садово кудринская 17 история дома

Драматичная история титульного дома Главного управления Северного морского пути в Москве

Об авторе: Рута Александровна Неклесса – редактор онлайн-версии журнала «Интелрос – Интеллектуальная Россия.

садово кудринская 17 история дома. Смотреть фото садово кудринская 17 история дома. Смотреть картинку садово кудринская 17 история дома. Картинка про садово кудринская 17 история дома. Фото садово кудринская 17 история домаСовременный вид дома «Полярник» в Москве. Фото автора

Многим москвичам хорошо известен Дом полярника (Дом Главсевморпути) на Бульварном кольце (Никитский бульвар, дом 9). Мы расскажем вам о другом доме Главного управления Северного морского пути – о доме РЖСКТ «Полярник» имени Отто Юльевича Шмидта, что находится на Садовом кольце, Садово-Кудринская улица, 14/16. В Центральном городском архиве Москвы после долгих поисков удалось обнаружить наконец архив мастера-архитектора – Ивана Кузьмича Запорожца. Из этих же документов узнаем и точное название этого дома – РЖСКТ (Рабочее жилищно-строительное кооперативное товарищество) «Полярник» имени О.Ю. Шмидта.

Литера, которую видно из космоса

История дома РЖСКТ «Полярник» на Садовом кольце и его архитектора замечательна, загадочна и драматична, как многое из того, что находится в районе Патриарших прудов, воспетых Михаилом Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». Об этом удивительном доме в медиа практически не говорят, а память о его авторе на долгие годы была предана забвению и профессиональным сообществом, и обычными людьми.

1930-е были временем новаторства и яркого символизма в архитектуре. Институт пчеловодства, к примеру, выстроен в форме пчелы, Театр Советской армии выполнен в виде пятиконечной звезды. Еще один конструктивистский эксперимент – «дом-самолет» на Фрунзенской набережной. Ну а дом для пионеров Арктики выстроен в форме литеры П – причем так, чтобы «инициал» своего дома полярные летчики могли увидеть с высоты птичьего полета. Сегодня монументальная литера П видна даже со спутника. В этой архитектурной криптограмме зашифровано имя дома – «Полярник».

Хранящийся в Центральном государственном архиве Москвы архив архитектора хранит подробный футуристичный проект дома. На его крыше планировалось разместить солярий площадью 850 м, чтобы полярники могли загорать и поправлять свое здоровье, вернувшись из экспедиций. На первых этажах предусматривались большие стеклянные витрины, а на фасаде здания предполагалось воздвигнуть массивные колонны и скульптуры полярников.

Проекту не суждено было воплотиться во всей полноте, однако позже подобные скульптуры появились на знаменитых сталинских высотках, а детали декора воплотились в других зданиях, отличающих эпоху большого сталинского стиля. Иван Запорожец стал одним из тех, кто этот новый «античный» стиль создавал, скрещивая изящность модерна и четкость линий конструктивизма.

Советская «Ост-Индская компания»

Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП) было создано для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути. Летом-осенью 1932 года экспедиция под руководством Отто Юльевича Шмидта на ледоколе «Сибиряков» впервые прошла Северным морским путем из Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. По результатам этого похода был подготовлен доклад о возможности использования Северного морского пути для развития промышленности и приполярной инфраструктуры СССР.

Было также предложено создать единую организацию, которая занималась бы не только развитием транспортной системы, но и промышленностью, промыслами, строительством портовых сооружений, организацией постоянно действующих радио- и гидрометеорологических станций, созданием больниц и школ для местного населения. Причем решение предлагалось неординарное, аналогичное предшествующей оргструктуре ГОЭЛРО и будущей – Атомного проекта: отказаться от ориентации на профильные наркоматы из-за опасений, что они не смогут уделять проекту соответствующее внимание и не справятся с задачей. При обсуждении вариантов административного решения Сталин провел любопытную параллель между проектируемой организацией и британской Ост-Индской компанией.

17 декабря 1932 года было образовано Главное управление Северного морского пути при Совете народных комиссаров СССР, а его руководителем назначен О.Ю. Шмидт. В дальнейшем организованы территориальные управления Главсевморпути в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, созданы ледокольный и транспортный флоты, в Мурманске построен судоремонтный завод.

СМИ широко освещали научные экспедиции и впечатляющие спасательные операции. Большую известность получила экспедиция на дрейфующей льдине полярной станции «Северный полюс – 1» из четырех человек под командованием Ивана Дмитриевича Папанина, позднее получившего адмиральское звание и ставшего преемником Шмидта. А после успешного завершения авиационной операции по спасению людей с затертого льдами парохода «Челюскин» летчики стали первыми, кто получил звание Героя Советского Союза. В Ленинграде и Минске парки культуры и отдыха стали называться парками Челюскинцев.

Освоение Арктики пропагандировалось как героическое дело большого народно-хозяйственного значения. Первые шаги по организации Северного морского пути воспринимались как подвиг, а возвращавшиеся из экспедиций полярники были окружены таким же ореолом восхищения, как и первые космонавты несколько десятилетий спустя.

Становится понятным, почему в 1932–1933 годах задумали построить для полярников монументальный дом на центральной столичной магистрали – Садовом кольце. Для этого было решено обратиться к мастеру своего дела – архитектору И.К. Запорожцу. Ему и поручили в кратчайшие сроки разработать проект и приступить к строительству архитектурного объекта, в своей полноте видимого лишь с высоты птичьего полета.

Но почему же титульный дом Главного управления Северного морского пути на Садовом кольце и его архитектор оказались забыты? Чтобы прояснить ситуацию, начнем рассказ с известного многим дома Главного управления Северного морского пути на другом кольце столицы – Бульварном (Никитский бульвар, дом 9).

садово кудринская 17 история дома. Смотреть фото садово кудринская 17 история дома. Смотреть картинку садово кудринская 17 история дома. Картинка про садово кудринская 17 история дома. Фото садово кудринская 17 история дома
Дом «Полярник». Расположение соляриев.
Проект 1935. Лист 2 из архива И.К. Запорожца
в Музее архитектуры имени Щусева

Дом полярников на Бульварном кольце

Первая бросающаяся в глаза странность. Дом полярников на Никитском бульваре архитектора Евгения Иохелеса называют еще «палаццо», поскольку он построен в мавританском стиле. Так почему же для пионеров Арктики был выбран этот роскошный южный стиль с присущим ему обилием террас, арок, балконов, колонн? Ведь символизм был исключительно важен и характерен для советской эпохи. Достаточно вспомнить монументальные фигуры рабочих и собирателей урожая на московских высотках, величественные панно в московском метро, тематические павильоны ВДНХ. Советский архитектурный стиль почти всегда четко отвечал поставленной задаче, а редкие исключения лишь подтверждают правило или указывают на некие особые обстоятельства.

Интересная деталь. Формально Дом полярников на Бульварном кольце, как и дом «Полярник» на Садовом кольце, выполнен в виде буквы П: основная часть здания в центре и два крыла (флигеля) по бокам. Но если в доме на Садовой-Кудринской удалось добиться симметрии во всех измерениях, то в доме на Никитском бульваре получилось иначе. Если присмотреться к зданию, увидим, что этажность его флигелей асимметрична: в одном из них – пять, в другом – шесть этажей. В чем причина подобных несоответствий?

Дело в том, что здание для полярников на Бульварном кольце не строили с нуля, а пристраивали в 1936–1937 годах к небольшому трехэтажному особняку, который уже более 30 лет находился здесь. Вначале надстроили два этажа, затем – почти симметричный флигель и главную часть здания. Таким образом, основой нового дома для покорителей Арктики послужило дореволюционное строение, которое и продиктовало общий стиль.

Евгений Иохелес прожил долгую счастливую жизнь. Получил Государственную премию СССР за архитектуру новых жилых районов столицы автопрома Тольятти, работал над зданиями из сборного железобетона в московских Черемушках и типовыми сериями комплексной застройки в Архангельске, Владивостоке. Однако именно дом для Главного управления Северного морского пути на Никитском бульваре стал самым известным проектом архитектора за всю его жизнь – фактически зенитом творчества.

Не только «Полярник»

Архитектору дома «Полярник» на Садовом кольце Ивану Запорожцу повезло меньше. Во-первых, память о нем практически утрачена. Во-вторых, Запорожец не получил высоких наград, хотя был талантливым и плодовитым архитектором – мастером своего дела, создававшим здания и в стиле конструктивизма, и в стиле сталинского неоклассицизма.

Иван Кузьмич Запорожец родился 4 июня 1884 года в селе Ишим Томской губернии. В 1904 году поступил в Петербургскую академию художеств, однако в связи с болезнью был вынужден вернуться домой. Через год он поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве на живописное отделение в «звездный» класс В.А. Серова и К.А. Коровина. С 1907 года юный Иван Запорожец работает техником-строителем в ГЖД Московской городской управы. Тогда же начинается архитектурно-строительная практика Запорожца. Он участвует в проектировании и строительстве жилого дома № 3 на Чистопрудном бульваре и трамвайного депо Миусского трамвайного парка.

В 1910 году, за два года до окончания Училища живописи, ваяния и зодчества в Москве, его назначают главным архитектором Гурзуфа в Ялтинской городской управе. Иван Кузьмич проектирует почтамт, детский санаторий, гостиницу, частные дачи (в архиве архитектора сохранился эскизный набросок дачи в стиле модерн, выполненный для заказчицы Левицкой). Кроме того, он строит винные подвалы в Массандре, а в 1913 году даже осуществляет проект реконструкции мечети в Гурзуфе. 30-летний архитектор выполняет проект и ведет наблюдение за строительством там же дачи Коровина. Впоследствии эта дача станет знаменитым Домом творчества Союза художников СССР имени К.А. Коровина. В 1914 году Запорожец становится действительным членом Московского архитектурного общества и переезжает в Ярославль, где проектирует и строит школы, склады, больницы.

Вернувшегося в Москву Ивана Кузьмича в 1917 году избирают в бюро Совета районных дум. После переезда 11 марта 1918 года советского правительства в Москву перед советом была поставлена задача по преобразованию теперь уже столичного города в соответствии с новым рангом. С сентября 1918 года Запорожец – председатель технического совета строительного отдела Моссовета. В его состав входили ведущие архитекторы того времени: И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, Ф.О. Шехтель. Архитектор активно участвует в разработке жилья нового типа для граждан, издает сборники типовых проектов малоэтажных зданий, кинотеатров, участвует в конкурсном проектировании Дома Советов в Омске и оперного театра в Минске.

садово кудринская 17 история дома. Смотреть фото садово кудринская 17 история дома. Смотреть картинку садово кудринская 17 история дома. Картинка про садово кудринская 17 история дома. Фото садово кудринская 17 история дома
Чертеж главного фасада дома «Полярник».
Проект 1935. Лист 6 из архива И.К. Запорожца
в Музее архитектуры имени Щусева

В конце 1924 года Иван Кузьмич переходит на работу в Госплан СССР. Его назначают заместителем председателя строительной секции, затем – главным архитектором и директором Цекомбанка, главным архитектором и руководителем проектной мастерской в Союзгипровнуторге. В 1926–1927 годах Запорожец проектирует жилой дом РЖСКТ «Трудкоопстрой» в Большом Новинском переулке в Москве, Белорусский государственный университет в Минске, а по сути – целый университетский городок с большим количеством зданий, объединенных в единый ансамбль. Одновременно идет работа над проектами санаториев в Хосте и Сочи. И.К. Запорожец заведует отделом сооружений Моссовета, он председатель Особого совещания и строительной политики, разрабатывающий комплексы жилых зданий, Дома Советов, университеты и студенческие городки в столицах союзных республик, оперные театры, Дома творчества и Дома культуры.

В 1930 году Запорожец получает первую премию за конкурсный проект Инсторфа (Торфяной институт) и проектирует гостиницу в Свердловске. К интересным работам Запорожца, заслуживающим внимания историков советской архитектуры, относится проект гигантского жилкомбината Наркомтяжпрома на Дорогомиловской набережной (сейчас набережная Тараса Шевченко, проект осуществлен лишь частично). До 1937 года он разрабатывает еще ряд проектов – кинотеатров, турбазы в Тегенекли.

Любопытный штрих, показывающий масштаб деятельности Запорожца, дает характеристика на него, подписанная председателем правления Московского отделения Союза архитекторов СССР Н.Я. Колли в 1940 году: «Запорожец Иван Кузьмич, будучи заведующим и председателем Коллегии отдела сооружений Моссовета, членом Коллегии центрального жилищно-земельного отдела Моссовета и председателем Особого совещания строительной политики, принимал самое близкое и деятельное участие в разрешении всех архитектурных, хозяйственных и технических вопросов, связанных с поднятием строительства и восстановлением всех видов зданий и сооружений г. Москвы».

Будто зная, что ему предстоит недолгая жизнь, он трудился не покладая рук, его проекты можно найти также на территории бывших республик Советского Союза.

Потерянный и вновь обретенный архив

«Рукописи не горят!» Архив мастера не может пропасть и обязательно должен быть найден.

Татьяна Ивановна Запорожец, дочь архитектора, передала личный архив отца в дар Музею архитектуры имени Щусева в 1987 году. 30 лет спустя мы надеялись найти его и восстановить историческую память об архитекторе, так как, к сожалению, на долгие годы история его жизни и творчества была предана забвению. И вот наконец 19 ноября 2019 года личный архив мастера – коробки, синьки, эскизы, чертежи – обнаружен в недрах МУАРа, где пролежал все эти годы неразобранным и не внесенным в каталог. В архиве – объемистые альбомы, рисунки, эскизные варианты чертежей фасадов нескольких зданий в Москве. Причем пикантная деталь: сегодня они известны как работы других архитекторов. Открылись и некоторые тайны дома 14/16 на Садовой-Кудринской улице РЖСКТ «Полярник» имени О.Ю. Шмидта.

Всего в архиве сохранилось 29 синек и шесть фотографий фасадов, планов, а также два документа Главного управления Северного морского пути от 1938 года. Первый – о том, что с 1 ноября 1937 года строительство дома находится на консервации (строиться же он начал в 1935 году), технадзор осуществляет И.К. Запорожец. Другой документ – ответ на докладную записку архитектора с просьбой освободить от обязанностей автора проекта дома «Полярник» (судя по всему, после определенной коррекции проекта в сторону его упрощения). И наконец, спустя 10 лет, 14 августа 1948 года, И.К. Запорожец пишет письмо по поводу достройки дома РЖСКТ «Полярник» и об отстранении от работы «непрошеных авторов», которые оказались якобы авторами данного проекта.

Дом РЖСКТ «Полярник» им. О.Ю. Шмидта, один из первых «сталинских» домов – уникальный и оригинальный архитектурный комплекс. Монументальное строение возводилось и заселялось каскадным способом, в три очереди, начиная с 1935 года. После завершения строительства каждого модуля архитектурного комплекса «Полярник» в него заселялись жители. Далее, после паузы, строительство продолжалось. Достраивали дом по окончании войны пленные немцы. Именно они возвели финальный аккорд здания – подъезд № 6.

Дом окончательно был сдан уже после окончания Великой Отечественной войны. В итоге представительное восьмиэтажное здание поставлено на Садовом кольце, как говорили, «покоем».

И еще одна любопытная подробность. Рассказывают, что финский гранит, использованный для отделки фасада дома «Полярник», имеет свою историю. Во время Великой Отечественной войны, когда развернулась Битва под Москвой, немцы, опережая события, везли его из Карелии в Москву, планируя поставить в покоренной столице памятник Адольфу Гитлеру. Не получилось. После победы этот гранит был использован для украшения зданий на Тверской улице возле Центрального телеграфа, а также фасада и большой квадратной клумбы дома «Полярник» на Садовом кольце.

Тень судьбы, однако, упала и на эту деталь ансамбля: в 2016 году монументальная клумба перед домом «Полярник» лишилась своих оригинальных облицовочных плит…

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

Маршальский дом: как реставрируют историческое жилое здание на Садовой-Кудринской

садово кудринская 17 история дома. Смотреть фото садово кудринская 17 история дома. Смотреть картинку садово кудринская 17 история дома. Картинка про садово кудринская 17 история дома. Фото садово кудринская 17 история дома

На Садовой-Кудринской улице есть семиэтажное темно-серое здание с высокими арками и башенками на крыше. Это так называемый маршальский дом, построенный в 1947 году для высшего командного состава. Здесь живут потомки военачальников, которые получили квартиры после Великой Отечественной войны, а также архитекторов, строивших дом. В 2019-м в доме завершили реставрацию первого этажа, а в этом году началось восстановление всего здания.

Корреспондент mos.ru побывал в маршальском доме, увидел, как работают реставраторы, и поговорил с теми, кто возвращает зданию исторический вид.

Подготовка к реставрации

Сейчас величие маршальского дома сложно оценить — он полностью заставлен строительными лесами. Если присмотреться, можно увидеть декоративные элементы, балконы, арки и массивные цифры «1947».

Дом на Садовой-Кудринской — объект культурного наследия. Поэтому Фонд капитального ремонта (ФКР) занимается не только его комплексным ремонтом, но и реставрацией.

садово кудринская 17 история дома. Смотреть фото садово кудринская 17 история дома. Смотреть картинку садово кудринская 17 история дома. Картинка про садово кудринская 17 история дома. Фото садово кудринская 17 история дома

садово кудринская 17 история дома. Смотреть фото садово кудринская 17 история дома. Смотреть картинку садово кудринская 17 история дома. Картинка про садово кудринская 17 история дома. Фото садово кудринская 17 история дома

садово кудринская 17 история дома. Смотреть фото садово кудринская 17 история дома. Смотреть картинку садово кудринская 17 история дома. Картинка про садово кудринская 17 история дома. Фото садово кудринская 17 история дома

садово кудринская 17 история дома. Смотреть фото садово кудринская 17 история дома. Смотреть картинку садово кудринская 17 история дома. Картинка про садово кудринская 17 история дома. Фото садово кудринская 17 история дома

садово кудринская 17 история дома. Смотреть фото садово кудринская 17 история дома. Смотреть картинку садово кудринская 17 история дома. Картинка про садово кудринская 17 история дома. Фото садово кудринская 17 история дома

садово кудринская 17 история дома. Смотреть фото садово кудринская 17 история дома. Смотреть картинку садово кудринская 17 история дома. Картинка про садово кудринская 17 история дома. Фото садово кудринская 17 история дома

садово кудринская 17 история дома. Смотреть фото садово кудринская 17 история дома. Смотреть картинку садово кудринская 17 история дома. Картинка про садово кудринская 17 история дома. Фото садово кудринская 17 история дома

«Подходы к реставрационным работам всегда одинаковые. Неважно, кто является заказчиком — столичный Департамент культурного наследия, Фонд капитального ремонта Москвы или собственник. Они регламентированы федеральным законом и соответствующими ГОСТами. Разница в случае с маршальским домом в том, что ФКР выполняет работы по всему дому целиком, а работы в помещениях первого этажа ранее проводились их собственником в лице Минобороны России. Стоит отметить, что и те и другие работы проводятся под контролем Департамента культурного наследия Москвы», — поясняет Сергей Краснов, начальник управления по работе с объектами культурного наследия службы строительного контроля Фонда капитального ремонта.

Реставрация начинается с замеров, взятия проб материалов, лабораторных исследований. Также архитекторы изучают архивы, фотографии, чертежи, описания деталей. Все это нужно для составления проекта, объем которого может достигать 30 томов.

садово кудринская 17 история дома. Смотреть фото садово кудринская 17 история дома. Смотреть картинку садово кудринская 17 история дома. Картинка про садово кудринская 17 история дома. Фото садово кудринская 17 история дома

Готовая документация проходит историко-культурную экспертизу. Затем она размещается в публичном пространстве, и все желающие могут высказать свои замечания. Если их не поступило (а по маршальскому дому никакой критики не было), то проект согласовывает Департамент культурного наследия. Если замечания есть, их проверяют на корректность и вносят изменения. Потом через аукцион выбирают подрядчика, он получает разрешение и начинает работы. Реставрация проходит под надзором в том числе научного руководителя, который разрабатывал проект.

При подготовке к реставрации важную роль играют современные технологии.

«Применяется лазерное сканирование элементов здания, облет коптером, который делает несколько тысяч фотографий высокого качества. Затем специальная компьютерная программа обрабатывает снимки, потом строится цифровая модель и уже на основании нее ведется проектирование. Также применяется BIM-проектирование», — рассказывает Сергей Краснов.

С одобрения жильцов

Важная особенность реставрации жилых домов — обсуждение с жителями. Иногда они хотят, к примеру, покрасить фасад или поставить стеклопакеты. Но на объектах культурного наследия это делать запрещено. По словам Сергея Краснова, с маршальским домом подобных проблем не возникало.

Жительница дома Евгения Воронцова отмечает, что без одобрения жильцов не принималось никаких решений. Кроме того, люди делились со специалистами сохранившимися документами.

«Все, что у нас было, мы предоставили еще на стадии разработки проекта. Старых фотографий здания у жильцов практически нет, потому что тогда в основном снимали само Садовое кольцо, улицы, деревья. Дом обычно никто не фотографировал, могли подъезд запечатлеть», — говорит она.

садово кудринская 17 история дома. Смотреть фото садово кудринская 17 история дома. Смотреть картинку садово кудринская 17 история дома. Картинка про садово кудринская 17 история дома. Фото садово кудринская 17 история дома

Евгения Воронцова живет в маршальском доме в течение 50 лет. Квартиру здесь получил ее прадед Константин Смирнов, генерал-лейтенант авиации. До переезда он и трое членов его семьи ютились в 14-метровой комнате в коммуналке возле Киевского вокзала. «В семье у нас есть такая легенда, что, когда прадед попал впервые в новую квартиру, он сказал: “Боже мой, я могу ходить в трусах!” Но я помню его всегда при параде — в выглаженных брюках, рубашке, с галстуком и с палочкой», — рассказывает Евгения.

По проекту трех архитекторов

Маршальский дом выделяется не только своей архитектурой, но и историей — его строили пленные немцы. Примечательно, что до войны на этом месте стояло другое здание, уничтоженное во время нацистских бомбардировок.

«В центре не так много “немецких” домов. Маршальское здание — редкое исключение. Дома, построенные пленными, есть, к примеру, на улице Алабяна, в районе Октябрьского Поля. А дома в Красногорске строили также и японские пленные», — рассказывает экскурсовод Георгий Макеев.

Дом на Садовой-Кудринской проектировали три архитектора — Лев Руднев, Владимир Мунц и Виктор Асс. Они нередко работали вместе. Так, все трое являются авторами одного из зданий Министерства обороны на Фрунзенской набережной.

садово кудринская 17 история дома. Смотреть фото садово кудринская 17 история дома. Смотреть картинку садово кудринская 17 история дома. Картинка про садово кудринская 17 история дома. Фото садово кудринская 17 история дома

Георгий Макеев подчеркивает, что дома, предназначенные для какой-то профессиональной группы, не были редкостью. «Для советского времени вообще характерны дома с однородным составом — дом сотрудников НКВД, дом писателей, а на Патриарших прудах есть трехэтажный будто бы особняк, но на самом деле шестиквартирный дом для генералов».

Максимально сохранить исторические элементы

В маршальском доме уже полностью заменили электрику, сейчас приводят в порядок другие инженерные коммуникации, также идет реставрация фасада, интерьеров и крыши.

Реставратор Владимир Брижинский восстанавливает двери, порталы, перила, лифтовые проемы, окна — все, что находится внутри здания. Он показывает двери входной группы одного из подъездов.

Источник

Дом, которого нет: история особняка на Садовом кольце

В XX веке архитектура центра Москвы претерпела существенные изменения, и многие здания со старых фотографий уже практически невозможно найти. По мотивам архивной фотокарточки Константин Коновалов и Наталья Москалева рассказывают таинственную историю исчезнувшего особняка на Садовом кольце.

На карте Москвы много белых пятен: центр города строили и перестраивали. Если новым планам мешали старые постройки, с ними зачастую обходились неделикатно. История и люди не пощадили многих зданий: их история прячется в архивах, малодоступных для просмотра. Архитектура не живет сама по себе, она всегда рассказывает нам об эпохе, и один из артефактов этой эпохи мы нашли в центре Москвы.

В интернете гуляет фотография старой почтовой карточки. Это открытка начала XX века: «Москва, Садовая, дом Мальмбергъ». Дом впечатляющий и загадочный — других его фотографий в интернете не найти, упоминаются только некоторые факты.

Итак, этот дом мог быть:
а) построен профессором истории искусств Московского университета Владимиром Мальмбергом в арендованном имении Шугаевой;
б) стоял на углу Садового кольца и Лихого переулка;
в) спроектирован архитекторами Федором Кольбе и Сергеем Калугиным;
г) возведен в 1901 году;
д) разобран при строительстве нового корпуса кооперативного дома 4а в 1927 году или снесен при расширении Садового кольца.

На углу Садового кольца и Лихова переулка, в районе Цветного бульвара, действительно стоит дом под номером 4а. Он построен в 1935, а не 1927 году, если верить источникам из интернета. Его плотно окружают высокие доходные дома 1910–1917 годов. Сложно представить, что готический дом с открытки поместился бы здесь. Даже если это так, то в кадре на фоне дома должен быть виден купол храма, открытый в 1903 году, но его там также нет.

Итак, дом где‑то на Садовом. Похож на жилой: двухэтажный особняк, нарядный, кирпичный. Вдохновлен готикой — «maison au style gothique». Много деталей и декора. Перед домом у фонтана двое мужчин позируют фотографу. Один уверенно положил руку в карман, второй, в каске и рубахе, сложил руки за спиной. Окна затянуты белым полотном — вероятно, в момент съемки в доме не живут.

Быстрая проверка адреса показала, что факты спорные, да и сама открытка вызывала много вопросов: почему дом Мальмберг нигде не упоминается без контекста открытки? Что за дом стоит на фоне? Кто эти люди, которые позируют фотографу? Если дом и правда существовал в Москве, где он стоял и куда исчез?

От открытки веяло тайной, и мы решили найти ответы этой головоломки.

Открытка дореволюционная, издательства П. фон Гиргенсона, напечатана гамбургской фирмой Knackstedl & Näther. Мы видим дом целиком — чтобы получить такой кадр, фотограф без широкоугольного объектива (а их в начале XX века еще не изобрели) должен был отойти на немалое расстояние. Для подобных карточек использовали, как правило, снимки городской жизни без позирования, но это фото явно постановочное. Раз в кадре нет улиц, здание имеет большой двор с садом или парком. Значит, кто‑то специально позвал фотографа на закрытую территорию. И это место выглядит настолько большим, что исчезновение дома с карты центра города становится еще более загадочным.

Шаг 1. Мальмберг

Дома до революции называли по имени владельцев, и, по версии интернета, наш дом принадлежал Владимиру Константиновичу Мальмбергу — русскому историку и археологу, профессору истории искусств, первому директору Пушкинского музея.

Он работал в Казани, Петербурге и Дерпте. В 1907 году был приглашен в Московский университет, а в 1909 окончательно переехал в Москву, где начал работу над созданием Музея изобразительных искусств имени императора Александра (современного Пушкинского).

Если это так, то можно сделать вывод, что фото сделано после 1909 года, когда профессор уже поселился в городе. Выглядит это достаточно убедительно. Мальмберг — фамилия редкая, и в Москве начала XX века именно Владимир Константинович предстает перед нами успешным и богатым человеком. Почему бы ему не иметь такой дом?

Убедиться, что владелец дома точно не основатель Пушкинского музея, нам помогла Ярослава Мальмберг — правнучка Владимира Константиновича. Мы нашли Ярославу по ее статье, посвященной поиску потомков Мальмберга. С ее слов, про личный дом В.К.Мальмберга в Москве нет никакой информации: его семье была выделена квартира в здании музея, куда семья и переехала.

Значит, нам нужен другой Мальмберг.

В Москве начала века жили несколько Мальмбергов. Мы нашли их в адресных книгах «Вся Москва» — ежегодном справочнике, где можно узнать адрес москвичей по фамилии. Из жителей Садового кольца упоминаются Алексей Романович, Ираида Ивановна, Николай Романович, Роман Романович и его жена с инициалами А.А. Google выдает, что эти люди имели статус, занимались бизнесом и участвовали в светской жизни: пометка «п.п.гр.» означает «потомственный почетный гражданин». Кто‑то из них вполне мог владеть таким домом.

Мы расставили на карте точки, где на Садовом проживали найденные Мальмберги. Среди адресов оказался дом Шехтеля (дом 4 на Большой Садовой). Адрес на пересечении Лихова переулка с Садовым кольцом также подходит, хотя вызывает вопросы.

Шаг 2. Садовая

Садовое кольцо состоит из множества Садовых улиц, переходящих одна в другую. На нашей открытке Садовая указана без пояснений, однако Садовая улица — это не привычное нам Садовое кольцо, а лишь его часть. Садовыми назывались улицы от Кудринской площади до Таганской, а другой участок кольца делился на бульвары и валы. Поэтому поиск мы ограничили только историческими Садовыми.

Садовая также нашлась на старых картах в районе Останкино — позже эту улицу переименовали в Щелкановскую. Идея, что дом Мальмберг находится не на плотном Садовом кольце, а где‑то в пригороде Москвы, нам очень нравилась. Это вполне могла быть загородная резиденция. Но следов в Останкино мы не нашли, а поиски результатов не дали.

Мы взялись за старые карты Москвы и стали размышлять, где мог бы стоять этот дом. Если забыть адреса возможных Мальмбергов, то можно предположить, что дом находится на внешней стороне Садового кольца — в XIX веке там была более свободная застройка.

Кадр с открытки сделан в ясный солнечный день, и мы попробовали определить местоположение дома по наклону теней от деревьев — так можно предположить, в какую сторону света он повернут, а это поможет найти на картах наиболее подходящее место.

Кабинетного изучения карт и документов не хватало. Мы пошли в город и обошли дворы в зоне поиска. Искали намеки на перестройку зданий, сохранивших черты дома Мальмберг или соседнего дома с открытки, но ничего похожего не нашли. Также мы посетили адреса Мальмбергов из «Всей Москвы»:

Проанализировав всю доступную информацию и архивные фотографии, мы пришли к выводу, что самое загадочное место в нашей зоне поиска — это внешняя сторона Садовой-Самотечной в районе Цветного бульвара, где сейчас стоит Театр кукол имени Образцова. Найти внятную информацию и архивные фото из этого места мы не смогли.

Шаг 3. Архитекторы

Интернет говорит нам, что дом спроектировали архитекторы Кольбе и Калугин. За ответом мы пошли в Музей архитектуры имени Щусева. Просмотрели в картотеке архитекторов их портфолио — дома Мальмберг и ничего похожего на него там нет.

Фрагмент чертежа фасада дома с указанием авторства Кольбе и Калугина нам помогла найти Ирина Титунова, сотрудница Российской государственной библиотеки искусств. Ирина прислала фотографии страниц из справочника доктора искусствоведения Марии Нащокиной «Архитекторы московского модерна». Кольбе и Калугин в интернете появились, по-видимому, из этой книги: по версии справочника, они участвовали в перестройке дома.

Но и тут нестыковка: на чертеже перестройки — два этажа, а на фотографии только один. Вероятно, Кольбе и Калугин все-таки не имеют отношения к первоначальному варианту дома, хотя фотография дома с одним этажом стоит заглавной иллюстрацией к статье Марии Нащокиной о Кольбе.

Мы написали автору книги письмо с просьбой подсказать, где стоял дом Мальмберг и строил ли его Кольбе, но получили лишь скупой ответ: «вся информация есть в главархиве». Хорошо, это мы еще проверим.

Шаг 4. Владельцы и адрес

Историк и москвовед Павел Гнилорыбов сделал предположение, что дом Мальмберг, возможно, снесли при расширении Садового кольца. В интернете стали упоминать это предположение как факт. Мы уточнили у Павла, и он честно сказал, что это лишь версия — ему тоже интересно, что стало с домом.

Вопросы о доме Мальмберга мы задавали экспертам по архитектуре Москвы, но в ответ они пожимали плечами. Искусствоведы задавали нам встречный вопрос — уверены ли мы, что дом точно стоял в Москве? Да, мы были в этом уверены — он выглядит слишком значительным, чтобы просто исчезнуть.

По совету Гнилорыбова мы пошли в Российскую государственную библиотеку искать информацию о зданиях Москвы с 1900 года в подборках журнала «Зодчий», на старых московских картах и в справочниках. Информации о доме не было нигде, поэтому мы решили повнимательнее изучить дом, который числился за Мальмбергами в районе Самотечной.

В Российской государственной библиотеке мы снова взяли справочник «Вся Москва» и проверили Самотечную Садовую за разные годы. В справочнике указан список владельцев домов на каждой улице по порядку, но этот список не привязан к привычным нам номерам домов — нумерация в то время только появилась, и чаще дома называли по фамилиям владельцев. Поэтому с точностью сказать, где кто жил, сложно.

Мы сопоставили список владельцев домов, в котором упоминается Мальмберг на Самотечной, с такими же списками за предыдущие издания. На участке 247 эта фамилия появляется в 1903 году — с искажением в написании. Предыдущий владелец участка — Владимир Петрович Смирнов, сын «водочного короля» Петра Арсеньевича Смирнова, а годом ранее участок закреплен за видным русским банкиром и предпринимателем Яковом Рекком.

Из сохранившейся недвижимости Смирнова мы нашли загородный дом в Шелковке в 80 километрах от Москвы. Фотографии усадьбы выдают стиль, похожий на дом Мальмберг в Москве: едем посмотреть, чтобы убедиться.

Дом заброшен и находится на территории бывшей лесопилки. Усадьба стоит в руинах, но в ней легко читаются черты нарядной псевдоготики, которую мы видели в доме Мальмберг. Дом строил Шехтель — об этом Смирнов пишет в своих воспоминаниях, хотя в списке работ архитектора это здание упоминается редко.

Дома в Шелковке и на Садовом выдают сложившиеся архитектурные вкусы заказчика. И становится понятно, что загадка не в Мальмберге, а в Смирнове — дом в Москве строили по его заказу, а Мальмберги там какое‑то время проживали и владели домом на момент издания открытки.

Семья Смирновых прославила свою фамилию на весь мир крепкими напитками. Петр Арсеньевич Смирнов, бывший крепостной, построил большой и успешный бизнес на производстве алкоголя, который процветал до введения в России винной монополии. Владимир Петрович — его сын, предприниматель и конезаводчик — продолжил дело отца и в эмиграции основал бренд Smirnoff.

Вернемся в библиотеку. В справочнике за фамилией Смирнов стоит комбинация цифр 1326/333. С этим номером мы можем узнать адрес дома. Для этого нужна карта 1903 года с размеченной нумерацией участков по городским частям Москвы. Участок 1326/333 находится на внешней стороне Садового кольца в Сущевской части города. Совместив эту карту в прозрачности с современным снимком из космоса, мы увидели, где стоял наш особняк.

Все сходится: Мальмберги жили где‑то на Садовой-Самотечной. Наше предположение про внешнюю сторону Садового кольца и падающие тени оказалось верным.

Что находится в этом месте сейчас? Дореволюционный жилой дом (современный адрес — Садовая-Самотечная, 7), построенный в 1916 году. Но стоп: мы знаем, что дом Мальмберг снесли в конце 1920-х годов — так говорит интернет. Как на этом месте может стоять дом 1916 года? В справочнике ошибка? На карте 1903 года неверная нумерация? Проверить это можно только в Главном архиве Москвы.

Шаг 5. Архив

Поиск в архиве — занятие для сильных духом или очень увлеченных людей. Чтобы получить для изучения в читальном зале документы, нужно заполнить множество бумаг, переписывая с одной страницы на другую внутренние индексы томов. Документы не выдадут сразу: нужно ждать неделю — и, если допустят, можно приезжать и смотреть.

Информация о зданиях Москвы хранится в читальном зале архива научно-технической литературы. Мы были новичками: придя туда, мы знали только современный адрес участка и тот факт, что дома на нем больше нет. По номеру участка 1326/333 Сущевской части города нашли том дела с материалами — чтобы его получить, нужно было написать запрос на имя руководства.

Мы не ошиблись с номером участка. В запрошенных документах оказалась вся история дома Мальмберг – от строительства до гибели.

Рождение и гибель готического особняка Мальмберг

Сейчас на месте дома стоит жилая многоэтажка, но в середине XIX века это была почтовая станция с прудом, который использовали, вероятно, для обслуживания лошадей. Прудов в этом районе было несколько. Вместе с рекой Самотекой они дали улицам имена — Самотецкая (сейчас Самотечная) и Самотецкая Садовая (Садовая-Самотечная).

Во второй половине XIX века вместо лошадей стали использовать железнодорожный транспорт, и почтовые станции заменили на конторы. К 1874 году почты здесь уже нет: теперь это владение поручика Шипова — с прудом и постройками на территории.

В 1899 году участок покупает Яков Рекк, крупный девелопер того времени, который основал одну из крупнейших домостроительных фирм: Московское торгово-строительное акционерное общество. Общество Рекка выкупало территории в центре Москвы и строило частные дома, приглашая ведущих архитекторов.

На Самотечной Садовой Рекк засыпает пруд и строит на его месте деревянный особняк с каменной пристройкой по проекту архитектора Шервуда. Это и есть наш дом Мальмберг с открытки.

Известно, что 23 мая 1901 года новый владелец дома Владимир Петрович Смирнов подает в городскую управу прошение о его надстройке по проекту архитектора Калугина. На чертеже также стоит подпись архитектора Кольбе — вероятно, над проектом они работали вместе. Но к фотографии дома они не имеют отношения.

Мы разгадали тайну открытки: на фотографии мы видим дом на Самотечной после окончания строительства. Окна закрыты, поскольку там еще никто не живет. Перед фонтаном позируют два человека: судя по осанке, позе и одежде, справа стоит сам Смирнов. Фотографироваться он явно любил, сохранилось много снимков его семьи. На фотографиях он, как правило, держит голову в три четверти и немного наклоняется вперед.

Фотограф стоит у забора, выходящего на Садовое кольцо. Перед нами сад: Садовая улица получила свое название именно из‑за него. Сейчас садов не осталось — в 1930-е годы кольцевая зеленая улица Москвы превратилась в широкую магистраль.

Мальмберги прожили здесь пять лет, с 1903 по 1908 год. Дальше дом перепродавали несколько раз, и в 1914 году новый владелец участка, московский ювелир В.В.Шипотовский, подал прошение в Городскую управу с просьбой снести особняк. Он продал участок М.А.Страхову для строительства огромного по тем временам жилого многоквартирного дома. На плане хорошо видно, что форма нового дома задумана так, чтобы по максимуму использовать площадь купленного участка. Заднюю часть дома надстроили в конце 40-х. Сейчас он не очень выделяется на панораме улицы: его окружили соразмерные сталинские гиганты.

В 1914 году Москва лишилась удивительного особняка. Мы никогда не узнаем, была это только погоня за прибылью нового владельца или у него были объективные причины разобрать дом. Но это очень похоже на то, что происходит с историческими зданиями сейчас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *