салоники турция или греция история
История города Салоники
Салоники — это город с богатой историей. На протяжении столетий он был населён разными народами.
Его создание совпадает с началом эпохи Эллинизма, мирового господства Александра Великого и его потомков.
Второй век до н. э. прошел под Римским правлением. Менее чем через два века после своего создания, как и вся Македония, г. Салоники был оккупирован римлянами.
В 148 г. до н. э. он стал столицей римской провинции Македония.
Город, основанный Кассандром, расположенный на перекрестке торговых и военных интересов, начал бурно развиваться. Во времена Византийской империи это был второй по значимости город после Константинополя. Здесь сходились дороги из Рима в Константинополь и из Греции в Причерноморье. Ежегодно здесь проводилась большая торговая ярмарка, которая после провозглашения Святого Димитрия покровителем города стала называться «Димитрия». Естественно, такой лакомый кусок всегда представлял интерес для завоевателей. На протяжении двенадцати столетий стены города не раз были в осаде. Несколько последующих столетий Салоники страдают от частых набегов готов, персов, фракийцев, арабов и турок. Но город мужественно выстоял благодаря его высоким стенам.
К началу IV в. для управления Римской империей был введена так называемая тетрархия: империя была разделена на восточную и западную части, а править полагалось одновременно четырем императорам-тетрархам, причём находились они не в Риме, а в разных городах. Император Галерий в 300 г. провозгласил Салоники столицей доставшейся ему части империи.
В 324 г. Константином Великим в Салониках был построен большой порт. Во время царствования императора Зенона (475-491 гг.) готы снова осадили город. И опять их постигла неудача.
В VI в. уже славяне (иногда в союзе с аварами) предпринимают не менее пяти попыток захвата Салоников.
В VIII в. на город стали нападать болгары. Нападение в 837 г. было с большим трудом отбито византийцами.
В 904 г. арабский флот под руководством Льва Триполийского осаждал Салоники и через три дня штурма захватил его. Из византийских хроник известно, что Лев Триполийский уроженец византийского города Атталии. Прозвище «Триполийский» Лев получил от названия сирийского города Триполи, в котором базировался его флот. В арабских источниках Лев известен под именем гулям-Зараф. Через несколько дней, разграбив город и захватив множество пленных, арабы покинули его.
В ХI в. в Византии за 30 лет сменилось 7 коронованных императоров.
В 1078 г. дука Диррахия Василаки занял Салоники и провозгласил себя императором. К нему присоединилась часть армии. Когда же город осадили войска Алексея Комнина, горожане открыли ворота и сдали город.
В течение этого периода, в городе возводятся множество Византийских церквей, многие из которых сохранились до наших дней.
Византийская империя не смогла предотвратить в 1185 году оккупацию Салоников Норманами. После десятидневной битвы город пал и подвергся страшному разграблению. Освободить его удалось только в 1195 г.
А несколькими годами позже, пришли франки (1224г.), и город был оккупирован Теодором Дукасом Комненосом, который провозгласил город столицей Эпирского депостата.
Вскоре после этого город вступает в свой золотой век. Это густонаселенный, экономически развитый, с культурной жизнью, великолепными памятниками, искусно украшенными церквями и различными производствами (меди, железа, свинца, бумаги и т. п.)
Его культурное возрождение поддержано рядом важных ораторов, богословов, философов, юристов.
В 1246 г. Никейская империя захватила Салоники и подчинила себе все земли бывшего Эпирского деспотата (кроме Эпира).
В 1261 г. император Никейской империи Михаил Палеолог отвоевал у латинян Константинополь и восстановил Византийскую империю, куда снова вошли Салоники.
В 1423 г. Андроник (один из братьев императора Иоанна VIII) продал Салоники Венеции. С 1387 по 1402 гг. город принадлежал туркам.
Переименованный в Селаник (Selânik), город оставался в руках османской империи до 1912 года и был одним и самых важных городов империи, с большим портом, построенном в 1901 году.
Появилось газовое освещение улиц, трамвайное сообщение, телефонная связь, электрические линии, крупные промышленные предприятия и современный порт. Железнодорожное сообщение соединяло Салоники с Европой с одной стороны, и со Стамбулом с другой.
На месте стен древней крепости, протянувшихся вдоль моря, была сооружена набережная. Мостились улицы, строились дома, школы, больницы. К сожалению, тогда было утрачено множество исторических памятников.
В первые годы 20-го века по всей Греции начинаются повстанческие движения по освобождению от турецкого владычества.
Салоники был главным призом в Первой Балканской войне 1912 года, в процессе которой он был успешно захвачен. 26 го октября. в день своего покровителя, Святого Димитрия, греческая армия вошла в город и он был освобожден после 500 лет Османского господства. Король Греции Георг I был убит в Салониках марта 1913.
В 1915 году во время Первой мировой войны большинство союзных сил приземлились в Салониках. используя город как базу для наступления на про-немецкую Болгарию.
Многое в городе было разрушено пожаром 1917 года, неизвестного происхождения. Элефтериос Венизелос (премьер-министр Греции) запретил реконструкцию центра города до того времени как будет подготовлен полный план. Лишь несколькими годами позже французским архитектором и археологом Эрнестом Хебрардом цель была достигнута. Согласно этому плану полностью были смыты восточные границы и город приобрёл европейское лицо.
Салоники турция или греция история
С момента своего основания (316/315 г. до н.э.), город Салоники всегда был крупным и важным городским центром, который пережил рост и процветание благодаря безопасному порту и его стратегическому торговому положению между Западом и Востоком.
Взгляд в прошлое
История города Салоники
Естественные преимущества порта Салоник и его безопасное стратегическое положение делали его пригодным для стоянки военных кораблей македонского флота и в то же время благоприятствовали торговле в Эгейско м море.
Менее чем через столетие, в 390 году нашей эры, 7000 жителей Салоников, в основном язычники, будут убиты на городском ипподроме по приказу императора Феодосия I. Этот отвратительный акт, известный как резня в Салониках, был совершен солдатами императорской гвардии римской армии в результате восстания жителей города против гвардии.
После завоевания Салоник османами, многие из выживших греков покинули страну. В городе осталось очень мало жителей, улицы были почти безлюдны и поэтому султан Мурад II поставил себе цель восстановить потери населения. Мусульмане разного происхождения (турки, болгары и албанцы) переехали в город, за ними последовали евреи-ашкеназ ы из Центральной Европы и евреи-сефарды, которые эмигрировали из Испании и других стран после 1492 года.
В то же время население еврейской общины города продолжало расти и к началу 16 века достигло 15 715 человек, что составля ло более половины населения города (54%), сейчас это одна из крупнейших еврейских общин в Европе.
Салоники стали единственным городом на Старом континенте, где евреи составляли большинство и по этой причине город иногда называли «Мать Израиля» и «Иерусалим на Балканах».
В течение почти пяти столетий, когда город находил ся под властью Османской империи, христиане, евреи и мусульмане разного происхождения, наряду с другими меньшинствами и иностранцами из Европы, жили в своих кварталах без серьезного соперничества. Христиане жили недалеко от дворцового комплекса Галерия и вокруг оставленных церквей, евреи были сосредоточены в районе улицы Эгнатия, недалеко от морской стены и порта, в то время как большинство мусульман проживало в Ано Поли.
План состоял в том, чтобы создать современный центр города с коммерческими функциями, бульварами, современными улицами, большими площадями и парками. Хотя план не был полностью реализован, бывшие жилые кварталы в центре города пришлось перенести, а те, кто потерял свои дома в результате пожара, были вынуждены переехать в другие, худшие районы города, постигнув еще одну беду. В результате многие евреи города, несмотря на финансовую компенсацию, предпочли эмигрировать.
Следующей проблемой, с которой пришлось столкнуться Салоникам и которая снова была связана с человеческими страданиями, был обмен населением между Грецией и Турцией, в течение двух лет ( с 1923 по 1924 год) в результате поражения греческой армии во время греко-турецкой войны 1919-1922 годов, а также прибытие беженцев в город, где происходил официальный обмен. Мусульманам из Салоник пришлось эмигрировать в Турцию и около 160000 греческих беженцев и иммигрантов, в основном из Малой Азии, Восточной Фракии, Понта и Кавказа, поселились в городе во временных лагерях, выживая в течение многих лет в крайней нищете.
Однако трагические события новейшей истории Салоник еще не закончились. В марте 1943 года, после двух лет немецкой оккупации во время Второй мировой войны (и после того, как евреи города были сначала вынуждены жить в гетто возле старого железнодорожного вокзала), от 45 000 до 50 000 евреев, были отправлены нацистами в концентрационные лагеря. Большинство из них были убиты в газовых камерах почти сразу по прибытии. По оценкам, только 4% депортированных евреев из Салоник выжили и еще меньше вернулись. Сегодня в городе проживает около 1000 евреев.
После Второй мировой войны, несмотря на трагические человеческие потери и разрушения в первой половине 20-го века, город Салоники сумел вырасти и модернизироваться.
Сегодня Салоники современный европейский город, который стремительно развива ется и не забывает свою историю.
Греческий город Салоники
Административная столица Македонии и Фракии Салоники (новогреческое название – Фессалоники) ощущается не столько греческим, сколько балканским городом, и вообще сходства с другими крупными городами страны немного. Город стоит на заливе Фессалоники – подковообразной выемке в материке, небольшую часть залива Термаикос – и как будто открыт всему миру, тем более, что и население пёстрое и процветающее, чему способствуют крупный университет, международная торговая ярмарка и знаменитые своим авангардизмом живая музыка и новомодные развлечения.
Кормят тоже лучше, чем в других частях страны: есть и очень изощрённые рестораны, но достаточно и старомодных узери и кажущихся почти турецкими таверн, где подают блюда, овеянные ароматами старины и давних обычаев. Афиняне не устают высмеивать город, смеющий соперничать со столицей, обзывая его «Болгарией», и особенно в ходу это прозвище у футбольных болельщиков. В самом деле, в Салоники были устремлены главные потоки беженцев, оставивших в 1923 году насиженные места в Малой Азии, и поныне здесь преобладают фамилии, звучащие вполне по-турецки: Дерели, Мумдзи, Асланоглу, а пряной анатолийской еды куда больше, чем где-либо в Греции.
Общая информация о Салониках
Салоники – скорее торговый и промышленный центр, чем курортный оазис, но городу есть чем занять гостей, по крайней мере, на двое или трое суток. Многочисленные церкви дают в совокупности картину развития православного зодчества на протяжении столетий, однако есть и возможность заглянуть через годы и века в обыденность османского быта – обнесённый мощными валами Верхний город, да и в расчерченной по линейке сеточке современных улиц попадаются обособленные включения османских построек, многие из которых, включая те, что по праву считаются памятниками исламской архитектуры, чудом уцелели в пожаре 1917 года.
Жилые дома Салоник
Новейшее греческое зодчество представлено образчиками ар-деко, накопившимися в славные деньки, которые знавал город и в XX веке, во времена первой международной торговой ярмарки 1926 года. Многое было отреставрировано к 1997 году, когда до Салоник дошла очередь представлять собой Культурную столицу Европы, хотя многие старинные здания византийской и других эпох, пострадавшие от разрушительного землетрясения 1978 года, до сих пор кропотливо восстанавливаются.
В столице Македонии много музеев, раскрывающих, зачастую превосходно, ту или иную сторону унаследованного городом богатства: византийская культура, история салоникского еврейства, народный быт, музыкальные инструменты, Ататюрк (он здесь родился), вплоть до современного искусства и фотографии. Но для большинства гостей города важнее всего – Археологический музей, и он остаётся выдающимся, хотя и несколько обеднел, поскольку многие экспонаты, связанные с гробницей Филиппа II Македонского, были возвращены в Вергину, поближе к царственным погребениям.
Краткая история города Салоники
Когда царь Македонии Кассандр в 315 году до нашей эры основывал этот город на месте древнегреческого селения Термы, он дал ему имя своей жены, сводной сестры Александра Великого, а ту назвали Фессалоникой в честь победы (нике) македонян над фессалийцами (Фессалия Нике), одержанной под предводительством Филиппа II, отца новорожденной. Вскоре новый город превратился в региональный культурный и торговый центр и даже чеканил свою монету. Македония в 146 году до нашей эры стала римской провинцией, Фессалоники же благодаря выгодному стратегическому положению и со стороны суши, и с моря стали столицей.
Богатства и значимость города ещё более возросли с сооружением Виа-Эгнатиа, великой дороги, связавшей Рим (через Бриндизи – античный Брундисиум) с Византией и востоком империи. Дорога способствовала росту многих других стоявших у неё городов, включая македонские Амфиполь, Филиппы и Неаполь (нынешняя Кавала). Христианство прививалось в Фессалониках с трудом: апостол Павел побывал в городе дважды, и первый раз его изгнали из города – его проповедь вызвала возмущение в местной иудейской общине. Во второй раз, в 56 году нашей эры он пробыл достаточно долго, чтобы основать фессалоникийскую церковь, приверженцам которой он позднее написал два письма (Послания к фессалоникийцам или, по церковно-славянски, к солунянам).
На то, чтобы новая вера укоренилась, понадобилось, однако, ещё три столетия. Когда Диоклетиан учредил в Империи тетрархию (правление четырёх императоров), положив тем самым начало расколу между Римом и Византией, вторым восточным императором стал Галерий, к правлению которого восходят едва ли не все уцелевшие в Салониках позднеримские памятники, в числе которых Ротонда и Арка, носящая имя Галерия. Он же замучил Святого Димитрия Солунского, ставшего покровителем Салоник. Первым христианским императором из фессалоникийцев стал Феодосий (правил в 379-395 годах), который после своего обращения издал Фессалоникийский Эдикт – указ, официально покончивший с язычеством.
В царствование Юстиниана (527-565 годы) Салоники стали вторым после Константинополя (нынешний Стамбул) городом Византийской империи и таковым и оставались, несмотря на непрестанное давление готов и славян, пока в 904 году его не разграбили сарацины. Сегодня византийских памятников в городе больше, чем римских, и они, бесспорно, лучше. Череду исторических бурь продолжили сицилийские норманны (1185 год) и Четвёртый Крестовый поход (1204 год), после которого город превратился в столицу Латинского королевства Салоники. Но византийская Никейская империя в 1246 году отняла город у захватчиков, и последовал «золотой век» салоникской культуры, сопровождавшийся богословскими распрями и политическими мятежами и длившийся два столетия, до турецкого завоевания города и его включения в Османскую империю в 1430 году.
Салоники были первым городом Османской империи на Балканах, тогда как Афины оставались тихой заводью. Население менялось по ходу перемен в регионе, но греки православного вероисповедания всегда составляли заметное меньшинство. Кроме мусульман-османов, поселившихся здесь в 1430 году, за поколение до завоевания Константинополя, и полагавших, что они живут в городе «Селаник», были славяне (знавшие и до сих пор знающие, что это – «Солунь»), албанцы, армяне и, после своего изгнания с Иберийского полуострова в 1492 году, евреи – салоникская еврейская община была в то время крупнейшей в Европе.
К арке Галерия и Ротонде
Нынешний облик города и другие его особенности во многом обязаны страшному пожару 1917 года, погубившему большую часть старых домов, лепившихся друг к другу в лабиринтах османских улочек, включая весь еврейский квартал с 32 синагогами, так что крова лишились 70 тысяч человек – около половины населения города. Салоники отстроились, обзаведясь собственным вариантом ар-деко, а за растянувшимися на 8 лет работами по сооружению города «в клеточку» присматривал французский архитектор и археолог Эрнест Эбрар. Были проложены широкие центральные проспекты, параллельные набережной, а перекрёстки оказались в тени густо посаженных деревьев.
Эбрар попытался ещё и запретить возведение слишком высоких зданий, но это ограничение долго не продержалось, и лет через двадцать о нём благополучно забыли. О благополучии города свидетельствует элегантность горожан и преуспевание портных, но приливная волна процветания, которым Салоники наслаждаются с 1990-х годов в силу как экономической устойчивости, так и, возможно, благодаря субсидиям ЕС, породила новый и чрезвычайно подвижный класс, по стилю жизни резко отличающиеся от косности покорно плывущих по житейскому морю незадачливых обитателей домов, жмущихся к порту.
Там понтийские греки промышляют сбытом третьесортного товара на уличных базарах, а безработные албанцы и беженцы из восточной Европы прозябают на гроши, вырученные за контрабандные сигареты или протирку ветровых стёкол чужих лимузинов. Примерно с 2000 года их ряды пополнились африканцами, торгующими контрафактными компакт-дисками. Как приезжим, так и коренным горожанам досаждают всяческие неудобства, такие же, как и в других больших городах Средиземноморья: сброс промышленных и бытовых отходов в залив (кое-что слегка улучшилось в XXI веке), транспортные пробки на главных проспектах, хотя вроде бы существует удобная система одностороннего движения с кольцевой дорогой, и так далее.
Прибытие и городской транспорт в Салониках
Добираться до Салоник проще некуда: железнодорожный вокзал – на западной стороне города, и к нему подходят многие автобусные маршруты, по соседству хороший таксопарк, до центра и до гавани рукой подать. Автобусы дальнего следования прибывают на главный автовокзал (он называется, как нетрудно догадаться, «Македония»). Находится вокзал несколько западнее центра, по адресу Йянницон 194, откуда автобусы № 1 и 78 доставят вас на железнодорожный вокзал, а № 78 – довезёт и до аэропорта, тогда как № 31 идёт по Эгнатия.
Аэропорт «Македония» (трансфер из аэропорта Салоник) расположен в 15 километрах к югу от центра города. В числе удобств – всяческие киоски и окошки для туристов, работающие по ограниченному графику, и банкоматы у кафе на первом этаже на уровне «Отправление». Городской автобус № 78 курсирует между аэропортом и автовокзалом КТЭЛ раз или два в час между 6 и 23 часами. В городском центре автобус останавливается у музея народной жизни, Белой башни, на платии Димократияс и железнодорожного вокзала, проходя на пути в аэропорт через Цимиски, а на обратном пути – через Митрополеос. Такси в аэропорт обойдётся в 12 € плюс надбавки. Все паромы приходят в пассажирский порт на западном конце набережной, на расстоянии короткой прогулки от железнодорожного вокзала.
Полезная информация о Салониках
Наконец в городе появился достойный офис национального турагентства ЭОТ, который расположен на Цимиски 136 (лето ежедневно 9:00-21:00, зима понедельник-пятница 8:00-15:00, суббота 8:00-14:00), где можно получить хорошие карты центра города и некоторые брошюры. В случае затруднений обращайтесь в туристическую полицию: участок на Додеканиссу 4, у платии Димократияс (ежедневно 8:00-14:00; дополнительно вторник, четверг и пятница 17:00-21:00).
Из подробных карт города лучшую выпускает «Emvelia» – это не только план Салоник, но и карта окрестностей и полуострова Халкидики. То же издательство предлагает и раскладывающуюся карту города, если вам атлас с предметным указателем не нужен. Во многих книжных магазинах продают недавно переизданную и очень полезную книгу Апостолоса Папаяннопулоса на английском языке с раскладывающейся картой «Памятники Салоник» (Apostolos Papayiannopoulos, Monuments of Thessaloniki).
Городской транспорт в Салониках
В городе есть система удобных местных автобусов. В киоске билеты стоят 0,50 €, а в автомате уже в автобусе 0,60 €, можно купить билет за 2 € на 24 часа и за 10 € на неделю. Среди маршрутов, которые стоит запомнить, № 10 и 11 – оба проезжают во всю длину Эгнатия/Караманли. От платии Элефтерияс (сразу за набережной) автобусы поначалу следуют по Митрополеос, маршрут № 5 довезёт вас до археологического и этнографического (фольклорного) музеев, а № 22 и 28 идут на север, через Кастра, к тем кварталам в верхней части города, что называются Эптапирьио. Такси (синие и нарядные белые) много и они не плохи, но водители не едут туда, куда им «неудобно».
Если вы на машине, лучше парковать её на специальных стоянках и платить пошлину, например, на площади Элефтерияс, где деньги с вас возьмут уже на въезде на платию. Попытки найти другой вариант – безнадёжное предприятие даже в пригородах. Умудрившись куда-то втиснуть свой автомобиль, вы по правилам должны купить в ближайшем киоске карточки с синими и красными полосами, которые вы обязаны погасить (за 1 час – 1 €) – покупайте столько карточек, сколько вам понадобится, и пристраивайте все погашенные карточки на ветровом стекле своего автомобиля. Намереваясь покататься по городу, обзаведитесь картой, показывающей, где действует и как работает система одностороннего движения – подходит, например, план, издаваемый государственным турагентством ЭОТ.
Проживание в Салониках
С Пасхи до конца августа легко найти номер в гостинице по разумной цене, правда, с удачным местоположением пристанища куда сложнее. Но гостиницы покажутся вам очень уж дорогими для Греции, даже в Афинах цены за те же удобства и услуги ниже, более того: кажется, что каждый год непременно появляется парочка новых предложений роскошных отелей, и обычно они вполне отвечают высочайшим международным меркам. А когда в городе проходит Международная торговая ярмарка (сентябрь) или происходит осенний фестиваль (октябрь и ноябрь), отелям разрешается прибавлять к обычным расценкам надбавку в 20%.