с чего скопировали жигули

«Клоны» в законе: отечественные автомобили, официально скопированные с иномарок

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Считается, что советские конструкторы «воровали» чужие разработки, выдавая их за свои, как это сегодня делают китайцы. Но это в корне не так. Все свои модели-копии мы заимствовали вполне официально. И сегодня мы расскажем, как это было.

АМО-Ф-15

Первенец советского грузового автомобилестроения на самом деле в России прописался еще до революции. Всю техническую документацию на выпуск 1,5-тонного FIAT 15 Ter и готовые машинокомплекты для его крупноузловой сборки правительство заказало еще до Первой мировой. Но война и революция помешали выполнению контракта в полном объеме.

Пришедшие к власти большевики продолжили начатое: в начале 20-х годов два сохраненных экземпляра FIAT 15 Ter тщательно обмеряли и подготовили недостающие для начала выпуска чертежи. К 7 ноября 1924 года завод АМО (впоследствии ЗИС и ЗИЛ) собрал первые 10 экземпляров новой машины.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

АМО-Ф-15 оснащался 4.4-литровым бензиновым мотором водяного охлаждения мощностью 35 л. с. От «итальянца» советский грузовик отличался увеличенным клиренсом за счет уменьшенного диаметра маховика, стальными колесными дисками взамен деревянных, радиатором увеличенного размера и т.д. Всего с 1924 по 1931 год в Москве собрали около 6200 АМО-Ф-15.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Легковой автомобиль с кузовом типа фаэтон является лицензионной копией заокеанского Ford-A. Оснастку для производства и чертежи на машину советское правительство приобрело у Ford Motor Company в 1929 году. Как после вспоминал сам Генри Форд, сделка не принесла его компании большой выгоды, но вспоминая предприимчивость создателя одного из крупнейших автоконцернов, начинаешь в этом сомневаться.

Советские чиновники и инженеры выбрали для копирования Ford Model A образца 1927 года в кузове «фаэтон» и комплектации Standard с 3.3-литровым двигателем мощностью 40 л. с. Стоит отметить, что цельнометаллический седан ГАЗ-6 и пикап ГАЗ-4 на базе версии с тканевой крышей на ГАЗе разработали самостоятельно, без американской помощи.

Первые два ГАЗ-А собрали на НАЗе (Нижегородский автозавод, после 1933 года — ГАЗ) 8 декабря 1932 года. Всего было выпущено 41 917 машин. Интересно, что в Ленинграде и Москве эксплуатация устаревших ГАЗ-А была запрещена в 1936 году, а малочисленным частным автовладельцам добровольно-принудительно предписывалось сдать свой ГАЗ-А государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М-1. Делалось это ввиду желания властей очистить улицы двух самых посещаемых иностранцами городов от автомобилей старой конструкции. Вот такая программа утилизации по-сталински. Но несмотря на суровость времен, не все последовали требованию, и штучные экземпляры ГАЗ-А все-таки дожили до наших дней.

ГАЗ-АА

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Самый массовый довоенный отечественный автомобиль, легендарная «полуторка», также родом из Америки. Советская сторона для копирования выбрала короткобазную версию Ford Model AА в сельскохозяйственном исполнении с решетчатым бортовым кузовом.

«Форд» был модернизирован для отечественных условий: ГАЗ получил воздушный фильтр, усиленные рулевой механизм и картер сцепления. Решетчатый кузов впоследствии заменили разработанным на ГАЗе бортовым кузовом с цельными откидными бортами.

До 1934 года кабина была деревянной, но вскоре ее заменили металлической с дерматиновой крышей. Умело оперируя «фордовскими» патентами и привлекая собственные идеи, инженеры в Горьком разработали целое семейство различных машин на базе «полуторки». В первую очередь вспоминаются трехосный ГАЗ-ААА (в линейке «Форда» трехосный грузовик отсутствовал вообще), самосвал ГАЗ-410, автобус ГАЗ-03-30, газогенераторный ГАЗ-42 и т.д. Всего же с 1932 по 1950 год на ГАЗе, московском заводе КИМ, УльЗИСе (в последствии — УАЗ) произведено около 985 000 автомобилей ГАЗ-АА.

ГАЗ М-1

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

ГАЗ М-1 был первым массовым советским седаном. «Эмка», как и две другие упомянутые здесь газовские машины, создана на основе американского Ford Model B. Для копирования взяли за основу рестайлинговую версию 1934 года с кузовом Fourdoor Sedan в базовой комплектации. Эта машина является последним плодом сотрудничества нашего государства и компании Генри Форда.

От американцев советская сторона получила только чертежи и часть производственной оснастки. Подготавливать серийное производство и изготавливать технологическую оснастку горьковчанам пришлось самостоятельно. Несмотря на заокеанские корни, в Горьком «Эмку» считают автомобилем собственной разработки. И не зря — список внесенных в конструкцию изменений действительно огромен. Так, заново была спроектирована рама, подвеска получила продольные рессоры взамен поперечных, изменены привод тормозов и рулевое управление, амортизаторы, колесные диски и шины. Всего с 1936 по 1943 год Горьковский автозавод произвел 62 888 «Эмок».

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Массовый довоенный грузовик ЗИС-5 грузоподъемностью 3 тонны конструктивно опирается на машину американской компании Autocar. Как вспоминал директор ЗИЛа Иван Алексеевич Лихачев, члены правительственной комиссии, путешествуя по США, сами выбрали машину для серийного производства в СССР. Интересно, что сам Autocar лишь собирал машины из чужих комплектующих.

Инженеры ЗИСа «незлым тихим словом» вспоминали не совсем удачно выбранную для нашей страны конструкцию, модернизируя американскую машину на советский лад. Собранные полностью из американских машинокомплектов машины именовались АМО-2.

Впоследствии конструкцию серьезно пересмотрели. Главной целью инженеров было упрощение грузовика и повышение проходимости «трехтонки». ЗИС-5 получил форсированный (с 60 до 73 л. с.) двигатель, усиленную раму, увеличенный клиренс, механический привод тормозов взамен гидравлического, упрощенную конструкцию кабины и бортовой платформы. С 1934 по 1948 год в Москве построено 571 199 экземпляров ЗИС-5 и его модификаций.

«Москвич-400»

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Первенец семейства «Москвичей» является копией четырехдверного варианта Opel Kadett K38 1937 года. Для серийного производства был выбран более дорогой вариант «Кадета» с несущим кузовом, независимой передней подвеской. Согласно репарационным соглашениям 1945 года, оснастка для выпуска машины, а также сохранившиеся чертежи и несколько готовых экземпляров передавались на ЗМА в Москву.

Недостающие чертежи были выполнены сообща немецкими и советскими конструкторами в специально созданном конструкторском бюро в германском городе Шварценберг. Двигатель же доводили специалисты в Берлине. Немцы охотно сотрудничали с победителями: в разрушенной войной Германии убедительной мотивацией для инженеров служила хорошая зарплата и увесистый продовольственный паек. Первый серийный «Москвич»-400-420 (первое число означало индекс двигателя, второй – кузова) выпустили 4 декабря 1946 года. Интересно, что государственные испытания автомобиль прошел только в 1949 году, через три года после фактического начала производства.

ВАЗ-2101

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Ни для кого не секрет, что Волжский автозавод в Тольятти помогали строить итальянцы, да и первые ВАЗы являлись копиями Fiat. Прообраз советской «копейки» — Fiat 124 — встал на конвейер в 1966 году, в следующем году машина получила в Европе звание «Автомобиль года».

В конструкцию Fiat 124 советские инженеры внесли более 800 изменений. Среди самых значительных — замена морально устаревшего мотора с нижним распредвалом на верхневальный, переработанная задняя подвеска, замена дисковых тормозов на «барабаны», усиленный кузов, мощная «печка», установка четырех поддомкратников вместо двух, внедрение в конструкцию «кривого стартера» и пр. Кроме СССР, Fiat 124 по лицензии производился в Испании, Южной Корее, Индии и Турции.

Интересно, что до 1976 года советский и итальянский седаны продавались на многих европейских рынках параллельно, создавая друг другу весомую конкуренцию. Fiat даже судился с ВАЗом из-за неоправданно низкой цены советской машины на многих рынках. К тому же существенно модернизированный ВАЗ во многом выигрывал у «итальянца».

ВАЗ-2103

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Итальянцам ничего не оставалось, как раскрыть карты и показать люксовую версию Fiat 124 с приставкой Speciale к названию, которая еще только находилась в разработке. Его взяли во внимание, но в итоге отечественный ВАЗ-2103 получился более интересным в сравнении с итальянским люксовым сородичем. Кузовные грани стали более острыми, значительно возросло количество хромированных деталей как в экстерьере, так и интерьере, на торпедо появились вставки «под дерево». Жаль только, что нашей «тройке» не достался двухвальный 95-сильный мотор, которым оснащалась «заряженная» версия Fiat 124 Speciale. Вообще, получилось так, что обе машины — и ВАЗ-2103, и Fiat 124 Speciale — разрабатывались совместно итальянскими и советскими конструкторами. Только в СССР новую модель поставили на конвейер чуть позже, чем в Италии.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Что дальше?

Истории свойственно развиваться по спирали. В следующем году мы ждем выхода на рынок очередной «переосмысленной» нашими инженерами зарубежной модели — Lada X-RAY, которую создают на глобальной платформе B0 от Renault-Nissan. Ближайшим родственником числится «честный», но неказистый Renault Duster. Изображения X-RAY позволяют надеяться, что «наша» версия будет интереснее. Осталось только дождаться премьеры.

Источник

Советские автомобили – плагиат или собственная разработка?

Многие люди, заставшие Советский Союз, до сих пор считают, что в те годы СССР имел большую производственную мощь, генерировал идеи, и выпускал удачные автомобили. По их мнению, Союз давал возможность реализовываться талантливым конструкторам, проектирующим очень успешные для своего времени машины.

Но давайте разберемся, так ли это? И какие советские авто оказались отечественной разработкой, а какие создавались по зарубежным лицензиям, или и вовсе были «сплагиачены».

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Тем более разобраться в этой теме будет интересно на фоне сегодняшних российских заявлений о «контрасанкциях», предполагающих возможность России «производить без разрешения правообладателя ту продукцию, на которую Россия обладает технологиями». Так действительно ли эти технологии существуют или многие советские автомобили были «скопированы» с иностранных образцов?

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

ГАЗ А

Первый массовый советский автомобиль – 5-местный ГАЗ А, выпускаемый в 1932-1936 гг., производился по лицензии. Техническая документация на него, а также станки для его производства в 1929 году советским правительством были куплены у американской компании Ford Motor Company.

ГАЗ А практически полностью копировал автомобиль Ford Model A Standard Phaeton.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Продажа американцами документации на это авто была обусловлена устареванием модели – в 1930 году выпуск Ford Model A в Америке был остановлен. То есть, Союз в 1932 году начал выпускать уже заведомо технически устаревшую модель, но при этом называл ГАЗ-А «собственным легковым автомобилем среднего класса».

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Ленинград-1 (Л-1)

Этот экспериментальный автомобиль, который в 1933 году в количестве 6 шт. вручную собрали на ленинградском заводе «Красный путиловец», должен был стать советским вариантом представительских «бьюиков».

В данном случае покупать лицензию не собирались, а просто скопировали чужую разработку.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Купив в США два Buick 32-90, их разобрали (подвергли обратному инжинирингу) и постарались «скопипастить». Но, Бьюики на тот момент имели очень сложную и прогрессивную конструкцию, обладающую обилием автоматики и сервоприводов. Большинство этих инноваций в Союзе повторить не смогли.

Собранные 6 автомобилей Л-1 постоянно ломались, а первые смотрины им устроили на первомайской демонстрации 1933 года. Они понравились высшей советской номенклатуре, после чего стали звучать лозунги о готовности выпускать по 20000 экземпляров Л-1 в год.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Но, до серийного производства дело не дошло. Присвоить идею оказалось недостаточно, серийный выпуск «ленинградского лимузина» требовал огромных денег еще и на покупку иностранного оборудования. А потому, буквально через 2 недели после первомайского пробега, автомобиль решено было не выпускать. Разобранные Бьюики и документация на них были переданы на ЗИС. С 1936 года на их основе начнут производить «собственной разработки» представительский ЗИС-101.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

ГАЗ М-1 Эмка

Этот автомобиль воссоздавали по купленным документам на Ford Model B 40A Fordor Sedan модельного ряда 1933-1934 годов. На тот момент в США этот автомобиль уже готовились снять с производства.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Впрочем, конструкцию ГАЗ М-1 в СССР прилично переработали, адаптировав к советским реалиям повсеместного бездорожья. После чего данное авто стали называть «полностью собственной разработкой».

Таким переработкам в дальнейшем будет подвергнуто много советских автомобилей, повторяющих дизайн зарубежных прототипов. Американские и европейские авто создавались для нормальных дорожных условий. В СССР же дороги были всегда плохими, поэтому отечественным конструкторам требовалось придать машинам гораздо большую прочность и проходимость.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Москвич 400

После войны, по итогам которой СССР демонтировал и вывез только с территории Германии почти 3000 различных заводов, около 350000 станков и 200000 электромоторов, советский автопром с новой силой приступил к «разработке собственных автомобилей».

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Москвич 400

И первым таким послевоенным образцом стал Москвич 400, который был клонирован с немецкого Opel Kadett К38, выпускаемого в Германии в 1937-1940 годах.

Это авто еще в 1940 году очень приглянулось Сталину, а потому после войны было решено копировать именно его.

Но немецкий завод Opel оказался разрушен бомбардировкой – ни техническую документацию, ни станки взять было негде.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Opel Kadett К38

Поэтому, трофейный Опель просто подвергли обратному инжинирингу, и заставили работать на Союз пленных и вольнонаемных немцев-бывших работников Opel.

«Глупые» немцы постоянно пытались внести в него инновации, улучшив конструкцию, но им не позволили это сделать.

В 1946 году этот Москвич 400 уже выглядел несуразно, но стал первым советским массовым легковым авто, который выпускали до 1954 года.

Похожим образом с некоторыми изменениями создавался и ЗИС-110, прототипом для которого стал американский Packard 180.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

У Москвича 402 прототипом был Opel Olympia Rekord, а 408-ой Москвич был сильно похож на Opel Kadett A. Следующая модель, Москвич 412, повторял дизайн Opel Kadett В.

Запорожцы

Еще одной гордостью советского автопрома, которую в телевизионных репортажах именовали суперсовременной моделью элегантного дизайна и инновационной конструкции, стали два Запорожца – ЗАЗ- 965 и ЗАЗ-966. Прототипом для них были итальянский Fiat 600 и немецкий NSU Prinz IV соответственно.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Во второй половине 50-х годов население СССР нуждалось в дешевом массовом малогабаритном транспорте, и единственные советские микролитражки опять решено было скопировать.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Конечно, известно, что Запорожцы были не клонами своих зарубежных прототипов. С сороковых годов в плане бездорожья в СССР мало что изменилось, а потому изначально «городские» авто получили советские «инновации» – заднемоторную компоновку и бОльшую проходимость. Тем самым приобретя статус народного автомобиля, который можно эксплуатировать и в условиях отсутствия дорог.

«Чайки» ГАЗ-13/14 и ЗИЛ-111

Примером дизайна для этих внешне почти неотличимых представительских автомобилей явно послужил корпоративный стиль концерна General Motors, который в те годы применяли на автомобилях Chevrolet, Pontiac, Buick и Holden.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Но основным прототипом «Чайки» вероятно, был Packard 400 модельного ряда 1955 года. В этом случае идею никто не покупал, ее попросту «позаимствовали», воссоздав в советском автомобиле ненавистный американский стиль.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

“Волга” ГАЗ-21 и ГАЗ-24

«Волга», несомненно, копировала американскую школу автодизайна – прототипами для нее стали Ford Mercury Monterey1952/1953 и Ford Mainline. Из этих автомобилей скопировали многое – начиная от конструкции кузова и дизайна салона с приборной доской до коробки передач на основе фордовской трансмиссии.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Уже к 1958 году в США обе модели Ford, ставшие прототипом для Волги, считали устаревшими, но ГАЗ-21 выпускали мало измененным вплоть до 1970 года.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Ford Mainline

У него даже фигурка оленя на капоте практически полностью копировала такую же фигурку с автомобилей Chrysler 30-х годов.

А вот легковой автомобиль среднего класса ГАЗ-24 повторял своим видом «американца» Ford Falcon.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Москвич-2141

О том, как копировали этот автомобиль, в интернете можно найти уйму историй людей, некогда работавших на АЗЛК. Конструкторам завода просто не позволили придумать ничего своего, а отдали распоряжение клонировать модель французского переднеприводного хэтчбека Simca 1308. Для этих целей было закуплено несколько «Симок», которые и разобрали.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Оригинальную Simca 1308 выпускали с 1975 по 1980 годы. А серийное производство Москвича-2141 наладили к 1986. К тому моменту автомобиль уже выглядел анахронизмом, но его еще снабдили устаревшим двигателем УЗАМ, и максимально упростили по сравнению с оригиналом. Убрали все «навороты» декора, удешевили материалы, а комфорт салона свели на нет.

Жигули ВАЗ-2101

Жигули ВАЗ-2101 был лицензионной копией итальянского Fiat 124.

Не взирая на то, что этот автомобиль тоже был клоном чужой инженерной мысли, в мае 1972 года за его выпуск Волжскому автомобильному заводу была вручена премия «Золотой Меркурий». А в 2000-х годах российские жители в опросе назвали его «лучшим отечественным авто XX века».

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Найдите отличия: слева ВАЗ 2101, справа – Fiat 124

Он-то, может, в свое время и был неплох, вот только являлся не отечественным, а скопированным.

Переработки советских конструкторов и в этом авто касались конструкции шасси и ходовой. Их приходилось корректировать под экстремальные реалии советских условий эксплуатации. А вот обучение персонала и полное оснащение оборудованием Волжского завода проводилось итальянцами.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Советские автомобили отечественной разработки

Список советского копирования чужих конструкторских идей можно продолжить. Клонированию в СССР подвергались военные автомобили, автобусы и грузовики.

Но, были и собственные разработки, правда, единичные.

К примеру, в случае с «Победа» ГАЗ-М-20 ее дизайн ни у кого не скопирован.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

«Победа» ГАЗ-М-20

Но, в годы войны СССР получил богатый опыт эксплуатации ленд-лизовских и трофейных автомобилей Германии, Великобритании и США. Это позволило советским конструкторам разбирать доставшиеся им модели, не придумывая что-то свое, а беря чужое. Отбирая самые приемлемые для специфики дорожных и эксплуатационных условий СССР технологии, их использовали без ведома правообладателя. И называли такой процесс «ценным опытом заимствования».

И хотя внешний дизайн «Победы» был отечественной разработкой, к примеру, передняя подвеска, почти все элементы рамы, шасси и трансмиссии у нее скопированы с немецкой Opel Kapitän образца 1938 года.

Внедорожник ВАЗ-2121 «Нива» и «Восьмерка» ВАЗ-2108 – тоже примеры советской инженерной мысли.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

ВАЗ-2121 «Нива»

Но, в разработке «Восьмерки» принимала участие немецкая компания Porsche. А на большинство ее «внутренностей» у зарубежных партнеров были куплены лицензии.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

«Восьмерка» ВАЗ-2108

Передние дисковые тормоза, вакуумный усилитель тормозов, реечный рулевой механизм и синхронизаторы коробки передач, сцепление, стойки передней подвески, шарниры равных угловых скоростей, карбюратор, балка задней подвески и шины – все это производилось по лицензиям различных иностранных компаний. А Fiat помогал АВТОВАЗу в отладке производства и поставках оборудования.

Источник

Копеечные сказки: мифы и факты о ВАЗ-2101

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Жигули – это больше, чем просто советская (а затем и российская) малолитражка. Это автомобиль-явление, который дал возможность жителям СССР по-новому взглянуть на частный автотранспорт, став по-настоящему массовой машиной для миллионов советских граждан – ведь с 1970 до 1988 года было выпущено почти пять миллионов «копеек» различных модификаций. Не зря ведь в 2000 году по итогам всероссийского опроса, проведённого журналом «За Рулем», именно ВАЗ-2101 был признан российским автомобилем ХХ века. Однако с «копейкой» при этом связано множество мифов, первые из которых появились в обиходе еще до начала серийного производства «русского Фиата»! А за долгие годы выпуска первая модель обросла целой вереницей домыслов и баек, постоянно развиваемых «гаражными корифеями». Сегодня мы попытаемся отделить правду от небылиц, вспомнив факты из истории легендарной «копейки».

П ринято считать, что ВАЗ-2101 является лицензионной, а значит точной копией Fiat 124 — машины, ставшей европейским автомобилем года в 1967 году. Однако в действительности же итальянские и советские специалисты за почти четыре года совместной работы внесли около 800 изменений в конструкцию исходного автомобиля. И на это были достаточно веские причины.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Итальянский автомобиль (слева) с нашей Lada роднила даже тематика рекламных фото!

Первые образцы Fiat 124, поступившие на испытания в СССР летом 1966 года, начали «сыпаться» на дорогах Дмитровского полигона уже после пяти тысяч километров пробега! В частности, не выдерживал поездок по булыжникам тарированной «бельгийской мостовой» кузов, у которого появлялись трещины в местах соединения крыши и стоек, лопнул картер заднего моста, выходили из строя резиновые буферы передней подвески… И это еще не всё: в условиях советской действительности на посыпанных песком и солью зимних дорогах тормозные колодки задних дисковых тормозов изнашивались до металла всего за несколько сотен километров! Словом, «натурные» испытания показали, что итальянский автомобиль явно требует адаптации к нашим условиям.

Вдобавок советские специалисты еще на ранних стадиях переговоров с итальянцами настаивали на верхнем расположении распределительного вала (схема OHC) вместо архаичной схемы двигателя Fiat 124, в котором распредвал располагался в блоке цилиндров. В итоге серийный ВАЗ-2101 получил более современный мотор, усиленный кузов, барабанные задние тормоза, увеличенный дорожный просвет и множество других доработок, благодаря которым новая малолитражка с честью выдерживала испытания суровым климатом и не самыми лучшими дорогами огромной страны. Тысячи новоиспеченных владельцев в первый же год с радостью обнаружили, что новинка зимой на порядок теплее и устойчивее, чем советские машины того времени, а двигатель Жигулей легко и уверенно запускался даже в двадцатиградусный мороз.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Двигатель Fiat 124 был выполнен по схеме OHV – то есть, с нижним расположением распределительного вала

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Два ключевых отличия между Жигулями и Фиатом – конструкция двигателя и тип задних тормозов

Вместе с Жигулями в СССР появились новые промышленные стандарты — в обиход были введены высококачественные материалы и новые шины, а скорость и комфорт вышли на новый уровень.

При этом первую модель Жигулей неизбежно и немедленно стали сравнивать с АЗЛК-412 – автомобилем, который был близок к «копейке» по габаритам, цене и назначению, но при этом являлся развитием «четыреста восьмого» и отличался от тольяттинской машины конструкцией. Москвич уступал Жигулям по уровню комфорта, ведь на заднем сиденье было заметно теснее, поскольку его часть съедали «окорока» колёсных ниш. Вдобавок московская машина была более шумной, а в салоне (особенно сзади) зимой было не столь тепло, как в «итальянце». Наконец, управлять Жигулями даже новичку было заметно легче и приятнее, а пружинная задняя подвеска лучше справлялась с неровностями, чем рессоры Москвича.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Москвич или Жигули? «Бывшая иномарка» была комфортабельнее и быстроходнее, а Москвич – более выносливым и неприхотливым

Но при этом Москвичи были менее чувствительны к ухабам и неровностям. Ведь картер двигателя М-412 был надёжно «укрыт» мощной передней балкой, в то время как на Жигулях многие водители на каменистых дорогах иногда пробивали поддон. Кузов волжской малолитражки даже после советских доработок не любил перегрузок и лихой езды по бездорожью, отчего он мог необратимо деформироваться и без явных ДТП! Да и пружинная подвеска не терпела перегрузов и быстро проседала у тех владельцев, которые возили слишком много тяжестей на своей машине.

Кроме того, у двигателя ВАЗ-2101 была своя «ахиллесова пята» — печально известный распределительный вал, который в первое десятилетие в редких случаях служил хотя бы 80-100 000 километров, в то время как на Москвичах и ИЖах об этой детали газораспределительного механизма владелец вспоминал разве что при капитальном ремонте мотора.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Посадка водителя за рулём Жигулей отличалась от той, к которой привыкли советские водители. Ведь чтобы увеличить простор на заднем сиденье, фиатовские конструкторы сильно наклонили руль

А еще Москвич был куда более неприхотливым — он спокойно «переваривал» низкосортные масла и «семьдесят шестой» бензин, в то время как Жигули требовали использования исключительно качественных горюче-смазочных материалов — топлива топлива АИ-93, современного моторного масла категории «Г» с пакетом антиизносных и окислительных присадок, антифриза вместо воды в замкнутой системе охлаждения. Не будем забывать о том, что к Москвичу благодаря его простой и хорошо известной конструкции было гораздо проще «приложить руки», в то время как для обслуживания Жигулей требовался специальный инструмент.

Наконец, многие водители отмечали, что сидеть за рулём АЗЛК (особенно – в модели 2140) удобнее, чем в «копейке», где ноги и руки водителя оказывались согнуты больше, чем обычно.

«Копейка» была не первым советским автомобилем, выпущенным по иностранной лицензии. Но именно эта машина была первой «иномаркой», которую смогли за свои кровные приобрести простые граждане. И если в первые годы сам факт присутствия итальянских специалистов на заводе и их постоянная «техническая поддержка» воспринимались современниками довольно спокойно, то примерно с конца девяностых годов, когда ценность сохранившихся в первозданном виде машин резко выросла, в странах СНГ стали муссироваться слухи об эксклюзивных автомобилях первых лет выпуска, которые целиком состояли из итальянских комплектующих. В качестве аргументов неизменно фигурировали «болты с надписью Fiat», а при продаже Жигулей первой модели в «чистые итальянцы» нередко записывались даже автомобили, выпущенные в конце семидесятых годов!

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Ранние «копейки» можно было отличить по так называемым «полумесяцам» между решеткой радиатора и ободками фар (1970-1971 гг.), а также по круглому зеркалу, расположенному на крыле (до 1975 года)

В действительности же итальянские инженеры действительно контролировали производство в Тольятти, но это происходило до 1974 года. И если первые три модели (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103) действительно создавались при непосредственном участии фиатовцев, то все последующие Жигули на базе «копейки» (21011, 2105) были разработаны уже собственными силами.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Первые три модели ВАЗ создавались под присмотром фиатовских инженеров

К августу 1970 года, когда началось серийное производство ВАЗ-2101, изготовление всех деталей в СССР еще не было налажено, поэтому автомобили первых лет выпуска действительно активно комплектовались деталями иностранного производства. К примеру, во второй половине 1970-го и в начале 1971 года «копейки» оснащались более угловатыми «клыками» бамперов производства Fiat, а также «фиатовскими» стартером, генератором, рулевым редуктором, домкратом и тем самым крепежом с характерной надписью. В этот период на машины ставили напольную педаль газа, фонарь подсветки заднего номера, задние катафоты и накладку руля производства итальянской фирмы Stars. Из родины Fiat в Тольятти также поступали фары (Carello), стеклоочистители (Magnetti Marelli) и карбюратор (Weber). Однако со временем количество комплектующих иностранного производства заметно снизилось — в основном их использовали для комплектации Жигулей, предназначенных на экспорт.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Обратите внимание на треугольную форму «клыков» на переднем бампере – так выглядели детали Fiat, поставленные из Италии

Запуск массового автомобиля на ВАЗе преследовал несколько целей, одной из которых являлось поступление в казну иностранной валюты за счет экспортных поставок машин, начавшихся уже год спустя после запуска серийного производства Жигулей. Чтобы достойно выступать на внешних рынках, новенькие Жигули проходили почти четыре десятка различных дополнительных проверок, которые позволяли выявить даже незначительные огрехи сборки.

При этом советские Лады (а именно такое благозвучное название получили экспортные Жигули) в начале семидесятых не сильно проигрывали «соплатформенным» Фиатам, но были существенно дешевле европейских автомобилей. Правда, в первые годы «Автоэкспорт» поставлял ВАЗ-2101 в основном в страны СЭВ — так называемый «соцлагерь». Автомобилисты Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и ГДР вполне охотно пересаживались со своих Трабантов, Вартбургов и Шкод на новую советскую малолитражку, в которой без труда угадывался итальянский «исходник». Ну а в страны Западной Европы «копейка» начала активно поставляться с 1974 года, когда Fiat 124 уже сняли с производства на родине, и советский автомобиль никак не вступал в конкуренцию со своим итальянским прообразом.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

В странах «соцлагеря» новую советскую машину приняли весьма тепло. Да и в капиталистических тоже не гнушались – по крайней мере, те, кто хотел купить «много автомобиля за свои деньги»

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Fiat 124S по отделке был схож с советским ВАЗ-21011. Интересно, что этот «поздний» Fiat в Италии прекратили выпускать как раз в тот момент, когда в СССР запускали модернизированную «копейку»

Именно поэтому экспорт советских автомобилей начал увеличиться рекордными темпами: если в 1971-м СССР поставил за рубеж 150 000 автомобилей, то в 1975-м цифра выросла вдвое — до 300 000 машин в год! Как нетрудно догадаться, львиная доля в этом объеме принадлежала именно Жигулям первой модели, которые поставлялись не только в страны Восточной и Западной Европы, но и в Канаду, Новую Зеландию, а также некоторые страны Латинской Америки — Боливию, Панаму, Перу и Уругвай. Покупали Lada-1200 (экспортное обозначение ВАЗ-2101) и в Англии, куда поставлялись автомобили с правосторонним расположением органов рулевого управления.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Праворульная «копейка» — было и такое!

В 1979 году в страны СЭВ поставили миллионный автомобиль советского производства — и это были именно Жигули! Правда, интерес к «копейке» за рубежом к этому времени стал стремительно угасать — для избалованных «европейцев» первенец Волжского автозавода уже стал устаревшей моделью. Поэтому они переключились на другие модели ВАЗ, а производство «чистой единички» весной 1983 года прекратили, оставив в гамме моделей «наследницу» ВАЗ-21013, которая представляла собой сочетание кузова модели ВАЗ-21011 с 1,2-литровым двигателем 2101.

Жигули первой модели продержались на конвейере 13 лет – до 1983 года. С 1974 по 1981 годы выпускалась модификация ВАЗ-21011, отличавшаяся отделкой кузова и более мощным 1,3-литровым двигателем. Впоследствии «одиннадцатую» сменил ВАЗ-2105, а единственным прямым наследником «единички» в модельной гамме остался ВАЗ-21013. Эту модификацию выпускали вплоть до 1988 года, когда стали набирать обороты переднеприводное семейство в виде трёхдверной «восьмерки» и пятидверного ВАЗ-2109 и более новые «классические» модели.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

ВАЗ-21011 отличался от «чистой копейки» элементами отделки

Тем не менее, вплоть до самого развала СССР (и даже после него) ходили слухи о том, что в Тольятти из остатков комплектующих время от времени выпускают небольшие партии «копеек», чем, кстати, и объяснялся факт комплектации «копеечными» колёсными колпаками отдельных партий ВАЗ-2106 в 1990-1991 годах.

В действительности же выпуск ВАЗ-2101 (точнее, 21013) был прекращен в 1988 году, поскольку к тому времени эта модель сильно устарела даже по советским меркам и была легко заменяема другими моделями Жигулей – в частности, более современной «пятёркой».

В 1971 году певец и актёр Владимир Высоцкий стал одним из первых счастливчиков, севших за руль новой советской малолитражки. Высоцкий ездил на серых Жигулях с госномером 16-55 МКЛ совсем недолго: в июле того же года Владимир Семёнович разбил свою «копейку».

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Владимир Высоцкий не расставался с сигаретой и гитарой. Но ещё актёр, поэт и бард полюбил автомобили, а его первой личной машиной была именно «копейка»!

Причем существует версия, что это произошло не случайно из-за его агрессивной манеры вождения, а на спор! Дескать, после футбольного матча Высоцкий решил взять «на слабо» соседа-владельца таких же Жигулей, но зелёного цвета. Два азартных болельщика решили поехать навстречу друг другу и выяснить, кто из них отвернёт в сторону первым. Увы, в споре проиграли оба автовладельца, ощутимо разбив и серую, и зелёную «копейки», что и послужило поводом для написания шуточной «Песни автозавистника».

Как бы то ни было, поврежденные вследствие аварии Жигули Владимира Семёновича были восстановлены, затем сняты с учёта осенью 1971-го и проданы, после чего Высоцкий за руль Жигулей уже не возвращался, предпочитая им автомобили иностранного производства вроде представительского седана Mercedes W116.

После того как советские конструкторы ознакомились с конструкцией Fiat 124, у них возник ряд вопросов и замечаний. В частности, советская сторона небезосновательно считала устаревшей конструкцию двигателя с нижним расположением распределительного вала и штанговым приводом клапанов. В это время на самом Фиате уже испытывали моторы с газораспределительным механизмом, полностью расположенным в головке блока цилиндров, причем наши представители лично видели опытные образцы с двумя верхними распредвалами и ременным приводом ГРМ!

Однако итальянская сторона на тот момент еще не проработала эту схему и настаивала на поставке оборудования для производства двигателя с нижним расположением распредвала.

В ходе многочисленных переговоров советским специалистам удалось «отстоять» верхнее расположение распределительного вала, согласившись при этом на использование чугуна для изготовления блока цилиндров вместо алюминия, на котором наши представители настаивали ранее.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Верхнее расположение распределительного вала было принципиальным для советских конструкторов. Впоследствии это решение сыграло злую шутку с многими тысячами владельцев Жигулей, столкнувшихся с преждевременным износом распредвала

Таким образом, в серийное производство был запущен верхневальный 1,2-литровый 64-сильный двигатель с диаметром цилиндра 76 мм и ходом поршня 66 мм.

Но вскоре выяснилось, что расположенный в головке двигателя распределительный вал достаточно быстро изнашивается и служит до замены (или перешлифовки кулачков) всего 40-60 тысяч километров! Причин было несколько. Во-первых, из-за новой схемы подача масла в зону контакта кулачков и рычага была не всегда достаточной — особенно если его уровень был понижен, или мотор заводили в сильный мороз, когда масло заметно густело. Во-вторых, на ВАЗе вместо стали 18ХН2М и цементирования на большую глубину стали азотировать вал и использовать для его изготовления сталь 40Х. Наконец, нередко причиной преждевременного износа распределительного вала был и сам автовладелец, который в условиях тотального дефицита лил в двигатель несчастных Жигулей вместо «жигулёвского» группы «Г» что угодно — «москвичёвское» марки АС-8 или даже «камазовское» масло.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Стремясь продлить ресурс кулачков, в СССР даже переделывали конструкцию распредвала! Один из вариантов — дополнительные маслосборники на корпусе для задерживания моторного масла и его подачи на рычаги и кулачки.

В дальнейшем технология изготовления распределительных валов была усовершенствована, а распространение качественных масел стало повсеместным. Поэтому примерно с начала восьмидесятых годов распределительные валы Жигулей стали служить до замены 110-120 тысяч километров, а в отдельных случаях — и до первого капитального ремонта мотора.

Тем не менее, одной из причин «распредвальной проблемы» ВАЗ-2101 стало именно вмешательство в конструкцию двигателя советских конструкторов, которые настаивали на такой схеме, но не полностью представляли себе возможные последствия подобного переноса.

с чего скопировали жигули. Смотреть фото с чего скопировали жигули. Смотреть картинку с чего скопировали жигули. Картинка про с чего скопировали жигули. Фото с чего скопировали жигули

Несмотря на недостатки и даже особенности конструкции, для миллионов советских граждан в семидесятые годы Жигули стали настоящим откровением. Ведь именно «копейка» позволяла с комфортом ездить по своим делам всем тем, кто был достаточно далёк от техники и сторонился прежних советских машин из-за более трудоёмкого обслуживания. И даже спустя почти полвека после начала производства эта модель с трогательно-наивным выражением круглофарного передка пользуется уважением и вызывает уже ностальгическую улыбку на лицах тех, кто когда-то впервые поехал на такой же машине — и даже не за рулём, а из роддома.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *