салтыков щедрин история одного города кукрыниксы
Презентация на тему Иллюстрации Кукрыниксов к роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Иллюстрации Кукрыниксов
к роману М. Е. Салтыкова-Щедрина
«История одного города»
Иллюстрации Кукрыниксов к роману М. Е. Салтыкова-Щедрина — крупное событие в истории российской графики.
Описание слайда:
КУКРЫНИКСЫ, творческий коллектив художников, мастеров русской карикатуры 20 в.
В состав коллектива, названного по первым буквам фамилий его участников (а также имени одного из участников), вошли:
Михаил Васильевич Куприянов – родился в Тетюшах (ныне в Татарстане) 8 (21) октября 1903, умер в Москве 11 ноября 1991;
Порфирий Никитич Крылов – родился в деревне Щелкуново (ныне Тульская область) 9 (22) августа 1902, умер в Москве 15 мая 1990;
Николай Александрович Соколов – родился в Москве 8 (21) июля 1903, умер в Москве 15 апреля 2000.
Все эти художники сдружились в годы учебы во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские) (1921–1929) и с той поры работали вместе.
Н.Соколов, М.Куприянов, П.Крылов
Описание слайда:
«Органчик-Брудастый и письмоводитель в кабинете».
Описание слайда:
Органчик-Брудастый. На портрете отражена главная особенность Органчика: отвинтив голову от тела, он держит ее над собой на расстоянии примерно вытянутой руки. Значит, может править Глуповым и без головы. И править жестоко. Это подчеркнуто и украшением (декором) к раме: наверху ее — символ власти — двуглавый орел, который ухватился когтями за рукоятки перекрещенных нагаек. Вот какой правитель Брудастый: без головы, без мозгов и с нагайкой. Кстати, фамилия его, Брудастый, происходит от названия породы собак — брудастых гончих, которые отличаются особо свирепым характером и «мертвой» злобой к зверю.
Описание слайда:
Фердыщенко — бывший денщик князя Потемкина. «При не весьма обширном уме» любил поесть. На портрете — непомерной полноты и тупости человек в военной форме высокого чина; руки волосатые, как у обезьяны (намек на то, что и сам он недалеко ушел от предков наших). Сей градоначальник умер от объедения,но город при его правлении «подвергался голоду и пожарам». На верху рамы, в которую заключен портрет Фердыщенко, — когтистый двуглавый орел, на одной из голов его (левой) — царская корона.
Описание слайда:
Бородавкин Василий Семенович. На портрете он в синем мундире, застегнутом на все пуговицы (во всем любит порядок и строго требует его соблюдения!); форменную фуражку держит на ладони правой руки — тоже строго по уставу. Глаза огромные, круглые, злые, причем один всегда, даже во время сна, открыт: грозный правитель все видит, все знает — никто не укроется от его «недремлющего ока». Рот разинут до предела: из уст владыки раздается очередной раскат грома: «Столько он вмещал в себе крику, — говорит по этому поводу летописец, — что от оного многие глуповцы и за себя, и за детей навсегда испугались».
По углам рамы портрета Бородавкина — крепко сжатые, увесистые кулаки.
Описание слайда:
Микаладзе.«. Имел обольстительную наружность и был охоч до женского пола», — читаем мы в романе. В городские дела он не вникал; гулял, водил хороводы, как первый парень на деревне. Будучи в военном чине, он на форму внимания не обращал. «Ходил всегда в расстегнутом сюртуке, из-за которого заманчиво виднелись снежной белизны пикейная жилетка и отложные воротнички»
.В таком костюме Микаладзе изображен и на портрете. Тонкий, грациозно изогнутый в талии, он одной рукой подкручивает ус, жеманно отставив мизинчик, другую приподнял, готовый к объятию: влюблялся без конца; умер от истощения сил; население Глупова в годы его правления увеличилось вдвое.
На верху рамы портрета Микаладзе — амур со стрелой, готовый пронзить сердце очередной возлюбленной этого правителя-сердцееда, а по углам рамы — сердца!
Описание слайда:
Прыщ. Любил поесть и заботился только о еде. Вот почему углы рамы с его портретом украшены кренделями. Живописный портрет этого гурмана полностью соответствует словесному: «Прыщ был уже не молод, но сохранился необыкновенно. Плечистый, сложенный кряжем, он всею своею фигурой так, казалось, и говорил: не смотрите на то, что у меня седые усы: я могу! я еще очень могу! Он был румян, имел алые и сочные губы, из-за которых виднелся ряд белых зубов; походка у него была деятельная и бодрая, жест быстрый. И все это украшалось блестящими штаб-офицерскими эполетами, которые так и играли на плечах при малейшем его движении». На портрете над головой Прыща — мухи. И вьются, и ползают по его лысине, стараясь прокусить ее. Как потом оказалось, все это неспроста: голова у этого градоначальника была набита фаршем. Боясь за судьбу своей фаршированной головы, Прыщ днем спал на диване, обставляя себя и всё вокруг мышеловками, а на ночь уходил спать на ледник. И все-таки не уберегся бедный.
Описание слайда:
Описание слайда:
Угрюм – Бурчеев
проследим на примере рассказа об этом губернаторе соотношение в книге заставок, страничных иллюстраций и концовок.
Концовки в абсолютном большинстве случаев иллюстрируют одно-два предложения предыдущего текста; это — своего рода рисунки-реплики.
Например читаем: «В одном месте „Летописец» рассказывает, как градоначальник летал по воздуху». И рисунок-концовка: градо начальник в парадной форме, широко раскинув руки-«крылья», летит. в стае ворон.
Описание слайда:
Описание слайда:
Вторая концовка-скрепа: Грустилов и глуповские «кавалеры и дамы» собирались по ночам в упраздненном доме инвалидов; читали Страхова, изображали только им известные «занятия»-«восхищения». Об этом донес куда следует нечаянно обиженный губернатором штаб-офицер. И вот однажды, когда ночные посетители упраздненного дома инвалидов уже начали изображать «восхищение», «снаружи послышался шум. У самого главного входа стоял Угрюм-Бурчеев и вперял в толп цепенящий взор. ». И под этим предложением — рисунок-концовка: форменная военная фуражка; от нее отходят погоны, у которых вместо свисающей бахромы хищные когти.
Описание слайда:
Описание слайда:
«Это — мужчина среднего роста с каким-то деревянным лицом, очевидно, никогда не освещавшимся улыбкой. Густые, остриженные под гребенку и как смоль черные волосы покрывают конический череп и плотно, как ермолка, обрамляют узкий и покатый лоб. Глаза серые, впавшие, осененные несколько припухшими веками; взгляд чистый, без колебаний; губы тонкие, бледные, опушенные подстриженною щетиной усов; челюсти развитые, с каким-то необъяснимым букетом готовности раздробить или перекусить пополам».
На портрете Бурчеев в темно-синем военного покроя сюртуке, застегнутом на все пуговицы; руки скрещены на груди, однако и в этой позе в левой руке он держит нагайку, а справа у него наготове сабля. «В портрете Угрюм-Бурчеева без труда можно узнать внешность свирепого временщика Аракчеева».
Рама, в которую «вставлен» портрет Угрюм-Бурчеева, не позолоченная, как обычно, а темно-стального цвета и украшена (по углам) тяжелыми цепями.
Описание слайда:
«Угрюм-Бурчеев марширует».
«Как ужасна идиотическая фигура марширующего на пустом плацу Угрюм-Бурчеева и каким верным дополнением служат к его характеристике длинная тюрьма, заслонившая весь горизонт, и плетущаяся тощая лошадь в кандалах, везущая закованного „преступника» в сопровождении двух стражников, — даже у них ноги в кандалах! Художникам удалось создать образ солдафона-временщика во всей его жестокости и тупой ограниченности
Нельзя не заметить еще одной детали: ворона, которая с удивлением смотрит на марширующего идиота, — тоже в кандалах! Никому и ничему пощады нет! Даже городу и реке!
Описание слайда:
Борьба Бурчеева с природой оказалась безуспешной. А природа его одолела: однажды померкло небо, «раздался треск, и бывый прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе».
Под этими словами — рисунок-концовка: летят по земле, гонимые ветром, сапог со шпорами, форменная шляпа с пером, наградной крест, нагайка и бумаги.
Описание слайда:
Иллюстрация воспринимается как символ беспросветной нищеты народа.
. Под палящими лучами солнца — высохшая, рассеченная глубокими трещинами земля. Тощая, еле стоящая на ногах лошаденка, запряженная в деревянную соху, не может сдвинуть ее с места. И хозяин, такой же тощий, в лохмотьях, мужичонка, не в силах не только ей помочь, даже идти за ней — стоит и думает: что же делать?
А на горизонте справа виден домишко, где, возможно, живет его семья, которую надо кормить. Слева возвышается церковь: священнику тоже надо за все платить. А чем? На-
дежды на урожай нет. Положение безвыходное, нищета беспросветная.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Салтыков щедрин история одного города кукрыниксы
23 июля «Литфонд» проведет аукцион, на котором будет представлено 350 лотов редких книг, рукописей, автографов, плакатов и исторических документов на общую сумму свыше 30 000 000 рублей. Среди книг, вошедших в каталог торгов, множество редких и даже арестованных и уничтоженных изданий.
Так, например, «Дневник путешествия в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента. », изданный в Вене в 1700 году, подвергся в России запрещению и часть тиража была уничтожена, что сделало ее библиографической редкостью. Барон М.А. Корф в библиографическом списке по эпохе Петра, составленном для А.С. Пушкина, об этом издании писал: «Очень редка, потому что дурной отзыв Корба о Петре Великом заставил Венский двор ее запретить». А издатель русского перевода А.И. Малеин отзывается о нем как об «одной из величайших библиографических редкостей».
Как и многие другие петровские книги, издание «Генералитет или Табель о полевой армии драгунских, и пехотных, и гарнизонных полков» (1722) было уничтожено временем и отсутствием спроса в XVIII-XIX веках на подобные издания. Историк и библиограф Петр Пекарский писал: «В 1756 году в Московской Синодальной типографии этого издания хранилось еще 713 экземпляров по 13 копеек каждый. Ныне мне известны только 3 экземпляра в Академии Наук и Общественном историческом архиве».
Не менее интересна судьба запрещенного издания Флетчера «О государстве русском или Образ правления русского царя» (1848). По личному распоряжению Николая I издание было запрещено, текст в сборнике был заменен, разосланные подписчикам экземпляры возвращены, а в продажу книга так и не поступила. Более пятидесяти лет книга была запрещена к публикации в России.
Не пропущено духовной цензурой было и издание «Святой апостол Иуда брат господень» П. Кукольника. Ее смогли напечатать при содействии друзей автора в Лейпциге без указания автора (1866). После выхода книги Кукольник обвинялся в кощунстве, поэма была якобы лишена «малейшего таланта», а в ее появлении усматривались происки иезуитов. Следует отметить, что сам автор считал ее своим лучшим произведением. На торгах будет представлен экземпляр с автографом, адресованным псковскому и оренбургскому губернатору Ипполиту Потулову. Книгу Н. Флеровского «Три политические системы: Николай I-ый, Александр II-ой и Александр III-ий» (1897) постигла та же цензурная участь. За радикальные взгляды многие его произведения были запрещены царской цензурой. В книге, попавшей в сводный каталог нелегальной и запрещенной печати XIX века, автор осмелился опубликовать такие строки: «Николай [I] и Александр III принадлежит к тому разряду, к которому относятся Тиверий и Филипп II испанский; это деспоты, которые видят в деспотизме спасение человечества от всех бедствий, а в себе людей, призванных довести это деспотизм до идеала. ».
Уничтожению подверглась и книга «Русские женщины на эшафоте» (1907), в которую вошли биографии женщин, обвиненных и приговоренных к смертной казни. За факты, преданные огласке, судебная палата приговорила автора издания к заключению в крепости на один год, а книгу постановила уничтожить.
В каталог аукциона вошло также множество редчайших автографов, в том числе инскрипты В.И. Ленина, И.В. Сталина, Ф.Э. Дзержинского и Л.П. Берия.
Аукцион пройдет в оффлайн и онлайн режиме 23 июля в 19 часов по адресу Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2. Предаукционный показ состоится по тому же адресу с 16 по 22 июля с 11 до 20 часов (кроме, воскресенья и понедельника).
Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.
«Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.
«Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.
Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.
Регистрация для участия в торгах:
Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.
Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.
Способы участия в торгах:
Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.