с песней на руси родились
Конспект урока по музыке Русские народные инструменты
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по музыке 2 класс 19.11.2015г.
Тема урока: « Русские народные инструменты»
Цель: продолжить знакомство учащихся с русскими народными инструментами, расширить представления школьников о тембре как важном качестве музыки.
-формировать представления учащихся о многообразии музыкальных инструментов;
-воспитывать у учащихся интерес к музыкальному искусству;
-развивать у учащихся тембровый слух;
-активизировать творческую активность учащихся.
Дидактический материал: учебник по музыке 2класс, рабочая тетрадь 2 класс, русские народные инструменты: ударные, баян, балалайка, домра.
Музыкальный материал. Р.н.п. «Во поле берёза стояла» (запись, оркестр русских народных инструментов), р.н.п. «Как на тоненький ледок», р.н.т. «Яблочко» (запись, балалайка и гитара), р.н.п. «Весёлые гуси» (запись в «Garage bend»), В.Герчик, Н.Френкель «Нотный хоровод», международный рождественский гимн «Тихая ночь», колядки, Г.Струвэ «Моя Россия».
У. Муз. приветствие: «Здравствуйте, ребята!»
Распевка: 1.Звукоряд. (Работа над метро-ритмом 2/4, 4/4) 2.Р.н.п. Во поле берёза стояла – работа над чистотой интонации, исполнение мелодии на синтезаторе разными тембрами (исполнение на слог ду-ду-ду)
Звучит р.н.п. « Во поле берёза стояла» (исполняет оркестр русских народных инструментов)
У. Кто из вас может назвать музыкальное произведение?
Д. Р.н.п. Во поле берёза стояла.
У. Кто автор этой песни?
У. Какие музыкальные инструменты исполняют это произведение?
Д.Баян, балалайка, и т.д.
У. Тема нашего урока «Русские народные инструменты»
2.Работа с материалом урока.
Работа с разворотом учебника. Стр.52.
У. Что обозначают слова: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Д. Считалка. (учим считалку, игру, читаем в разном темпе, учащиеся угадывают по тембру голоса, кто читает считалку)
У. Мы друг друга узнаём по окраске голоса, по тембру, музыкальные инструменты мы также определяем по тембру.
Работа с учебником. Стр.54.
Ч тение стихотворения поэта Геннадия Серебрякова.
«Ты откуда, русская зародилась музыка?
«Ты откуда, русская зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Их порою вешней нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней на Руси родились».
У. Как вы понимаете выражение «С песней на Руси родились?»
Д. Песня всегда была рядом с человеком. Мама поёт малышу на ночь колыбельную, водят хоровод под хороводную песню, веселятся под шутливые песни.
Р.н.п. «Как на тоненький ледок» исполнение, инсценировка песни.
У. Какой характер у этой песни?
Д. Весёлый, плясовой.
У. У нас сегодня звучали две песни «Во поле берёза» и «Как на тоненький ледок.» Какая из этих песен созвучна стихотворению «Ты откуда, русская, зародилась музыка?
Д. Р.н.п. «Во поле берёза стояла», и песня, и стиховорение носят спокойный характер.
Работа с учебником стр.55.
У. Какие русские народные музыкальные инструменты вы можете назвать?
Д. Называют инструменты которые изображены в учебнике.
Учитель показывает музыкальные инструменты и рассказывает о них. Презентация (Русские народные инструменты. Скоморохи)
В древней Руси музыка звучала и на боярских, и на княжеских пирах, и на народных гуляньях. Главными музыкантами в те далёкие времена были скоморохи. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных инструментах. На каких инструментах играли скоморохи? (Трещотки, бубны, ложки, рожки, гусли, балалайки, домры).
Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого-либо народа. У русских это балалайка и баян. В 18-19 и начале 20вв, балалайка была одним из самых распространённых народных инструментов, о чём свидетельствуют многочисленные песни, сказки, пословицы, а также изображения балалайки на лубочных картинках и др. Корпус балалайки деревянный, гриф длинный, звучит балалайка не громко, но звонко. В старину делали балалайки из тыквы, в разных местностях она имела разный вид и разный звук, её вид зависел от фантазии умельца.
Поговорки про балалайку.
Вывернулся, как Мартын с балалайкой.
Наш брат Исайка – без струн балалайка.
У. Чему нас учат эти поговорки?
Демонстрация работы в музыкальной виртуальной лаборатории «Garage bend»;
Существует очень большое количество музыкальных инструментов.Узнать звучание каждого музыкального инструмента, вы сможете, работая в музыкальной виртуальной лаборатории «Garage band».
1.Учитель показывает аранжировку песни «Два весёлых гуся».
2.Партию голоса исполняют ученики и записывают дорожку.
Исполнение, запись и прослушивание песни «Два весёлых гуся»
У. Чтобы научиться работать в этой программе, мы должны учить музыкальную грамоту.
5.Исполнение песни «Нотный хоровод».
Работа в единой коллекции ЦОР.
Нахождение клавиатуры фортепиано. Игра на клавиатуре.
Проверка домашнего задания.
Международный рождественский гимн «Тихая ночь», Колядки,
Учащиеся исполняют колядки, которые сочинили своим близким.
Муз. Струвэ «Моя Россия» – исполнение.
1Какие музыкальные инструменты вы сегодня вспомнили?
Русские народные инструменты.
Конспект урока «Русские народные инструменты:гармонь,гусли,балалайка».Знакомство учащихся с русскими народными инструментами.Воспитание у учащихся интереса к музыкальному искусству.
Содержимое разработки
Тема. Русские народные инструменты: гармонь, гусли, балалайка.
Цель: знакомство учащихся с русскими народными инструментами, расширить представления школьников о тембре как важном качестве музыки.
формировать представления учащихся о многообразии музыкальных инструментов;
воспитывать у учащихся интерес к музыкальному искусству;
развивать у учащихся тембровый слух;
активизировать творческую активность учащихся.
Учебное оборудование: музыкальные инструменты.(барабан, маракас, румба)
Музыкальный материал. Р.н.п. «Во поле берёза стояла» (запись, оркестр русских народных инструментов), р.н.п. «Как на тоненький ледок», р.н.т. «Яблочко» (запись, балалайка и гитара), р.н.п. «Весёлые гуси» Н.Френкель «Нотный хоровод»
У. Муз. приветствие: «Здравствуйте, ребята»
Звучит р.н.п. « Во поле берёза стояла» (исполняет оркестр русских народных инструментов)
У. Кто из вас может назвать музыкальное произведение?
Д. Р.н.п. Во поле берёза стояла.
У. Кто автор этой песни?
У. Какие музыкальные инструменты исполняют это произведение?
Д.Баян, балалайка, и т.д.
У. Тема нашего урока «Русские народные инструменты»
У. Что обозначают слова: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Д. Считалка. (учим считалку, игру, читаем в разном темпе, учащиеся угадывают по тембру голоса, кто читает считалку)
У. Мы друг друга узнаём по окраске голоса, по тембру, музыкальные инструменты мы также определяем по тембру.
Чтение стихотворения поэта Геннадия Серебрякова.
«Ты откуда, русская зародилась музыка?
«Ты откуда, русская зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Их порою вешней нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней на Руси родились».
У. Как вы понимаете выражение «С песней на Руси родились?»
Д. Песня всегда была рядом с человеком. Мама поёт малышу на ночь колыбельную, водят хоровод под хороводную песню, веселятся под шутливые песни.
Исполняют песню «Водят ноты хоровод»
День за днём, за годом год
Водят ноты хоровод,
И давно известно всем –
Их на свете ровно семь.
Хорошо бы нам суметь
В хороводе с ними петь.
Так пойди же пригласи:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Слушание песни «Как на тоненький ледок»
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ваня, поспешал,
Со добра коня упал.
Он упал, упал, лежит,
Никто к Ване не бежит.
Две подружки увидали,
Прямо к Ване подбежали.
Р.н.п. «Как на тоненький ледок» исполнение, инсценировка песни.
У. Какой характер у этой песни?
Д. Весёлый, плясовой.
У. У нас сегодня звучали две песни «Во поле берёза» и «Как на тоненький ледок.» Какая из этих песен созвучна стихотворению «Ты откуда, русская, зародилась музыка?
Д. Р.н.п. «Во поле берёза стояла», и песня, и стиховорение носят спокойный характер.
У. Какие русские народные музыкальные инструменты вы можете назвать?
Д. Называют инструменты которые изображены в учебнике.
Учитель показывает музыкальные инструменты и рассказывает о них. Презентация (Русские народные инструменты. )
В древней Руси музыка звучала и на боярских, и на княжеских пирах, и на народных гуляньях. Главными музыкантами в те далёкие времена были скоморохи. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных инструментах. На каких инструментах играли скоморохи? (Трещётки, бубны, ложки, рожки, гусли, балалайки, домры).
Гусли клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук.
На гуслях играли и русские богатыри Добрыня Никитич, Соловей Будимирович, Садко.. Послушайте как звучит этот инструмент.
Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого-либо народа. У русских это балалайка и баян. В 18-19 и начале 20вв, балалайка была одним из самых распространённых народных инструментов, о чём свидетельствуют многочисленные песни, сказки, пословицы, а также изображения балалайки на лубочных картинках и др. Корпус балалайки деревянный, гриф длинный, звучит балалайка не громко, но звонко. В старину делали балалайки из тыквы, в разных местностях она имела разный вид и разный звук, её вид зависел от фантазии умельца.
Поговорки про балалайку.
Вывернулся, как Мартын с балалайкой.
Наш брат Исайка – без струн балалайка.
У. Чему нас учат эти поговорки?
Гармонь – это духовой, язычковый инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Когда родилась гармонь? В истории существует доказательства исследователей, что впервые гармонь появилась в250 лет назад в Санкт-Петербурге в России, благодаря стараниям органного мастера Франтишика Киршника. Он придумал новый способ извлечения звука при помощи металлического язычка колеблющегося под действием потока воздуха.
В процессе времени гармонь очень понравилась и стала распространяться среди русского народа. Появилось множество разновидностей гармони, благодаря народным умельцам она изменялась, добавлялись ряды кнопочек, на каждой клавиатуре, от маленькой однорядной до большой многорядной на каждой клавиатуре.
В зависимости от той местности, где усовершенствовали гармонь ее так и называли. В Г.Тула развивалась Тульская гармонь, в других областях «Ливенка», «Вятская», «Тальянка», и самая распространенная в наше время является гармонь под названием «Хромка».
А сейчас давайте посмотрим, как выглядят гармони разных районов России.
Но не только у русского народа была распространена, гармонь и у казахского народа музыканты участвовали в айтысах, аккомпанируя себе на гармони.
И если вы смотрите теле передачу « Играй гармонь», то видите, как любима народом гармонь.
Она и поплачет и погрустит, в час веселья веселит, а если к ней присоединится балалайка, то веселью нет конца.
В г.Усть – Каменогорске в этом году в этно – деревне, музее заповеднике прошел третий областной фестиваль инструментального народного творчества «Играй гармонь. Звени домбра».
Давайте послушаем, как звучит гармонь:
На гармони не закончилось развитие этого инструмента, позже появились более усовершенствованные это баян и аккордеон
1. Собрался народ на гулянку, попеть поплясать под тальянку
Эх, раз еще раз давай перепляс, каблук не жалей, веселей!
Эх, жизнь хороша! поёт вся душа, поёт вся душа и жизнь хороша!
3. Эх-ма! Сама, выходи, кума! На нас погляди, давай, выходи!
Эх, жизнь хороша! поёт вся душа, Эх раз, ещё раз пляши сейчас!
Внимательно послушайте ее, постарайтесь запомнить мелодию.
-Исполнение учителя, аккомпанемент на баяне
-Чтение текста. (учитель)
-Построчное подпевание, учитель-уч-ся.
-По куплетное исполнение, работа над дыханием, звуковедением, артикуляции…
-Исполнение по группам – 1куплет …
Существует очень большое количество музыкальных инструментов.
1Какие музыкальные инструменты вы сегодня назвали?
Конспект урока по музыке «Музыка в народном стиле»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Т е м а : МУЗЫКА В НАРОДНОМ СТИЛЕ (экскурс в мир плясовых мелодий)
Цел ь: углубить знания детей о мире русской культуры с помощью народной и композиторской музыки.
Задачи: воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине средствами народной и композиторской музыки, исполнительской и слушательской культуры; развивать вокальные навыки средствами ладовой сольмизации, чувство метроритма в системе ритмической работы, навыки устной речи, памяти, логического мышления, внимания; знакомить с музыкой в народном стиле, созданной П. И. Чайковским; сравнивать авторскую музыку с плясовой с целью нахождения точек соприкосновения и общего начала, с навыком ритмической работы в ансамбле.
Музыкальный материал к уроку: «Светит месяц» (русская народная плясовая), «Камаринская» (из «Детского альбома» П. И. Чайковского).
— Совершенно верно. А что говорит автор о появлении песни на Руси? (Говорит, что с песней на Руси родились.)
— Мы продолжаем разбирать ритм танца. Из каких длительностей состоит наш ритмический рисунок? (Из ТА и ТИ.)
— Верно. Именно чередование коротких и длинных звуков и составляет ритм. Что означает цифра в начале ритмической записи? (Количество долей ТА в такте.)
— На доске у нас ритмическая партитура, с которой познакомились на прошлом уроке. Сохраняя деление на группы, вспомните свои рисунки. Давайте повторим отдельно с каждой группой (с названиями).
— А теперь объединяемся в ансамбль и хлопаем, считая и называя доли «про себя».
— Как вы считаете, такое ритмическое сопровождение более характерно для хоровода или для плясовой? Почему? (Для плясовой, так как ритм передает ощущение подвижного движения.)
Исполняется мелодия плясовой «Светит месяц» с использованием ручных знаков относительной сольмизации и названиями ступеней.
-Ну а теперь, когда голоса готовы к работе, споем эту же мелодию на слог «до» в характере. И определим: это мелодия плясовой или хоровода?
Исполнение мелодии плясовой «Светит месяц» в темпе на слог «до».
— Совершенно верно. Это мелодия и ритм русской народной плясовой «Светит месяц». И прозвучит она в исполнении оркестра русских народных инструментов. Вспомните известные вам русские инструменты. (Балалайка, гармонь, гусли, свирель, бубен, трещотки, ложки, свистульки и др.)
— Во время слушания присоединимся к оркестру: в начале с моей помощью вместе прохлопываем сложный вариант ритмического рисунка, а затем, когда я опущу руки, вы изображаете игру на русских народных музыкальных инструментах.
Слушание плясовой «Светит месяц» с ритмопластическим сопровождением.
— Я рада, что вам удалось услышать такое разнообразие инструментов. Продолжаем наше музыкальное путешествие. В первом полугодии мы знакомились с некоторыми произведениями из музыкального альбома композитора. (Демонстрация портрета композитора П. И. Чайковского.)
— И среди этих произведений нам встретились три танца разных народов. Вспомните их названия. (Это были «Вальс», «Полька» и «Камаринская».)
— Какой же из этих танцев родился в России? («Камаринская».)
— Верно. И уже тогда мы говорили о том, что музыка сочинена композитором в народном стиле. Что же означают слова «в народном стиле»? Как вы их понимаете? (Это значит, что композитор сочинил музыку, которая близка по стилю, настроению, характеру к русской народной. Какая-то народная тема может быть положена в основу произведения, но она должна быть обработана, изменена композитором.)
— Давайте проверим, правильны ли ваши предположения.
Слушание «Камаринской» из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Определить, близка ли она по духу к народной музыке.
— Согласна с вами. И мелодию «Камаринской» П. И. Чайковский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой!
Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных и одновременно похожих музыкальных произведения. Назовите их. (Русская народная плясовая «Светит месяц» и «Камаринская» из «Детского альбома» 77. И. Чайковского.)
-Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали, откуда мы родом, и не теряли наши культурные традиции и обычаи.
Конспект урока в 4 классе «Ты откуда русская зародилась музыка?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок музыки в 4 классе по программе Е.Д.Критской
Ты откуда, русская, зародилась музыка?
Нов.материал: (На доске записана тема урока и слова). «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»
Ты откуда. Русская, зародилась музыка?
То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьём сердце билась с самого начала?
Как ты появилась? Как ты зазвучала?
Пролетели гуси, уронили гусли
Пролетали утки, уронили дудки
Нашли, не удивились,
Ну, а песня? С песней на Руси родились.
— Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен. Познакомимся с новыми играми.
Но сегодняшний урок у нас будет необычный. Давайте представим, что мы с вами попали в старину…
Давным-давно, почти две тысячи лет назад. Русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами.
2. Пока дитя спит, у Марьюшки много дел нужно по дому сделать…
Если очень много дела, Запевайте песню смело.
Вяжут, ткут, прядут и жнут, Эти песни любят труд. ….(трудовые).
-Давайте прослушаем песню «Прялица»
3.А как проснётся дитятко с ним нужно поиграть.
«Пошла коза по лесу»).
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
— Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
И глазками поводим, поводим, поводим,
Туда-сюда походим, походим, походим,
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И все начнем с начала, с начала, сначала.
4. Весело и дружно живут, горя не знают, гостей приглашают:
На гулянке, на вечёрке,
И под горкой, и на горке Собирается народ,
Он и пляшет, и поёт. Песни бодрые, живые. Эти песни ….(плясовые).
На лугу иль на опушке
А сейчас немодные Песни ….(хороводные).
-Песня « Во поле берёза стояла…»
5. А чтоб развеселить друг дружку, Они всегда поют ….(частушки).
6. Наступает ночь – отдыхать пора.
А образ этой песни помогает набираться новых сил от «Тёмной ноченьки» и «ясных звёздочек».
— Прослушивание песни «У зари-то, у зореньки».
— жанр лирической песни (Задушевность, сердечная теплота, распевы, лиричность, нежность, красивые фразы.
7. Про любовь в них и про дружбу,
Про войну в них и про службу,
Их всегда поют ….(солдаты, солдатские).
А жизнь идёт своим чередом и пришло время Ивану в армии служить.
— А Марьюшка ждёт его поджидает и песню напевает …
— Прослушивание и марширование под песню «Солдатушки, бравы ребятушки…»
Этап закрепления изученного материала.
Ребята, чем занимались на уроке?
Пели, слушали музыку, плясали, водили хороводы, играли……..
Ребята, о каком жанре музыкального искусства мы говорили сегодня на уроке?
(о русской народной песне)
Скажите, а почему в названии темы нашего урока стоит многоточие?
(потому что жанры русской народной песни очень разнообразны)
Назовите произведения которые вам запомнились, для кого они написаны и кем?
(ребята перечисляют: игровые, лирические, хороводные, солдатские—рекрутские, трудовые песни и частушки). Написаны народом и для народа. Одинаковы были произведения? Разные по характеру, движению, смыслу, настроению. Верно. Вот такая разновидность или род песен называется одним словом жанр. (слово на доске).
Д.зад.Выучить одну русскую народную частушку
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Номер материала: ДA-036373
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.