самбо история возникновения кратко
Самбо
Международная федерация самбо (FIAS) — неправительственная общественная некоммерческая организация, объединяющая национальные федерации самбо.
История возникновения и развития
На протяжении своего существования самбо развивалось в двух направлениях: как массовый вид спорта и как средство подготовки кадров для спецподразделений и органов охраны правопорядка. С 1923 года в Московском спортивном обществе «Динамо» Спиридонов В. А. начинает развивать прикладную дисциплину — самозащита. В «Динамо» происходило изучение различных боевых искусств и национальных видов борьбы народов мира. Данное направление было закрытым и предназначалось для подготовки спецподразделений.
Развитием спортивного самбо начинает заниматься выпускник института дзюдо «Кодокан» и обладатель второго дана Ощепков В. С. В это время он преподает дзюдо в качестве учебной дисциплины в Московском институте физкультуры, но постепенно отходит от канонов дзюдо в поисках наиболее эффективных приемов, занимается совершенствованием техник самозащиты, формируя основы нового боевого вида спорта.
Днем рождения самбо принято считать 16 ноября 1938 года. Именно в этот день вышел приказ Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта, в котором самбо признавалось «чрезвычайно ценным по своему многообразию техники и оборонному значению» видом спорта. Было принято решение об организации во всех республиках СССР системы подготовки спортсменов, а также создана Всесоюзная секция самбо, позднее ставшая Федерацией самбо.
В 1939 году прошёл первый чемпионат страны по новому виду спорта, в 50-ые начинают проводиться международные соревнования.
В 1966 году самбо официально признается международным видом спорта. В 1972 году проходит первый открытый чемпионат Европы, а в 1973 году — первый чемпионат мира. В последующие годы регулярно проводятся чемпионаты Европы, мира, международные турниры. Создаются федерации самбо в Испании, Греции, Израиле, США, Канаде, Франции и других странах. Сегодня самбо представлено двумя направлениями: спортивным и боевым.
Правила самбо
Участники соревнований делятся на возрастные группы, принадлежность участника к возрастной группе определяется годом рождения.
В самбо разрешается применять броски, удержания и болевые приёмы на руки и ноги. Броски можно проводить с помощью рук, ног и туловища.
В самбо присуждаются баллы за броски и удержания. Бросок — это приём, с помощью которого самбист выводит соперника из равновесия и бросает на ковёр на какую-либо часть туловища или колени.
Если самбист, прижимаясь к сопернику любой частью туловища, удерживает его в этом положении в течение 20 секунд, то такой прием называется – удержание.
В самбо есть возможность досрочной победы, для этого необходимо выполнить бросок соперника на спину, оставаясь в стойке, провести болевой прием, набрать на 8 баллов больше соперника.
Принцип начисления баллов:
4 балла присуждается:
2 балла присуждаются:
1 балл присуждается за бросок соперника на грудь, плечо, живот или таз с падением атакующего.
Болевым приёмом является техническое действие в борьбе лежа, которое вынуждает соперника сдаться. В самбо разрешается проводить рычаги, узлы, ущемления суставов и мышц на руках и ногах соперника. Время схватки в самбо 3-5 минут чистого времени.
Экипировка для самбо
На всех официальных соревнованиях допускается использование формы в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами и спортивным Регламентом Всероссийской Федерации Самбо.
В состав экипировки для самбо входят: куртка (красного или синего цвета), ботинки (борцовки), шорты и пояс. Для участниц предусмотрена майка белого цвета.
Куртка для самбо изготавливаются из хлопчатобумажной ткани. Рукав куртки должен доходить до кисти руки, ширина рукава должна обеспечивать по всей его длине просвет между рукой и тканью не менее 10 см. Полы куртки должны быть ниже от линии пояса на 25-30 см, длина концов завязанного пояса не должна превышать длину полы куртки.
Ботинки для самбо красного, синего или комбинированного (красно-синего) цвета изготавливаются из мягкой кожи или синтетической ткани, имеют мягкую подошву. Все швы ботинок спрятаны внутрь. Щиколотки и стопа в области сустава большого пальца защищаются прокладками, закрытыми сверху кожей.
Шорты для самбо изготавливаются из шерстяного, полушерстяного или синтетического трикотажа. Сверху они должны доходить до линии пояса, а снизу прикрывать верхнюю треть бедра.
Спортсменам во время схватки запрещается иметь при себе твердые предметы.
Чтобы избежать травм суставов допускается использовать бандажи и тейпы. Они должны быть закрыты сверху эластичным наколенником цвета формы.
Судейство
В судейскую коллегию соревнований входят:
Популярные турниры по самбо
Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Самбо».
Самбо — боевое искусство, отработанное на советских хулиганах
Борьба самбо появилась, когда первый русский, получивший черный пояс по дзюдо, начал отрабатывать свои навыки на чистопрудненских хулиганах. Поразительная, странная и местами дикая история советского боевого стиля продолжается до сих пор.
Ощепков, Спиридонов и Харлампиев — отцы-основатели
Самбо любопытно и замечательно хотя бы по той причине, что это — советское боевое искусство. Оно расшифровывается как «самооборона без оружия», а его появление относится к началу XX века, когда жили три отца-основателя этого стиля.
Первый из них — Виктор Афанасиевич Спиридонов, создатель системы «самоз», прикладной борьбы и рукопашного боя, применявшегося советской милицией и войсками НКВД. Самоз изначально задумывался как закрытый, ведомственный стиль и был создан на основе модного в те времена в Европе японского джиу-джитсу, а также вольной борьбы, классической борьбы, бокса и савата.
Основной целью самоза была подготовка милиционеров, диверсантов и контрразведчиков. Подготовка включала в себя изучение приемов, направленных на быстрое обезоруживание и обездвиживание противника. Много внимания уделялось болевым и удушающим приемам в стойке, а также работе против вооруженного противника. Все это понятно: милиционер, вяжущий преступника, или разведчик, берущий «языка», борется не за очки.
Самоз преподавался внутри закрытых школ и не был рассчитан на широкие слои населения, так как в его арсенал входили травмирующие и калечащие техники, которые до автоматизма нарабатывались уже непосредственно при задержаниях и боестолкновениях. Распространение этой системы среди обычных граждан посчитали слишком опасным.
Именно эта закрытость сейчас сыграла злую шутку, ведь многие представители современного российского «булшитто» старательно пытаются подмазаться к секретному ведомственному самозу.
Ощепков и дзюдо
Второй отец-основатель самбо, Василий Сергеевич Ощепков, родился на каторге от осужденной вдовы еще до революции. Однако через некоторое время судьба улыбнулась будущему титану борьбы, и в 1907 году его отправили в русскую семинарию в Японии. Туда набирали мальчиков-сирот, чтобы сделать из них знатоков японской истории и культуры, а заодно и разведчиков. Незадолго до этого закончилась русско-японская война, и сведения об этом опасном соседе были крайне важны.
Кроме целого комплекса дисциплин в семинарии преподавались и основы дзюдо, переживавшего свой расцвет в Японии. Ощепков с удовольствием тренировался и, став лучшим учеником, получил шанс оказаться приглашенным на занятия в знаменитую школу дзюдо «Кодокан» к самому Дзигоро Кано, основателю этой борьбы.
К чести японского учителя, он оценил стойкость и дисциплинированность Ощепкова и не стал обращать внимание на национальные различия. Именно он рассказал ему о секрете, зная который можно было попасть в Кодокан. Дело в том, что перед претендентами на зачисление выступал сам Дзигоро Кано, который разводил многочасовые речи о морали, вежливости, правилах приличия и прочих, совершенно неинтересных для молодых парней вещах.
Естественно, большинство претендентов уже через несколько минут теряли интерес к словам Кано и начинали отвлекаться, зевать или потягиваться. Именно за этим строго следили стоящие за их спиной тренера Кодокан. И лишь внимательного и почтительного юношу, который все время, не шелохнувшись, с уважением слушал пожилого сенсея, принимали в школу. Так туда попал и Ощепков.
Надо сказать, что тренировки тогда были намного суровей нынешних, и из всех, кто попал в школу вместе с Василием Сергеевичем, остался только один он. Да и японцы, после войны с враждебностью относившиеся к русскому, часто превращали обычные спарринги в настоящие бои, и Ощепкову пришлось очень непросто. Но, тем не менее, он первым из русских получил черный пояс по дзюдо, и третьим из европейцев второй дан.
После революции и гражданской войны Ощепков работал сначала во Владивостоке, устраивая показательные выступления и соревнования по дзюдо. После своего переезда в Москву он сумел заинтересовать высшее руководство страны борьбой, а в 1929 году начал преподавать ее в Государственном центральном институте физической культуры.
Сохранилась забавная история о том, как он привлек внимание первых людей страны. Ученик Ощепкова, Н.М. Галковский, рассказывает, что однажды секретарь командарма Тухачевского зашел в его кабинет и увидел, что командарм направил револьвер на крепкого, лысого гражданина, однако тот ловким приемом обезоружив шефа, бросил того на пол. Секретарь уже думал броситься на помощь начальнику, и только окрик Тухачевского остановил его. Оказывается, это сам военачальник, неплохо владевший навыками борьбы, попросил Ощепкова продемонстрировать на нем приемы дзюдо.
Именно с работой Ощепкова в Инфизкульте связана еще одна веха в появлении самбо. Дело в том, что учиться туда приезжали крепкие ребята со всех концов многонациональной советской страны, многие из которых неплохо владели своими, национальными видами борьбы.
Ощепков любил познавать новое и часто боролся с учениками, расспрашивая их о потенциально полезных приемах. Их он впоследствии добавлял в свою систему. Так, в будущем самбо появились элементы грузинской чидаобы, татарского и башкирского куреш, молдавской трынты, армянского коха, а также еще нескольких систем борьбы народов Советского Союза. Позже его ученики уже специально ездили по СССР, привозя мастеру фотографии приемов национальных видов борьбы. Конечно, Ощепков дополнял свою систему не только приемами борцов национальных республик. Также он активно впитывал умения классической и вольной борьбы.
Нужно сказать, что в те времена на улицах расплодилось множество хулиганов, и Ощепкову не раз приходилось успокаивать распоясавшихся люмпенов. Его жена в своих воспоминаниях рассказывала о том, как Василий Сергеевич однажды вырубил негодяя, который шел по улице и всем, попадавшим ему на встречу, бил в лицо.
Позже Ощепков с учениками организовал «чистопрудную практику». Дело в том, что в те времена на Чистопрудном бульваре в Москве вечером постоянно терлись хулиганы, пристававшие к прохожим и избивавшие тех, кто пытался их урезонить. Именно туда чуть ли не каждый вечер отправлялся Ощепков с учениками, чтобы устроить местным бузотерам показательную порку, избивая и разгоняя злостных нарушителей спокойствия. Будущим самбистам приходилось драться против преступников, вооруженных ножами, кастетами и палками, набирая, таким образом, бесценный опыт.
После трагической гибели В.С. Ощепкова в тюрьме в 1937 году, инициативу подхватил его ученик Анатолий Аркадьевич Харлампиев, превратив борьбу вольного стиля дзюу-до (это не ошибка, именно так тогда это и произносилось) Ощепкова в то самбо, которое мы теперь знаем. Хотя официально советская борьба вольного стиля стала называться так только в 1947.
Современное самбо
Сейчас самбо — динамично развивающаяся система «борьбы в куртках», где разрешены броски в стойке, а также болевые на ноги и на руки в партере. Удушающие здесь, к слову, запрещены. Это было сделано еще на заре возникновения и популяризации самбо, так как в массы решили нести более мягкую и менее травматичную версию борьбы.
Однако для любителей пожестче в конце 90-х появилось боевое самбо — смесь ударных техник и борьбы, где разрешены добивания, удары руками и ногами, удары головой, удушения и прочие прелести нынешнего MMA. Практически, это и есть MMA, поэтому соревнования по боевому самбо выглядят так брутально.
Самбисты в MMA
Утверждение о том, что боевое самбо — это MMA «в куртке», полностью подтверждается нашими борцами, отлично проявляющими себя в смешанных единоборствах.
Самый очевидный пример — Федор Емельяненко, знаменитый «Последний Император», крушивший всех во времена японского «Прайда», и ставший символом ММА в России, сделав этот спорт столь популярным у нас. Кстати, 13 октября этого года он будет биться в Беллатор с любителем «трэштока» Чейлом Сонненом.
Также можно вспомнить Виталия Минакова, бывшего чемпиона в тяжелом весе все того же Беллатора. Ждем, когда он вернется в промоушен и получит обратно свой пояс.
Нельзя забывать и о первопроходце ММА из России, Олеге Тактарове, который бился в UFC, когда оно еще не было мейнстримом. В свое время он даже завоевывал пояс чемпиона.
Ну, и естественно, говоря о бойцах самбо в ММА, невозможно не упомянуть нынешнего чемпиона UFC в легком весе Хабиба «Орла» Нурмагомедова. Американской публике он, прежде всего, запомнился своей белой папахой и надписью на футболке «если бы самбо было легким, оно называлось бы джиу-джицу».
Недавно UFC анонсировало супербой между Хабибом и Конором Макгрегором за пояс в легкой весовой категории. Если никто опять не слетит с боя, что раньше бывало не раз, 6 октября этого года мы увидим противостояние настоящих титанов.
Самбо в уличной драке
Насколько самбо применимо в уличной драке? Главное преимущество этой борьбы заключается в том, что в ней есть множество приемов, как в стойке, так и в партере. Воткнуть противника головой в асфальт для профессионального самбиста — раз плюнуть, ведь он прошел все круги спаррингов и соревнований. А умение бороться в куртке для нашей климатической зоны трудно переоценить.
История самбо: развитие, первые соревнования, чемпионы мира
Краткая история возникновения и развития самбо в мире, СССР и России. Первые соревнования и первые чемпионы по самбо.
Самбо достаточно молодой вид спорта, изначально создававшийся вовсе не ради спортивных соревнований, а с конкретными практическими целями. Единоборство использовалось работниками милиции, спецслужб и военными. Но, в конце концов, оформилось и как вид спорта.
Основатели самбо
Виктор Афанасьевич Спиридонов
Начав со звания рядового, дослужился до звания унтер-офицера. Был отправлен для обучения в Казанское пехотное училище. Сразу после окончания училища в 1905 году Спиридонов попал на фронт начавшейся войны с Японией. Молодой офицер храбро проявил себя на полях сражений, о чем свидетельствует полученный им орден Святого Станислава.
После войны Спиридонов увлекся, популярным в то время в Европе, боевым искусством «джиу-джитсу». Будучи человеком физически одаренным, и имея большой опыт в военно-прикладной гимнастике, Виктор довольно быстро овладел приемами джиу-джитсу. Интересный факт, что боевое искусство он изучал самостоятельно, по пособиям, изданным в России и Европе.
В разгоревшейся Первой Мировой войне Спиридонов принимал участие в должности командира пехотной роты. Однако на этот раз война для него продлилась недолго. В битве под посадом Лашевым Спиридонов получил тяжелую контузию, после чего долго лечился в госпиталях. Так и не оправившись от травмы, он был уволен со службы в звании штабс-капитана.
После Октябрьской революции Спиридонов вновь вернулся на службу в армию. В 1919 году он поступил в Главное броневое управление Красной армии. А позже получил место преподавателя Московских окружных курсов инструкторов спорта и допризывной подготовки. Спиридонов был главным руководителем по предмету «защита и нападение без оружия». Ему фактически пришлось начинать с нуля, разрабатывая методику преподавания системы рукопашного боя.
«Самозащита без оружия»
За основу Виктор Афанасьевич взял приемы джиу-джитсу, выбирая самые простые. Далеко не все из них были надежны, и многие Спиридонову пришлось дорабатывать. Он самостоятельно выполнил описание техники приемов, придумал методы наиболее эффективного обучения. Кроме того Спиридонов проделал большую работу по классификации и переводу японских терминов на русский язык.
Популярность системы росла, и Спиридонову понадобились помощники-инструкторы, которых он воспитал самостоятельно. Лучшими из них были Д. А. Давыдов и М. И. Соломатин.
Секции самозащиты начали создавать по всей стране на базе обществ «Динамо»: Ленинград, Свердловск, Украина, Сибирь, Закавказье и т. д. Спиридонов лично участвовал в популяризации системы самозащиты, объезжая города с лекциями в чекистских и милицейских клубах, военных частях. Выступления Виктора Афанасьевича получались живыми и интересными для аудитории.
Первые соревнования и правила
Большое количество занимающихся системой Спиридонова дало возможность устраивать соревнования между ними. В соответствии с разработанными Виктором Афанасьевичем правилами, борцы делились на семь весовых категорий. Во время схваток разрешалось использовать болевые и удушающие приемы.
Виктор Афанасьевич называл свою систему для краткости «сам», позже его ученики стали использовать название «самоз». А так же было название — «самозащита без оружия» и «самозащита», но, в конце концов, за системой закрепилось более звучная аббревиатура «самбо».
Автор книг
В. А. Спиридонов стал автором трех книг, излагавшие основные принципы разработанной им системы самозащиты:
Василий Сергеевич Ощепков
Василий Ощепков родился на Сахалине в 1892 году. По итогам Русско-Японской войны Сахалин оказался под властью Японии, что во многом предопределило судьбу Ощепкова. В школах по японским стандартам обязательным было обучение борьбе дзюдо на уроках физвоспитания. Обладая природной ловкостью, Василий оказался очень успешен в освоении приемов этого боевого искусства. Преподаватель отметил мастерство Ощепкова и помог ему попасть в самую престижную школу обучения дзюдо «Кодокан».
Обучение в школе «Кодокан» было весьма жестким. Ощепкова зачастую ставили в схватки с более опытными противниками, и один из таких боев окончился для Василия сломанным ребром. Но, несмотря на все трудности, он продолжал обучение, достигнув высокой степени мастерства.
После своего возвращения в Россию Ощепков захотел передать полученные знания и навыки соотечественникам. В 1914 году Ощепков создал первый в России кружок дзюдоистов. В 1917 году во Владивостоке состоялся международный турнир по дзюдо, в котором ученики кружка Ощепкова состязались с дзюдоистами японского высшего коммерческого училища города Отару.
После переезда в Новосибирск Ощепков поступил на работу в спортивное общество «Динамо», где также обучал навыкам борьбы дзюдо. В 1929 году Василия Сергеевича направили в Московский ЦДКА, а в 1930 году назначили на должность преподавателя Московского института физкультуры. В институте его задачей стала подготовка профессиональных тренеров по дзюдо.
Усовершенствование дзюдо
Ощепков подходил к обучению дзюдо творчески. Он не следовал строгим японским канонам, стараясь сделать процесс освоения приемов более быстрым и эффективным. Он адаптировал традиционную экипировку японских дзюдоистов под российские условия. Ученики Ощепкова одевали узкие приталенные куртки и спортивные трусы. Татами заменили мягким борцовским ковром. Кроме того, Ощепков частично отказался от сложной японской терминологии, расширил арсенал дзюдо за счет включения болевых приемов на ноги.
Василий Сергеевич придавал большое значение контактам с другими видами единоборств. Он организовывал состязания, где встречались его ученики с представителями национальных видов борьбы и воспитанниками Спиридонова.
Ощепков внимательно изучал опыт английского и французского бокса, вольной борьбы, пытаясь обогатить свою школу самозащиты. Особо он выделял броски из борцовской практики, считая их очень эффективным способом защиты. Все это готовило основу для создания нового вида единоборств.
Первое пособие и правила по рукопашному бою
В 1931 году Ощепков выпустил свое первое пособие по рукопашному бою против безоружного и вооруженного противника. В этот период помощь Василию Сергеевичу оказывает уже целый коллектив подготовленных им инструкторов: В. Г. Кузовлев, В. В. Сидоров, Н. М. Галковский, И. В. Васильев, Р. А. Школьников, А. А. Харлампиев и др. В целом ряде советских городов были открывались кружки, в которых занятия вели ученики Ощепкова.
В 1933 году Василий Сергеевич опубликовал правила соревнований, в которых разрешалось использование приемов не только из дзюдо, но и из финско-французской, американской, швейцарской и кавказской борьбы. Таким образом, дзюдо превращается всего лишь в одну из составляющих системы самозащиты Ощепкова.
В 1937 году по настоянию Ощепкова в Высшей школе тренеров при Институте физкультуры появилась специализация по дзюдо. В это же время Василий Сергеевич создал и возглавил Всесоюзную федерацию вольной борьбы дзюдо.
В деятельность и судьбу Василия Ощепкова опять вмешалась большая политика. В результате обострившихся отношений с Японией началось преследование людей, имевших связи с этой страной. Ощепков был несправедливо обвинен в шпионаже в пользу Японии и отправлен в тюремное заключение, где и закончил свою жизнь осенью 1937 года.
Самбо история возникновения кратко
Темы исследований
Оформление работы
Наш баннер
Исследовательские работы и проекты
История возникновения самбо, правила, экипировка
1. Возникновение самбо
Самбо считается относительно молодым видом спорта, но тем не менее, он очень популярен и быстро развивается. Из истории я узнал, что 1939 году прошел первый чемпионат страны по самбо. А в 1950-ые годы уже начинают проводиться международные чемпионаты. В 1966 году самбо официально признан международным видом спорта. Создаются федерации самбо в Испании, Греции, Израиле, США, Канаде и других странах.
Этот вид спорта включает в себя приемы защиты и нападения, которые отобраны из различных боевых искусств и национальной борьбы многих народов мира. Поэтому число приемов постоянно увеличивается и самбо постоянно развивается.
2. Правила соревнований
а) личные;
б) командные,
в) лично-командные.
В самбо разрешается применять броски, удержания и болевые приёмы на руки и ноги. Броски можно проводить с помощью рук, ног и туловища. В самбо присуждаются баллы за броски и удержания.
Бросок — это приём, с помощью которого самбист выводит соперника из равновесия и бросает на ковёр на какую-либо часть туловища или колени. Если самбист, прижимаясь к сопернику любой частью туловища, удерживает его в этом положении в течение 20 секунд, то такой прием называется – удержание.
В самбо есть возможность досрочной победы, для этого необходимо выполнить бросок соперника на спину, оставаясь в стойке, провести болевой прием, набрать на 8 баллов больше соперника.
Принцип начисления баллов: 4 балла присуждается: за бросок соперника на спину с падением атакующего; за бросок соперника на бок без падения атакующего; за удержание в течение 20 секунд. 2 балла присуждаются: за бросок соперника на бок с падением атакующего; за бросок на грудь, плечо, живот, таз без падения атакующего; за удержание в течение 10 секунд. 1 балл присуждается за бросок соперника на грудь, плечо, живот или таз с падением атакующего.
Болевым приёмом является техническое действие в борьбе лежа, которое вынуждает соперника сдаться. В самбо разрешается проводить рычаги, узлы, ущемления суставов и мышц на руках и ногах соперника. Время схватки в самбо 3-5 минут чистого времени.
2.1 Участники соревнований
Группа | Мужчины и Женщины |
Подростки младшего возраста | 11-12 лет |
Подростки старшего возраста | 13-14 лет |
Кадеты | 15-16 лет |
Юноши | 17-18 лет |
Юниоры | 19-20 лет |
Взрослые | 18 и старше |
Мастера | 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-65, старше 65 |
Принадлежность участника к возрастной группе определяется годом рождения.
(18 и старше)
(35 и старше)
(11-12 лет)
(13-14 лет)
2.2 Экипировка участника
Для участниц предусмотрена майка белого цвета. Куртка для самбо изготавливаются из хлопчатобумажной ткани. Рукав куртки должен доходить до кисти руки, ширина рукава должна обеспечивать по всей его длине просвет между рукой и тканью не менее 10 см.
Полы куртки должны быть ниже от линии пояса на 25-30 см, длина концов завязанного пояса не должна превышать длину полы куртки.
Ботинки для самбо красного, синего или комбинированного (красно-синего) цвета изготавливаются из мягкой кожи или синтетической ткани, имеют мягкую подошву. Все швы ботинок спрятаны внутрь. Щиколотки и стопа в области сустава большого пальца защищаются прокладками, закрытыми сверху кожей.
Шорты для самбо изготавливаются из шерстяного, полушерстяного или синтетического трикотажа. Сверху они должны доходить до линии пояса, а снизу прикрывать верхнюю треть бедра (Приложение 2).
2.3 Ковер
Ковер САМБО должен быть размером от 11х11 до 14х14 метров. Ковер, изготовленный из синтетического материала, должен быть гладким и иметь толщину не менее 5 сантиметров.
Вся поверхность ковра застилается покрывалом из синтетического материала без грубых швов. Покрывало туго натягивается и прочно закрепляется. Покрывало должно быть продезинфицировано.
Рабочая площадь ковра, на котором происходят схватки спортсменов, представляет собой круг диаметром от 6 до 9 метров.
Центр ковра обозначается логотипом Всероссийской Федерации Самбо диаметром 1 метр, ширина линии границы составляет 1 метр.
Два противоположных угла ковра обозначаются красным и синим цветом (слева от стола руководителя ковра – красный, справа – синий) (Приложение 3)