сад эдема шопен история создания
Фредерик Франсуа Шопен (1810 – 1849) – польский композитор XIX века, пианист-виртуоз, педагог, ярчайший представитель романтизма в музыке.
Большинство почитателей музыки Шопена начинают расти и воспитываться, уже обучаясь в детской музыкальной школе. Что неудивительно, ведь великие опусы музыкального гения мало включают на радио и не достаточно знакомятся на уроках музыки в обычной школе. Пока педагог обдумывает технические и творческие задачи, талант гения уже проникает в сердце учащегося. Даже в добровольно принудительной форме. Шопен не успел при жизни воспитать собственных исполнителей. Не создал своей школы. Но успел сотворить произведения, которые, услышав один раз, запомнятся и никогда не перепутаются в сердцах слушателей. Композитор писал свою музыку преимущественно для фортепиано. Но в переложении на другие инструменты с оркестром возникает сомнение, могли эти шедевры выйти из-под пера человека, настолько они божественны. Предлагаю 10 самых известных произведений Шопена — великого композитора всех времен.
9. Осенний вальс, еще его можно назвать большим вальсом. Тональность — ля–бемоль мажор, написан для фортепиано в 1840г. Удивительно аристократический вальс неописуемой красоты звучания. Современники удивлялись, как под такую божественную музыку можно танцевать. О чем повествует эта музыка? Кто ощущает многообразие красок жизни, кто период расцвета чувств, кто осень жизни. Калейдоскоп выразительных и изящных образов. Когда человек слушает эту музыку, начинает в душе надеяться и верить, что композитор счастлив. На самом деле – неизвестно. Шопен был очень сдержанным человеком.
7. Сад Эдема (Нежность). Райская музыка, исполняемая ангелами. Несущая блаженный покой, умиротворение. Чувство любви, которое не имеет границ, а также заполняет сердце вихрем эмоций. Без переводчика объясняющая смысл жизни, а для кого-то — и предназначение человека. От произведения веет вдохновением, страстью. О композиторе его современники говорили как о человеке, который тщательно скрывал свои личные переживания. А музыка, которую он писал, выдавала его личность. Ранимую и поэтичную.
6. Прелюдия ми–минор (№ 4) Сочинение 28. № 4. Одна из знаменитого цикла, в котором еще 23 произведения. Прелюдия стала некой зарисовкой на текущий момент жизни известного композитора. Сиюминутный взгляд, влекущий быструю реакцию на обострившиеся чувства. Произведение непродолжительное по времени, и мастерство композитора здесь особенно ярко прослеживается.
5. Прелюдия ля мажор (№ 7) Чудесное произведение. Малая форма. В прелюдии всего 16 тактов. И звучат они как человеческая речь. Убедительно. Поэтично. Неторопливо и величественно. Интересно, что Фредерик Шопен был первым композитором, создавшим коллекцию из маленьких музыкальных повестей. Если слушать весь цикл прелюдий подряд, то губы вдруг невольно начнут растягиваться в улыбке. Так как внезапно и неожиданно слушатель начнет узнавать самого себя. А как же иначе, ведь в каждом произведении раскрывается свой характер.
4. Вальс до-диез минор (№ 7) Седьмой потому, что в собрании сочинений он занимает это место. Поклонники всех времен и народов склонны считать, что история появления произведения связана со страстным чувством любви, которое композитор испытывал к Марии Водзинской. Семейный клан девушки не позволил соединиться молодым людям. Светлая печаль сохранилась в музыке. Необыкновенно элегантной, трепетной, утонченной. Настоящий вальс, равно как и все вальсы Шопена, не предназначен для сопровождения танцующих пар. Он является концертным произведением. Романтичная история вдохновила талантливых современников для создания балета, инструментальных оранжировок.
3. Ноктюрн до-диез минор, посмертный Ноктюрн №20 был опубликован уже после смерти композитора. Почему такая судьба у музыкального шедевра – теперь неизвестно. Современники композитора в своих воспоминаниях писали о том, что Шопен был чрезвычайно щепетилен, когда речь заходила о выходе в свет его новых творений. Они должны были быть безукоризненными. Настоящее произведение писалось и переписывалось всю жизнь. В нем звучит нежность, искренность чувств, хрустальные переливы любви, радость за будущее и боль утраты. Как мог девятнадцатилетний юноша вместить всю гамму чувств в одно произведение – непостижимо. Восхитительно звучит фортепиано, в переложении для скрипки с оркестром заставляет остановиться дыхание на время исполнения этого гениального произведения.
2. Революционный этюд до-минор для фортепиано, Сочинение 10, № 12. Этюды Шопена – всегда законченные произведения, включенные в концертные программы. А не упражнение на развитие технических возможностей пианиста. Будучи родом из Польши, Шопен переживал все события, происходившие на его родине. Тем более, что там оставались его близкие, о судьбе которых он ничего не знал. Произведение пишется во время Польского восстания, подавленного русскими войсками. Сам композитор при написании этюда считал, что его «Музыка поможет родному народу добиться победы». Это произведение носит национальный характер, так как у него ритм полонеза. Ненасытность энергии волнует, заставляет вибрировать каждую клеточку организма. Заставляет ощущать сопричастность к событиям мира.
1. Полонез ля мажор. Сочинение 40. № 1. Полонез – это бальный танец, с воинственным, рыцарским характером. Музыка данного произведения наполнена переживаниями за судьбу польского народа. Композитор как будто физически ощущает страдания людей. До слез. До застывшего на губах крика. По мнению музыкальных критиков, полонез является более революционным, чем одноименный этюд №12. Пианист использует всю клавиатуру, чтобы передать торжественность, монументальность произведения, его ликующий характер.
Возможности интернета позволяют найти и послушать перечисленные произведения композитора через систему «Поиск». Приятных минут Вам, уважаемый читатель.
10 самых известных произведений Шопена
Большинство почитателей музыки Шопена начинают расти и воспитываться, уже обучаясь в детской музыкальной школе.
Что неудивительно, ведь великие опусы музыкального гения не включают на радио и вряд ли разучивают на уроках музыки в обычной школе.
Пока педагог обдумывает технические и творческие задачи, талант гения уже проникает в сердце учащегося. Даже в добровольно принудительной форме.
Шопен не успел при жизни воспитать собственных исполнителей. Не создал своей школы. Но успел сотворить произведения, которые, услышав один раз, запомнятся и никогда не перепутаются в сердцах слушателей.
Композитор писал свою музыку преимущественно для фортепиано. Но в переложении на другие инструменты с оркестром возникает сомнение, могли эти шедевры выйти из-под пера человека, настолько они божественны. Представляем 10 самых известных произведений Шопена – великого композитора все времен.
Опус 9 № 2. Музыкальное произведение написано в ми–бемоль мажоре. Шопен написал его специально для исполнения на фортепиано. Годы написания: 1829-1834.
Посвящено блистательной пианистке Мари Фелисите Плейель, как дань годам дружбы и преклонению перед ее талантом. В этом произведении, одном из трех рапсодий, композитор выражает почтение через музыкальное посвящение.
Нежность пробуждающейся природы, которая раскрывается после сковывающего холода. Когда еще зябко, но в душе уже теплится предчувствие перемен. К первым солнечным лучам, к теплу тянется все живое. В музыке звучат восторг и страстный призыв к жизни.
9. Осенний вальс
Еще его можно назвать большим вальсом. Тональность – ля–бемоль мажор, написан для фортепиано в 1840 году.
Удивительно аристократический вальс. Неописуемой красоты звучания. Современники удивлялись, как под такую божественную музыку можно танцевать.
О чем повествует эта музыка? Кто ощущает многообразие красок жизни, кто период расцвета чувств, кто осень жизни. Калейдоскоп выразительных и изящных образов.
Когда человек слушает эту музыку, начинает в душе надеяться и верить, что композитор счастлив. На самом деле – неизвестно. Шопен был очень сдержанным человеком.
Является третьей частью сонаты, всего их было создано четыре. Примечательно, что сам композитор не давал названий частям этого популярного произведения.
Строгость и скорбность третьей части привели к тому, что ее стали исполнять при траурных событиях.
Героическое начало сонаты, энергия, бунт сменяются размеренностью и неотвратимостью конца. На момент написания произведения композитору было всего двадцать семь лет.
В настоящее время у марша появились слова, которые усиливают горечь потери.
7. Сад Эдема (Нежность)
Райская музыка, исполняемая ангелами. Несущая блаженный покой, умиротворение. Чувство любви, которое не имеет границ, а также заполняет сердце вихрем эмоций.
Без переводчика объясняющая смысл жизни, а для кого-то – и предназначение человека.
От произведения веет вдохновением, страстью. О композиторе его современники говорили как о человеке, который тщательно скрывал свои личные переживания. А музыка, которую он писал, выдавала его личность. Ранимую и поэтичную.
6. Прелюдия ми–минор (№ 4)
Сочинение 28. № 4. Одна из знаменитого цикла, в котом еще 23 произведения. Прелюдия стала некой зарисовкой на текущий момент жизни известного композитора.
Сиюминутный взгляд, влекущий быструю реакцию на обострившиеся чувства. Произведение непродолжительное по времени, и мастерство композитора здесь особенно ярко прослеживается.
5. Прелюдия ля мажор (№ 7)
Чудесное произведение. Малая форма. В прелюдии всего 16 тактов. И звучат они как человеческая речь. Убедительно. Поэтично. Неторопливо и величественно.
Интересно, что Фредерик Шопен был первым композитором, создавшим коллекцию из маленьких музыкальных повестей.
Если слушать весь цикл прелюдий подряд, то губы вдруг невольно начнут растягиваться в улыбке. Так как внезапно и неожиданно слушатель начнет узнавать самого себя. А как же иначе, ведь в каждом произведении раскрывается свой характер.
4. Вальс до-диез минор (№ 7)
Седьмой потому, что в собрании сочинений он занимает это место. Поклонники всех времен и народов склонны считать, что история появления произведения связана со страстным чувством любви, которое композитор испытывал к Марии Водзинской.
Семейный клан девушки не позволил соединиться молодым людям. Светлая печаль сохранилась в музыке. Необыкновенно элегантной, трепетной, утонченной.
Настоящий вальс, равно как и все вальсы Шопена, не предназначен для сопровождения танцующих пар. Он является концертным произведением. Романтичная история вдохновила талантливых современников для создания балета, инструментальных оранжировок.
3. Ноктюрн до-диез минор, посмертный
Ноктюрн № 20 был опубликован уже после смерти композитора. Почему такая судьба у музыкального шедевра – теперь неизвестно.
Современники композитора в своих воспоминаниях писали о том, что Шопен был чрезвычайно щепетилен, когда речь заходила о выходе в свет его новых творений. Они должны были быть безукоризненными.
Настоящее произведение писалось и переписывалось всю жизнь. В нем звучит нежность, искренность чувств, хрустальные переливы любви, радость за будущее и боль утраты. Как мог девятнадцатилетний юноша вместить всю гамму чувств в одно произведение – непостижимо.
Восхитительно звучит фортепиано, в переложении для скрипки с оркестром заставляет остановиться дыхание на время исполнения этого гениального произведения.
2. Революционный этюд до-минор
Для фортепиано. Сочинение 10, № 12. Этюды Шопена – всегда законченные произведения, включенные в концертные программы. А не упражнение на развитие технических возможностей пианиста.
Будучи родом из Польши, Шопен переживал все события, происходившие на его родине. Тем более, что там оставались его близкие, о судьбе которых он ничего не знал.
Произведение пишется во время Польского восстания, подавленного русскими войсками. Сам композитор при написании этюда считал, что его «Музыка поможет родному народу добиться победы».
Это произведение носит национальный характер, так как у него ритм полонеза. Ненасытность энергии волнует, заставляет вибрировать каждую клеточку организма. Заставляет ощущать сопричастность к событиям мира.
1. Полонез ля мажор
Сочинение 40. № 1. Полонез – это бальный танец, с воинственным, рыцарским характером. Музыка данного произведения наполнена переживаниями за судьбу польского народа.
Композитор как будто физически ощущает страдания людей. До слез. До застывшего на губах крика. По мнению музыкальных критиков, полонез является более революционным, чем одноименный этюд № 12.
Пианист использует всю клавиатуру, чтобы передать торжественность, монументальность произведения, его ликующий характер.
Мелодия, от которой захватывает дух. Великолепный райский сад Шопена.
Удивительной красоты мелодия. Она такая нежная, такая мягкая и такая проникновенная… Музыкальная композиция Фредерика Шопена «Сад Эдема» уже давно стала самой настоящей классикой. Польский композитор-виртуоз сумел задеть за «живое» всех тех, кто когда-либо слышал его музыку.
Наверное именно такая мелодия звучит в раю. Она приятная и отлично успокаивает нервы. То, что надо для расслабления.
Не знаю, что делает «Сад Эдема» такой душевной, то ли гениальность самого Шопена, то ли особенное настроение во время прослушивания, но хочется слушать эту мелодию снова и снова.
Возможно, ответ скрывается в самой чувственности самого композитора. Ведь уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности.
Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.
Такие гениальны люди как он рождаются крайне редко. Но даже после смерти Шопена люди не за бывают о нём. Ведь композитор продолжает жить в своих творениях, которые любят и чтут во всех уголках земного шара. Давайте же окунёмся в мир прекрасной музыки прямо сейчас. Слушаем и наслаждаемся!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Любовь, нежность, гармония и грусть в прекрасной музыке Шопена
210 лет со дня рождения великого польского композитора Фредерика Шопена
Родился будущий музыкант 1 марта в 1810 году в семье польского учителя и гувернера Николя Шопена и Теклы Юстины Кшижановской, дворянке по происхождению. В местечке Желязова Воля, что под Варшавой, фамилия Шопенов считалась уважаемой интеллигентной семьей. Родители воспитывали своих детей в любви к музыке, поэзии. Мать была хорошей пианисткой и певицей. Помимо маленького Фредерика в семье воспитывалось еще три дочери, но только мальчик проявил по-настоящему большие способности к игре на фортепиано. Обладая большой психической чуткостью, маленький Фредерик мог часами просиживать у инструмента, подбирая или разучивая понравившиеся произведения. Уже в самом раннем детстве он поражал окружающих своими музыкальными способностями и любовью к музыке. Мальчик почти в 5 лет начал выступать с концертами, а в 7 лет уже поступил в класс к знаменитому польскому пианисту того времени Войцеху Живному.
Документальный фильм «Фредерик Франсуа Шопен»
Через пять лет Фредерик превратился в настоящего пианиста-виртуоза, который по техническим и музыкальным навыкам не уступал взрослым. Параллельно с занятиями по игре на фортепиано, Фредерик Шопен начал брать уроки композиции у известного в Варшаве музыканта Юзефа Эльснера. Помимо образования юноша много путешествует по Европе, посещая оперные театры Праги, Дрездена, Берлина. Благодаря протекции князя Антона Радзивилла молодой музыкант стал вхож в высшее общество. Побывал талантливый юноша и в России. Его игра была отмечена императором Александром I. В качестве награды юному исполнителю был подарен бриллиантовый перстень. Набравшись впечатлений и первого композиторского опыта, в 19 лет Шопен начинает свою пианистическую карьеру. Концерты, которые музыкант проводит в родной Варшаве и Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фредерик предпринял спустя год, обернулось для музыканта расставанием с родиной.
Находясь в Германии с выступлениями, Шопен узнает о подавлении польского восстания в Варшаве, одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой музыкант вынужден был остаться за границей в Париже. В память об этом событии композитор написал первый опус этюдов, жемчужиной которых стал знаменитый Революционный этюд.
Во Франции Фредерик Шопен в основном выступал в домах своих покровителей и высокопоставленных знакомых. В это время он сочиняет свои первые фортепианные концерты, которые с успехом сам исполняет на сценах Вены и Парижа. Интересным фактом биографии Шопена является его встреча в Лейпциге с немецким композитором-романтиком Робертом Шуманом. Прослушав выступление молодого польского пианиста и композитора, немец воскликнул: «Господа, снимите шляпы, это гений». Тридцатые годы XIX столетия становятся периодом расцвета творчества композитора. Это своеобразные лирико-трагические картины из жизни народа Польши, преломленные через призму переживаний автора. По-новому открывает Фредерик Шопен и жанр ноктюрна.
Вальс №7
Вальс №2
Личная жизнь Фредерика Шопена сложилась трагично. Несмотря на свою чуткость и нежность композитор по-настоящему не испытал чувства полноценного счастья от семейной жизни. Первой избранницей Фредерика стала его соотечественница, юная Мария Водзиньская. После помолвки молодых людей родители невесты выдвинули требование проведения свадьбы не раньше, чем через год. За это время они надеялись получше узнать композитора и убедиться в его финансовой состоятельности. Но Фредерик не оправдал их надежд, и помолвка была расторгнута. Момент расставания с любимой музыкант переживал очень остро. Это отразилось на музыке, написанной им в тот год. В частности, в это время из-под его пера появляется знаменитая вторая соната, медленная часть которой была названа “Траурным маршем”. Уже через год его увлекла эмансипированная особа, которую знал весь Париж. Баронессу звали Аврора Дюдеван. Она была поклонницей зарождающегося феминизма. Аврора, не стесняясь, носила мужской костюм, она не состояла в браке, а увлекалась свободными отношениями. Обладая утонченным умом, молодая леди занималась писательством и выпускала романы под псевдонимом Жорж Санд.
Баллада №1
История любви 27-летнего Шопена и 33-летней Авроры развивалась стремительно, но свои отношения пара долго не афишировала. Много времени влюбленные проводили в частном владении Авроры Дюдеван на Майорке, где у Шопена и началась болезнь, которая в дальнейшем привела к скоропостижной смерти. Влажный островной климат, напряженные взаимоотношения с любимой и их частые ссоры спровоцировали у музыканта туберкулез. Многие знакомые, наблюдавшие за необычной парой, отмечали, что волевая графиня обладала особым влиянием на слабохарактерного Фредерика. Тем не менее, это не мешало ему создавать свои бессмертные фортепианные произведения. Здоровье Шопена, которое ухудшалось с каждым годом, окончательно было подорвано разрывом со своей возлюбленной Жорж Санд. После этого события, сломленный морально и физически, пианист начинает свое последнее турне по Великобритании. Вернувшись в Париж, он еще какое-то время давал концерты, но вскоре слег и уже больше не вставал. Близкими людьми, которые были рядом с композитором все последние дни, стали его любимая младшая сестра Людвика и французские друзья. Фредерик Шопен умер в середине октября 1849 года. Причиной его смерти стал осложненный туберкулез легких.
Ноктюрн №1
Поляки настолько любят Шопена и гордятся им, что по праву считают его творчество национальным достоянием. В честь композитора открыто множество музеев, в каждом городе стоят памятники великому музыканту. Посмертную маску Фредерика и слепок с его рук можно увидеть в музее Шопена в Желязовой Воле. Аэропорт имени Шопена. В память о композиторе названо много музыкальных учебных заведений, в том числе и Варшавская консерватория. Интересно то, что один из терминалов называется «Этюды» в память о бессмертном творении композитора.
Ноктюрн №2
Революционный этюд
Рубрики: | Композиторы |
Метки: Шопен польские композиторы
Процитировано 6 раз
Понравилось: 13 пользователям
Шопен: биография, интересные факты, творчество
Фридерик Шопен: YouTube / HALIDONMUSIC
Даже далекие от музыки люди знают, что композитор Шопен писал красивые вальсы. Профессионалы, оценивая его талант, отмечали, что он был духом и душой фортепиано. Моцарт из Варшавы — такое прозвище заслужил Шопен. Биография этого человека — отражение эпохи романтизма.
Биография Шопена: детство, образование
Будущий музыкальный гений Фридерик Шопен родился во франко-польской семье 1 марта 1810 года. Француз Николя Шопен служил гувернером в доме графа, что было тогда обычным для образованных иностранцев. Мать Текла Кшижановская — родовитая полячка, хорошо образованная и музыкальная.
Польская местность, где родился Шопен, на тот момент была завоевана Наполеоном, но вскоре отошла к Российской империи. В год, когда родился сын, семья переехала в Варшаву. Мальчик и две его сестры росли, окруженные любовью, заботой и чуткостью. Мать оказала большое влияние на формирование музыкального мира будущего композитора:
Одаренность мальчика проявилась не только в музыке: он сочинял стихи, играл в домашних спектаклях, рисовал карикатуры, в которых легко узнавали кого-то из близкого окружения.
Пять лет, пока мальчику не исполнилось 12, с ним занимался знаменитый чешский пианист Войцех Живный. К отрочеству Фридерик (Фредерик во французской транскрипции) был уже виртуозным исполнителем.
Общее образование получал в лицее, а профессиональные музыкальные знания Шопен-композитор приобрел в Варшавской консерватории, которую посещал в 1826–1829 гг.
Летние каникулы юноша проводил в загородных имениях своих друзей. Именно здесь он, слушая деревенских музыкантов, познакомился близко с польской народной музыкой. Так Шопен впитал мотивы национальной музыки, которые позже использовал как основу для оригинальных произведений. У юного Шопена была возможность посещать ведущие оперные театры Германии, Чехии, где давали концерты выдающиеся музыканты.
В воспоминаниях и отзывах известных творцов встречается информация о Шопене как об обаятельном юноше с изысканными манерами. Невысокий, хрупкий, с врожденными аристократическими манерами — таким был Шопен. Портрет его в юности передает романтическую внешность: голубые глаза, мягкая улыбка, вьющиеся волосы.
Фридерик Шопен: YouTube / CLASSICAL CHANNEL
Фридерик Шопен: творчество
С 19 лет музыкант начинает артистическую деятельность — выступает с концертами в Польше и в соседних странах. В одной из гастрольных поездок он узнает о восстании на родине, вспыхнувшем из-за национального угнетения. Юноша стремится присоединиться к восставшим, среди которых было много его друзей.
Но по пути в Варшаву его настигает весть о разгроме восстания и арестах, он вынужден покинуть Польшу. Отчаяние из-за поражения музыкант выплескивает в эмоциональных записях («Штутгартский дневник») и созданном тогда «Революционном этюде».
Разлука стала сильнейшей личной трагедией композитора. Она повлияла на жизнь и творчество Шопена, наполнила его произведения драматизмом. Дальше краткая биография Шопена проходит вдали от Отчизны.
С 21 года он живет в Париже, его концерты имеют успех, но дает он их мало — предпочитает камерные выступления в аристократических салонах. Юноша входит в среду молодых талантливых музыкантов, литераторов, художников из разных стран. Столица Франции стала тогда центром нового направления в искусстве — романтизма, который противопоставлялся рационализму и классицизму. Творчество Шопена как раз развивалось в таком ключе, и музыкант влился в ряды романтиков.
Композитор оставался приветливым и дружелюбным, но сдержанным. Свой внутренний мир никому не открывал, а о музыке говорил очень редко: все, что хотел сказать, воплощал в произведениях.
Он создал два концерта, три сонаты, четыре баллады и множество ноктюрнов, этюдов, полонезов, вальсов и других фортепианных произведений. Исследователи его творчества выделяют новаторские методы композитора, повлиявшие на развитие музыки:
Отличало Шопена от других творцов то, что ему нравилось преподавать фортепианную игру. Он один из немногих, кто проявил себя как педагог. И писал Шопен для детей развивающую музыку, красивые колыбельные.
Музыка Шопена — сочетание классических форм с богатой мелодичностью и фантазией. Ее отличительные черты — смелость и изобразительность.
Шопен и Жорж Санд: YouTube / История Композитора
Фридерик Шопен: факты, личная жизнь, последние годы
Всего 39 лет прожил Фридерик Шопен. Годы жизни его наполнены и радостью творчества, и восхищением поклонников, и губительной страстью.
Современники оставили воспоминания, из которых узнаем такие интересные факты из жизни музыканта:
Памятник Шопену и Жорж Санд в Париже: Pixabay
В Париже случился один из самых невероятных романов того времени — между утонченным композитором и сильной решительной женщиной, которая носила мужские костюмы и курила сигары. Это была Аврора Дюпен, известная как писательница Жорж Санд.
Они встретились в творческой среде. Она была на несколько лет старше композитора, имела сына и дочь, давно ушла от мужа, пережила несколько бурных романов. Независимая, эпатажная, Жорж Санд произвела на Шопена при первой встрече неприятное впечатление.
Но он ее поразил. Она старалась часто пересекаться с ним. После общения с женщиной Фридерик изменил первоначальное мнение: она вызвала страсть, которую музыкант не смог побороть до конца жизни. Сначала они встречались тайно, но вскоре стали открыто жить вместе.
В 1838 году Шопен и Жорж Санд с детьми отправляются на отдых на испанский остров Мальорку (Майорка). Годом раньше Шопен пережил первые проявления болезни легких, теперь надеялся поправить здоровье в теплом климате.
Но вопреки ожиданиям его состояние ухудшилось, Жорж Санд пришлось ухаживать за ним. Возникли проблемы с жильем: хозяева боялись, что у постояльца туберкулез, поэтому выставили их, заставив заплатить за мебель (ее сожгли из опасений подхватить заразную болезнь). Пара с большими трудностями вернулась в Париж. Летние месяцы они теперь проводили в поместье Ноан, принадлежавшем писательнице.
Отношения осложнились из-за детей:
В конце концов это почти разрушило отношения. После особо крупной ссоры с сыном Санд Шопен ушел. Но была еще переписка.
Разрыв с Жорж Санд музыкант переживал тяжело: он признавался, что не может создать ничего нового, перестал писать музыку. Весной 1848 года Шопен отправляется в долгую гастрольную поездку в Англию. Но нервное напряжение и сырой климат обострили его болезнь. Осенью он дал последний концерт и вернулся в Париж. Здоровье уже не восстановилось, и 5 октября 1849 года Фридерик Шопен умер.
Памятник Шопену в Варшаве: Pxhere
Романтические произведения Шопена стали классикой, увлекают слушателей уже более двух веков. Известные музыканты включают их в свой репертуар, проводится международный конкурс пианистов имени Шопена. Чтут композитора как на его родине, в Польше, так и в мире. В Казахской национальной консерватории в год 200-летия композитора открыли зал имени Фридерика Шопена.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора