с чего состоит гитара
Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары
Строение гитары. Общая информация
В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.
Схема строения гитары
На предложенном рисунке показано строение гитары и обозначены её главные элементы. Хорошо, если у вас есть под рукой инструмент и вы можете найти их и на собственном примере. Информация по частям лучше усваивается, если знать для чего предназначена каждая деталь. Рассмотрим подробнее.
Корпус
Корпус – основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов, речь о которых пойдёт ниже. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента.
Нижняя дека
Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.
Верхняя дека
Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.
Вырез (катавей)
Элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах (дальше 12) и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот.
Подставка (бридж)
Чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне.
Канты
Располагаются по краям верхней деки и оказывают для неё защиту от внешних факторов. Создают небольшую дополнительную прочность для корпуса. Также придают и эстетический эффект за счёт своего оформления.
Стреплок
Пластиковая или металлическая «пуговица», которая устанавливается специально для закрепления ремня. Может быть одна или две.
Обечайка
Это часть, которая соединяет верхнюю и нижнюю деку. Является резонаторным проводником от ведущей верхней деки в нижнюю и обеспечивает формирование объёма звучания. В ширину примерно 10 см. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека.
Нижний порожек
Ещё его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн. Оказывает небольшое воздействие на саундовые свойства.
Розетка
Узорная окантовка вокруг голосника. На классических инструментах мастер может изобразить очень интересный рисунок. На акустиках сделана плотнее и оберегает часть под струнами от внешнего воздействия.
Резонаторное отверстие
Важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание, похожее на бубнёж.
Колышки для крепления струн
Также носят названия пины. Белые продолговатые куски пластика, которые имеют в сечении пазы для приложения туда струны. Пин вместе со струной опускается в отверстие подставки и надёжно «запечатывается».
Накладка (гольпеадор)
Пластиковая фигурная накладка, которая устанавливается на верхнюю деку чуть ниже розетки. Используется во фламенко-гитарах и эстрадных – основная цель сберечь деку от случайных ударов медиатором и от перкуссионных ударов пальцами и ладонью.
Гриф гитары — вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и собственно, игра левой рукой.
Накладка на гриф
Накладка на гриф – деревянное покрытие, которое занимает «рабочую» часть грифа.
Ладовые порожки
Металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука.
Голова грифа
Часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы.
Накладка на голову грифа
Изготавливается из того же материала, что и корпус. Плотная деревянная пластинка, которая покрывает голову грифа. Она укрепляет его и закрывает место соединения головы и «шеи».
Гребень головы
Элемент «Головы», который используют только как дизайнерское решение в эстетических целях. Различного рода мелкие детали создают отличия в инструментах разных производителей.
Колковая механика
Состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар открытый, у акустических – закрытый.
Валики колковой механики на классической гитаре
В отличие от акустических механизмов – открыты «наружу».
Пятка
Деталь, которая соединяет гриф и корпус. Может быть приклеена или прикручена на шурупы. Чаще всего располагается на границе 12 и 14 ладов.
Накладка на пятку
Деревянное покрытие, создающее дополнительное соединение самой пятки грифа с обечайкой.
Струны
Металлические или нейлоновые – составляют главный элемент для создания звука.
Верхний порожек
Ещё называется «нулевым». Пластмассовая или костная пластиночка, служащая для установки струн в и фиксировании их в одном положении. Легко снимается и при необходимости подтачивается.
Маркеры ладов
Точки, которые служат для быстрого ориентирования по основным ладам – 5,7, 12 и т.д. Маркеры, расположенные на плоскости самого грифа, больше используются для украшения инструмента. Чаще всего в этих местах делают вставки из перламутра или твердого пластика.
Внутренняя часть
Электрические элементы используются в определённых типах гитар и могут быть установлены отдельно по желанию.
Система пружин
Занимает важную часть в строении гитары. От их качества зависит её прочность и расположение резонаторов. Колеблющаяся струна передаёт свою энергию в саму конструкцию. Звуковые волны проходят по узловым точкам от нижнего порожка. У пружины важная задача – распределить колебания так, чтобы на выходе получился нужный тембр и верное интонирование. Кроме того, веерная система пружин поддерживает всю конструкцию и обеспечивает её прочность.
Анкерный стержень
Расположен внутри грифа. Состоит из стали. Оберегает гриф от прогибания от силы натяжения струн. Регулировка анкера производится, когда необходимо изменить угол положения грифа (в случае нестроя, или звенят гитарные лады ). У классических инструментов его нет.
Гайка для регулировки анкера
В электрогитарах располагается в основном в районе первого лада прямо за нулевым порожком. У акустик находится либо, как и у электро, либо внутри голосника, примерно в районе 20 лада.
Предусилитель
Есть на электроакустических гитарах. Задача – обработка сигнала, который идёт со звукоснимателя. Питается от батареек. Обладает эквалайзером для настройки тона. Часто обладает встроенным тюнером.
Звукосниматель
Так называемый «подпорожковый» звукосниматель – Under Saddle Transducer. Это небольшой проводок, обеспечивающий качество звучания. Обрабатывает дековые вибрации, преобразуя их в электрический сигнал, и передаёт их на преамп (см. выше).
Разъем типа «Джек»
Гнездо, вмонтированное в корпус гитары для подключения ее к внешним колонкам или усилителю. В основном разъемы типа «Джек» используют диаметром 6,3 мм.
Строение гитары
Строение гитары классической, которое она приобрела в XVIII веке, было взято за основу при создании других видов. Внешне они имеют схожие черты, но при подробном разборе устройства каждого инструмента можно найти индивидуальные особенности.
Строение инструмента
Любой тип гитары состоит из двух важных частей: корпуса и грифа. Во всех случаях они выполняют одну функцию, а для производства используют те же материалы.
Корпус (кузов)
От его формы, устройства, сборки и материалов зависит мобильность, прочность и звуковые характеристики. В свою очередь, корпус состоит из нескольких основных частей.
Верхняя дека (Топ)
Первая важная часть корпуса, так как именно от нее зависит тембр и качество звука. Топы, изготовленные из цельного куска древесины, считаются самыми качественными. Обычно материалом служит ель или кедр. В более дешевых вариантах могут использовать фанеру.
Нижняя дека
Обратная сторона корпуса. Оказывает меньшее влияние на звучание, но придает ему оттенок. Изготавливают из разных древесных пород (клен, красное дерево орех и др.), а лучшим материалом считают палисандр и махагони.
Обечайка
Элемент, соединяющий обе деки. Имея ширину около 10 см, она обеспечивает объем звучанию. Нижнюю деку и обечайку обычно изготавливают из одного материала. Такое строение больше подходит для классики и акустики, устройство бас гитары и электрогитары имеет ряд отличий.
Вторая важная часть струнного инструмента. На него натягивают струны, а вдоль размещают ладовые порожки. Нижнюю часть грифа называют головой. Именно там располагается колковый механизм, отвечающий за наматывание и настройку струн. Лицевую часть грифа покрывают пластиной (накладкой), в которую врезают лады. Чтобы она выдерживала нагрузку от давления струн во время исполнения, ее изготавливают из прочных древесных пород.
Внутреннее устройство
Важную роль играет система пружин. Они обеспечивают прочность корпуса и распределяют колебания так, чтобы звучание приобретало нужную интонацию и тембр.
У большинства типов гитар внутри стоит стальной анкер – металлический стержень, задача которого не дать грифу согнуться под силой натяжения струн. Также он является элементом регулировки, когда нужно изменить угол положения грифа.
Некоторые инструменты оснащают дополнительными элементами, такими как предусилители, разъемы «джек», звукосниматели и др.
Особенности устройства акустической гитары
Выше было описано устройство акустической гитары. Также их классифицируют по типу корпуса (дредноут, джамбо, фолк, аудиториум, парлор) и по количеству струн (шести, семи, двенадцатиструнные). В современную акустику иногда встраивают звукосниматели, которые являются обязательным элементом электрогитар.
Особенности устройства классической гитары
Классическую считают прародительницей гитар. Ее создали первой, а затем на ее основе изобрели другие виды. От остальных струнных инструментов ее отличает ряд признаков:
Часто звучат претензии о том, что на классике из-за широкого грифа практически ничего не сыграть, так как невозможно даже зажать аккорды с баррэ. Дело в том, что она предназначена для игры в классическом стиле, где используют основные аккорды без сложных приемов.
Особенности устройства электрогитары
Электрогитары не менее популярны, чем акустические. В огромную классификацию входят модели, которые отличаются производителем, количеством ладов, конструкцией и способами компоновки электроустройств. Строение электрогитары, помимо тонкого корпуса без резонирующего отверстия и грифа, роль которых уже понятна, включает дополнительные элементы.
Звукосниматели
Эти датчики служат преобразователями колебаний звука, которые возникают от удара по струне, в переменный электрический ток. А тот затем передается в комбоусилитель.
Полезно! Хорошие датчики могут улучшить звучание электрогитары даже плохого качества.
Звукосниматели делят на два типа:
Различают активные и пассивные звукосниматели. Катушки активных датчиков имеют меньше витков. Для них характерен широкий частотный диапазон, но слабый сигнал на выходе. Чтобы усилить его, устанавливают предусилители.
Бридж
Струнодержатели, которые служат креплением струн к деке. По наличию системы тремоло разделяются на два вида:
Электрогитары с системой тремоло помогают сделать звучание интереснее, но этим нужно уметь пользоваться. Начинающим гитаристам желательно выбирать тремоло попроще или пока отказаться от него.
Электроэлементы
К этой категории относят переключатели звукоснимателей, ручки регулирования громкости и тембра, а также гнездо «джек». Все эти вещи направлены на настройку характера звучания. Разные модели могут отличаться компоновкой электроники. Стандартный вариант – один регулятор громкости и две ручки для настройки тембра.
Особенности строения бас-гитары
Бас гитара (бас) – музыкальный инструмент, играющий в низком диапазоне частот, который пришел на смену контрабасу. Первый настоящий бас изобрели только в середине XX века, взяв за основу электрогитару Fender Telecaster. Даже сейчас своим устройством они напоминают гитары этого типа, но со своими особенностями.
Бас-гитара подходит для игры в любом стиле, но чаще всего на ней исполняют джазовую музыку. Это в основном аккомпанирующий инструмент, поэтому он редко участвует в сольных партиях.
Инструмент характеризует низкий диапазон звучания. Этого добились благодаря ряду конструктивных нововведений – уменьшенное число более толстых струн, большой размер (более 1 м в длину) и увеличенная мензура.
Интересно! Бас от остальных гитар отличает то, что звучит она на октаву ниже, поэтому их настраивают таким образом, чтобы каждая струна звучала на кварту ниже предшествующей.
Стандартными считаются четырехструнные модели. В зависимости от модификации, встречаются пятиструнные, шестиструнные, семиструнные, восьмиструнные, десятиструнные и двенадцатиструнные бас-гитары.
Научится играть можно на любой гитаре. Скорость обучения зависит от того, насколько хорошо начинающий гитарист разбирается в устройстве инструмента, который он выбрал.
Классическая гитара, детали и части.
Пожалуйста, ознакомьтесь с обзором, если Вы решили купить классическую гитару.
Давайте разберемся, из чего состоит гитара, как правильно называются ее детали и части, и какие функциональные задачи выполняют те или иные элементы. Статья носит ознакомительный характер, но может быть полезна не только для новичков, в статье подробно и правильно названы основные детали конструкции. Часто даже профессионалы называют эти детали не совсем корректно, возможно приведенная в статье информация послужит правильному пониманию смысла наименований. Гитарному мастеру статья может служить также в качестве навигатора по каталогу нашего магазина. Кликнув на ссылку, в соседнем окне можно открыть страничку с товаром.
Основные части гитары – гриф, который венчает голова, и корпус гитары.
В голову гитары вмонтирована колковая механика – механизм, позволяющий регулировать натяжение струн. Верхняя или нижняя поверхность головы чаще всего украшается накладками – из деревянной мозаики темных пород, иногда накладка может включать в себя элементы перламутра и других материалов. Наряду с эстетическими задачами, накладка укрепляет голову.
Голова крепко приклеена к шее, шеей гитары называют часть грифа от головы до пятки. Для шеи и головы используют один материал, чаще используют кедр, махагони или клен, из того же материала в нижней части приклеивается пятка грифа. Видимую снаружи часть пятки называют каблуком.
Грифом гитары называют как одно целое, так и отдельные его элементы. Чтобы быть более точными, давайте разберемся, из каких элементов состоит гриф. Верхняя часть грифа – накладка на гриф, изготавливается накладка из твердого материала – черного дерева, палисандра, махагони, современные гитарные мастера используют иногда углеводородные композитные смолы.
В верхней части грифа устанавливается нулевой порожек, который называют косточкой, он может быть изготовлен из натуральной кости или из пластика. Косточка легко демонтируется при необходимости, она либо держится под давлением струн, либо приклеивается так, чтобы ее можно было без труда отклеить. Через косточку колеблющаяся струна сообщает энергию другим элементам конструкции гитары, ее положение может значительно повлиять на звучание гитары.
Накладка на гриф разделена на лады, определяющие позиции для извлечения звука определенной высоты, ограниченные ладовыми порожками. По мере повышения тона расстояние между ладовыми порожками уменьшается. Длина ладов высчитывается математически точно. В зависимости от мензуры гитары размеры ладов изменяются пропорционально. Для разметки ладов можно использовать специальные линейки со шкалами соответствующими длинам ладов. Каждый лад ограничен ладовым порожком.
Корпус гитары состоит из трех основных частей – верхней деки, нижней деки и обечайками между ними. Среднюю часть корпуса гитары называют талией.
Верхняя дека склеивается из двух частей, ее изготавливают из ели или кедра, реже из других пород, например секвойи. В верхней деке прорезается резонаторное отверстие, которое украшает розетка. Розетка изготавливается из деревянной мозаики, иногда в элементах мозаики используются другие материалы, например перламутр. В нижней части к деке приклеена подставка со струнодержателем и нижним порожком (косточкой). Нижний порожек передает энергию колеблющейся струны, сообщая тем самым заданную струной частоту колебания корпусу гитары. Длина открытой части струны от верхнего порожка до нижнего порожка называется игровой мензурой.
Нижняя дека и обечайки с двух сторон изготавливаются из одного материала, но выбор породы дерева намного шире, чем для верхней деки. Может быть использован разный материал: палисандр, махагони, клен, кипарис, лавр, вишня, груша и другие. Иногда эти материалы комбинируют. Дека клеится из двух частей, обечайки сгибают под нагревом, используя специальные приспособления.
Край верхней деки, а иногда и верхний край обечайки украшают кантами, канты не влияют на звучание инструмента.
Теперь перейдем к внутреннему устройству гитары.
Деки гитары очень тонкие около двух миллиметров, при этом для правильной работы конструкции мастер регулирует толщины деки с высокой точностью, используя для этого толщиномеры с погрешностью в сотые доли миллиметра. Чтобы деки выдержали мощную энергию во время исполнения, в конструкции используются дополнительные подкладки – футоры.
Футор нижней деки расположен над швом в месте склейки частей деки. С внутренней стороны специальный футор вклеивается под гитарной подставкой, кроме того в верхней части деки вклеивается футор розетки.
Кроме футоров со внутренней стороны дек приклеиваются поперечные пружины. К верхней деке, кроме поперечных пружин приклеивают веерные пружины. Пружины обеспечивают жесткость конструкции гитарного корпуса. Не менее важная задача пружин – гармоническая настройка, не даром в Испании пружины называют гармоническими.
Пружины гитары служат важным инструментом настройки инструмента при его построении. Энергия колебания струны передается конструкции в узловых точках от косточки через подставку и клоц. Задача пружин компенсировать и распределить энергию колебаний таким образом, чтобы мы могли услышать звук нужной интонации и тембра. Настройка осуществляется расположением пружин, подбором материала, изменением толщин и высоты пружин. Пружины, как и другие внутренние части гитары изготавливают из ели и кедра с хорошими резонансными свойствами.
В местах соединения дек и обечайки вклеиваются контробечайки. Рейка специально изгибается по форме обечайки. Часто между верхней декой и обечайкой роль контробечайки выполняют сухари – специальные клинья маленького размера.
На рисунке в нижней части корпуса гитары обозначена пуговица, обычно на классическую гитару пуговицу не устанавливают, так как исполнитель играет сидя, на вестерн и другие народные гитары пуговица устанавливается, чтобы можно было закрепить ремень.
На гитары со стальными струнами в гриф монтируется металлический анкер, предохраняющий гриф от деформации под напряжением струн.
Разбираемся в устройстве гитары и правильно за ней ухаживаем
Научиться играть на музыкальном инструменте под силу каждому, но далеко не все даже задумываются о его устройстве, особенностях ухода за ним. Новичок, только взявший акустическую гитару в руки и только начинает обучение в школе игры на гитаре для начинающих, обычно не может оценить состояние инструмента, не уделяет внимания условиям хранения.
В результате гитара без должного обслуживания быстро теряет вид и акустические свойства. Может потребоваться визит к мастеру, замена элементов корпуса, что стоит денег.
Важно! Чтобы как можно дольше поддерживать инструмент в рабочем состоянии рекомендуется тщательно изучить его конструкцию и научиться правильно за ним ухаживать.
Строение гитары
Выделяют две группы элементов конструкции акустики:
Иногда дополнительно обособляется набор деталей, скрытых внутри корпуса и грифа. Сюда могут быть отнесены несущий анкерный стержень, система звукоснимателей. Для базового понимания устройства инструмента преподаватели игры на гитаре считают такое разделение излишним.
Корпус
Составными элементами корпуса являются:
Каждый компонент корпуса следует рассмотреть подробно.
Нижняя дека
Представляет собой оборотную поверхность акустической гитары, является несущим элементом всей конструкции. Обеспечивает полноту, глубину звука. Чаще всего изготовляется из красного дерева (махагони), палисандра, амаранта.
Нижняя дека
Верхняя дека
Фронтальная поверхность инструмента. Цельная, либо склеена из половин. Для более качественного звука предпочтителен первый вариант. На деке крепятся бридж, гриф. Здесь же находятся розетка и вырез.
Верхняя дека
Вырез (катавей)
Располагается в одном из верхних углов корпуса. Положение зависит от того, праворучный ли инструмент или леворучный. Необходим для облегчения доступа к дальним ладам (выше 12-го).
Подставка (бридж)
Крепится к нижней части фронтальной поверхности, выглядит как деревянная накладка. Придает конструкции гитары дополнительную жесткость. На подставке располагается нижний порожек и пины (колышки) для крепления струн.
Звукосниматель
Необязательный элемент, встроенный звукосниматель крепится изнутри к верхней деке. Преобразует вибрацию струн в электрический сигнал, который передает на предусилитель. Съемный звукосниматель по необходимости устанавливается на гитарную розетку.
Product skybeat.ru
Обечайка
Боковина инструмента. Чаще всего изготовлена из такого же материала, как и задняя дека. Служит проводником, передающим колебания звуковых волн от верхней деки, оформляет глубину звука. В зависимости от модели бывает шире или уже, как правило – около 9-10 см.
Нижний порожек
Находится на бридже. Небольшая подкладка под струны из дерева, пластика, кости. Влияет на натяжение струн и их акустику.
Резонаторное отверстие (розетка)
В обиходе розеткой называется резонаторное отверстие, однако правильное его наименование – голосник. Розеткой же является орнаментальное оформление, размещенное по его окружности.
Отверстие может быть круглой, эллиптической формы. Встречаются необычные голосники, придающие звуку нетипичные оттенки. При этом располагается отверстие всегда на фронтальной поверхности, у основания накладки грифа.
Колышки для крепления струн
Как и нижний порожек, устанавливаются на подставку. Пластиковые элементы, фиксирующие струны с одного из концов. Работают как прижимающие кнопки. При отсутствии пинов струны пропускаются через отверстия в бридже и завязываются узлом.
Накладка (гольпеадор)
Находится под розеткой, другое название – капля. Выполняется из пластика, служит как для эстетических функций, так и предохраняет деку от преждевременного износа.
Последнее важно для новичков, которые часто попадают пальцами с медиатором мимо струн.
Система пружин
Внутренний элемент каркаса. Состоит из деревянных элементов, укрепленных на внутренней поверхности задней деки. Система распределяет звуковые колебания и уравновешивает тембр. Дополнительно пружины усиливают прочность корпуса.
К деталям грифа относятся:
Понимание функционала каждой детали важно для студентов курса гитары для взрослых, поэтому рассмотрим все элементы.
Накладка на гриф
Как правило темное покрытие из дерева, занимающее лицевую сторону грифа по всей его длине. Начинается от голосника, заканчивается у верхнего порожка. Необходима для размещения ладовых порожков и маркеров ладов.
Ладовые порожки
Тонкие металлические накладки, располагаются на накладке. Нужны для разделения ладов, упрощают игру.
Голова грифа
Верхнее окончание грифа, часто имеет свою накладку в тон корпуса. На этой детали размещается колковая механика. Снизу голова ограничена верхним порожком, сверху – гребнем.
Анкерный стержень
Внутренний структурный элемент, проходит по всей длине грифа. Основа стержня обычно выполнена из стали. Удерживает гриф от деформации из-за натяжения струн. Может быть отрегулирован при помощи гайки.
Гайка для регулировки анкера
Находится внутри корпуса, у основания анкерного стержня, для регулировки которого служит. Доступ к гайке возможен через голосник, при этом необходим особый тип ключа.
Гребень головы
Декоративный элемент, находится наверху головы грифа. Представляет собой деталь узнаваемого в рекламе оформления продукта той или иной компании. Влияния на акустику не оказывает.
Колковая механика
Механизм на основе червячной передачи. Служит для натяжения струн, причем каждая подтягивается отдельно. Струны закрепляются на валиках (штоках), регулируются ручками.
Пятка
Деревянный элемент на стыке грифа и корпуса. Служит для большей надежности их соединения. Крепится шурупами или на клей. Часто имеет накладку более темного оттенка, чем основной цвет гитары.
Струны
Позволяют извлекать звуковые волны, протянуты от колкового механизма до колышков крепления. Выполнены из металла, нейлона.
Верхний порожек
Устанавливается под основанием головы, изготовлен из кости или пластика. Фиксирует струны, не давая им гулять по грифу.
Маркеры ладов
Декоративные элементы из пластика или перламутра. Размещены на накладке грифа, обычно на 5, 7, 12 ладах. Как и ладовые порожки, облегчают игру. Дополнительно маркеры наносятся на боковую поверхность грифа.
Какой уход требует гитара
Ученикам музыкальной школы гитары понимать как устроена гитара недостаточно, чтобы поддерживать инструмент в хорошем состоянии при хранении дома. Ее необходимо регулярно осматривать, чистить, мыть. Если не следить за состоянием инструмента, играть на нем будет невозможно уже в первый год после покупки.
Условия в помещении
В условиях квартиры на деревянные музыкальные инструменты оказывают негативное воздействие, в первую очередь, температура и влажность. Летом древесина может начать гнить, зимой – рассыхаться.
Самый легкий способ сберечь гитару – держать ее в плотном чехле, который блокирует попадание на дерево прямых солнечных лучей, а зимой сохраняет от температурных перепадов. Нормальными условиями считаются температура в 20 градусов, влажность 40-45%.
Проверка ровности грифа
Оценить ровность на глаз можно только при существенной деформации. Более верные признаки – странное звучание струн, слабый строй, увеличение просвета между струнами и грифом. Играть на инструменте с кривым грифом довольно сложно.
Правильная настройка струн
Выполняется по тюнеру или на слух. Рекомендуется не менять строй часто, поскольку можно вызвать ослабление колкового механизма, усталость металла струн.
Чистка струн
Для ежедневной очистки достаточно протирать струны со всех сторон салфетками. При накоплении грязи и жира подойдут специализированные средства, выпускаемые производителями гитарной фурнитуры.
Более радикальные способы подразумевают снятие струн и их помывку, либо полную замену набора. Во втором случае придется потратить некоторое время на усадку нового комплекта.
Чистка грифа
В первую очередь снимают струны, затем осторожно счищают жир с ладовых порожков. Лакированная поверхность затем протирается лимонным маслом, нелакированная – полиролью. После обработки накладку следует насухо протереть салфетками, натянуть струны.
Уход за корпусом
Корпус, как правило, сильно подвержен загрязнению, если хранить гитару в домашних условиях. Чистить его следует, исходя из типа покрытия. Так, восстановить блеск лакированных гитар намного проще, чем матовость нелакированных.
Для лакированных моделей выпускаются гитарные полироли. Перед нанесением слоя средства следует тщательно очистить инструмент салфеткой из микроволокна от отпечатков пальцев, иных загрязнений.
Важно! Нелакированные гитары нельзя ни мыть, ни полировать: их поверхность совсем не защищена от воздействия подобных жидкостей, попадание которых сразу сказывается на внешней составляющей. Обработать такой инструмент можно воском или специальным маслом.
Уход за фурнитурой
Ухаживать за колковым механизмом и другими металлическими элементами следует путем периодической их регулировки, смазывания маслом подходящей марки.
Инструменты и средства по уходу и обслуживанию гитары
Необходимо всегда иметь при себе анкерный ключ, тюнер, запасные струны. Для профилактической проверки и обработки инструмента дополнительно нужны отвертка, гаечный ключ и пассатижи, необходимые в работе с колковым механизмом, мягкая ткань, лимонное масло, полироль или воск, небольшая щетка (например зубная).
Наиболее частые проблемы
Если понять как именно хранить гитару в домашних условиях – просто, то починить возникшие неполадки может быть уже проблематично.
Важно! Разумно нести гитару мастеру при любых заметных дефектах, даже если кажется, что они не оказывают существенного воздействия.
Конечно, некоторые дефекты можно исправить самостоятельно, но только эксперт сумеет полностью устранить недостатки.
Искривление грифа
Определяется увеличением просвета между грифом и струнами, в некоторых случаях может привести к поломке грифа. Устраняется подтяжкой анкерной гайки.
Повреждение порожка
Трещины и иные повреждения порожков заметны сразу. При отделении куска детали игра становится невозможной, поскольку близлежащие струны больше удерживаются от смещения. Необходимо заменить порожек.
Повреждение колков
Колковый механизм плохого качества проявляет себя в необходимости частой подстройки гитары. Его следует либо обследовать и устранить неполадки, либо заменить полностью.
Лады выступают за гриф
Довольно частый заводской брак. Устраняется с помощью напильника, гитара при этом должна быть надежно зафиксирована.
Трещины в деке
Повреждения механического характера. Обычно возникают при неправильной транспортировке, поэтому важно носить гитару в чехле. В косметических целях трещины можно заклеить, однако это будет только временным решением, поскольку они нарушают акустику инструмента. Самостоятельно устранить трещины полностью невозможно.
Большая или маленькая высота струн
Наличие проблемы оценивается на глаз. При слишком малой высоте струн они постоянно задевают порожки. Слишком высокие струны усложняют игру. Регулировка высоты происходит путем подтяжки или ослабления анкерной гайки.
Сточившиеся лады
У старых инструментов часто деформированы ладовые порожки. Деформация выглядит как небольшие вмятины располагающиеся под струнами, ухудшает качество звука. Единственный вариант – заменить эти детали фурнитуры.
Трещина в накладке на гриф
Возникает от чрезмерного натяжения анкерного стержня, от некачественного материала накладки, от неправильных условий хранения инструмента. В отдельных случаях остается косметическим дефектом, однако осмотр гитарного мастера необходим, поскольку гриф может полностью выйти из строя.