с чем взаимосвязано развитие творческой индивидуальности детей и подростков

С чем взаимосвязано развитие творческой индивидуальности детей и подростков

Практикующий социальный психолог. Знает, как пробудить в ребёнке желание творить.

Зачем вообще нужно творчество

Психологи утверждают, что творческие хобби положительно влияют на людей вне зависимости от возраста, но особенно важны для детей в познании мира. Вот несколько причин включить творчество в повседневную жизнь и развить креативность у детей.

Творчество полезно для психики. Арт-терапия успокаивает, избавляет от стресса и страха, отвлекает от негативных эмоций, снижает уровень агрессии.

Творчество помогает в учёбе. Оно разгружает мозг, помогает найти решение трудной задачи, развивает эмпатию. Всё это пригождается в школьных делах.

Творчество — способ самовыражения. Через него можно познавать мир и себя, экспериментировать, создавать что-то новое.

Как приобщить ребёнка к творчеству

Вот несколько рекомендаций, как развить креативность у ребёнка.

Совет 1. Найдите хобби по интересам. Творчество бывает разным: рисование, коллажи, лепка, керамика, рукоделие, бижутерия, кулинария, конструкторы Lego. Не бойтесь перепробовать разные начинания — главное, чтобы ребёнок в итоге нашёл что-то по душе.

Совет 2. Вдохновляйте. Внедряйте искусство в жизнь ребёнка — возможно, что-то его заинтересует, и ему захочется это повторить. Посещайте выставки, мастер-классы, лекции, курсы для соответствующего возраста в вашем городе.

Совет 3. Не критикуйте творческие работы ребёнка. Французский уличный художник Тьерри Гетта утверждал: «Искусство не может быть подвергнуто критике, поскольку каждая ошибка является новым творением». Если требовать от детского творчества результатов и достижений, можно отбить тягу к креативности вообще. Поэтому творчество должно вдохновлять и окрылять, а не давить и нервировать.

Ещё важно помнить, что нетворческих или неспособных к творчеству детей не бывает. В каждом ребёнке есть стремление к познанию, природная любознательность и желание пробовать. Но иногда это в корне убивают взрослые, школа и окружение.

Воздержитесь от лишней критики и предоставьте ребёнку творческую свободу: рисует розовых слонов — здорово, выходит за поля раскраски — ну и пусть, лепит что-то непонятное — на здоровье, делает не по канону — ещё лучше.

с чем взаимосвязано развитие творческой индивидуальности детей и подростков. Смотреть фото с чем взаимосвязано развитие творческой индивидуальности детей и подростков. Смотреть картинку с чем взаимосвязано развитие творческой индивидуальности детей и подростков. Картинка про с чем взаимосвязано развитие творческой индивидуальности детей и подростков. Фото с чем взаимосвязано развитие творческой индивидуальности детей и подростков

Совет 4. Включите творчество в расписание. Подойдите к развитию креативности как к формированию привычки — выделите на это конкретное и регулярное время. Например, каждый день с 16:00 до 17:00 — творческий час. Здорово, если у ребёнка будет свой уголок для креатива: в отдельной комнате или в общей. Разложите там все нужные материалы, которые найдутся дома — пластилин, макулатуру для коллажей, краски, конструкторы, бусинки. Показывайте пример — предложите вместе сесть и смастерить что-то по туториалам из интернета.

Совет 5. Устраивайте семейный детокс от гаджетов. Планшеты, ноутбуки и смартфоны сильно затягивают — ребёнку хочется бесконечно смотреть видео, которые предлагает YouTube, вместо того, чтобы заняться творчеством. Если у ребёнка нет возможности сидеть в гаджете (например, в определённое время мама их забирает) — сразу просыпается желание полепить из пластилина, построить скворечник, связать крючком.

Совет 6. Выполняйте упражнения на развитие креативности. Вот примеры: нарисовать несуществующее животное и придумать ему название, составить связную историю с сюжетом на основе двух случайных слов, сочинить альтернативный конец для любимой сказки.

Совет 7. Рассмотрите альтернативные варианты обучения. В традиционной школе творчеству уделяется совсем мало времени. Даже сочинения и эссе требуется писать по строгому шаблону. А если отойти от принятой линии — получаешь плохую оценку и выговор. Это мало способствует развитию творческого потенциала и креативности ребёнка.

В альтернативных школах, наоборот, творчество играет важную роль в формировании личности ребёнка. В вальдорфских начальных школах можно писать в тетради карандашом вместо ручки и рисовать в конспектах. В школах Монтессори дети всё время развивают мелкую моторику: лепят, строгают, мастерят и рисуют.

А в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» созданы такие условия, чтобы у ребят было достаточно времени на личные творческие хобби: здесь можно учиться через интернет и в удобном темпе. Не надо тратить время на дорогу до школы и обратно — лучше порисовать, слепить что-то или сходить в любимый кружок. В «Экстернате Фоксфорда» регулярно проходят творческие онлайн-курсы, где дети могут развивать креативность и учиться самовыражению.

Источник

Доклад на тему: «Развитие творческой индивидуальности обучающихся в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной программе

(выступление на методическом совете 16.05.2018г.)

Чем больше мастерства в детской руке,

Происходящие в настоящее время изменения в социально-экономической жизни нашей страны и всего мирового сообщества требуют наличия не просто образованных специалистов, владеющих знаниями и технологиями в тех или иных областях, а людей с творческим отношением к делу, предприимчивостью, инициативностью, самостоятельностью, конкурентоспособностью, мобильностью. Нынешний информационный век вызывает необходимость переработки больших потоков информации, а условием успешной карьеры становится, прежде всего, умение работника ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, проблемных ситуациях, справляться с внезапными трудностями, принимать нестандартные решения.

Основы всего перечисленного закладываются еще в детстве, и наши дети (как и все мы) должны быть готовы к жизни в быстро меняющихся условиях, уметь эффективно и нестандартно решать возникающие проблемы, иначе говоря, проявлять творческий подход.

Поэтому одна из основных задач современного образования в целом и дополнительного образования в частности заключается в воспитании и развитии творческой личности и способностей учащихся, в формировании у них инициативности, самостоятельности, развитии фантазии, а также универсального умения ставить и решать задачи.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Нужно систематическое использование разнообразных методов и приёмов обучения, способствующих целенаправленному развитию у детей подвижности и гибкости мышления, умения рассуждать, творчески подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Обучение детей основам древнего японского искусства оригами предоставляет широкие возможности для их вовлечения в такую творческую деятельность, где проявляются творческие способности каждого ребёнка. Это близкое и доступное им искусство. Дети сталкиваются с чем-то необычным и прекрасным. За короткое время они могут научиться превращать бумагу в удивительные изделия. Оригами позволяет развивать художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения.

Складывание поделок оригами соответствует возрастным возможностям детей младшего школьного возраста, отвечает их интересам. У детей этого возраста происходят значительные изменения в развитии костно-мышечной системы, хрящевыми остаются только кости кисти рук и ступней ног. Дети способны сохранять довольно длительное время определённую позу за столом, возрастает их усидчивость и работоспособность, развивается координация и точность движений. Нервная система становится устойчивее, возбудительные и тормозные процессы уравновешеннее. Эти физиологические особенности оказываются благоприятным условием для успешного развития у детей сосредоточенности, наблюдательности, внимания.

Предложение превратить «волшебный квадратик» в ту или иную игрушку дети обычно встречают заинтересованно, радостно. Они переживают эмоциональный подъём, когда сами оформляют свои поделки дополнительными деталями, создают коллективное панно, аппликацию из выполненных поделок. Кроме того, слабость мелкой моторики кисти, недостаточная сформированность навыков зрительно- двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти, творческого воображения отрицательно сказываются на усвоении программы обучения в школе.

Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает поделки из бумаги, которые привлекают его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бумага, словно элементы конструктора, может превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир.

Такое занятие доступно даже для маленьких и неумелых рук. Работы по оригами, привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

На своих занятиях я стараюсь дать возможность раскрыться творчески каждому ребёнку. В рамках основной темы занятия у ребёнка всегда есть право выбора поделки и самореализации. Это позволяет не только интересно провести занятие, но и проявить его индивидуальность.

При изготовлении мелких поделок, я стараюсь направить своего учащегося на создание композиции из сделанных им работ. И вот тут у ребёнка начинает работать фантазия! Какая это будет композиция, какие персонажи в ней будут участвовать, что ещё нужно сделать для создания композиции. Каждый раз это получается очень индивидуальная работа, не похожая ни на какие другие, а это очень важно для ребенка! Важно не только повторить, то что он где- то видел, но и сделать что-то своё!

Основной формой обучения является учебное занятие. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени. Теоретические сведения связаны с практической работой.

Для достижения результатов работы требуется большая вариативность подходов и постоянного творчества. Основные, используемые формы проведения занятий:

 Групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе детей и т.д.).

 Индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ).

 Коллективная (используется на общих занятиях). Приемы и методы обучения. Качество усвоения содержания программы определяется выбором методов обучения и воспитания.

На занятиях педагог использует следующие методы обучения:

– репродуктивный (педагог сам объясняет материал);

– проблемный (педагог помогает в решении проблемы);

– эвристический (изложение педагога + творческий поиск детей).

На занятиях педагог опирается на следующие методы воспитания:

1. Общие методы воспитания: рассказ на этическую тему, пример, этическая беседа.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: игра, поручение, упражнение, коллективная творческая деятельность.

3. Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение.

Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуется:

1.Информационно-методическое сопровождение программы.

2. Внедрение в практику работу личностно ориентированного подхода.

3. Умелое использование педагогом наиболее эффективных форм работы по развитию личности обучаемых.

4. Творческое отношение к образовательному процессу.

Дидактические материалы, используемые при реализации программы: Большую роль играет специально оборудованный кабинет и наличие разнообразного дидактического материала:

1. Образцов (работы педагога или контрольные работы детей).

2. Иллюстративного материала (альбомы, репродукции, фотографии).

3. Базовые фигуры оригами.

4. Наборы цветной бумаги.

5. Изделия и модели, выполненные детьми и педагогом.

6. Образцы видов бумаги и картона.

7. Таблицы “Цветовые контрасты”, “Цветовая гамма”, “Восприятие цветов”. 8. Схемы составления композиций для открытки, панно, коллажа.

9. Папки с собранными материалами по темам “Вырезание из бумаги и картона”, “Аппликация”, “Школа оригами”, “Конструирование из бумаги и картона”.

10. Шаблоны для аппликаций.

11. Инструкции по технике безопасности.

Я считаю, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрению. Особенно это важно по отношению к слабому ученику, я хвалю его за каждую удачу, создавая доброжелательную атмосферу, на своих занятиях.

Источник

РАЗНООБРАЗИЕ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА СТАНИЦЫ МЕДВЕДОВСКОЙ

«РАЗНООБРАЗИЕ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА»

педагог дополнительного образования

2. Изобразительное и декоративно-прикладное творчество …………………………………………………………………..3

7. Использованная литература ……………………………. 10

Сегодня дополнительное образование реально создает равные возможности для каждого ребенка, потому что все дети абсолютно равны в своей возможности стать активными участниками той или иной деятельности, причем ребенок осуществляет свой выбор, исходя из своих собственных интересов и потребностей.

В Центре творчества активно работают разнообразные творческие объединения и мастерские. Каждый вид деятельности в объединениях изначально ориентирован на творчество. В них не только существенно расширяются знания ребенка, но и обеспечивается возможность успеха в избранной сфере деятельности, что способствует развитию качеств творческой личности. Развивать творческую личность на занятиях педагогу помогают различные методы и приемы обучения, организационные формы, целесообразность и выбор которых зависит от образовательных задач.

В процессе обучения педагог может решать следующие задачи:

развивать познавательные интересы учащихся;

развивать интеллектуальные способности;

способствовать овладению методами и приемами самостоятельной работы;

развивать творческие способности;

способствовать овладению практическими умениями и навыками;

формировать умения работать в коллективе, выполнять коллективные работы и др.

Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей учащихся: возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; направления образовательной деятельности; возможностей материально-технической базы обучения.

Рассмотрим особенности применения разнообразных методов, приемов, форм организации обучения на занятиях по разным направлениям деятельности.

Изобразительное и декоративно-прикладное творчество

Педагоги художественно-эстетической направленности (декоративно-прикладной отдел), как и все педагоги дополнительного образования, направляют учебно-практическую деятельность детей на развитие творческих способностей.

Существует определенная специфика в обучении детей ИЗО и декоративно-прикладного творчества: деятельность ребенка всегда носит репродуктивно-воспроизводящий характер, когда усваивается социальный опыт, и только потом, отталкиваясь от этого, ребенок начинает действовать, проявляя собственное, самобытное творчество. Педагог соответственно использует репродуктивный метод в сочетании с объяснительно-иллюстративным. Репродуктивный вид деятельности в дополнительном образовании рассматривается лишь как определенная ступень обучения. А когда учащиеся включаются в решение творческих задач, показ отдельных способов и приемов работы используется только в качестве элемента. Технические приемы, способы обращения с материалом в художественно-прикладной деятельности демонстрируются только в том случае, если используются впервые (когда учащиеся осваивают новые для них азы техники) или требуют напоминания.

Репродуктивный метод, предполагающий передачу способов деятельности умений и навыков в готовом виде, не может быть ведущим в обучении, направленном на развитие творческой индивидуальности.

Творческие (продуктивные) методы – это оригинальные действия, впервые подобранные для решения практической задачи, ведущие к изменению реальности и преобразованию прошлого опыта. Педагогу следует обращать особое внимание на образование разнообразных, глубоких и прочных знаний, на максимальную стимуляцию самостоятельной деятельности учащихся, на формирование устойчивых творческих интересов.

В целях обеспечения эффективности на всех занятиях соблюдаются следующие дидактические условия:

перед воспитанниками ставятся конкретные цели заданий;

осуществляется организация и подготовка детей к выполнению задания и решению задач;

каждому учащемуся назначается рабочее место с учетом особенностей его предстоящей работы;

дети обеспечиваются необходимым материалом и инструментами;

каждый ребенок привлекается к самостоятельному выполнению задания по изготовлению конкретного изделия по замыслу;

определяется примерное время для выполнения задания;

анализируются результаты труда каждого воспитанника.

При этом каждому воспитаннику предлагается самостоятельно анализировать образец создаваемого изделия, картины. После анализа образца планируется и определяется последовательность предстоящих трудовых действий и операций. В обучении анализ образца усложняется из года в год. Это связано с изменением объема знаний учащихся, накоплением опыта, усложнением изготавливаемых изделий. В обучении ИЗО и декоративно-прикладного творчества широко применяются наглядные методы.

Большое значение имеет руководство самостоятельной работой в самой длительной и ответственной части учебного занятия, практической работе, когда активность детей переходит в стадию действия. При этом важна активность самого педагога, его способность к импровизации, управлению внутренними стимулами учащихся. Он должен помочь детям преодолеть проблемные ситуации, контролировать ход работы, поощряя самостоятельность и активность, нацеливать на лучший конечный результат.

Можно выделит три этапа в усложнении заданий.

В обучении детей среднего и старшего школьного возраста целесообразно применение проблемно-поискового метода. Этот метод базируется на максимальной самостоятельности учащихся и общем руководстве педагога. Усвоение учебного материала эффективно происходит в ходе активной поисковой деятельности. И здесь очень важно верно поставить перед детьми задачи. Мало создать проблемную ситуацию, она не должна быть легкой, иначе она не будет стимулировать к поиску. А с другой стороны, слишком трудная проблема, не основанная на реальных способностях ребенка, угнетает его творческую деятельность и парализует самостоятельность.

Проблема, которая всегда существует на занятиях ИЗО – это однообразие композиций, стереотипность мышления, повторяемость сюжетов, поверхностное видение образов, цвета. Поэтому педагог на этом начальном этапе должен зажечь, заинтриговать детей. Нельзя рисовать в равнодушно-спокойном состоянии.

Например, с помощью приема «Карта» можно создать личностно-ориентированную ситуацию, где используется личный опыт каждого ребенка.

Другие педагоги используют в своей работе элементы метода сотрудничества, когда более сильный воспитанник в своих умениях и навыках помогает в освоении умений и навыков более слабому воспитаннику.

При работе со старшеклассниками используется метод проектов, ориентированный на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность способствует развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического мышления.

Каждое занятие по обучению игре в шахматы обычно состоит из теоретической и практической части. На теоретической части излагаются основные сведения по дебюту, миттельшпилю или эндшпилю, а на практической части детьми решаются комбинации, этюды, задачи, проводятся игры.

В основном на этих занятиях применяются проблемно-поисковые методы.

Проблемный метод предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, перед которыми выдвигаются специально подобранные задания (например, задачи, этюды).

Частично-поисковый метод обучения в шахматах применяется очень часто. Сущность его состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельно искать пути решения сложной проблемы (оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности и т.д.).

До начала репетиций педагогу необходимо решить важную задачу – расшевелить детей, помочь им обрести на сцене все те качества, которыми они обладают в реальной жизни. Для этого используются многофункциональные упражнения:

— от простого к сложному

— от элементарного фантазирования к созданию образа.

Перед каждым руководителем детского театрального коллектива время от времени встает вопрос: «Что будем ставить?» И самый очевидный выход из него – создание драматургического материала собственными силами.

Основные формы самостоятельной работы над драматургическим материалом:

— создание новой оригинальной пьесы

— инсценировка литературного произведения

— адаптация готовой пьесы к условиям конкретного театрального коллектива. При этом в процессе занятий, используются следующие методы:

1. Метод физических действий. Он насыщает первое естественное стремление молодого человека, пришедшего учиться театральному искусству, сразу выразить себя в творчестве, открывает ему всю сложность и необъятность этого мира, перестраивает его индивидуальный склад мышления на театральный лад. Этот метод идет за воспитанником, его естественными потребностями. Воспитанник должен учить себя сам – открывать для себя секреты свободного существования на сцене и в жизни.

2. Метод полных нагрузок. Превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений, разбитых на комплексы, в которых существует логическая связь.

3. Метод ступенчатого повышения нагрузок предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения студийцем технологии голосоведения и сценической речи.

4. Метод игрового существования. Это очень важный аспект студийной работы. Только апеллируя к воображению ребенка, можно добиться положительных результатов.

5. Метод импровизации. Он дает возможность выявить у ребенка скрытый творческий потенциал, а также провоцирует его на контактность, открытость, позитивное отношение к себе, друг к другу и окружающему миру в целом.

6. Метод компиляции ( от лат. «грабить»). Компилятивным путем сценарист может создать творческую работу, в которой использует чужую идею или на свою идею налагает заимствованный литературный или документальный материал. Этот метод заставляет сценариста-постановщика переработать и свой, и заимствованный материал так, чтобы он, в конечном итоге, стал «своим» и был максимально естественно опосредован, адаптирован для конкретной аудитории.

7. Метод творческого монтажа имеющегося разнородного материала подразумевает знание и умение применить в творческой практике основные приемы монтажа имеющегося у него художественного материала. Это наиболее известные приемы: контрастный, параллельный, ретроспективный, ассоциативный, прием рефрена или лейтмотива, логически-последовательный.

8. Собственно драматургический метод представляет собой собственную, авторскую работу сценариста, выстроенную по всем правилам драматургии. В этом сценарии присутствует авторский сюжет, который развивается по законам сценического действия. Это наиболее сложный метод, требующий определенных способностей.

9. Метод инсценирования. При инсценировании произведения важно помнить о том, что сцена требует действенности – перевода всего написанного с языка слов на язык действий. В инсценировках должно быть как можно меньше текста. В первую очередь при инсценировании важно максимально освободиться от описаний, излишне подробных характеристик героев.

10. Прием иллюстрирования – включение художественного материала (музыки, стихов и др.) между выступлениями реальных героев вечера, рассказчиков и т.д. Это своего рода художественно-образный комментарий происходящему на сцене, звучащему документальному материалу.

Одним из главных методов в работе с детьми является игра. На театральных занятиях одновременно с радостью, неожиданностями и непосредственностью игры формируется представление об ответственности творческой работы, о необходимости внимания к ней, т.е. активности в ее восприятии.

Для успешного закрепления знаний учащихся необходимы яркие впечатления, заинтересованность детей и обязательно активное проявление их самостоятельности, инициативы.

Вопросы и задания, используемые на занятиях музыки, очень разнообразны: спеть мелодию, прослушать ее, отметить в ней ступени, интервалы, фразы, подобрать примет на инструменте, траспонировать его, переписать в иной тональности и т.д. Очень интересны творческие задания – дописать вторую фразу, подобрать басовый голос и т.п. Они будят творческую инициативу детей, не сковывая фантазию учащихся классической схемой.

Игра. Построение учебного процесса в форме игры не только отвечает естественным духовным запросам детей, но и является подлинным побудителем детского творчества, средством самореализации.

Освоению музыкально-эстетических явлений помогает двигательно-изобразительная наглядность, сопряженная с моторикой ребенка. Такой вид наглядности включает в себя, во-первых, соотнесение качества звучания с графической моделью (звуковысотность, правильное распределение дыхания в певческой фразе, понятие о структуре музыкального произведения, понятие о сильной и слабой доле, понятие о длительности). Во-вторых, качество звучания соотносится с моторикой ребенка (связь характера музыки с характером танцевального движения, дифференциация звуков при пении с помощью поворотов головы влево, вправо, прямо). Двигательно-изобразительная наглядность, в целом, расширяет возможности музыкального образования. Она ставит ребенка в положение саморегулятора, активно осваивающего музыкального явления.

Важно создать благоприятную атмосферу для слуха. Необходимо исключить разговор и пение взрослых на форсированных звуках, общение с детьми на фоне радио- и телепередач, магнитофонных записей.

Чтобы воздействие песен стало эффективным и дети полюбили их, надо первую встречу с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить особое внимание на содержание песни, на средства музыкальной выразительности и выразительность ее литературного текста.

Распевание – певческие упражнения, которые являются вспомогательным материалом при обучении детей пению. Систематическое применение этих упражнений способствует развитию естественного, легкого звучания голоса и частоты интонации.

Помимо вокальных упражнений в работе над чистотой интонации, надо использовать прием – пение без инструментального сопровождения, вначале с поддержкой голоса взрослого, затем без поддержки. Сначала трудные места мелодии педагог проигрывает, затем поет без музыкального сопровождения.

Большое значение имеет неоднократное повторение с детьми ранее выученных песен.

Артикуляционные упражнения способствуют выработке четкой и ясной дикции с этой целью могут быть использованы народные попевки, прибаутки.

Наиболее трудный этап – это работа над выразительностью исполнения. Для этого хорошо использовать дирижерский жест: показать рукой динамику, акценты. В процессе объяснения желательно подбирать пословицы, поговорки, помогающие глубже осмыслить содержание.

— подбор мелодии по слуху,

— подбор аккомпанемента мелодии,

— сочинение одноголосных мелодий и аккомпанемента к ним,

— игра однотональных и модулирующих последовательностей,

— импровизация мелодии на фоне заданного аккомпанемента,

— сочинение музыкальных этюдов на различные эмоциональные состояния.

Игры на развитие творческого воображения:

— сочинение музыкальных сказок вместе с педагогом,

— зарисовки к сказкам и образам исполняемых произведений,

— сочинение мелодии на заданную гармонию,

— сочинение мелодии в куплетной форме,

— анализ исполняемых пьес: регистр, лад, структура, движение мелодии, тип фактуры,

На хореографических занятиях детей знакомят с элементами ритмики и музыкальной грамоты, с музыкальными размерами 4/4, 3/4, 2/4, объясняют значение музыки в хореографическом искусстве. Используются такие формы работы на занятии, как: определение характера музыки и ее темпа, воспроизведение разнообразных ритмических рисунков. Это делается для того, чтобы ребенок мог научиться чувствовать музыку душой и двигаться согласно содержанию и характеру музыки.

В процессе обучения танцу педагог делает акцент на сочетание словесных (беседа, объяснение), наглядных (наблюдение, просмотр видеоматериалов, специальных журналов), практических (упражнение, тренировка, самостоятельная работа, выступление) методов. Используются и элементы проблемно-поискового метода. Например, такие приемы, как:

— прием «Задание на дом». Детям предлагается подобрать самостоятельно музыку и придумать под нее свой маленький танец. Воспитанникам разрешается использовать движения, которые они уже разучивали, но надо обязательно придумать и добавить свои. На следующем занятии устраивается просмотр танцев и проводится их совместный анализ. Данное задание позволяет проследить научился ли ребенок чувствовать музыку и подбирать движения согласно ее характера;

— прием «Просмотр видео». Очень важно чтобы дети поняли, что для обучения танцу, необходимо не только ежедневно отрабатывать в зале танцевальные движения, но и учиться анализировать и перенимать опыт профессиональных танцоров. По мере возможности, просматриваются и свои выступления. Такой просмотр дает возможность воспитанникам посмотреть на себя со стороны, увидеть свои ошибки и недостатки исполнения;

— прием «Обратная связь». Это прием используется в том случае, если ошибку допускает большинство детей. Наиболее эффективный способ исправить ошибку – увидеть ее со стороны. Поэтому, предлагается одному из сильных учащихся показать комбинацию для всех. Задача остальных – просмотреть комбинацию и увидеть, что сделано неправильно. Данный прием позволяет детям подсказать друг другу ошибки и исправить их в своем исполнении.

Формами организации занятий являются: занятия-тренировки, взаимообучение учащихся, консультации, конкурсы, семинары, индивидуальные и коллективные формы обучения, отчетные концерты.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования. Журнал «Народное образование», №», 2005 г., с.113 – 121.

Анохина Г.М. Технология личностно-адаптированной системы обучения. Журнал «Школьные технологии», №3, 2003 г., с.45-49.

Крылова Н.Б. Проектные (продуктивные) методы против классно-урочной организации образования. Журнал «Школьные технологии». №5, 2004 г., с.59-63.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *