с какой стадии начинается процесс формирования навыка
— Умения и навыки.
До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.
Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.
Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.
Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.
Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.
Навык — деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.
Выработка навыка — это процесс, который достигается путём выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно. Читайте статью о развитии навыков общения.
— 4 основных этапа формирования навыка.
Первый этап формирования навыка можно назвать предварительным. На этом этапе происходит формирование программы навыка, расчленение отдельных движений на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения. Для первого этапа характерна избыточная информация. Благодаря ориентировочным движениям из всей массы информации выбирается только та, которая необходима для данного действия.
Второй этап — аналитический. Движения на этом этапе выполняются раздельно, происходит чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения. Формируются отдельные действия, частные связи, например между прибором и органом управления. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно узкий объем восприятия (если подаются какие-либо побочные сигналы, никто из тренирующихся их не замечает).
Третий этап — синтетический. Отдельные элементы действия объединяются, образуя единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность движений, их взаимосвязь, иерархия.
Четвертый этап можно назвать этапом автоматизации. На этом этапе происходит устранение лишних движений и лишнего мышечного напряжения. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это связано с тем, что контроль движения переходит от зрения к осязанию и кинестезии. На этом этапе появляется возможность произвольно регулировать темп выполняемых действий, возникает определенный ритм движений.
В случае длительного перерыва в деятельности может произойти деавтоматизация навыка, но затем, после дополнительных тренировок, его восстановление.
Важнейшим условием формирования навыков является многократное повторение. В результате многократных повторений действия трансформируются, утрачивают сознательную целенаправленность, их выполнение автоматизируется и они превращаются в навык.
Вас может заинтересовать статья о развитии навыков детей.
— Базовые рекомендации по персональному развитию.
1) Сделайте свое обучение и развитие непрерывным процессом: получайте новый опыт, знакомьтесь с новыми профессионалами, берите на себя более сложные задачи, используйте новые инструменты в жизни и, главное: делайте это постоянно.
2) Научитесь эффективно планировать и упорядочивать свое развитие.
3) Подходите к собственному развитию комплексно: используйте разные форматы развития и обучения.
4) Относитесь к окружающей информации с любопытством: изучайте окружающие вас бизнес-процессы, постоянно узнавайте о новых трендах, интересуйтесь достижениями в ваших областях интересов. Любопытные и любознательные люди — интересные, успешные, захватывающие, завораживающие и открытые!
5) Развивайте навыки постепенно: выбирайте именно те направления, которые действительно помогут вам добиваться успеха в вашей работе, учебе или бизнесе.
6) Возьмите себе в привычку читать литературу и информационные ресурсы в вашей области каждый день, постоянно наращивая уровень экспертизы. Наращивайте ее не только в профессиональных областях, но и в области персональной, и личной эффективности.
7) Развивайте свои персональные и профессиональные навыки во время работы, постоянно беря на себя новые задачи и проекты;
8) Найдите людей, у которых вы хотите учиться и с которых вы хотели бы брать пример (как в личностном, так и в профессиональном плане).
9) Научитесь эффективно использовать поступающую вам обратную связь (реакцию других на ваши действия или бездействия) и определять ее ценность.
10) Используйте возможности организаций альтернативного образования у себя в городе по максимуму: посещайте все полезные и интересные для вас мероприятия: мастер-классы, тренинги, семинары. Заранее определяйте их качество и уровень спикеров. Читайте книгу Стивена Кови 7 навыков высокоэффективных людей.
— Как эффективно использовать методы развития.
1) Самообучение — самостоятельное изучение информации о моделях успешного поведения. Сюда мы можем отнести и чтение литературы, и самостоятельное изучение разных материалов (статьи, блоги, мануалы тренингов), прослушивание вебинаров.
2) Поиск обратной связи — получение обратной связи от коллег, руководителей, наставников и экспертов с открытого рынка об успешности своего поведения в аспекте конкретного навыка.
3) Обучение на опыте других и ментворкинг — выделение моделей успешного поведения в работе человека, обладающего высоким уровнем развития данной компетенции и работа с наставником.
4) Специальные задания (фоновые тренинги) — самостоятельные упражнения, развивающие определенные компетенции, воспитывающие в вас выбранные личностные качества или, наоборот, утилизирующие вредные привычки.
5) Развитие в процессе работы — поиск и освоение более эффективных моделей поведения при решении задач, входящих в ваш профессиональный функционал.
— Как быстро развить любой навык?
Существует четыре основных столпа быстрого и эффективного освоения новых умений и навыков.
1) Осваивайте лишь один навык в один период времени.
Для того, чтобы умение прижилось в нашей жизни, укоренилось до уровня автоматизма, нужно уделять ему максимум внимания. Детство – период, когда человек способен охватывать неимоверное количество новых знаний. В это время мы одновременно учимся ходить, говорить, держать ложку и завязывать шнурки. На это уходят годы – притом, что наше сознание наиболее открыто для нового. Во взрослом возрасте эта способность притупляется. Даже освоение одного навыка станет настоящим стрессом для психики и организма. Кроме того, одновременно изучаемые навыки будут нами подсознательно связываться воедино и выступать в качестве комплексного явления. Это может привести к абсолютно неожиданному эффекту. К примеру, если вы не сможете по каким-то причинам использовать один навык или в нем не будет необходимости в данное время, второй может «отвалиться» по аналогии. Изучение одного навыка в один период времени должно происходить в концентрированном виде, тогда вы сможете освоить его максимально быстро и перейти к следующему.
2) Тренируйтесь много, поначалу не обращая внимания на качество выполненной работы.
Дело в том, что поначалу ничего не получается хорошо, как бы мы ни старались. Пытаясь делать упор на качество при обучении, мы замедляем себя. В данном случае важнее количество – лучше сделать много повторений со средним результатом, чем мало, но с хорошим. Исследования показывают, что при постоянной интенсивной практике недочеты уходят сами собой, люди учатся намного быстрее, чем при попытках делать все идеально на первых этапах.
3) Практикуйте новый навык много раз.
Интересное наблюдение: после посещения какого-либо тренинга или мастер-класса большинство участников демонстрируют худшие результаты, чем показали бы при любительском подходе, не имея профессиональной информации. Это происходит оттого, что применение новых умений на практике всегда сопряжено с неопытностью, мы чувствуем дискомфорт и беспомощность, поскольку наши психика и тело не привыкли к совершению этих действий. Чтобы понять, насколько хорошо вам дается тот или иной навык, нужно повторить его не меньше трех раз.
4) Не применяйте новые навыки в важных делах.
Я думаю, прочитав предыдущие три пункта, вы и сами догадываетесь, почему. Представьте, что вы только освоили умение, и тут же попробуете испытать его в «боевых» условиях. Важность ситуации заставляет вас нервничать, на волнение накладывается стресс от неудобства новизны, навык еще не отработан как следует… И-и-и все получается еще хуже, чем если бы этот навык не применялся вовсе. Запомните – необходимо сначала хорошо отрепетировать его в спокойной ситуации, и лишь затем применять в стрессовых обстоятельствах.
Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru
Видео:
С какой стадии начинается процесс формирования навыка
В этой статье мы разберем стадии развития навыков, особенности их прохождения и завершения.
«Навык – это деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности».
Отсюда следует несколько важных фактов:
Почему эти замечания важны?
Потому, что очень часто руководители не вполне точно понимают, что такое навыки, и как следствие, ставят некорректные задачи своим сотрудникам и отделу обучения. Например: «продавцу Иванову нужно сформировать/скорректировать навык убедительной коммуникации». А если мы разберемся глубже, станет понятно, что «убедительная коммуникация» состоит из ряда совершенно разных навыков: это и способность описать товар на языке выгод, и работа с возражениями, и умение правильно подавать себя с точки зрения невербальных сигналов и многое другое. Что именно имеет в виду руководитель? Не совсем ясно.
Кроме того, необходимо понимать, что навык формируется, то есть он не появляется после тренинга или прочтения книги, он оттачивается в результате многократных повторений. Соответственно, мы, во-первых, не должны требовать быстрых результатов, во-вторых, должны следить за тем, чтобы сотрудник постоянно упражнялся в необходимой области деятельности.
Стадии развития навыков
1 этап: неосознанная некомпетентность.
На этом этапе человек даже не подозревает, что у него не хватает каких-то навыков. Он может не знать о некотором способе выполнения действий, может не замечать своих ошибок.
Пример: продавец Иванов всегда просто выкладывает товар перед покупателем и предлагает ему самому сделать выбор. Он не знает, что товар нужно описывать на языке выгод для покупателя.
2 этап: осознанная некомпетентность.
Данный этап характеризуется тем, что человек осознал, что он не умеет делать какую-либо часть деятельности, и находится в поиске разрешения этой ситуации.
Пример: нашему продавцу Иванову сообщили, что он не умеет делать интересную для покупателя презентацию и его навыки нуждаются в доработке. Или он сам это осознал, сравнивая себя в другими продавцами.
3 этап: осознанная компетентность.
На этом этапе человек учится выполнять действия новым, непривычным способом. Он уже знает основные правила и техники, однако правильное выполнение возможно только под постоянным внутренним контролем.
Пример: наш продавец изучил технику презентации товара и пытается ее применять. У него иногда возможны ошибки, в целом выполнение требует некоторых усилий с его стороны.
4 этап: неосознанная компетентность.
На данном этапе как раз и возникает навык – способность выполнять действие автоматически, без внутреннего контроля. Человек выполняет действие легко, быстро, технично, не задумываясь над тем, как он это делает.
Пример: наш продавец освоил технику презентации на «языке выгод» и делает ее легко и просто в любой ситуации.
Сложности, возможные при прохождении стадий:
Этих эмоций не будет, если сотрудник:
Повышенная вероятность сопротивления возникает если:
Давайте разберем эту сложность на примере:
Пример 1: продавец недавно пришел в компанию, и ищет возможности саморазвития. Он будет рад, или воспримет лояльно замечания по работе. Переход безболезненный.
Пример 2: продавец работает 10 лет в компании и считает себя профессионалом. На замечание может ответить обидой, негодованием, раздражением.
Соответственно, задача руководителя в данной ситуации, обеспечить мягкую конструктивную обратную связь и быть готовым к возможному сопротивлению. Возможно, нужно дать сотруднику некоторое время на собственное осознание и принятие этой задачи.
Стадии развития навыков описывают стандартный путь усвоения новых знаний. Понимание этих этапов поможет вам предсказать особенности поведения ваших сотрудников и помочь им преодолеть сложности. Понимание того, что все, даже, казалось бы, абсолютно разные навыки формируются одинаково, помогает грамотно выстроить процесс обучения и предусмотреть возможные ошибки.
Формирование навыка в педагогике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность формирования навыка в педагогике
Формирование навыка – это одна из основных задач практически каждого процесса обучения.
Особенную важность формирование навыка приобретает во время профессионального обучения. Это связано с тем, что данный вид обучения направлен непосредственно на формирование профессионального навыка, с которым в дальнейшем будет связана вся жизнь человека.
Формирование навыка осуществляется на основании специальной методики, эффективность которой зависит от ряда факторов:
Основные этапы формирования навыка
Формирование навыка осуществляет поэтапно:
Первый этап. Построение алгоритма формирования навыка – представляет собой совокупность приемов и операций, выполнять которые необходимо в строго определенном порядке.
На данном этапе большое значение имеет определение гибкости или жесткости алгоритма формирования навыка. В первую очередь следует установить, сколько операций и приемов необходимо выполнять за определенный промежуток времени, с какой периодичностью, и в какой последовательности, это нужно делать. Только на основании полученных данных строится алгоритм формирования навыка.
Второй этап. Обеспечение условий для поэтапного формирования навыка – подразумевает создание благоприятной рабочей атмосферы, наличие всех необходимых материалов и ресурсов.
Данный этап в свою очередь делится на три подэтапа:
Готовые работы на аналогичную тему
Программа упражнений, направленных на выработку навыка предполагает их постепенное распределение «от простых до сложных». Последовательное выполнение упражнений предполагает вначале выработку «правильности», затем «правильности и скорости» и после уже «надежности, при полном сохранении скорости и правильности».
Третий этап. Осмысление полученного навыка – предусматривает не механическое овладение навыков, а понимание его значимости в практической и профессиональной деятельности, умение применять его непосредственно по назначению.
Изначально каждого учащегося необходимо ознакомить с тем, для чего формируют у него те или иные навыки, их значимость, в какой сфере деятельности их применяют и т.д. Данная информация должна озвучиваться не единожды, а на каждом занятии и в процессе всего формирования навыка. Постепенно вырабатывается не только навык, но и до автоматизма доводится понимание его значимости.
Четвертый этап. Опора на совокупность методических приемов, направленных на оценку полученного навыка.
На данном этапе учащиеся демонстрирую полученные навыки, совместно с педагогом и другими учащимися осуществляют анализ показного навыка, при необходимости корректно указывают на ошибки и выясняют, как их можно исправить или скорректировать. Показ навыка может быть проведен в виде упражнения, практической деятельности, объяснения последовательности его выполнения и т.д., перед всей группой учащихся, которая наблюдает за действиями исполнителя. Показ образцового навыка может проводиться двумя способами, во время первого педагог показывает образец – учащийся повторяет, второй способ предполагает полностью самостоятельное выполнение.
Пятый этап. Создание условий, приближенных у реальным, в которых навык применяется с профессиональной целью – в основном осуществляется в рамках непосредственной практической деятельности, организуемой во время учебной или производственной практики.
Данный этап особенно актуален при профессиональном обучении, подготовке спортсменов, полицейских, спасателей, военных и т.д. Важно показать учащимся, что практическое выполнение навыка в созданных педагогических условиях и выполнение его в реальных условиях может значительно отличаться. Это требует от учащихся доработки навыка и умение выполнять при любых обстоятельствах.
Общая методика формирования навыка
Общая методика формирования навыков эффективна, если она:
Основана на понимании внутренних и внешних механизмах выполнения формируемого навыка. На основании этого навыка подбирается комплекс упражнений и приемов его формировании.
Опирается на особенности структуры навыка, последовательности приемов и операций его выполнения. В настоящее время мировая практика имеет три основные системы определения структурированности навыка:
Обеспечивается поэтапное формирование навыка – ни один из этапов не должен быть пропущен как незначительный или необязательный.
Обеспечивается осмысление назначения приобретаемого навыка, его предназначение в практической, повседневной и профессиональной деятельности.
Обеспечивается опора на специально разработанный комплекс методов и методических приемов, которые включают в себя не только теоретическую часть (объяснение), но и практическую (показ).
Обеспечивается создание всех необходимых условий, способствующих успешному формированию навыка: благоприятная психологическая атмосфера, основанная на взаимном уважении и доверии, наличие всех необходимых материалов и средств, воссоздание необходимых условий, приближенным к тем, где используется навык.
Основы формирования и усвоения знаний, навыков, умений
Продуктом нашей познавательной деятельности являются знания. Они представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий.
Что такое знание?
Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир. Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.
Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.
Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.
Какие существуют виды знаний?
Усвоение знаний и его уровни
Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.
Классификация уровней формирования знаний позволяет качественно оценить усвоение материала учащимся.
Развитие ученика происходит, начиная с первого уровня. Понятно, что если уровень знаний ученика характеризуется начальным этапом, то роль и ценность их невелика, однако, если учащийся применяет в незнакомых ситуациях полученную информацию, тогда можно говорить о значимом шаге в сторону умственного развития.
Таким образом, усвоение и формирование умений реализуется путем осмысления и повторения информации, понимания и применения в знакомых или новых условиях или сферах жизнедеятельности.
Что такое умения и навыки, из каких этапов состоит процесс их формирования?
До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.
Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.
Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.
Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.
Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.
Определение уровня овладения учениками действия происходит благодаря следующей классификации:
Условия формирования и применение знаний, умений и навыков
Одним из этапов усвоения является применение знаний, умений и навыков. Характер и специфика учебного предмета определяет тип педагогической организации этого процесса. Он может быть реализован с помощью лабораторных работ, практических упражнений, решения учебно-исследовательских задач. Ценность применения умений и навыков велика. Мотивация ученика усиливается, знания становятся прочными и осмысленными. В зависимости от своеобразия изучаемого объекта, используются различные методы их применения. Такие предметы как география, химия, физика предполагают формирование навыков, используя наблюдение, измерение, решение задач и записывание всех полученных данных в специальные формы.
Реализация навыков при изучении гуманитарных предметов происходит посредством применения правил правописания, объяснения, распознавания конкретной ситуации, где это применение целесообразно.
Условиями формирования знаний, умений и навыков являются обобщение, конкретизация и обеспечение последовательности операций. Проработка этих задач позволяет избежать формализма познаний, так как основой решения задач служит не только память, но и анализ.
Процесс формирования новых познаний неразрывно связан со следующими условиями:
Общеучебные навыки и умения – это те навыки и умения, которые формируются в процессе обучения многим предметам, а не одному конкретному. Этому вопросу следует уделить немало внимания, однако многие педагоги недооценивают важность этой задачи. Они считают, что в процессе обучения ученики приобретают все необходимые умения самостоятельно. Это неверно. Переработка и трансформация полученной информации школьником может осуществляется тем или иным способом, используя различные способы и методы. Зачастую способ работы ребенка отличается от учительского эталона. Контроль этого процесса преподавателем не всегда выполняется, так как он обычно фиксирует только конечный результат (решена ли задача или нет, содержательный ли ответ или малоинформативный, глубокий ли анализ или поверхностный, выполнены ли условия или нет ).
У ребенка стихийно складываются некоторые умения и приемы, которые оказываются нерациональными или ошибочными. Последующее развитие ребенка становится немыслимым, существенно тормозится учебный процесс, затрудняется осознание новых познаний и их автоматизацию.
Методы
Правильным методам формирования знаний, умений и навыков должно уделяться немаловажное значение в процессе обучения. Можно отметить два главных момента. Это – постановка цели и организация деятельности.
В случаях, когда учитель обнаруживает отсутствие у ученика конкретного умения, важно осознать, была ли поставлена цель перед учеником, осознал ли ее он. Только избранные учащие, с высоким уровнем интеллектуального развития могут самостоятельно определить и осознать ценность учебного процесса. Отсутствие цели – считается самым распространенным недостатком организации учебной работы. Вначале учитель может указывать ту или иную цель, к которой должен стремиться ученик, решая задачу. Со временем каждый учащийся приобретает привычку устанавливать цели и мотивы самостоятельно.
Мотивация каждого ученика индивидуальна, поэтому учителю следует ориентироваться на широкий спектр мотивов. Они могут быть социальными, направленными на достижение успеха, позволяющие избежать наказания и другие.
Организация деятельности заключается в составлении перечня основных процессов, связанных со знаниями, умениями и навыками. В этот список следует включить самые важные вопросы, без которых невозможно дальнейшее продвижение. Далее, нужно разработать алгоритм решения задачи или образец, пользуясь которым ученик самостоятельно или под руководством преподавателя сможет разработать свою систему правил. Сравнивая задание с полученным образцом, он учится преодолевать трудности и сложности, встречающиеся на учебном пути. Углубление и закрепление знание происходит в случае обобщения, анализа и сопоставления работ, выполненных учащимися класса.
Процесс обучения связан со способностью учащихся различать главное и побочное. Для этого предлагаются разнообразные задания, в которых нужно выделить наиболее существенную часть текста или слова, имеющие второстепенное значение.
При тренировках, необходимых для отработки умения, важно обеспечить их многогранность и нормальную интенсивность. Чрезмерная обработка одного умения может помешать правильному применению его и включению в целостную систему обучения. Нередки случаи, когда ученик, отлично усвоивший определенное правило, допускает ошибки в диктанте.
Комплексный подход и педагогическая работа – условия, которые гарантируют полноценное воспитание молодого поколения.