с чем может ассоциироваться человек
Ассоциации с людьми
Есть люди — Библиотеки.
У них всегда можно чему-то научиться, открыть для себя новые горизонты знаний, особенно, если запастись терпением и не лениться потратить много свободного времени.
Есть люди — Лабиринты.
Они непредсказуемы, никогда не угадаешь, что ждет за поворотом и в какие дебри заведут взаимоотношения с ними, но чем сложнее загадка, тем интереснее процесс ее разгадывания.
Есть люди — Зеленые Долины.
С ними легко и безмятежно, с ними оставляешь в стороне все свои проблемы и тяготы, удается расслабиться и отдохнуть хотя бы минуту, забыв о том, что за окном на самом деле дождь и слякоть, а в раковине немытая посуда.
Есть люди — Ветер.
Сегодня здесь, завтра там, ничего нет постоянного и устойчивого, увлечения сменяются одно другим, ни на чем долго не задерживаясь.
Есть люди — Фейерверки.
У них взрывной темперамент, и они дарят ощущение праздника, ощущение жизни на полную катушку, бесконечного карнавала, пока хватит сил. Будь счастлив, ведь время летит так быстро!
Есть люди — Гранит.
С ними всегда можно быть уверенным, что ничего не случится и, что всегда находишься под защитой. Есть на кого опереться и положиться в трудной ситуации.
Есть люди — Бездны.
Знаешь, что кончится плохо, но тянет, тянет заглянуть за край, коснуться рукой неизведанного.
А есть люди — Бриллианты.
Ты смотришь на него. И каждый раз открывается новая грань человека. И неважно отрицательные или положительные. Просто изучаешь и восхищаешься.
От носа — к сердцу: как запахи влияют на наши эмоции, выдают экстравертов и помогают искать партнеров для секса
Человеческое обоняние существенно уступает собачьему — для нас гораздо важнее зрение. Тем не менее восприятие запахов в нашем мозгу прочно связано с памятью и эмоциями, и глупо этим не пользоваться. Учимся определять совместимость с потенциальным партнером по запаху кожи, сохранять воспоминания в коробке духов, различать молекулярно схожие ароматы и вынюхивать тип личности.
У каждого ребенка найдется родственник, который напоминает ему: «Будешь много читать — ослепнешь». Когда я в первый раз это услышала, сразу попробовала ослепнуть: закрываешь глаза и идешь по квартире на ощупь и по запаху — очень страшно. Слепоте пришлось учиться. Если потренироваться, можно отпустить стену, узнать младшую сестру по запаху цветка и не врезаться в горшок с лимоном — сторонись запаха влажной земли!
А кухню по запаху и вовсе найдет любой дурак.
Я пока не ослепла и давно разучилась ориентироваться по запахам как нормальный курильщик, который давно не в ладу со своим обонянием. Сохранились только базовые навыки: реагировать на запах хлеба и определять, что в подворотне на Китай-городе — туалет. Как пахнет кислое молоко, я так и не поняла, зато по запаху отличаю свежую книгу от старой. Помню еще, как пахнут некоторые люди, — а больше ничего.
Но я пытаюсь учиться. Это тоже язык, и в нем можно разобраться.
Упражнение № 1
Составить список запахов, которые вам нравятся. Вспомнить их и попытаться понять, что их объединяет: они сладкие? Резкие? Теплые или холодные? Как их можно назвать?
Что я люблю нюхать:
Пахнет бессилием
Современные люди не слишком-то внимательны к ароматам (если они не от Тома Форда). Реклама духов смахивает на рекламу красивых женщин, слоу-мо и вольных ассоциаций — трудно даже подобрать слова, чтобы рассказать о запахе, почти все прилагательные на самом деле говорят о вкусе или осязании: острый, терпкий. Исследовать запах тоже трудно — часто забываешь принюхаться. Приходится в столовой вместо салата нюхать миску из-под салата. Кстати, есть версия, что «столовской» еду делает запах тарелок: чем-то таким особенным там моют посуду.
Мы не прислушиваемся к запахам, пока их не сунут нам под нос, почти не можем локализовать запахи, не крутя головой, и выхватить один среди прочих.
Мы часто полагаемся на зрение или на слова. Человек одобряет запах, если сказать: «Это пармезан», — и испытывает отвращение, если сообщить: «Рвота». Одинаковые пачули в одном эксперименте побывали «ладаном» и «грязным подвалом», и испытуемые со всем согласились.
Запах — такая мелкая деталь, что вечно ускользает от нас, словно призрак тени вещи.
И всё-таки врут, когда говорят, что человек обменял свое собачье, звериное обоняние на свободу воли. Наш нос более чуток, чем мы привыкли считать: люди с закрытыми глазами, в перчатках, ослепшие и потерявшие осязание, могут ползком в траве двигаться по слабому следу эфирного масла.
Там, где исчезнут все чувства, кроме обоняния, мы, пожалуй, как-нибудь выберемся к свету. Кстати, запах в его тепле распространяется быстрее, чем в холодном воздухе.
Пахнет исследованием
В 2004 году Нобелевскую премию получили исследователи механизма, который позволяет нам ощущать разные ароматы.
Оказалось, что путь запаха короче, чем у вкуса или звука: обоняние — единственное из чувств, которое не проходит сквозь таламус на пути к пониманию.
Вот как мы чувствуем запах: вхожу в бабушкину квартиру. Тут мало места, зато много книг, ковров и шерсти спаниеля. Жду. Обонятельные рецепторы в верхней части носа избирательно трогают молекулы в воздухе, каждый свою, и кричат обонятельной луковице: «Пахнет!». Та, не делясь с таламусом новостями, передает информацию дальше в обонятельную кору, которая анализирует запахи. Обонятельная кора сообщает, что мы у бабушки. Заодно обонятельная луковица стучит миндалине (формирует эмоциональные реакции), гиппокампу (воспоминания) и гипоталамусу (регулирует эмоциональные реакции). Я радуюсь. Или огорчаюсь.
Да, запах может вызывать эмоции. Если в комнате неприятно пахнет, человек чаще воздерживается от риска, а денежные потери бесят его больше. Люди тащатся от запаха свежих листьев дуба, а крысы от него успокаиваются. Маркетологи умело используют ароматы, чтобы управлять нашими потребительскими чувствами: например, грамотная подборка запахов способна прогнать посетителя сквозь весь ТЦ за мороженым. У «Сингапурских авиалиний» есть собственная парфюмерная композиция для горячих полотенчиков, чтобы пассажиры меньше нервничали.
Запах умеет вызывать воспоминания, которые, цитирую, были «давно потеряны».
Исследования показали, что левый гиппокамп активируется, когда у детей возникают первые ассоциации с запахом. Эти воспоминания лежат где-то на самом дне ума. Потом нюхаешь кусок мела и вдруг возвращаешься в школу, начиненную детьми и пирожками с капустой. Дежурный, намочи тряпку.
Упражнение № 2
Когда испытываешь сильные эмоции — влюблен, в путешествии, учишься крутому делу, — нужно купить новые духи и регулярно использовать, пока радость не кончится, а затем убрать их поглубже в шкаф. Через пару лет извлечь. Запах «законсервирует» ту самую эмоцию и поможет вновь извлечь ее из памяти.
Пахнет опытом
Конечно, в обонянии присутствует паскудная генетическая данность. Кто-то чувствует запах лучше, кто-то хуже. Если у вас немного более функциональный рецептор OR11A1 — свекла по вкусу будет смахивать на землю (да, обоняние и вкус тесно связаны).
Но еще больше на нашем обонянии сказывается аромат нашей личной истории. На то, как мы оцениваем запах, влияют контекст и ожидания, а еще восприятие запаха искажают мультимодальные раздражители, которые стимулируют больше, чем одно чувство. В такой ситуации мы больше доверяем другим органам чувств, поэтому если что-то выглядит как лимон и на ощупь как лимон — мы почти наверняка будем считать, что оно должно пахнуть как лимон.
Конечно, сказывается и то, что мы уже знаем о мире: «Обонятельное восприятие… критически зависит от прошлого и текущего опыта и воздействия», — говорят ученые. Эту способность обоняния меняться обеспечивает нейронная пластичность: весь путь запаха, от нейронов обонятельных рецепторов до неокортекса, подстраивается под обстоятельства.
Обоняние покорно биологическим механизмам, которые помогают адаптироваться к опыту. Так, если сильный запах постепенно угасает, митральные клетки становятся более чувствительными, чтобы продолжать некоторое время успешно улавливать его — вот вам кратковременная синаптическая пластичность.
Если хотя бы 50 секунд принюхиваться к совершенно новому запаху, корковые нейроны лучше различают химически похожие ароматы вроде деканола и додеканола. Это романтически называют «опытом запаха». Он помогает запоминать, различать и затем узнавать схожие запахи (крысам помогает точно).
О своем «опыте запаха» рассказывал, например, Брайан Ино, фанат разных ароматов:
«Парфюмерия во многом связана с диалогом, с краем неузнаваемости, пробуждением ощущений, у которых нет имен, или смешением ощущений, которые не принадлежат друг другу. Некоторые субстанции сами по себе шизофреничны (или оксюморонны?) в том смысле, что обладают двумя довольно противоречивыми природами.
Например, метилоктанкарбонат пахнет фиалкой и мотоциклами; „Фаренгейт“ от „Диора“ использует этот эффект. Масло орриса, сложное производное от корней ириса, в небольших количествах пахнет неопределенными цветами, но в больших — почти непристойно плотский».
Конечно, «опыт запаха» может быть и дурным. Я не пью текилу: от одного ее запаха меня тошнит, как тошнило в уже не помню каком году. Еще я паникую от запаха резиновых перчаток.
Если человек заполняет опросники в комнате, где дурно пахнет, потом он вернется в ту же комнату в дурном настроении.
С возрастом обоняние, увы, слабеет — тоже на всех уровнях. Всё, что хочешь запомнить на потом, лучше разнюхать уже сегодня. Например, людей.
Упражнение № 3
Взять любимые духи, выяснить, какие запахи в них входят (на Fragrantica или где-нибудь еще) и попытаться «разнюхать», выделить среди общей мелодии отдельные ноты — например, кедр и перец.
Пахнет любовью
Спина под свитером вспотела, потом остыла. Диван пахнет ромом, потому что ты разлил ром, пол — пылью, сам ты пахнешь чем-то, что я определю как «странный фрукт». Ты так пахнешь вообще везде. А комната пахнет так, будто здесь кто-то потрахался.
По идее, нам нечем почуять запах секса сам по себе. У змей, ящериц и у некоторых млекопитающих — например, котиков — есть вомероназальный орган, который говорит: «Добыча!», «Хищник!», а еще «Готовое к спариванию существо!»
У некоторых людей вомероназальный орган тоже есть, но довольно жалкий и малофункциональный. Феромоны за триста рублей его точно не разбудят, приходится ориентироваться на какие-то там социальные сигналы.
Впрочем, нос всё же может помочь, когда дело доходит до любви. У каждого млекопитающего свой индивидуальный запах — так овца в стаде ягнят находит и утешает своего ребенка. В обоняние включен комплекс гистосовместимости, генетический компонент иммунной системы. Рыба, птица и человек ищут партнера с комплексом, отличным от их собственного, чтобы потомство было здоровее. Запах человека, чей иммунитет похож на наш, заводит меньше (исключение составляют женщины, принимающие гормональные контрацептивы). Одни мужчины пахнут лучше, другие хуже, ты невероятно — аж голова кружится. Правда, природа этого невероятного запаха — разложение секретов сальных, экриновых и апокриновых желез под воздействием бактерий. Уже не так сексуально.
Если принюхаться, мы с определенной долей вероятности понимаем, что перед нами за личность и что она ощущает. Запах личности — очень веселая тема. Исследования утверждают, что мы по запаху определяем невротиков (расстраиваюсь).
А вот тут прибавляют: невротиков, доминантов и экстравертов (расстраиваюсь еще раз). То, что мы чувствуем, влияет на выделение гормонов и нейротрансмиттеров, а те — на запах.
Выходит, можно, если постараться, понять, что существо готово к спариванию, — и так же подать обратный сигнал.
Просто нужно больше практиковаться в различении запахов. И в любви.
С чем ассоциируется ваш любимый человек?
Что такое ассоциация
Идея о существовании ассоциаций возникла ещё в античное время, рассуждения об этом есть у Платона, Аристотеля и у других древних мыслителей. Однако в средние века развитие науки во многом остановилось, в том числе и в данной области. Сам термин «ассоциация» ввёл только Джон Локк – английский учёный семнадцатого века.
Как же возникают такие взаимосвязи? Человеческий мозг – сложная машина для обработки информации. Поступающие в него данные подвергаются различной обработке, в том числе анализу, синтезу, сравнению друг с другом. В это время в мозге образуются кратковременные нервные связи, за счёт чего и выявляется сходство каких-либо предметов и явлений.
К примеру, человек видит предмет. Зрительный образ поступает в мозг, который его основательно изучает, при этом он генерирует похожие образы из числа тех, которые человек видел ранее. Так возникает ассоциация.
Таким образом, ассоциация – это результат сосуществования в нашем сознании большого количества образов, между которыми может наличествовать какое-либо сходство.
Нечто похожее можно наблюдать в интернете – в современных поисковых системах. Как только мы начинаем вводить первые буквы запроса, поисковик тут же предлагает возможные варианты, имеющие набранное сочетание букв. Так «в сознании» всемирной сети (или отдельного компьютера) генерируются загруженные ранее «образы», имеющие какое-то сходство с новой информацией.
Ассоциации – продукт развитого абстрактного мышления. Поэтому они свойственны лишь человеческому сознанию и сознанию других высших приматов. На умении строить ассоциации, к примеру, основан язык «йеркиш», имеющий только письменную форму и предназначенный для общения с обезьянами. Чем более развит интеллект у человека, тем большее количество разнообразных ассоциаций к одному предмету он может породить. Известно, что у людей с интеллектуальными нарушениями имеются определённые трудности в понимании связей между предметами.
Изучению ассоциаций посвятил себя И. М. Сеченов, выдающийся русский учёный. Исследуя рефлексы головного мозга, он пришёл к выводу, что ассоциации являются как бы соприкосновением предшествующего рефлекса с последующим.
Связи между явлениями и предметами возникают спонтанно и непрерывно, поскольку ощущения и рефлексы головного мозга тоже возникают непрерывно. Раздражителями, вызывающими ассоциации, могут быть как внешние факторы (увиденное, услышанное и т. д.), так и внутренние (например, боли в животе заставляют вспомнить о съеденном на ночь слишком жирном куске мяса). Раздражителями могут служить даже мысли. Часто бывает, что какая-то случайная мысль порождает целый каскад других мыслей и образов. Английский исследователь Т. Бьюзен метко сравнил ассоциации с фейерверком: сначала возникает одна мысль, которая «взрывается», порождая несколько новых, те тоже «взрываются» и порождают множество очередных мыслей – и так много раз.
Видео
Вы — Афродита или Дон Жуан!
В вас бьет ключом женская (мужская) энергия! Чтобы получить то, что вы хотите, вы применяете силу своего обольщения! Быть вашим конкурентом почти невозможно. С вашей энергией можно любые горы свернуть! Наш совет вам: попридержите немного лошадей! Пожалейте ваше окружение 🙂
Вы — свободолюбивая личность!
Кто способен ограничить вашу свободу? Н-И-К-Т-О. Вы одержимы независимостью. Вы всегда выделяетесь из толпы, но никогда не делаете это, чтобы «выпедриться». Это ваша натура. В то же время вы авантюрист. Настолько, что для вас жизнь, прожитая без адреналина, то же, что и жизнь, прожитая впустую. Вы способны наслаждаться и одиночеством, и толпой.
Толковый словарь Ушакова
ЧЕЛОВЕК, человека, в знач. мн. Употр. люди (человеки — устар. и шутл., косв. пад. человек, человекам ит. д. — только в сочетании с колич. словами), м. 1. Живое существо, в отличие от животного обладаюшее даром речи и мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда….Эксплоатация человека человеком уничтожена, ликвидирована, а социалистическая собственность на орудия и средства производства утверждена, Как незыблемая основа нашего советского общества. Сталин. Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо (перев. латин. изречения: homo sum et nihil humani a me alienum puto). (Американская демократия) на деле не дает человеку никаких свобод и только маскирует эксплоатацию человека человеком. Ильф и Петров. На бульваре сидело пять человек. Отряд в пятьдесят человек. Кругом совершенно не было людей. Красивый человек. Рослый человек. Здоровые люди. Он нашел у ней человек двадцать гостей, мужчин и женщин. Тургенев. Я этого человека никогда не видал. Знаешь ли ты кого-н. из этих людей? || только с определением. То же, Как носитель каких-н. внутренних качеств, свойств, личность. Служил он у нас и был человек честный и не пьющий. Салтыков-Щедрин. Не человек — змея! Грибоедов. Русский человек способен быть действительным героем, но Это не выпячивает ему груди и не заставляет таращить глаза. Салтыков-Щедрин. Хороший человек. Добрый человек. Ученый человек. Несчастный человек. Гадкий человек. Что он за человек? Человек он не плохой. Милейший, добрейшей души человек. Невыносимый человек. 2. То же, Как обладатель лучших моральных и интеллектуальных свойств (книжн. ритор.). Человек — Это звучит гордо. М. Горький. 3. Употр. в знач. местоимения: всякий (т. е. любой человек), никто (т. е. никакой человек), кто-н. (т. е. какой-н. человек) и т. п. Ему ничего не стоит обидеть человека. Человек никогда не должен себя ронять. Тургенев. Как можно… написать Это человеку, который нарочно за сто шестьдесят верст приехал, чтобы сказать последнее прости. Гончаров.Человек устал, а вы пристаете с пустяками (может быть сказано вм. я устал, он устал, NN устал и др.). — Не всегда, этак случается, чтобы вот стал человек, да и брякнул вам всю подноготную. Это хоть и случается, в особенности, когда человека из последнего терпения выведешь, но, во всяком случае, редко. Достоевский. 4. При крепостном праве — дворовый слуга или вообще помещичий служитель (в частности — в отличие от крестьян-земледельцев; истор.). — Я нашел Для тебя здесь же в доме квартиру. Комната превеселенькая… Для человека есть передняя. Гончаров. Входит человек и докладывает, Что меня спрашивает госпожа Полтева. Тургенев. К вам человек с докладом. Грибоедов. Я дворовый человек господ Дубровских. Пушкин. Я, сударь, отправлю (письмо) с человеком здешним, а сам лучше буду укладываться. Гоголь. Это не я, а люди Ильинские сказывали, Что барин, дескать, сватался. Гончаров. Однажды утром, когда он проснулся и позвонил, человек, вместе с чаем, принес ему три письма. Гончаров. || Официант, половой (дореволюц.). Человек, рюмку водки! «Человек из ресторана» (название повести Шмелева). Божий человек (устар., нар.-поэт.) — юродивый. все мы люди, все человеки или все мы человеки (разг.) — шутливая поговорка в извинение каких-н. слабостей или недостатков. Что делать, Анна Павловна, все мы человеки. Гончаров. Молодой человек (разг.) — обращение к юноше, лицу молодого возраста или (шутл.) к мальчику.
Использование методов ассоциации в психодиагностике
Ассоциативные связи могут использоваться в психодиагностике для изучения психических состояний человека. Этой проблемой учёные заинтересовались ещё на заре психологии как науки. Так, Зигмунд Фрейд, один из основоположников науки о бессознательном, считал, что в подсознании находятся подавленные желания и инстинкты человека, которые противоречат требованиям общества. Эти подавленные желания загнаны в «самый угол мозга», однако они не исчезают полностью и продолжают влиять на мышление и поведение человека. У него возникают те или иные фобии, он совершает странные поступки, у него появляются даже психические и физические заболевания. Подавленные желания, как считал Фрейд, можно выявить с помощью ассоциативной диагностики.
Ассоциативные связи возникают спонтанно и несут информацию об имеющихся подавленных инстинктах и желаниях. Фрейд применял метод свободных ассоциаций, который используется и в настоящее время. Выявленные ассоциативные связи позволяют специалисту поставить точный диагноз.
Этот метод очень простой, хотя и выглядит странно. Пациент должен удобно сесть, расслабиться и говорить о чём угодно. При этом он говорит исключительно о том, что первым приходит ему в голову.
В настоящее время некоторые психологи применяют не свободные ассоциативные связи, а более организованные и управляемые специалистом.
Для выявления ассоциативных связей специалисты анализируют многие стороны жизни пациента. Это, например, творчество. Когда испытуемый рисует какую-то сцену, он непременно будет использовать возникающие ассоциативные связи.
Особый интерес для изучения представляет ассоциативное мышление. Оно часто противопоставляется мышлению логическому, и на то есть определённые основания. Такое мышление позволяет быстро подключать к решению проблемы сведения из разных областей. Данный тип мышления действует как бы в обход логики. Решение проблемы в данном случае может быть не только более быстрым, но и более глубоким, а подход к этому решению – нестандартным.
Ассоциативное мышление можно развивать, и в современном мире желательно это делать. Психологи разработали множество методик для выработки навыков ассоциативного мышления.
Такое внимание к данном типу мышления объясняется, в частности, тем, что логические методы относительно просты, а на современном этапе развития человечества необходимо решать чаще всего более сложные проблемы; к тому же логическое мышление всё больше становится прерогативой компьютеров, в связи с чем человек переходит к решению таких вопросов, где машина принципиально не справляется. Впрочем, исследователи в наше время пытаются научить искусственный интеллект ассоциативному мышлению, и некоторые успехи в этом направлении уже есть.
Ассоциативное мышление – это та область, в которой ярче всего проявляется человеческая индивидуальность. Поскольку большинство ассоциативных связей имеют глубоко «личное» происхождение. В наше время, можно сказать, меняется само понимание сущности человека. Если раньше личный опыт принято было скрывать и подавлять, чтобы в большей степени соответствовать «общественным нормам», то сегодня более выгодным становится именно личностный подход к различным вещам. В будущем, вполне возможно, человек в своей деятельности будет руководствоваться главным образом ассоциативным мышлением.
10 самых крутых тестов на ассоциации
Самое классное, что есть в психологии — это, конечно же, тесты. Самые крутые из них — всеми обожаемые тесты на ассоциации.
Ассоциативные тесты — это специально разработанные задания, с помощью которых, можно узнать о себе много нового. В основе их лежит наша способность так или иначе интерпретировать связанные в нашем сознании когнитивные конструкции. Метод ассоциативных тестов широко используется психологами, для раскрытия личности испытуемого.
Пожалуй, это самые удивительные и интересные психологические тесты, которые обожают абсолютно все. Notagram.ru специально отыскал на просторах интернета самые лучшие из них. Как их проходить? Первое, что нужно сделать — это максимально расслабиться. Затем максимально задействовать свое воображение и записывать ассоциации на листочек.
10 самых крутых тестов на ассоциации
Ассоциативный тест «4 двери»
Представьте, что вы находитесь в слабо освещенном и загадочном коридоре. В полумраке вы идете вперед в поисках выхода. И вдруг перед вами возникают четыре двери, раскрашенные в разные цвета.
Вопросы:
1. Первая дверь зеленого цвета. Вы открываете ее, за ней комната. Вы входите внутрь. Посмотрите по сторонам. Что это за комната? Опишите как она выглядит, что находится внутри. Как вы чувствуете себя, оказавшись в этой комнате? Запомните предметы, запомните свои мысли и вернитесь обратно в коридор.
2. Вторая дверь голубого цвета. Откройте ее. Оцените комнату за ней. Размеры комнаты, обстановку. Уютно ли вам здесь. Что вы чувствуете и думаете. Запомните и возвращайтесь, продолжая свой путь.
3. Третья дверь красного цвета. Входите. Что оказалось за дверью? Какая комната? Хочется ли вам остаться здесь? Какие чувства вас посещают внутри этой комнаты?
4. Последняя дверь черного цвета. Открыв ее, вы видите четвертую комнату. Зайдите в нее. Что это за место? Что вы видите. Что вы чувствуете, находясь здесь?
Теперь возвращайтесь в реальный мир и вспоминайте по порядку и подробно все увиденное вами. Описывая комнаты, обстановку и предметы интерьера, не забывайте, что главное — это ваши чувства. В какой комнате вам было удобнее всего? Какая комната вам понравилась больше? Была более уютной и красивой? А в какой, может быть, вам стало страшно и неприятно, и захотелось выйти как можно быстрее. Какая комната была светлая, а какая темная? Где царило тепло, а где беспорядок? Отметьте для себя любые важные детали. И переходите к интерпретации ответов.
1. В психологии зеленый цвет символизирует детство. Войдя в комнату за зеленой дверью — вы оказались в своем детстве. Что вы чувствовали при этом? Если вам было приятно и уютно, то значит и ваше детство было для вас приятным и светлым временем. Если вам хотелось надолго остаться в этой комнате, то, скорее всего, вы нередко в мыслях возвращаетесь в свое детство и, возможно, вам не хватает во взрослой жизни того теплого и душевного времени, заботы и участия со стороны других людей. Любые негативные мысли и чувства, возникшие в этой комнате, свидетельствуют о нерешенных детских проблемах, которые оказывают влияние на всю вашу дальнейшую жизнь. В норме, комната должна оказаться милой и уютной, но не должна вызывать особого желания в ней остаться, потому что любопытство побывать за другими дверями, должно оказаться сильнее.
2. Вторая комната за дверью голубого цвета символизирует ваше душевное состояние в настоящий момент, в эту самую минуту, когда вы проходите данный тест. Ваши ощущения расскажут о том, как вы чувствуете себя сейчас. Удобно или неудобно в этой комнате. Устраивает вас ваша настоящая жизненная ситуация или у вас присутствует желание изменить ее. В комнате был порядок или беспорядок — характеризует вас, как собранного, организованного человека или, наоборот, хаотичного и импульсивного. Комната пустая или наполнена самыми различными предметами? И т.д.
3. Третья дверь красного цвета и находящаяся за ней комната символизирует чувственную любовь и ваше отношении к ней. Большая просторная комната — вы склонны испытывать сильные чувства. Маленькое помещение — вы скованный, робкий в проявлении чувств, человек. Светлая — ваши любовные переживания легкие, воздушные, романтические. Темная — любовные чувства заставляют вас испытывать страдания. Уютная или неуютная — расскажет о том, комфортно ли вам в любви или, может быть, вы недавно пережили в любви разочарование. Яркие или тусклые цвета в комнате. Какие предметы: повседневные, обычные или эксклюзивные произведения искусства.
4. Черная дверь и комната за ней символизирует ваше отношение к профессиональной деятельности, к работе и делам. Что это была за комната? Был там порядок и лежало все на своих местах или комната была захламлена различными ненужными вещами? Хорошо ли вы ориентировались в этой комнате или совершенно растерялись? Просторная или маленькая — расскажет о возможностях применения ваших профессиональных знаний и
умений. Если вам было комфортно в этой комнате — значит и в профессиональной жизни, вы чувствуете себя безопасно и, похоже, находитесь на своем месте.
Ассоциативный тест «Певец/певица»
Представьте, что вы — звезда и вам предстоит выступление. Петь нужно «живьем». Вы выходите на сцену, вас встречает огромное количество фанатов и зрителей и вдруг вы понимаете, что не можете петь (нет голоса). Играет музыка — вы молчите. Зрители начинают понимать, что что-то не так, постепенно в зале нарастает волна возмущения, кто-то что-то кричит, кто-то пытается прорваться на сцену.
Вопросы:
Что вы слышите из зала? Неясный гул или вполне различимые отдельные выкрики? Если конкретные крики, то какие слова/фразы вы слышите?
Кто-то пытается прорваться на сцену. Кто это? Мужчина, женщина или сразу несколько человек?
Удается ли ему/ей/им прорваться к вам на сцену? Если да, то каковы действия этого человека/этих людей? Крики, оскорбления, а может попытки ударить вас или молчаливый взгляд на вас, в ваши глаза?
Каковы ваши действия? Постараетесь ли вы успокоить зрителей, объяснить в чем дело или поскорее сбежите со сцены, без объяснения причин?
Ответы на вопросы этого теста покажут, чего вы боитесь в жизни.
То, что вы слышите из зала, есть образ вашего страха. Неясный шум и гул означает, что ваш страх не конкретен, возможно носит мистический характер. И наоборот, чем отчетливее выкрики, тем определеннее и конкретнее ваши страхи. Фразы и слова, которые вы можете различить помогают разобраться чего именно вы боитесь
Мужчина — страх вызывает мужчина. Женщина — угроза исходит от женщины. Несколько человек — страх вызывает толпа. Никому не удается прорваться на сцену — ваш страх не связан с людьми.
Попытки ударить — вы боитесь физической боли, травм и повреждений. Крики, оскорбления, молчаливый пытливый взгляд, — ваш ответ показывает, чего именно вы боитесь.
Если вы убежите, значит не умеет справляться со своими страхами и преодолевать их. Чем дольше и результативнее будут попытки объяснения со зрителями, тем успешнее вы боретесь и способны справляться со своими страхами.
Ассоциативный тест «Летающий объект»
Вы идете по улице и на дорогу, на проезжую часть, прямо перед вами с неба опускается какой-то летающий объект.
Вопросы:
Что это за объект? Самолет, вертолет, насекомое, птица, сказочное существо, инопланетная тарелка или воздушный шар?
Сопровождается ли приземление летающего объекта какими-либо разрушениями и жертвами?
Как вы думаете, почему это приземлилось здесь и сейчас?
Летающий объект в психологии является символом той лжи, на которую вы способны. Чем больше размер объекта, тем больше вы готовы врать и тем больше в вашей жизни лжи. Если это неведомое животное, сказочное существо или НЛО, значит, обманывая, вы способны уходить в отрыв от реальности.
Наличие разрушений и жертв означает, что вас не очень беспокоят последствия вашей лжи, чем большие разрушения производит объект при приземлении, тем равнодушнее вы к разрушающим последствиям ваших обманов, в том числе безразличны даже к разоблачению.
Ваша версия причины, почему это произошло — это истинные причины, почему вы врете, что заставляет вас врать. Например: аварийная ситуация на борту означает, что обманываете вы только, когда вас вынуждают обстоятельства или в случае крайней необходимости.
Ассоциативный тест «Путешествие по пустыне на верблюде»
Представьте себе огромное и пустое пространство, наполненное только редкими колючками и бескрайними песчаными холмами. Это пустыня кажется бесконечной, а вы и ваш верблюд, находитесь посередине нее.
Вопросы:
Умирая от жары и жажды, вы продолжаете путь и вдруг впереди возникает прекрасный оазис. Но кто-то добрался сюда раньше вас. Вы знаете этого путешественника. Кто он? Назовите человека, которого вы знаете.
Наконец вы добираетесь до города — пункта вашего назначения. Сложное путешествие подошло к концу. Что вы чувствуете? Опишите как можно подробнее свои эмоции и мысли.
Пришло время расстаться с верблюдом, на котором вы проделали огромный путь. И как только вы спешиваетесь, в кресло забирается другой всадник, который занимает ваше место. Вы знаете его. Кто этот человек? Назовите любого человека из вашей жизни.
Путешествие по бескрайней пустыне на верблюде символизирует ваш путь к личной независимости. В частности, этот сценарий раскрывает вас в ситуации расставания с близкими людьми: любимыми, родителями, друзьями, детьми. Ваши ответы демонстрируют то, какой может быть ваша реакция, когда каждому пришло время идти своей дорогой.
Слова, сказанные верблюду раскрывают то, что вы скажете самому себе, когда поймете, что любовь утрачена и, долгое время идущие рядом дороги, люди, вынуждены разойтись и расстаться. Слова ободрения: «Мы справимся», «У нас все получится», «Это путешествие скоро закончится», или слова отчаяния: «Я больше не могу», «Все безнадежно, мы умрем здесь».
Оазис на языке психологии — это спасительный ключ к решению проблем. Человек, которого вы там встречаете — это тот, кто помог вам, поддержал вас в прошлом, либо тот, на кого вы можете рассчитывать и к кому можете обратиться в будущем.
Город в конце путешествия — это внутренний порядок, восстановленный в ваших чувствах и эмоциях, после расставания. Это ваше состояние, после того, как вы залечили свое разбитое сердце. Чувства, мысли и эмоции, которые вы выразили при этом — это ваши истинные чувства, которые возникнут у вас, когда вы придете в себя после утраты любви.
Новый всадник — это человек, по отношению к которому вы испытываете сильное осознанное или бессознательное чувство ревности, соперничества или обиды.
Ассоциативный тест «Дорога к любимому»
Представьте, что вы влюблены, очень скучаете по любимому человеку и вам представилась возможность встречи с ним.
Вопросы:
Вы идете в гости к любимому человеку. Есть два пути, две дороги: одна — короткая, быстрая и прямая, но скучная. Вторая — отнимет больше времени, но подарит интересные впечатления, вы пройдете по красивым местам, сможете полюбоваться великолепными пейзажами. Какую дорогу вы выберете?
Итак, вы идете к любимому и на пути встречаете два цветущих куста роз. Один с белыми, а второй с красными розами. Вы решили нарвать букет. Сколько и каких цветков вы нарвете?
Наконец вы дошли до дома любимого человека. Дверь открывает кто-то из его родственников. Как вы поведете себя? Попросите позвать любимого или, поздоровавшись, сразу пройдете к нему в комнату?
Войдя в комнату, вы поставите букет из роз, куда? У окна или у кровати?
Вы остаетесь в гостях ночевать, но спите в разных комнатах. Проснувшись утром, вы приходите в комнату к любимому, но он еще спит. Вы разбудите его или дождетесь, пока он сам проснется?
Пришло время возвращаться домой. Какую теперь дорогу вы выберете: короткую или длинную?
Первая дорога означает то, как вы влюбляетесь. Прямой короткий путь — вы влюбляетесь быстро. Длинный — вы будете долго присматриваться, оценивать человека, прежде чем влюбиться.
Если вы нарвали больше красных роз, значит в любви вы готовы больше отдавать. Белые розы — вы привыкли больше брать.
Показывает ваше отношение к трудностям в любви. Если вы сразу проходите в комнату своего любимого, значит вы склонны незамедлительно и, не раздумывая, решать возникающие проблемы. Если вы просите позвать своего любимого, значит, и от проблем вы предпочитаете оставаться в стороне, дожидаясь, пока они разрешатся сами собой.
Место, куда вы поставите букет, означает то, насколько часто и близко вы хотите быть с любимым. У кровати — максимально близко и не расставаясь ни на минуту. У окна — вы предпочитаете в отношениях быть на расстоянии и готовы довольствоваться редкими встречами.
Если вы решаете разбудить любимого — вы хотите изменить его и ждете, что он будет меняться ради вас. Если вы дожидаетесь, когда он проснется сам — вы готовы принимать человека таким, какой он есть.
Выбор обратной дороги показывает ваше постоянство в любви. Короткая означает, что при расставании вы быстро теряете интерес к партнеру. Длинная дорога — свидетельство того, что вы стремитесь к длительным, стабильным отношениям и при расставании будете долго отходить, прежде чем будете готовы к новым отношениям.
Ассоциативный тест «Под небом голубым»
Представьте себе чистое голубое небо без единого облачка. Одна только мысль об этом должна хоть немного улучшить ваше настроение.
Теперь окиньте глазами сознания окружающий ландшафт. Какая из перечисленных ниже картин выглядит для вас наиболее успокаивающей и расслабляющей?
1. Белая заснеженная равнина.
2. Голубой морской простор.
3. Покрытые зеленью горы.
4. Поле, поросшее желтыми цветами.
Картина, которую вы нарисовали в своем сознании, раскрывает ваш скрытый талант, обретающийся в глубинах вашего спокойного сознания.
1. Белая заснеженная равнина
Вы наделены особой восприимчивостью, которая позволяет вам с одного взгляда понимать ситуации и распутывать сложные проблемы без каких-либо доказательств или объяснений. Вы обладаете всем необходимым для того, чтобы быть проницательным и решительным человеком, и даже немного провидцем. Доверяйте своей интуиции; она всегда будет вести вас к правильным решениям.
2. Голубой морской простор
У вас есть природный талант к межличностным взаимоотношениям. Люди уважают вашу способность общаться с другими и то, как вы помогаете людям различных групп объединяться вместе. Одним своим присутствием вы помогаете другим работать более спокойно и эффективно, что делает вас бесценным членом любого проекта или любой команды. Когда вы говорите: «Хорошая работа. Продолжайте в том же духе» — люди знают, что вы на самом деле так считаете. И для них это приобретает еще большее значение.
3. Покрытые зеленью горы
Вы обладаете даром экспрессивного общения. Похоже, вы всегда можете подобрать нужные слова, чтобы выразить то, что чувствуете, и люди очень скоро начинают осознавать, что они чувствовали в точности то же самое. Говорят, разделенная радость приумножается, разделенная грусть уменьшается. Похоже, вы всегда в состоянии помочь другим найти правильную сторону этого уравнения.
4. Поле, поросшее желтыми цветами
Вы кладезь знаний и творчества, переполненный идеями и обладающий практически бесконечным потенциалом. Оставайтесь в гармонии с другими людьми и никогда не прекращайте работать над воплощением своей мечты, и тогда не будет ничего невозможного, чего бы вы не смогли достичь.
Комментарий: человек — генератор идей, который иногда пытается объять необъятное.
Ассоциативный тест «Синяя птица»
Однажды синяя птица неожиданно влетает в окно вашей комнаты и попадает в ловушку. Что-то в этой заблудившейся птице привлекает вас, и вы решаете оставить ее у себя. Но, к вашему удивлению, на следующий день птица меняет цвет с синего на желтый! Эта очень необычная птица меняет цвет каждую ночь — на утро третьего дня она ярко-красная, на четвертый день она становится совершенно черной.
Вопросы:
Какого цвета птица, когда вы просыпаетесь на пятый день?
1. Птица не меняет цвет, она остается черной.
2. Птица возвращается к своему изначальному синему цвету.
3. Птица становится белой.
4. Птица становится золотой.
Птица, которая влетела в вашу комнату, кажется символом удачи, но неожиданно она меняет цвет, заставляя вас беспокоиться о том, что счастье будет непродолжительным. Ваша реакция на эту ситуацию демонстрирует то, как вы реагируете на трудности и неопределенность в реальной жизни.
1. Те, кто сказали, что птица осталась черной, смотрят на жизнь пессимистически.
Вы склонны полагать, что, если ситуация однажды ухудшилась, то она никогда уже снова не нормализуется? Может быть, вам необходимо попробовать думать в таком ключе: если все так плохо, то хуже уже не будет. Помните, нет дождя, который не закончился бы, и нет ночи, после которой не наступил бы рассвет.
2. Те, кто ответили, что птица снова стала синей, практичные оптимисты.
Вы верите в то, что жизнь — это смесь хорошего и плохого; и что не стоит бороться с этой реальностью. Вы принимаете неприятности спокойно и позволяете вещам идти своим чередом без излишнего беспокойства и стресса. Этот взгляд позволяет вам благополучно переносить волны бедствий и не давать им унести себя.
3. Те, кто считает, что птица стала белой, под давлением ведут себя спокойно и решительно.
Вы не тратите время на волнения и нерешительность, даже когда развивается кризис. Если ситуация становится слишком скверной, вы чувствуете, что лучше вовремя прекратить это невыгодное дело и поискать другой путь к своей цели, чем увязнуть в никому не нужном горе. Этот подход означает, что все, вроде бы, происходит естественным образом и при этом, по-вашему.
4. Тех, кто сказал, что птица стала золотой, можно описать словом «бесстрашный».
Вы не знаете, что такое давление. Для вас каждый кризис — это благоприятная возможность. Вас можно сравнить с Наполеоном, который сказал: «…Невозможно — это не французское слово». Но будьте осторожны, не дайте своей безграничной уверенности взять над вами верх. Грань между бесстрашием и безрассудностью очень тонкая.
Ассоциативный тест «Прогулка»
Включите воображение и отвечайте первое, что придет вам на ум.
Вопросы:
1. Вы не один (одна). Вы гуляете в лесу. С кем вы гуляете?
2. Вы углубляетесь в лес. Вы видите зверя? Что это за зверь?
3. Что произойдет между вами и зверем?
4. Вы проходите еще дальше в лес. Вы выходите на участок, где стоит дом вашей мечты. Опишите его размер.
5. Обнесен ли дом вашей мечты оградой?
6. Вы входите в дом и проходите в столовую, где видите обеденный стол. Опишите, что вы видите на столе и вокруг него.
7. Вы выходите из дома через черный ход, в траве лежит чашка. Из чего она сделана?
8. Что вы сделаете с чашкой?
9. Вы подходите к границе владений, и вдруг видите, что вы стоите у края водоема? Что это за водоем?
10. Как вы переберетесь через водоем?
1. Человек, с которым вы идете, наиболее важен для вас в вашей жизни. Вы один — больше всего вас интересует собственная персона, либо вы не ощущаете поддержки окружающих настолько, чтобы оценить ее должным образом и обратить внимание.
2. Размер зверя представляет ваше восприятие масштаба ваших проблем. Мифическое существо — это ваши желания и фантазии, если оно пугает вас, то это обычные страхи, от которых нужно избавиться.
3. То, как вы действуете при встрече с животным, представляет то, как вы решаете ваши проблемы (пассивно/агрессивно/избегая/игнорируя)
4. Размер дома указывает на степень вашего стремления решить свои проблемы. Окна и двери свидетельствуют о поиске решения.
5. Отсутствие ограды указывает на вашу открытость. Вы всегда рады людям. Если ограда имеется, это указывает на закрытость характера. Вы предпочитаете, чтобы люди не заходили к вам, не предупредив вас об этом.
6. Если в вашем ответе не упоминается еда, люди, или цветы, тогда, обычно, вы не так счастливы.
7. Прочность материала, из которого сделана чашка, отображает то, как вы воспринимаете ваши отношения с человеком, которого вы указали в ответе №1. Например, пенопласт, пластик, бумага – одноразовые материалы. Метал и пластик – более прочные материалы. Ржавая от старости поверхность указывает на стабильность и привычку, привязанность. Разбитая, либо поцарапанная поверхность указывает на отношения, в которых присутствуют обиды или недомолвки.
8. То, что вы делаете с чашкой, указывает на то, как вы поступаете с человеком, упомянутым в первом ответе. Ищите ключевое слово в описании.
9. Размер водоема представляет степень вашего сексуального желания.
10. То, насколько сильно вы промокнете, указывает на относительную важность сексуальной жизни для вас.
Ассоциативный тест «Куб, лестница и цветок»
Представьте такую простую картину: небо, горизонт и пустыню. А теперь попробуйте разместить в этом пейзаже несколько предметов. Чем подробнее и красочнее, тем лучше.
Вопросы:
Итак, представьте в этой пустыне куб. Как он выглядит? Из чего он сделан? Где он расположен? В каком он состоянии? Теперь представьте лестницу. Из чего она? Какого размера? Сколько перекладин? Как она расположена относительно куба? Представь себе цветок (цветы). Сколько их? Что это за цветы? Как расположены относительно куба и лестницы? Представьте лошадь (коня). Цвет? Размер? Что она делает? Где расположена на картинке? И наконец, представьте бурю в этом пейзаже. Где она происходит по отношению к остальным предметом. Как она происходит? Что это за буря?
Куб символизирует представление человека о самом себе. Большой куб на половину листа — преувеличенное внимание к своей персоне, раздутое эго, завышенная самооценка. Маленький куб — застенчивость, человек считает себя незначительным, его не понимают. Куб, лежащий на земле — хорошо ощущает реальность, твердо стоит на ногах. Куб вдалеке — ощущает себя забытым, на обочине жизни. Куб, закопанный в песок — человек чувствует себя подавленным, под грузом внешних обстоятельств. Куб в воздухе — мечтатель, богатое воображение, но оторванность от реальности. Куб высовывается за линию горизонта — большие амбиции (и наоборот). Куб стоит на ребре — неустойчивая жизнь. Куб из прочного материала — уверенность в себе, основательность. Куб из золота — считает себя бесценным. Куб из стекла — чистота и невинность. Куб, заполненный чем-то мутным — ненавидит себя. Пустой внутри — ощущает себя опустошенным, неудовлетворенным.
Лестница символизирует ближайшую социальную структуру человека (друзья, родственники). Длинная, со многими перекладинами — общительность, большой круг общения. Лестница из необычного материала — чувствует, что его друзья странные, не такие, как все. Лестница в плохом состоянии — считает, что вокруг него испорченные люди. Лестница далеко от куба — не пускает окружающих в личную жизнь, окружен панцирем. Лестница прислонена к кубу — считает, что много делает для друзей, дает им больше, чем они, его окружают слабые люди. Лестница на кубе — друзья/семья подавляют, чересчур вмешиваются в личную жизнь. Лестница под кубом — ощущает поддержку. Прочная лестница — окружен надежными людьми, или стремится к этому.
Цветы — роль детей в жизни человека. Число — сколько хотел бы иметь детей: если много – скорее всего, человек работает с ними (например, учитель) или хочет быть окруженным ими, работать с ними. Цветы близко к кубу — очень нуждается в детях. Ярко цветущие цветы — мечтает о яркой судьбе детей. Помятые цветы — окружен испорченными детьми. Цветы гнутся на ветру — боится трудностей у своих детей. Повсюду и покрывают куб — дети утомляют его. Красивые цветы (розы, мак) — очень любит детей.
Лошадь или конь символизирует представление человека о нынешнем сексуальном партнере, если о будущем, то какого он хочет. Сильный, большой — нужен надежный партнер. Цвет указывает на характер, темперамент, яркость, холодность и т.д. Близко от куба — нуждается в эмоциональной и физической близости с партнером. Далеко — не спешит полностью открываться партнеру. Лошадь (конь) кусает, обнюхивает, облизывает куб — его представление о ласках. Небольшая, послушная лошадь (конь) — хочет доминировать в отношениях. Необузданная лошадь (конь) — нужен своенравный партнер. Привязанная — хочет всегда держать партнера под контролем. Лошадь (конь) что-то делает с лестницей — отношения партнера с его близкими. Лошадь (конь) вдалеке — чувствует себя брошенным.
Буря символизирует отношение человека к жизненным проблемам. Буря вдалеке — неприятностей сейчас практически нет. Приближается — боится кризиса в жизни. Уходит — неприятности отступают. Большая буря — ощущает себя в огромной яме неудач. Буря проходит мимо — проблемы мало затрагивают его. Маленькая гроза — не особенно боится предстоящих проблем.
Ассоциативный тест «Мираж в пустыне»
1. Представьте, что Вы стоите на опушке леса. До леса еще далеко. Каким Вы его себе представляете? Высоким или низким, большим (по размеру) или нет?
2. Теперь Вы входите в этот лес. Опишите его. Как Вы чувствуете себя внутри? Какой породы лес? Какие деревья преобладают сосны, елки или лиственные?
3. Вы идете по лесу дальше, и встречаете на пути чудище. Опишите его. Что Вы будете делать?
4. Лес заканчивается, и Вы неожиданно попали в знойную пустыню. Жара запредельная, вокруг одни барханы. Вас одолевают чувство голода и жажда – ведь Вы уже не первый день находитесь здесь. Усталость нарастает. Вы еле волочите ноги, пробираясь по этой жаре в только Вам известное место, и вдруг в песке находите ключ от замка… Рассмотрите его внимательно. Опишите, какая у него форма, из какого он материала. Какие Вы испытали эмоции, когда нашли ключ? Что будете с ним делать (оставите или заберете с собой)?
5. Вы разобрались с ключом и двигаетесь дальше. Вокруг все тот же раскаленный песок, изматывающая жара. А Вы так давно не отдыхали! Пейзаж не менялся уже несколько дней. И вот, среди этого царства песка, Вы увидели водоем… Не мираж ли это? Каковы Ваши эмоции в этот момент? Что Вы будете делать (например: броситесь к озеру, медленно подойдете к ручейку и умоетесь – у каждого могут быть свои варианты водоемов и действий)? Предпочтете остаться у водоема или пойдете дальше?
6. Озеро осталось позади. Вы снова в пустыне – медленно продвигаетесь к своей цели. И вдруг натыкаетесь на сосуд… Опишите, какая у него форма, из какого он материала. Интересно ли Вам, что у него внутри? Будете ли Вы в него заглядывать? Если да, то что Вы увидите там?
7. Вы рассмотрели сосуд и идете дальше по знойной пустыне. Жара Вас совершенно измучила, но Вы не останавливаетесь. Вдруг перед Вами оказывается стена. Похоже, что ей нет конца, а Вам необходимо двигаться вперед… Какие у Вас возникли ощущения при “встрече” со стеной? Опишите эту стену. Какая она (высокая, разрушенная, неприступная…)? Что Вы будете делать, чтобы перебраться на ту сторону, или все же предпочтете остаться на этой?
8. Итак, стена осталась позади. Вы долго шли по пустыне, и, наконец, “награда нашла героя” – Вы попали в оазис. В нем есть все, чего только не пожелаете. Это настоящий рай на земле! Вы пользуетесь всеми благами и наслаждаетесь жизнью. И в один прекрасный день на горизонте Вы замечаете идущий караван… Ваши действия: пойдете ли Вы навстречу каравану или затаитесь в своем раю? А может, Вы просто поговорите о том, что происходит в далеких странах, и вернетесь обратно?
Лес и все древесное, что попадается на протяжении пути, связаны с интеллектом. Высота и размер леса соответствуют силе интеллекта и обширности познания. Взгляд на лес изнутри — это самооценка своего уровня. Взгляд снаружи — это оценка оценки. Другими словами: человек оценивает, как его оценивают другие люди. Это серединка ряда:
Я оцениваю, как меня оценивают другие люди.
Я оцениваю, как меня оценивают другие люди, как я оцениваю их и себя.
У людей с адекватной самооценкой обычно размеры леса изнутри и снаружи совпадают.
Если лес состоит преимущественно из сосен, то интеллект логического склада. Если из лиственных — чувственного. Ну а если лес смешанный, то тип мышления является так же смешанным (то есть сложно выделить логический или чувственный тип).
Если лес завален буреломом и с оврагами, то человек находится в состоянии решения глобальных проблем. Так бывает, если картина мира вокруг кажется сложной и запутанной. Сложнее, чем о ней думают другие.
Чудовище описывает Ваше отношение к врагам, и как Вы себе их представляете. Ваши действия по отношению к чудовищу описывают Ваше поведение с Вашими недоброжелателями.
Показывает, как Вы относитесь к дружбе.
Ключ как у Буратино: большой, красивый, золотой – соответственно происходит и выбор друзей. Друзья должны быть хороши как на подбор и, главное, всегда готовы оказать поддержку, в том числе и материальную (подход, прямо скажем, утилитарный). Дружба для Вас – это ритуал. Друзья Вам нужны, чтобы показать собственную значимость.
Ключ простенький, маленький, металлический – к друзьям Вы не предъявляете повышенные требования. Друг должен быть прост в общении, не напрягать ритуальными действиями.
Ключ от амбарного замка – Вы хотите, чтобы Ваши отношения с друзьями были стабильными.
Ключ от старинной шкатулки – к выбору друзей Вы относитесь, как к покупке антиквариата – все должны быть со своими странностями, и не обязательно знакомить их между собой. Зато можно сказать при случае: “Вот я дружу с одним парнем, так он…”. За счет друзей Вы пытаетесь самоутвердиться.
Если Вы не обратили особого внимания на ключ, значит, в общении Вы закрыты, мнительны и подозрительны. Не доверяете даже близким людям. Ваш основной девиз: «Не подпускать никого близко к себе».
Рассматриваете ключ и оставляете его – Вы проявляете интерес к окружающим людям, однако не склонны превращать приятельские или дружеские отношения в обузу.
Стараетесь не “лезть в душу” к другу и не допускаете разрушения собственного психологического комфорта.
Берете ключ, зажимаете его в кулаке или вешаете на шею – Вы серьезно относитесь к дружбе и готовы выполнить дружеский долг во что бы то ни стало, даже если это навредит Вашим интересам.
Кладете ключ в карман – стараетесь не терять старых друзей из виду, желаете “припрятать” их на черный день.
В этом пункте раскрывается Ваше отношение к интимной близости.
Мираж – это Ваше подсознательное неверие в реальность сексуальных отношений. Вы гонитесь за иллюзией, фантазией. Поэтому реальный сексуальный опыт не может Вас удовлетворить (реальный партнер не будет так же хорош, как герой из Ваших фантазий).
Чистое прозрачное озеро – идеалистическое отношение к сексу. Вы стремитесь к кристально чистым отношениям.
Бросаетесь со всех уставших ног к водоему – Вы хотите с помощью секса избавиться от надоевших проблем.
Подходите постепенно, сначала попробовав воду ногой – Вам свойственно настороженно относиться к партнеру. Вы стремитесь узнать о нем как можно больше, чтобы не ошибиться; хотите просчитать все заранее.
Подходите к воде, но не входите в нее – невозможность раскрыться в сексуальных отношениях, подсознательный страх перед партнером.
Пьете, купаетесь, ныряете – Вы наслаждаетесь сексуальными отношениями, они Вас расслабляют.
Обосновались у водоема в шезлонге – Вы хотите, чтобы сексуальные отношения были стабильными, поэтому избегаете новизны.
Сосуд, найденный в пустыне, символизирует Вашу самооценку.
Глиняный кувшин говорит о наличии чувства меры; железный, медный или керамический – о практически полном его отсутствии.
Вы взяли кувшин и заглянули в него – значит, Вы стремитесь к самопознанию.
Вы не взяли кувшин и не захотели заглянуть в него – наверняка Вы не хотите знать правду о себе; это может быть связано с низкой самооценкой и желанием ее замаскировать.
Кувшин пустой или заполнен песком – самооценка занижена.
Кувшин наполнен драгоценными камнями, золотом – завышенная самооценка, постоянное желание приукрасить себя.
Кувшин заполнен водой – Ваша самооценка близка к адекватной, отражает стремление к саморазвитию.
В этом пункте Вы узнаете о своем отношении к проблемам и их решению.
Стена высокая, возникло ощущение, что ее невозможно преодолеть – Вы относитесь к жизненным трудностям как к чему-то непреодолимому, зачастую делаете из мухи слона.
Стена высокая, но с неровной кладкой, по которой можно взобраться вверх – Вы всегда стремитесь преодолевать препятствия, для вас нет ничего невозможного.
Разрушенная стена – Вы склонны нивелировать проблемы, стараясь себя утешить.
Сидите под стеной в ожидании помощи – Вы не уверены в собственных силах, зависите от обстоятельств.
Будете искать, как обойти стену – подсознательно Вы хотите избежать любых проблем, поэтому стараетесь обходить острые углы.
Кричите, чтобы сбросили веревку, – Вы любите решать проблемы с чужой помощью.
Берете стену штурмом – Вы мобилизуетесь, чтобы от страха не пролететь на разогретых парах все трудности, в результате не приобрести опыт и вновь оказаться в подобной ситуации.
Осторожно перелазите через стену – обычно Вы решаете проблемы самостоятельно, не перекладывая ответственность на чужие плечи.
Влезаете на стену и рассматриваете, что там с другой стороны, – Вам свойственно остановиться на полпути, чтобы все предусмотреть и обезопасить себя.
В этом пункте можно узнать, склонны ли Вы поддаваться соблазну, когда у Вас уже все есть. Хотите ли Вы развиваться и двигаться вперед или же отдаете преимущество психологической безопасности и стабильности?
Вы уходите с караваном – значит, по природе Вы странник и искатель.
Вы остаетесь в оазисе – для Вас важнее состояние полного комфорта.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.