизации. Активизация познавательной деятельности обучающихся на данном уроке достигалась путём обращения к личному опыту детей, использованию понятного и личностно значимого для них материала. Стимулировалась внутренняя мотивация. Основными механизмами запуска внутренней мотивации выступали проблемные вопросы, компетентностно-ориентированные продуктивные задания, разнообразные формы организация учебной деятельности.
Принцип психологического комфорта предполагает, что учеба должна давать детям радость, протекать на фоне положительных эмоций. Реализации данного принципа способствовали доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, ориентированность на активность и сознательность учащихся. Я старалась использовать различные формы поощрения учащихся, поддерживала общий настрой на успех. Рациональный отбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.
Принцип здоровьесбережения. В целях реализации данного принципа я использовала различные формы обучения (диалоговые, монологические). Чередование индивидуальной, парной, групповой, фронтальной форм организации учебной деятельности помогали избежать монотонности, усталости обучающихся на уроке, стимулировали познавательный интерес. Я напомнила детям, что они учатся на хореографическом отделении и мне хотелось бы, чтобы все окружающие всегда восхищались их красивой осанкой. Темп урока соответствовал возможностям учащихся класса.
Дифференциация обучения осуществлялась через предъявление вопросов различного уровня сложности, предоставление детям права выбора выполнять задания самостоятельно или в паре, определение каждым учеником в зависимости от его возможностей объема и форм выполнения домашнего задания.
Системно-деятельностный метод является основным на уроке. Н а всех этапах учебного занятия я старалась создать условия для того, чтобы школьники были активными субъектами своей учебной деятельности: определяли цель, осуществляли планирование, добывали информацию, осуществляли контроль, оценку (самооценку) результата.
Частично-поисковый метод необходимая составляющая современного урока. В рамках его реализации я стремилась, чтобы знания ни на одном из этапов не давались в готовом виде. Детям предлагались проблемные вопросы и задания. Велась работа в зоне ближайшего развития пятиклассников. Система вопросов выстраивалась в логике «учить на высоком уровне сложности», в случаях, когда дети затруднялись, вопросы корректировались в сторону упрощения, давались «ступеньки», но все основные выводы на уроке учащиеся сделали сами.
Работа на уроке строилась с использованием основных содержательных линий: «историческое время» (велась работа с хронологией, периодизация событий); «историческое пространство» (работа с исторической картой); «историческое движение» (образование и развитие государств); «человек в истории» (характеристика условий жизни людей).
Я старалась построить урок так, чтобы он был продуктивным, интересным. Взаимодействие с учениками строила с позиций сотрудничества, уважения на протяжении всего урока демонстрировала заинтересованное отношение к успехам детей.
Время, отведенное на все этапы урока, на мой взгляд, распределено рационально. Необоснованных потерь времени не было. Методически оправданно использовались наглядность и мультмедийные средства обучения. В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования реализация воспитательного потенциала урока (работа по формированию личностных компетенций) осуществлялась мною на основе использования учебных ситуаций и была встроена в каждый этап учебного занятия.
Ученики активно включались в работу, между нами чувствовалось взаимопонимание. Учебное содержание урока им было понятно, личностно значимо для каждого. Задания вызывали у них интерес.
Дисциплина на уроке была хорошая, дети умеют работать в парах, в «четверках». Итоговые выводы смогли сделать даже не совсем сильные ученики.
Таким образом, заявленные цели урока были достигнуты. В целом урок прошёл динамично и, по мнению детей, интересно.