самарский авиационный завод история

Самарский авиационный завод

«Авиако́р» — авиастроительное предприятие, расположенное в Самаре. Входит в машиностроительный холдинг «Русские машины», контролируемый финансово-промышленной группой «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Авиакор — авиационный завод».

Во времена СССР Куйбышевский авиационный завод входил в пятерку самых крупных предприятий отрасли. Более полувека на заводе собирали самолёты по проектам конструкторских бюро Туполева, Антонова, Ильюшина.

Содержание

История

Авиационный завод № 18 был эвакуирован в Куйбышев (ныне Самара) из Воронежа летом 1941 года (после начала Великой Отечественной войны). В годы войны завод произвёл 15 099 самолётов-штурмовиков Ил-2. В 1944-1949 производил штурмовики Ил-10.

С середины 1960-х завод начал выпускать гражданские самолёты Ту-154 (сериийно — с 1968). Абсолютное большинство этих авиалайнеров (более тысячи самолётов), составивших основу гражданской авиации СССР в 1970—1980-х, было изготовлено именно на этом предприятии.

В конце 1970-х на базе дальнего противолодочного самолета Ту-142М был создан новый стратегический бомбардировщик Ту-95МС, ставший основой дальней авиации Вооружённых Сил СССР. В 1981, параллельно с выпуском пассажирских Ту-154, завод начал серийное производство этих самолётов. В началу 1990-х из них было полностью сформировано четыре полка стратегических бомбардировщиков в составе 37-й ВА ВГК (СН). Серийное производство Ту-95МС завершилось в 1992 (всего выпущено 90 самолётов).

Испытания всех самолётов, выпускаемых и ремонтируемых заводом, с 1941 и по сей день производятся на аэродроме Безымянка.

В 1990-е годы заказы на новую отечественную авиатехнику резко сократились, с 1999 по 2005 на заводе не было выпущено ни одного нового самолёта, выполнялся только ремонт ранее произведённых. Численность сотрудников снизилась с 25 тысяч человек до 6,5 в 2000 и чуть более 3,2 тыс. занятых в 2005.

В 2005—2007 на заводе возобновилось производство: были получены заказы еще на несколько Ту-154, началась сборка нового 50-местного регионального самолёта Ан-140.

Деятельность

Основная сфера деятельности завода — строительство, ремонт, обслуживание и поставка запчастей для пассажирских самолетов Ту-154 и Ан-140. В 2006 году «Авиакор» построил два Ту-154 и один Ан-140.

Завод относится к числу немногих предприятий России, которые обладают опытом в области серийного производства гражданских и военных самолётов из деталей, узлов и агрегатов собственного производства. В советское время предприятие носило название «Завод № 18» (Куйбышевский авиационный завод).

В декабре 2008 года завод подписал контракт с авиакомпанией Якутия на поставку партии из шести самолётов Ан-140-100. [4]

Источник

ОАО «Авиакор»

«Авиакор» — авиационный завод, располагающийся в Самаре. Входит в машиностроительное объединение «Русские машины», контролируемое промышленно-финансовой группой «Базовый элемент» Дерипаски Олега. Полное название — Открытое акционерное общество «Авиакор — авиационный завод».

Авиационный завод № 18 до Великой Отечественной войны располагался в городе Воронеж. Завод с марта 1941 года выпускал Ил-2 (штурмовики) и до июля 1941 года выпустил около 300 экземпляров самолётов данного типа. 28.08.1941 по приказу № 922cс НКАП для исполнения постановления № ГКО-594 ГКО от 27.08.1941 был нормирован план каждодневного выпуска заводом № 18 самолётов Ил-2: пятнадцать в сентябре, шестнадцать в октябре, семнадцать в ноябре и восемнадцать в декабре.

самарский авиационный завод история. Смотреть фото самарский авиационный завод история. Смотреть картинку самарский авиационный завод история. Картинка про самарский авиационный завод история. Фото самарский авиационный завод история

10.08.1941 был издан приказ № 1056сс НКАП о переносе завода № 18 на площадь строящегося в то время авиационного завода № 295 в окрестностях города Куйбышев в трех километрах от станции Безымянка (строительство производилось Управлением особого строительства Народного Комиссариата внутренних дел Союза советских социалистических республик, силами заключённых трудового лагеря Безымянки). Завод за октябрь — ноябрь 1941 года перебазировался на новое место. № 295 и № 18 объединённый завод получил номер 18.

самарский авиационный завод история. Смотреть фото самарский авиационный завод история. Смотреть картинку самарский авиационный завод история. Картинка про самарский авиационный завод история. Фото самарский авиационный завод история

На заводе в годы войны (как и на многих других предприятиях Союза советских социалистических республик) широко эксплуатировался труд детей, женщин, инвалидов и пенсионеров. Однако, в начале завод не успевал за необходимыми темпами выпуска самолётов, и по адресу директоров куйбышевских авиационных заводов № 18 и № 1 пришла телеграмма от Сталина И. В. :

Вы подвели нашу Красную Армию и нашу страну и тчк

До сих пор вы не изволите выпускать ИЛ-2 тчк Теперь ИЛ-2 самолеты необходимы нашей Красной Армии как хлеб как воздух тчк по одному ИЛ-2 в день даёт Шенкман а МИГ-3 даёт Третьяков по одной-две штуке тчк Это насмешка над Красной Армией над страной тчк Нам нужны ИЛ-2 а не МИГи тчк Если отбрехнуться думает 18 завод от страны давая в день по одному ИЛ-2 то он ошибается и за это кару понесет тчк Прошу Вас не выводить з терпения правительство и требую выпуска большего количества «ИЛ»ов тчк Последний раз предупреждаю тчк

В скором времени был достигнут необходимый темп производства самолётов. Самарский завод в годы войны произвел более 15 тысяч Ил-2 (самолётов-штурмовиков), из 36 тысяч построенных в Союзе советских социалистических республик, благодаря этому Ил-2 и на данный момент остаётся в истории самым массовым военным самолётом. В годы войны деятельность завода стала сюжетной линией художественного фильма «Особо важное задание», выпущенного в 1979 году«Мосфильмом».

Завод в 1944—1949 годах производил Ил-10 (штурмовики).

самарский авиационный завод история. Смотреть фото самарский авиационный завод история. Смотреть картинку самарский авиационный завод история. Картинка про самарский авиационный завод история. Фото самарский авиационный завод история

Завод в 1957—1958 годах построил 50 Ти у-95М Ту-95 и (бомбардировщики, часть из них Ту-95МА и Ту-95А — варианты носителей атомного оружия), после чего переквалифицировался на выпуск модификации ракетоносца Ту-95К. Выпуск Ту-95К в середине 1960-х годов был прекращён.

На заводе с 1961 по 1965 годы производили пассажирские дальнемагистральные самолёты Ту-114, построенные на базе Ту-95 (стратегического бомбардировщика).

Завод с середины 1960-х начал производить гражданские самолёты Ту-154 (с 1968 года серийно ). Большую часть этих авиалайнеров (свыше тысячи самолётов), которые с 1970-х годов по начало 2000-х годов составляют основу гражданской авиации Союза советских социалистических республик и Российской Федерации, было произведено именно на этом заводе.

Контакты Авиакор:

ОАО «Авиакор – авиационный завод»
443052, Россия, г.Самара, ул. Земеца, 32
Тел.+7(846)372-09-66,
Факс +7 (846) 977-76-66
Эл. почта aviacor@aviacor.ru

Департамент маркетинга и продаж
Тел.977-76-06 +7(846)372-08-94,372-08-04
Факс +7(846)372-09-67

Отдел рекламы
Тел.+7(846)920-44-91
Факс +7(846)372-09-67
Эл. почта mihailovaEV@aviacor.ru

Департамент закупок
Тел.+7(846)372-09-27, 372-09-82
Факс +7 (846) 372-09-27
Эл. почта pahomovVV@aviacor.ru

Отдел кадров
Тел. +7(846)372-09-83, 920-41-10

Источник

Авиакор

Алексей Гусев (генеральный директор)

▼ 661 млн руб. (2010 год)

▼ −369 млн руб. (2010 год, чистый убыток) [1]

«Авиако́р» — авиационный завод, расположенный в Самаре. Входит в машиностроительный холдинг «Русские машины», контролируемый финансово-промышленной группой «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Авиакор — авиационный завод».

Содержание

История

В годы войны на заводе (как и на многих предприятиях СССР) широко использовался труд женщин, детей, пенсионеров и инвалидов. Однако, поначалу завод отставал от необходимых темпов выпуска самолётов, и в адрес директоров куйбышевских авиационных заводов № 1 и № 18 пришла телеграмма И. В. Сталина [4] :

Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк Самолеты ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман даёт по одному ИЛ-2 в день а Третьяков даёт МИГ-3 по одной две штуке тчк Это насмешка над страной над Красной Армией тчк Нам нужны не МИГи а ИЛ-2 тчк Если 18 завод думает отбрехнуться от страны давая по одному ИЛ-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше «ИЛ»ов тчк Предупреждаю последний раз тчк

Вскоре необходимый темп выпуска самолётов был достигнут. Деятельность завода в годы войны стала прообразом для художественного фильма «Особо важное задание», снятого «Мосфильмом» в 1979 году.

В 1944—1949 производил штурмовики Ил-10.

С 1961 по 1965 годы на заводе производили дальнемагистральные пассажирские самолёты Ту-114, созданные на платформе стратегического бомбардировщика Ту-95.

С середины 1960-х завод начал выпускать гражданские самолёты Ту-154 (серийно — с 1968 года). Абсолютное большинство этих авиалайнеров (более тысячи самолётов), составляющих основу гражданской авиации СССР и России с 1970-х годов по начало 2000-х годов, было изготовлено именно на этом предприятии.

В 1968—1972 годах завод производил противолодочные самолеты Ту-142. Всего на заводе изготовили 18 Ту-142, включая первые три № 4200, 4201, 4202. В 1973 году МАП решило перенести производство Ту-142 на завод № 86 в городе Таганроге.

В конце 1970-х на базе дальнего противолодочного самолета Ту-142М был создан новый стратегический бомбардировщик Ту-95МС, ставший основой дальней авиации Вооружённых Сил СССР. В 1981 году, параллельно с выпуском пассажирских Ту-154, завод начал серийное производство этих самолётов. В началу 1990-х из них было полностью сформировано четыре полка стратегических бомбардировщиков в составе 37-й ВА ВГК (СН). Серийное производство Ту-95МС завершилось в 1992 году (всего выпущено 90 самолётов).

Испытания всех самолётов, выпускаемых и ремонтируемых заводом, с 1941 года и по сей день производятся на аэродроме Безымянка.

С 1999 по 2005 годы на заводе построено 5 самолётов (4 Ту-154М и 1 Ан-140). Численность сотрудников снизилась с 25 тысяч человек до 6,5 тысяч в 2000 и чуть более 3,2 тысяч в 2005 году.

В 2005—2007 годах на заводе возобновилось производство: были получены заказы ещё на несколько Ту-154М, началась сборка нового 50-местного регионального самолёта Ан-140.

Собственники и руководство

Деятельность

Основная сфера деятельности завода — строительство, ремонт, обслуживание и поставка запчастей для пассажирских самолетов Ту-154 и Ан-140.

Завод относится к числу немногих предприятий России, которые обладают опытом в области серийного производства гражданских и военных самолётов из деталей, узлов и агрегатов собственного производства. В советские времена предприятие носило названия «Завод № 18», «Куйбышевский машиностроительный завод», а затем «Куйбышевский авиационный завод».

Производство Ан-140

самарский авиационный завод история. Смотреть фото самарский авиационный завод история. Смотреть картинку самарский авиационный завод история. Картинка про самарский авиационный завод история. Фото самарский авиационный завод история

самарский авиационный завод история. Смотреть фото самарский авиационный завод история. Смотреть картинку самарский авиационный завод история. Картинка про самарский авиационный завод история. Фото самарский авиационный завод история

В декабре 2008 года завод подписал контракт с авиакомпанией Якутия на поставку партии из шести самолётов Ан-140-100. [14]

19 августа 2010 г. крупнейшая российская компания Аэрофлот обнародовала график, согласно которому компания к 2016 году планирует закупить 25 самолетов Ан-140. [15]

В 2010 году подписан контракт с министерством обороны на поставку девяти самолётов Ан-140 до 2014 года.

Показатели деятельности

самарский авиационный завод история. Смотреть фото самарский авиационный завод история. Смотреть картинку самарский авиационный завод история. Картинка про самарский авиационный завод история. Фото самарский авиационный завод история

самарский авиационный завод история. Смотреть фото самарский авиационный завод история. Смотреть картинку самарский авиационный завод история. Картинка про самарский авиационный завод история. Фото самарский авиационный завод история

Финансовые результаты за 2005—2010 годы выглядят следующим образом [1] :

млн. руб20062007200820092010
Выручка89110756731025661
Чистая прибыль−753−581−520762−369

За эти годы завод лишь однажды получал чистую прибыль — в 2009 году (без учета промежуточных показателей и 2011 года). Непокрытый убыток на конец 2010 года составил 1,65 млрд руб.

Источник

Самарский авиационный завод

Содержание

История

В связи с наступлением немецких и венгерских войск на город Воронеж 10 октября 1941 года был издан приказ НКАП № 1056сс об эвакуации завода № 18 на площади строящегося авиационного завода № 295 (для эвакуироваемого из Москвы «Авиационного завода № 1 имени Сталина») в 3 км от станции Безымянка в окрестностях города Куйбышева (строительство велось Управлением особого строительства НКВД СССР, силами заключённых Безымянлага). В течение октября — ноября 1941 года завод был перемещён на новое место. Объединённый завод (№ 295 и № 18) получил № 18, а возвратившийся обратно в 1943 году из Куйбышева в Воронеж авиазавод № 18 был переименован в авиазавод № 64.

В годы войны на заводе (как и на многих предприятиях СССР) широко использовался труд женщин, подростков, пенсионеров и инвалидов. Однако, поначалу завод отставал от необходимых темпов выпуска самолётов, и в адрес директоров куйбышевских авиационных заводов № 1 и № 18 пришла телеграмма И. В. Сталина [6] :

Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк Самолёты ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман даёт по одному ИЛ-2 в день а Третьяков даёт МИГ-3 по одной две штуке тчк Это насмешка над страной над Красной Армией тчк Нам нужны не МИГи а ИЛ-2 тчк Если 18 завод думает отбрехнуться от страны давая по одному ИЛ-2 в день то жестоко ошибается и понесёт за это кару тчк Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше «ИЛ»ов тчк Предупреждаю последний раз тчк

Деятельность завода в годы войны стала прообразом для художественного фильма «Особо важное задание», снятого «Мосфильмом» в 1979 году. Прообразом Михаила Ивановича Шадурова, директора завода в фильме, стал директор завода № 18 Матвей Борисович Шенкман (погиб в 1942 году в авиакатастрофе). [9] [10]

С 1949 по 1953 годы завод выпускал (наряду с двумя другими авиазаводами страны) бомбардировщики Ту-4.

18 августа 1951 года самолёт Ту-4 зав. № 1841041 производства завода № 18, выпущенный в испытательный полёт для выполнения задания № 2 «Отстрел стрелково-пушечного вооружения и снятие площадок на замер расхода горючего на режимах и высотах» на полигоне Владимировка (юго-восточнее Сталинграда) потерпел катастрофу в районе населённого пункта Питерка Саратовской области в 360 км юго-западнее заводского аэродрома. В результате катастрофы самолёт разрушен полностью, экипаж (15 человек) погиб. [11]

С 1961 по 1965 годы на заводе производили дальнемагистральные пассажирские самолёты Ту-114, созданные на основе стратегического бомбардировщика Ту-95.

самарский авиационный завод история. Смотреть фото самарский авиационный завод история. Смотреть картинку самарский авиационный завод история. Картинка про самарский авиационный завод история. Фото самарский авиационный завод история

С середины 1960-х завод начал выпускать гражданские самолёты Ту-154 (серийно — с 1968 года). Абсолютное большинство этих авиалайнеров (более тысячи самолётов), составлявших основу гражданской авиации СССР и России с 1970-х годов по начала 2000-х годов, было изготовлено именно на этом предприятии.

В 1968—1972 годах завод производил противолодочные самолёты Ту-142. Всего на заводе изготовили 18 Ту-142, включая первые три № 4200, 4201, 4202. В 1973 году МАП решило перенести производство Ту-142 на завод № 86 в городе Таганроге.

В конце 1970-х на базе дальнего противолодочного самолёта Ту-142М был создан новый стратегический бомбардировщик Ту-95МС, ставший основой дальней авиации Вооружённых Сил СССР. В 1981 году, параллельно с выпуском пассажирских Ту-154, завод начал серийное производство этих самолётов. В начале 1990-х из них было полностью сформировано четыре полка стратегических бомбардировщиков в составе 37-й ВА ВГК (СН). Серийное производство Ту-95МС завершилось в 1992 году (всего выпущено 90 самолётов).

В 1990-е годы заказы на новую отечественную авиатехнику резко сократились. В период с 1994 по 1999 годы на предприятии был изготовлен 21 самолёт.

С 1999 по 2005 годы на заводе построено 5 самолётов (4 Ту-154М и 1 Ан-140). Численность сотрудников снизилась с 25 тысяч человек до 6,5 тысяч в 2000 и чуть более 3,2 тысяч в 2005 году.

В 2005—2007 годах на заводе возобновилось производство: были получены заказы ещё на несколько Ту-154М, началась сборка нового 50-местного регионального самолёта Ан-140.

Испытания всех самолётов, выпускаемых и ремонтируемых заводом, с 1941 года и по сей день производятся на аэродроме Безымянка.

История наименований завода

С 1941 г. — «Государственный союзный ордена Ленина завод № 18 им. Ворошилова 1-го ГУ НКАП СССР».

С 1946 г. — «Государственный союзный ордена Ленина, ордена Боевого Красного Знамени завод № 18 им. Ворошилова (п/я 143) 10-го Главного управления Министерства авиационной промышленности СССР» (с 1957 г. — 4-го Управления СНХ Куйбышевского экономическо-административного района).

С 1962 г. — «Ордена Ленина, ордена Боевого Красного Знамени машиностроительный завод управления машиностроения СНХ Куйбышевского экономическо-административного района» (с 1963 г. — управления агрегатостроения СНХ Средневолжского экономическо-административного района; с 12 марта 1965 г. — 1-го Главного управления МАП СССР; с 23 июля 1965 г. — 6-го Главного управления МАП СССР).

С 25 июля 1970 г. — «Ордена Ленина, ордена Боевого Красного Знамени авиационный завод 6-го ГУ МАП СССР» (п/я 2774).

С января 1971 г. — «Ордена Ленина, ордена Боевого Красного Знамени, ордена Трудового Красного Знамени авиационный завод 6-го Главного управления МАП СССР» (п/я 2774).

С 2 января 1980 г. — «Ордена Ленина, ордена Боевого Красного Знамени, ордена Трудового Красного Знамени производственное объединение 6-го Главного управления МАП СССР».

С 6 августа 1982 г. — «Куйбышевский ордена Ленина, ордена Боевого Красного Знамени, ордена Трудового Красного Знамени авиационный завод 6-го Главного управления МАП СССР» (п/я 2774).

С 24 марта 1989 г. — «Куйбышевское авиационное производственное объединение 6-го Главного управления МАП СССР».

С 2005 г. — ОАО «Авиакор — авиационный завод».

Собственники и руководство

С апреля 1999 года «Авиакор» — авиационный завод» стал частью группы «Сибирский Алюминий», ныне — «Базовый Элемент». «Авиакор» входит в состав корпорации «Русские машины». Это диверсифицированный холдинг, объединяющий машиностроительные активы группы «Базовый Элемент».

Деятельность

Основная сфера деятельности завода — строительство, капитальный ремонт, модернизация, техническое обслуживание и поставка запчастей для самолётов Ту-154, Ту-95 и Ан-140.

Завод относится к числу немногих предприятий России, которые обладают опытом в области серийного производства гражданских и военных самолётов из деталей, узлов и агрегатов собственного производства.

Модернизация Ту-95 МС

Производство Ан-140

самарский авиационный завод история. Смотреть фото самарский авиационный завод история. Смотреть картинку самарский авиационный завод история. Картинка про самарский авиационный завод история. Фото самарский авиационный завод история

28 мая 2005 года состоялся первый полёт Ан-140 производства «Авиакора» (серийный № 05А001).

В декабре 2008 года завод подписал контракт с авиакомпанией Якутия на поставку партии из шести самолётов Ан-140-100. [26]

23 декабря 2009 года заключён контракт между Министерством обороны России и «Авиакором» на поставку одного самолёта Ан-140 для ВВС России (выполнен поставкой самолёта № 11А002). [27]

19 августа 2010 года крупнейшая российская авиакомпания Аэрофлот обнародовала график, согласно которому компания к 2016 году планирует закупить 25 самолётов Ан-140. [28]

По состоянию на октябрь 2013 года заводом «Авиакор» выпущено 10 самолётов. Четыре самолёта переданы для эксплуатации в авиакомпанию «Якутия» (бортовые номера RA-41250, RA-41251, RA-41252, RA-41253; из них два самолёта в лётном состоянии, два находятся на хранении без двигателей) [32] и пять в ВВС РФ. Десятая машина — 13А009 — проходит испытания на ЛИС.

В октябре 2014 года ХГАПП объявило об банкротстве. [34] В связи с этим дальнейшее производство Ан-140 на «Авиакоре» прекращено.

В 2015 году Министерство обороны РФ потребовало взыскать неустойку с завода в сумме 626,1 млн руб. за срыв поставок самолётов Ан-140. Из 14 самолётов, которые завод должен был поставить ведомству по двум контрактам, «Авиакор» не сдал в срок восемь Ан-140. Общая сумма компенсаций за срыв контракта составляет 2 млрд рублей. ОАО «Авиакор — Авиационный завод» готовит юридическое заключение о наступлении форс-мажорного случая, который не позволил заводу выполнить контракт по производству самолётов Ан-140 для министерства обороны РФ, поскольку из-за ситуации на Украине завод не мог получить комплектующие запчасти от Харьковского авиазавода. [35]

Из годового отчёта (за 2017 год)»Авиакор» известно: «В случае реализации программы импортозамещения комплектующих изделий и систем самолёта Ан-140 предприятие готово возобновить выпуск данных самолётов». [36]

Показатели деятельности

самарский авиационный завод история. Смотреть фото самарский авиационный завод история. Смотреть картинку самарский авиационный завод история. Картинка про самарский авиационный завод история. Фото самарский авиационный завод история

Финансовые результаты за 2005—2013 годы выглядят следующим образом [1] :

млн. руб20062007200820092010201120122013
Выручка8911075673102566171520532570
Чистая прибыль (Убыток)(753)(581)(520)762(369)(427)(641)(760)

За эти годы завод лишь однажды получал чистую прибыль — в 2009 году (без учёта промежуточных показателей и 2011 года). Непокрытый убыток на конец 2010 года составил 1,65 млрд руб.

В апреле 2019 года СМИ сообщили, что корпорация «Русские машины» рассматривает возможность отказа от принадлежащего ей завода «Авиакор» либо смены назначения предприятия. [41]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *