садовая триумфальная 10 13 история дома
moscow_walks
Прогулки по Москве
Сообщество проекта moscowwalks.ru
Утро четверга. Я в одно мгновение договариваюсь с приятелем, еду за ним, а он, в свою очередь, отвозит меня в центр Москвы, на Маяковскую, где стоит покинутый жильцами дом.Он стоит на Садовой-Триумфальной между двумя панельными домами, на одном из которых стоит купол.
К сожалению, кроме того, что это сказочно красивый жилой дом с некогда роскошными квартирами, которые в известное время превратились в коммуналки, я ничего о нем не знаю. Мне не терпелось попасть внутрь.
Помимо кучи фототехники Миша mihail_d прихватил с собой кувалду. Он ее с крыши гостиницы Украина стырил.
Перед походом мы заточили по сладенькому. Я взяла Вагон Вилз, и ты победитель! Последний раз я их в школе ела. Помню как одноклассник мне из вручал от чувствс. В этот день для меня стало открытием, что это британские сласти.
Это двор, через который нужно идти, чтобы к заветному дому попасть.
Честь нести кувалду досталась мне. Мы с ней очень гармонично смотрелись. И еще надо сказать, что у меня просто самый подходящий прикид для лазанья в заброшку.
Окна первого этажа, разумеется, забиты. Но сами видели, какая там протоптанная дорожка!
Через это окно мы сразу попали в комнату. Главное было не наступить в какашки.
Закрываемся и идем.
Барскую и черную лестницы разделяли окна с умопомрачительными стеклоблоками. Кто-то из побил. Я нашла пару уцелевших и взяла с собой один в качестве трофея.
Кто-то жил здесь 23 года.
А мы пришли в гости, гыгыгы!
Вот такой вид из окна был у жителей верхнего этажа.
Самые сохранившиеся помещения- это кухни. На них приходилось пробираться по катастрофическим завалам!
В каждой кухне по два окна.
Из ванны, коридора и кладовки на кухню выходили окошки.
Совместная история жителей и дома закончилась в 2004. За семь лет пустоты дом внутри еще в очень приличном состоянии. Почти все окна целы, да и в доме не холодно, несмотря на мороз.
Выходим из кухни на черную лестницу. Миша говорит, чтобы я не смотрела налево. Голубь? Нет, скульптуры, сказал, Миша (=
На чердаке стояло нечто! Я помню, как в детском саду были подобные горшко-стулья.
Из чердачного окошка открывается такой вид. По нему можно догадаться о месте расположения здания.
Комната с полукруглой стеной. Этот вид мне напомнил о репортаже про бабушку, которая паталогически несла весь мусор к себе в квартиру. Его там было по пояс, как бассейн из мусора. Кстати, я в детстве часто мечтала, как весь наш дом заливает водой и я плаваю из квартиры в квартиру под водой. А вода прозрачная, все видно.
Декор потолка в коридоре повторяет форму стеклоблоков.
Где бомжи спят, там бомжи не срут. Это была единственная «спальня» (=
Эти раковины мне нравятся, именно за мелкие дырочки и фартук.
Ёбс! У меня забрало!
Мы уже собрались выходить, как вдруг я слышу МАО! МАО!
Дашечка везде найдет пыльненького грязненького, самого любимого кота! В левой руке еще и трофей.
Кот-кот проследовал за нами до выхода.
Вот, кстати, полукруглые комнаты снаружи. Когда мы там гуляли, то у меня не возникало каких-то трепетный чувств, но дома, уже перед самым сном я так ушла в мечтания, связанные с ним, что промечтала часа полтора. Никак не могла уснуть!
Садовая триумфальная 10 13 история дома
Годы сильно изменили облик множества участков Садового кольца, но ни один не пострадал от времени так сильно, как Садовая-Триумфальная и Садовая-Каретная улицы. В 1960-1970-е годы они подверглись капитальной реконструкции. Историческую застройку по левой стороне Садовой-Триумфальной и Садовой-Каретной снесли, включив в трассу Садового кольца проходивший некогда параллельно ему Оружейный переулок.
Сразу за этим домом начинается сквер, разбитый над автомобильным тоннелем. На месте этого сквера и стояли дома. Сразу за домом Хомяковых находилось здание московского Попечительства о бедных духовного звания. Затем были дома Мосткова и Натан, почти целиком занятые дешевыми меблированными комнатами. Вполне возможно, что среди них были и номера «Северный полюс», в которых во время подготовки к покушению на Плеве жил Иван Каляев, — по свидетельству Бориса Савинкова, они находились именно на Садовой-Триумфальной.
Под зловещим номером 13 значился дом Слетова, в котором после революции разместился Институт судебной медицины. По свидетельству старожилов, это здание было снесено одним из последних, когда все соседние дома уже были уничтожены.
Завершалась эта сторона улицы двумя доходными домами, принадлежавшими богатому коммерсанту, торговцу мануфактурой и крупному домовладельцу Завелю Персицу. Один из этих домов был жилым, а во втором, том, что на углу с Долгоруковской улицей, работало сразу несколько учебных заведений: частное женское третьеразрядное училище Марии Густавовны Штарк, Сущевское 2-е мужское городское начальное училище и 2-е городское четырехклассное женское училище. Здесь же находилась граверная мастерская Григория Оленина.
Левая сторона Садовой-Каретной улицы также не сохранилась до наших дней. Здесь стояло шесть невысоких домов с лавками в первых этажах. Не доходя до пересечения улицы с Каретным рядом застройка прерывалась Большой Угольной площадью. За перекрестком имелась еще и Малая Угольная площадь (на картах XIX века она нередко отмечалась, как Дровяная). На нее выходил фасад нынешней главной достопримечательности Садовой-Каретной улицы — усадьбы графов Остерманов. Как и многие другие московские усадьбы, она пострадала от пожара 1812 года. Тогдашний владелец усадьбы, граф А. И. Остерман-Толстой дом восстанавливать не стал, а предпочел его продать. Покупателем стал Священный Синод, заплативший за усадьбу сто тысяч рублей. После занявшей несколько лет реконструкции в бывшем родовом гнезде Остерманов разместилась Московская духовная семинария. Во время Первой мировой большую часть семинарии отдали под военный лазарет. В 1918 году семинарию ликвидировали, а здание усадьбы национализировали. Оно стало называться 3-м Домом Советов — в нем селились приезжие делегаты многочисленных партийных съездов, часть которых проводилась здесь же. После Великой Отечественной войны в усадьбе разместился Президиум Верховного Совета и Совет Министров РСФСР. В 1981 году правительство переехало в специально построенное здание на Красной Пресне, а в усадьбе открылся Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.
В центре Малой Угольной площади, прямо напротив ворот усадьбы Остерманов, находился водоразборный фонтан. В начале XX века вокруг него разбили небольшой сквер. И сквер, и фонтан просуществовали довольно долго — до самого начала реконструкции этого участка Садового кольца.
Вернемся к Триумфальной площади и пройдемся по правой стороне Садовой-Триумфальной улицы. На углу с Тверской улицей стоит трехэтажный дом, построенный в 1860-е годы. В нем жил А. И. Левитов, автор популярных очерков из жизни московского «дна» (часть из них составила самый известный сборник Левитова — «Московские норы и трущобы»). В этом же доме снимал квартиру и знаменитый художник-передвижник В. Г. Перов. В 1950-х годах в доме открылся наземный вестибюль станции метро «Маяковская». Сейчас он уже не работает — дом находится в аварийном состоянии.
Соседний дом был построен в 1902 году по проекту архитектора Н. Н. Сычкова. Москвичам он был известен благодаря кинематографу «Колибри», который работал в этом здании с 1913 года.
Далее, почти до самого Воротниковского переулка тянется украшенный эркерами дом № 4 (1949 г., арх. З. М. Розенфельд и А. Д. Сурис). Ранее на его месте стояли три жилых дома.
До № 10 построен в 1897 году (арх. Б. Н. Шнауберт). До революции здесь находилась губернская земская управа. В декабре 1905 года в здании управы размещался сборный пункт дружинников и медицинской помощи раненым, а Садовое в этом месте перегораживали баррикады. Тогда здание управы было трехэтажным, еще два этажа добавили уже в советское время.
По другую сторону Воротниковского переулка на рубеже 1960-1970-х гг. построили три многоэтажных жилых дома, соединенные общим двухэтажным основанием. За ними виднеются сохраненные старожилы улицы. Дом № 14, например, оказался полностью скрыт в глубине двора. Москвич Алексей Бирюков вспоминал, что в годы его детства (1930-1940) в обширном подвале этого дома находился клуб: «В нем бесплатно для жильцов района проводились концерты, один раз в неделю демонстрировались кинофильмы. Здесь же работали различные кружки, в том числе и художественной самодеятельности. Летом 1940 года клуб был переоборудован в газобомбоубежище, но по-прежнему в нем собирались люди. В кружке художественной самодеятельности под аккомпанемент рояля особенно любили петь песню Если завтра война». Украшенный башенкой дом № 16, принадлежавший наследникам купца Никиты Иванова, загорожен лишь наполовину, его хорошо видно с улицы. Его проект создал архитектор Сергей Гончаров, внучатый племянник Натальи Николаевны Пушкиной и отец знаменитой художницы Натальи Гончаровой. В этом доме жил полярник И. Д. Папанин. Далее, на углу с Малой Дмитровкой, некогда стоял доходный дом Шольц, в котором находилась Центральная амбулаторная лечебница Общества покровительства животных и общество «Майский союз», которое занималось охраной животных.
На углу Малой Дмитровки и Садовой-Каретной на месте двухэтажного дома середины XIX века в конце 1980-х гг. построили кооперативный жилой дом для художников. Следующий дом № 4-6 построен в 1948 году по проекту И. Л. Маркузе. Его украшают аллегорические статуи, символизирующие сельское хозяйство и строительство. В одном из двух ранее стоявших на этом месте домов в 1870-х гг. жил С. М. Любецкий, автор популярных и по сей день книг «Московские окрестности» и «Старина Москвы и русского народа».
Дом № 8 сооружен в 1914 году (архитектор И. А. Герман). Здесь несколько лет жил пейзажист Константин Юон, артисты М. И. Бабакова и Н. С. Плотников. А до того на этом месте находился особняк, в котором квартировал известный арабист Михаил Осипович Аттая, профессор лазаревского Института восточных языков.
На углу с Каретным Рядом — невзрачный кирпичный дом № 10, построенный в 1950-е годы для артистов театра и эстрады. В первом этаже дома разместили основанную еще в 1920-е гг. библиотеку им. М. В. Ломоносова. Позднее она стала филиалом библиотеки искусств им. А. П. Боголюбова. В 2008 году вывеску на библиотеке снова сменили — теперь она называется библиотекой киноискусства имени С. М.Эйзенштейна.
Ранее этот участок занимал доходный дом, принадлежавший до революции Петру Петровичу Белоярцеву, председателю совета Общества Верхних торговых рядов. Ему же принадлежал и двухэтажный дом на противоположном углу Каретного Ряда. Этот сохранившийся до наших дней дом был построен еще в самом начале XIX века. Соседний дом № 20 — его ровесник (он был надстроен третьим этажом в конце XIX века). В конце 1900-х годов здесь помещалась редакция ежегодного справочника «Вся Москва». В квартире № 19 жил популярный артист Г. М. Ярон. В первом этаже дома находилась булочная и зеленная лавки.
Высокий дом № 22, оформленный в псевдо-готическом стиле, построен уже знакомым нам архитектором Сергеем Гончаровым в 1906 году. Соседний дом № 24 формально построен в 1870-е годы, но в его основе — несколько зданий допожарной постройки.
Необычный дом на Садовой-Триумфальной: история, квартиры и знаменитые жильцы
Триумфальное здание на Триумфальной.
Дом №4/10 на Садовой-Триумфальной улице, 2021.
Так выглядела Садовая-Триумфальная в том месте, где потом будут строить дом, 1936.
Проект здания утвердили в феврале 1946 года. Раньше этот участок на Садовой-Триумфальной занимали небольшие здания, а также пустырь. Автором сооружения стал известный архитектор Зиновий Розенфельд. По его проектам возвели пару десятков домов в Москве. В том числе и первый квартал массовой жилой застройки в столице в районе Песчаных улиц. Помогал создавать Розенфельду дом на Садовой-Триумфальной ещё один зодчий Арнольд Сурис.
Вид на дом 4/10 на Садовой-Триумфальной улице, 1952.
Архитектура здания получилась интересной. Планировалось, что фасад украсят гранитом, лепниной и белым камнем. Исследователи полагают, что вычурный декор отражал Победу в Великой Отечественной войне. За счёт трёхгранных эркеров (выступов), а также фигурных башен, которые расположены между двумя рядами эркеров на крыше. По её периметру сделали фронтоны (что-то вроде ограды). Дополнили фасад характерными для Сталинского ампира лепными украшениями: звёздами, узорами и венками.
Красота достойная премии.
Есть версия, что дом 4/10 строили с расчётом на расширение в будущем Садовой-Триумфальной. Во-первых, из-за конструкций с арками по бокам. Во-вторых, из-за массивности для такой небольшой улицы. Раньше застройка была несколько другой. На противоположной стороне стояло много старых зданий скромного размера. Дом построили быстро. Работы завершили уже в 1949 году. За проект Розенфельд и Сурис получили Сталинскую премию.
Строительство здания №4/10 на Садовой-Триумфальной улице, 1949.
Этажность у здания разная. В центральной части их 7. Однако по бокам можно насчитать 6 или 8, в зависимости от стороны. На сайтах по продаже недвижимости указывают, что в здании 9 этажей. Видимо, они считают башенки. Точно сказать не могу, к сожалению. Визуально дом смотрится на 7 этажей. Именно такую цифру и указывают в профессиональной литературе. Кстати, это один из немногих Сталинских домов в Москве, где внешний вид фасада и двора не сильно отличаются. Конечно, украшений меньше, но цвет стен и цоколя одинаковый. А также совпадает общая концепция оформления.
Вид на дом со двора, 2021.
Вид на дом со двора. Большие балконы есть на третьем этаже и на седьмом по линии эркеров, 2021.
Дом со стороны фасада в 2020 году. Яндекс.Панорамы.
Вид на подъезд в 2021 году. Камень стал светлее, а дверь у подъезда новая.
Хорошие квартиры, однако есть одно «но».
Всего в доме 5 подъездов и 132 квартиры. На каждом этаже располагается по 4 штуки. Каждая квартира имеет выход на чёрную лестницу. Через неё можно попасть в соседний подъезд. Для жителей дома имеется пассажирский лифт. А декор самих подъездов можно назвать вычурным. Здесь также много лепнины, архитектурных украшений. Кроме того присутствуют массивные люстры.
Вид на интерьеры подъезда.
Планировка квартир типового этажа дом №4/10. Картинка из книги Архитектура Москвы 1941—1955 гг. / Броновицкая Н. Н.
Вид на дом №4/10 на Садовой-Триумфальной улице, 2021.
Близость магистрали, на мой взгляд, главный минус расположения дома. Здесь всё время пробки. А значит очень шумно и пыльно. А если ещё и все комнаты выходят на Садовую-Триумфальную, то таким жильцам не позавидуешь. Спасают, наверное, только качественные стеклопакеты и кондиционеры.
Когда шло строительство дома, то никаких конкретных жильцов там не предполагалось. То есть туда не планировали заезжать сотрудники какого-либо ведомства. Поэтому в здание заселили артистов, литераторов, чиновников и спортсменов. Например, здесь жил известный футболист, а потом и тренер Константин Бесков. Практически с момента сдачи дома в эксплуатацию, то есть с 1950 года. Кроме того, квартиру здесь имел поэт и переводчик Арсений Тарковский. Отец культового режиссёра Андрея Тарковского.
Футболист Константин Бесков.
Вот и представьте, как «здорово» здесь жить на втором этаже с видом на кольцо, 2021.
Но в целом, сам дом приятный. Он какой-то уютный, особенно со стороны двора. Опять же, рядом находится станция метро «Маяковская». Транспортная доступность неплохая. Если бы не Садовое кольцо, то всё могло бы быть идеально.
Один из видов лампово-московских домов. Очень красивый и родной.
Москва в тумане.
Просто не мог не взять с собой камеру утром, по дороге на работу.
Где на Воздвиженке летит комета и сидят маленькие львы?
Свое название одна из старейших улиц Москвы — Воздвиженка — получила при Иване Грозном в честь Крестовоздвиженского монастыря, упраздненного в 1814 году. Во время правления царя Алексея Михайловича здесь были дворы московской знати: бояр Василия Стрешнева, Бориса Морозова, Ивана Милославского.
Улица сильно пострадала от пожара 1812 года, после Отечественной войны Воздвиженку расширили и возвели на ней ряд новых каменных зданий. Во второй половине XIX века улицу замостили булыжником, а после 1917 года его сменил асфальт.
В советское время улица сначала носила имя Коминтерна, позднее — Михаила Калинина. Историческое название вернулось к Воздвиженке в 1990-е годы.
1. Дом Пашкова: шедевр классицизма
Улица Воздвиженка, дом 3/5, строение 1
Одно из самых красивых зданий на Воздвиженке стоит чуть в стороне от нее — ближе к Знаменке и Моховой. Однако не заметить его невозможно: дом Пашкова, усадьба XVIII века, предположительно построенная по проекту Василия Баженова, стоит на Ваганьковском холме. Высокое расположение в свое время сделало его первой светской постройкой, из окон которой открывался вид на Кремль не снизу вверх.
Усадьба была построена в 1784–1786 годах для Петра Пашкова, капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка, сына денщика Петра I. Во время Отечественной войны 1812 года здание сильно пострадало: были уничтожены деревянный бельведер и скульптурная группа. Восстановлением усадьбы занимался архитектор Осип Бове.
В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, а в 1861-м — библиотека и хранилище коллекции Румянцевского музея. После Октябрьской революции в здании оставили только библиотеку музея, которая позже стала основой для Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина (Российская государственная библиотека). После открытия главного здания библиотеки в доме Пашкова остался отдел редких рукописей.
2. Библиотека имени В.И. Ленина: храм науки
Улица Воздвиженка, дом 3/5, строения 2–5
Строительство главного здания библиотеки по проекту архитекторов Владимира Гельфрейха и Владимира Щуко началось в 1929 году. Одним из требований к архитекторам было органично вписать здание в существовавшую застройку — дом Пашкова, Манеж, здание Московского университета на Моховой. Величественное и монументальное, оно соединило в себе архитектурные принципы разных стилей: его асимметричность пришла из конструктивизма, колоннады и сдержанность декора — из неоклассики.
Здание библиотеки величественно не только снаружи. Читальный зал № 3, открытый в 1958 году, является самым большим в Европе — он рассчитан на 464 посадочных места.
В 2012–2018 годах в зале прошла масштабная научная реставрация: здесь были восстановлены деревянная галерея, лестницы, порталы, мебель, художественный паркет, трехъярусные латунные люстры, живописное панно «Дружба народов», 16 гипсовых бюстов общественных и культурных деятелей, а также бронзовая скульптура Ленина. В 2018-м читальный зал стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации «Высокое качество ремонтно-реставрационных работ».
3. Дом Талызина: от ампира к неоклассике
Улица Воздвиженка, дом 5/25, строение 1
Здание, в котором сегодня расположен Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, вероятно, было построено по проекту Матвея Казакова — его фасад запечатлен в знаменитых «Архитектурных альбомах» зодчего. Впрочем, узнать его на чертеже сложно: изначально дом выглядел не так, как сегодня. Это было трехэтажное здание с двумя флигелями, возведенное в 1787 году для отставного тайного советника Александра Талызина.
В 1805 году усадьба изменилась в первый раз: по распоряжению нового владельца, купца Михаила Устинова, между главным домом и флигелями были сделаны двухэтажные переходы, а фасад был декорирован в духе ампира. При Устиновых особняк стал одним из популярных культурных салонов Москвы, музыкальные вечера посещали Денис Давыдов и Александр Пушкин.
В 1920 году сюда въехал секретариат Центрального комитета компартии — в усадьбе находились кабинеты Иосифа Сталина и его секретарей. В 1930-е годы в здании было общежитие, позже — коммунальные квартиры. Государственный музей архитектуры расположился в здании после Великой Отечественной войны.
4. Главный дом городской усадьбы В.А. Морозовой: крылатые львы
Улица Воздвиженка, дом 14, строение 1
Одна из первых крупных построек, принесших славу архитектору Роману Клейну, является памятником неоклассицизма. Фасад симметричен, боковые ризалиты (выступающие части здания) украшают небольшие портики. Одна из главных особенностей усадьбы — крылатые львы, сидящие на колоннах коринфского ордера. По центральной части фасада тянется фриз с лепниной в виде геральдических лилий — символ королевской власти.
Дом возводился в 1886–1888 годах для меценатки Варвары Морозовой. В 1891 году его дополнили две пристройки по проекту Виктора Мазырина, он же позднее возвел по соседству особняк для сына Морозовой Арсения. Архитектурные вкусы матери и сына были очень разными: особняк, вдохновленный дворцовой архитектурой португальской Синтры, Варваре Алексеевне совершенно не понравился.
В доме Варвары Морозовой собирались писатели и художники: Антон Чехов, Александр Блок, Валентин Серов, Василий Суриков и другие. Также там часто проходили лекции о политике. После Октябрьской революции 1917 года в доме располагались Институт социальной гигиены и Международный аграрный институт при Крестьянском интернационале.
5. Главный дом городской усадьбы Я.П. Шаховского — И.И. Краузе — Осиповских: грифон и лев
Улица Воздвиженка, дом 18/9
Этот трехэтажный дом появился на Воздвиженке в 1783 году. Ее построили по проекту неизвестного архитектора для князя Якова Шаховского, третьего в России генерал-прокурора. В 1842 году усадьбу приобрел врач и ботаник Иероним Краузе. Спустя 10 лет архитектор Николай Козловский переоформил фасад здания в стиле рококо: над окнами второго этажа появились полукруглые наличники, украшенные лепниной в виде гирлянд, раковин, завитков и небольших львиных голов.
В 1868 году усадьбу купил другой известный врач Димитрий Осиповский, главный доктор московской Мариинской больницы. Спустя 10 лет, когда он получил дворянство, на фронтоне появился его фамильный герб: грифон и лев держат щит, на котором изображены двухэтажная зубчатая башня, шестиконечные звезды, комета и месяц. Щит увенчан дворянским коронованным шлемом со страусиными перьями.
С 1900 по 1917 год в доме проживала племянница жены Осипова — Елизавета Вареникова. Она была знакома с Антоном Чеховым — ее семья жила по соседству с писателем в Мелихове. Существует мнение, что прототипами некоторых рассказов Чехова («Крыжовник», «Три года», «Соседи») являются Елизавета Григорьевна и ее родные.