садовая черногрязская 13 3 история дома
Moscowolk
Двор со скульптурами на Садовой-Черногрязской
На улице Садовая-Черногрязская, д. 13/3 находится тихое и загадочное местечко, во дворе дома расположены интересные скульптуры. Садовая-Черногрязская улица является частью Садового кольца, поэтому движение на ней очень оживленное, но стоит нырнуть в арку сталинского дома, и шум Садового кольца моментально остается позади.
Проход во двор охраняют ворота с колоннами на которых лежат два скульптурных льва
Один лев смотрит во двор, другой устремил свой взор перед входом во двор
Во дворе Садовая-Черногрязская 13/3 стоит особняк, в котором расположены различные офисы (Бизнес-центр «Садовая-Черногрязская» является представительским особняком класса «А»)
Первое, что попадается на глаза зайдя во двор – это фонтан «Девочка под зонтиком»
Фонтан представляет собой низкую овальную чашу из камня. В центре на камне стоит худенькая длинноногая девочка в легком платьице и с раскрытым зонтом в руке. Она босиком гуляет по лужам и выставила из-под зонтика руку, чтобы проверить, закончился ли дождик.
Колонны особняка вписываются в общий интерьер уютного дворика
На фасаде дома висят старинные часы
Пёс выполненный в натуральную величину, занимающийся самым обычным собачьим занятием :))
Ещё в этом дворе можно увидеть господина из чугуна, сидящего на скамейке перед домом.
Мужчина откинул руку на спинку скамейки, и если вы присядете рядом, то будет похоже, что он дружески обнял вас за плечи, можно сделать хорошую фотографию 🙂
Напротив особняка находится очень красивый дом
Лесенка с вазонами
Вот такую красоту можно увидеть во дворе дома на Садовом кольце. Двор получился очень милым, а самое главное хозяева не закрыли его для прохода посторонних, как это часто теперь делают, вход абсолютно свободный для всех.
О доме Садовая-Черногрязская улица дом 13/3 строение 1 в Москве
Садовая-Черногрязская улица дом 13/3 строение 1 на карте
Цены дома по данным Росреестра
Стоимость квадратного метра берется за основу для расчета налога на недвижимость.
Фото дома на Садовой-Черногрязской улице дом 13/3 строение 1
Сроки проведения капитального ремонта дома
Ремонт внутридомовых систем электроснабжения в 2042-2044 году.
Ремонт внутридомовых систем газоснабжения в 2027-2029 году.
Замена стояков холодного водоснабжения в 2018-2020 году.
Ремонт разводящих внутридомовых магистралей холодного водоснабжения в 2042-2044 году.
Замена стояков горячего водоснабжения в 2018-2020 году.
Ремонт разводящих внутридомовых магистралей горячего водоснабжения в 2027-2029 году.
Ремонт стояков канализации в 2027-2029 году.
Ремонт выпусков и сборных трубопроводов системы канализации в 2027-2029 году.
Ремонт внутридомовых систем теплоснабжения (с заменой стояков) в 2018-2020 году.
Ремонт разводящих магистралей системы теплоснабжения в 2018-2020 году.
Ремонт пожарного водопровода в 2027-2029 году.
Ремонт фасада в 2027-2029 году.
Ремонт крыши в 2042-2044 году.
Ремонт или замена мусоропровода в 2018-2020 году.
Замена лифтового оборудования, ремонт лифтовых шахт в 2027-2029 году.
Мероприятия по капремонту дома на Садовой-Черногрязской улице дом 13/3 строение 1, планируется проводить если выбрано накопление средств на счете регионального оператора.
Инфраструктура
Оценка выставляется по 10-балльной шкале, расчитывается исходя из близости к дому социальных объектов. Подробную информацию по разным видам объектов смотрите в разделе: Инфраструктура дома.
САДОВОЕ КОЛЬЦО
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы
Фотоэкспедиции
Журнал Молодёжной научно-исследовательской фотоэкспедиции «Садовое кольцо». Садовое кольцо: Садовая-Черногрязская улица: поход 13.04.2019 (часть II).
(Продолжение: Список основных архитектурных объектов фотодокументирования)
Ссылка на фото: https://yadi.sk/a/D33qWpdbdVgAsQ
I. Садовая-Черногрязская улица: внешняя, нечётная сторона.
· № 1/2 (Новая Басманная улица, 2/1), строение 1 — см. список архитектурных объектов фотографического документирования в отчёте о походе 30.03.2019 (площадь Красные Ворота): http://sadovoekoltso.com/sobytiya/meropriyatiya/zhurnal-molodyezhnoy-nauchno-issledovatelskoy-fotoekspeditsii-sadovoe-koltso-/.
· №№ 3А и 3Б (несколько строений) — доходные дома и надворные постройки кон. XIX — нач. XX в. и надстроенный усадебный дом кон. XVIII — нач. XIX в. на территории довольно крупного, старинного владения.
Судя по плану 1813 г. «с назначением сгоревших домов под тушью», эту большую усадьбу, примыкавшую с юга к Запасному дворцу, пожар 1812 г. не тронул; её главный дом, флигели и надворные постройки (последние в течение 1-й пол. XIX в. перестраивались) изображены на планах Москвы 1817 и 1852—1853 гг. (Комиссии для строений в Москве и А. Хотева): http://www.retromap.ru/m/#081817_081852_z17_55.767225,37.652297. «Рядом с обширным Запасным дворцом был расположен не менее обширный двор генеральши Стрекаловой, с несколькими каменными и деревянными домиками по улице и во дворе и огромным садом позади» — Сытин П.В. Из истории московских улиц: Очерки. 3-е изд. М., 1958. С. 517 (описание даётся, очевидно, по хотевскому плану). «Генеральшей Стрекаловой» у Сытина, надо полагать, названа Надежда Евдокимовна — вторая жена, затем вдова сенатора, действительного тайного советника С.С. Стрекалова («Стрекалов Степан Степан[ович], Д.Т.С., у Красных ворот соб[ственный] д[ом]» — Адрес-календарь жителей Москвы на 1846 г. / Сост. К. Нистрем. М., 1846. С. 5).
В 1910-х гг. домовладение принадлежало почётной гражданке Н.Ю. Борисовской; фасадами на улицу выходят (по порядку, слева направо):
а) № 3А, строение 2 — пятиэтажный доходный дом нач. XX в.;
б) № 3А, строение 1 — перестроенный главный дом городской усадьбы XVIII—XIX вв.; построен в кон. XVIII — нач. XIX в.; к нач. XX в. — двухэтажный, с антресолями: https://pastvu.com/p/435133; надстроен тремя этажами в кон. 1920-х — 1-й пол. 1930-х гг.: https://pastvu.com/p/103903; https://pastvu.com/p/487; ныне — учреждения ОАО «РЖД»;
в) № 3Б, строение 1 — пяти-шестиэтажный доходный дом (1911 г., арх. Ф.А. Ганешин); ныне — жилой, с различными заведениями и организациями на 1-м этаже.
Во дворе сохранились также два четырёхэтажных доходных дома и одноэтажная служебная постройка нач. XX в. (соответственно, № 3А, стр. 3, 5 и № 3Б, стр. 4).
· № 5/9 — жилой дом (8—11 этажей; 1954 г., арх. Г.Г. Аквилев, И.В. Иванов); стоит на месте четырёх дореволюционных владений — трёх по улице и одного позади них, выходившего в Хомутовский тупик (то, что было расположено на самом углу улицы и тупика, принадлежало церкви Трёх Святителей и использовалось ей под приют для заштатных священнослужителей Московской епархии); в цокольном этаже дома вскоре после завершения строительства был открыт кинотеатр «Встреча», а также, переведённый сюда в 1957 г. с Моховой улицы (из здания гостиницы «Националь»), один из старейших советских книжных магазинов (открыт в 1922 г.), крупнейший в СССР магазин сельскохозяйственной литературы — «Урожай»; ныне, кроме магазинов, на первом этаже (и в двухэтажном строении 2, во дворе) находится Малая
сцена Московского государственного академического театра «Русская песня» под руководством Н.Г. Бабкиной. Жильцом этого дома был известный поэт-песенник Михаил Исаевич Танич.
· №№ 11/2 и 13/3, строение 1 — комплекс семиэтажных жилых корпусов вдоль всего квартала между Хомутовским тупиком и Старой Басманной улицей, угол с которой акцентирован десятиэтажной башней (кон. 1930-х гг.; отделка — 2-я пол. 1940-х гг.; арх. В.Д. Кокорин): https://pastvu.com/p/895660. В доме 11/2 жил биохимик, историк науки Алексей Николаевич Шамин («Московская энциклопедия» датирует его проживание по этому адресу 1931—1968 гг., что не очень вяжется со временем постройки дома). Огромное здание заняло территорию нескольких прежних владений, в том числе Вознесенского подворья — участков кремлёвского Вознесенского женского монастыря, которому ещё в 1654 г. царь Алексей Михайлович пожаловал здесь, за Земляным городом, обширные земли под загородный двор и огород.
· № 13/3, корпус 1 (во дворе) — четырёхэтажный бизнес-центр (два верхних этажа — мансардные) с полукруглым стеклянным выступом («панорамное остекление входной зоны»); современное офисное здание в стиле немецкого коттеджа является результатом комплексной реконструкции (2003 г.) дома советской постройки; во дворе перед входом — интересная жанровая скульптура (украшающая фонтан девочка с зонтиком, сидящий на лавке мужчина, поднимающий заднюю лапу пёс); перед воротами во двор — два лежащих льва.
· Нынешняя площадь Земляной Вал, перекрёсток Садового кольца с радиальной трассой по улицам Покровке и Старой Басманной. Со 2-й половины XIX в. «площадью Земляного вала» она большей частью и называлась (появление топонима датируют 1816 г.; на Хотевском плане носит имя «Покровской»; на некоторых планах значилась, подобно пересечению Покровки с бульварами, как «Покровские ворота»). Между тем, до реконструкции кольца в 1935—1937 гг. площадь представляла собой отнюдь не условный пятачок перекрёстка — её границами указывались переулок Добрая слободка и Гороховская улица (ныне — Машкова ул. и ул. Казакова), возле выхода которых на кольцо, посередине проезда по Садовым стояли сначала дворы с каменными и деревянными лавками (в середине XIX в. объединялись иногда вместе с площадью под названием «Земляной рынок»), а к концу XIX в. — довольно большие доходные дома с меблированными комнатами и магазинами, зримо отделявшие площадь, как и отсутствие на ней палисадников, от примыкавших к ней Садовых улиц.
Посреди Садовой-Черногрязской, замыкая её и отделяя от площади Земляного вала, до своего разрушения в 1937 г. возвышался красивый и добротный трёхэтажный дом старообрядческой купеческой семьи Трындиных, крупных московских промышленников, домовладельцев и благотворителей, знаменитых прежде всего производством точных приборов, инструментов и техники, главным образом оптических (в частности, фабрикой и магазином на Большой Лубянке). Дом числился по внешней стороне Садовой-Черногрязской (№ 21) и по Старой Басманной (№ 1; «по части» — 502/353). Хозяйкой его, равно как и его меблированных комнат «Фантазия», была Александра Михайловна Трындина, а по её кончине — муж-вдовец, глава семейного дела, Сергей Егорович с дочерью Анастасией, в замужестве Щепотьевой. Номера «Фантазия», где в 1891—1892 гг. жил художник Аполлинарий Михайлович Васнецов, существовали некоторое время как гостиница и при советской власти: https://pastvu.com/p/498713; https://pastvu.com/p/1297.
II. Садовая-Черногрязская улица: внутренняя, чётная сторона.
• № 4, строение 1 — см. список архитектурных объектов фотографического документирования в отчёте о походе 30.03.2019 (площадь Красные Ворота): http://sadovoekoltso.com/sobytiya/meropriyatiya/zhurnal-molodyezhnoy-nauchno-issledovatelskoy-fotoekspeditsii-sadovoe-koltso-/.
• № 6 (ныне принята нумерация по Хоромному тупику, указываемая, в частности, на сайте «Яндекс.Карты»: Хоромный тупик, 4, строения 1, 2, 3) — см. список архитектурных объектов фотографического документирования в отчёте о походе 30.03.2019 (площадь Красные Ворота): http://sadovoekoltso.com/sobytiya/meropriyatiya/zhurnal-molodyezhnoy-nauchno-issledovatelskoy-fotoekspeditsii-sadovoe-koltso-/.
• № 8 (несколько строений) — обширное владение, являвшееся в прошлом крупной городской усадьбой, сад которой выходил в Большой Харитоньевский переулок, охватывая «глаголем» дом полицмейстера на углу с Садовой; в начале XIX в. усадьба принадлежала действительному камергеру П.П. Нарышкину (по документу 1803 г. и адресной книге 1826 г.), а в середине XIX в. — московскому купцу 2-й гильдии К.К. Бакланову (но, видимо, не очень долго — по адрес-календарю на 1846 г. он жил ещё в собственном доме у Николы в Студенцах); приобретя у него, в 1863—1908 гг. усадьбой владели потомственный почётный гражданин Сергей Владимирович Алексеев († 1893 г.) и его наследники, вдова и дети, включая знаменитого актёра и режиссёра, одного из главных основателей Московского Художественного театра, Константина Сергеевича Станиславского (прожил здесь первые сорок лет жизни, с 1863 по 1903 г.); Алексеевы продали свой «красноворотский дом» главе Прохоровской Трёхгорной мануфактуры, потомственному почётному гражданину Николаю Ивановичу Прохорову († 1915 г.); в собственности его наследников владение оставалось, очевидно, до революции.
На Садовое кольцо смотрят фасадами два здания:
1) № 8, строение 1 — пятиэтажный административный корпус (нач. 1930-х гг.); в 1980-х — нач. 1990-х гг. — Министерство топливной промышленности РСФСР; ныне — учреждения Министерства энергетики РФ (Минэнерго России); здание построено на месте главного дома усадьбы, где прошли детство и молодость Константина Алексеева (с середины 1880-х гг. — Станиславского) и где, после его женитьбы в 1889 г. на М.П. Лилиной, его собственная семья занимала первый этаж (кабинет режиссёра-реформатора находился в угловой, крайней левой, если смотреть с улицы, комнате, с двумя окнами на Садовую, то есть примерно на уровне входа в нынешнее здание министерства): https://pastvu.com/p/54658 — вид на дом с балкона «театрального флигеля», о котором см. ниже;
2) № 8, строение 2 — театральный флигель (1880 г., арх. А.А. Никифоров); построен С.В. Алексеевым для домашнего любительского театра своих детей, получившего со временем известность как «Алексеевский драматический кружок»; в 1883—1888 гг. кружком было поставлено и сыграно на сцене флигеля несколько комедий и оперетт, из которых наибольший успех имели оперетты «Лили» Ф. Эрве и «Микадо» А. Сюлливана (Салливена) со Станиславским и его сёстрами в главных ролях; в качестве зрителей театральный флигель Алексеевых посетили актёры А.И. Южин, Г.Н. Федотова, А.А. Федотов, а также меценат и руководитель своей «Частной оперы» С.И. Мамонтов (муж двоюродной сестры Станиславского); автором декораций «Микадо» был К.А. Коровин.
Зрительный зал флигеля (по воспоминаниям З.С. Соколовой, на триста человек), когда не игрались спектакли, служил столовой («красная столовая», «красный зал»), а после прекращения театральных постановок драматического кружка оба этажа здания занимала большая семья Владимира Сергеевича Алексеева — старшего брата и сподвижника Станиславского, оперного режиссёра, либреттиста, переводчика и театрального педагога. После революции, в 1910-х — 1920-х гг., во флигеле размещался кинотеатр «Ривьера», потом — столовая; в 1982 г. дом был переоборудован под ресторан «Дубровник» с югославской кухней, а в 2006 г. — под клуб «Music Town» для концертов российских и зарубежных исполнителей (помещения были приспособлены под «несколько концертных залов, расположенных на 2-х этажах, с новейшим музыкальным и световым оборудованием»: https://www.mmsk.ru/objects/unit/?id=11546); ныне, с 2013 г. — стриптиз-клуб «Angels».
Среди гостей «красноворотского дома» Алексеевых, помимо перечисленных выше, в литературе упоминаются знаменитые певцы А.В. Секар-Рожанский и Л.В. Собинов, а также художник-сценограф В.А. Симов (оставил описание алексеевского дома и кабинета
Станиславского). В 1896 г. дом с флигелем сдавался германскому посольству на время торжеств по случаю коронации Николая II: https://pastvu.com/p/226608. Об интерьерах (видимо, несохранившегося главного дома) некоторое представление можно составить по фотографиям лазарета Прохоровской Трёхгорной мануфактуры, открытого у себя Н.И. Прохоровым в начале Первой мировой войны: https://pastvu.com/p/554659; https://pastvu.com/p/554657; https://pastvu.com/p/554658. С 1918—1919 гг. и в течение всех 1920-х (очевидно, до разрушения на рубеже 1920-х — 1930-х гг. главного усадебного дома) в бывшей усадьбе дислоцировались моторизованные отряды особого назначения («автобронеотряд») при ВЦИК, ВЧК и ОГПУ: https://pastvu.com/p/106633; https://pastvu.com/p/795753; https://pastvu.com/p/364407; https://pastvu.com/p/368970 (два из этих фото ценны также видом на флигели соседнего, зубаловского особняка до их перестройки и надстройки в нач. 1930-х гг.).
В 1980-е гг. усадьбе Алексеевых и особенно её сохранившемуся «театральному флигелю» было посвящено интересное исследование: Шестакова Н.А. Садовая-Черногрязская улица, 8: Первый театр Станиславского: Путеводитель. М., 1984 (Биография московского дома) — https://pastvu.com/p/84537 (фото с обложки). В книге, в частности, отмечалось, что к моменту её написания внутренняя планировка здания изменилась мало и что на втором этаже «архитектурная отделка прежнего зрительного зала и сцены полностью сохранилась». Рекламные фотографии мужского клуба на сайте «Яндекс.Карты» заставляют опасаться, что за последние десятилетия старинные интерьеры были целиком или в значительной степени утрачены: https://yandex.ru/maps/213/moscow/?l=sat%2Cskl&ll=37.651757%2C55.766858&oid=1155507928&ol=biz&photos%5Bbusiness%5D=1155507928&z=19.
Из современных дворовых построек владения (строения 3—9) выделяется бизнес-центр «Юсупов Двор» (строения 7—8 вдоль западной границы участка).
• № 10/25 — так называемый «обер-полицмейстерский дом»; с 1881 г. — частное владение; в нач. XX в. вплоть до 1917 г. принадлежало потомственному почётному гражданину И.Д. Борисову; с 1990-х — 2000-х гг. помещения по этому адресу арендуются под кафе, рестораны, магазины, офисы и т.д. Взгляд с улицы делит комплекс двухэтажных строений на две части:
а) примыкающая к «театральному флигелю» Алексеевых (о котором см. выше), стоящая в одну линию с ним, постройки 2-й пол. XIX в.;
б) завершённая по центру главного фасада широким орнаментированным фризом-аттиком и низким фронтоном, выступающая на тротуар и оформляющая угол с Большим Харитоньевским переулком — наиболее старинная часть здания, ещё ждущая детальных архивных и архитектурно-археологических исследований; именно о ней пойдёт ниже речь.
По сведениям Ю.А. Федосюка, который датирует угловой корпус началом XIX в., первоначально здание принадлежало обер-полицмейстеру Бегичеву, после чего, до перехода в купеческие руки (1881 г.), являлось казённой резиденцией московских обер-полицмейстеров, причём украшаясь некогда нарядным портиком (Москва в кольце Садовых. М., 1991. С. 459—460).
Однако полулегендарный Бегичев должен был, видимо, быть персонажем XVIII в., поскольку П.В. Сытин отмечает «дом для проживания обер-полицмейстера» на углу с Хомутовской улицей (Б. Харитоньевским пер.) уже на основе изучения планов и, вероятно, других источников 1770-х — 1790-х гг. (Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958. С. 516), а в другом месте справедливо уточняет, что на плане Ивана Марченкова, изд. 1789 и 1796 гг., двор, где пребывал обер-полицмейстер, назван уже «Дом бывшей полиции» (История планировки и застройки Москвы. Т. 2. М., 1954. С. 308). «Бывшей», надо полагать, означало не то, что дом у полицейского ведомства был изъят, а то, что само ведомство было реорганизовано: в 1782 г. вместо Московской полицмейстерской канцелярии Екатерина II учредила Управу благочиния (местонахождение начальства городской полиции в этом доме
указано на французском плане 1812 г. подписью «Hôtel du Grand Maître de la Police»: http://www.retromap.ru/m/#0818123_z16_55.765492,37.651069).
«Описание Москвы» В.Г. Рубана, составленное по данным 1771—1780 гг. (то есть до административных преобразований 1782 г.) выделяет в 7-й полицейской части, в Земляном городе между реками Неглинной и Яузой, «Дом полиции», с примечанием: «Бывший графа Бестужева-Рюмина, в котором она находится с 1748 года», — и ведёт от него Хомутовскую улицу: «от Земляного вала, где Полиция, прямо до Чистого пруда» — Описание императорского, столичного города Москвы… М., 1782 (факсимильн. изд. 1989). С. 26, 67. Этот дом, обозначаемый на планах начиная по меньшей мере с «прожектированного» плана 1775 г., после наполеоновского пожара был показан на плане 1813 г. уцелевшим, «под пунктировкою», поэтому представляется небезосновательным датировать первоначальное строительство существующего здания XVIII веком (предположительно, даже 1-й его половиной).
Согласно адрес-календарю на 1846 г., при обер-полицмейстере И.Д. Лужине (жившем на Тверском бульваре, в доме, приобретённом казной в нач. 1830-х гг. специально для резиденции обер-полицмейстера) старшим полицмейстером, присутствующим в Московской управе благочиния — то есть, видимо, непосредственным её начальником — служил полковник Никита Петрович Брянчанинов, занимавший в Яузской части, в приходе церкви Трёх Святителей, «казённый Полицмейстерский дом» — Адрес-календарь жителей Москвы на 1846 г. М, 1846. С. 161, 163. Эти сведения помогают раскрыть не очень понятное сокращение в адресной книге 1826 г., где тот же дом указан как «Занимаемый Старш[им] Полиц[мейстером]», под номером 13 (см. на плане 1817 г.: http://www.retromap.ru/m/#081817_z17_55.766313,37.652120). На планах 1836 и 1843 гг. владение также отмечается в качестве «дома полицмейстера» (не «обер-полицмейстера»): http://www.retromap.ru/m/#0818431_z17_55.766609,37.650961.
Обобщение изложенных данных с наблюдением, что датировка перехода владения в частные руки по Федосюку (1881 г.) совпадает с датой упразднения Управы благочиния, позволяет подытожить: после пожара 1812 г. (а возможно, ещё с 1782 г.) и, вероятно, до самой ликвидации Московской управы благочиния в 1881 г. изучаемый нами дом был связан именно с этим полицейским учреждением, а именно служил местожительством для начальствующего в нём старшего полицмейстера (2-я после обер-полицмейстера должность в обер-полицмейстерской канцелярии).
• № 14/19 (несколько корпусов) — Яузский полицейский дом и Городская глазная больница имени В.А. и А.А. Алексеевых; с 1936 г. — Центральный научно-исследовательский институт офтальмологии; с 1948 г. — Московский НИИ глазных болезней им. Гельмгольца (в советское время территория больницы, а затем института была расширена за счёт полицейской части и других соседних владений). На Садовую-Черногрязскую, формируя вдоль неё квартал между Большим Харитоньевским и Фурманным переулками, выходят три здания, которые ради исторической последовательности перечислим в хронологическом порядке их постройки:
1) корпус 7 (по красной линии Садовой, посередине этой стороны владения) — здание Яузской полицейской части («частный съезжий дом»; 1819—1820-е гг., арх. К.И. Ламони); первоначально украшалось по фасаду пилястровым портиком (в центральной, трёхэтажной части) и завершалось деревянной каланчой (разобрана к нач. XX в.): http://www.retromap.ru/m/#0818781_z16_55.765227,37.653150&w=ru7422695; https://pastvu.com/p/2170; https://pastvu.com/p/736047; в качестве пожарной части, которой по совместительству являлся в Москве каждый «съезжий дом», Яузская полицейская часть была преемницей «Фурманного полицейского двора», находившегося на её месте в XVIII в. и отмеченного на плане И.И. Марченкова (1789 г., переизд. 1796 г.) — там стояли большие телеги, фуры, с бочками для воды, и квартировали их кучера, фурманы (двор дал название выходившему вдоль него к Земляному валу Фурманному переулку); по свидетельству путеводителя 1824 г., при полицейском доме действовала больница для помощи «найденным на улице» — Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых. М., 1991. С. 460;
2) корпус 1 (на углу с Фурманным переулком) — архитектурный ансамбль Городской глазной больницы имени В.А. и А.А. Алексеевых («Алексеевской глазной больницы»), «для бедных» (1899—1900 г., арх. Э.Ф. Флейснер, по планам и под наблюдением врача-окулиста К.Л. Адельгейма; новый корпус амбулатории — между 1906 и 1913 гг., арх. П.А. Ушаков /?/); комплекс строений, протянувшийся вдоль Фурманного переулка, был сооружён на средства потомственной почётной гражданки Варвары Андреевны Алексеевой, по её духовному завещанию (на земле Яузского полицейского дома, пожертвованной городом); больница, носившая имя самой благотворительницы († 1894 г.) и её мужа, Андрея Алексеевича († 1888 г.), открылась 17 ноября 1900 г., с передачей лечебного заведения Московскому городскому общественному управлению; промежуток между первоначальными главным больничным и жилым корпусами был позднее заполнен новым зданием амбулатории (2-я пол. 1900-х — нач. 1910-х гг.): https://dlib.rsl.ru/viewer/pdf?docId=01003714720&page=17; https://pastvu.com/p/736048; https://pastvu.com/p/643028; https://pastvu.com/p/28907; ср. также на плане Москвы 1937—1949 гг. (http://retromap.ru/);
3) корпус 2 (на углу с Большим Харитоньевским переулком) — хирургический корпус глазной больницы, украшенный колонными полуротондами ионического ордера (1925—1929 гг., арх. И.А. Иванов-Шиц); здание было возведёно на месте пожарной казармы («caserne de sapeurs-pompiers»: http://tehne.com/assets/i/upload/event/albom-zdanii-moskovskogo-gorodskogo-obshchestvennogo-upravleniia-1910-e-234.jpg) и на территории соседнего с больницей дореволюционного владения по Большому Харитоньевскому переулку; в ходе дальнейшего расширения больничной (либо уже институтской) территории позади хирургического был возведён ещё один, трёхэтажный корпус (1930-е гг. /?/ — изображён на плане 1937—1949 гг.; ныне — корпус 3).
Яузский полицейский дом и построенный Ивановым-Шицем больничный корпус охраняются как архитектурные памятники — Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной: (Список). М., 1980. С. 9; Памятники архитектуры Москвы: Земляной город. М., 1989. С. 250, 252—253 (нумерация корпусов изменилась). Ещё несколько зданий института глазных болезней находится в глубине увеличившегося в советские годы владения; в Фурманный переулок выходит девятиэтажный бетонный корпус позднейшей постройки.
В саду института, перед хирургическим корпусом (где Ивановым-Шицем предполагался обращённый к Садовой курдонер) установлен памятник академику Михаилу Иосифовичу Авербаху (бюст из розового полированного гранита на постаменте из такого же камня; 1952 г., скульп. С.Д. Меркуров, арх. И.А. Француз; надпись: «АКАДЕМИК / М.И. / АВЕРБАХ / 1872 / 1944») — выдающийся врач-офтальмолог, создатель своей научной школы, работал в Алексеевской глазной больнице с момента её открытия в 1900 г., а с 1903 г. (после ухода К.Л. Адельгейма) всю свою жизнь заведовал в качестве главного врача и директора как больницей, так, впоследствии, и основанным на её базе Центральным офтальмологическим институтом.
• № 16-18, строение 1 — восьмиэтажный жилой дом (1950 г., арх. И.З. Вайнштейн): https://pastvu.com/p/41740; занимает весь отрезок Садовой-Черногрязской между Фурманным переулком и Машковой улицей (прежним, до 1922 г., переулком Добрая слободка); построен на месте двух владений начала XX в. (потомственного почётного гражданина А.А. Чумакова и А.А. Арбатского; до революции также носили уличные номера 16 и 18); общий номер по части (105) указывал на то, что когда-то оба домовладения были одной крупной усадьбой; подтверждение этому находим на Хотевском плане 1852—1853 гг., хотя выясняется также и происхождение усадьбы из двух небольших дворов, изображённых на плане 1817 г.; возможно, в 1810—1820-х гг. два мелких, выгоревших в 1812 г. владения объединила в своих руках графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, чей двор на Земляном валу упоминается в адресной книге 1826 г. следом за «Яузской Части Частн[ым] домом» — см.: Указатель жилищ и зданий в Москве, или Адресная книга. М., 1826. С. 154—155.
• № 20/28 (Машкова улица, 28/20) — два доходных дома, принадлежавших в 1910-х гг. «наследникам Тарасова» («Вся Москва» на 1914 и 1917 гг.):
1) строение 1 — угловой двух-трёхэтажный доходный дом (1870-е гг.); до революции был известен помещавшейся в нём «монополькой», казённой лавкой со спиртным, очень популярной у ломовых извозчиков — см.: Федосюк Ю.А. Указ. соч. С. 460 (цитируются воспоминания радиста-полярника Э.Т. Кренкеля); ныне — бары, рестораны и прочие заведения;
2) строение 2 — четырёхэтажный жилой доходный дом (1910 г. /?/), фасадом в переулок (ныне — Машкова ул.).
• № 22, строение 1 — двухэтажный кирпичный дом 1-й половины XIX в. (изображён на Хотевском плане 1852—1853 гг.); по оценке Ю.А. Федосюка, появился ещё в пушкинское, ампирное время; аналогично подобной застройке торговых площадей (например, Смоленского рынка) использовался, вероятно, под лавки, на первом этаже, и жильё — на втором: https://pastvu.com/p/105496; судя по современному внешнему виду (оконные и дверные проёмы 1-го этажа, стеклопакеты и т.д.), а также по данным интернет-литературы со сведениями о недвижимости, в 2000-х — 2010-х гг. был значительно перестроен (если не построен заново /?/); ныне — кафе, рестораны, прочие заведения.
Таким образом, этот дом остаётся «тающим осколком» целого комплекса доходных домов, стоявших по периметру и во дворе обширного владения на углу с Покровкой — в 1910-х гг. принадлежали потомственному почётному гражданину М.Д. Четверикову (вероятно, представителю известного рода предпринимателей — см.: Московская энциклопедия. Т. 1. Кн. 5. М., 2012. С. 304—306). В середине — 2-й половине 1970-х гг., вместе со всей старой застройкой после современного дома № 45 по нечётной стороны Покровки, четвериковские дома (кроме вышеописанного) были снесены при строительстве кинотеатра «Новороссийск» и устройстве перед ним площади Цезаря Куникова (см. ниже). Хочется поэтапно проиллюстрировать эту историю материалами нашего любимого сайта: 1) 1920-е — 1930-е гг.: https://pastvu.com/p/1297; https://pastvu.com/p/64575; https://pastvu.com/p/5328; https://pastvu.com/p/280093; 2) 1970-е — 1980-е гг.: https://pastvu.com/p/497174; https://pastvu.com/p/497185; https://pastvu.com/p/88142; https://pastvu.com/p/404967; https://pastvu.com/p/11149; https://pastvu.com/p/102678.
Около 2003 г. в глубине владения № 22 по Садовой-Черногрязской был построен трёхэтажный бизнес-центр, выходящий фасадом в сквер на площади и более десяти лет занятый тем или иным банком (строение 3; ныне — «Банк БФГ-Кредит»). Строение 2 — электрощитовая, но, судя по кирпичной кладке, вполне «винтажная» и представляет собой ту крохотную постройку, что изображена на плане 1937—1949 гг.
• Площадь Цезаря Куникова была устроена при сооружении кинотеатра «Новороссийск» (ул. Покровка, 47; 1977 г., арх. П.И. Скокан, Ю.Г. Павлов, Г.А. Чернов, Н.В. Баканова, В.В. Румянцева; в 2004 г. реконструирован под Центральный дом предпринимателя; ныне — бизнес-центр); в 1978 г. названа в честь Героя Советского Союза, майора Цезаря Львовича Куникова (1909—1943) — участника освобождения Новороссийска, погибшего при защите плацдарма в районе Мысхако («Малая земля»). На площади, перед зданием бывшего кинотеатра — реликвия Великой Отечественной войны, корабельный якорь из Цемесской бухты, присланный в дар москвичам жителями города-героя Новороссийска: https://pastvu.com/p/690211.
Ниже — Садовая-Черногрязская улица 13.04.2019 на фотографиях Никиты и Дарьи Зубковых, Анастасии Поповой и Дмитрия Ястржембского.