с чьим именем связано движение в защиту памятников истории и культуры
ОБЩЕСТВО ЗАЩИТЫ И СОХРАНЕНИЯ В РОССИИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА И СТАРИНЫ
В его работе принимали участие видные деятели культуры и науки (Д.В. Айналов, А.И. Анисимов, А.П. Аплаксин, А.Е. Белогруд, Л.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, А.Ф. Гауш, И.Э. Грабарь, М.В. Добужинский, В.Я. Курбатов, Е.Е. Лансере, Н.Е. Лансере, Г.К. Лукомский, Н.К. Рерих, В.В. Суслов, П.Ю. Сюзор, В.А. Щуко); меценаты (князь В.Н. Аргутинский-Долгоруков, графиня Н.Ф. Карлова, А.А. Половцов Младший, княгиня М.К. Тенишева); государственные деятели (граф П.Н. Апраксин, А.Ф. Кони, М.А. Остроградский, Н.А. Хомяков).
Основное место в деятельности общества занимали выявление, регистрация, фотофиксация и реставрация памятников архитектуры, борьба за сохранение предназначенных к сносу объектов культурного наследия в различных регионах страны. По инициативе и при участии членов общества в Санкт-Петербурге восстановлена историческая окраска зданий Двенадцати коллегий, Сената и Синода, Адмиралтейства, Биржи; сохранены павильоны Инженерного замка, усадьба Г.Р. Державина, дом архитектора Адамини, «Новая Голландия», Тучков буян, Чернышёв мост через Фонтанку; предотвращена застройка Таврического сада и Марсова поля, засыпка Лебяжьей канавки; отреставрированы дворец графа К.Г. Разумовского в Батурине, дворец графа П.В. Завадовского в селе Ляличи (под Брянском), собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря, Екатерининский собор в городе Ямбург Санкт-Петербургской губернии, «палаты бояр Ромодановских» в Курске. Члены общества выступали за сохранение памятников архитектуры Суздаля, дома купца К.И. Коробова в Калуге, Московских ворот в Иркутске и т. д.
На общих собраниях обсуждались доклады, посвящённые вопросам изучения и реставрации памятников, а также борьбе против «современного архитектурного вандализма». Особое внимание уделялось критике «Положения об охране древностей», внесённого в 1911 году на рассмотрение в 3-ю Государственную думу (в итоге принято не было). Работа общества регулярно освещалась на страницах журналов «Старые годы» и «Аполлон», публиковались ежегодные «Отчёты» (1912-1916). С началом 1-й мировой войны деятельность общества постепенно свёртывалась и в 1917 году была прекращена. Архив общества хранится в Институте истории материальной культуры РАН.
Исторические источники:
Устав Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. СПб., 1910.
100 лет Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины
В 1909 году в Санкт-Петербурге было создано «Общество защиты и сохранения в России памятников истории и старины» с филиалами в Туле, Орле, Казани, Вильно, Ярославле, Смоленске, Ростове (Ярославском) и др. Председателем Общества стал известный историк и археолог Великий князь Николай Михайлович, товарищем председателя – Александр Николаевич Бенуа. У истоков идеи создания общества, стояли виднейшие представители русской культуры и искусства: П.П. Вейнер, Н.К. Рерих, С.К. Маковский, барон Н.Н. Врангель, И.Э. Грабарь, А.В. Щусев, ИЛ. Фомин и др.
В 1910 году на страницах журнала «Старые годы» было опубликовано объявление, подписанное бароном Н. Н. Врангелем. Там были такие строки « Без содействия общества, без глубокого проникновения в него сознания государственной необходимости беречь и любить свою страну — делу помочь нельзя. Нужно заботливое попечение всей культурной России о художественной и исторической сокровищнице страны, нужно, чтобы в каждом крупном городе соединялись любители для изучения исторических памятников в крае и для сохранения их, нужно, чтобы они чутко следили за их судьбою. Сеть таких союзов, разбросанных по всей стране, может стать могучей силой против вандализма, разрушений, вывоза за границу».
О том, насколько актуальны ли эти слова сегодня, какие общественные организации продолжают благородную деятельность Общества в наши дни; каковы их цели и задачи, возможности; влияет ли их деятельность на формирование общественного мнения, когда решается судьба какого-либо памятника; какими видят члены общественных градозащитных организаций свои взаимоотношения с органами власти; говорили участники пресс-конференции:
— Александр Марголис, сопредседатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК);
— Маргарита Штиглиц, сопредседатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК);
— Сергей Васильев, руководитель Группы Спасения историко-культурных памятников Санкт-Петербурга;
— Юлия Минутина, координатор общественного движения за сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга «Живой Город».
Александр Марголис
«Эта история очень плохо изучена. Нет ни одной специальной работы на эту тему ни в России, ни за границей. В этом году обществу исполнилось 100 лет. Современный взгляд на культурное наследие нашего города сложился именно в те годы. Это случилось в значительной мере благодаря А.Н. Бенуа – товарищу председателя общества (заместителю председателя).
100 лет назад, так же как и в наши дни, каждый день случались какие-то неприятные истории: в центре Санкт-Петербурга сносили старые здания, возводили какие-то новые несообразные сооружения. «Общество» предотвращало эти акты вандализма, а если не удавалось спасти, то члены «Общества» фиксировали уходящую натуру: вели фотосъемку домов, при разборке зданий уносили ценные детали. Эти предметы легли в основу коллекции музея, получившего название «Музей старого Петербурга». Сейчас это музей истории Санкт-Петербурга.
Маргарита Штиглиц
«Сегодня у нас есть и опытные профессионалы, и молодые активисты. Нам не хватает материальной поддержки. Я пришла в ВООПИиК еще в советское время. Тогда мы организовывали лектории, которые собирали огромные залы. Сейчас об этом можно только мечтать».
Сергей Васильев
Юлия Минутина
«Живой город» появился в 2006 году. Нам больше повезло, чем группе «Спасение». Мы гораздо раньше осознали, что мы не одни. «Живой город» рождался стихийно. Назрела потребность сделать что-то. Мы сами не понимали, что именно. Идея строительства Газпром-сити (теперь Охта центра) нас заставила организоваться. Тем более, что все больше позиций сдавал Комитет по охране памятников. Появилось ощущение, что никто в городе не готов взять на себя ответственность за происходящее. Но организовавшись, мы почувствовали поддержку самых разных людей. Я осознаю огромную ответственность перед теми, кто занимался сохранением памятников до нас. Мы должны оказаться не хуже и не слабее. Мы должны держать эту высочайшую планку.
СПб. (1909).Из документов «Общества защиты и сохранения в России памятников истории и старины»
Деятельность: Реставрация, охрана, регистрация, фиксация памятников архитектуры.
Общество предохранило от разрушения Московские ворота Иркутска, спасло икону Боровиковского в селе Державине Самарского уезда. Ассигновало сумму для Псковского археологического общества, для ремонта насыпи Детинца.
Общество устраивало выставки: О.А. Кипренского (1914); Наследие великой княгини Марии Николаевны (1914).
С.М. Голицын обратился к обществу с просьбой принять на свое попечение Дубровицкий храм (1912).
По ходатайству общества Приморская железная дорога согласилась отремонтировать церковь на Лисьем Носу; был сохранен дом архитектора Адамини на углу Мойки и Марсова поля. Добилось освобождения Таврического сада от застройки.
Общество ставило театральные спектакли.
Отделения Общества: в Смоленске (Предс.: М.К. Тенишева), в Туле (Ю.А. Олсуфьев), Казани (А.П. Баратынский), Вильне (Б.П. Добужинский), Ростове-Ярославском (А.А. Титов), Ярославле (И.А. Иваньшин).
Председатели: великий князь Николай Михайлович. Тов. предс.: А.Н. Бенуа.
Члены общества: Апраксин А.П., гр. Апраксин П.Н., кн. Барятинский, семья Бенуа, гр. Бобринский, кн. Васильчиковы, бар. Врангель Н.Н., кн. Гагарины, П.П. Гнедич, кн. Горчаковы, Грабарь И.Э., Кони А.Ф., Лансере Е.Е., Маковский С.К., Покрышкин П.П., Рерих Н.К., Романов К.К., Сумароков-Эльстон Ф.Ф., Суслов В.В., Сюзор П.Ю., Чичагов К.Д., Щусев А.В.
Урок по истории «Культура периода застоя» 9 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Разработка урока по истории России: «Я не люблю…(Культура и духовный климат в эпоху «застоя») 9 класс
Раскрыть содержание литературы и искусства в 60-х-80-х гг., суть диссидентского движения;
формировать эмоционально-ценностное отношение к памятникам культуры, расширение культурного кругозора учащихся.
Предварительная работа – опережающие задания по творческим группам: стихи поэтов, исполнение на гитаре авторских песен
Ход урока (презентация)
I. Организационный момент
Цель: готовность к уроку, раскрытие общей цели урока и плана его проведения.
Постановка целей урока. Ознакомление с алгоритмом работы
Ознакомление с раздаточным материалом – таблицы для заполнения по ходу изучения нового материала
II. Подготовка учащихся к основному этапу работы
Цель: Создать условия для мотивации учения и для понимания цели учебного занятия
Выдвигают предположение об изменениях в духовной сфере советского общества со второй половины 1960-х г.
III. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Цель: создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала через работу творческих групп.
Культура и духовный климат во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.
Проблемные вопросы: 1) Можно ли культуру советского общества периода «застоя» считать застойной культурой?
2) Что из достижений культуры СССР 1960 – 1980 гг. и сегодня оказывает влияние на нашу духовную жизнь?
Доказать, что несмотря на то, что данный период в истории называют «эпохой застоя», культура развивается, появляются новые художественные средства выразительности, с помощью которых мастера различных направлений в искусстве изображали свое видение картины мира
Организация работы по изучению основных вопросов темы:
Диссидентское, правозащитное движение
Поиск фактов с целью ответа на поставленный вопрос через работу творческих групп
Учащиеся заполняют технологическую карту по ходу изложения «Основные черты»
Творческие группы – читают стихотворения И.Бродского, В.Высоцкого, Б.Окуджавы.
Исполняют песни В.Высоцкого.
IV. Этап проверки понимания изученного
установить правильность и осознанность изученного материала;
выявить возможные пробелы осмысления изученного через опрос.
Организация работы по определению степени усвоения учащимися во время изучения нового материала
Учащиеся отвечает на вопросы:
Какие темы преобладали в литературных произведениях?
С чьим именем связано движение в защиту памятников истории и культуры.
Какое название получило движение в СССР в защиту прав и свобод граждан?
Почему в 1965-1968 гг. в СССР зародилось диссидентское движение?
Кто из известных деятелей культуры в 70-е начале 80-х гг. оказался за границей? Как вы думаете почему?
V. Этап обобщения знаний
Цель: создать условия для формирования целостной системы ведущих знаний учащихся, формирования у них обобщенных понятий.
Обобщение основных идей по каждому направлению культурного и духовного развития
Заполнение технологической карты
Таблица для заполнения по ходу урока:
Размышления о духовном мире современника и ответственности человека за свой моральный выбор. Раскрытие былых ценностей крестьянского мира.
Компенсировал отсутствовавшую публичную политическую дискуссию.
Новые художественные средства и новые подходы к осмыслению прошлого через прошлое и современность.
Воспроизведение на плоскости холста и в концептуальных инсталляциях мир идей, а не мир вещей, и главной идеей была свобода.
Творческое самовыражение. В песнях поднимались философские и социальные проблемы.
Социальный подтекст. Менялись тональность показа советской действительности.
Диссидентское, правозащитное движение
Свобода человека рассматривалась как высшая ценность. Неприятие строя подавлявшего такую свободу
Весь «послеоттепельный» период развития культуры насыщен яркими событиями. Интенсивно протекала духовная жизнь, сформировалось общее культурное поле заинтересованного интеллектуального взаимодействия. Культурная жизнь сама по себе была общественным явлением, в творческой среде вырабатывались общественно значимые идеи и ценности, становившиеся достоянием самой широкой аудитории.
VI. Этап информации о домашнем задании
Цель: создать условия для понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Задания:
1) Параграф 45 читать, пересказывать,
2) Знать и уметь определять новые термины и понятия.
3) Поинтересуйтесь у своих родителей, учителей, взрослых о любимых композиторах, певцах, артистах, режиссерах их молодости.
Какие важные события в жизни вашей семьи связаны с периодом правления Л.Брежнева?
Каким было материальное положение вашей семьи в период 1964-1982 гг.?
Ощущала ли ваша семья рост благосостояния народа в этот период? В чем конкретно для вас он проявлялся?
VII. Этап подведения итогов и рефлексия
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации.
Разработка урока по истории России: «Культура и духовный климат в эпоху «застоя»
Цели:
Предварительная работа – опережающие задания по творческим группам
Оборудование:
Ход урока (презентация)
I. Организационный момент
Цель: готовность к уроку, раскрытие общей цели урока и плана его проведения.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Постановка целей урока.Ознакомление с алгоритмом работы | Ознакомление с раздаточным материалом – таблицы для заполнения по ходу изучения нового материала |
II. Подготовка учащихся к основному этапу работы
Цель: Создать условия для мотивации учения и для понимания цели учебного занятия
III. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Цель: создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала через работу творческих групп.
Основной вопрос | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Культура и духовный климат во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг. | Проблемный вопрос: Доказать, что несмотря на то, что данный период в истории называют «эпохой застоя», культура развивается, появляются новые художественные средства выразительности, с помощью которых мастера различных направлений в искусстве изображали свое видение картины мира Организация работы по изучению основных вопросов темы: Диссидентское, правозащитное движение Мини-лекция | Поиск фактов с целью ответа на поставленный вопрос через работу творческих групп Учащиеся заполняют таблицы по ходу изложения «Основные черты» Литература 1 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ Театральное искусство 2 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ Киноискусство 3 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ Изобразительное искусство 4 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ Музыкальное искусство 5 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ Смеховая культура 6 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ |
IV. Этап проверки понимания изученного
V. Этап обобщения знаний
Цель: создать условия для формирования целостной системы ведущих знаний учащихся, формирования у них обобщенных понятий.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Обобщение основных идей по каждому направлению культурного и духовного развития | Заполнение таблицы «Основные идеи» |
Таблица для заполнения по ходу урока:
Основные черты | Основные идеи |
Литература | Размышления о духовном мире современника и ответственности человека за свой моральный выбор. Раскрытие былых ценностей крестьянского мира. |
Театральное искусство | Компенсировал отсутствовавшую публичную политическую дискуссию. |
Киноискусство | Новые художественные средства и новые подходы к осмыслению прошлого через прошлое и современность. |
Изобразительное искусство | Воспроизведение на плоскости холста и в концептуальных инсталляциях мир идей, а не мир вещей, и главной идеей была свобода. |
Музыкальное искусство | Творческое самовыражение. В песнях поднимались философские и социальные проблемы. |
Смеховая культура | Социальный подтекст. Менялись тональность показа советской действительности. |
Диссидентское, правозащитное движение | Свобода человека рассматривалась как высшая ценность. Неприятие строя подавлявшего такую свободу |
Весь «послеоттепельный» период развития культуры насыщен яркими событиями. Интенсивно протекала духовная жизнь, сформировалось общее культурное поле заинтересованного интеллектуального взаимодействия. Культурная жизнь сама по себе была общественным явлением, в творческой среде вырабатывались общественно значимые идеи и ценности, становившиеся достоянием самой широкой аудитории.
VI. Этап информации о домашнем задании
Цель: создать условия для понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
VII. Этап подведения итогов и рефлексия
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Подведение итогов учебного занятия.Характеристика работы класса. | Оценивают эффективность работы на уроке по 5-балльной системе – «Мишень» |
Оценка эффективности работы на уроке.
Ф.И. ученика _____________________
Сделайте, пожалуйста, четыре метки, которые соответствуют вашей оценке результатов урока. Если Вы низко оцениваете результаты, то метка ставится в поле «0», если выше, то выберите подходящий балл – от 1 до 5.
Электронная библиотека Международного Центра Рерихов
Участие Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) в сохранении культурного наследия народов Российской Федерации
В.А.ЛИВЦОВ,
заместитель председателя ЦС ВОО ВООПИиК,
профессор ОГУ,
Орел
Идея сохранения культурного наследия, гибнущего под напором технического прогресса, появляется в Европе в связи с бурным развитием промышленности еще в XIX веке.
Тогда же и российская общественность начинает ставить вопрос о сохранении культурного наследия народов России. В 1884 году в Твери, Тамбове, Рязани и Орле учреждаются ученые архивные комиссии. В дальнейшем их число в губернских городах возросло до сорока. В большинстве городов комиссии не ограничивались архивными изысканиями, а исследовали также вещественные остатки прошлого. В 1870 году Московское археологическое общество создает комиссию по охране древних памятников. По указанию Синода создавались епархиальные Церковные историко-археологические общества [1, с. 71].
В начале прошлого века складывается ряд новых организаций, пытающихся спасать памятники. В 1910 году было основано «Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины». Проблемы сохранения культурного наследия обсуждали Всероссийский съезд художников в 1912 году и Всероссийский съезд зодчих в 1914 году [1, с. 80].
В живописи начала века появился новый жанр – архитектурный пейзаж. Одним из его основоположников был Н.К.Рерих. При этом Н.К.Рерих, в отличие от других художников изображал памятники старины, расположенные не только в России, но и во многих других странах. Хорошо известны статьи Н.К.Рериха по археологии и истории искусства. В этот период он деятельно участвует во многих мероприятиях по охране памятников.
В первое послереволюционное десятилетие работа по сохранению наследия еще более оживилась. Этим занялись краеведческие организации. С 1917 по 1927 год их число увеличилось в 10 раз – со 155 до 1761. Были организованы выявление, охрана и использование историко-культурных ценностей, создавались музеи. В руководстве краеведческих организаций состояли крупные ученые. Центральное бюро краеведения объединяло более 260 превосходных музеев. Его до 1936 года возглавляла Н.К.Крупская.
В этот период разрабатывали первые генеральные планы городов. Стало процветать нигилистическое отношение к историческому наследию как к «старому хламу». Снос оправдывали необходимостью «расчистки» площадок для нового строительства. Усердствовали атеисты, ратуя за уничтожение церковной архитектуры. Исчезают центральные ансамбли в городах Вятка, Кострома, Пенза, Архангельск, Елец, Ставрополь, Ростов-на-Дону, Калуга, Иваново. В Москве были снесены 400 памятников архитектуры, среди которых храм Христа Спасителя. Были уничтожены Красные ворота — шедевр русского барокко, Казанский собор 1630 года на Никольской улице, крепостные стены и башни Китай-города. В Кремле уничтожены: церковь Константина и Елены (1470), храм Спаса на Бору (1330), Чудов монастырь с собором Чуда Михаила (1365), созданный при Дмитрии Донском, Вознесенский монастырь с собором Вознесения (1386), воздвигнутый по воле жены Дмитрия Донского в память Куликовской битвы. Уничтожение памятников укоротило историю Кремля на полтора столетия, ибо древнейший из уцелевших соборов, Успенский, был построен в 1479 году. Археологические памятники распахивались.
Именно в это время за рубежом Н.К.Рерих активно борется за сохранение наследия и в 1929 году выносит на общественное обсуждение проект Пакта [3] по защите памятников культуры и научных учреждений в случае военного столкновения.
Разразившаяся затем Вторая мировая война на территории России там, где проходили бои, погубила три тысячи памятников, были сметены целые города. В тылу памятники использовались в хозяйственных целях и работали они «на износ». В послевоенные годы состояние памятников продолжало ухудшаться. Не хватало средств, материалов, специалистов-реставраторов.
Общественность пыталась противостоять потере наследия. В 1950-е годы в творческих союзах художников, писателей, журналистов, архитекторов стали работать комиссии по охране памятников культуры. Они были малочисленны и не имели прав. Однако благодаря настойчивости и инициативе МОСХа (Московской организации Союза художников) первое собрание московской общественности, на котором присутствовало более 100 человек – ученые, художники, архитекторы-реставраторы, работники музеев, а также представители государственных органов охраны памятников, было проведено в Союзе художников в 1958 году. Выступившие доктора наук Н.Н.Воронин, Б.П.Михайлов, М.В.Алпатов, художники А.А.Коробов, С.С.Чехов, реставратор П.Д.Барановский, искусствовед Н.А.Демина, главный хранитель Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина А.А.Губер характеризовали бедственное положение в деле охраны памятников. Тяжелое положение сложилось и с кадрами. Собрание вынесло решение о необходимости создания в РСФСР добровольного общества. Но тогда этот вопрос не был решен.
Вскоре доктор наук Н.Н.Воронин выпустил брошюру «Любите и сохраняйте памятники культуры» – единственное пособие в помощь изучающим памятники.
В 1958–1961 годах в газетах разразилась дискуссия по поводу строительства гостиницы «Россия» в районе Зарядья. 3 апреля 1958 года в «Литературной газете» деятели культуры во главе с академиком И.Э.Грабарем предлагали создать в Зарядье парк и сохранить памятники архитектуры и археологии. Их поддержали: президент Академии художеств скульптор Е.Ф.Белашова, академик Б.А.Рыбаков, народные художники С.В.Герасимов, С.А.Чуйков, Кукрыниксы, скульптор С.Т.Коненков, доктор архитектуры П.П.Ревякин, профессор архитектуры Н.Д.Виноградов, доктор исторических наук П.В.Сытин, член-корреспондент Академии архитектуры Г.М.Людвиг и другие. В письме в редакцию газеты «Советская культура» от 3 октября 1961 года они отмечали: «Огромный массив нового здания придавил бы все окружающее и уничтожил прекрасную панораму набережной Москвы-реки. Он разрушил бы масштабы Красной площади». Уничтожение археологического слоя и древних памятников архитектуры здесь характеризовалась как «безграмотность, граничащая с преступлением». Ответом было ускорение строительства гостиницы. При этом всего на 2 % территории строительства из-под ковшей бульдозеров было спасено 100 тысяч археологических находок.
Даже идея восстановления памятников вызывала раздражение у тогдашнего советского лидера Н.С.Хрущева, который публично критиковал восстановление храмов и замков на одном из пленумов ЦК в конце 1960 года.
Но уже в 1960 году в Советском комитете защиты мира (СКЗМ), по инициативе И.С.Глазунова и В.Д.Захарченко, ответственным секретарем комитета М.И.Котовым была создана Комиссия по памятникам и музеям. В нее вошли крупнейшие ученые, писатели, художники, деятели культуры. Комиссия в течение пяти лет целенаправленно работала над проблемой улучшения охраны памятников; входила с предложениями в Правительство и в Верховный Совет, обращалась через руководство Советского комитета защиты мира в ЦК КПСС с обоснованными предложениями о создании добровольных обществ охраны памятников в республиках, об издании Закона об охране памятников и массового журнала для просвещения населения. Комиссия выступала в дискуссиях по вопросам градостроительства, отстаивая исторические позиции в отношении сохранения культурного наследия. Одна из дискуссий в Доме архитекторов о сочетании старого и нового в градостроительстве так и не закончилась, так как представитель «Генплана» (Н.Ф.Евстратов) ушел, не в состоянии что-либо противопоставить аргументам выступавшего от Комиссии СКЗМ профессора П.П.Ревякина.
Вокруг общественных комиссий образовался актив, в том числе и на периферии, что давало информацию о положении памятников на местах и позволяло оказывать помощь. Так были спасены 110 деревянных часовен Карелии, предназначенных к сносу.
Среди активистов, которые ратовали за сохранение наследия, был ректор МГУ академик И.Г.Петровский. В МГУ он поощрял студенческое движение в защиту памятников. Так, студенты выезжали в Подмосковье, где спасали от разрушения мемориальные усадьбы. Первый реставрационный отряд был создан из студентов МГУ и каждое лето выезжал на Соловецкие острова для проведения противоаварийных работ. Иван Георгиевич в 1960–1965 годы неоднократно «зондировал почву» в ЦК КПСС о возможности создания Общества охраны памятников, но получал отказ. Своими размышлениями он делился с членами Комиссии СКЗМ, привлекал профессуру МГУ к изучению наследия.
В апреле 1964 года по студенческой Москве прокатилась волна вечеров, посвященных охране памятников истории и культуры, вызванная сносом старой застройки. Вскоре в идеологический отдел ЦК КПСС обратились В.А.Десятников, М.П.Кудрявцев, П.Д.Барановский, Л.И.Антропов с предложением создать в РСФСР добровольное общество охраны памятников, по образцу уже существующих в других союзных республиках СССР. В октябре В.А.Десятников написал письмо и министру культуры Е.А.Фурцевой.
В Москве организовывается молодежный клуб «Родина», базой которого стало Крутицкое подворье, где уже в 1965 году под руководством реставратора П.Д.Барановского шла разборка завалов и начались реставрационные работы.
В этом же году клубом «Родина» был устроен вечер, куда были приглашены корифеи науки и культуры. Особенностью программы (которая готовилась студентами МХТИ и МГУ) было то, что впервые были широко показаны многие памятники культуры, включая культовые, в том числе: старинные карты, рукописные книги, иконы, прикладное искусство, фотографии – Кижей, Ферапонтова, ленинградских дворцов, шедевры Москвы, женские костюмы XVII–XVIII веков, сохраненные Н.А.Деминой, пряничные доски из Архангельска. Подавали пряники и горячий сбитень. На вечере выступали Н.Н.Воронин, В.П.Тыдман, В.А.Солоухин, М.Ю. и П.Д. Барановские, И.С.Глазунов.
В 1965 году группа деятелей культуры (ученые Н.Н.Воронин, П.П.Ревякин, поэт В.А.Солоухин, художники Л.А.Коробов, И.С.Глазунов, Е.И.Мальцев, В.А.Десятников) добилась встречи с министром культуры Е.А.Фурцевой в связи со строительством ресторана в Петергофе, на оси фонтана «Самсон». Е.А.Фурцева обещала еще раз поставить вопрос по созданию Общества охраны памятников в ЦК КПСС.
Вскоре позиция Правительства изменилась. В газете «Правда» была опубликована статья «Памятники Отечества», в которой заместитель председателя Совета министров РСФСР В.И.Кочемасов писал о необходимости защиты культурного наследия. Вслед за этим состоялась встреча руководителей Правительства РСФСР с видными представителями интеллигенции. 23 июля 1965 года Совет Министров РСФСР своим Постановлением разрешил создание Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и образовал организационный комитет по подготовке и проведению Учредительного съезда [4, с. 94–96].
Помощь в создании добровольного Общества оказали члены
Комиссии по культурным связям, памятникам культуры и музеям СКЗМ: академики М.Н.Тихомиров, И.Г.Петровский, М.Д.Миллионщиков, М.В.Нечкина, Б.А.Рыбаков, М.В.Алпатов, B.М.Хвостов, доктора наук Б.II.Михайлов, Н.Н.Воронин, А.В.Арцыховский, И.С.Смирнов, П.П.Ревякин, народные художники П.Д.Корин, А.А.Пластов, C.В.Герасимов, С.Т.Коненков, скульптор B.А.Павлов (председатель комиссии по памятникам и музеям СКЗМ), писатели Л.М.Леонов, С.С.Смирнов, И.А.Белоконь, C.В.Михалков, В.А.Солоухин [5, с. 7–14].
Учредительный съезд состоялся в начале мая 1966 года в Москве. Он принял Устав Общества, наметил ближайшие задачи, избрал Центральный совет. В его президиум вошли: Л.М.Леонов, Б.А.Рыбаков, В.Л.Янин, В.И.Севастьянов, Г.М.Орлов, И.В.Петрянов-Соколов, Д.С.Лихачев, И.С.Глазунов, Н.А.Пластов, В.Н.Иванов, Н.Н.Воронин, П.П.Ревякин и другие.
Вскоре состоялась встреча первого председателя ВООПИиК В.И.Кочемасова и его заместителя В.Н.Иванова с патриархом Алексием I, который согласился через ВООПИиК осуществлять финансирование работ по целевой реставрации некоторых храмов (например, Успенского собора во Владимире).
За первый год работы Общества были проведены сотни вечеров, собраний, лекций, выездов на места. С 1966 года обществом стали проводиться кинофестивали, посвященные историко-культурному наследию. Началась более активная работа по реставрации памятников, так как вместе с решением о создании Общества вышло постановление Совета Министров РСФСР № 473 от 24 июня 1966 года «Об охране памятников», в разработке которого большое участие принимала общественность.
Основным звеном в системе общественной работы ВООПИиК стали секции, в которых сосредоточились исследовательская и оперативная работа. Туда входили известные ученые, специалисты-реставраторы, знатоки и любители памятников. Объединение активистов в секции Центрального совета позволило провести крупные мероприятия общероссийского значения.
В 1968 году была проведена научная конференция «1000-летние корни русской культуры», подготовленная секцией пропаганды ЦС и активом Новгородской организации Общества. Доклад академика Д.С.Лихачева, раскрывший значение тысячелетней культуры, стал событием в общественно-культурной жизни. Заслуга в выборе темы и в подготовке представительной конференции принадлежала И.А.Белоконю, заведовавшему отделом пропаганды ЦС, основателю «вторников», сыгравших роль в вовлечении ученых, писателей, критиков в дела Общества.
В 1967 году газета «Советская культура» опубликовала статью журналиста Ю.А.Бычкова о культурном наследии центральных и северных областей России: Московской, Ярославской, Ивановской, Владимирской, наиболее богатых памятниками в европейской части страны. В ней говорилось, что эти исторические города, сохранившие великолепные памятники, отражающие историю Руси с XII века, составляют готовый туристский маршрут. Маршрут был условно назван «Золотым кольцом России». Название закрепилось. Президиум ЦС ВООПИиК одобрил и поддержал предложение о создании «Золотого кольца».
В 1969 году Общество организовало десятидневную экспедицию, которой руководил член президиума ЦС П.П.Ревякин. В ней участвовали историки, археологи, архитекторы, художники, писатели, музейные работники. Экспедиция проехала по 22 городам 2000 км вокруг Москвы, обследовала наиболее интересные для показа градостроительные комплексы и архитектурные ансамбли будущего маршрута, было выяснено техническое состояние объектов, положение с благоустройством, наличие и качество гостиниц, сетей общественного питания и т.д. Особое внимание было уделено оценке состояния музеев и памятников, вопросам их музеефикации. Члены экспедиции встречались с руководителями местных органов власти, интересовались их предложениями.
Затем секция архитектуры ВООПИиК провела конференцию в Ярославле «Памятники Северо-Восточной Руси». Основной доклад председателя секции архитектуры П.П.Ревякина вызвал интерес как новизной идеи, так и практическими мероприятиями по реставрации памятников и развитию народного искусства, которые брали на себя ЦС ВООПИиК и государство.
Обобщенный президиумом ВООПИиК вопрос был вынесен на рассмотрение Совета Министров РСФСР при участии Владимирского облисполкома. Город Суздаль избрали в качестве экспериментального объекта для создания туристского центра. ВООПИиК оказывал методическую, финансовую и организационную помощь в организации туристского маршрута, в частности выделил несколько миллионов на реставрационные работы. Полностью за счет средств Общества была осуществлена реставрация Спасо-Евфимиева монастыря.
Следует отметить и выезд в Новосибирск члена президиума академика И.В.Петрянова-Соколова и его встречи с общественностью, выступления по радио и телевидению. Помогали популяризации работы Общества, многочисленные выступления известных писателей, художников и ученых: В.А.Солоухина, И.С.Глазунова в клубе Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, в Министерстве иностранных дел СССР, Б.А.Рыбакова и других членов Центрального совета в аудитории Политехнического музея, предоставленной обществом «Знание».
Однако самой трудной оказалась работа актива и архитектурной комиссии ЦС Общества по рассмотрению Генерального плана и застройки центра Москвы. Шесть лет, начиная с 1969 года, общественность работала в комиссии, привлекая ученых и специалистов, создавая рекомендации по сохранению исторического лица центра Москвы.
Секции архитектуры приходилось преодолевать нигилистические тенденции в отношении к памятникам, от которых не отошли проектировщики институтов «Генплан» и «Моспроект». Так, прежние руководители ГлавАПУ А.М.Заславский, С.М.Матвеев, З.М.Розенфельд, Д.Н.Чечулин заявляли, что архитектурные памятники, особенно культовые, не могут быть градообразующими элементами, формирующими новые ансамбли. А следовательно, они обречены играть второстепенную роль и могут быть лишь включены в новые ансамбли. На той же позиции стояли и последующие руководители ГлавАПУ. Так, бывший заместитель начальника ГлавАПУ Г.В.Макаревич в 1972 году в «справке»-ответе на предложение академиков И.И.Минца, М.В.Нечкиной, Н.М.Дружинина заповедать центр города утверждал, что «застройка города в кольце “Б” с его стихийным развитием не может быть отнесена к памятникам древнерусского градостроительства и в своем аморфном состоянии не имеет исторического основания войти в облик нового коммунистического города».
В 1969 году ЦС ВООПИиК отклонил проект, разработанный в ГлавАПУ, как вредный для охраны памятников и умаляющий значение древнерусского зодчества. Президиум ЦС поддержал заключение комиссии и направил отказ в Совет Министров РСФСР. В 1972, 1973 и 1975 годах проект центра Москвы, разработанный мастерской № 12 (института «Моспроект») был вновь отклонен. Большую работу в помощь секции при рассмотрении проекта оказали художники С.C.Чехов, А.С.Трофимов и А.В.Артемьев, составившие наглядную схему предлагаемого ГлавАПУ сноса исторической застройки.
Следующим шагом Общества была подготовка списка исторических городов. Секции архитектурных и исторических памятников предложили взять под охрану 200 городов и готовить следующий список. В 1970 году по указанию Совета Министров РСФСР Госстрой РСФСР утвердил список из 115 исторических городов, куда вошла и Москва. Подготовка второго списка затянулась по вине Министерства культуры и облисполкомов, которые не хотели брать на себя новую «обузу». Утверждение списка облегчило работу общественности, так как законодательно было признано право приостанавливать осуществление генпланов этих городов, составленных с позиций сноса исторической застройки. В 1970 году был отклонен проект застройки Томска, где предполагалось снести всю деревянную архитектуру. Удалось сохранить и северную жемчужину – Каргополь.
В 1970 году началось планомерное обследование Севера европейской части СССР по программе подготовки свода памятников, которое, по рекомендации секции архитектуры, взяло на себя Общество. Эту работу возглавили молодые специалисты секции А.Г.Шабельников и М.П.Кудрявцев вместе с активом Архитектурного института. К сожалению, к концу 1970-х годов эта работа начала свертываться, хотя в секции образовался актив из 30 специалистов, в том числе из Карелии, Архангельской и Вологодской областей.
Работа ВООПИиК стала основой создания принципиальных позиций защиты всех видов памятников, и позже выработанные секциями положения вошли отдельными статьями в Закон об охране памятников.
По рекомендациям секций были проведены работы по выявлению и реставрации на средства Общества мемориально-литературных усадеб: Хмелиты Грибоедова, Спасского-Лутовинова Тургенева, Новоспасского Глинки, Тархан Лермонтова, Константинова Есенина и других.
В связи с нехваткой специалистов важную роль выполняли студенческие реставрационные отряды, работавшие на крупных ансамблях и на отдельных древних памятниках. В ноябре 1971 года в Москве на Крутицком подворье под руководством выдающегося реставратора П.Д.Барановского была организована Общественная комиссия по шефству над памятниками истории и культуры. Это положило начало регулярному массовому московскому шефскому движению. Главным консультантом отрядов в ВООПИиК была председатель реставрационной комиссии секции архитектуры кандидат архитектуры Г.В.Алферова, много лет руководившая отрядом на Кий-острове Архангельской области.
Развивалась и популяризация памятников. В 1972 году ЦС ВООПиК объявил о проведении Первого Всероссийского фотоконкурса «Отечество». С 1980 года стал выходить альманах «Памятники Отечества», тиражом 50 тысяч экземпляров, в качестве периодического издания ВООПИиК.
В начале 1980-х годов Общество проводит ряд акций. Так, известные активисты ВООПИиК выступили на страницах газеты «Правда» против строительства автостоянки вблизи стен Троице-Сергиевой Лавры на берегу речки Кончура. В эти же годы удалось спасти от сноса здание театрального училища имени М.С.Щепкина при Малом театре, построенного в 1822 году О.Бове, на месте которого предполагалось строительство гостиницы для гостей Московской олимпиады.
В 1981 году Общественная комиссия (секция) по шефству над памятниками истории и культуры получила официальный статус в МГО ВООПИиК. С 1982 года работы выездных отрядов велись уже на четырех объектах и в Болдинском монастыре Смоленской области.
С лета 1983 года секция документальных памятников с участием молодежи организует археографические экспедиции по поиску и спасению древних рукописных и старопечатных книг.
В 1984 году собрание московской общественности приняло обращение с призывом расширить шефское движение ВООПИиК во всех областях, краях и автономных республиках Российской Федерации. Обращение разослали во все отделения Общества. Со второй половины 1980-х годов движение начинает развиваться в регионах.
В 1985 году шефская секция МГО ВООПИиК впервые создает массовые выездные реставрационные отряды отпускного периода. Поездка первой из московских бригад на Валаам через Ленинград прошла в июне 1985 года.
В мае 1986 года в Ленинградском городском отделении ВООПИиК прошло первое совещание представителей шефских объединений из Гомеля, Горького, Витебска, Ленинграда, Минска, Москвы, Таллинна. Участники признали необходимым развивать товарищеское сотрудничество.
В 1987 году ЦС ВООПИиК и правлением Союза журналистов СССР был проведен Первый Всероссийский конкурс на лучшее освещение в региональной прессе вопросов охраны памятников. В нем приняло участие 97 редакций газет, более 30 отдельных авторов из 52 регионов.
В марте того же года ЦС ВООПИиК организует Первое Всероссийское совещание шефских (волонтерских) объединений. Здесь принимается решение о создании Российского совета шефских объединений при ЦС ВООПИиК.
В апреле 1988 года ЦС ВООПИиК, Ярославское областное отделение ВООПИиК, Российский совет шефских объединений провели Второе Всероссийское совещании шефских объединений. В нем приняли участие представители из Москвы и Иркутска, Ленинграда и Тобольска, Владимира и Куйбышева, Орла и Пензы – всего от 22 городских и областных отделений ВООПИиК. Второе совещание, хотя и оказалось менее представительным, показало качественный рост шефского движения. Оно уже не хотело ограничиваться неквалифицированными работами, а требовало профессиональной подготовки общественников, которые могли бы со знанием дела участвовать в решении проблем сохранения историко-культурного наследия. Движение получило значительное развитие в Москве, Ленинграде и их областях, а также во Владимире, Ярославле, Вологде, Воронеже, Нижнем Новгороде, Ельце, Иркутске, Йошкар-Оле, Казани, Твери, Калуге, Краснодаре, Самаре, Орле, Пензе, Пскове, Ростове Великом, Рязани, Свердловске, Северодвинске. Тобольске, Томске, Туле, Чусове, Юрьеве-Польском. Кроме того, во многих городах и селах стали проводиться нерегулярные шефские работы.
Во Владимире учащиеся СПТУ-15 под руководством председателя первичной организации ВООПИиК И.Б.Петрова начали восстановление церкви Михаила Архангела. И.Б.Петров замыслил создание здесь выставочного зала и музея. Ребята выполняли не только подсобные, но и кровельные работы. Клуб смог получить статус любительского объединения со своим счетом. К владимирцам поучиться и поработать приезжали московские школьники из товарищества шефских отрядов «Лад», имевшие опыт работы в Архангельской области, в Москве и Подмосковье. А вскоре во Владимир стали приезжать добровольцы со всей России, и здесь была открыта общественная межобластная школа реставрационного дела. И.Б.Петров на Втором Всероссийском совещании избран председателем Российского совета шефских товариществ.
Создание любительских реставрационных объединений с собственным счетом, а следовательно, и с дополнительными возможностями приобретения строительных материалов, инструментов, организации обучения реставрационным ремеслам – стало характерной чертой тех лет. В таких объединениях труд добровольцев был лично безвозмездный, но все деньги, заработанные объединением, строго учитывали, переводили на общий счет, а затем использовали на нужды движения.
В Северодвинске учащиеся СПТУ под руководством мастера А.И.Климова во время летней практики приступили к ремонту деревянной церкви. Заготовляя зимой элементы памятников, ребята летом смогли вести ремонтно-консервационные работы на «поточно-промышленной» основе.
В городе Чусовое Пермской области учащиеся и тренеры спортивной школы создали целую улицу из построек, ранее обреченных на гибель. Были восстановлены две часовни, в одной из которых расположился музей И.Т.Ермака, а в другой были собраны материалы по истории реки Чусовой, действующая сельская кузница, колодец с колодой из лиственницы, сельская лавка, два крестьянских дома, в одном из которых собраны экспонаты крестьянского быта, а в другом – археологические находки с реки Чусовой.
Под Ельцом в селе Озерки члены клуба «Вече» возрождали усадьбу И.А.Бунина. В домах Ельца, которых не удавалось спасти, они собирали все детали: изразцы, ручки, заслонки.
Тобольский клуб «Добрая воля» наряду с помощью реставраторам на общественных началах разработал программу возрождения и реставрации памятников города. Тоболяки сумели добиться ее рассмотрения государственными инстанциями. По указанию Министерства культуры РСФСР «Росреставрация» расширила реставрационные работы в Тобольске.
Многие объединения: шефские секции в Москве, Горьком, молодежное любительское объединение в Йошкар-Оле, «Феникс» в Орле, «Добрая воля» в Калуге, «Памятники Отечества» в Воронеже, «Товарищество» и «Реставратор» в Ярославле, «Реставратор» в Пскове – стали сложившимися коллективами. Многочисленные ленинградские шефские группы сотрудничали в объединении «Мир» и Совете по экологии культуры.
К концу 1980-х годов добровольческое движение получило развитие в 32 регионах РСФСР. Только в Москве ежегодно в субботниках и воскресниках участвовало до 20 тысяч человек [5, с. 42–46].
Однако дальнейшее развитие событий привело к отпочкованию от Общества сложившихся волонтерских объединений, а затем и к превращению их в самостоятельные профессиональные реставрационные организации.
В середине 1980-х годов с началом перестройки общество находилось на подъеме. В этот период возобновляется его производственная деятельность, улучшается финансовое состояние. ВООПИиК не только принимал участие во всех крупномасштабных государственных мероприятиях по сохранению историко-культурного наследия, но и сам не раз становился инициатором дел, направленных па сохранение памятников.
В Центральном совете Общества в тот период работало пять секций: памятников истории, памятников архитектуры, изобразительного и народного искусства, памятников советского общества, документальных памятников, памятников науки и техники. Работали четыре комиссии: по реставрации памятников архитектуры, по градостроительству, по реставрации памятников монументального и садово-паркового искусства, по монументальной живописи.
Эти подразделения возглавляли известные ученые, деятели культуры. На заседаниях заслушивали сообщения и доклады, рассматривали предложения по постановке на государственную охрану выявленных памятников. Продолжалась работа по составлению Свода памятников Российской Федерации. Обсуждалось состояние охраны и использование памятников деревянного зодчества.
Подсчет, произведенный, например, в Карелии, показал, что на конец 1985 года из 202 стоящих на государственной охране памятников (без тех, что в Кижском музее) только 18 находились в надлежащем порядке. Не лучше обстояло дело и в других областях Русского Севера. Президиум ВООПИиК всесторонне рассмотрел вопрос и о судьбе уникального памятника русского зодчества – Преображенской церкви в Кижах. Результатом обсуждения явилась выработка комплексной программы по его сохранению.
На заседании президиума в декабре 1985 года ученые, деятели культуры высказались против переброски части стока северных рек в бассейн Волги в связи с очевидным ущербом, который нанесет это памятникам Русского Севера. После всестороннего изучения вопроса состоялось постановление ЦК КПСС «О прекращении работы по переброске части стока северных и сибирских рек».
Президиум рассматривал и вопрос о реставрации и открытии для посещения храма Рождества Богородицы в Старом Симонове, памятного места, где похоронены герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя. Заседание с широким участием общественности положительно повлияло на решение этого сложного вопроса, связанного с реконструкцией завода «Динамо», на территории которого находится храм. В июле 1988 года прошло открытие мемориала в Симоновом монастыре, которое стало торжественным завершением работ, проводившихся в течение пяти лет.
ВООПИиК выступал за возрождение памятников Коломны, связанных с именем Дмитрия Донского, ансамблей городов Касимовнец, Юрьевца, Свияжск, Печорского монастыря в Нижнем Новгороде, Макарьевского монастыря, усадьбы Пущино, ускорения реставрации Иосифо-Волоцкого и Соловецкого монастырей, Оптиной пустыни. Поддержан президиумом Общества был и протест общественности Рязани против прокладки канализационного коллектора в зоне охраняемого ландшафта памятников рязанского кремля в пойме рек Ока и Трубеж.
ЦС ВООПИиК был поднят вопрос о состоянии зданий Государственной публичной библиотеки имени М.Е.Салтыкова-Щедрина, Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.
Подлинным триумфом общественности стало решение вопроса о воссоздании снесенного в 1930-е годы Казанского собора на Красной площади. Инициативу в этом деле проявило Московское городское отделение ВООПИиК. В 1988 году член президиума ЦС ВООПИиК академик И.В.Петрянов-Соколов возглавил общественную комиссию по восстановлению собора и обратился за поддержкой к секретарю ЦК КПСС В.А.Медведеву. В результате полученного первоначального согласия в июне 1989 года были начаты работы по расчистке фундаментов храма. 29 ноября того же года вопрос о полном воссоздании собора стал предметом рассмотрения Секретариата ЦК, и на следующий год 4 ноября в основание возрождаемого памятника был заложен первый камень. Все это время Московское отделение ВООПИиК собирало пожертвования на восстановление собора, а вскоре даже инициировало создание православной общины, которой и был передан храм после воссоздания. Это послужило примером для отделений ВООПИиК в регионах России в деле содействия верующим в восстановлении и передаче им храмов и монастырей – объектов наследия.
Актив ВООПИиК участвовал в выработке постановлений о возвращении улицам и площадям в городах России их исторических наименований. Так, в Москве были восстановлены названия Остоженка, Хамовнический вал, Красные ворота, Триумфальная площадь и т.д.
ВООПИиК располагал Центральным Домом пропаганды (ЦДП), который после завершения силами Общества комплекса ремонтно-реставрационных работ в церкви Георгия на Псковской горке и в колокольне Знаменского собора разместился в этих помещениях с выставочным залом. На популяризацию памятников ЦС ВООПИиК ежегодно затрачивал до 1 млн. руб. Силами ЦДП совместно с обществом «Знание» читались циклы лекций, организовывались вечера, выставки, недели тематического показа документальных фильмов, проводились выставки, встречи с деятелями культуры и науки, концерты, издавались методические рекомендации, каталоги, списки диапозитивов и фильмов о памятниках, списки литературы, разрабатывалась и издавалась тематика лекций по видам памятников. Был создан методический отдел и методкабинет, где накапливался наглядный материал, в том числе из местных отделений. Действенную помощь отделениям оказывала научная библиотека ЦДП, располагавшая семью тысячами томов. В ЦДП совместно с Государственным историческим музеем была организована работа молодежных клубов: любителей отечественной истории, «Юный археолог», дискуссионного клуба. При ЦДП создавались в виде клубов и первые объединения российских казаков, дворян, различные землячества.
К концу 1980-х годов в Обществе состояло 17 миллионов членов. ВООПИиК объединяло 83 республиканских (АССР) и областных отделения.
Их работа была разнообразна. При их участии в регионах росла сеть школьных, народных музеев, работали факультеты памятников в университетах культуры, проводились кампании по спасению различных объектов.
Так, усилиями активистов Ленинградского городского отделения Общества был сохранен предназначенный на слом в связи со строительством станции ленинградского метрополитена дом, связанный с жизнью и творчеством русского поэта А.И.Дельвига. Актив Московского городского отделения проявил настойчивость, добиваясь сохранения палат XVIII века на Спартаковской улице.
В рязанском отделении Общества работали четыре секции, клуб краеведов. Была создана картотека памятников, выходила краеведческая литература, материалы свода памятников, собирали письма и документы Великой Отечественной войны, изготовляли фотоальбомы памятных мест, краеведы делали доклады и сообщения на темы, связанные с памятниками, публиковались статьи в прессе. Памятники истории ставили на госохрану. Активно действовали 20 районных отделений Общества.
Работа первичных и районных организаций была важной частью деятельности ВООПИиК. Шефство над могилами павших героев, организация музеев на общественных началах, субботники по благоустройству памятников, доклады, лекции и вечера, создание стендов и стенных газет, поисковая работа, празднование юбилеев сел или известных земляков – все это входило в круг забот первичных организаций Общества.
Так, в Алапаевском районе Свердловской области в деревне Нижняя Синячиха, в старом заводском поселке, активистами ВООПИиК был создан музей уральского деревянного зодчества и народный музей живописи. Организатор, реставратор и директор музея, член Общества со дня его основания, землеустроитель И.Д.Самойлов отдал этому десять лет. Он составил из местных пенсионеров бригаду и восстановил 22 памятника. За 30 лет его работы в Алапаевском отделении Общества было выявлено и взято на учет 124 памятника истории и культуры, в районе создано 84 первичных организации, насчитывавших 14 727 членов.
Все это время Общество продолжало за счет своих средств восстанавливать памятники истории и культуры. Ежегодно на это расходовалось до десяти миллионов рублей. Работы одновременно велись в четырех десятках регионов на сотне объектов. К началу 1990-х годов на средства ВООПИиК или при его долевом участии были восстановлены: Смоленский собор Новодевичьего монастыря (XVI в.) и храм Покрова Богородицы в Филях в Москве, Рождественский собор (XV в.) Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, павильоны парковых ансамблей городов Пушкин, Павловск, Петродворец, Царскосельский лицей, решетка Летнего сада, Летний дворец Петра I в Петербурге, Ивангородская, Изборская крепости, крепость Старая Ладога, Труворово городище, дом Н.К.Рериха в поселке Извара, музеи деревянного зодчества в Костроме и Суздале, «Витославлицы» в Новгороде, Довмонтов город в Пскове и Псковский Кремль, Воскресенский Войсковой собор в станице Старочеркасская, ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря, усадьбы многих русских классиков, в том числе полностью на средства ВООПИиК Спасское-Лутовиново И.С.Тургенева в Орловской области и домик и лавка Чеховых в Таганроге, Музей палеолита в селе Костенки Воронежской области и ряд других памятников культуры.
Однако 1990-е годы стали критическими для жизни ВООПИиК. Общество потеряло финансовую стабильность, однако продолжало оказывать активное влияние в деле сохранения культурного наследия.
Так, в 1990-е годы Обществу удалось добиться изменения трассы строительства новых автодорог и станций метро, например Бутово-Митино в Москве, что позволило сохранить группу курганов у Тушинского городища. По требованиям Общества было отменено строительство мемориального комплекса ВМФ на территории Александровского сада у Адмиралтейства в Петербурге. Совместно с дирекцией Исторического музея ВООПИиК удалось добиться выделения средств на завершение его восстановления. В результате борьбы активистов Московского городского отделения ВООПИиК удалось отстоять историческую застройку района Лефортово в Москве [4, с. 183–190].
В 2000 году по инициативе Стрельнинского районного отделения ВООПИиК началась реставрация Константиновского дворца для организации морской резиденции президента РФ. На период до начала реставрации дворец был передан Стрельнинскому районному отделению Общества.
В 2005 году по инициативе президиума ЦС ВООПИиК впервые после долгого перерыва была восстановлена практика работ студенческих отрядов по сохранению памятников русской архитектуры. Инициатива была поддержана Министерством культуры и массовых коммуникаций, а сама идея проведения подобных работ получила одобрение Президента РФ В.В.Путина на совместном заседании президиумов Госсовета и Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, посвященном проблемам сохранения историко-культурного наследия в марте 2005 года.
ВООПИиК был создан студенческий научный отряд «Наследники России». Первым его делом стало исследование состояния грунтов основания и фундаментов разрушенного в конце 1930-х годов Спасо-Каменного монастыря в Усть-Кубенском районе Вологодской области. В последующие годы студенческие отряды «Наследники России» работали в Троицком Оптине монастыре города Болхов, на памятнике археологии в урочище «Кудеярова гора» в Хотынецком районе Орловской области, а также в Иркутской области.
Петербургское городское отделение ВООПИиК продолжает вести борьбу против строительства на территории памятника федерального значения высотного (400-метрового) здания общественно-делового центра «Охта». Позиция отделения была поддержана президиумом ЦС ВООПИиК на его выездном заседании в Петербурге 25 ноября 2009 года.
В Москве и Петербурге при отделениях ВООПИиК созданы реставрационные центры, производящие спасательные работы на памятниках истории и культуры. По заданию министерства культуры РФ Общество проводит мониторинг состояния объектов историко-культурного наследия.
В 2009 году Обществом была учреждена Всероссийская премия «Хранители наследия». Ее первыми лауреатами стали реставратор С.В.Ямщиков, археолог В.Л.Янин, ректор МГУ В.А.Садовничий и другие.
Голос ВООПИиК продолжает быть отчетливо слышен в Общественной палате РФ и в Совете при Президенте РФ по культуре и искусству, в составе которых присутствует ряд видных членов Центрального совета ВООПИиК во главе с председателем Общества Г.И.Маланичевой. За последние несколько лет прошла целая серия общественных слушаний, конференций и круглых столов с участием актива ВООПИиК. Члены президиума Общества участвуют в обсуждении законопроектов, вносимых на обсуждение Государственной Думы РФ, имеют партнерские отношения с государственными органами охраны памятников Российской Федерации, постоянные контакты со средствами массовой информации.
Так, традиции бережного отношения к культурному наследию народов России, заложенные еще в начале прошлого века великими деятелями культуры, среди которых почетное место принадлежит Н.К.Рериху, продолжают развиваться в деятельности крупнейшей специализированной общественной организации – Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Литература и примечания
1. Формозов А.А. Русское общество и охрана памятников культуры. М.: Советская Россия, 1990.
2. Шмидт С.О. Краеведение – дело, значение которого не может быть преувеличено // М.: Альманах «Памятники Отечества». 1989. № 1.
3. В 1929 году Н.К.Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г.Г.Шклявером подготавливает проект Пакта о защите культурных ценностей. Вместе с Пактом Н.К.Рерих предлагает отличительный знак для идентификации объектов охраны – Знамя Мира, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами. В этом же году в Нью-Йорке создается Постоянный Комитет Пакта и Знамени Мира для продвижения идеи Пакта. Н.К.Рерих выдвигается на Нобелевскую премию мира.
4. Как гражданин России: [К 30-летию ВООПИиК]. М.: Альманах «Памятники Отечества». 1997. № 3.
5. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры «Памятники Отечества» // М.: Альманах «Памятники Отечества». 1988. № 2.