с и танеев биография и творчество кратко
Танеев, Сергей Иванович
Серге́й Ива́нович Тане́ев (13 [25] ноября 1856, Владимир — 6 [19] июня 1915, Дютьково под Звенигородом) — русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель из дворянского рода Танеевых. Младший брат писателя В. И. Танеева.
Содержание
Биография
В 1875 году окончил Московскую консерваторию у Н. Г. Рубинштейна (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция) с золотой медалью. Выступал в концертах как пианист-солист и ансамблист. Первый исполнитель многих фортепианных произведений Чайковского (Второго и Третьего фортепианных концертов, доработал последний после смерти композитора), исполнитель собственных сочинений. С 1878 по 1905 год работал в Московской консерватории (с 1881 года профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции, полифонии, музыкальной формы, в 1885—1889 годах занимал должность директора Московской консерватории. В 1905 году покинул консерваторию в знак протеста против консервативных методов руководства. Продолжал заниматься с учениками частным образом. Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906), участвовал в работе Пречистенских рабочих курсов для рабочих, изучал музыкальный фольклор.
Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, например, его единственная опера «Орестея» (1894, по Эсхилу) — образец претворения античного сюжета в русской музыке. Его камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты) принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке. Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Возродил популярный в отечественной музыке XVII—XVIII вв. жанр — хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инструментальной музыке особое значение придавал интонационному единству цикла, монотематизму (4-я симфония, камерно-инструментальные ансамбли).
Создал уникальный труд — «Подвижной контрапункт строгого письма» (1889—1906) и его продолжение — «Учение о каноне» (конец 1890-х гг. — 1915 года).
Как педагог, Танеев добивался повышения профессионального музыкального образования в России, боролся за высокий уровень музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (продолжая фортепианные традиции Николая Рубинштейна). Среди учеников: Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер, Рейнгольд Глиэр, Константин Игумнов, Георгий Конюс, Сергей Потоцкий, Всеволод Задерацкий, Сергей Евсеев (посвятил несколько литературных трудов творчеству Танеева), Болеслав Леопольдович Яворский.
В 1910—1911 годах С. И. Танеев вместе с А. В. Оссовским выступил в поддержку молодого композитора Сергея Прокофьева и написал письмо к издателю Б. П. Юргенсону (см. П. И. Юргенсон) с просьбой опубликовать произведения композитора. Однако только после убедительного письма А. В. Оссовского Б. П. Юргенсон ответил согласием.
Был одним из первых эсперантистов в России; на языке эсперанто написаны несколько романсов, на нём же С. И. Танеев вёл свой дневник.
Память
Имя С. И. Танеева носят:
Прижизненные аудиозаписи
Примечательны записи самого Танеева, сделанные в конце XIX века на парафиновые валики. [3]
Танеев Сергей Иванович
Сергей Танеев – малоизвестный классик русской музыки. Когда-то его имя было на слуху у образованной публики во всех краях огромной Российской империи. Сегодня о нём знают лишь историки музыки и воспитанники немногочисленных музыкальных школ и училищ, названных в его честь.
↑ Ранние годы Танеева Сергея
Сергей Иванович Танеев родился в губернском городе Владимире 13 ноября 1856 года. Его отец Иван Ильич принадлежал к старинному дворянскому роду, который вёл свою историю со времён Ивана Великого. Родители с детства обучали Сергея игре на фортепиано, как это было заведено во многих дворянских семьях. Когда мальчику было десять лет, его родители переехали в Москву и отдали сына в только что открытое учебное заведение – консерваторию.
В консерватории юный Танеев обучался у профессора Эдуарда Лангера, сына знаменитого в те годы композитора Леопольда Лангера. В 1869 году Сергей перешёл в класс Рубинштейна и Чайковского. Основатель консерватории Николай Рубинштейн преподавал юноше гармонию, свободное сочинение и инструментовку, а легендарный Пётр Чайковский – композицию. В 1875 году Танеев окончил консерваторию с золотой медалью.
↑ Начало карьеры Танеева
По окончании консерватории Танеев выступал сольно и в составе ансамблей. Бывшие преподаватели не забыли талант своего ученика. В 1882 году П.И. Чайковский доверил Танееву исполнить партию солирующего инструмента на первом в России представлении своего второго концерта для фортепиано с оркестром. Через много лет, когда Чайковский уже умер, Танеев доработал и впервые исполнил его третий концерт. Сергей Иванович исполнял не только чужие, но и собственные произведения. В 1878 году, всего через три года после выпуска, ему доверили преподавание в Московской консерватории.
Среди прочего, Танеев преподавал композицию и гармонию. Какое-то время Сергей Иванович занимал пост директора Московской консерватории. Научная и просветительская работа Помимо собственно музыкальных занятий, Сергей Танеев внёс вклад в смежные сферы знания. Ему принадлежат труды по музыкальной фольклористике и источниковедению, а также важнейший труд «Подвижный контрапункт», в котором выведена математическая формула выведения сложных контрапунктов в полифонической музыке.
↑ Просветительская деятельность
Танеева не ограничивалась работой в консерватории. Он на протяжении всей жизни стремился популяризовать музыку за пределами небольшой дворянской среды и безвозмездно занимался с талантливыми учениками из рабочей среды. С 1906 года Сергей Иванович преподавал на Пречистенских рабочих курсах, где взрослые из бедных слоёв населения могли бесплатно получать дополнительное образование. При курсах действовал хор, которому Танеев часто помогал.
В 1906 году Сергей Иванович ушёл из Московской консерватории и принял участие в создании принципиально нового учебного заведения – Народной консерватории. Эта консерватория принимала людей независимо от наличия предварительной подготовки, а обучение в ней было сориентировано на народные традиции. Среди учеников Сергея Танеева были многие выдающиеся композиторы. Имена двух из них: Сергея Рахманинова, Александра Скрябина – знакомы всему миру.
↑ Другие интересы Сергея Танеева
Сергей Танеев был одним из первых эсперантистов России. Он с большим энтузиазмом принял идею будущего всемирного языка. Композитор вёл свой язык на эсперанто, переписывался с основателем эсперанто Заменговофом, а также написал на новом языке несколько статей. Сохранились сведения о романсах на эсперанто, которые написал Сергей Иванович, но в его архивах таких произведений нет. В 1915 году Танеев простудился на похоронах своего ученика А.Н. Скрябина. Через два месяца он умер 6(19).06.1915г от пневмонии. Могила композитора находится на Новодевичьем кладбище.
Танеев Сергей Иванович
Российский музыкант. Пианист и композитор. Теоретик музыки и музыкально-общественный деятель. Профессор. Являлся ученым-музыковедом европейского масштаба и убежденным последователем классики. Один из первых эсперантистов в России. Наиболее крупные
достижения музыканта связаны с хоровыми, кантатными жанрами и камерными ансамблями.
Сергей Танеев родился 25 ноября 1856 года в городе Владимир. В 1875 году с золотой медалью окончил Московскую консерваторию по классам фортепиано Рубинштейна и композиции Чайковского. В период обучения являлся любимым учеником и близким другом Чайковского,
а так же исполнителем его сочинений, их редактором и аранжировщиком.
После образовательной поездки за рубеж, Танеев преподавал в Московской консерватории музыкально-теоретические предметы, а затем фортепиано. С 1885 года, по просьбе Чайковского возглавлял консерваторию. Вел специальные курсы полифонии и музыкальной формы.
В 1905 году, в знак солидарности с Римским-Корсаковым, уволенным из Петербургской консерватории, Сергей Иванович ушел из Московской консерватории и продолжил занятия с учениками частным образом. Среди консерваторских студентов Сергея Ивановича были такие личности как: Рахманинов, Скрябин, Метнер, Ляпунов, Глиэр, Гречанинов и многие другие. Большинство из них постоянно обращалось за советами к Танееву и после окончания обучения.
В круг общения Сергея Танеева входили не только музыканты. Музыкальный теоретик неоднократно встречался с Толстым, живо интересовался поэзией символизма, был лично
знаком с молодыми московскими поэтами. Одним из его увлечений был язык эсперанто, на
котором написана большая часть его дневников.
После смерти Рубинштейна и Чайковского, Танеев оказался центральной фигурой музыкальной жизни. Был известен в качестве педагога, пианиста, дирижера и ученого. Имел репутацию музыканта огромного кругозора, безупречного вкуса и человека высочайшей нравственной чистоты и ответственности. Как композитор Сергей Иванович являлся признанным главой московской школы. Его композиторское наследие велико по масштабам и разнообразно по жанрам, в нем представлены и оперы, и симфонии, и вокальная лирика. Наиболее крупные достижения связаны с хоровыми, кантатными жанрами и камерными ансамблями.
Танеев Сергей Иванович скончался 19 июня 1915 года в городе Москва в результате воспаления легких. Похоронен в некрополе Донского монастыря в Москве. Позднее останки прославленного композитора и музыкального деятеля были перенесены на Новодевичье кладбище столицы.
Музыкальные произведения Сергея Танеева
Струнные трио
Хоры a cappella
Хоры без обозначения opus’a: «Венеция ночью» (Фет), «Ноктюрн» (Фет), «Веселый час» (Кольцов)-1880 год; «Песня короля Регнера» (Языков), «Вечерняя песня» (Хомяков)-1882 год.
Ор. 8. «Восход солнца» (Тютчев). Посвящено Русскому Хоровому Обществу В Москве (изд. 1898).
Ор. 10. «Из края в край» (Тютчев). Посвящено хору Императорской оперы в Петербурге (1898).
Ор. 15. Два хора a capella для четырех смешанных голосов (1900): № 1. «Звезды» (Хомяков), «Московскому Синодальному хору»; № 2. «Альпы» (Тютчев), И. А. Мельникову.
Ор. 23. Ночи. Три терцета a capella для сопрано, альта и тенора (Тютчев). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Сонет Микель-Анджело»; № 2. «Рим ночью»; № 3. «Тихой ночью».
Ор. 24. Два квартета a capella для двух сопрано, альта и тенора (Пушкин). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Монастырь на Казбеке»; № 2. «Адели».
Ор. 27. Двенадцать хоров a capella для смешанных голосов (Полонский). Посвящается хору Московских Пречистенских курсов для рабочих (1909): № 1. «На могиле»; № 2. «Вечер»; № 3. «Развалину башни»; № 4. «Посмотри, какая мгла»; № 5. «На корабле»; № 6. «Молитва»; № 7. «Из вечности музыка вдруг раздалась»; № 8. «Прометей»; № 9. «Увидал из-за тучи утес»; № 10. «Звезды»; № 11. «По горам две хмурых тучи»; № 12. «В дни, когда над сонным морем».
Ор, 35. Шестнадцать хоров a capella для мужских голосов (Бальмонт). Посвящается Хоровому Обществу чешских учителей (1914): № 1. «Тишина»; № 2. «Призраки»; № 3. «Сфинкс»; № 4. «Заря»; № 5. «Молитва»; № 6. «В пространствах эфира»; № 7. «И сон и смерть»; № 8. «Небесная роса»; № 9. «Мертвые корабли»; № 10. «Звуки прибоя»; № 11. «Морское дно»; № 12. «Морская песня»; № 13. «Тишина»; № 14. «Гибель»; № 15. «Белый лебедь»; № 16. «Лебедь».
Память об Сергее Танееве
Имя музыкального деятеля носят:
Самолет Аэрофлота Airbus A319 «С. Танеев»
Владимирский концертный зал им. С. И. Танеева, около которого стоит бюст композитора;
Научно-музыкальная библиотека Московской консерватории;
Городская детская музыкальная школа им. С. И. Танеева в Москве (Чистый пер., д. 9) в реконструированном доме, где когда-то жил музыкант; на стене дома установлена мемориальная доска;
Городская детская музыкальная школа № 1 им. С. И. Танеева г. Владимира;
Калужский областной музыкальный колледж им. С. И. Танеева;
Международный конкурс камерных ансамблей им. С. И. Танеева (Калуга-Москва);
Танеевский музыкальный фестиваль во Владимире;
Танеевское музыкальное общество;
Усадьба Танеевых в Маринино ;
улица во Владимире;
улица в Клину; а также развалившаяся усадьба Танеевых которая ни разу не реставрировалась и находится в полном разрушении
улица в Красноармейском районе г. Волгограда;
улица в Левобережном районе г. Воронежа;
Городская детская музыкальная школа в г. Звенигороде;
Дом-музей Танеева в Дютькове (Звенигород)
самолет Airbus A319-111 авиакомпании «Аэрофлот», бортовой номер VP-BWK;
Малый Власьевский переулок в Москве с 1960 по 1994 годы был улицей Танеевых.
Объект культурного наследия федерального значения: «Дом, в котором жил Танеев Сергей
Иванович в 1900-1915 гг.» в Москве (Малый Власьевский пер., д. 2/18, строение 3)
На доме, в котором родился композитор, во Владимире (улица Большая Нижегородская, 5) установлена мемориальная доска с надписью «В доме, стоявшем на этом месте, родился великий русский композитор, пианист, педагог, ученый Сергей Иванович Танеев».
Биография Сергея Ивановича Танеева
Сергей Иванович Танеев родился 25 ноября 1856 года во Владимире. Детство Сергея прошло в высококультурной среде богатая домашняя библиотека, обычаи изъясняться с родными на трех языках, литературные и музыкальные домашние вечера. Очень рано проявилась у него музыкальная одаренность; безукоризненный слух, память, не по-детски устойчивое влечение к музыке. Все эти качества выделяли его и в Московской консерватории. Н. Г. Рубинштейн, став учителем Танеева, высказался о нем так «Танеев принадлежит к числу весьма немногих избранных, — он будет великолепный пианист и прекрасный композитор».
Самую блестящую будущность предсказал юному музыканту и другой его педагог, по композиции — П. И. Чайковский. В рецензии на первое его выступление он писал «Танеев блестящим образом оправдал ожидания воспитавшей его консерватории. »
Творческая дружба учителя и ученика продолжалась и после окончания Танеевым консерватории. Петр Ильич высоко ценил суждения своего талантливого ученика, всегда спокойного, рассудительного, обладавшего тонким художественным вкусом. «Не знаю никого, кто бы в моем мнении и сердечном отношении стоял выше Танеева», — признавался он.
Современников привлекали к Танееву не только музыкальный талант, пытливый ум, но и душевная чистота, прекрасное сочетание прямоты высказываний и деликатности, мягкости обращения, строгой принципиальности, бескомпромиссности и неподдельной доброты, сердечности.
Удивительно ли, что Рубинштейн, дом которого был средоточием культурной жизни Москвы, приглашал к себе и юного Танеева, где он наравне с профессорами консерватории был неизменным исполнителем-солистом и участником ансамблей.
Биография Танеева небогата событиями — ни поворотов судьбы, круто меняющих течение жизни, ни «романтических» происшествий. Ученик Московской консерватории первого набора, он был связан с родным учебным заведением на протяжении почти четырех десятилетий и покинул его стены в 1905 году, солидаризируясь со своими петербургскими коллегами и друзьями — Римским-Корсаковым и Глазуновым. Деятельность Танеева в основном связана с Россией. Достаточно подолгу он жил в Париже во второй половине 1870-х и в 1880 году, но в дальнейшем — в 1900-е годы — выезжал лишь на короткое время в Германию и Чехию для участия в концертах. В 1913 году Сергей Иванович побывал в Зальцбурге, где работал над материалами моцартовского архива.
Итак, в 1875 году, после блестящего окончания консерватории по двум специальностям — фортепиано и композиции, — молодой музыкант, с большим успехом выступив в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, уезжает в Париж, где проведет около года. Концертные выступления, посещение лекций в Сорбонне, общение с известными музыкантами, художниками, в общество которых он был принят как равный, делали жизнь юноши интересной, значительной.
Но постепенно все это, и прежде всего, лавры пианиста-исполнителя, перестало приносить удовлетворение, все больше увлекала композиция, желание сосредоточиться на творческой работе.
По возвращении из-за границы Танеев в короткое время создал такие глубокие, интересные произведения, как кантата «Иоанн Дамаскин», Симфония ре минор, симфоническая увертюра «Орестея» (на этот сюжет он впоследствии написал оперу), несколько камерных ансамблей.
Книга С. И. Танеева с дарственной надписью автора
Особенно большое впечатление производит музыка кантаты «Иоанн Дамаскин» (на поэтический текст А. Толстого). Посвященная памяти Николая Рубинштейна, незадолго до того скончавшегося в Париже, кантата выражает глубокие философские раздумья о ценности человеческой жизни, о неизбежном конце ее и проникнута глубоким состраданием.
В 1880-е годы Танеев увлеченно изучал русский музыкальный фольклор. Он записал и обработал около тридцати украинских и русских песен. Летом 1885 года он совершил путешествие на Северный Кавказ и в Сванетию, где записал песни и инструментальные наигрыши народов Северного Кавказа. Высокообразованный музыкант в совершенстве постиг и все разнообразие русской народной полифонии, которая не имеет аналогов в мировой музыкальной культуре.
История жизни Сергея Ивановича Танеева
Пристрастие к народному творчеству Танеев сохранил почти на всю жизнь. «Русские мелодии должны быть положены в основу музыкального образования, — считал он. — Думаю, что придет время, когда в консерваториях не станут слепо учить тому, чему учат в Лейпциге или Берлине, а поймут, что у нас иные задачи, чем у немцев и у французов, что нельзя забывать о существовании русских песен, что надо применяться к тем обстоятельствам, среди которых находишься».
Преподавательская работа, а также руководство консерваторией занимали большое место в жизни Танеева. Педагогом он был выдающимся. Свои огромные познания в различных областях музыкальной науки Танеев отдавал с большой охотой и с исключительной методичностью, будучи образцом добросовестности и самодисциплины. Он был большим другом студентов, ибо видел в них будущее русской музыки.
Из многочисленных учеников Танеева следует выделить тех, кто составил гордость русской музыки и много сделал для ее развития в дальнейшем С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Метнер, С. Ляпунов, Р. Глиэр. Этот список можно было бы продолжить. Сколько раз Танеев хлопотал перед Беляевым, рекомендуя для издания то или иное сочинение начинающего композитора! Скольким он помог, занимаясь дополнительно и никогда не беря платы. И это несмотря на то, что «... его денежные средства, — по словам Модеста Ильича Чайковского, — в общем, были на самой грани безбедного существования и нужды. И бывали периоды, когда эта грань нарушалась в сторону последней».
Огромная энергия и эрудиция, а также ум, такт позволили Танееву сделать много полезного для своих учеников и для консерватории в целом. Но, несмотря на большую занятость исполнительской, педагогической, научно-исследовательской работой, Танеев продолжал много времени и сил отдавать композиции.
Среди лучших произведений композитора опера «Орестея», завершенная в 1895 году и явившая собой новую и интересную страницу в истории оперного искусства. Три сюжетно связанные между собой трагедии древнегреческого драматурга Эсхила — «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды» — послужили литературной основой либретто для трех актов с теми же названиями и одним общим — «Орестея». Благодаря такой самостоятельности трех актов эту оперу нередко называют музыкальной трилогией. В этом сюжете композитора привлекли общечеловеческие идеи победы светлого, мудрого начала над мрачными законами кровавой мести, зла. Музыкальный стиль «Орестеи» — сложный сплав, ассимиляция разных традиций. Этот художественный опыт Танеева привлек внимание многих музыкантов — не только в России — и повлиял на творчество композиторов следующих поколений.
Могила Танеева на Новодевичьем кладбище Москвы.
В 1896—1898 годы он пишет Четвертую симфонию, ознаменовавшую его творческую зрелость. Высоко оценили симфонию Глазунов, Лядов, Римский-Корсаков. Последний писал автору после выхода в свет партитуры «Считаю Вашу симфонию прекраснейшим современным произведением благородный стиль, прекрасная форма и чудесная разработка музыкальных мыслей».
Значительное место в творчестве Танеева занимали романсы, в которых отражаются интимные лирические переживания человека. Но если в романсах 1870—1880-х годов («Люди спят», «В дымке-невидимке», «Бьется сердце беспокойное») заметно влияние Чайковского, то созданные позднее, в начале века, носят печать символистской поэзии недосказанность, неопределенность некоторых образов обусловлена поэтическим содержанием стихов («Когда, кружась, осенние листы», «Сталактиты», «Рождение арфы»).
Одной из вершин квартетного творчества композитора является Шестой квартет си-бемоль мажор, завершенный Танеевым в 1905 году. Асафьев назвал его «сжатой энциклопедией танеевского мастерства».
Во всем своем творчестве Танеев предстает художником необычайно цельным и глубоко человечным. Таким было и одно из лучших его произведений и, к сожалению, последнее — кантата «По прочтении псалма». Кантата — монументальное полифоническое сочинение, содержание которого определили этические представления о человеческой личности, о высоком предназначении человека, о неисчерпаемых возможностях его души, ума. И одновременно — утверждение мысли о созидательном труде, единении с природой — символом вечной, непреходящей красоты, жизни.
В том же 1915 году 19 июня Танеева не стало.
Человек дня. Сергей Танеев
25 ноября 1856 года родился Сергей Танеев, композитор.
Личное дело
Сергей Иванович Танеев (1856—1915) родился во Владимире. Его отец Иван Ильич был помещиком, потомственным дворянином. Он окончил Московский университет, получив степень магистра словесных наук. Также увлекался музыкой и был композитором-любителем. Мать, Варвара Павловна, по словам ее старшего сына Владимира, «могла быть хорошим судейским адвокатом и внесла в… семейство свежую неиспорченную кровь грубого русского духовенства». На ней держалось хозяйство и воспитание троих сыновей.
С пяти лет Сергей учился игре на фортепиано. В 1866 году, когда ему было девять, семья переехала в Москву. В том же году он был принят в только что открытую Николаем Рубинштейном Московскую консерваторию.
В первые годы уровень требований для поступающих в консерваторию был невысоким, лишь некоторые ученики имели первичную теоретическую подготовку. За годы обучения помимо занятий в музыкальных классах студенты осваивали и общеобразовательные дисциплины.
Педагогом Танеева по классу фортепиано был сам Рубинштейн, который отмечал, что «Танеев принадлежит к числу весьма немногих избранных, он будет великолепный пианист и прекрасный композитор». Композицию студент изучал под руководством Петра Чайковского, дружба с которым продлилась вплоть до смерти последнего в 1893 году.
Танеев стал первым, кто окончил консерваторию с золотой медалью. Это произошло в мае 1875 года.
Летом того же года выпускник по приглашению Рубинштейна отправился с ним в образовательное путешествие в Афины и города Италии. Осенью Танеев-пианист начал активно гастролировать по России, выступая в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах.
По совету Рубинштейна в октябре 1876 года отправился в Париж, где пытался давать концерты и составить сольное выступление, однако сделать этого не удалось. В Париже Танеев регулярно бывал в гостях у певицы Полины Виардо, где познакомился с Тургеневым, Флобером и известными французскими музыкантами. В гостях у Камиля Сен-Санса он исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского. Летом 1877 года вернулся в Москву.
С 1878 по 1905 год преподавал в Московской консерватории: вел классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции. В 1881 году получил звание профессора. В 1885—1889 годах был директором консерватории.
Параллельно выступал в качестве пианиста и дирижера, исполняя, главным образом, свои произведения. Танеев сочинил четыре симфонии (1874—1898), концерт для фортепиано с оркестром, двадцать камерно-инструментальных ансамблей, полсотни романсов, оперу «Орестея» (1894), кантату «Иоанн Дамаскин».
В консерватории он провел ряд научных исследований в области фольклора («О музыке горских татар»), источниковедения (работа об ученических рукописях Моцарта), полифонии. В трудах по полифонии впервые предложил математическую формулу (index verticalis) для сочинения сложных контрапунктов.
Также он был одним из первых, кто решил разделить музыкальное образование на две ступени, которые ныне соответствуют училищу (среднее специальное образование) и консерватории (высшее музыкальное).
В 1905 году покинул консерваторию, протестуя против решения об отчислении студентов, принимавших участие в забастовках. В 1906 году стал одним из основателей и педагогов Народной консерватории. В этом учебном заведении взрослые могли научиться игре на инструментах, сольному и хоровому пению, посетить курс теории музыки. Плата за обучение сольному пению составляла 20 рублей за год, хоровому — 3 рубля. Для сравнения зарплата служащего в Москве была тогда около 50 рублей в месяц, месячная аренда небольшой квартиры обходилась в 15-20 рублей. Народную консерваторию посещали главным образом служащие и ремесленники.
В апреле 1915 года Москва хоронила ученика Танеева, композитора Александра Скрябина. Танеев пришел на прощание уже простуженным и получил осложнение в виде пневмонии.
Через два месяца, 19 июня 1915 года, он скончался в возрасте 58 лет.
Чем знаменит
Выдающийся российский композитор, музыковед, профессор Московской консерватории (до 1905 года), пианист-виртуоз. Его учениками были звезды академической музыки: Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Николай Метнер, Константин Игумнов, Рейнгольд Глиэр и многие другие. Танеев — автор симфоний, романсов, концертов для фортепиано с оркестром, оперы «Орестея» (1894).
О чем надо знать
Личная жизнь музыканта не сложилась. Он не завел семьи и детей. Единственная любовь его жизни, о которой известно, — это супруга художника Альберта Бенуа Мария Карловна. Она была талантливой пианисткой, окончила Петербургскую консерваторию, воспитала четверых детей.
В конце 1890-х годов Танеев подружился со Львом Толстым. Композитор часто гостил в Ясной Поляне и играл с Толстым в шахматы. Если проигрывал Танеев, то исполнял что-нибудь на рояле, если Толстой — он читал какое-нибудь свое произведение. Танеев близко сошелся с женой Толстого Софьей Андреевной, не находившей себе места из-за кончины младшего сына Ивана, умершего в 1895 году в возрасте семи лет.
«Я осталась жива и обязана этим странному средству — музыке. Лучше всех действовала музыка Танеева. Иногда мне стоило только встретить Сергея Ивановича, послушать его бесстрастный, спокойный голос, и я успокаивалась. Личность Танеева была почти ни при чем. Он внешне был мало интересен, всегда ровный, скрытный», — писала она в дневнике.
Толстой ревновал Софью Андреевну, отношения супруги с Танеевым вдохновили писателя на повесть «Крейцерова соната».
Прямая речь
Петр Чайковской о первом впечатлении от Танеева (С. И. Савенко «Сергей Иванович Танеев»): «Я увидел юношу некрасивого, но с милым русско-татарским лицом… Ни в выражении глаз, ни в чертах лица, ни в мягком по-московски нараспев голосе не отражалось ничего не только гениального, но даже просто даровитого. Передо мной был только хорошо выкормленный симпатичный барчук. Таким предстал передо мной впервые мудрейший и лучший из смертных, каких мне привелось видеть».
Племянница композитора Елена Танеева о сватовстве дяди (Научная музыкальная библиотека имени Танеева): «Раз, это было зимой, к крыльцу нашего дома подъехали нарядные сани, запряженные прекрасной лошадью, и из них вышла очень нарядная и красивая девушка. Когда она уехала я спросила дядю: «Кто эта красивая девушка?» Он сказал: «Это моя ученица Мазурина, которая приезжала ко мне по делу». Прошло некоторое время. К крыльцу подъехала опять та же лошадь и тот же кучер, но в санях сидела пожилая женщина в ковровом платке и в шубе. Она спросила, дома ли Сергей Иванович. Ее провели в его комнату. Скоро отворилась дверь, вышла эта женщина с обиженным видом, и Сергей Иванович с громким смехом провожал гостью до двери. Когда женщина уехала, бабушка Варвара Павловна спросила дядю, отчего он так смеется, ведь неудобно по отношению к гостье. Дядя сказал: «Ведь это сваха. Она приезжала меня сватать. Она стала говорить, что есть девица-красавица — очень богатая музыкантша, которой он очень нравится, и не желает ли Сергей Иванович вступить в супружество с этой девицей? Я стал хохотать, а она обиделась. Нет, ты подумай, сваха, меня сватать!», и дядя опять захохотал. А бабушка приняла это очень серьезно и сказала, что девица, вероятно, из купеческого звания, а там принято так поступать — посылать сваху, когда девица желает выйти замуж за человека, который ей нравится. Потом Мазурина вышла замуж за лучшего виолончелиста Москвы — [Анатолия] Брандукова».
Сергей Рахманинов о гостеприимности композитора (там же): «К нему на квартиру, в его домик-особняк [по адресу Малый Власьевский переулок, дом 2 в Москве], стекались самые разнокалиберные, по своему значению несоединимые люди: от начинающего ученика до крупных мастеров всея России. И все чувствовали себя тут непринужденно, всем бывало весело, уютно, все были обласканы, все запасались от него какой-то бодростью, свежестью, и всем, сказал бы я, жилось и работалось после посещений «танеевского домика» легче и лучше».
4 факта о Сергее Танееве
Материалы о Сергее Танееве:
С. И. Савенко «Сергей Иванович Танеев» («Музыка», 1984)