самоанализ урока истории по фгос образец для учителя по истории
Портал педагога
Автор: Прудникова Марина Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: филиал МБОУ Сещинской СОШ Алешинская ООШ
Населённый пункт: с. Алешня Дубровского района Брянской области
Наименование материала: Образец самоанализа урока истории средних веков на тему «Государства доколумбовой Америки»
Тема: Самоанализ урока истории по ФГОС
Раздел: среднее образование
Самоанализ открытого урока истории в 6а классе
Вашему вниманию был представлен урок истории в 6 а классе. В классе 15
учеников. Дети по уровню развития разные, поэтому при подготовке к уроку
старалась подходить дифференцированно к выбору заданий. Данный урок
Америки». Урок является предпоследним в курсе «Истории средних веков»
перед повторительно-обобщающим уроком, поэтому хотелось сделать его
запоминающимся, сделать праздником.
Содержание урока соответствует
возрастным особенностям учащихся. По типу – это урок открытия новых
знаний в форме экспедиции в прошлое. Почему именно такая технология,
учащимися в меньшей степени и медленнее, чем знания, полученные на
традиционном уроке. В развивающих играх реализуется один из основных
принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом
творческой деятельности – самостоятельно по способностям, когда ребёнок
может подняться до потолка своих возможностей.
Создать условия для формирования представлений о государствах и
доколумбовой Америки, особенностях их развития и основных
достижениях культуры; познакомить с понятиями майя, ацтеки, инки
Перед собой я ставила следующие задачи:
-познакомить с образом жизни народов Центральной и Южной Америки в
— показать уникальность и своеобразие культуры майя, ацтеков и инков.
— развитие картографических навыков,
— воспитание умения слушать и слышать,
-воспитание толерантности, уважения к культурным ценностям других
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: соотносят единичные исторические факты и общие явления, показывают на
карте древние государства Америки, умеют на основе иллюстраций учебника составлять
Центральной и Южной Америки.
простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
определяют главную и
второстепенную информацию, используют современные источники информации.
соответствии с поставленной задачей, принимают учебную задачу для самостоятельного
Коммуникативные: используют монологическую форму речи, вступают в коллективное
учебное сотрудничество, задают вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества в группе, допускают возможность существования у людей
пошаговый контроль своей деятельности по результату.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности,
проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,
понимают причины успеха в учебной деятельности
самоконтроль готовности к уроку, старалась создать условия для мотивации.
Для активизации мышления обучающихся использовала фронтальный опрос
по изученному курсу. Этот этап, хотя и был непродолжительным, но позволил
быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную
Второй этап целеполагание. Тему и задачи урока обучающиеся определили
самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
наглядности (демонстрация слайдов, учебное пособие), работа в группах и
Завершающим этапом была оценка результатов урока, подведение итогов,
выставление отметок. На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою
На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети
материала), принцип связи обучения с жизнью.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и
привлекательна для детей.
На уроке старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей,
когда каждый ребенок успешен в своем мнении и не боится высказаться.
объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом
физических и психологических особенностей данного класса Этапы урока
практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на
организацию посильного поиска и соответствовал их жизненному опыту.
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные
Самоанализ урока по истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Самоанализ урока истории.
Тема урока: Страны Азии после Первой мировой войны.
Специфика урока заключается в том, что новая тема содержит большой фактический материал.
Урок дан в 9 классе, учащиеся которого имеют средние учебные возможности. При планировании урока была сделана опора на диагностику общеучебных специальных умений, которая выявила недостаточную развитость у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать исторические явления. В связи с этим при определении развивающих целей была сделана ставка именно на эти умения.
способствовать пониманию общих условий, в которых начиналось революционное движение в Европе, охарактеризовать последствия революций.
продолжить работу над развитием у учащихся умений устанавливать причинно –следственные связи, сравнивать явления и факты, самостоятельно добывать знания;
совершенствовать приемы использования различных источников информации; развивать внимание, конструктивное мышление.
формировать у учащихся стремления расширять свой кругозор, заложить основы гражданской позиции к данному явлению.
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.
На уроке использовалась интерактивная доска, на которой были представлены задания по проверке домашнего задания развивающего характера, была проведена проверка правильности выполнения заданий с отработкой умения учащихся работать с интерактивной доской. Был представлен наглядный материал по теме.
Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока.
Структура урока построена с использованием элементов развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание творческого характера, постановка новых задач к последующему уроку.
На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.
Урок состоял из 7 этапов, логически связанных между собой:
Целеполагания и мотивации. Этапа подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором сообщалась тема и цель урока.
Проверка домашнего задания.
Усвоение новых знаний. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, выделение наиболее существенных признаков, запись в таблице, анализ, сравнение, обобщение.
На этапе проверки понимания учащимися нового материала использовался приём – дисскусия по вопросу »Почему Советы не стали долговременным явлением в Германии, Венгрии и др. странах?».
Информирование о домашнем задании. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки, мотивировано домашнее задание, проведен инструктаж по его выполнению. Задание на дом предложено основное и с творческим содержанием. Домашнее задание ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся
Рефлексия. На этом этапе проведено продуктивное самооценивание собственной деятельности учащимися.
Структурно урок выдержан.
Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.
Этапы урока были логично связаны друг с другом.
При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный и
компетентностно-ориентированный подход в обучении. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения.
Урок содержит большой объем информации. Использование компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультпаузы.
Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.
Активность класса можно оценить как высокую.Считаю, что урок цели достиг.
Самоанализ урока по истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дата проведения : 12.09.2017 г.
Тип урока: урок получения нового знания.
Технология урока: проблемно-диалогическая технология.
1. Внешние связи урока.
Урок по теме «Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX – XI веках» – урок изучения нового материала с опорой на имеющиеся знания, полученные на предыдущих уроках.
Межпредметные связи: обществознание – политическая сфера.
2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.
Урок проводится в 6 классе, где большинство учащихся имеют средние способности, но есть такие, у которых отсутствует познавательный интерес к учёбе, в результате у некоторых учеников – пробелы в фактических знаниях и умениях.
На уроке ставились и реализовывались следующие цели:
Образовательная цель: помочь учащимся осознать причины установления феодальной раздробленности в Европе; на основе ранее изученного материала совершенствовать знания учащихся о жизни и быте феодалов.
Развивающая цель: продолжить работу над развитием познавательного интереса к истории: любознательности, умений образно воссоздавать обстановку и исторические явления, анализировать документы, формулировать выводы.
Воспитательная цель: развивать настойчивость в решении проблемных задач, умение участвовать в дискуссии, желание выступать перед одноклассниками.
3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.
I. Общая организация урока
1. Последовательность и распределение этапов урока по времени.
Проведенный урок – урок изучения новых знаний. В соответствии с типом и целями урока была определена его структура, состоящая из следующих этапов:
Вводная (организационная) часть
Введение в новый материал
Постановка проблемного вопроса
Изучение нового материала
Закрепление изученного материала
Подведение итогов урока
Организация домашнего задания
Структура урока соответствует его целям и типу, соблюдается логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Распределение времени по этапам – рациональное.
2. Организация познавательной деятельности на уроке (сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы).
Для организации познавательной деятельности использованы следующие формы работы: фронтальная (беседа, постановка проблемных вопросов, совместное формулирование принятых решений); групповая (работа с учебником, составление таблицы); индивидуальная (составление схемы, самопроверка на этапе подведения итогов урока).
Кабинет готов к занятию. Помещение проветрено, освещено. Во время проверки д/з, а также во время работы в группах дети вставали, делали динамическую паузу.
Подведение итога урока.
Намеченный план выполнен. Цели урока достигнуты. Дети делали правильные выводы в течение урока.
Из отрицательных моментов – недостаточно развитое умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Научная, воспитательная и развивающая направленность урока.
Исходя из целей урока, научная направленность урока осуществлялась посредством оказания помощи учащимся осознать причины установления феодальной раздробленности в Европе и совершенствовать знания учащихся о жизни и быте феодалов.
Воспитательная направленность урока проявлялась в развитии настойчивости и упорства при решении проблемных задач, желания доказывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией.
Развивающая направленность урока – в развитии в учащихся стойкого интереса к изучению истории, умении анализировать документы, комментировать источники, формулировать выводы.
Правильность подбора учебного материала на уроке.
Связь теории с практикой.
С целью преодоления недостатков личностных качеств учащихся, содержание урока сопрягалось с жизненным и субъективным опытом людей, каждый этап урока сопровождался отработкой практических навыков работы учащихся с материалом.
Организация повторения на уроке и его содержание. Связь повторенного с новым материалом.
На этапе повторения домашнего задания были сделаны выводы о предпосылках и причинах феодальной раздробленности в средневековой Европе, что позволило учащимся эффективно использовать данные знания, изучая новый материал.
Уровень знаний, умений, навыков учащихся.
Учащиеся класса умеют работать с картой, определяют причины и последствия феодальной раздробленности, ориентируются в системе феодальных взаимоотношений, умеют делать выводы с полученных знаний.
III. Методическая сторона урока и его оборудование
Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей.
Методы и приёмы обучения были адекватны задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей. Использовались словесные методы (беседа, самостоятельная работа учащихся с учебником), практические методы (проблемный и частично-поисковый).
Чередование методов обучения.
Методы обучения чередовались в зависимости от уровня сложности материала и уровня его понимания учащимися: в начале урока, на этапе введения в новый материал, был использован проблемный метод, далее чередовались эвристическая беседа, частично-поисковый метод, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование урока и его использование.
В качестве средств обучения использовались: раздаточный материал («Феодальная лестница»), мультимедийная презентация к уроку, иллюстративный материал в объеме учебника.
Методы опроса. Правильность ответа учащихся.
Были организованы: фронтальная устная проверка понимания по вопросам учителя; индивидуальная работа учащихся с пройденным материалом с последующим выявлением неточностей и пробелов в знаниях учащихся.
4.Функциональный анализ урока.
Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата урока. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.
Учащиеся работали достаточно активно, заинтересованно. Смена заданий поддерживала работоспособность учащихся на разных этапах урока. Учащиеся показали умение слушать друг друга, слушать учителя и отвечать на его вопросы.
Нормы педагогической этики соблюдены.
Оценка конечного результата урока.
Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Все ученики научились определять причины и последствия феодальной раздробленности, ориентируются в системе феодальных взаимоотношений, умеют делать выводы с полученных знаний.
Предложения и методические рекомендации по совершенствованию урока. Целесообразно использование наглядных методов обучения, а также элементов игрового метода (при изучении, например, феодальных взаимоотношений).
Самоанализ урока. История 10 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Самоанализ урока истории.
Урок проходил в 10«А» классе, в классе 26 человек, на уроке присутствовало
Тема урока : Политическая раздробленность Руси. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь.
Данный урок является первым по теме « Политическая раздробленность Руси» Поэтому неслучайно выбран тип урока – комбинированный.
Специфика урока заключается в том, что новая тема содержит большой фактический материал.
Урок дан в 10 «А» классе, учащиеся которого имеют средние учебные возможности. При планировании урока была сделана опора на диагностику общеучебных специальных умений, которая выявила недостаточную развитость у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать исторические явления. В связи с этим при определении развивающих целей была сделана ставка именно на эти умения.
способствовать пониманию общих условий, в которых началась политическая раздробленность, охарактеризовать её последствия.
продолжить работу над развитием у учащихся умений устанавливать причинноследственные связи, сравнивать явления и факты, самостоятельно добывать знания;
совершенствовать приемы использования различных источников информации, развивать внимание, конструктивное мышление.
формировать у учащихся стремления расширять свой кругозор, заложить основы гражданской позиции к данному явлению.
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
Формы и методы учебной деятельности :
На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово учителя, эвристическая беседа, мультимедийная демонстрация, анализ, синтез, заполнение по ходу урока таблицы, анализ таблицы, проблемное изложение вопросов, индивидуальная работа, работа с текстом, фронтальная беседа.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.
На уроке использовалась интерактивная доска, на которой были представлены задания по проверке домашнего задания развивающего характера, была проведена проверка правильности выполнения заданий с отработкой умения учащихся работать с интерактивной доской. Был представлен наглядный материал по теме.
Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока.
Структура урока построена с использованием элементов развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание творческого характера, постановка новых задач к последующему уроку.
Формирование компетенций на уроке
На уроке формировались следующие компетентности:
Компетентность разрешения проблем.
Урок состоял из 7 этапов, логически связанных между собой:
Целеполагания и мотивации. Этапа подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором сообщалась тема и цель урока.
Проверка домашнего задания.
Усвоение новых знаний. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, выделение наиболее существенных признаков, запись в таблице, анализ, сравнение, обобщение.
На этапе проверки понимания учащимися нового материала использовался приём – дискуссия по вопросу «Принцип становления и расцвета отдельных земель и княжеств». Информирование о домашнем задании. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки, мотивировано домашнее задание, проведен инструктаж по его выполнению. Задание на дом предложено основное и с творческим содержанием. Домашнее задание ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся
Рефлексия. На этом этапе проведено продуктивное самооценивание собственной деятельности учащимися.
Структурно урок выдержан.
Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.
Этапы урока были логично связаны друг с другом.
При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный и компетентностно-ориентированный подход в обучении. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения.
Урок содержит большой объем информации. Использование компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультпаузы.
Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.
Активность класса можно оценить как высокую. Считаю что урок цели достиг.
Самоанализ урока истории (для аттестации)
Самоанализ урока истории в 5 классе по теме «Государство на берегах Нила». Урок анализируется с позиций требований ФГОС основного общего образования. Документ может быть использован как образец в текущей работе учителя (при взаимопосещении уроков), а также представитеялми администрации, при разборе учебного занятия. Данный самоанализ был подготовлен для прохождения аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории.
Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока истории (для аттестации)»
САМОАНАЛИЗ УРОКА ИСТОРИИ
Учитель истории и обществознания
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Центр образования № 22- Лицей искусств» г. Тулы
Безрукавая Валентина Анатольевна
Тема урока: «Государство на берегах Нила».
Дата проведения урока: 02.10.2017 г.
Место урока в календарно-тематическом планировании:
Данный урок является первым уроком главы «Древний Египет».
Тип урока: «Урок открытия нового знания»
Общая характеристика класса:
При планировании урока учитывались психолого-возрастные особенности 5-Б класса, уровень сформированности компетенций, реальные учебные возможности, возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса.
Ученики данного класса имеют средний уровень познавательных способностей, но при этом обладают высокой учебной мотивацией. На уроках дети проявляют интерес к учебной деятельности. Большинство учащихся систематически готовятся к уроку, используют дополнительную литературу, возможности сети Интернет. Уровень сформированности коммуникативной и информационной компетенций достаточный для их возраста. Культура поведения и общения учащихся соответствует нормам.
Учебно-методическое и техническое оснащение урока:
На уроке использовалось мультимедийное оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, колонки; цифровые образовательные ресурсы: электронное пособие «История Древнего мира» 5 класс (образовательная коллекция «1С» ООО «КОРДИС МЕДИА», 2010 г.); самостоятельно разработанная компьютерная презентация к уроку; настенная карта «Древний Египет»; карточки с текстом исторической задачи.
Цели и задачи урока:
Цель урока определена с учетом содержания учебного материала, места данного урока в курсе истории Древнего мира.
— формирование у школьников представлений об особенностях географического положения, природы, климата Древнего Египта, процесса образования единого государства в Древнем Египте.
Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих задач:
— развитие личностных компетенций школьников (самоопределение, способность к сознательному выбору, самооценка, определение границы собственного знания и незнания);
— совершенствование умений работать с различными источниками информации (историческая карта, учебная статья, иллюстрация, компьютерная презентация и др.);
— развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к истории и культуре других народов; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать уже имеющиеся).
Регулятивные: уметь ставить цель собственной учебной деятельности, принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) выполнять необходимые действия, операции; действовать по плану;
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; аргументировать собственную точку зрения, корректно оппонировать, приходить к общему решению.
— рассказывать об особенностях природы и климата Древнего Египта.
— раскрывать значение понятий: папирус, дельта, оазис, страна, государство, фараон;
— называть дату основания единого государства в Древнем Египте;
— показывать на карте следующие объекты: страну Египет, реку Нил, ее дельту, 1-й порог, Средиземное море, Красное море, территорию единого египетского государства, города Фивы, Мемфис.
Структура урока выстроена с учетом требований системно-деятельностного подхода. Урок включает в себя следующие этапы:
1.Самоопределение деятельности (мотивация).
2.Постановка учебной задачи (определение темы, постановка цели, задач, планирование деятельности).
3. Освоение нового материала.
4. Первичное закрепление (выполнение заданий и ответы на вопросы к параграфу).
5. Самостоятельная работа (решение исторической задачи).
6. Рефлексия и оценивание планируемых достижений.
Анализ деятельности по реализации целей и задач урока
Целеполагание и планирование деятельности также осуществлялось совместно с учащимися. В процессе обсуждения названия параграфа (Государство на берегах Нила») дети смогли сформулировать цель урока: выяснить, когда и как возникло государство в Древнем Египте и предложили план работы по теме: 1) определить, что такое «государство»; 2) выяснить, как возникло государство в Древнем Египте; 3) установить дату образования египетского государства. После ознакомления с названием пунктов параграфа учебника установили, что в коллективно составленный план необходимо внести коррективы. В конечном варианте план работы был предложен на слайде в следующем виде: 1) Познакомиться с особенностями географического положения и климата Египта; 2) Выяснить, что такое «государство»; 3) Узнать, как и когда возникло государство в Древнем Египте.
Совместный выход на тему урока, целеполагание и планирование осуществлялись в зоне ближайшего развития школьников. Учащиеся посредством ответов на проблемные вопросы сами делали необходимые выводы.
Используемые формы организации учебной деятельности – эвристическая беседа, парная работа по составлению и корректировке плана совместной работы), обсуждение и выбор варианта схемы – логической цепочки были направлены на развитие у детей регулятивных УУД (умение ставить цель, составлять план реализации поставленной цели), коммуникативных УУД (умение работать в паре, приходить к общему мнению, принимать и уважать мнение другого) и учебно-познавательных УУД (умение работать с методическим аппаратом учебника, свёртывать информацию, представлять ее схематичной модельной форме).
Этап работы над темой урока (освоение нового материала) также был выстроен в соответствии с намеченным планом. В рамках изучения вопроса «Географическое положение и климат Египта» в целях развития таких личностных УУД, как самоопределение и ответственный выбор, я предложила детям варианты организации деятельности: самостоятельная работа над содержанием учебный статьи параграфа (п.1 и п.2) или просмотр фрагмента фильма из электронного пособия «История Древнего мира» с учетом того, что содержание параграфа и фрагмента частично не совпадают. Учащиеся решили, что лучше изучить материал, предложенный в учебнике, а потом дополнительно просмотреть фрагмент фильма. К просмотру фильма совместно с детьми была поставлена задача: определить, какие дополнительные сведения предложены в видеофрагменте.
Проверка осуществлялась в форме устного ответа на вопросы плана. Отвечая на вопрос об особенностях географического положения страны, дети пришли к выводу, что без карты представить себе местонахождение изучаемой страны невозможно. Для определения положения Египта были использованы настенная карта, карта, размещенная на форзаце учебника, и карта учебного атласа.
Изучению вопроса возникновения и образования единого государства в Древнем Египте предшествовала корректировка последовательности работы на уровне ключевых слов: 1) территория; 2) процесс создания; 3) дата образования. В результате самостоятельного изучения содержания пункта 3 школьники кратко записали ответы в свои тетради. Ответы детей были озвучены и сопоставлены с вариантом, предложенным на слайде презентации.
Из курса «Окружающий мир» начальной школы пятиклассники имеют первичное представление о видах карт. В ходе работы над содержанием данного пункта плана детям было предложено сравнить карты, которые мы использовали на уроке и высказать свои соображения. Ученики определили, чем физическая карта отличается от исторической, и озвучили интересное предположение, что изображение на форзаце учебника – не карта, а, скорее, рисунок, т.к. на нем нет градусной сетки.
Довольно сложным для пятиклассников оказалось определение значения понятий и распознавание терминов «страна» и «государство». С помощью продуктивных вопросов-подсказок и обращения тексту учебника дети всё же пришли к пониманию, того, что «страна» ближе по смыслу понятиям «местность, территория», а «государство» – особая политическая организация общества определенной страны. И что на территории одной и той же страны можно выделить периоды, когда возникло государство, и когда его еще не было. К, сожалению, учебник не дает даже самых простейших определений данных понятий. Поэтому они разъяснялись в рамках пропедевтики.
Использованные на этапе освоения нового материала формы организации учебной деятельности: выбор способа изучения учебного материала, самостоятельная работа с текстом учебной статьи, просмотр видеофрагмента, парный (взаимный) опрос, проверка по образцу были направлены на развитие помимо уже названных, следующих УУД: самоопределение и ответственный выбор, самооценка (личностные УУД); работа по намеченному плану (регулятивные УУД); сопоставление, дополнение, самопроверка, свёртывание информации (учебно-познавательные УУД); умение руководить и подчиняться (выступать в роли проверяющего и отвечающего) (коммуникативные УУД).
Велась работа по обеспечению предметных результатов: формировалось умение показывать на карте страну Египет, реку Нил, ее дельту, 1-й порог, Средиземное море, Красное море, территорию единого египетского государства, города Фивы, Мемфис; школьники учились рассказывать об особенностях природы и климата Древнего Египта, раскрывать значение понятий, называть дату основания единого государства в Древнем Египте.
На протяжении данного этапа урока я старалась работать с опорой на имеющиеся у пятиклассников знания из курса «Окружающий мир», осуществлять межпредметные связи в предметом «География».
Этап первичного закрепления изученного материала был организован в форме творческой групповой работы. Детям, распределенным по «четверкам», предлагалось задание: передать максимально полно содержание всего параграфа по принципу «один пункт – одно предложение». Предложения могли быть любыми по объему и виду, но составленными грамотно. В ходе прослушивания и обсуждения предложенных вариантов шло проговаривание изученного материала, объяснение и повторение новых терминов.
Данный вид работы был направлен на развитие коммуникативных УУД (монологическая связная речь); регулятивных УУД (в некоторых группах дети распределили между собой по одному предложению, облегчив тем самым работу по запоминанию и воспроизведению информации).
В соответствии с планом была организована самостоятельная работа. Она проводилась в форме решения исторической задачи. Каждому ученику предлагались карточка с составленными на основе текста параграфа утверждениями, в которых допущены фактические ошибки. Нужно было найти ошибку, зачеркнуть и подписать верное слово (дату). Предлагалось также, если ученик чувствует себя неуверенно, выполнять работу в паре с соседом (с его согласия), но в таком случае оценка «5» не будет поставлена.
Работы были сданы, ответы проверены посредством сравнения с текстом слайда презентации. По совместно определенным критериям дети предположили, какую оценку они за данную работу получили. Далее я предложила ученикам определить, хотели бы они оставить эту оценку для выставления ее в журнал или отказываются нее. Свое пожелание по этому поводу они должны будут высказать на следующем уроке.
Использованные на этапе закрепления формы организации учебной деятельности, на мой взгляд, эффективны тем, что, помимо повторения изученного материала (предметные УУД), способствуют развитию таких личностных УУД, как самоопределение, самостоятельность, ответственность за свой выбор, самооценка.
На завершающем этапе урока мною были организована коллективная рефлексия: детям предложено определить, в какой степени, по их мнению, реализована цель сегодняшнего урока («полностью», «частично», «не реализована»). Индивидуальная рефлексия была организована в форме продолжения данных учителем высказываний: «на уроке я понял, узнал, разобрался…» (рефлексия предметных результатов урок), «мне было интересно…» (рефлексия познавательных интересов); «я бы себя похвалил за…» (рефлексия личностных результатов урока); «наиболее сложным было выполнение задания…» (рефлексия личностных и метапредметных результатов); «после сегодняшнего урока я бы себе пожелал…» (рефлексия предметных, личностных и метапредметных результатов).
Домашнее задание было обсуждено с детьми. Обратившись к плану, учащиеся определили, что к следующему уроку они должны уметь: показывать на карте на следующем уроке Египет, реку Нил, ее дельту, 1-й порог, Средиземное море, Красное море, территорию единого египетского государства, города Фивы, Мемфис; рассказывать о природе и климате, объяснять, как и когда возникла государство в Древнем Египте. Для этого нужно повторить §6, ответить на вопросы к параграфу на странице 37. Желающим предложено подумать над вопросами повышенной сложности, обозначенными значком или составить синквейн (алгоритм его написания уже известен детям).
При такой подаче домашнего задания соблюдается требование «идти за детьми», продолжается работа по формированию личностных УУД (самоопределение), благодаря вариативности задания, повышается мотивация к его выполнению.
При проектировании и проведении данного урока я ориентировалась на следующие принципы обучения:
— принцип систематичности и последовательности. Данный урок – важное звено раздела, главы и всего курса, как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.
— принцип доступности. Урок построен с учётом возраста пятиклассников, особенностей развития учащихся данного класса, уровня их подготовленности.
— принцип наглядности. На уроке использовала изобразительно-звуковую (работа с учебной презентацией, просмотр видеофрагмента), настенную карту, иллюстрации учебника.
— принцип связи обучения с практикой. На уроке дети осознали (пока на уровне общего представления) влияние природных особенностей на развитие цивилизации. Активизация познавательной деятельности обучающихся на данном уроке достигалась путём обращения к личному опыту детей, использованию понятного и личностно значимого для них материала. Стимулировалась внутренняя мотивация. Основными механизмами запуска внутренней мотивации выступали проблемные вопросы, компетентностно-ориентированные продуктивные задания, разнообразные формы организация учебной деятельности.
Принцип психологического комфорта предполагает, что учеба должна давать детям радость, протекать на фоне положительных эмоций. Реализации данного принципа способствовали доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, ориентированность на активность и сознательность учащихся. Я старалась использовать различные формы поощрения учащихся, поддерживала общий настрой на успех. Рациональный отбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.
Принцип здоровьесбережения. В целях реализации данного принципа я использовала различные формы обучения (диалоговые, монологические). Чередование индивидуальной, парной, групповой, фронтальной форм организации учебной деятельности помогали избежать монотонности, усталости обучающихся на уроке, стимулировали познавательный интерес. Я напомнила детям, что они учатся на хореографическом отделении и мне хотелось бы, чтобы все окружающие всегда восхищались их красивой осанкой. Темп урока соответствовал возможностям учащихся класса.
Дифференциация обучения осуществлялась через предъявление вопросов различного уровня сложности, предоставление детям права выбора выполнять задания самостоятельно или в паре, определение каждым учеником в зависимости от его возможностей объема и форм выполнения домашнего задания.
Системно-деятельностный метод является основным на уроке. Н а всех этапах учебного занятия я старалась создать условия для того, чтобы школьники были активными субъектами своей учебной деятельности: определяли цель, осуществляли планирование, добывали информацию, осуществляли контроль, оценку (самооценку) результата.
Частично-поисковый метод необходимая составляющая современного урока. В рамках его реализации я стремилась, чтобы знания ни на одном из этапов не давались в готовом виде. Детям предлагались проблемные вопросы и задания. Велась работа в зоне ближайшего развития пятиклассников. Система вопросов выстраивалась в логике «учить на высоком уровне сложности», в случаях, когда дети затруднялись, вопросы корректировались в сторону упрощения, давались «ступеньки», но все основные выводы на уроке учащиеся сделали сами.
Работа на уроке строилась с использованием основных содержательных линий: «историческое время» (велась работа с хронологией, периодизация событий); «историческое пространство» (работа с исторической картой); «историческое движение» (образование и развитие государств); «человек в истории» (характеристика условий жизни людей).
Я старалась построить урок так, чтобы он был продуктивным, интересным. Взаимодействие с учениками строила с позиций сотрудничества, уважения на протяжении всего урока демонстрировала заинтересованное отношение к успехам детей.
Время, отведенное на все этапы урока, на мой взгляд, распределено рационально. Необоснованных потерь времени не было. Методически оправданно использовались наглядность и мультмедийные средства обучения. В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования реализация воспитательного потенциала урока (работа по формированию личностных компетенций) осуществлялась мною на основе использования учебных ситуаций и была встроена в каждый этап учебного занятия.
Ученики активно включались в работу, между нами чувствовалось взаимопонимание. Учебное содержание урока им было понятно, личностно значимо для каждого. Задания вызывали у них интерес.
Дисциплина на уроке была хорошая, дети умеют работать в парах, в «четверках». Итоговые выводы смогли сделать даже не совсем сильные ученики.
Таким образом, заявленные цели урока были достигнуты. В целом урок прошёл динамично и, по мнению детей, интересно.