самарский авиационный завод история
Самарский авиационный завод
«Авиако́р» — авиастроительное предприятие, расположенное в Самаре. Входит в машиностроительный холдинг «Русские машины», контролируемый финансово-промышленной группой «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Авиакор — авиационный завод».
Во времена СССР Куйбышевский авиационный завод входил в пятерку самых крупных предприятий отрасли. Более полувека на заводе собирали самолёты по проектам конструкторских бюро Туполева, Антонова, Ильюшина.
Содержание
История
Авиационный завод № 18 был эвакуирован в Куйбышев (ныне Самара) из Воронежа летом 1941 года (после начала Великой Отечественной войны). В годы войны завод произвёл 15 099 самолётов-штурмовиков Ил-2. В 1944-1949 производил штурмовики Ил-10.
С середины 1960-х завод начал выпускать гражданские самолёты Ту-154 (сериийно — с 1968). Абсолютное большинство этих авиалайнеров (более тысячи самолётов), составивших основу гражданской авиации СССР в 1970—1980-х, было изготовлено именно на этом предприятии.
В конце 1970-х на базе дальнего противолодочного самолета Ту-142М был создан новый стратегический бомбардировщик Ту-95МС, ставший основой дальней авиации Вооружённых Сил СССР. В 1981, параллельно с выпуском пассажирских Ту-154, завод начал серийное производство этих самолётов. В началу 1990-х из них было полностью сформировано четыре полка стратегических бомбардировщиков в составе 37-й ВА ВГК (СН). Серийное производство Ту-95МС завершилось в 1992 (всего выпущено 90 самолётов).
Испытания всех самолётов, выпускаемых и ремонтируемых заводом, с 1941 и по сей день производятся на аэродроме Безымянка.
В 1990-е годы заказы на новую отечественную авиатехнику резко сократились, с 1999 по 2005 на заводе не было выпущено ни одного нового самолёта, выполнялся только ремонт ранее произведённых. Численность сотрудников снизилась с 25 тысяч человек до 6,5 в 2000 и чуть более 3,2 тыс. занятых в 2005.
В 2005—2007 на заводе возобновилось производство: были получены заказы еще на несколько Ту-154, началась сборка нового 50-местного регионального самолёта Ан-140.
Деятельность
Основная сфера деятельности завода — строительство, ремонт, обслуживание и поставка запчастей для пассажирских самолетов Ту-154 и Ан-140. В 2006 году «Авиакор» построил два Ту-154 и один Ан-140.
Завод относится к числу немногих предприятий России, которые обладают опытом в области серийного производства гражданских и военных самолётов из деталей, узлов и агрегатов собственного производства. В советское время предприятие носило название «Завод № 18» (Куйбышевский авиационный завод).
В декабре 2008 года завод подписал контракт с авиакомпанией Якутия на поставку партии из шести самолётов Ан-140-100. [4]
ОАО «Авиакор»
«Авиакор» — авиационный завод, располагающийся в Самаре. Входит в машиностроительное объединение «Русские машины», контролируемое промышленно-финансовой группой «Базовый элемент» Дерипаски Олега. Полное название — Открытое акционерное общество «Авиакор — авиационный завод».
Авиационный завод № 18 до Великой Отечественной войны располагался в городе Воронеж. Завод с марта 1941 года выпускал Ил-2 (штурмовики) и до июля 1941 года выпустил около 300 экземпляров самолётов данного типа. 28.08.1941 по приказу № 922cс НКАП для исполнения постановления № ГКО-594 ГКО от 27.08.1941 был нормирован план каждодневного выпуска заводом № 18 самолётов Ил-2: пятнадцать в сентябре, шестнадцать в октябре, семнадцать в ноябре и восемнадцать в декабре.
10.08.1941 был издан приказ № 1056сс НКАП о переносе завода № 18 на площадь строящегося в то время авиационного завода № 295 в окрестностях города Куйбышев в трех километрах от станции Безымянка (строительство производилось Управлением особого строительства Народного Комиссариата внутренних дел Союза советских социалистических республик, силами заключённых трудового лагеря Безымянки). Завод за октябрь — ноябрь 1941 года перебазировался на новое место. № 295 и № 18 объединённый завод получил номер 18.
На заводе в годы войны (как и на многих других предприятиях Союза советских социалистических республик) широко эксплуатировался труд детей, женщин, инвалидов и пенсионеров. Однако, в начале завод не успевал за необходимыми темпами выпуска самолётов, и по адресу директоров куйбышевских авиационных заводов № 18 и № 1 пришла телеграмма от Сталина И. В. :
Вы подвели нашу Красную Армию и нашу страну и тчк
До сих пор вы не изволите выпускать ИЛ-2 тчк Теперь ИЛ-2 самолеты необходимы нашей Красной Армии как хлеб как воздух тчк по одному ИЛ-2 в день даёт Шенкман а МИГ-3 даёт Третьяков по одной-две штуке тчк Это насмешка над Красной Армией над страной тчк Нам нужны ИЛ-2 а не МИГи тчк Если отбрехнуться думает 18 завод от страны давая в день по одному ИЛ-2 то он ошибается и за это кару понесет тчк Прошу Вас не выводить з терпения правительство и требую выпуска большего количества «ИЛ»ов тчк Последний раз предупреждаю тчк
В скором времени был достигнут необходимый темп производства самолётов. Самарский завод в годы войны произвел более 15 тысяч Ил-2 (самолётов-штурмовиков), из 36 тысяч построенных в Союзе советских социалистических республик, благодаря этому Ил-2 и на данный момент остаётся в истории самым массовым военным самолётом. В годы войны деятельность завода стала сюжетной линией художественного фильма «Особо важное задание», выпущенного в 1979 году«Мосфильмом».
Завод в 1944—1949 годах производил Ил-10 (штурмовики).
Завод в 1957—1958 годах построил 50 Ти у-95М Ту-95 и (бомбардировщики, часть из них Ту-95МА и Ту-95А — варианты носителей атомного оружия), после чего переквалифицировался на выпуск модификации ракетоносца Ту-95К. Выпуск Ту-95К в середине 1960-х годов был прекращён.
На заводе с 1961 по 1965 годы производили пассажирские дальнемагистральные самолёты Ту-114, построенные на базе Ту-95 (стратегического бомбардировщика).
Завод с середины 1960-х начал производить гражданские самолёты Ту-154 (с 1968 года серийно ). Большую часть этих авиалайнеров (свыше тысячи самолётов), которые с 1970-х годов по начало 2000-х годов составляют основу гражданской авиации Союза советских социалистических республик и Российской Федерации, было произведено именно на этом заводе.
Контакты Авиакор:
ОАО «Авиакор – авиационный завод»
443052, Россия, г.Самара, ул. Земеца, 32
Тел.+7(846)372-09-66,
Факс +7 (846) 977-76-66
Эл. почта aviacor@aviacor.ru
Департамент маркетинга и продаж
Тел.977-76-06 +7(846)372-08-94,372-08-04
Факс +7(846)372-09-67
Отдел рекламы
Тел.+7(846)920-44-91
Факс +7(846)372-09-67
Эл. почта mihailovaEV@aviacor.ru
Департамент закупок
Тел.+7(846)372-09-27, 372-09-82
Факс +7 (846) 372-09-27
Эл. почта pahomovVV@aviacor.ru
Отдел кадров
Тел. +7(846)372-09-83, 920-41-10
Авиакор
Алексей Гусев (генеральный директор)
▼ 661 млн руб. (2010 год)
▼ −369 млн руб. (2010 год, чистый убыток) [1]
«Авиако́р» — авиационный завод, расположенный в Самаре. Входит в машиностроительный холдинг «Русские машины», контролируемый финансово-промышленной группой «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Авиакор — авиационный завод».
Содержание
История
В годы войны на заводе (как и на многих предприятиях СССР) широко использовался труд женщин, детей, пенсионеров и инвалидов. Однако, поначалу завод отставал от необходимых темпов выпуска самолётов, и в адрес директоров куйбышевских авиационных заводов № 1 и № 18 пришла телеграмма И. В. Сталина [4] :
Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк Самолеты ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман даёт по одному ИЛ-2 в день а Третьяков даёт МИГ-3 по одной две штуке тчк Это насмешка над страной над Красной Армией тчк Нам нужны не МИГи а ИЛ-2 тчк Если 18 завод думает отбрехнуться от страны давая по одному ИЛ-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше «ИЛ»ов тчк Предупреждаю последний раз тчк
Вскоре необходимый темп выпуска самолётов был достигнут. Деятельность завода в годы войны стала прообразом для художественного фильма «Особо важное задание», снятого «Мосфильмом» в 1979 году.
В 1944—1949 производил штурмовики Ил-10.
С 1961 по 1965 годы на заводе производили дальнемагистральные пассажирские самолёты Ту-114, созданные на платформе стратегического бомбардировщика Ту-95.
С середины 1960-х завод начал выпускать гражданские самолёты Ту-154 (серийно — с 1968 года). Абсолютное большинство этих авиалайнеров (более тысячи самолётов), составляющих основу гражданской авиации СССР и России с 1970-х годов по начало 2000-х годов, было изготовлено именно на этом предприятии.
В 1968—1972 годах завод производил противолодочные самолеты Ту-142. Всего на заводе изготовили 18 Ту-142, включая первые три № 4200, 4201, 4202. В 1973 году МАП решило перенести производство Ту-142 на завод № 86 в городе Таганроге.
В конце 1970-х на базе дальнего противолодочного самолета Ту-142М был создан новый стратегический бомбардировщик Ту-95МС, ставший основой дальней авиации Вооружённых Сил СССР. В 1981 году, параллельно с выпуском пассажирских Ту-154, завод начал серийное производство этих самолётов. В началу 1990-х из них было полностью сформировано четыре полка стратегических бомбардировщиков в составе 37-й ВА ВГК (СН). Серийное производство Ту-95МС завершилось в 1992 году (всего выпущено 90 самолётов).
Испытания всех самолётов, выпускаемых и ремонтируемых заводом, с 1941 года и по сей день производятся на аэродроме Безымянка.
С 1999 по 2005 годы на заводе построено 5 самолётов (4 Ту-154М и 1 Ан-140). Численность сотрудников снизилась с 25 тысяч человек до 6,5 тысяч в 2000 и чуть более 3,2 тысяч в 2005 году.
В 2005—2007 годах на заводе возобновилось производство: были получены заказы ещё на несколько Ту-154М, началась сборка нового 50-местного регионального самолёта Ан-140.
Собственники и руководство
Деятельность
Основная сфера деятельности завода — строительство, ремонт, обслуживание и поставка запчастей для пассажирских самолетов Ту-154 и Ан-140.
Завод относится к числу немногих предприятий России, которые обладают опытом в области серийного производства гражданских и военных самолётов из деталей, узлов и агрегатов собственного производства. В советские времена предприятие носило названия «Завод № 18», «Куйбышевский машиностроительный завод», а затем «Куйбышевский авиационный завод».
Производство Ан-140
В декабре 2008 года завод подписал контракт с авиакомпанией Якутия на поставку партии из шести самолётов Ан-140-100. [14]
19 августа 2010 г. крупнейшая российская компания Аэрофлот обнародовала график, согласно которому компания к 2016 году планирует закупить 25 самолетов Ан-140. [15]
В 2010 году подписан контракт с министерством обороны на поставку девяти самолётов Ан-140 до 2014 года.
Показатели деятельности
Финансовые результаты за 2005—2010 годы выглядят следующим образом [1] :
млн. руб | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|
Выручка | 891 | 1075 | 673 | 1025 | 661 |
Чистая прибыль | −753 | −581 | −520 | 762 | −369 |
За эти годы завод лишь однажды получал чистую прибыль — в 2009 году (без учета промежуточных показателей и 2011 года). Непокрытый убыток на конец 2010 года составил 1,65 млрд руб.
Самарский авиационный завод
Содержание
История
В связи с наступлением немецких и венгерских войск на город Воронеж 10 октября 1941 года был издан приказ НКАП № 1056сс об эвакуации завода № 18 на площади строящегося авиационного завода № 295 (для эвакуироваемого из Москвы «Авиационного завода № 1 имени Сталина») в 3 км от станции Безымянка в окрестностях города Куйбышева (строительство велось Управлением особого строительства НКВД СССР, силами заключённых Безымянлага). В течение октября — ноября 1941 года завод был перемещён на новое место. Объединённый завод (№ 295 и № 18) получил № 18, а возвратившийся обратно в 1943 году из Куйбышева в Воронеж авиазавод № 18 был переименован в авиазавод № 64.
В годы войны на заводе (как и на многих предприятиях СССР) широко использовался труд женщин, подростков, пенсионеров и инвалидов. Однако, поначалу завод отставал от необходимых темпов выпуска самолётов, и в адрес директоров куйбышевских авиационных заводов № 1 и № 18 пришла телеграмма И. В. Сталина [6] :
Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк Самолёты ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман даёт по одному ИЛ-2 в день а Третьяков даёт МИГ-3 по одной две штуке тчк Это насмешка над страной над Красной Армией тчк Нам нужны не МИГи а ИЛ-2 тчк Если 18 завод думает отбрехнуться от страны давая по одному ИЛ-2 в день то жестоко ошибается и понесёт за это кару тчк Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше «ИЛ»ов тчк Предупреждаю последний раз тчк
Деятельность завода в годы войны стала прообразом для художественного фильма «Особо важное задание», снятого «Мосфильмом» в 1979 году. Прообразом Михаила Ивановича Шадурова, директора завода в фильме, стал директор завода № 18 Матвей Борисович Шенкман (погиб в 1942 году в авиакатастрофе). [9] [10]
С 1949 по 1953 годы завод выпускал (наряду с двумя другими авиазаводами страны) бомбардировщики Ту-4.
18 августа 1951 года самолёт Ту-4 зав. № 1841041 производства завода № 18, выпущенный в испытательный полёт для выполнения задания № 2 «Отстрел стрелково-пушечного вооружения и снятие площадок на замер расхода горючего на режимах и высотах» на полигоне Владимировка (юго-восточнее Сталинграда) потерпел катастрофу в районе населённого пункта Питерка Саратовской области в 360 км юго-западнее заводского аэродрома. В результате катастрофы самолёт разрушен полностью, экипаж (15 человек) погиб. [11]
С 1961 по 1965 годы на заводе производили дальнемагистральные пассажирские самолёты Ту-114, созданные на основе стратегического бомбардировщика Ту-95.
С середины 1960-х завод начал выпускать гражданские самолёты Ту-154 (серийно — с 1968 года). Абсолютное большинство этих авиалайнеров (более тысячи самолётов), составлявших основу гражданской авиации СССР и России с 1970-х годов по начала 2000-х годов, было изготовлено именно на этом предприятии.
В 1968—1972 годах завод производил противолодочные самолёты Ту-142. Всего на заводе изготовили 18 Ту-142, включая первые три № 4200, 4201, 4202. В 1973 году МАП решило перенести производство Ту-142 на завод № 86 в городе Таганроге.
В конце 1970-х на базе дальнего противолодочного самолёта Ту-142М был создан новый стратегический бомбардировщик Ту-95МС, ставший основой дальней авиации Вооружённых Сил СССР. В 1981 году, параллельно с выпуском пассажирских Ту-154, завод начал серийное производство этих самолётов. В начале 1990-х из них было полностью сформировано четыре полка стратегических бомбардировщиков в составе 37-й ВА ВГК (СН). Серийное производство Ту-95МС завершилось в 1992 году (всего выпущено 90 самолётов).
В 1990-е годы заказы на новую отечественную авиатехнику резко сократились. В период с 1994 по 1999 годы на предприятии был изготовлен 21 самолёт.
С 1999 по 2005 годы на заводе построено 5 самолётов (4 Ту-154М и 1 Ан-140). Численность сотрудников снизилась с 25 тысяч человек до 6,5 тысяч в 2000 и чуть более 3,2 тысяч в 2005 году.
В 2005—2007 годах на заводе возобновилось производство: были получены заказы ещё на несколько Ту-154М, началась сборка нового 50-местного регионального самолёта Ан-140.
Испытания всех самолётов, выпускаемых и ремонтируемых заводом, с 1941 года и по сей день производятся на аэродроме Безымянка.
История наименований завода
С 1941 г. — «Государственный союзный ордена Ленина завод № 18 им. Ворошилова 1-го ГУ НКАП СССР».
С 1946 г. — «Государственный союзный ордена Ленина, ордена Боевого Красного Знамени завод № 18 им. Ворошилова (п/я 143) 10-го Главного управления Министерства авиационной промышленности СССР» (с 1957 г. — 4-го Управления СНХ Куйбышевского экономическо-административного района).
С 1962 г. — «Ордена Ленина, ордена Боевого Красного Знамени машиностроительный завод управления машиностроения СНХ Куйбышевского экономическо-административного района» (с 1963 г. — управления агрегатостроения СНХ Средневолжского экономическо-административного района; с 12 марта 1965 г. — 1-го Главного управления МАП СССР; с 23 июля 1965 г. — 6-го Главного управления МАП СССР).
С 25 июля 1970 г. — «Ордена Ленина, ордена Боевого Красного Знамени авиационный завод 6-го ГУ МАП СССР» (п/я 2774).
С января 1971 г. — «Ордена Ленина, ордена Боевого Красного Знамени, ордена Трудового Красного Знамени авиационный завод 6-го Главного управления МАП СССР» (п/я 2774).
С 2 января 1980 г. — «Ордена Ленина, ордена Боевого Красного Знамени, ордена Трудового Красного Знамени производственное объединение 6-го Главного управления МАП СССР».
С 6 августа 1982 г. — «Куйбышевский ордена Ленина, ордена Боевого Красного Знамени, ордена Трудового Красного Знамени авиационный завод 6-го Главного управления МАП СССР» (п/я 2774).
С 24 марта 1989 г. — «Куйбышевское авиационное производственное объединение 6-го Главного управления МАП СССР».
С 2005 г. — ОАО «Авиакор — авиационный завод».
Собственники и руководство
С апреля 1999 года «Авиакор» — авиационный завод» стал частью группы «Сибирский Алюминий», ныне — «Базовый Элемент». «Авиакор» входит в состав корпорации «Русские машины». Это диверсифицированный холдинг, объединяющий машиностроительные активы группы «Базовый Элемент».
Деятельность
Основная сфера деятельности завода — строительство, капитальный ремонт, модернизация, техническое обслуживание и поставка запчастей для самолётов Ту-154, Ту-95 и Ан-140.
Завод относится к числу немногих предприятий России, которые обладают опытом в области серийного производства гражданских и военных самолётов из деталей, узлов и агрегатов собственного производства.
Модернизация Ту-95 МС
Производство Ан-140
28 мая 2005 года состоялся первый полёт Ан-140 производства «Авиакора» (серийный № 05А001).
В декабре 2008 года завод подписал контракт с авиакомпанией Якутия на поставку партии из шести самолётов Ан-140-100. [26]
23 декабря 2009 года заключён контракт между Министерством обороны России и «Авиакором» на поставку одного самолёта Ан-140 для ВВС России (выполнен поставкой самолёта № 11А002). [27]
19 августа 2010 года крупнейшая российская авиакомпания Аэрофлот обнародовала график, согласно которому компания к 2016 году планирует закупить 25 самолётов Ан-140. [28]
По состоянию на октябрь 2013 года заводом «Авиакор» выпущено 10 самолётов. Четыре самолёта переданы для эксплуатации в авиакомпанию «Якутия» (бортовые номера RA-41250, RA-41251, RA-41252, RA-41253; из них два самолёта в лётном состоянии, два находятся на хранении без двигателей) [32] и пять в ВВС РФ. Десятая машина — 13А009 — проходит испытания на ЛИС.
В октябре 2014 года ХГАПП объявило об банкротстве. [34] В связи с этим дальнейшее производство Ан-140 на «Авиакоре» прекращено.
В 2015 году Министерство обороны РФ потребовало взыскать неустойку с завода в сумме 626,1 млн руб. за срыв поставок самолётов Ан-140. Из 14 самолётов, которые завод должен был поставить ведомству по двум контрактам, «Авиакор» не сдал в срок восемь Ан-140. Общая сумма компенсаций за срыв контракта составляет 2 млрд рублей. ОАО «Авиакор — Авиационный завод» готовит юридическое заключение о наступлении форс-мажорного случая, который не позволил заводу выполнить контракт по производству самолётов Ан-140 для министерства обороны РФ, поскольку из-за ситуации на Украине завод не мог получить комплектующие запчасти от Харьковского авиазавода. [35]
Из годового отчёта (за 2017 год)»Авиакор» известно: «В случае реализации программы импортозамещения комплектующих изделий и систем самолёта Ан-140 предприятие готово возобновить выпуск данных самолётов». [36]
Показатели деятельности
Финансовые результаты за 2005—2013 годы выглядят следующим образом [1] :
млн. руб | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Выручка | 891 | 1075 | 673 | 1025 | 661 | 715 | 2053 | 2570 |
Чистая прибыль (Убыток) | (753) | (581) | (520) | 762 | (369) | (427) | (641) | (760) |
За эти годы завод лишь однажды получал чистую прибыль — в 2009 году (без учёта промежуточных показателей и 2011 года). Непокрытый убыток на конец 2010 года составил 1,65 млрд руб.
В апреле 2019 года СМИ сообщили, что корпорация «Русские машины» рассматривает возможность отказа от принадлежащего ей завода «Авиакор» либо смены назначения предприятия. [41]