сады версаля история создания
Версаль (Версальский дворец)
Версальский дворец (фр. Château de Versailles) – одна из французских королевских резиденций, которая была построена в пригороде Парижа, городе Версале, в XVII веке. Сегодня это одна из самых популярных достопримечательностей не только во Франции, но и в мире.
Комплекс Версальского дворца, в который входят еще несколько «малых дворцов» и парк, является самым большим в Европе. Несмотря на пышность и размер, общий вид Версальского дворца целостный, он не создает ощущения нагромождения элементов и излишества, что позволило ему стать образцом для других монарших резиденций эпохи Возрождения. Но сам Версаль стал символом неумеренных и нерациональных трат государственных денег во времена самого пика абсолютной монархии. Этим дворец и интересен, так как вряд ли в ближайший исторический период где либо появятся резиденции, способные затмить собой Версаль.
История
История строительства Версальского комплекса достаточно проста, ее можно пересказать буквально одним предложением: король Людовик XIV на пике как собственного могущества, так и силы самой Франции, захотел новую резиденцию и построил ее. Но политическая подоплека и роль Версаля в мировой истории очень обширна и интересна.
Местность до начала строительства
Версаль был небольшим селом на некотором отдалении от Парижа, примерно в 20 километрах от центра французской столицы. Первое упоминание встречается в документе 1038 года, тогда им владел некий феодал Гуго де Версаль. Поселение находилось на оживленной дороге из Парижа в Нормандию, но чума и войны фактически уничтожили это село в последующие века.
Относящаяся непосредственно к королевскому дворцу история начинается в 1575 году, когда флорентиец Альберт де Гонди, сделавший карьеру при дворе Карла IX, получил в свое владение эти земли. Затем, в начале XVII века, в Версаль, по приглашению семьи Гонди, приезжал Людовик XIII на охоту. Местность очень понравилась королю и в 1624 году тут была построена небольшая охотничья королевская резиденция. После смерти последних представителей флорентийского рода земли переходят во владение короны.
Расширение версальского шато
В 1632 году, после присоединения земель Гонди, происходит первое расширение охотничьего дома. Были достроены два вспомогательных крыла, стена, закрывающая вход, четыре башни. Вокруг вырыли ров, а территория была защищена отдельной стеной. Таким образом, небольшой охотничий домик превращен в укрепленную загородную королевскую резиденцию. Тут проживает будущий Людовик XIV, ставший королем в возрасте 5 лет, коронованный лишь в 1654 году и начавший реально править только в 1661-м. К началу правления Людовика XIV будущий главный дворец еще больше расширился, появились два больших внешних крыла, несколько вспомогательных построек, обновлены внешние стены.
Параллельно происходят политические процессы, которые и повлияли на то, что именно Версальский дворец в будущем стал местом постоянного расположения королевского двора. До 1661 году за короля правили его мать, Анна Австрийская, и министр – кардинал Мазарини. Будущий король, чудом переживший гражданскую войну – Фронду, понимал, что должен сконцентрировать власть в своих руках, но действовал предельно осторожно. Дождавшись смерти кардинала в 1661 году, Людовик XIV объявил, что начинает править лично, без помощи первого министра.
В том же 1661 году был арестован Николя Фуке, который занимал во Франции должность министра финансов, благодаря которой сделал себе огромное состояние и получил власть. Фуке как раз 1661 году завершил строительство личной резиденции, другого известного французского дворца – Во-ле-Виконт. Это поместье было арестовано, а занимавшаяся строительством тройка: Луи Лево (архитектор), Андре Ленотр (специалист по садам и паркам) и Шарль Лебрен (художник, занимавшийся также интерьерами) перешли на работу к Людовику, который был поражен красотой дворца главного финансиста.
Андре Ленотр также знаменит тем, что строил парк, позже ставший улицей Елисейские поля.
Строительство королевского дворца в Версале
Перестройка Версаля из загородного поместья в тот дворец, который мы видим сегодня, велась в три этапа, каждый из которых начинался в период между войнами, которые вел Людовик XIV. При этом полностью королевский двор переехал сюда из Лувра лишь в 1682 году, но де-факто король значительную часть своего времени проводил в Версале и до этого.
Постройка новой королевской резиденции преследовала множество политических целей. Во-первых, Людовик XIV, поддерживающий абсолютизм, опасался измен и переворотов, потому предпочитал держать аристократическую верхушку поблизости. Во-вторых, находиться в Париже было опаснее, чем в загородной резиденции, если случится восстание среди народа. В-третьих, наличие у короля дворца такого уровня роскоши укрепляло его власть не только во Франции, но и на мировой арене. При Людовике XIV Франция находилась на вершине культурного, политического и военного могущества, а Версальский дворец стал одним из доказательств этого.
Первый этап
Работы первого этапа перестройки дворца и версальского парка начались в 1664 году, а завершились в 1668-м, так как Франция начала войну с Испанией. В это время замок и парк были расширены, чтобы иметь возможность принимать большое количество гостей, до 600 человек.
Второй этап
После завершения войны за Нидерланды, в 1669-м, начали вторую строительную кампанию в Версале, которая продлилась 3 года. Основные изменения – полная перестройка центральной части, которая раньше была охотничьим домиком.
Северное крыло было переделано в апартаменты для короля, а южное – для королевы. Западная часть была превращена в террасу, которая уже позже станет знаменитой Зеркальной галереей. Была обустроена и уникальная роскошная октагональная ванна, наполнявшаяся горячей водой. Верхние этажи заняли частные комнаты, а также апартаменты для королевских детей.
Интересно и очень необычно, что покои для короля и королевы имели одинаковые размеры и практически зеркальную планировку. Учитывая отношение Людовика XIV к своей жене, Марии Терезии, скорее всего, преследовалась политическая цель – в будущем объединить два королевства на равных условиях, но эти планы не удалось реализовать.
Третий этап
После завершения очередной войны, Голландской, в 1678 году началась третья кампания строительства Версаля, протянувшаяся до 1684 года. Именно во время нее на месте террасы была построена самая известная комната – Зеркальная галерея. Она соединила покои короля и королевы и прославилась своим роскошным оформлением, которое поражает даже сейчас, хотя на самом деле значительную часть элементов роскоши продали уже в 1689-м.
Из новых зданий в Версале появились два больших крыла, в которых расположилась оранжерея, покои принцев крови, а также комнаты для представителей дворянства, проживавших во дворце. Кроме того, именно в этот период значительное внимание уделили парковой части.
Главной исторической вехой стал 1682 год, когда королевский двор официально переехал в Версальский дворец из Лувра, а дворянство фактически обязали селиться рядом с королем, что привело к росту населения и благосостояния города Версаля.
Четвертый заключительный этап строительства
Долгое время в Версале ничего не строили, так как государственный бюджет сильно просел из-за войн, а в 1689-м году был принят эдикт о борьбе с роскошью и даже некоторая часть оформления королевского дворца была продана, чтобы спонсировать Девятилетнюю войну. Но через время после ее завершения в 1699 году, началась последняя строительная кампания Людовика XIV, которая стала самой длинной и закончилась в 1710-м.
Ее основной целью стало строительство новой часовни, пятой для Версаля по счету. Кроме нее небольшие изменения вносились и в сам дворец, но они небыли значительными. В то же время здание часовни сильно повлияло на облик дворца, так как, из-за высоты и прямоугольной формы, изменило вид фасада, что вызвало критику даже в те годы. Но все же и архитектурный стиль барокко, и богатое внутреннее убранство сделало часовню Версаля одним из самых интересных элементов комплекса.
Версальский дворец после Людовика XIV
Людовик XV так же вносил изменения во дворец. Их масштаб несопоставим с работами его отца, но все же довольно значителен. Внутренние интерьеры основного здания были переделаны, в частности – ради строительства покоев для дочерей короля разрушили Лестницу Послов, единственную парадную лестницу дворца.
Из главных архитектурных новшеств этого периода обычно выделяют Малый Трианон, отдельный достаточно скромный дворец для фаворитки – мадам Помпадур, а также Королевскую Оперу. Проект постоянного театра на территории дворца появился еще при предшественнике, но именно Людовик XV нашел средства на театр, который на тот момент стал самым большим в Европе и который функционирует и сегодня.
Интересно, что Версаль посещал Петр I. Во время поездки его поселили в Большом Трианоне, отдельном замке для короля, предназначенном для отдыха от официоза. Русский император вдохновлялся дворцом при строительстве Петергофа, но не скопировал ни вид, ни стиль, а лишь общую идею.
Правление Людовика XVI отразилось, в первую очередь, на версальском парке. Его значительно переделали, главным образом потому, что многие деревья за сотню лет с момента посадки засохли. Также некоторые изменения были внесены в интерьеры и оформление фасадов.
После революции
С началом революции во Франции Людовик покинул Версальский дворец и поселился в Париже в Тюильри, а старая резиденция перешла под контроль жителей города Версаля. Руководство смогло защитить его от разграбления, Людовик XVI затем пытался вывезти мебель, но это не удалось сделать.
После ареста короля Версальский дворец опечатали, а затем составили план по уменьшению роскоши и дальнейшему использованию комплекса. Значительная часть мебели распродавалась на аукционах, кроме особо ценных экспонатов, которые были отправлены в музей. Сам дворец и прилегающие территории собирались продать или сдать в аренду, но в итоге его решили оставить во владении Республики и использовать «для общественного блага». Сюда свозились различные изъятые ценности, которые потом стали основой музейного фонда. Сам дворец при этом пришел в упадок, его восстановлением занялся Андре Дюмон, но даже потом элементы декора и интерьера продавались для покрытия государственных расходов.
Наполеон изменил статус Версальского дворца обратно на резиденцию правителя, хотя сам проживал не в основном здании, а в Большом Трианоне. Но экспонаты при нем были распределены по другим музеям. Также Версаль выполнял функции филиала Дома инвалидов, получив этот статус еще до прихода к власти императора.
В XIX и XX веке дворец сыграл важную роль в истории. Тут была провозглашена Германская империя, затем подписан франко-прусский мир, а потом – известный Версальский мирный договор, положивший конец Первой мировой войне.
Глобальные изменения были внесены Луи-Филиппом I, который снова превратил Версальский дворец в музей, посвященный французскому величию. Этот статус фактически сохранен и до наших дней, хотя музей с того времени был реорганизован, а экспозиции выстроены исходя из научных, а не политических принципов. Многое для Версаля сделал его куратор Пьер де Нолхак, который не только преобразовал выставки, но и занялся восстановлением дореволюционного облика дворца.
Наше время
Сегодня Версальский дворец сохраняет статус музея и одной из главных достопримечательностей Франции, но параллельно за ним сохраняется ряд официальных государственных функций. В XX веке после Второй мировой войны пострадавший и запустевший Версаль пришлось восстанавливать на деньги, которые собирали со всей Франции. Для определенной рекламы тут проводились абсолютно все встречи между главами государств вплоть до 90-х годов.
Сейчас Версальский дворец финансово и юридически автономен, а прибыль ему приносят 5 миллионов человек, ежегодно посещающих эту французскую достопримечательность. Также от 8 до 10 миллионов посещают парк и сады Версаля.
Стоимость строительства
Один из самых интересных вопросов, касающихся Версальского дворца, это стоимость его строительства. При этом дать однозначный ответ очень сложно, хотя сохранилось большинство финансовых документов.
Первоначальная перестройка охотничьего домика финансировалась на личные средства Людовика XIV, король в то время являлся феодалом, имел личные земельные наделы с которых получал прямой доход. Но потом строительство начало финансироваться, в том числе, из государственного бюджета.
Несмотря на однозначно высокую сумму затрат, при строительстве Версальского дворца его превращали во «французскую витрину» и все материалы, декор, отделка и другие элементы по требованию короля должны были производиться только внутри Франции.
Определенную часть предметов интерьера сложно выразить в какой-либо стоимости, так как они являются уникальными произведениями искусства. Но, исходя из общего количества затраченных денег, все же можно вывести несколько методик подсчета:
Версальский парково-дворцовый комплекс
Администрация дворца делит весь комплекс на ряд основных зон: само Шато, Большой и Малый Трианоны, ферма Марии-Антуанетты, а также сад и парковая часть. Все эти части Версаля доступны для осмотра, а прогуляться в парке, за некоторыми исключениями, можно даже бесплатно.
Шато на французском это просто «дворец», но одновременно и официальное название главного здания Версаля. Ехать на экскурсию в комплекс и не посетить королевский дворец нет никакого смысла, потому чаще всего он и становится первым объектом, который посещает турист.
Пройдя через центральный вход в Версаль, посетитель попадает во внутренний двор Шато и может пройти как непосредственно во дворец, так и попасть в парк, а королевскую резиденцию осмотреть позже.
Внутри Шато главной достопримечательностью считается Зеркальный зал - центральная галерея, соединяющая два крыла, украшенная очень богатой отделкой и большим количеством зеркал. Кроме него, демонстрируются королевские покои, частные комнаты дочерей короля, спальня королевы.
Некоторая часть помещений доступна для осмотра только в составе организованных групп или экскурсий с гидом.
Также в Шато расположен музей истории Версальского дворца, несколько картинных галерей, самая известная из которых – Зал Битв, в ней полотна рассказывают про основные сражения в истории Франции. Иногда можно осмотреть интерьер Королевской Оперы, это зависит от графика подготовки к концертам.
Большой Трианон
На территории Версальского комплекса находится два отдельных дворца, которые называются Трианонами. Большой Трианон уступает размерам Шато, но далеко не каждый европейский монарх обладал основным дворцом похожего размера, так как само здание Трианона насчитывает почти три десятка комнат, обладает отдельным внутренним двором и садом с водоемами.
Большой Трианон использовался как место проживания короля и его родственников вне строгого дворцового этикета, в некотором уединении. Также тут традиционно селили всех правителей, приезжавших с визитами во Францию, среди гостей Большого Трианона были: Петр I, Елизавета II, Горбачев, Ельцин и т.д. И в нем проживали все французские правители после революции, так как Шато выполняло другие функции и использовать его в качестве основной резиденции не захотел даже Наполеон.
Внутри Большого Трианона посетителей ждет несколько комнат, полностью сохранивших интерьеры прошлых веков, спальня императрицы, несколько картинных галерей. Также довольно интересно выглядят бильярдный зал и Зеркальный салон.
Малый Трианон
А вот Малый Трианон это действительно небольшой двухэтажный особняк, который все время занимали женщины. Изначально это были фаворитки Людовика XV – мадам Помпадур и, после нее, Дюбарри, а потом это здание получила юная Мария-Антуанетта. Особняк отличается некоторой скромностью даже в интерьерах, хотя внутренние салоны и спальня королевы, куда сейчас пускают посетителей, декорированы достаточно богато.
Малый Трианон выполняет функции музея Марии-Антуанетты, значительная часть предметов быта и интерьеры оригинальные, другие были восстановлены реставраторами. Также туристам показывают технические помещения, где работала прислуга – при строительстве пытались максимально изолировать обслуживающий персонал, предполагалось, что даже сервированный стол будет подниматься в столовую специальным механизмом, но эту идею так и не реализовали. Также в Малом Трианоне находится небольшой личный театр королевы, там ставили ее постановки, в которых Мария-Антуанетта сама играла на сцене.
Ферма Марии-Антуанетты
Мария-Антуанетта, у которой было много свободного времени, построила небольшую деревню возле своего особняка. Конечно это не настоящая деревня, а небольшое и даже карикатурное поселение, отражающее идеализированное представление о крестьянской жизни.
Но ферма была полностью функциональной, насчитывала 12 жилых домов, также тут жили козы, коровы, голуби, курицы и другие сельскохозяйственные животные, были сады и грядки. Королева лично доила коров и полола, хотя животных ежедневно купали, украшали бантиками, а живущим тут «крестьянкам» было приказано все время соблюдать пасторальный вид.
Ферма сохранилась в практически неизменном виде, тут все еще проживают различные животные и, по сути, сейчас это небольшой контактный зоопарк. В целом же место выглядит очень мило, так как многие дома строились в том виде, в каком их изображали художники XVIII века на пасторальных пейзажах.
Для большего антуража дома искусственно состаривали, например – рисовали на стенах трещины краской.
Парк Версаля
Парковая часть дворцового комплекса привлекает почти столько же туристов, сколько и сам дворец, тем более что вход в парк зачастую (когда не работают фонтаны) бесплатен. Сама территория парка очень большая, около 5 квадратных километров, а разделен он на несколько условных зон, две основные:
Почти вся парковая зона Версаля насыщена фонтанами, бассейнами и каналами. Нет смысла перечислять их все, но есть ряд самых известных и заметных: фонтан Нептуна, Большой канал, фонтан Апполона.
Фонтаны работают не постоянно. Их включают чаще всего по выходным, в это время вход в парк становится платным.
Обойти весь парк за один раз очень сложно, многие даже не успевают дойти до Трианонов, потому на поездку в Версаль можно отвести 2 дня, тем более, что для этого продаются специальные билеты.
Мероприятия
В Версале регулярно проходят различные мероприятия, часть из них – на регулярной и постоянной основе в «горячий» туристический сезон.
Музыкальные фонтаны
Каждые выходные, а также в некоторые другие праздничные и не только даты, все фонтаны включаются на полную мощность, устраивается музыкальное шоу. Это время лучшее для посещения Версаля, так как фонтаны XVIII века действительно впечатляют.
Ночное шоу фонтанов
В туристический сезон (с мая по сентябрь) каждую субботу уже после закрытия Версаля для основной массы туристов, устраивается шоу фонтанов с музыкой, подсветкой, а заканчивается все в 11 часов вечера фейерверком над Большим каналом.
Перед началом ночного шоу в Зеркальном зале устраивается настоящий бал. Музыканты и танцоры исполняют классическую французскую музыку и демонстрируют традиционные для королевских балов танцы. Исторические костюмы, галантные кавалеры и прекрасные дамы, конечно – неотъемлемая часть этого выступления.
Другие мероприятия
Также в Версальском дворце проходят и другие мероприятия. Во-первых, это различные временные экспозиции. В галереях дворца или других постройках на территории комплекса выставляются различные картинные выставки как современных художников, так и авторов прошлого, тематические комнаты и т.д. Во-вторых, в королевской опере с недавнего времени (после реконструкции) ставятся пьесы, даются концерты. Также в Версале проводятся мастер-классы, выступления артистов и т.д., подробности рекомендуется узнавать на официальном сайте.
Информация для туристов
Основной способ попасть в Версаль из Парижа – поезда системы RER, линия C, станция Versailles Rive Gauche. От остановки до входа в комплекс около 10 минут пешком.
Есть прямой автобус от станции метро Pont de Sevres, его номер – 171, остановка – конечная.
Также многочисленные автобусы-шаттлы организуются различными туристическими агентствами.
Для детей от 0 до 5 лет вход в Версаль бесплатный. Студенты, дети от 6 до 17 лет, люди с ограниченными возможностями получают скидки.
Весь комплекс всегда закрыт по понедельникам. Также есть три дополнительных выходных дня: 1 января, 1 мая, 25 декабря.
*Информация может быть не точной, рекомендуется уточнять на официальном сайте Версаля перед посещением. Также Версаль или его части закрывают во время официальных визитов.
На территории Версаля действует кафе с террасой и едой на вынос, а также несколько точек с картошкой в мундире и соками-фреш. Возле Большого канала находится два ресторана.
Для передвижения по парку можно арендовать сигвей, велосипед или прокатиться на туристическом поезде, который за 7,5 € перевезет вас от Шато к Трианонам.
Также можно арендовать лодку для прогулок по Большому каналу и Маленькой Венеции.
История создания садово-паркового комплекса и дворца в Версале.
17 в. барокко (во Франции также барочный классицизм)
Версальский ансамбль представляет собой в высшей степени характерное и яркое
произведение французского классицизма XVII века.
Версальский парково-дворцовый комплекс
Учитывая, что обеспечить водой нужно было более пятидесяти фонтанов и прудов, работа эта была непроста – и акведука, который изначально был построен, оказалось недостаточно. В конце концов, была создана гидравлическая система, в которую вода поступала из протекающей неподалёку Сены.Людовик XIV умер, не достроив своё строение, в 1715 году.Одним из существенных изменений, которые внес Людовик XV в планировку, являлся снос Лестницы послов, единственной церемониальной дороги, ведущей в Большие Королевские покои. В последние годы жизни Людовик XV занялся реконструкцией фасадов: по одному проекту это должны были быть работы со стороны внутренних дворов замка, по-другому – предполагалось создать фасады в классическом стиле со стороны города.Этот проект длился чрезвычайно долго и был завершён лишь в конце прошлого века.
В 1624 году был выстроен по поручению Людовика XIII архитектором Филибером Ле Руа
маленький охотничий замок рядом с деревушкой, называемой Версаль. Около нее находился
средневековый полуразрушенный замок — владение дома Гонди.
Этот замок был перестроен в ближайшие годы по распоряжению короля архитектором Лемерсье. В это же время Людовик приобрел участок Гонди вместе с полуразрушенным дворцом архиепископа и снес его для расширения своего парка. Небольшой замок находился в 17 километрах от Парижа. Это было П-образное в плане сооружение со
рвом. Перед замком располагались четыре корпуса из камня и кирпича с металлическими решетками
на балконах. Двор старого замка, получивший в последствии название Мраморного, сохранился до
сегодняшнего дня. Первые сады Версальского парка были разбиты Жаком Буассо и Жаком де Менуар.
В 1662 году Версаль начал строится по плану Ленотра. Андре Ленотр 1613-1700 к этому времени уже
прославился как строитель загородных имений с регулярными парками в Во-ле-Виконт, Со, Сен-Клу и
Архитектура имения Фукэ была принята в качестве образца для Версаля. Сохранив дворец
Фукэ, король вывез из него все, что иожно было снять и увезти, вплоть до апельсиновых деревьев и
мраморных статуй парка.
Строительство резиденции сложилось за несколько периодов.
В 1661 году перестройку маленького замка Людовика XIII поручили архитектору Лево, одному из
лучших зодчих эпохи. Обновлялось декоративное убранство дворца, строилась Оранжерея. В
1668-1671 годах замок был обстроен новыми помещениями таким образом, что стены корпусов,
образующих Мраморный двор, выходивший на восток, сохранялись; стены же внешних фасадов замка
в значительной своей части были уничтожены. В результате этого западный, парковый фасад
удлинился втрое, причем Лево застроил старый корпус только в первом этаже; его верхние два этажа
выходили теперь на террасу, создававшую род пропилей, которые соединяли парк с Мраморным
двором. Южный и северный фасады тоже удлинились за счет двух изысканных по формам корпусов. В
северной, новой пристройке разместили лестницу Послов, а в южной — лестницу Королевы. Лево
умер, не закончив оформления передней части дворца, которую осуществил Франсуа ДОбрэ,
поставивший по линии восточных торцов дворца решетку с двумя павильонами. Так был образован
В результате второго строительного цикла Версаль сложился в целостный дворцово-парковый
ансамбль, являющий собой замечательный пример синтеза искусств — архитектуры, скульптуры, и
садово-паркового искусства французского классицизма XVII столетия. Однако после смерти кардинала
Мазарини Версаль, созданный Лево, стал казаться недостаточно величественным, чтобы выражать
идею абсолютной монархии.
Поэтому для перестройки Версаля был приглашен Жюль Ардуэн Мансар, крупнейший архитектор
конца столетия, с именем которого связан третий строительный период в истории создания этого
комплекса. Мансар еще бельше увеличил дворец, возведя два крыла длиной по пятьсот метров
каждое под прямым углом к южному и северному фасадам дворца. В северном крыле он поместил
церковь 1699-1710, вестибюль которой заканчивал Робер де Котт. Кроме того, Мансар надстроил над
террасой Лево еще два этажа, создав вдоль западного фасада Зеркальную галерею, замыкающуюся
залами Войны и Мира 1680-1886.На оси дворца в сторону подъезда во втором этаже Мансар поместил
королевскую спальню с видом не город и конную статую короля, поставленную позже в точке схода
трезубца дорог Версаля. В северной части дворца размещались покои короля, в южной — королевы.
Мансар построил также два корпуса Министров 1671-1681, которые образовали третий, так
называемый двор Министров, и соединил эти корпуса богатой золоченой решеткой.
Все это совершенно изменило облик сооружения, хотя Мансар оставил ту же высоту здания. Ушли
контрасты, свобода фантазии, ничего не осталось, кроме протяженной горизонтали трехэтажного
сооружения, единого в строе своих фасадов с цокольным, парадным и аттиковыми этажами.
Впечатление грандиозности, которое производит эта блестящая архитектура, достигнуто большим
масштабом целого, простым и спокойным ритмом всей композиции.
Мансар умел объединять различные элементы в единое художественное целое. Он обладал
удивительным чувством ансамбля, стремясь к строгости в отделке. Например, в Зеркальной галерее
применяет единый архитектурный мотив — равномерное чередование простенков с проемами. Такая
классицистическая основа создает ощущение ясной формы. Благодаря Мансару расширение
Версальского дворца прибрело закономерный характер. Пристройки получили крепкую взаимосвязь с
удачно завершен и оказал большое влияние на развитие мировой архитектуры.
Создателями дворца были не одни Лево и Мансар. Под их руководством работала значительная
группа архитекторов. С Лево работали Лемюэ, Дорбай, Пьер Гиттар, Брюан, Пьер Коттар и Блондель.
Главным помощником Мансара был его ученик и родственник Робер де Котт, который продолжал
руководить строительством после смерти Мансара в 1708 году. Кроме того в Версале работали Шарль
Давилэ и Лассюранс. Интерьеры были выполнены по рисункам Берена, Вигарани, а также Лебреном и
Вследствие участия многих мастеров архитектура Версаля носит в настоящее время разнородный
характер, тем более, что строительство Версаля от возникновения охотничьего замка Людовика 13 и
до устройства батальной галереи Луи Филиппа продолжалось около двух веков 1624-1830.
Архитектурно-художественная композиция Версальского дворца.
Несмотря на четкий план, лежащий в основе, отдельные части этого ансамбля далеки от полного
единства. В особенности разнообразна в стилистическом отношении архитектура фасадов дворца, обращенных к городу.
В создании Версальского дворца основные его авторы, Лево и Мансар, отталкивались от итальянской
Большой ордер — основной мотив Версальской архитектуры. Он присутствует на
западном фасаде дворца, а также в более поздних постройках — Большом и Малом Трианоне.
Характер ордеров, применяемых в Версале, типичен для построек Палладио и Виньолы, —
варьируются только декоративные детали, капители. Так, например, Лебрен создал так называемый
французский ордер, поместив в капителях эмблемы Людовика XIV — лилию и солнце.
Как правило, фасад Версаля не отвечает внутренней планировке дворца. Наружная архитектура
маскирует назначения различных частей здания, предполагаемых для бытового обслуживания.
Поэтому архитектура приобретает ярко выраженный представительный характер, отвечающий духу
Интерьерыдворца также были созданы за несколько строительных периодов. В них особенно
явственны принципы большого стиля французского искусства сочетание трезвой логики композиции с декоративной обогащенностью форм. В центральной части дворца размещалась королевская семья, а в огромных крыльях находилась
стража и придворные. Парадные комнаты королевской четы занимали второй этаж. Каждая комната
посвящалась различным античным божествам, имена которых аллегорически связывались с членами
королевской семьи. На плафонах и над каминами изображены сцены из жизни богов, а по стенам
висели станковые картины, составившие позднее первый фонд Лувра.
Интерьер церкви, законченной в 1710 году Робером де Коттом, составляет одно из звеньев в общей
художественно единой цепи парадных интерьеров дворца; он полон светского блеска и утонченной
пышности. Интерьер центральной части дворца значительно богаче по многообразию привлекаемых
художественных средств, чем фасады. Этот принцип взаимосвязи наружного и внутреннего облика
сооружения, сформировавшийся в Версале, получил позднее широкое распространение в отелях
Почти все интерьеры центральной части дворца были выполнены самим Лебреном, при постоянной
консультации братьев Перро. Лебреном были привлечены крупнейшие живописцы, скульпторы,
медники, резчики и организована специальная школа. Под руководством Лебрена работала
гобеленная мануфактура и двести пятьдесят рабочих.
В период работы с Лево творчество Лебрена имело барочные тенденции, ярко выраженные в
лестнице послов, которая ведет к большим апартаментам короля. Мастер пользуется приемами
иллюзорной перспективы, примененной весьма умело и интересно.
Семидесятиметровая Большая, или Зеркальная, галерея служила для торжественных входов, балов,
празднеств. Зеркальная галерея завершается залами Войны и Мира. Зал Войны посвящен победам Людовика XIV
над соседними державами во время Голландской войны. Украшение стен в нем строится на
правильных овалах и прямоугольниках, но их очертания перерезают металлические фигуры и трофеи.
Проект зала в целом принадлежит Лебрену, а громадный овальный рельеф, изображающий Людовика
XIV в образе древнего война, мчащегося на коне, выполнен Антуаном Куазевоксом 1640-1720.
Куазевокс, с 1660 года работавший в качестве придворного скульптора и наводнивший Версаль
своими произведениями, был несомненно, одним из крупнейших мастеров своего времени.
Покои королевских апартаментов были расположены с таким расчетом, чтобы между исходным
пунктом движения Лестницей послов и его конечной точкой Королевской спальней было наибольшее
число промежуточных звеньев.
Анфиладный принцип планировки торжествует и в знаменитой Зеркальной галерее. Это в сущности не
тронный зал, а настоящий проспект длинною 173 метра. Здесь было важно украсить свод и стены так,
чтобы не перегружать пространства и не чинить препятствий людскому потоку. Лебрен разместил на
своде изображения побед Людовика. Живопись потеряла самостоятельное значение, но зато
пространство приобрело изящество и легкость. Вместо гобеленов, картин статуй, приковывающих
внимание и останавливающих зрителя, галерея покрыта легкими, широкими зеркалами.
В анфиладное расположение помещений включена также капелла. Правда, с наружной стороны она
кажется инородным телом, но внутри она связана с анфиладой парадных зал посредством особого
вестибюля, который прямо примыкает к хорам.
В систему анфилад включена даже королевская спальня. Только низкая балюстрада отделяет ложе
короля от текущего мимо потока придворных. Жилые помещения приносятся в жертву парадным
залам. В этом смысле Версаль является законченным типом парадного расположения помещений,
характерного для абсолютизма XVIII века.
Интерьеры Версаля порывают с традицией XVI века. Потолки всегда гладкие или сводчатые,
покрытые росписями с аллегорическими сюжетами. На появляются филенки из мрамора, штукатурки
или бронзы. Лестницы, обычно до XVII века винтовые, приобретают в эту эпоху прямые марши, с
широкими площадками, с балюстрадами и железными решетками. В основном применяется позолота
на белом фоне, полихромия играет весьма ограниченную роль.
Сооружения, расположенные рядом с дворцом, едины с ним по своим архитектурным образам.
образцу римских терм. С южным партером ее соединяют две колоссальные лестницы, между
которыми она и размещена. Кажется, что идея грандиозного нашла свою форму в образе этих
лестниц. При взгляде от партера Швейцарцев, лежащего у подножия оранжереи, особенно ярко
вырисовывается смысл всего замысла. Масштабы лестниц, огромные плоскости которых как бы
уходят в небо, несоизмеримы с человеком: они созданы для царящей здесь идеи.
В этом же плане построены Мансаром в 1679-1686 годах Большие и Малые конюшни напротив
Версаль предстает перед нами грандиозным ансамблем. Над его созданием трудилось огромное
количество мастеров. Но каждый из них стремился к сохранению единого замысла и поддержанию
идеи объединения, которую утверждал абсолютизм. Этому можно найти множество подтверждений.
Например, стройность внешнего облика дворца, несмотря на несколько архитекторов и строительных
периодов. Есть мнение, что вследствие участия многих мастеров архитектура Версаля носит в
настоящее время разнородный характер, тем более, что строительство Версаля от возникновения
охотничьего замка Людовика XIII и до устройства батальной галереи Луи Филиппа
Продолжалось около двух веков 1624-1830.
Несмотря на четкий план, лежащий в основе, отдельные части этого ансамбля далеки от полного
единства. В особенности разнообразна в стилистическом отношении архитектура фасадов дворца,
рассматривать более поздние дополнения и перестройки, то мысль о единстве дворца
Замысел читается и в анфиладном принципе интерьеров, использованном для большинства
Именно эта королевская резиденция стала поворотным пунктом в превращении традиционного
садово-паркового искусства, понимаемого лишь как мастерство создания локальных и
предназначенных для крайне ограниченного круга привилегированных лиц садов и парков в то, что
сейчас называют ландшафтной архитектурой.
В парке проявляется удивительный синтез скульптуры с окружающей природой и архитектурным