салическая правда значение для истории
Салическая правда значение для истории
Салическая правда (Салический закон) создана в начале VI в., в последние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она делится на титутлы (главы).
Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаической судебной процедуры.
2. Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности.
Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение.
Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи.
3. Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в общих чертах.
Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства:
· существование законного брака;
· объявление лица вне закона;
· наличие близкого кровного родства;
· несвободное состояние человека.
О расторжении брака Салическая правда не упоминает.
Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя.
4. Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завещанию.
Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа наследников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.
Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.
5. Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.
Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:
· нарушение предписаний короля.
Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.
6. Судебный процесс Салическая правда наделяла состязательным характером. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права.
Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах.
В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда признает следующие:
Салическая правда значение для истории
Анализ и комментарии.
«Салическая правда» отражает обычаи народа, недавно переселившегося в сравнительно слабо романизированные части Галлии и поэтому сохранившего в более чистом виде нормы своей жизни.
Важную роль в хозяйстве франков во все времена играло животноводство. «Салическая правда» скрупулезно устанавливала, какой штраф надлежит платить за кражу свиньи, за годовалого поросенка, за свинью, украденную вместе с поросенком, за молочного поросенка отдельно, за свинью из запертого хлева и пр.
Весьма подробно в «Салической правде» рассматривались все случаи кражи крупных рогатых животных, овец, коз, случаи конокрадства. О развитии птицеводства свидетельствовали штрафы, установленные за украденных домашних птиц (кур, петухов, гусей). В «Салической правде» имелись титулы, устанавливавшие штрафы за кражу пчел и ульев с пасеки, за порчу и кражу плодовых деревьев из сада (франки умели делать прививки плодовым деревьям путем черенкования), за кражу винограда из виноградника. Представляют интерес титулы, которые определяют штрафы за кражу рыболовных снастей, лодок, охотничьих собак, птиц и зверей, прирученных для охоты.
Согласно «Салической правде», усадебная земля находилась в индивидуальной собственности каждого свободного франка. На это обстоятельство указывают высокие штрафы, установленные за порчу и уничтожение изгородей или проникновение с целью воровства в чужие дворы. Вместе с тем луга и леса находились в коллективной собственности крестьянской общины. Принадлежавшие крестьянам соседних деревень стада паслись на общих лугах. Свободный крестьянин мог брать из леса любое дерево, в том числе срубленное, если на нем имелась пометка, что оно было срублено более года назад. Крестьянская община сохраняла верховные права на пахотные земли. Однако пахотная земля не перераспределялась, а находилась в наследственном пользовании каждого свободного франкского крестьянина.
Крестьянин имел свой участок земли. На время пахоты, сева и созревания хлебов огораживал его и передавал по наследству своим сыновьям. Женщине земля по наследству не передавалась. Верховные права общины на пахотную землю проявлялись в том, что никто из ее членов не имел права продавать свою землю. Когда крестьянин умирал, не оставляя после себя сыновей, эта земля возвращалась общине и попадала в руки «соседей».
Королевская грамота также гарантировала неприкосновенность переселенцев. «Салическая правда» определяла огромный штраф в 200 солидов каждому, кто осмеливался протестовать против королевской грамоты.
Родовые связи у франков были очень сильны. Род в «Садической правде» выступает не только как верховный собственник общинных земель, но и как политическая организация. Существовали такие обычаи, как уплата денег за убийство того или иного человека его родичами, наследование имущества (кроме земли) по материнской линии, уплата родичами за своего несостоятельного родственника части выкупа (вергельда) за убийство. «Салическая правда» утверждала и закрепляла возможность передачи имущества не родичу. Добровольный выход из родового союза назывался «отказом от родства». Процедура «отказа от родства» подробно рассматривалась «Салической правдой» в титуле 60. Человек, который желал отказаться от родства, доджей был явиться на заседание избранных народом судей, сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать поломанные ветки в четыре стороны и сказать о том, что он отказывается от наследства и от всяких счетов со своими родичами. Человек, отказавшийся от родства, после этой процедуры не мог участвовать ни в наследовании, ни в получении вергельда. Его наследство поступало в казну.
Титул «О горсти земли» сообщает об ответственности за убийство. Если кто лишит жизни человека, говорится в этом титуле, и, отдавши все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 родичей, которые поклянутся в том, что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, что им уже отдано. После этого убийца должен войти в свой дом, набрать из его четырех углов горсть земли, стать на пороге, повернувшись лицом внутрь дома, и бросать эту землю левой рукой через плечо на отца и братьев. Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на близких родственников по матери и по отцу. «Потом в рубашке (одной) без пояса, без обуви, с колом в руке, он должен прыгнуть через плетень, и эти три [родственника по матери] должны уплатить половину того, сколько не хватает для уплаты следуемой по закону виры. То же должны проделать и три остальные, которые приходятся родственниками по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону.»
Основную массу франкского населения составляли в это время свободные крестьяне. Они жили соседскими общинами, в которых сохранялись пережитки родового строя. За убийство свободного франкского крестьянина «Салическая правда» определяла высокий вергельд, который равнялся 200 солидам. Если человек погибал от удара или укуса домашнего животного, то вергельд уплачивался владельцем животного в половинном размере.
Подобные пережитки родовых отношений долго сохранялись у франков.
Возможная тема курсовой работы: Объединение франков под властью Меровингов. Деятельность Хлодвига
На основе сочинения Григория Турского необходимо раскрыть деятельность наиболее известных исторических личностей (Хлодвига, Хильдериха, Рагнахара, Теодориха, Хильпериха и др.), выявить критерии оценки их деятельности, роль в процессе объединения франков.
Источники
Григорий Турский. История франков. Кн. II, III, предисловие к кн. IV. Ì., 1987.
Из хроники Фредегара // Хрестоматия по истории средних веков / Под. ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т. I. С. 426.
Салическая правда / Пер. Н.П. Грацианского. М., 1950.
Монографии и статьи
Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. М., 1960.
Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970.
Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963.
Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Римской империи и возникновение варварских королевств. М., 1984.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Петрушевский Д.М. Очерки по истории средневекового общества и государства. М., 1922.
Фюстель де Куланж. История общественного строя древних франков. СПб., 1901.
Эта тема была предложена студентам Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.
Далее читайте:
«Салическая правда» (сам документ).
«Салическая правда» как исторический источник
Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:48, доклад
Описание работы
В основу данной работы в первую очередь легли труды отечественных исследователей-медиевистов. Среди них можно отметить статью Н. П. Грацианского под названием «Введение к изданию перевода Салической правды»1. В ней автор подробно останавливается на различных гипотезах датировки Правды и дает общую характеристику этого источника. Особое внимание уделяется данному памятнику в работе А. Д. Люблинской «Источниковедение истории средних веков»2, где преимущественно дается информация о его структуре и стиле. Интерес представляет также статья А. И. Неусыхина «Эволюция общественного строя варваров от ранних форм общины к возникновению индивидуального хозяйства»3, в которой Салическая правда рассматривается как источник для изучения социально-хозяйственной сферы жизни франков.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Гипотезы о времени и месте создания Салической правды………………. 6
2. Салическая правда: язык, объем, структура, стиль и содержание………. 12
3. Издания и переводы Салической правды……………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….17
Приложение………………………………………………………………………18
Список использованных источников и литературы…………………………. 20
Работа содержит 1 файл
Салическая правда.doc
Федеральное агентство общего и профессионального образования
Ярославский государственный университет
Кафедра всеобщей истории
«Салическая правда» как исторический источник
1. Гипотезы о времени и месте создания Салической правды………………. 6
2. Салическая правда: язык, объем, структура, стиль и содержание………. 12
3. Издания и переводы Салической правды…… ………………………………15
Список использованных источников и литературы…………………………. 20
Доклад посвящен анализу сборника варварских законов « Салическая правда» (Lex Salica), одного из важнейших исторических источников о жизни, деятельности, социальном и политическом устройстве салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии и создавших в V—VI вв. самое крупное варварское королевство в Западной Европе.
Таким образом, при опоре преимущественно на указанные исследовательские труды, в этой работе предполагается рассмотреть как внешние характеристики источника, так и его содержание. Среди интересующих нас вопросов можно выделить следующие. Во-первых, время и место создания памятника, его структура, язык оригинала и стиль. Во-вторых, степень ценности данного источника при изучении различных сторон жизни франков.
1. ГИПОТЕЗЫ О ВРЕМЕНЕ И МЕСТЕ СОЗДАНИЯ САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ
Прежде чем говорить о датировке и локализации «Салической правды» необходимо выяснить, кто такие салические франки и где они обитали при Хлодвиге и ранее.
III – IV столетия ознаменовались постоянными натисками варваров-франков на территорию Римской империи. Будучи сами теснимы сильными соседями с севера и востока и ощущая потребность в новых местах для поселения, франки не могли оставаться спокойными. Они массами врываются на территорию Северной Галлии. Даже блистательные победы римлян не приводили к желанным результатам, так как на место истребленных варваров тот час же приходили другие. В конце концов, римлянам пришлось пойти на компромисс, допустив поселение на территории Галлии целых франкских племен в качестве подданных и союзников императоров. Салийцы были первыми из франков, получивших разрешение осесть в пределах империи. К IV в. н. э. они заняли северо-западный угол Галлии с частью Токсандрии, т.е. область до нижней Шельды, и простирали свои владения по морскому берегу до северной оконечности Батавского острова. 6
Существует мнение, что салические франки пришли в эту местность с юго-восточного побережья Флавиевого озера (Зюдерзее) из области, известной под именем Salland. Однако ни один исторический источник не содержит сведений о том, что салические франки когда-либо проживали там. Напротив, известно доподлинно, что с III в. Salland была во владении хамавов, вошедших затем в состав так называемых рипуарских франков.
Стоит оставить также и прежнее производство наименования салийцы от протекающей по данной местности реки Sala (позднейшая Иссель), так как нет никаких подтверждений, что река Иссель носила когда-либо такое название.
Грацианский Н. П. полагает, что предки салических франков – старинные союзники римлян – батавы. При таком разрешении вопроса их родиной следует считать не Salland, а Батавский остров. Это сравнительно небольшая полоса земли в устьях Рейна, представляющая собой форму правильного треугольника. Племена, населяющие Батавский остров, распространились по морскому берегу до Шельды и получили наименование салических, т.е. приморских, франков, от кельтского слова sal, sale, saile, что означает море.
Но каково бы ни было происхождение салических франков, важен факт, что уже к половине IV в. они твердо осели на римской территории. Салийцы отдались в подданство Римской империи и обязались защищать ее территорию от вторжения неприятелей. Впрочем, у них сохранились свои племенные короли, которые, может быть, и назначались с согласия императора, однако не всегда были покорны императорскому правительству.
И все-таки по вопросу о времени и месте редакции Правды существуют непримиримые разногласия. Так исследователи Вайц и Фальбек относят ее возникновение к началу V в. – времени правления Хлойо (428 – 448). 13 Другие ученые считают временем ее появления правление Хлодвига. Из последних часть склонна допускать возникновение Правды до принятия Хлодвигом христианства, а часть – уже после крещения. Наконец, в последнее время находит все больших и больших сторонников версия о более позднем времени возникновения этого документа (от VI до VIII столетия).
Наиболее правдоподобной все же выглядит версия о создании этого памятника во времена правления Хлодвига. Уже сам факт редакции Правды говорит за то, что салические франки в эпоху этой редакции заняли важное положение среди германцев и римлян, почему и нуждались в более прочном устройстве своей государственной жизни. А это случилось не ранее правления Хлодвига, так как еще при его предшественнике Хильдерике римляне неоднократно распоряжались судьбами салийцев по собственному усмотрению. 14
Далее, в Правде красной нитью проглядывает верховенство короля и его королевских приближенных (I, LVI), а Хлодвиг был первым из Меровингов, кто крепко держал в своих руках бразды государственного управления и не признавал ничьей власти рядом со своею на протяжении громадной территории.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие заключения:
1) Салическая правда как частичная запись обычаев салических франков была редактирована по почину верховной власти со слов старейших представителей племени.
2) Место возникновения Правды – объединенное франкское королевство, распространившееся за Луару.
3) Время редакции Правды – годы правления Хлодвига.
Салическая правда
Сали́ческий зако́н или Сали́ческая пра́вда (лат. lex Salica ) — правовой кодекс салических франков. Термин «салический закон» означает также правило престолонаследия, восходящее к одному из положений этого кодекса.
Содержание
Памятник права
Один из наиболее ранних т. н. «варварских кодексов» («варварских правд») такого рода. Язык документа — вульгарная латынь с вкраплениями франкских слов.
Салическая правда составлена в конце V — начале VI века, предположительно, по инициативе Хлодвига; в дальнейшем неоднократно дополнялась и перерабатывалась. Утратила актуальность к X веку.
Документ делится на главы («титулы»), в которых описан порядок судопроизводства и заключения сделок, перечислены преступления и соответствующие им наказания (как правило, это штрафы).
Принцип престолонаследия
Содержание принципа
Под словами салический закон (со строчной буквы) понимают норму престолонаследия, согласно которой право на корону имеют только члены династии по непрерывной мужской линии (сыновья государей, внуки (сыновья сыновей), сыновья этих внуков и т. п.).
Таким образом, по салическому закону, в случае, если король умер, не оставив сыновей или внуков по мужской линии, но оставив дочь, на престол не может претендовать ни эта дочь, ни внук (сын этой дочери), а только брат покойного короля или его племянники (сыновья этих братьев); если братьев и их потомков нет, а есть только сёстры — тогда дяди и их потомки и т. п.
Франция
Фактически такой порядок престолонаследия применялся во многих государствах Европы начиная с раннего Средневековья, но само понятие «салический закон» в новом смысле стало активно использоваться лишь с XIV века во Франции. Оно отсылает к правилу, входившему во франкскую «Салическую правду» и запрещавшему наследование имущества дочерьми (причём по букве закона оно относится лишь к наследованию на территории приморской «Салической земли»), однако идеологи французской монархии утверждали, что его ввёл легендарный первый король Франции Фарамонд. К нему прибегали во Франции, когда после смерти Людовика X Сварливого и его сына-младенца Иоанна I престол не унаследовала дочь Людовика от первого брака Иоанна Наваррская, но королём стал его младший брат Филипп V Длинный (1316). Через двенадцать лет, в 1328 году, после смерти и Филиппа, и его младшего брата Карла IV, на престол вступил, в соответствии с указанным правилом, их двоюродный брат граф Валуа, который стал Филиппом VI. Однако на французскую корону объявил претензии племянник покойных королей, сын их сестры английский король Эдуард III, не признававший салического закона (который никогда не действовал и не действует в Англии). Это вызвало Столетнюю войну. Салический закон сохранялся во Франции вплоть до конца французской монархии.
Другие государства
Среди других государств, практиковавших салическое престолонаследие — государства центральной континентальной Европы (почти все мелкие монархии Германии и Италии). С другой стороны, отклонения от него были нередки в монархиях Скандинавии и Пиренейского полуострова. После воцарения в Испании французской династии Бурбонов там был принят салический закон, но Фердинанд VII отменил его и передал в 1833 году престол своей дочери Изабелле II. Младший брат Фердинанда, дон Карлос, не признал этого решения и развязал войну против сторонников племянницы; карлизм и карлистские войны были важными приметами политической истории Испании на протяжении ещё ста лет.
Салический закон и независимость государств
Салический закон не раз приводил к образованию независимых государств. Это происходило в случае, если одни и те же монархи одновременно правили (личная уния) двумя территориями, в одной из которых было принято салическое наследование, а в другой — право первородства с допущением женщин к престолу. Так, в 1837 году со смертью Вильгельма IV, который был одновременно королём Великобритании и Ганновера, британский престол достался его племяннице Виктории, а ганноверский — его младшему брату герцогу Камберлендскому Эрнсту Августу I (который был моложе, чем покойный отец Виктории); так прекратилась личная британско-ганноверская уния. В 1890 году аналогичным образом независимость от Нидерландов (где королевой стала Вильгельмина) получил Люксембург, где действовал салический закон (причём уже через тридцать лет без малого он был отменён и в Люксембурге).
Полусалическое наследование
Вариантом салического закона является т. н. полусалическое наследование (или «австрийская система престолонаследия»), при котором после пресечения всех мужских линий престол переходит к женскому потомству последнего монарха (классическое салическое наследование, вообще говоря, не предусматривает такого случая). Такие правила действовали в Шотландии, Австрии и были с 1797 года приняты в России Павлом I. Сторонники «кирилловской» ветви претендентов на русский престол утверждают, что последняя мужская линия российского императорского дома пресеклись в 1992 году, после чего дом возглавила дочь последнего представителя династии Великая Княгиня Мария Владимировна.
В современном мире
В настоящее время салический закон в европейских монархиях, где он когда-либо применялся, постепенно сходит на нет. Уравнивание прав женщин с правами мужчин, общая демократизация жизни в Европе привели к тому, что сначала Швеция, затем Норвегия приняли законы, в соответствии с которыми право первородства распространяется на дочерей монархов. В других странах Европы салический закон не применяется либо никогда не существовал (Нидерланды, Дания, Англия). Вне Европы правило наследования престола только мужчинами действует, например, в Японии. Долгое время обсуждался вопрос о его отмене, ибо у ныне царствующего императора Акихито оба сына не имели сыновей (и вообще в императорской семье 40 лет не рождались мальчики), однако 6 сентября 2006 года у младшего из принцев родился долгожданный сын.
Салическая правда франков
В V-VI века салические франки создали самое большое королевство в Западной Европе. На основе древних обычаев был выпущен сборник законов – Салическая правда. Он не является единственным и первым сборников закон, но выделяется своей полнотой и архаичен. Римское влияние в нем проявляется в виде пересчета на римские монеты (денарии и солиды) и латинский языком с варварским акцентом. Салическая правда франков дает представление о древнем германском праве, быте и нраве народа задолго до того, как был описан Тацитом и Юрием Цезарем.
Салическая правда франков
В развитии королевства франков выделяют два периода:
В первую очередь произошла смена главенствующих династий. Началась политическая и социально-экономическая перестройка общества с образованием феодального государства.
В V-VI веке франки продолжали проживать общинами, малочисленной была знать и неразвиты эксплуатационные отношения.
Важным источником изучения франкского общественного строя стала Салическая правда. Запись судебных обычаев произошла еще при правлении Хлодвига. Влияние римлян здесь было ослаблено.
Салическая правда показывает архаичный порядок первобытнообщинного строя франков, который сложился и существовал до их завоевания. В последующие века каждый франкский король вносил изменения в сборник законов. Таким образом можно увидеть эволюцию общественно-экономических отношений и формирование феодального общества.
Салическими франками называли тех, которые проживали в прибрежных краях – «приморские» франки. После присоединения к королевству Галлии у франков усложнилась жизнь и появились важные вопросы и многочисленные конфликты. Для урегулирования проблем записали Салическую правду.
В повседневной жизни франки общались на германском диалекте с примесью латинского языка. Свод законов издан на латинице.
Ярко в нем представлены социально-классовые различия на ранней стадии развития франкского общества. К примеру, положение рабов. Они не получили широкого использования, но по законам считались вещью. Если свободный человек заключит брак с рабом, то он теряет свою свободу. Кража раба приравнивалась к краже животного.
Кроме рабов были и другие социальные группы: полусвободные литы, свободные франки и служилая знать. Экономические различия между ними были размыты, а вот правовые наоборот. Денежные возмещения зависели от социально-правового статуса.
Литы были полузависимыми людьми, которые были в материальной и личной зависимости от господина. Их жизнь оценивалась в половину стоимости жизни свободного человека. Наказывали лита как раба, а права у него были почти те же, что и у франка.
Салическая правда – законы франков
Сборник законов был разделен на главы. В них указан порядок заключения сделок, судопроизводства, преступления с соответствующими наказаниями.
Франки позаимствовали у германцев совершенные методы ведения хозяйства. Хорошо развита свободоотчуждаемая и частная собственность. Земли были во владении деревни и его жителей. Общины состояли из разных поселений родственных семей: отец, сыновья и его дети. Начинали появляться отдельные семьи. Дома были индивидуальной собственностью, а пахотные земли предавались по наследству. Распоряжаться наследственными наделами могла только община. Индивидуально-семейное владение землей на рубеже V и VI века только начинало развиваться.
Тесные были родственные отношения. До шестого колена родственники выступали в суде соприсяжными обвиняемого. Однако были и те, которые стремились выйти из рода. Чаще ими становились более зажиточные люди. Салическая правда подробно описывает процедуру выхода из общины и права индивидуального землевладельца. Со временем больше семей станут индивидуальными.
Община была судебной властью, а король только следил за исполнением приговоров. Его приближенные выполняли фискальные и полицейские функции. В Салической правде написаны права царя – вызывать в суд, призывать войско. Одновременно король мог оправдать отсутствие обвиняемого в суде и разрешать чужакам проживать на общей земле.
Источники Салической правды у франков
В те времена источниками права были обычаи. Салическая правда не стала исключением. В ней собраны правовые нормы многих племен салических франков, которые носили обязательный характер. Однако в жизнь ее «впустил» определенный акт. Авторы воспользовались этим и добавили в нее некоторые постановления, неизвестные простым франкам. Большая часть была взята из более старших племенных сборников. Примером можно назвать вестготскую правду, которая содержала юридический материал, не принявший еще обязательного характера.
Правда содержит примитивный план – попытка обобщить написанное. Первая часть описывает штрафные санкции и порядке вызова в суд. Во второй части рассмотрено судебное производство.
Из римского влияния выделяют язык сборника. Хотя он сильно разниться с классической латынью: нет этимологии, синтаксиса и т.д.
Суть Салической правды франков
Записанные законы имели отличия от римских законов, составленных юристами. Законодательство регламентирует общие положения: виды и размеры наказаний. Каждый отдельный случай подводился под положения права. В Салической правде нет общих положений. Составители описывают конкретные случаи и наказания по ним.
За убитого человека выплачивали вергельд. Его размер зависел не только от личности убитого, но и убийцы. По описанным видам ранений можно изучать анатомию человека. Каждая рана имела свое наказание.
Аналогичная ситуация с кражей. Общая формулировка заменена на перечень скота и домашнего имущества. Причем указывается возраст и обстоятельства кражи (где и в какое время произошла). Даже при одинаковом размере наказания, каждый случай идет отдельным пунктам.
Авторы сборника законов рассуждали конкретно, а не обобщенно. Таким же образом они описывали правовые обычаи – наглядно и точно.
Характеристика Салической правды
Салическая правда носит казуистический характер. В ней нет общих и абстрактных понятий. Описание выделяется формализмом. В своем содержании Салическая правда состоит из перечня преступлений и наказаний.
Обязательные отношения в ней раскрыты слабо, так как товарно-денежные отношения и частная собственность плохо развита у франков. Можно встретить виды сделок: ссуда, заем, купля-продажа, наем, дарение и мена. Права передаются публично при передаче вещи. Установлены формы возмещения ущербов и истребование долга.
Семейное право описано в общем. Жених покупает невесту. Похищение девушки наказывалось штрафом. Расторжение брака не было рассмотрено. Запрещалось вступать в браки с несвободными людьми, кровными родственниками и лицами вне закона.
В наследственном праве учитывался тип имущества: движимое и недвижимое. На движимое имущество претендовали сперва дети, потом мать, сестры и братья, тетки по материнской и отцовской линии, близкие родственники.
Недвижимое имущество не могло передаваться женщинам. Наследство оформлялось через дарение третьему лицу. За год оно должно было передать имущество указанному человеку.
Уголовное право Салической правды не дает понятия «преступления». Однако они делились на 4 группы:
Появились отягчающие обстоятельства – групповое преступление, сокрытие следов, подстрекательство и т.д.
Виновник должен компенсировать вред потерпевшему и королю за нарушения мира.
Судебные процессы проходили в устной форме с состязательным характером. Дело открывалось по инициативе истца.
Салическая правда наказания и преступления
Большинство статей Салической правды описывают виды преступлений и наказания за их свершение. Под преступлением понимали обиду или вред, который нанесен имуществу или личности, а так же нарушение королевского мира. Наказанием выступало возмещение и компенсация этого вреда.
Основным наказанием были штрафы. Это предотвращало боевые стычки, кровную месть и вражду меду родами. В виде наказания могла быть государственная кара. К примеру, графа за превышение своих полномочий могли приговорить к смертной казни при отсутствии средств для выкупа. Среди военных преступлений было дезертирство. А за оскорбление «дезертир» выплачивался штраф.
В Салической правде старые наказания родового строя заменены на штрафные санкции. Штраф препятствовал возникновению самосуда. Среди наказаний было изгнание из общины, объявление вне закона. Последнему запрещалось помогать даже близким родственникам – родителям и жене.
Смертные казни: повешение и колесование – были применимы больше к рабам. Свободный человек лишался жизни за поджег, игнорирование суда, служебные преступления графа и т.п.
Кроме штрафов обязательно было возмещение убытков истца. Например, лечение, простой рабочей силы при ранении раба и т.д.
Разные формы вины имели различные размеры штрафов. Были и отягчающие обстоятельства – признание вины и др.
Была ответственность без вины. Например, наказание всех присутствующих при насилии женщины. Подстрекателя заказчика убийства наказывали сильнее, чем исполнителя.