салтыков щедрин биография интересные факты
Биография Салтыкова-Щедрина: личная жизнь и творчество писателя
Портрет Салтыкова-Щедрина: YouTube/Краткая Биография
Отец русской сатиры — Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — умело подмечал недочеты государственного устройства России, бюрократизм системы и деградацию элиты. Все это стало предметом его литературных изысканий. Биография Салтыкова-Щедрина — яркий пример самоотверженного беззаветного служения обществу. Поинтересуйтесь фактами из жизни великого сатирика, его творческим наследием.
Биография Салтыкова-Щедрина: детство и юность
Тверская губерния, родовое имение помещиков Салтыковых (село Спас-Угол) — малая родина талантливого русского писателя-сатирика. Здесь через год после декабристского восстания, в 1826-м, в семье Евграфа Васильевича Салтыкова, женившегося на дворянке Ольге Забелиной, младшей его на 25 лет, родился шестой ребенок — Михаил.
Детство Михаила Евграфовича прошло в большом доме, который располагался практически на голом месте и не славился уютом. Дом напоминал серую коробку, к которой примыкали множественные постройки для дворовых, скота, клетушки для припасов, погреба. За имением тянулась болотистая равнина, на которой росли хвойные леса.
Салтыков-Щедрин, биография которого берет начало в этом угрюмом месте, не особо любил мать:
Михаил Салтыков-Щедрин в детстве: YouTube/Краткая Биография
Домашнее воспитание, которое получил Салтыков-Щедрин, было недостаточным. Грамоте его обучал крепостной Салтыковых художник Павел Соколов, который позже стал прототипом одного из персонажей в произведении «Пошехонская старина».
Когда ребенок освоил грамоту и научился читать, для его дальнейшего обучения пригласили священника. Затем образованием Миши занималась старшая сестра, студент, который учился в Московской духовной академии.
В десятилетнем возрасте мальчик сдал экзамены в Московский институт для дворян, куда был принят сразу в 3-й класс. В то время этот пансион входил в число лучших прогрессивных заведений, где обучались многие знаменитые писатели и поэты, среди которых:
Краткая биография Салтыкова-Щедрина рассказывает, что спустя два года после поступления в институт за выдающиеся заслуги в учебе Михаила перевели учиться в Царскосельский лицей за казенный счет, где будущий знаменитый писатель начал творческую деятельность.
Михаил Салтыков-Щедрин: творческий путь
Первые пробы пера знаменитого писателя приходятся на период пребывания в Царскосельском лицее.
Молодой Салтыков-Щедрин: YouTube/Краткая Биография
Салтыков-Щедрин, годы жизни которого связаны с литературой, начал писать вольнодумные стихотворения. Невзирая на то что после выпуска за выдающиеся успехи в учебе он должен был получить ранг титулярного советника, за неподобающее поведение Михаилу Салтыкову дали только коллежского секретаря.
После лицея (1845) Салтыков-Щедрин идет работать в военную канцелярию. В этот период Михаил Евграфович пишет заметки, ряд повестей, среди которых такие известные работы, как «Запутанное дело», «Противоречие».
Литературная деятельность писателя в 1848 году привела его к ссылке в Вятку, где он провел семь лет. Здесь Салтыков-Щедрин начал службу в ранге канцелярского чиновника, а позже стал советником в правлении губернии. В 1855-м литератор покинул место ссылки и стал чиновником министерства внутренних дел.
Годы жизни Салтыкова-Щедрина в ссылке не прошли даром. Накопленный опыт и материалы, которые автор собрал в наблюдениях за повседневной жизнью общества, помогли писателю творить с еще большим желанием. Его «Губернские очерки», опубликованные в «Русском вестнике», практически с первого выхода становятся популярными и любимыми у разных слоев российского общества.
После возвращения из ссылки Салтыков-Щедрин становится вице-губернатором Рязани (1858), а немного позже занимает такую же должность в Твери. В этот период автор много пишет и публикуется в различных изданиях, среди которых:
Фотопортрет Михаила Салтыкова-Щедрина: YouTube/Краткая Биография
Позже опубликованные в это время работы автора были собраны и выпущены в сборниках произведений «Невинные рассказы», «Сатира в прозе», которые трижды переиздавались при жизни автора и многократно после его смерти.
В 1864 году Салтыкова-Щедрина назначают управляющим казенной палаты в Пензе, а позже в Туле, Рязани. В этот период писатель практически не занимается творчеством: с 1865-го по 1867-й публикует лишь одну статью под названием «Завещание моим детям».
Но жажда творчества не покидает Щедрина. Когда издание «Отечественные записки» возглавляет Некрасов (1868), Михаил Евграфович уходит с государственной службы и становится сотрудником журнала. Позже он занимает руководящую должность, а спустя 10 лет, когда умирает Некрасов, занимает пост главного редактора.
В эти годы из-под его пера выходит множество произведений, среди которых:
Во время работы в «Отечественных записках» писатель публикует свои работы исключительно в этом издании.
В 1884 году происходит значительное для автора событие — «Отечественные записки» закрыли. Это стало большим ударом для Щедрина. После этого автор публиковал практически все произведения в издании «Вестник Европы».
Михаил Салтыков-Щедрин: личная жизнь, последние годы
Запрет любимого издания автора («Отечественные записки»), которому он отдавал все силы, подорвало здоровье Салтыкова-Щедрина. Силу впечатления от закрытия журнала автор изобразил в сказке «Приключения с Крамольниковым», а также в «Пестром письме».
Разрыв связи писателя с публикой был для Щедрина болезненным. Он ощущал себя одиноким, начал болеть. Последние годы жизни талантливого автора — медленная агония: Салтыков несчастен, но продолжает творить, пока рука может удерживать перо.
Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина всегда отличались свободой мысли и особой внутренней силой, а его произведения последних лет: «Пошехонская старина», «Забытые слова», «Сказки», «Мелочи жизни» — не уступают лучшим произведениям, написанным в молодые годы.
Михаил Салтыков-Щедрин женился на дочери вице-губернатора Вятки Елизавете Болтиной. Супруги не разделяли общих взглядов на жизнь и получили разное образование. Но, несмотря на то что союз был сложным, в нем не было взаимопонимания, супруги прожили вместе до конца жизни.
Салтыков-Щедрин с супругой Елизаветой: YouTube/Краткая Биография
Жена Лиза переписывала произведения мужа, была отличной хозяйкой и родила ему сына Константина и дочь Елизавету. К сожалению писателя, горячо любимые им дети не обладали даже долей литературного таланта и ничем себя не проявили.
Выдающийся писатель оставил огромное творческое наследие. Его произведения ценны обличительным пафосом и практически хронологическим изложением важных событий, происходивших в обществе России. Проза Михаила Щедрина поставила его в ряд с такими известными авторами, как Антон Павлович Чехов, Федор Михайлович Достоевский.
Творчество Салтыкова-Щедрина вошло в культурное мировое наследие, а его произведения продолжают будоражить умы и жить в сердцах читателей современного мира.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Интересные факты о Салтыкове-Щедрине (5 фото + 1 видео)
Необычная фамилия
«Салтыков-Щедрин» — звучит как частушка. Факт о том, что настоящая фамилия литератора на самом была другой, мало кому знаком.
Мальчик родился в семье Салтыковых. Его отцом был потомственный дворянин Евграф Васильевич Салтыков, а матерью – дочь известного московского купца Ольга Михайловна Забелина. Под фамилией Салтыков будущий писатель рос, воспитывался и учился, и долгое время работал, но в определённый момент встала потребность в псевдониме. Это произошло потому, что Михаил Евграфович в то время находился на государственной службе. В своих сатирических произведениях он высмеивал людские пороки и не самые лицеприятные черты характера людей.
Под прицел пера нередко попадали чиновники или госслужащие. Коллеги и начальство с возмущением искали прозрачные намёки и личные признаки в героях произведений. Кто-то из друзей справедливо предостерегал сатирика, что подобная ситуация может обернуться против карьеры Михаила Евграфовича. Эту мысль поддержала жена писателя, поэтому было принято решение для литературной деятельности использовать псевдоним.
Что в имени тебе моём?
Искусствоведы и биографы Салтыкова не одно десятилетие бились над разгадкой того, почему литератор для псевдонима выбрал именно фамилию Щедрин. Однозначного ответа найти так и не удалось, но в ходе исследований появились четыре самые достоверные версии:
«Крестьянская». Мать Михаила Евграфовича, когда он был ещё ребёнком, провернула удачную аферу, результатом которой стало выгодное приобретение деревни Заозёрное. Селение было небольшое, но через двор в нём жили крестьяне с фамилией Щедрины. Может быть яркие воспоминания детства повлияли на писателя, поэтому он сделал выбор в их пользу.
«Любовная». Женой литератора стала девушка, которую мужчина безумно любил. Он сделал всё возможное, чтобы обеспечить ей и детям достойный уровень жизни и безбедное существование. Сын писателя указывал в своих воспоминаниях, что вероятно, мать, понимая всю широту души и щедрость мужа и отца своих детей, посоветовала взять такой «добрый» псевдоним.
«Французская». Произведение автора «Губернские очерки» было издано в типографии Санкт-Петербурга в 1857 году. На нём впервые появилось имя – Н. Щедрин. В рассказах описывались факты из жизни простых крестьян, проблемы страны, высказывались нетипичные для России XIX века либеральные мысли. Создавалось впечатление, что идеи позаимствованы у идейных вдохновителей французской революции, произошедшей девятью годами ранее. Сам термин «либеральные» (généreux) во Франции переводится ещё и как «щедрый». Как известно, Михаил Евграфович с подростковых лет владел французским языком. Возможно, интересная авторская мысль натолкнула Салтыкова-Щедрина на то, чтобы воспользоваться таким псевдонимом «французского» происхождения.
«Раскольничья». Находясь в вятской ссылке, литератору пришлось поучаствовать в расследовании уголовного дела, в котором фигурировали раскольники. Один из допрашиваемых был очень заметный человек. Он обладал недюжинным умом и самообладанием. Фамилия этого свидетеля, который очень понравился литератору и вызвал глубокое уважение, была Щедрин.
Интересные факты о жизни Михаила Салтыкова-Щедрина, биография, личная жизнь, творчество
Однажды писатель Михаил Салтыков-Щедрин вызвался помочь дочери с домашним заданием, сел и написал сочинение за нее. Учитель проверила работу и поставила неуд с припиской: «Не знаете русского языка». Сообщение она адресовала автору – в то время уже довольно известному литератору.
В жизни Михаила Евграфовича были и другие заслуживающие внимания ситуации. О некоторых из них читатели и почитатели его творчества даже не подозревают.
Образование и поведение
Будущий писатель получил хорошее образование, что в то время не было присуще литераторам. Он учился в дворянском институте в Москве, был лучшим на курсе, за что и был переведен в Царскосельский лицей.
Правда, в лицее учащийся не мог похвастаться прилежным поведением, потому и в его аттестате значилось «довольно хорошо», что в реальности было удовлетворительно с большой натяжкой.
Учителя и сокурсники жаловались на грубость Салтыкова. Среди других провинностей были курение, небрежное отношение, сочинение стихов нежелательного содержания.
Очерки
Очерки Щедрина в первую очередь о государственных порядках, о тех, кто эти порядки должен исполнять, проводить в жизнь. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович специально посвятил свое творчество изображению русских чиновников середины 60-х годов.
Щедрин-литератор начинает превалировать над Салтыковым-чиновником. Это особенно явно происходит в тот момент, когда Н. А. Некрасов приходит в журнал «Отечественные записки» и зовет в качестве соредактора Салтыкова-Щедрина. В 1868 году Салтыков-чиновник навсегда уступает место литератору Щедрину.
С 1878 года, после смерти Некрасова, Салтыков-Щедрин становится единоличным редактором «Отечественных записок». Это была целая эпоха в его жизни.
Несостоявшийся поэт
В историю русской и мировой литературы он вошел как прозаик, основоположник жанра социально ориентированных сказок, изобличающих человеческие пороки. Но изначально Салтыков собирался стать поэтом — изучал труды зарубежных авторов, пытался рифмовать собственные поэтические зарисовки.
В Царскосельском лицее, где он учился, писать стихи считалось хорошим тоном. Михаил мечтал быть на одной ступени с Пушкиным. Его юношеская поэзия была посвящена ямщикам, России, русским пейзажам. Вскоре Салтыков понял, что поэзия – не его конек, и переключился на сатирическую прозу.
Игрок
Литератор, как многие люди его круга, любил карточные игры, но в омут с головой не бросался. Садясь за стол, писатель делал маленькие ставки, крупными суммами не рисковал, а игру без денег считал лишенной смысла.
За карточным столом Михаил был серьезен, выходил из себя по причине частых проигрышей. Игроком Салтыков был слабым: блефовать не умел, на поведение соперников не смотрел, карты не запоминал. В итоге вину за проигрыши всегда возлагал на выигравших, что часто заканчивалось скандалами.
Темы из жизни
Карьера будущего писателя начиналась в чине помощника секретаря в канцелярии. Там же Салтыков-Щедрин написал свои первые обличающие чиновников эпиграммы, за что его выслали из города на два года.
В дальнейшем он продолжил государственную службу и мог бы сделать неплохую карьеру. Новый император назначил его вице-губернатором в Тверской области, где Михаил Евграфович взялся за преобразования. Однако его постигло разочарование: чиновники и мужики говорили на разных языках, не понимали друг друга. Зато материала для прозы на злобу дня было более чем достаточно.
В этот период Салтыков-Щедрин взялся за «Истории одного города». В романе точно описаны провинциальные чиновники, тонко подмечены и высмеяны их пороки.
После выхода романа критики упрекали автора в искажении действительности, но читатели понимали несостоятельность таких упреков.
«Писал и служил, служил и писал»: возвращение в Петербург
Аминадав Каневский. Иллюстрация к сказке Михаила Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист». 1939. Изображение: «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина». Издательство: ОлмаМедиаГрупп / Просвещение, 2014
Салтыков-Щедрин выехал из Вятки 24 декабря 1855 года. Он погостил на родине у матери, съездил к невесте во Владимир и 14 января 1856 года наконец добрался до Санкт-Петербурга. Там он устроился в Министерство внутренних дел и служил под начальством Николая Милютина, тогда директора хозяйственного департамента. А 6 июня 1856 года писатель обвенчался с Елизаветой Болтиной в Москве в Крестовоздвиженской церкви на Воздвиженке. Однако из родственников на свадьбе со стороны Салтыкова-Щедрина присутствовал лишь младший брат Илья. Мать не одобряла этот брак и лишила сына материальной поддержки. Через год после свадьбы она писала другому своему сыну Дмитрию: «Да что делать ныне матери в отставке, только дай, а более и знать не хотим. Коллежский советник… с голой барыней своей. Вот ворона-то залетела в барские хоромы, ну да работай, пиши статьи, добывай деньги ради барыни».
В это время Салтыков-Щедрин активно занялся литературой. Как сам он вспоминал в свои поздние годы, «писал и служил, служил и писал». В 1856–1857 годах он создал «Губернские очерки» — цикл о провинциальной России, которую писатель досконально узнал за семь с половиной лет ссылки. Произведение сильно отличалось от прозы Салтыкова-Щедрина 1840-х годов. В нем, как писал литературовед Константин Тюнькин, автор представлял чиновника не как «бедного человека, вызывающего жалость и сочувствие», а как «грубого и хитрого стяжателя, хищника, паразитирующего на народном невежестве, бедности и несчастье».
Первым, кому Салтыков-Щедрин дал прочитать очерки, стал его бывший сослуживец по канцелярии военного министерства, беллетрист и критик Александр Дружинин. Он похвалил сочинения: «Вот вы стали на настоящую дорогу, это совсем не похоже на то, что писали прежде». Однако писатель опасался печатать обличительные очерки в «Современнике» и в 1856 году начал публиковать их в новом московском либеральном журнале «Русский вестник». «Губернские очерки» быстро стали популярны, Салтыкова-Щедрина называли наследником Николая Гоголя.
В 1858 году Салтыкова-Щедрина назначили вице-губернатором Рязани, а через два года перевели в Тверь. На службе он боролся со взяточничеством и воровством. Параллельно писатель печатал «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе», а также статьи по крестьянскому вопросу в журналах «Русский вестник», «Современник» и «Библиотека для чтения».
В 1862 году писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и стал редактором «Современника» — его пригласил поэт и писатель Николай Некрасов, который на тот момент руководил журналом. Каждый месяц Салтыков-Щедрин выпускал обозрение «Наша общественная жизнь», но через два года покинул редакцию из-за внутренних разногласий и вернулся на государственную службу. В 1865–1868 годах он возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле и Рязани. В то же время Салтыков писал памфлеты-гротески, в которых начальники этих мест узнавали себя. Из-за этого у писателя часто возникали конфликты с местными властями, и ему приходилось менять место службы. Но после жалобы рязанского губернатора в 1868 году его окончательно отправили на пенсию. А в 1869-м Салтыков-Щедрин выпустил «Письма о провинции», в которых рассказал о своих наблюдениях за жизнью этих городов.
Деспотичная мать
«Господ Головлевых» писатель назвал «общественным романом», показав буржуазно-потребительскую психологию на примере одной семьи. Центральные образы произведения списаны с матери и брата автора.
Салтыков-Щедрин не любил вспоминать о семье и детстве, но факты говорят о том, что его мать была грубой и деспотичной женщиной. С нее и началось разочарование литератора в людях, представителях буржуазии, чиновниках.
В семье было 9 детей – одна девочка умерла в младенчестве. Михаил был шестым ребенком и поначалу любимчиком матери, но в подростковом возрасте их отношения резко ухудшились. Женщина считала его неудачником, худшим ребенком, не стеснялась в выражениях, часто поколачивала сына.
Свадьбу Михаила она тоже проигнорировала – из всей семьи на венчании присутствовал один из братьев.
LiveInternetLiveInternet
Лучшее изображение Салтыкова, прекрасно передающее его характер.
1. Салтыков-Щедрин учился в московском дворянском институте, а потом как лучший ученик был переведен в Царскосельский лицей. Русские писатели не блистали привилегированным и вообще хорошим образованием. Исключение – Пушкин и Салтыков.
2. Салтыков, вопреки распространенному мнению, не имел никакого отношения к аристократическому роду Салтыковых. Фамилия его предков не Салтыковы, а Сатыковы, это захудалые провинциальные дворяне. Подобное обстоятельство создало в Лицее совершенно невыносимую ситуацию. Одноклассники-аристократы путали мальчика с «настоящими» Салтыковами, а узнав, что перед ними однофамилец, презрительно фыркали. В результате «Миша Пселдонимов» из ребёнка-отличника превратился в неопрятного огрызающегося подростка, и в этом состоянии нервно-эмоционального срыва провёл всю жизнь. Никаких дел с Салтыковым иметь было нельзя. При несомненных интеллектуальных способностях и прекрасном литературном даре он отличался эмоциональной тупостью, обидчивостью и в бытовой жизни вёл себя как подросток дурак.
В зрелом возрасте Салтыков оброс бородой и стал таращить глаза, делая справедливое лицо. Получалось не очень, но в тираж пошло именно это.
В последствие услужливыми художниками и ретушёрами образ доведен до библейского гротеска, так что Салтыков полностью потерял своё лицо.
3. Салтыков, как большинство людей его времени и его круга, испытывал особую тягу к карточным играм, но в отличие от Некрасова, как, опять же, большинство тогдашних людей, играл по маленькой (играть без денег в карты считалось бессмыслицей). Играл Салтыков очень плохо, потому что ему не приходило в голову блефовать, и он совершенно не учитывал психологию и манеру игры своих соперников. При этом игру он воспринимал как серьёзное дело, и проигрыши его очень раздражали. Проиграв, он никогда не считал, что в чём-то ошибся, и по-детски сваливал всю вину на партнёров. Хорошо знавшие его близкие стремились перевести дело в шутку. Игра с чужими неизбежно приводила к скандалу.
4. Мать Салтыкова была из рода богатых купцов Забелиных. Когда она вышла замуж, ей было 15 лет, а мужу – 40. В молодости она была кровь с молоком, потом расплылась в толстую некрасивую женщину. В семействе Салтыковых родилось 9 детей: 6 мальчиков и 3 девочки. Из них только одна девочка умерла в детстве. Воспитание с самого начало было полностью в руках матери, отец детьми не интересовался. Поэтому можно сказать, что Щедрин по бытовой культуре вообще не был дворянином. Это очень важное обстоятельство. Культурный перепад между русскими дворянами и купцами того времени – два поколения. На наши деньги дворяне это интеллигенты, купцы – трудящиеся. С кулачищами, матерной руганью и водкой. Мать Салтыкова была грубым ограниченным человеком, детей держала в чёрном теле и постоянно била.
Вместе с тем по своим природным качествам Салтыкова была неглупой, хорошо разбиралась в личных качествах детей и образцово вела хозяйство. Денег у неё было не так много, тем не менее, она всем детям дала хорошее воспитание и обеспечила финансовую поддержку.
Первое время Мишенька (шестой ребенок в семье) был её любимчиком, но в подростковом возрасте отношения резко ухудшились, Миша в её глазах стал худшим, самым неудачным сыном. Со временем это мнение только укрепилось. Она его считала дураком и подлецом, — в общем небезосновательно. Такого же мнения придерживались и другие члены семьи.
5. После окончания лицея перед Салтыковым были открыты все пути, он устроился на работу в военное министерство. В 18 лет, как выпускник лицея он имел уже чин коллежского секретаря (гражданский эквивалент штабс-капитана). Однако его карьера не сложилась, так как с точки зрения социальной он окончил лицей с волчьим билетом. Смысл учёбы в подобных заведениях прежде всего в установлении пожизненной системы знакомств, с помощью которых можно делать быструю карьеру. Но Щедрин был классным изгоем, о чём сразу и было доложено по начальству.
В этой ситуации Щедрин решил начать карьеру литератора, но быстро попал под раздачу за в общем невинную (и бездарную) повестушку. Его выслали в провинцию.
6. Как это ни парадоксально, ссылка стала первым удачным шагом его чиновничьей карьеры. В далекой Вятке все факты биографии молодого Салтыкова: лицей, громкая фамилия, высочайшая опала — слились в единое сияние. Повторяю, и опала, потому что быть сосланным по высочайшему повелению означало поссориться с царём, то есть быть с ним на короткой ноге. Таких людей уважали и боялись, прекрасно понимая, что если личный контакт есть, то как поссорятся, так и помирятся, а не по уму услужливому псарю отвесят потом такого тумака, что мало не покажется. Поэтому относились в провинции к опальным, как к королевским бастардам – предупредительно. Салтыков сразу стал чиновником особых поручений при губернаторе, жил-не тужил, а после восшествия на престол Александра II действительно получил причитающееся удостоившемуся высочайшего пинка отличие – его назначили сначала рязанским, а потом тверским вице-губернатором. На этих должностях Салтыков вёл себя нагло, хамил и самодурствовал, а непосредственное начальство ничего не могло поделать, так как идиот пользовался высочайшим покровительством.
8. Находясь в провинции, молодой Салтыков влюбился в двух дочек местного вице-губернатора, и начал за ними ухаживать. Девочкам было, однако, 12 лет. Одной из них он сделал предложение в 14, её отец с большим трудом отложил брак на год. Мать и все родственники Салтыкова бойкотировали венчание и свадьбу (из приличия был лишь один из братьев). Существует мнение, что неудовольствие матери вызвал возраст невесты и отсутствие приданого. И то и другое маловероятно. Первое, потому что сама она в таком же возрасте вышла замуж (причем не за 30-ти, а за 40-летнего), а во-вторых, потому что отсутствие приданого вещь огорчительная, но православное приданое не мусульманский калым – ничего позорного в этом для семьи нет. Дело в том, что о вице-губернаторских дочках шла нехорошая слава, такая, что вторая дочь потом так и не смогла найти себе мужа, хотя была миловидной и из дворянской семьи.
9. Жена Салтыкова всю жизнь изменяла ему направо и налево, открыто насмехаясь над своим супругом. Что не мешало ей жить за его счет и жить хорошо. У неё подряд родились сын и дочь – через 17 лет бездетного брака. Салтыков почему-то был уверен, что по крайней мере сын – его, хотя он совершенно не был на него похож. В последние годы жизни дочь-подросток прилюдно издевалась над больным отцом вместе с матерью. Сын вёл себя сдержанно, но в зрелом возрасте написал пренебрежительные воспоминания об отце.
10. Лучшее произведение Салтыкова, роман «Господа Головлёвы» есть ни что иное, как карикатурное описание семьи, в которой он родился и вырос. Вывел он там почти всех, дав галерею социальных уродов. Правда посередине галереи находится зияющий провал – изобразить свой светлый образ Михаил Евграфович «забыл». Больше всего в романе досталось «милому другу маменьке» (недавно умершей) и старшему брату Дмитрию, почтенному отцу семейства. Дело в том, что в 60-х годах Салтыков взял у матери в долг крупную сумму денег для покупки имения. Имение он купил, но никакого дохода оно не приносило (потому что требовало хозяйственного управления, к чему Салтыков был абсолютно неспособен). Тогда Салтыков сказал, что денег он матери не вернёт. Та в счет погашения долга стала удерживать часть доходов с имения, находившегося с совместном владении с сыном, а затем обошла его в распределении наследства. За наследство Салтыков начал судебную тяжбу со старшим братом Дмитрием Евграфовичем. Так появился знаменитый персонаж «Иудушка» — именно в это время писались «господа Головлёвы».
11. Последние годы жизни Салтыков стал публично ныть, что он тяжело болен и никому не нужен, что его забыли. Как кипятком ошпаренная толпа почитателей наперегонки бросилась к великому сатирику с визитациями. Гостей Салтыков встречал с лицом советской уборщицы: «ходют тут всякие», а то и просто отказывал в приеме. Народ понял, что ведет себя как-то не так и успокоился. Салтыкова лечили три первоклассных доктора, включая лейб-медика Боткина, а незадолго до смерти к нему наведался Иоанн Кронштадский.
Вообще к Салтыкову (а не к его жене) мало кто ходил. У него не было друзей литераторов, личных друзей тоже. Так, заходило несколько чиновников его ранга — партнёров по карточным играм. Исключение составляли два необычных посетителя – генерал Трепов и Лорис-Меликов.
Лорис-Меликов хаживал к нему в период своего фавора, а Трепов в отставке, после того, как его сделала инвалидом полоумная Вера Засулич. Напомню, что Лорис-Меликов был фактически премьер-министром, а Трепов до своей отставки — Санкт-Петербургским градоначальником. Кроме того, Трепов был королевских кровей.
По поводу подобного знакомства можно строить всякого рода конспирологические теории, но думаю, ларчик открывался просто. И тот и другой были, как это ни парадоксально, поклонниками его литературного таланта.
С исторической Россией возник культурный разрыв, и мы не понимаем многих вещей. Для современного читателя какая-нибудь «История одного города» это мрачная разделочная вещь, могильная плита на тысячелетней русской истории. Но для людей 19 века это было мальчишеским озорством – смешным, грубым, но легковесным.
Поэтому особой сатиры у русских, как это ни парадоксально, нет. То, что считается сатирой, на самом деле подростковый юмор. Так и надо читать «Историю одного города» и «Сказки». Сатира это Лесков (например, «Смех и горе»), но тоже не огнедышащая. То есть не социальная, а психологическая. Как у Гоголя. Такой же психологической сатирой является щедринская «Современная идиллия». «Господа Головлёвы» – это другое, там мера перейдена, но следует учесть, что в этом СТРАННОМ произведении сам Салтыков-Щедрин тоже Головлев и как бы не сам Иудушка.
Поэтому и ходили к «великому сатирику» Трепов и Лорис-Меликов, а он их принимал. Они его не считали врагом. Это национальная специфика.
После 17 года к власти в России пришли нерусские и стали читать Щедрина тоже не по-русски. А по-русски «назови хоть горшком, только в печь не клади».
12. Когда хоронили Некрасова, за катафалком ехали кареты, в одной из которой сидел Салтыков со знакомыми. Хохоча, Салтыков предложил соседям пока суть да дело сыграть в карты в память умершего. Сыграли.
Любовь и свадьба
Молодой писатель встретил будущую жену в провинции – она была дочерью местного вице-губернатора, в то время девочке было всего 12 лет. У чиновника была и вторая дочь – Салтыков ухаживал за обеими. Так продолжалось два года, пока он не определился с выбором. А, определившись, попросил руки избранницы. Ею стала Лиза Болотина. Отец будущей невесты с трудом уговорил отложить торжество на год – так и поступили. Мать жениха не одобрила брак, на венчание не приехала и детям запретила это сделать. Поговаривали, что деспотичная женщина невзлюбила невестку за то, что та была бесприданницей.
У Лизы и Михаила 17 лет не было детей, а затем родились сын и дочь. Супруга литератора слыла взбалмошной особой, но отношения мужа эта особенность характера не изменила. Они прожили вместе до самой смерти писателя.
Салтыков-Щедрин: биография – краткая история детства
У будущего писателя была деспотичная мать. Забелина Ольга Михайловна была напрочь лишена человечности, и ее образ позже воплотится в «Господах Головлевых». В семье было шестеро детей, и, несмотря на то, что Миша слыл любимчиком, семейных разборок он навидался сполна. Но мальчика это будто, наоборот, закалило. Период до десяти лет автор впоследствии почти автобиографично опишет в «Пошехонской старине». Салтыков всегда вспоминал свое детство с горечью и, как правило, не любил о нем говорить. Детство его проходило в основном в одиночестве, все старшие дети уже разъехались учиться. А воспитанием его мало занимались по-настоящему.
Завещание
Прозаика не стало 28 апреля 1889 года. Еще при жизни он завещал похоронить себя рядом с Иваном Тургеневым. 2 мая 1889 года последняя воля усопшего была исполнена – его похоронили на Литераторских подмостках Волковского кладбища.
К этому кладбищу у Щедрина было особое отношение – он считал его последним пристанищем литераторов и был серьезно рассержен, когда Некрасова предали земле на территории петербургского Новодевичьего монастыря, а не со «своими» на Волковском кладбище.
Вскоре после смерти о Салтыкове-Щедрине незаслуженно забыли на долгие годы. Парадокс в том, что писателя часто цитируют, но редко читают его произведения.
Литература
Михаил Евграфович считается одним из самых ярких сатириков русской литературы, виртуозно владеющий эзоповым языком, романы и рассказы которого не утратили злободневности. Для историков произведения Салтыкова-Щедрина – это источник познания нравов и обычаев, распространенных в Российской империи 19 века. Перу писателя принадлежат такие термины, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».
По возвращении из ссылки Салтыков переработал опыт общения с чиновниками русской глубинки и под псевдонимом Николай Щедрин опубликовал цикл рассказов «Губернские очерки», воссоздав характерные типажи жителей России. Сочинения ждал большой успех, имя автора, впоследствии написавшего немало книг, в первую очередь будут связывать с «Очерками», исследователи творчества писателя назовут их знаковым этапом в развитии русской литературы.
В рассказах с особой теплотой описываются простые люди-работяги. Создавая образы дворян и чиновников, Михаил Евграфович вел речь не только об основах крепостного права, но и акцентировал внимание на моральной стороне представителей высшего сословия и нравственных основах государственности.
Вершиной творчества русского прозаика считается «История одного города». Сатирический рассказ, полный аллегории и гротеска, современники оценили не сразу. Более того, автора поначалу обвинили в том, что он насмехается над обществом и пытается очернить исторические факты.
В главных героях-градоначальниках показана богатая палитра человеческих характеров и общественных устоев – взяточники, карьеристы, равнодушные, одержимые абсурдными целями, откровенные глупцы. Простой же народ выступает как слепо подчиняющаяся, готовая все стерпеть серая масса, которая действует решительно, только оказавшись на краю гибели.
Такое малодушие и трусость Салтыков-Щедрин высмеял в «Премудром пискаре». Произведение, несмотря на то, что именуется сказкой, адресовано вовсе не детям. Философский смыл повествования о рыбе, наделенной человеческими качествами, заключен в том, что одинокое существование, замкнутое только на собственном благополучии – ничтожно.
Еще одна сказка для взрослых – «Дикий помещик», живое и веселое произведение с легким налетом цинизма, в котором простой народ-труженик открыто противопоставляется самодуру-помещику.
По личному приглашению последнего Михаил Евграфович возглавил первый отдел, занимающийся публикацией беллетристики и переводных произведений. Основная масса собственных сочинений Салтыкова-Щедрина также вышла на страницах «Записок».
В их числе — «Убежище Монрепо», по словам литературоведов – калька семейной жизни писателя, ставшего вице-губернатором, «Дневник провинциала в Петербурге» — книга о не переводящихся на Руси авантюристах, «Помпадуры и помпадурши», «Письма из провинции».
В 1880-м отдельной книгой опубликован эпохальный остросоциальный роман «Господа Головлевы» — повествование о семье, в которой главная цель – обогащение и праздный образ жизни, дети давно превратились в обузу для матери, в целом семья живет не по закону божьему и, не замечая того, движется к самоуничтожению.