салическая правда история создания

2.Салическая Правда (история составления, структура, основные черты, историческое значение)

При рассмотрении Салической правды, необходимо остановиться на таких главах самой Салической правды, как право собственности по Салической правде. Общинная собственность. Аллод. Судопроизводство по Салической правде. Система доказательств. Ордалии. Система преступлений и система наказаний по Салической правде. Кроме этого необходимо рассмотреть вопрос о возникновении Салической правды. Социальной структуре франков по Салической правде.

1. История создания Салической правды

“Варварскими правдами” называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов – записи их обычного права. Наиболее известна Салическая правда (по точному названию – “Салический закон” – Lex Salica). Временем ее возникновения принято считать конец V столетия – момент расселения франков на завоеванных землях бывшей Римской провинции Галии и принятия христианства. Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни.

Русская наука именует их не “законами” (Lex), а правдами по аналоги с нашим национальным памятником раннефеодального права – Русской правдой.

Судебник “Салическая правда” – важнейший источник сведений о жизни и нравах франков.

Салическая правда (Салический закон) создана в начале VI в., в последние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она делится на титутлы (главы).

Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаической судебной процедуры.

Текст Салической правды дает некоторое представление об общественном строе франков начала VI в.

2. Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности.

Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение.

Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи.

3. Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в общих чертах.

Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом.

Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства:

существование законного брака;

объявление лица вне закона;

наличие близкого кровного родства;

несвободное состояние человека.

О расторжении брака Салическая правда не упоминает.

Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя.

ft. Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завещанию.

Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа наследников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

5. Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

• нарушение предписаний короля.

Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы.

Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

6. Судебный процесс Салическая правда наделяла состязательным характером. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права.

Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах.

В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда признает следующие:

Источник

салическая правда история создания. Смотреть фото салическая правда история создания. Смотреть картинку салическая правда история создания. Картинка про салическая правда история создания. Фото салическая правда история создания

Из-за многочисленных доработок до сегодняшнего дня дошло несколько вариантов исторического памятника. Один из них, Парижская рукопись, считается наиболее близким к Салической правде.

История создания

С древнейших времен в германских племенах строго соблюдались правовые нормы и обычаи. Их хранили в памяти старейшины. Германцы крайне консервативно относились к своим законам и не допускали их радикальных изменений.

Но в III—IV столетиях нашей эры произошла миграция племен на территорию распадающейся Римской империи. В этих обстоятельствах было сложно сохранить устные нормы и обычаи. Кроме того, право переселенцев могло подвергнуться влиянию римских законов, что было неприемлемо для германцев.

Правители вновь созданных королевств стремились зафиксировать племенные обычаи в письменном виде. Так возникли первые виды «варварских» правд:

салическая правда история создания. Смотреть фото салическая правда история создания. Смотреть картинку салическая правда история создания. Картинка про салическая правда история создания. Фото салическая правда история создания

Салическая правда считается наиболее древним и типичным памятником обычного права франко-германских народов. Она была составлена в IV веке во время правления знаменитого короля франков Хлодвига, происходившего из династии Меровингов.

Документ был создан на основе обычаев салических франков и дополнен нормами из королевских актов и указов.

Его местом и временем действия считаются древние поселения на территории современной Бельгии, а также завоеванная Хлодвигом территория современной Франции до Луары.

Точно неизвестно, кто был составителем документа. В прологе говорится, что это были четыре выборных мужа:

салическая правда история создания. Смотреть фото салическая правда история создания. Смотреть картинку салическая правда история создания. Картинка про салическая правда история создания. Фото салическая правда история создания

Эти сведения носят эпический характер, имена персонажей явно мифологические. Скорее всего, они происходят от названий местности: Сальхаме, Бодохаме, Видохаме с прибавлением окончания gast — «муж», «человек». В источнике также можно читать, что представители франкской верхушки три раза собирались на заседания, обсуждали и записывали все поводы к тяжбам и решения по ним. В дальнейшем документ был дополнен и исправлен королями Хлодвигом, Хильдебертом и Хлотарем.

Общая характеристика

Салическая правда написана на вульгарной латыни. Бо́льшая часть ее текста содержит описания штрафов за различные правонарушения. Также в ней приведены процессуальные процедуры и правила, которые производят регулирование семейных, вещных, обязательственных и наследственных отношений.

Исторический памятник носит казуистический характер, в нем отсутствуют общие абстрактные понятия. Многие нормы, содержащиеся в тексте, были введены в связи с развитием процесса права собственности на землю. Анализ этого документа дает понятие об общественном строе франков IV века.

салическая правда история создания. Смотреть фото салическая правда история создания. Смотреть картинку салическая правда история создания. Картинка про салическая правда история создания. Фото салическая правда история создания

Во время правления Меровингов основной документ был дополнен рядом законов и распоряжений. В начале IX века при Карле Великом он был переработан и стал основанием для законодательных реформ.

Литературный памятник не только освещает архаичные обычаи франко-германских племен. В нем также содержатся положения переходного характера. Они кратко отражают социальные, экономические и правовые нормы общества, столкнувшегося с распадающейся античной цивилизацией и создавшего новый строй на территории Западной Европы.

Структура Салической правды следующая: первые 65 титулов (глав) относятся к древнейшим текстам. Последующие, нумерация которых начинается с 66, — более поздние добавления. Они написаны в форме 6 капитуляриев королей Меровингов.

Германо-франкское общество

По древнему законодательству члены общества разделялись на свободных, полусвободных (литов) и несвободных (рабов). Бо́льшая часть населения состояла из свободных земледельцев, ведущих общинное хозяйство. Значительную группу представляли воины. Особое место занимали королевские слуги, состоящие из служилой и родовой знати.

Только свободные люди обладали гражданскими правами и несли обязанности. Рабы были лишены прав и приравнивались к имуществу хозяина. Убийство раба наказывалось так же, как и убийство животного. Если несвободный убивал свободного, это приравнивалось к убийству человека животным. В этом случае хозяин должен заплатить виру и выдать раба родственникам убитого.

салическая правда история создания. Смотреть фото салическая правда история создания. Смотреть картинку салическая правда история создания. Картинка про салическая правда история создания. Фото салическая правда история создания

Раб не обладал правом голоса на суде, вместо него выступал хозяин. Если несвободный подозревался в краже, он мог быть по разрешению его владельца подвергнут пытке, увечьям или смертной казни. Свободный человек в этом случае обязан был заплатить штраф.

Рабами становились военнопленные, дети рабов, свободные женщины, вышедшие замуж за рабов, или свободные мужчины, женившиеся на рабынях. Человек мог также стать рабом вследствие злостной неявки в суд.

Второе сословие — полусвободные литы или зависимые крестьяне. Они пользовались землей хозяина и выполняли договорные обязательства, а также платили оброк и выполняли барщину.

Литы не имели права покинуть участок земли без согласия хозяина, но, в отличие от рабов, не могли быть проданы и не считались вещами владельца. Они не заключали между собой сделки и брачные союзы, не выступали на суде.

Брачные отношения

Семья у древних германцев строилась на принципе моногамии. Похищение замужней женщины считалось преступлением и каралось высоким штрафом. У германских народов существовала опека над женщиной, которую до вступления брака осуществлял ее отец, а затем муж. При вступлении в брак жениху требовалось получить согласие родственников невесты.

Жениться разрешалось не всем. Препятствием служили уже существующие брачные отношения и объявление лица вне закона. Семейные союзы между литами и свободными, а также свободными и рабами были запрещены. Женщина, вышедшая замуж за зависимого крестьянина, становилась полусвободной, за раба — рабыней. Литы могли вступать в брак друг с другом без ограничений. Крестьянин или раб, похитивший свободную женщину, подлежал смертной казни.

салическая правда история создания. Смотреть фото салическая правда история создания. Смотреть картинку салическая правда история создания. Картинка про салическая правда история создания. Фото салическая правда история создания

Браки между рабами не считались законными, их в любой момент мог расторгнуть владелец. Сожительство с чужой рабыней или рабом влекло потерю свободы. Дети, рожденные в результате такой связи, становились рабами. Сожительство с собственной рабыней не считалась браком.

Брак между близкими родственниками был строго запрещен и подвергался расторжению. Дети, рожденные в таком союзе, считались нечестивыми и лишались права наследования. Помолвка тоже была препятствием к браку с другим человеком.

Умыкание невесты у чужеземцев считалось законным, но похищение соотечественницы было преступлением. Такой брак мог быть расторгнут.

Преступление и наказание

По Салической правде у древних германцев семья еще не была близкой связью между родителями и детьми. Она представляла собой совокупность кровных родственников, сила и власть которой зависела от количества входящих в нее людей. Ненависть с одним из ее участников становилась делом всего рода. Уголовное преступление против одного члена семьи считалось нападением на весь род и влекло за собой войну между родственниками нападавшего и жертвы.

салическая правда история создания. Смотреть фото салическая правда история создания. Смотреть картинку салическая правда история создания. Картинка про салическая правда история создания. Фото салическая правда история создания

В соответствии со статьями семейного права за убийство и месть отвечали обе семьи.

Сородичи совместно выступали перед судом, заверяли присягой высказывания своих родственников и осуществляли их защиту.

Убийство и другие преступления облагались высокими штрафами (вергельдами), которые были обязаны платить все члены рода преступника.

Размер штрафа за убийство зависел от национальности, социального положения, пола и возраста убитого:

Когда у убийцы не хватало денег на штраф, он должен был вместе с 12 соплеменниками доказать, что больше не имеет имущества. В этом случае он мог привлечь своих родственников к уплате вергельда. Если у них не хватало денег на штраф, то убийца подлежал казни.

Выход из семьи

Законы подтверждали возможность выйти из состава семьи. Это осуществлялось несколькими путями, к числу которых относились:

салическая правда история создания. Смотреть фото салическая правда история создания. Смотреть картинку салическая правда история создания. Картинка про салическая правда история создания. Фото салическая правда история создания

Желающий выйти из рода должен был появиться перед судом, сломать над головою три палки в четыре куска и бросить их на четыре стороны от судебного места. При этом он заявлял, что отрекается от своих прав и обязанностей по отношению к родственникам. В этом случае он больше не мог пользоваться наследством кого-либо из умерших родных и правом на виру в случае его убийства.

Земельная собственность

Земельные отношения во франкском обществе соответствовали их общественному строю. Часть земли принадлежала королю, также имелись крупные земельные владения могущественных и знатных людей. Бо́льшая часть земли находилась во владении сельских общин.

Во времена Салической правды начался переход от общинного землевладения к общине-марке. Дома и приусадебные участки были индивидуальными владениями, а пахотная земля считалась собственностью общины, но ею по наследству пользовались отдельные семьи.

салическая правда история создания. Смотреть фото салическая правда история создания. Смотреть картинку салическая правда история создания. Картинка про салическая правда история создания. Фото салическая правда история создания

Каждая семья имела право огораживать свой участок. После уборки урожая изгороди снимались, и земли превращались в общее пастбище. До снятия ограждений их нарушение приводило к ответственности.

Право на пользование землей передавалось по наследственной мужской линии. При отсутствии у умершего сыновей земельный участок переходил к общине. Во франкском обществе отсутствовало право частной собственности на землю. В тексте памятника ничего не говорится о продаже, дарении, передаче по завещанию.

Король Хильперик, правящий во второй половине IV века, внес значительные изменения в структуру франкского общества. Он издал эдикт, по которому землю умершего при отсутствии сына наследовали его дочь, брат или сестра, но не община. Надел свободных франков превращался в индивидуальную собственность семьи — аллод. Частная собственность на землю привела к разложению общины и имущественной дифференциации в обществе. Появились крупные землевладельцы, возникла феодальная система.

Салическая правда — это один из наиболее распространенных документов раннего средневекового права. Она многократно переписывалась и переиздавалась. Лишь в XIX веке был произведен полный и достоверный анализ этого исторического памятника. В 1913 году его текст был переведен на русский язык.

Источник

Салическая правда

Вы будете перенаправлены на Автор24

Салическая правда – это свод законов, разработанный франками между V и VI веками. Кодекс был написан на латыни и состоял из заимствований из римского права, в основном касающихся уголовного права и штрафов, поскольку цель Салической правды – положить конец фейде (частной мести) путем наложения денежного штрафа и установления, среди прочего, правил, которым надлежит следовать в вопросах наследования.

История создания Салической правды

Текст Салической правды не является монолитным, потому что вплоть до Карла Великого он неоднократно перерабатывался. Сейчас насчитывается семьдесят рукописей Салической правды, но ни одна из них не относится к временам династии Меровингов.

Разработка Салической правды стала результатом устного договора, заключенного в 350-353 гг. между летесами и немецко-римскими офицерами, по которому родственники отказались от мести в пользу штрафов. Подобно соглашению между германским народом и его лидерами, это был компромисс между языческими обычаями франкских летесов в рамках системы мести и потребностями римского общественного строя. Салическая правда была написана по просьбе неизвестного первого франкского короля.

В процессе разработки Салической правды выделяют три основных этапа:

Готовые работы на аналогичную тему

Сборник законов Карла Великого увеличил количество статей Закона с шестидесяти пяти до ста.

В то время как первые переводы были сосредоточены в основном на частном праве, природа политических прав была подчеркнута в более поздних изданиях. Таким образом, можно увидеть постепенную замену кровной мести вергельдом – системой, в которой наказание определяется штрафом, наложенным королевской властью. В V веке, во время правления королей династии Меровингов, Правда утверждала отсутствие любой власти, кроме их собственной и тем самым закрепляла их контроль над обществом. В этом отношении закон Салика обеспечил переход от ранних германских структур к средневековой королевской власти.

Характеристика Салической правды

Салическая правда – один из старейших и богатейших источников по истории социально-экономических и правовых институтов древних германцев, которые в течение V-VI веков столкнулись с упадком древнего общества и создали новую социальную систему в Западной Европе. Салические институты истины отличаются переходным характером:

Статьи Салической правды охватывают широкий круг вопросов. Но основная часть ее статей посвящена размеру вергельда. Статьи о преступлениях предписывают, среди прочего, размер штрафов, которые виновная сторона платит потерпевшей. Прежде всего, подробно описывается денежная компенсация, которая устанавливает точно для каждого причиненного ущерба (убийство, нанесение увечий, кража) сумму выплаты компенсации потерпевшей стороне: введение в случае убийства сурового наказания, называемого вергельдом, было предназначено для предотвращения продолжения круговорота частной мести (фейда) и представляло римскую идею о том, что правосудие находится в публичной сфере.

Вергельд, изначально представлявший собой материальный выкуп за убийство человека во избежание родственной вражды, привел к двойным последствиям для семей жертвы и убийцы: право получить вергельд с одной стороны и ответственность за выплату вергельда – с другой. Согласно Салической правде действовал следующий принцип разделения вергельда между ближайшими и дальними родственниками убитого родственника:

Салическая правда, носившая консолидирующий характер, оказывала влияние не только на законодательство Франкской империи до ее краха, но и на правовую систему некоторых народов. В варварских правдах рипуарских франков, аламанов, баварцев и других германских народов можно найти большое количество правил, обычаев и институтов, заимствованных из Салической правды. Карл Великий взял Салическую правду за основу для своих законодательных реформ.

Источник

История создания и общая характеристика Салической правды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:06, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и анализ системы норм, закрепленных в Салической правде.
Для достижения поставленной цели автор считает нужным решение следующих задач:
— проработать учебники, учебные пособия и другую литературу, содержащую материалы по интересующей нас теме, изучить Салическую правду, а также те номы, которые они содержат, их особенности;
— выделить и рассмотреть характерные черты возникновения и содержания Салической правды;
— сделать конструктивные выводы по содержанию работы.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Салическая правда.docx

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Контрольная работа по учебной дисциплине

«История государства и права зарубежных стран»

История создания и общая характеристика

Глава I. Салическая правда………………………………………………….6

Глава II. Общая характеристика памятника……. ………….…………. 11

2.2. Содержание Салической правды…..……………………………. …12

Список использованных источников…………………………………..….23

Целью настоящей работы является изучение и анализ системы норм, закрепленных в Салической правде.

Для достижения поставленной цели автор считает нужным решение следующих задач:

— проработать учебники, учебные пособия и другую литературу, содержащую материалы по интересующей нас теме, изучить Салическую правду, а также те номы, которые они содержат, их особенности;

— выделить и рассмотреть характерные черты возникновения и содержания Салической правды;

— сделать конструктивные выводы по содержанию работы.

Салическая правда – памятник права раннефеодального общества, отражающий его обычаи, традиции, нравы и быт, в том числе и в сфере уголовных правоотношений. Данный источник нормативно отражает и закрепляет жизнь и мировоззрение целой эпохи, народности. Салическая правда содержит в себе определенные отголоски римского права (что обусловлено завоеванием салическими франками бывшей римской провинции Галлии), а также непосредственное влияние христианских ценностей. Эти особенности «варварской Правды», трансформируясь и видоизменяясь, и в последующие времена Средних веков будут прослеживаться в законодательстве данного периода. Таким образом, Салическая правда является одним из первых нормативно-правовых источников, характеризующих длительный отрезок времени, и определенным образом повлиявших на все последующее законотворчество большинства европейских стран. Именно всеми этими вышеперечисленными причинами обусловлена актуальность, значимость и востребованность данной работы.

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.). Рубеж разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

В V-VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношение эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Важнейшим источником для изучения общественного строя франков преимущественно Северной Галии в меровингский период является «Салическая правда». Она представляет собой запись судебных обычаев салических Франков, произведенную, как полагают, в начале VI в. еще при Хлодвиге. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается, главным образом, во внешних чертах: латинский язык, штрафы в римских денежных единицах.

«Салическая правда» в более или менее чистом виде отражает архаические порядки первобытнообщинного строя, существовавшие у франков ещё до завоевания, и слабо отражает жизнь и правовое положение галло-римского населения. Но на протяжении VI-IX вв. франкские короли делали все новые и новые дополнения к «Салической правде» поэтому в сочетании с другими источниками более позднего периода она позволяет проследить также и дальнейшую эволюцию от родоплеменного строя к феодализму франкского общества.

Первоначальный текст «Салической правды» до нас не дошел, но сохранился в многочисленных списках 8-9 веков. Таким образом, говорить о полной и всесторонней изученности данного вопроса не приходится. Однако, в отношении имеющихся источников научные исследования и разработки велись и ведутся весьма активно и интенсивно. При написании данной работы нами были использованы современные учебники и учебные пособия, хрестоматии, учебные наглядные пособия, список которых приведен.

Тема этой контрольной работы является особенно интересной, так как в ней рассматривается один наиболее важных кодифицированных сборников законов, именуемый Салической правдой. А для юриста тема должна быть интересна во много раз больше, так как она позволяет ему оценить правовую обстановку в древности и сравнить её с нынешнем временем; опираясь на эти первые документы дает возможность выявить их недостатки, недоработки и учесть это при составлении законов в настоящем времени.

Глава I. Салическая правда

Мы знаем, что франки говорили на германском диалекте, употребляя отчасти также латынь местных жителей Галлии, но в письме применялся только латинский язык. На нем-то и записан «Салический закон». 1

В IV-V вв. отношения Римской империи и германских племен значительно обостряются. Это было связано не только с ослаблением Рима, который уже не мог сдерживать натиск на своих границ варваров, начатый великим переселением народов, но и процессами, происходящими внутри германского государства.

По мере роста производительных сил и увеличения населения у германцев, а также разложения первобытного строя и усиления классовой дифференциации (выделение наследственной знати, рост роли военного вождя, опирающегося на профессиональных воинов-дружинников, которым нужны были не только военная добыча, но и новые земли и рабочая сила), натиск варваров на империю возрастает.

Чтобы сдержать натиск варваров, римские императоры вынуждены были нанимать других варваров в качестве федератов(союзников), разрешая им селиться на территории империи, передавая не только земли под поселение, но и некоторые административные и фискальные функции на контролируемой территории. Однако бывшие союзники вскоре перестают признавать за собой власть Рима, хотя, принимая титулы, формально считаются подданными императора.

Первоначально франкское общество представляло собой сложное вождество объединяющее под своим началом отдельные элементы – племена. Становление этого типа власти было во многом обусловлено завоевательными походами франков, требующими концентрации власти в руках военного предводителя.

Постепенно происходил отход вождя от функций племенного предводителя и превращения его в монарха, структуры племенной демократии перерождалось в органы новой публичной власти. 5

Становление государства франков происходит под значительным влиянием структур позднеримской империи, сохранившихся на завоеванных территориях. Такой путь смешанного влияния на создание феодальной государственности элементов рабовладельческой формации и первобытнообщинных отношений получил в науке название синтезного, и классическим примером его является создание франкского государства.

Франки на практике столкнулись с тем, что, опираясь на традиции первобытной демократии и общинного самоуправления, невозможно было управлять римскими провинциями. Поэтому у них достаточно быстро на основе дружинной организации выделился административный аппарат, органы принуждения и насилия.

Произошел количественный рост лиц, осуществляющих власть. За свою службу эти представители как германского, так и галло-римского происхождения стали получать от короля государственные должности, судебно-администратвные права и земельные пожалования. Власть приобрела институциональный характер с помощью отдельных органов и учреждений.

При этом сфера деятельности публичной власти стала распространяться не только на отдельные общины, но и на все общество в целом.

Однако благодаря сохранению значительного количества свободного крестьянства, как франкского, так и галло-римского происхождения, в формирующемся государстве сохраняется много архаичных черт эпохи военной демократии. В частности, долгое время значительную роль продолжают играть общинные и племенные органы управления, мало подконтрольные королевской власти.

Процесс разложения общинных порядков шел медленно, общество долгое время продолжало оставаться сравнительно единым, где основным его элементом являлся свободный крестьянин. 6

Глава II. Общая характеристика памятника

Источниками Салической Правды послужили главным образом обычно-правовые нормы, господствовавшие в различных разветвлениях племени салических франков и уже сделавшиеся обязательными; название pactus (договор) указывает именно на ее объединяющий характер. Но так как она была вызвана к жизни определенным актом, то ее составители воспользовались случаем включить в нее постановления, незнакомые обычному праву салиев и отчасти заимствованные из других, более древних племенных правд, напр. из вестготской, отчасти вновь созданных из юридического материала, не успевшего еще приобрести обязательного характера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *