с чего скопировали ваз 2109

Просто добавь дверей: история разработки и секрет успеха ВАЗ-2109

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Пять лучше трёх

В 1985 году на дороги СССР вышла новая модель ВАЗа. Причём это не была не просто очередная вариация на тему обрусевшего Fiat 124, а принципиально новый автомобиль, который отличался от Жигулей любой модели решительно всем – внешностью, конструкцией, компоновкой, типом привода… Пожалуй, единственное, что объединяло задне- и переднеприводные автомобили – это завод, на котором они выпускались.

Однако потребитель неоднозначно воспринял непривычную машину – и не в последнюю очередь из-за количества дверей. Двухдверные автомобили вроде Запорожца в СССР выпускались давно, да и уже «засветившиеся» в прессе новинки в лице Таврии и Оки также имели всего по одной боковой двери с каждой стороны, но… в СССР «многодверные» машины всегда были в почёте по простой причине – в силу своей практичности. Ведь почти всегда владельцы Москвичей и Волг, отправляясь в поездку на собственном автомобиле, ехали всей семьей, брали родственников или друзей. Машина в то время не то чтобы оставалась роскошью, но из-за многолетних очередей в автомагазинах, дефицита и недоступности запасных частей она зачастую приобреталась словно «на всю жизнь».

Однако в Тольятти запустили первым трёхдверный ВАЗ-2108 сознательно, руководствуясь другими соображениями. Не секрет, что новая модель разрабатывалась при участии иностранных специалистов и была ориентирована на западного потребителя не меньше, чем на собственного советского автомобилиста! Ведь каждый проданный за рубежом Спутник означал такой желанный для завода приток иностранной валюты, а экспортные поставки носили стратегически важный характер не только для ВАЗа, но и для экономики всей страны.

Контракт между ВАЗ и Porsche предусматривал разработку только трёхдверного хэтчбека ВАЗ-2108 с двигателем объемом 1,3 л, хотя одновременно с этим в Тольятти велись работы по пятидверному варианту кузова и моторам объемом 1,1 и 1,5 л.

«Восьмёрка» была неплохо принята на внешних рынках, а вот внутри Союза к ней отнеслись не так восторженно. Многим не нравилось то, что по практичности «зубило» ощутимо уступало Жигулям – багажник был меньше, а на заднем сиденье стало теснее. Вдобавок пробираться туда было неудобно.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Представьте себе реакцию супруги владельца новой модели, которой постоянно приходилось вставать и садиться, чтобы на заднее сиденье могли сесть дети или другие пассажиры… Да и длиннющими дверями с непривычки нередко ударяли по припаркованными рядом машинам. А если учесть, что ВАЗ-2108 стоил около 8 300 рублей – то есть, как новенькая «пятёрка», то можно понять, почему многие потенциальные покупатели при возможности сознательно уклонялись от Спутника в пользу более привычных и практичных Жигулей. Те же, у кого не было выбора, были рады и «малодверной Самаре». Тем более, что после первых же зимних сезонов автомобилисты СССР по достоинству оценили преимущество переднего привода над задним. Как метко выразился один из журналистов издания «За Рулём», «в том, как новая модель вписывается в повороты, есть что-то мотоциклетное».

Тем не менее, на ВАЗе понимали необходимость быстрого начала производства пятидверной версии и занимались этим практически параллельно с запуском «восьмёрки».

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Пластилиновый макет «девятки» был изготовлен в одно время с «восьмёрочным»

Это было не так уже и сложно благодаря сильной унификации хэтчбеков, у которых (в отличие от будущего седана ВАЗ-21099) было максимальное количество общих деталей кузова, включая крышу и панели пола. По сути, «восьмёрка» и «девятка» отличались лишь боковинами и боковыми дверями. Плюс разные пластиковые детали салона – в частности, обивки дверей.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Хотя формально и по индексу ВАЗ-2109 являлся отдельной моделью, большинство испытаний этот автомобиль прошёл еще в «трёхдверном теле»

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Предсерийные прототипы проверяли на стендах – в том числе, на прочность. По сравнению с «восьмеркой» жесткость пятидверного кузова упала с 8 200 Нм/град до 6 800 Нм/град

Всё это позволило заводчанам реально запустить пятидверный вариант уже в конце 1986 года – то есть, всего лишь два года спустя после начала производства «ноль восьмой». А ведь до этого в советском автопроме вообще не выпускали одновременно несколько модификаций одного легкового автомобиля с разным количеством боковых дверей.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Предсерийный прототип 1986 года цвета «Примула». Бросаются в глаза серо-чёрный салон, передние кресла с откидными спинками и нестандартные брызговики. Также у машины нет треугольных решёток вентиляции в задних «боковушках» и отсутствуют накладки-«бананы» на задней арке.

Полторашка на длинном крыле

Первые товарные «девятки» появились в автомагазинах и на улицах уже в 1987 году. И они отличались от уже более-менее привычных Спутников лишь количеством дверей.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Яркая во всех смыслах новинка стала настоящей звездой майского номера «За Рулём», украсив его обложку

Ведь и пресловутый «клюв» с пластиковым обрамлением («лыжей»), и так называемые короткие крылья, и даже цветовое решение салона (разные оттенки коричневого и бежевого) были теми же. Да и техника не отличалась: под капотом стоял всё тот же 1,3-литровый 64-сильный двигатель 2108.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Первые Спутники независимо от количества дверей довольствовались подобной расцветкой салона вплоть до 1989-го

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

1300-кубовый двигатель ставили на пятидверную Самару почти десять лет!

Впрочем, несмотря на одинаковые габариты и большое количество общих деталей, узлов и агрегатов, ВАЗ-2109 внешне отличался от «восьмёрки» пропорциями, поскольку вместо трёх больших элементов (крыло-дверь-крыло) боковина была разделена на четыре более коротких и пропорциональных сегмента – примерно так же, как на ижевском лифтбеке Иж-2125. А небольшое окошко за задней боковой дверью гармонично завершало линию остекления. Передняя дверь стала короче – 1 025 мм вместо прежних 1 264 мм, благодаря чему при той же габаритной длине кузова позади неё удалось вписать заднюю дверь шириной 885 мм.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Обратите внимание на разное расположение ручки открывания двери: на «девятке» (второе фото) она смещена ближе к лобовому стеклу

На втором ряду от этого места не прибавилось, но садиться на заднее сиденье стало заметно удобнее хотя бы потому, что при этом уже не требовалось тревожить водителя или переднего пассажира.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Сохранив силуэт и габариты «восьмерки», ВАЗ-2109 стал выглядеть немного по-другому из-за большего количества элементов боковины

ВАЗ-2109 – закономерное звено в модельной гамме семейства автомобилей «Самара». Во-первых, это передний привод со всеми его преимуществами. Bo-вторых, это двухобъемный пятидверный кузов, тяготеющий к функциональной универсальности. Он позволяет многое с собой делать. Например, открыть сразу все двери и быстро-быстро сесть со всех сторон. Или сложить заднее сиденье и солидно загрузиться.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Конечно, за дополнительные удобства в виде пары дверей потребителю пришлось доплатить около 600 рублей: ВАЗ-2109 стоил 8 900 – 9 000 «деревянных» — то есть, на уровне наиболее престижной «классики» шестой или седьмой моделей.

Разумеется, «многодверный» Спутник приняли на ура как в Европе, так и дома. Ведь новая машина в повседневной эксплуатации была действительно удобнее, чем «псевдокупе». Неудивительно, что уже в 1988 году базовый ВАЗ-2109 обогнал «восьмёрку» по количеству выпущенных автомобилей.

А ведь и сам АвтоВАЗ не стоял на месте: запустив обычную «короткокрылку» с 1300-кубовым двигателем, на заводе активно работали над освоением более мощного полуторалитрового двигателя 21083. Он был впору новой машине, ведь по сравнению с «восьмёркой» ВАЗ-2109 немного потяжелел (до 915 кг). А еще именно «девятка» первой получила новое решение передней части, избавившись от не принятого многими «попугайского носа».

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

«Лыжа с клювом» выглядели чужеродно что в другом цвете на предсерийном прототипе…

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

…что в цвет кузова на рекламной иллюстрации.

Убрав спорную по дизайну решётку радиатора, дизайнеры одновременно отказались и от пластиковой «маски» вокруг фар, продлив капот и крылья. А поскольку новая решётка была уменьшена по высоте, капот «загнули» в вертикальной плоскости.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

На ранних «длиннокрылках» еще можно заметить треугольники вентиляции внизу маленьких неопускных стёкол. Позже от них отказались

В итоге передок избавился от прежнего нагромождения элементов, а длиннокрылая Самара стала выглядеть заметно элегантнее, словно сбросив пару лет. Особенно кстати это решение пришлось седану ВАЗ-21099, который с коротким крылом не выпускался в принципе.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Такая решетка с тремя горизонтальными полосками (в народе — «адидас») пошла с 1993-го, причём со временем её перестали красить в цвет кузова

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

В 1989 году так называемая «низкая» панель приборов и другие детали интерьера стали серо-чёрными

«Полторашки» также впервые в истории советских легковушек оснастили пятиступенчатой коробкой передач, причём пятая ступень играла роль «экономичной» в силу своего повышающего передаточного числа (0,784). Более мощный мотор сочетался и со «скоростной» главной парой, передаточное отношение которой изменилось с 3,9 до 3,7.

ВАЗ-21093 – так обозначалась версия «девятки» с полуторалитровым двигателем. Предполагалось, что таким мотором будут оснащаться «люксовые» комплектации автомобиля с длинным крылом. Но «полторашки», выпущенные в 1989-1990 годах, получили обычный короткокрылый передок с «клювом». Довольно долго длина крыла служила своеобразным мерилом престижности конкретного экземпляра ВАЗ-2109.

Любовь длиною в 24 года

«Девятки» практически сразу же появились и в автосалонах европейских дилеров Lada, причём очень редко – в аутентичном виде. Работая в угоду пресыщенному западному потребителю, дилеры дооснащали машины музыкой, легкосплавными дисками и элементами внешнего декора.

Нередко они перетягивали элементы интерьера и меняли рулевое колесо, стараясь сделать пятидверную Самару более привлекательной в глазах потенциального покупателя.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Как минимум колпаки и другая решётка радиатора – вот что отличало экспортную европейскую «девятку» от советской

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Европейские дилеры даже перетягивали салон другой тканью, улучшая боковую поддержку сидений!

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

В «топовых» версиях передние кресла могли и вовсе заменить

Французские, бельгийские и английские импортёры пошли еще дальше, устанавливая на «девятку» аэродинамический обвес с новыми элементами вроде спойлера на крышке багажника.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Некоторые дилеры даже набивали собственную идентификационную табличку!

Не редкостью была и новая оптика – например, четырёхфарная французская Morette или немецкая Hella. Ну а решётку радиатора на «коротком крыле» меняли практически на 100% дилерских ВАЗ-2109…

Успеху «девятки» в Европе способствовал и необычный «промо-ивент», как выразились бы в наше время. Советские автожурналисты (и немного автоспортсмены) из журнала «За Рулём» задумали «догнать и обогнать» португальцев, которые в 1986 году приехали из Лиссабона в Москву за 51 час 30 минут.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Обложка январского номера «За Рулем», как и разворот, посвящена пробегу советских автожурналистов из Москвы в Лиссабон на вишнёвом ВАЗ-21093

«Наш ответ Чемберлену» состоялся в сентябре 1988 года. Конечно, амбициозному трансъевропейскому марафону «Москва-Лиссабон» предшествовала серьезная подготовка на государственном уровне: разработкой рациона питания и подготовкой экипажа занялись в НИИ медико-биологических проблем Академии наук СССР. Ехать было решено на «лучшей из лучших» — то есть, полуторалитровой «девятке» с пятиступенчатой коробкой передач. Тщательно обкатанная (но всё же серийная) машина с шинами Michelin на легкосплавных дисках Melber и раллийной «люстрой» Hella на передке сумела «пролететь» от площади 50-летия Октября в центре Москвы сквозь всю тогда еще необъединённую Европу до ворот Лиссабона за 45 часов, преодолев 4 811 км со средней скоростью 107 км/ч! Постоянная реальная скорость при этом треть пути составляла 150-170 км/ч. Неудивительно, что запыленная вишнёвая «девятка» заняла почётное место в экспозиции Лады на Парижском автосалоне, впечатляя посетителей своим достижением. Правда, французский импортёр попросил вазовцев убрать с крышки багажника шильдик «1500», поскольку в Европу такая версия Самары еще не поставлялась.

Но и в уже дышавшем на ладан СССР к пятидверной версии относились с теплом и уважением. Да, теснее Жигулей, зато какая современная, динамичная и манёвренная! А в это время на ВАЗе Самары как раз начали красить новомодными металликами. Многим молодым читателям будет трудно понять уровень «крутизны» последней модели Лады цвета «мокрый асфальт» или «валюта»… Неудивительно, что ставшие на некоторое время хозяевами жизни крепкие молодые люди спортивного телосложения, одетые в кожанки, тут же облюбовали «девятину» в качестве «транспортного средства на каждый день», разъезжая на престижных новеньких ВАЗ-21093 по своим «стрелкам», «разборкам» и просто для сбора дани с рыночных предпринимателей.

Новые модели ВАЗ десятого семейства несколько ударили по престижу «ноль девятой», но не настолько, чтобы от неё сразу отказались в пользу «сырой» и не такой «драйверской» новинки. Феномен успеха пятидверной «девятки» заключался в том, что она одинаково хорошо подходила и «бандосам», и обычным российским гражданам. Да и европейцы по-прежнему пользовались «девяткой» — правда, уже в виде обновлённой Lada Baltic, пару лет выпускавшейся на заводе Valmet в финском городе Уусикаупунки.

Но и для внутреннего рынка «зубилу» начали готовить замену – точнее, обновление в виде модернизированной внутри и снаружи Самары-2.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Версию ВАЗ-21093 с распределённым впрыском можно было опознать по шильдику 1500i

Успев примерить на себя «инжекторный» двигатель ВАЗ-2111, пятидверная Самара в длиннокрылом обличье и с высокой панелью продержалась на конвейере в Тольятти вплоть до 2004 года, уступив место «четырке». Но на этом жизненный путь «девятки» не закончился: с 2004-го до конца 2011 года ВАЗ-21093 производили из машинокомплектов на украинском заводе «АвтоЗАЗ». Таким образом, «ноль девятая» выпускалась почти 25 лет, в то время как ВАЗ-2108 – двадцать. Да и выпущено пятидверных Самар только в Тольятти было вдвое больше, чем «ноль восьмых» — более полутора миллионов ВАЗ-2109 против 884 тысяч «восьмерок».

Источник

Европейская сборка, мощный мотор и рекорд скорости: мифы и факты про ВАЗ-2109

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Когда в 1985 году на дороги огромной страны вышла принципиально новая модель Волжского автозавода, наибольшее количество вопросов вызвал даже не её передний привод, а число дверей. Ведь до того все ВАЗы были четырех- или пятидверными, а у «восьмерки» с каждой стороны была всего лишь одна, пусть и длинная дверь, с помощью которой свои места в салоне занимали не только водитель и пассажир, но и обитатели второго ряда. Именно поэтому на выход пятидверного ВАЗ-2109 в 1987 году советские автолюбители отреагировали не просто положительно, а восторженно. Однако за три с лишним десятилетия с момента дебюта «девятки» она обросла некоторыми «гаражными» небылицами, причем отдельные из них смогли дожить до наших дней. Сегодня мы будем отделять исторические факты от народного мифотворчества, связанного с одной из самых популярных моделей ВАЗ.

Первые серийные пятидверные Спутники появились в автомагазинах (и, соответственно, на улицах) в 1987 году, а более-менее массово эта модель начала выпускаться со следующего, 1988 года. Для сравнения: в 1987-м в Тольятти выпустили 25 060 «девяток» против 124 125 экземпляров ВАЗ-2108 всех модификаций, а уже в следующем году пятидверных Спутников было сделано больше (!), чем «восьмерок» – 101 345 шт. и 90 240 шт. соответственно. Заняв положенное место в табели о рангах, востребованная потребителем машина отличалась от базовой трёхдверки лишь количеством дверей, в то время как и оформление передней части, и комплектация, и даже цвет интерьера оставались привычными по «ноль восьмой».

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

На фото: предсерийный ВАЗ-2109 и его моторный отсек. Практически в таком виде машину и начали выпускать в 1987-м

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Еще один предсерийный образец. Обратите внимание на отсутствие накладок задних арок и «решёточек» в задних треугольных окнах, колёса 2105, большие «лопухи» задних брызговиков, черный салон, откидные спинки передних сидений и оригинальную форму подушки второго ряда.

Тем не менее визуальное и функциональное отличие в виде пары дополнительных дверей возле второго ряда сидений породило мнение, что «девятка» как минимум длиннее, чем ВАЗ-2108, а также имеет удлинённую базу. И абсолютное большинство гаражных корифеев утверждало, что этот автомобиль получил новый кузов.

Развеем сомнения с помощью цифр: длина кузова любого хэтчбека независимо от количества дверей составляет 4006 мм, а колёсная база Самары с любым типом кузова укладывается в 2460 мм. Да, кузова в сборе трех- и пятидверки имеют разные каталожные номера – 2108-500000-10 и 2109-5000014 соответственно, но объясняется это только тем, что у этих автомобилей разные боковины, в которых как раз размещается по одной длинной (1264 мм) либо по две более короткие (1025+885 мм) двери. И всё!

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Три или пять дверей – важно разве что при посадке-высадке, ведь по простору в салоне обе модели были абсолютно идентичны​

Остальные «фундаментальные» детали, образующие силовую структуру кузова, у этих автомобилей одинаковые. Так, и крыша, и пол ВАЗ-2108 и 2109 носят один и тот же номер – 2108-5701012 (панель крыши) и 2108-5101024 («корыто» пола).

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Крыша на «восьмерке» и «девятке» была одинаковой…

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

…как и панель пола. А вот обивка потолка немного отличалась, но была абсолютно взаимозаменяемой​

Даже обивка крыши на «девятке», несмотря на «свой» каталожный номер, отличается лишь парой небольших вырезов под проёмы задних дверей и при этом отлично встаёт на «восьмерку». О том, что у этих машин все указанные детали абсолютно одинаковые, многие владельцы узнавали не по доброй воле – например, когда восстанавливали «перевёртыш» или переваривали сгнившее днище.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

ВАЗ-2109 – ЗАКОНОМЕРНОЕ ЗВЕНО В МОДЕЛЬНОЙ ГАММЕ СЕМЕЙСТВА АВТОМОБИЛЕЙ «САМАРА». ВО-ПЕРВЫХ, ЭТО ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД СО ВСЕМИ ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВАМИ. BO-ВТОРЫХ, ЭТО ДВУХОБЪЕМНЫЙ ПЯТИДВЕРНЫЙ КУЗОВ, ТЯГОТЕЮЩИЙ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ. ОН ПОЗВОЛЯЕТ МНОГОЕ С СОБОЙ ДЕЛАТЬ. НАПРИМЕР, ОТКРЫТЬ СРАЗУ ВСЕ ДВЕРИ И БЫСТРО-БЫСТРО СЕСТЬ СО ВСЕХ СТОРОН. ИЛИ СЛОЖИТЬ ЗАДНЕЕ СИДЕНЬЕ И СОЛИДНО ЗАГРУЗИТЬСЯ.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

По погрузочной высоте и объему багажного отделения (330 л) «ноль девять» была полностью идентична трёхдверке

Однако по одному параметру трёх- и пятидверные кузова всё же заметно отличались. Из-за меньшего количества проёмов «восьмерка» получилась заметно жестче – при замерах на диагональное кручение она выдала 8200 Нм/градус, в то время как ВАЗ-2109 – только 6800 Нм/град. Впрочем, это всё равно заметно лучше, чем у седана 21099 с его 5500 Нм/град.

В июле 1986 года в центре Москвы припарковался необычный автомобиль – английский Austin Montego c двухлитровым двигателем. Его экипаж состоял из пары португальских журналистов К. Фину и Н. Вашко, которые утверждали, что смогли преодолеть всю тогда еще не объединённую Европу от Лиссабона до Москвы (а это без малого 5000 км!) всего за 51 час 30 минут! Их средняя скорость при этом превысила 100 км/ч, хотя они были вынуждены пересечь семь границ, проехав восемь стран, включая столицы с их пробками.

Этим португальцы не ограничились, прислав в Союз журналистов СССР телекс с предложением поддержать начатый «челлендж» и нанести ответный визит в Португалию.

Организацией пробега занялась редакция журнала «За Рулём», тесно сотрудничая с лидером советского автомобилестроения – АвтоВАЗом. Было принято решение взять самую современную и «свежую» модель, которой шумиха вокруг пробега могла сделать дополнительную рекламу в Европе. Выбор пал на полуторалитровую «девятку» с индексом 21093 и пятиступенчатой коробкой передач.

В Тольятти журналистам вручили сразу две одинаковые вишнёвые машины, из которых после испытаний и обкатки на полигоне нужно было выбрать «ту самую», которой предстояло отстоять честь советских автожурналистов в Европе. Обе машины проехали по две с половиной тысячи километров на максимальной скорости в режиме «нон-стоп» на скоростном кольце полигона НАМИ под Дмитровом, а никаких особых доработок намеренно не планировалось. Единственное, что отличало Спутник-рекордсмен от стандартной машины – крупная «люстра» дополнительных фар Hella на передке и шины Michelin на дисках Melber. Хотя советские шинники и уговаривали взять опытные шины НИИШП, но участники марафона не рискнули проверять их долговечность в экстремальных условиях.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

В первом номере За Рулем за 1989 год вышла статья про марафон Москва-Лиссабон. Ему же посвятили обложку

В экипаж вошли Виктор Панярский, Владимир Соловьев и «пишущий спортсмен» Олег Богданов. Параллельно с подготовкой автомобиля с участниками пробега работали психологи и другие врачи, а специальное «космическое» питание было подобрано и предоставлено НИИ медико-биологических проблем АН СССР.

Чтобы приехать в Лиссабон быстрее, чем португальцы добрались до Москвы, советским журналистам пришлось выжимать из «девятки», что называется, все соки, выдерживая стабильную скорость в районе 150-170 км/ч, причем не по спидометру, а по так называемому спид-пилоту – аналогу современного GPS.

Не обошлось без конфузов: заплутав на незнакомых автобанах, вместо Бельгии экипаж «девятки» умудрился попасть в. Голландию! Затем пришлось наверстывать упущенное с помощью акселератора и мастерства. А оно понадобилось, ведь горный испанский серпантин непрерывно поливался дождём, что не помешало нашим гонщикам осилить последние 900 км всего за 9 часов.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Маршрут пролегал через всю Европу

Рано утром 16 сентября 1988 года офицер португальской полиции зафиксировал, что советский автомобиль с номером 09-13 ООТ действительно находился у исторической башни Белем в центре Лиссабона. А это значит, что 4827 километров «девятка» смогла преодолеть за 46 часов 30 минут, то есть быстрее португальцев ровно на пять часов! И это несмотря на то, что Остин был практически вдвое мощнее (117 л.с.), чем Спутник, даже полуторалитровый.

Ну а обратно экипаж Богданов-Панярский-Соловьев вернулся еще быстрее, проехав 4811 километров ровно за 45 часов.

Как мы уже выяснили в первом разделе, первые «девятки» внешне отличались от ВАЗ-2108 лишь количеством дверей и боковых стёкол, ведь на боковине появились маленькие аккуратные неопускные окошки-треугольники с «решёточками» вытяжной вентиляции в нижнем углу. А вот спереди трёх- и пятидверная версии были абсолютно идентичны – всё тот же «клюв» и пластиковая «маска-лыжа».

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Что спереди, что сзади первые «девятки» ничем не отличались от ВАЗ-2108​

Крылья – так называемые короткие, то есть они вместе с капотом не доходили до фар, которые обрамляла та самая «лыжа». Кстати, подобное решение можно было встретить не только на советском Спутнике – к примеру, похожим образом был выполнен передок у. DeLorean DMC-12!

Однако у многих владельцев пресловутый «попугайский нос» вызывал столь сильное раздражение, что заводскую решетку на новых машинах тут же меняли на что угодно – кооперативную продукцию, самодельное изделие, распиленную деталь от вазовской же «семёрки».

Поэтому обложка апрельского номера «За Рулём» за 1989 год произвела настоящий фурор в рядах читающих автолюбителей, ведь на ней красовалась «девятка» серебристого цвета с новым передком, крылья и капот у которого доходили прямо до блок-фар. Более того – капот даже немного заходил на вертикальную плоскость, поэтому между фарами появилась маленькая аккуратная решетка.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

«Девятка» впервые появилась на обложке «За Рулём» в мае 1987-го, а через два года здесь же «засветилась» и версия с длинными крыльями

Кроме того, внимательный взгляд при изучении обложки мог заметить недоступный на серийных машинах серебристый цвет кузова, задний спойлер и полноразмерные колпаки, а в салоне бросались в глаза задние подголовники и какая-то «не такая» панель приборов.

«ВАЗ-21093 – новая модификация переднеприводного семейства «Лада-спутник»» – именно это предложение можно было прочитать между фото, ну а статья в самом журнале рассказывала об особенностях этой модификации.

А она на части машин должна была получить микропроцессорное зажигание (МПСЗ), формованную обивку багажника, правое наружное зеркало, краску «металлик» и многое другое. Ведь в 1990-м эту «люксовую» версию планировалось оснастить карбюратором с «автоподсосом», новым рулевым колесом и приборной панелью с системой БСК и даже электроприводом стеклоподъемников и дверных замков!

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Машины с таким передком появились на улицах в 1991 году. Обратите внимание: на первых экземплярах в заднем треугольнике еще была решетка вытяжной вентиляции (второе фото)

Однако к серийным автомобилям это не имело особого отношения, а комплектация «девяток» от установленного двигателя особо не зависела. Серо-черные оттенки интерьера появились в 1989 году на всех модификациях 2108 и 2109, а какой-либо корреляции между типом передка и объемом мотора не было.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

В первые годы большинство «полторашек» имели короткие крылья и «клюв», ну а ультрамодное длинное крыло на серийных Спутниках-Самарах появилось примерно в 1991 году, причем его можно было встретить как на машинах с двигателем 2108, так и на полуторалитровых «девяносто третьих».

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Короткое или длинное крыло далеко не всегда зависело от модификации двигателя. Но на «девятках» новый передок встречался заметно чаще

Интересно, что модификация 21093-01 (короткое крыло) в 1989 году стоила 9200 рублей, в то время как за 1300-кубовую «девятку» в автомагазине нужно было отдать чуть меньше – 8900 рублей. Разумеется, советские автолюбители на рабочий объем не обращали внимания, радуясь любой модификации.

«Короткокрылки» выпускались до 1994 года, а затем все Самары оснащались исключительно длинным крылом, причем с 1993-го ранняя решетка радиатора уступила место так называемому «адидасу» – детали нового образца с тремя горизонтальными планками.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Сначала новую решетку окрашивали в цвет кузова, а в конце девяностых она стала просто чёрной

При этом 1300-кубовая «девятка», пусть и в обличье «длиннокрылки», продержалась на конвейере до 1996 года включительно, а затем все машины «доинжекторной эры» независимо от количества дверей оснащались только полуторалитровым 70-сильным мотором с индексом 21083.

Так исторически сложилось, что все заднеприводные модели ВАЗ со временем стали настоящими конвейерными долгожителями. Так, представители первого семейства продержались на конвейере аж до 1988 года в виде ВАЗ-21013, хотя «чистую единичку» сняли с производства в 1983-м. Не отставали и другие Жигули – вышедшая на дороги страны еще в 1976 году «шестёрка» выпускалась в Тольятти до 2001-го (а вообще – до 2006 г.), а «пятёрка» и «семёрка» оставались в строю вплоть до 2010 и 2012 года (!) соответственно, то есть ровно по тридцать лет каждая.

Неудивительно, что и переднеприводные Лады не только пережили собственную страну, но и смогли застать в автосалонах новое тысячелетие! Ведь «восьмерку» на ВАЗе производили ровно 20 лет – с конца 1984-го по 2004 год. А вот «девятка» на родном для себя тольяттинском конвейере продержалась чуть меньше – с 1987 года по тот же 2004-й. Однако не спешите с выводами: в отличие от «малодверной» модели, пятидверную Самару выпускали и в соседней Украине, причем не только из готовых машинокомплектов, но и полноценно сваривая кузова «с нуля» и присваивая им собственный VIN-номер.

Происходило это на Запорожском автозаводе до конца 2011 года, то есть по «долголетию» в общей сложности «девятка» всё-таки обогнала свою старшую сестру с индексом 2108.

Интересно, что в самом Тольятти «девятку» прекратили выпускать в связи с выходом «рестайлинговой» версии ВАЗ-2114 – так на заводе попытались избежать внутренней конкуренции между старой и обновленной моделями. Именно поэтому как раз в 2004-м производство передали на украинский завод АвтоЗАЗ.

В третьем мифе мы уже выяснили, что кроме базовой 1300-кубовой модели существовала и «полторашка» с индексом 21093. Однако специально для некоторых европейских рынков на ВАЗе пошли на непопулярное в то время решение – даунсайзинг. Связано это было с особенностями налогообложения в странах Бенилюкса, когда ежегодная сумма сборов за двигатель объемом до 1,2 л была заметно меньше, чем за 1,3-литровый. С целю продвижения Самары в Западной Европе (и поступления такой желанной валюты в советскую казну) на ВАЗе не поленились и сделали 1100-кубовый мотор, который получил индекс 21081.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Версия Hanseat c «носатой» решеткой довольно часто оснащалась 1,1-литровым двигателем

Конструктивно он практически не отличался от обычного «восьмерочного» двигателя, но с целью уменьшения рабочего объема на нём укоротили ход стандартных 76-миллиметровых поршней. Достигли этого путём применения двух оригинальных деталей – коленчатого вала и «низкого» блока цилиндров, высоту которого уменьшили на 5,6 мм. Мощность двигателя в итоге упала с 64 до 53 л.с., и чтобы компенсировать дефорсирование мотора, конструкторы применили «короткую» главную передачу с передаточным числом 4,13 вместо 3,9 на стандартной «восьмерке».

Этот двигатель не поставлялся на внутренний рынок и стал хорошо известен российским и украинским автомобилистам уже в девяностые годы, когда подержанные «восьмерки» и «девятки» с такими моторами начали завозить на территорию СНГ.

А вот «сверхмощный» 1600-кубовый мотор, о котором любили рассуждать некоторые гаражные знатоки, теоретически существовал, но. никак не в виде готового серийного изделия, устанавливаемого на основном конвейере. Причем ноги у этого мотора растут еще с конца восьмидесятых годов, когда уже хорошо известный нам Владимир Анатольевич Ярцев занялся в Бельгии созданием «подогретого» хэтчбека Lada Samara RSI. «Заряженная» машина должна была отличаться от обычной Самары не только броской внешностью, но и «сердцем».

Для начала его хотели «взбодрить» довольно высокотехнологичным методом – установкой распределённого впрыска топлива, что должно было поднять показатель максимальной мощности до 80 «лошадок». Одновременно с работами над будущей Самарой с индексом RSI представители Scaldia Volga вели переговоры с мотористами и руководством Волжского автозавода относительно поставок 1,6-литрового двигателя, который с учетом впрыска и изменённых фаз газораспределения должен был выдать вполне приличные для «хот-хэтча» восьмидесятых 110 л.с. Такой экспериментальный 1600-кубовый мотор даже установили на «девятку», но не товарную, а личный автомобиль самого Ярцева. Ну а в серийное производство этот двигатель так и не пошел.

Тем не менее 1,6-литровые моторы для Самары первого поколения всё же существовали! И пусть миф утверждает, что их ставили прямо на конвейере, мы расставим все точки над i: двигатель ВАЗ-21084 с рабочим объемом 1580 куб. см выпускался в ОПП АвтоВАЗ и поставлялся в качестве запасной части, а также устанавливался на Самары по индивидуальному заказу.

с чего скопировали ваз 2109. Смотреть фото с чего скопировали ваз 2109. Смотреть картинку с чего скопировали ваз 2109. Картинка про с чего скопировали ваз 2109. Фото с чего скопировали ваз 2109

Прибавку в «100 кубиков для храбрости» получили тем же путём, что при даунсайзинге мотора 1300, только наоборот. То есть применили «высокий» блок цилиндров (+1,2 мм) и оригинальный коленчатый вал с увеличенным радиусом кривошипа, благодаря чему ход поршня со стандартным для «полторашки» диаметром 82 мм увеличился с 71 до до 74,8 мм. Это позволило добиться неплохих показателей максимальной мощности (93 л.с.) и крутящего момента (124 Нм).

Но и это еще не всё! «Девятка» на закате своей карьеры всё-таки получила 1600-кубовый мотор, но произошло это не в России, а уже в Запорожье. Поскольку украинские Самары собирали из российских машинокомплектов, после снятия с производства полуторалитрового восьмиклапанного двигателя 2111 (это произошло в январе 2007-го) украинский производитель также был вынужден «перевести» свои машины на 1600-кубовый двигатель ВАЗ-11183-20, который визуально отличался от прежнего мотора пластиковым впускным коллектором. Одновременно с новым «сердцем» машина получила и обновлённый салон от ВАЗ-2114.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *