с кем гусляры сравнивают царя ивана васильевича
Какие ответы на этот тест?
Тест по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова»
1. Назовите век, в котором происходят события поэмы.
1) ХIV в. 2) ХVI в. 3) XVII в. 4) ХV в.
2. Кто стоит на пиру позади царя?
1) Стольники. 3) Сводники.
2) Охранники. 4) Собачники.
3. Что Кирибеевич попросил у царя?
1) Женить его. 3) Дать надел земли.
2) Дать должность при дворе. 4) Отпустить сражаться с
басурманами.
4. Каково имя старой работницы в семье Калашниковых?
1) Елисеевна. 3) Евгеньевна.
2) Еремеевна. 4) Елизаровна.
5. Кому перед боем не поклонился Калашников?
1) Жене. 3) Богу.
2) Царю. 4) Сопернику.
6. Какая вещь Алены Дмитриевны, оказалась у Кирибеевича?
1) Кольцо. 3) Серьга.
2) Фата. 4) Кулон.
7. Сколько лет было Лермонтову, когда он сочинил эту поэму?
1) 18. 2) 50. 3) 23. 4) 38.
8. Какого цвета традиционно была рубаха палача?
1) Белого. 3) Красного.
2) Черного. 4) Не носил рубахи.
9. Где происходят события в первой части поэмы?
1) В доме купца. 3) В Коломенском.
2) В Кремле. 4) В Белом доме.
10. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?
1) Царского суда. 3) Людской молвы.
2) Немилости мужа. 4) Лютой смерти.
11. Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова?
1) Владимирская. 3) Суздальская.
2) Киевская. 4) Рижская.
12. С кем гусляры сравнивают царя?
1) С ястребом. 3) С кречетом.
2) С соколом. 4) С вороном.
13. Где происходят события второй части поэмы?
1) В Лефортове. 3) В Замоскворечье.
2) В Коломенском. 4) В Царицыно.
14. Где в Москве происходили кулачные поединки?
1) На Красной площади. 3) На Каменном мосту.
2) На Москве-реке. 4) В Александровском саду.
17. Из какой семьи родом Кирибеевич?
1) Сигизмунда. 3) Малюты Скуратова.
2) Бориса Годунова. 4) Василия Шуйского.
18. Какой крест поставили на могиле Калашникова?
1) Кленовый. 3) Дубовый.
2) Осиновый. 4) Еловый.
19. Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его казни?
1) казнить
2) лишить купеческого звания
3) разрешить песпошленную торговлю
4) пристроить при дворе
20. Что такое аргамак?
1) оружие
2) конь
3) одежда
4) еда
1 События происходят в 16 веке во время правления царя Ивана Грозного.
6 Шёлковая полосатая фата
7 23 года
Песня про купца Калашникова» была написана М. Ю. Лермонтовым в 1837 году, Лермонтов родился в 1814
8Красная с яркой запонкой.
9 В Кремле. На пиру у царя Ивана Грозного
10 Немилости мужа->
«Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюсь твоей немилости».
11 Никакая из этих->
«Схоронили его за Москва-рекой
На чистом поле Промеж трех дорог:
Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской».
12 С ястребом->
Вот нахмурил царь брови черные
И навел на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого
14 На Москве-реке->
Не казна ли у тебя поистратилась?
Иль зазубрилась сабля закаленная?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?
16Выйти на поединок
18 Кленовый->
И кленовый крест тут поставили
19 разрешить беспошленную торговлю->
«Молодую жену и сирот твоих
из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
по всему царству русскому широкому
Торговать безданно, безпошлинно».
20 конь
В старину: верховая лошадь восточной породы
Литературная викторина. М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
ЛИТЕРАТУРНАЯ викторина.
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
1. Назовите век, в котором происходят события?
1.XIV век 2.XVI век 3.XVII век 4.XV век
2. Кто стоит на пиру позади царя?
1.Стольники 2.Охранники 3.Сводники 4.Собачники
3. Что Кирибеевич попросил у царя?
1.Женить его 2.Дать должность при дворе 3.Дать надел земли 4.Отпустить сражаться с басурманами
4. Каково имя старой работницы в семье у Калашниковых?
1.Елисеевна 2.Еремеевна 3.Евгеньевна 4.Елизаровна
5. Кому перед боем не поклонился Калашников?
1.Жене. 2.Богу. 3. Царю. 4. Сопернику.
6. Какая вещь Алены Дмитриевны оказалась у Кирибеевича?
1.Кольцо. 2.Серьга. 3.Фата. 4.Кулон.
7. Сколько лет было Лермонтову, когда он сочинил эту поэму?
1)18. 2)50. 3)23. 4)38.
8. Какого цвета традиционно была рубаха палача?
1.Белого. 2.Красного. 3.Черного. 4.Не носил рубахи.
9. Где происходят события в первой части поэмы?
1.В доме купца. 2.В Коломенском. 3. В Кремле. 4. В Белом доме.
10. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?
1.Царского суда. 2. Людской молвы. 3.Немилости мужа. 4. Лютой смерти.
11. Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова? 1.Владимирская. 2.Суздальская. 3.Киевская. 4.Рижская.
12. Кто из родственников Алены Дмитриевны был рядом с ней?
1.Отец. 2.Старший брат. 3.Младший брат. 4.Сестра.
13. С кем гусляры сравнивают царя?
1.С ястребом. 2.С кречетом. 3.С соколом. 4.С вороном.
14. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?
1.С яхонтом. 2. С яшмой. 3.С алмазом. 4. С жемчугом.
15. Какой особый знак принадлежал опричникам?
1.Черная лента. 2. Знак ястреба. 3.Метла и собачья голова 4. Шапка с изображением волка.
16. На какую глубину вошел в пол наконечник царского посоха?
1.На дюйм. 2.На пол-аршина. 3.На полчетверти. 4.На 10 сантиметров.
17. Где происходят события второй части поэмы?
1.В Лефортове. 2.В Замоскворечье. 3.В Коломенском. 4.В Царицыно.
18. Куда уходила из дома Алена Дмитриевна в злополучный вечер?
1.В лавку. 2.В гости. 3.В церковь. 4.На свидание.
19. Где в Москве происходили кулачные поединки?
1.На Красной площади. 2. На Каменном мосту. 3. На Москве-реке. 4. В Александровском саду.
20. Какую беду молодого опричника не предполагал царь?
1.Кончились деньги. 2. Любовь приключилась. 3.Конь захромал. 4. Заболел.
21. Что сделал Калашников перед поединком?
1.Надел рукавицы. 2. Надел кольчугу. 3.Снял рукавицы. 4. Снял шапку.
22. Какие товары предлагал в своей лавке купец Калашников?
1.Еду. 2. Кондитерские. 3.Шелковые. 4. Контрабандные.
24. Из какой семьи родом Кирибеевич?
1.Сигизмунда. 2. Малюты Скуратова. 3.Бориса Годунова. 4. Василия Шуйского.
25. Что удивило купца Калашникова, когда он вернулся домой?
1.Отсутствие еды. 2. Присутствие жены. 3.Присутствие гостя. 4.Отсутствие жены.
26. Сколько ударов нанесли друг другу противники в бою?
1.Три. 2. Пять. 3. Два. 4. Много.
27. Какой крест поставили на могиле Калашникова?
1.Кленовый. 2.Дубовый. 3.Осиновый. 4. Еловый.
28. Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его казни?
1.Казнить. 2.Лишить купеческого звания. 3.Разрешить беспошлинную торговлю. 4.Пристроить при дворе.
Тест по поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича. «
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича. «
1. Героями «Песни про царя Ивана Васильевича. » М.Ю.Лермонтова являются:
а) Кирибеевич, Калашников, царь Иван Грозный
б) Калашников, Кирибеевич, царь Пётр 1
в) царь Иван Грозный, Кирибеевич, князь Олег
г) опричник Калашников, царь Иван Грозный, купец Кирибеевич.
2. Какое время описано в «Песне про царя Ивана Васильевича…»?
а) XV век б) XVI век в) XVII век г) XVIII век
3. Соотнесите элементы композиции:
4. Определите жанр «Песни про царя Ивана Васильевича. «.
а) былина б) песня в) поэма г) баллада
5 ) За что бился на кулачном бою Калашников?
а) показать удаль царю
б) за младших братьев
6. Кому из героев принадлежат слова:
«Государь ты мой, красно солнышко,
Твои речи — будто острый нож;
От них сердце разрывается.
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюсь твоей немилости»?
а) Кирибеевичу б) Калашникову в) Алёне Дмитриевне г) Еремеевне
7. Кому из героев принадлежат слова:
« Ты скажи, скажи, Еремеевна,
А куда девалась, затаилася
В такой поздний час Алена Дмитревна?»
а) Кирибеевичу б) Калашникову в) брату Калашникова г) Ивану Васильевичу
8. Кому из героев принадлежат слова:
«Господин ты мой, Степан Парамонович,
Я скажу тебе диво дивное:
Что к вечерне пошла Алена Дмитревна;
Вот уж поп прошел с молодой попадьей,
Засветили свечу, сели ужинать, —
А по сю пору твоя хозяюшка
Из приходской церкви не вернулася»?
а) Кирибеевичу б) Калашникову в) Еремеевне г) Ивану Васильевичу
9. Кому из героев принадлежат слова:
«Государь ты наш, Иван Васильевич!
Не кори ты раба недостойного:
сердца жаркого не залить вином,
Думу чёрную – не запотчевать!»?
а) Кирибеевичу б) Калашникову в) брату Калашникова г) Еремеевне
10. Кому из героев принадлежат слова:
«Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?
Не истёрся ли твой парчёвый кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилась?
а) Кирибеевичу б) Калашникову в) брату Калашникова г) Ивану Васильевичу
11. Кто стоит на пиру позади царя?
а) стольники б) сплетники в) сводники г) сокольники
12. Что Кирибеевич попросил у царя?
а) сосватать его б) дать должность при дворе
в) отпустить в монастырь г) отпустить сражаться с басурманами
13. Где в Москве происходили кулачные поединки?
а) на Соборной площади б) на Каменном мосту
в) на Москве-реке г) в Александровском саду
15. Отличительный знак опричников:
а) черная лента б) перстень с волчьей мордой
в) метла и собачья голова г) ястреб на левом плече
16. Какая вещь, принадлежавшая Алёне Дмитриевне, оказалась в руках у Кирибеевича?
а) цветок б) платок в) перстень г) бусы
17. С кем гусляры сравнивают царя Ивана Васильевича?
а) с ястребом б) с соколом в) с орлом г) с вороном
18. Из какой семьи родом Кирибеевич?
а) Михаила Романова б) Казимира Малевича
в) Малюты Скуратова г) Василия Шуйского
19. Сколько лет было М.Ю.Лерсонтову, когда он сочинил эту поэму?
а) 18 б) 43 в) 23 г) 31
20. В словосочетаниях: Москва великая, небо чистое, заря алая — используется:
а) метафора; б) гипербола; в) инверсия; г) сравнение
21. М.Ю. Лермонтов использует в поэме многие фольклорные приёмы. Один из них — приём параллелизма; это:
а) перенос значения по сходству;
б) определение стоит всегда после определяемого слова;
в) сопоставление мира природы и мира человека.
22. Какое обещание, данное Калашникову, выполняет Иван Грозный?
б) Он устраивает ему богатые похороны
в) Он обещает сделать его детей своими приближенными.
23. Узнай героя: «. во златом венце; брови чёрные; очи зоркие; промолвил. слово грозное. »
а) Кирибеевич б) Степан Парамонович Калашников
в) Матвей Ромодановский г) Иван Васильевич
24. Укажите средство изобразительности:
«Опустил он в землю очи ТЁМНЫЕ,
А в груди его была дума КРЕПКАЯ.
а) метафора б) олицетворение в) сравнение г) эпитет
25. Укажите средство изобразительности:
а) метафора б) олицетворение в) сравнение г) эпитет
Номер материала: ДБ-838599
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября
Время чтения: 1 минута
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова»
1. Назовите век, в котором происходят события поэмы.
2. Кто стоит на пиру позади царя?
2) Охранники. 4) Собачники.
3. Что Кирибеевич попросил у царя?
1) Женить его. 3) Дать надел земли.
2) Дать должность при дворе. 4) Отпустить сражаться с
4. Каково имя старой работницы в семье Калашниковых?
1) Елисеевна. 3) Евгеньевна.
5. Кому перед боем не поклонился Калашников?
2) Царю. 4) Сопернику.
6. Какая вещь Алены Дмитриевны, оказалась у Кирибеевича?
7. Сколько лет было Лермонтову, когда он сочинил эту поэму?
8. Какого цвета традиционно была рубаха палача?
1) Белого. 3) Красного.
2) Черного. 4) Не носил рубахи.
9. Где происходят события в первой части поэмы?
1) В доме купца. 3) В Коломенском.
10. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?
1) Царского суда. 3) Людской молвы.
1. Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова?
1) Владимирская. 3) Суздальская.
2. Кто из родственников Алены Дмитриевны был рядом с ней?
1) Отец. 3) Старший брат.
3. С кем гусляры сравнивают царя?
2) С соколом. 4) С вороном.
4. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?
2) С алмазом. 4) С жемчугом.
5. Какой особый знак принадлежал опричникам?
1) Черная лента. 3) Знак ястреба.
6. На какую глубину вошел в пол наконечник царского посоха?
1) На дюйм. 3) На пол-аршина.
7. Где происходят события второй части поэмы?
1) В Лефортове. 3) В Замоскворечье.
2) В Коломенском. 4) В Царицыно.
8. Куда уходила из дома Алена Дмитриевна в злополучный вечер?
1) В лавку. 3) В гости.
9. Где в Москве происходили кулачные поединки?
1) На Красной площади. 3) На Каменном мосту.
10. Какую беду молодого опричника не предполагал царь?
1) Кончились деньги. 3) Любовь приключилась.
2) Конь захромал. 4) Заболел.
1. Что сделал Калашников перед поединком?
2) Снял рукавицы. 4) Снял шапку.
2. Какие товары предлагал в своей лавке купец Калашников?
1) Еду. 3) Кондитерские.
3. Что должны были сделать братья Степана Калашникова в случае его смерти?
2) Закрыть лавку. 4) Выйти на поединок.
4. Из какой семьи родом Кирибеевич?
1) Сигизмунда. 3) Малюты Скуратова.
2) Бориса Годунова. 4) Василия Шуйского.
5. Что удивило купца Калашникова, когда он вернулся домой?
1) Отсутствие еды. 3) Присутствие жены.
2) Присутствие гостя. 4) Отсутствие жены.
6. В описании чего автор ошибся?
1) Красной площади. 3) Купеческой лавки.
2) Кремлевских стен. 4) Царских палат.
7. Сколько ударов нанесли друг другу противники в бою?
8. Какой крест поставили на могиле Калашникова?
2) Осиновый. 4) Еловый.
9. Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его казни?
2) Лишить купеческого звания.
3) Разрешить беспошлинную торговлю.
4) Пристроить при дворе.
10. Что такое аргамак?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДВ-541732
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Методическая разработка. М. Лермонтов Песня про купца Калашникова. Игра.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
(В форме игры «Как стать миллионером»)
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
• познакомить учащихся с поэмой М.Ю. Лермонтова;
• показать мастерство Лермонтова-художника, особенности использования тропов в поэме;
• обсудить проблему долга и чести в поэме;
• показать особенности поэмы как лиро-эпического жанра и ее связь с фольклором.
Игра построена как телеигры «Как стать миллионером», «О, счастливчик», т.е. командам задаются вопросы и даются варианты ответов. Вопросы и варианты ответов зачитывает ведущий. Команда должна выбрать правильный ответ. У команд есть возможность попросить «помощь зала», при этом игроки других команд «голосуют», т.е. ведущий подсчитывает, сколько игроков за какую версию высказалось; «позвонить» другу, т. е. попросить помощи у игрока другой команды; попросить убрать два неверных ответа («50 на 50»), но это можно сделать только по одному разу. После розыгрыша вопросов предлагаются задания и темы для совместного обсуждения.
таблички с названиями команд, которые ребята придумывают в соответствии с темой;
чистая бумага, ручки или карандаши на столах.
Вступительное слово учителя (ведущего)
Нередко название многое сообщает читателю. Интересно, что и слово «песнь» в названии некоторых произведений указывает на их связь с народным героическим эпосом: «Песнь о Роланде», «Песнь о вещем Олеге», АС. Пушкина. М. Ю. Лермонтов тоже называет свою поэму «песней», И мы переносимся в далекий 16 век, когда на Руси царствовал Иоанн 4, прозванный Грозным за свою суровость и жестокость. Зачем же обращается поэт ХIХ в. к столь далеким событиям, что хотел сказать читателям своей поэмой? Об ЭТОМ И пойдет сегодня речь.
1. В каком веке происходят события в поэме?
2. Кто стоит на пиру позади царя?
З. Что Кирибеевич попросил у царя?
(Б) дать должность при дворе.
(В) Отпустить в монастырь.
(Г) Отпустить сражаться с басурманами.
4. Как звали старую работницу в семье Калашниковых?
5. Где в Москве происходили кулачные поединки?
(А) На Соборной площади.
(Б) На Каменном мосту.
(Г) В Александровском саду.
6. Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова?
7. Что такое аргамак?
8. Какого цвета традиционно была рубаха палача?
9. Где происходят события в первой части поэмы?
10. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?
11. Какой особый знак принадлежал Опричникам?
(А) Метла и собачья голова.
(Б) Черная лента через плечо.
(В) Ястреб на левом плече.
(Г) Перстень с изображением волчьей морды.
12. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?
13. Каков размер места, огороженного для поединка (приблизительно)? (А)100 метров.
14. Какая вещь, принадлежавшая Алене Дмитриевне, оказалась в руках Кирибеевича?
15. Кто из родственников Алены Дмитриевны оставался рядом с ней?
16. С кем гусляры сравнивают царя?
17. На какую глубину вошел в пол наконечник царского посоха?
18. Где происходят события второй части поэмы?
19. Куда уходила из дома Алена Дмитриевна в тот злополучный вечер?
20. Что должны были сделать братья Степана Калашникова в случае его смерти?
(А) Уехать за границу.
(Г) Выйти на поединок.
21. Кому перед боем не поклонился Калашников?
22. Какую беду молодого опричника не предполагал царь?
(А) Одежда износилась.
(В) Любовь приключилась.
23. Что сделал Калашников перед поединком?
24. Какие товары предлагал в своей лавке купец Калашников?
25. Кто из главных героев поэмы «выпал» из ее названия?
( А ) Степан Парамонович.
(В) Алена Дмитриевна.
26. Из какой семьи родом Кирибеевич?
(А) Михаила Романовича.
(Б) Казимира Малевича.
(В) Малюты Скуратова.
(Г) Василия Шуйского.
27. Что удивило купца Калашникова, когда он вернулся домой?
(Г) Присутствие жены.
28. Сколько ударов нанесли друг другу противники в кулачном бою?
29. Какой крест поставили на могиле Калашникова?
30. Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его казни?
(А) Отправить в ссылку.
(В) Запретить торговлю.
(В) Разрешить беспошлинную торговлю.
(Г) Пристроить при дворе.
31. Сколько лет было М.Ю. Лермонтову, когда он сочинил эту поэму
Вопросы для обсуждения
1. Какова главная проблема поэмы? Зачем поэт обращается к ней? Почему Лермонтов при решении ее обратился к истории России?
(Главной проблемой поэмы можно назвать прроблему долга и чести. Лермонтов обратился к истории России, видимо, потому, что в современной ему жизни 1830-х гг. не было жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую эту нравственную проблему О своем поколении Лермонтов писал:
«Перед опасностью позорно малодушны и перед властию — презренные рабы. Можно более подробно вспомнить характеристику эпохи 3О-х гг. 19 в. А.Н. Герцен писал об этом времени: «Нужно было иметь другую закалку, чтобы дышать воздухом этой зловещей эпохи. Надобно было с детства приспособиться к этому резкому и непрерывному ветру; сжиться с неразрешимыми сомнениями, с горчайшими истинами, с собственной слабостью, с каждодневными оскорблениями, надобно было с самого детства приобрести привычку скрывать все, что волнует душу и не только ничего не терять из того, что в ней схоронил, а, напротив, — дать вызреть в безмолвном гневе всему, что ложилось на сердце. Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы, с кандалами на руках и ногах, высоко держать голову».)
2. Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине?
(Народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песня правдива, ибо рассказывает о реальных или легендарных событиях, с помощью этой формы у поэта появляется возможность создать иллюзию объективного отношения к героям, ибо герои показаны как бы глазами народа. Так, в поэме народное мнение выражают гусляры.)
Первое задание — найдите в тексте подтверждение тому, что «Песня. » стилизована под фольклорное произведение. Докажите, что это все же не
фольклор, а авторское произведение. (Нужно обращать внимание ребят на зачин, присказки. троекратные повторы, и параллельные сравнения, инверсии. Постоянные эпитеты)
3. Кто в «Песне. » является настоящим героем и почему?
4. В 1840 г. вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений М.Ю. Лермонтова, который начинался («Песней. ». Как вы думаете, почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с «Песни. »?
Второе задание — характеристика героя. Команды раскрывают образ Калашникова или Кирибеевича, используя вспомогательные вопросы.
1. Какое значение имеют картины 16 века для раскрытия характера Калашникова? Какими качествами должен обладать человек,
чтобы в этих условиях отважиться защищать свою честь перед всем
2. Лермонтов описывает Калашникова?
3. Как ведет себя Калашников в семье?
4. Почему Калашников просит братьев «помолиться за его душу грешную»? В чем его грех?
1. Как описывается в начале «Песни. » Кирибеевич? Какие образы использовали гусляры?
2. Почему гусляры, описывая внешность, сближают Калашникова и Кирибеевича, сравнивая их с героями былин? Каково отношение
к Кирибеевичу в начале поэмы?
3. Когда меняется тон гусляров по отношению к Кирибеевичу и почему?
4. Как вы понимаете слова Белинского о конце Кирибеевича: «Ужасное
торжество совести в глубокой натуре»?
Подсчитываются командные очки, и награждаются учащиеся, активно принимавшие участие в игре.