с чего начинать устанавливать ненецкий чум в тундре
С чего начинают устанавливать ненецкий чум в тундре
Чум имеет коническую форму и хорошо приспособлен к открытым пространствам тундры. Место установки чума определяет мужчина. Однако его установкой занимается женщина.
С чего начинают устанавливать ненецкий чум в тундре?
Кочевники используют чумы — мобильные жилища в форме конуса, состоящие из шестов, покрытых оленьими шкурами (зимой) или более легкими материалами (летом). Конструкция чума проста, но ее нельзя назвать примитивной: она придумана так, чтобы идеально работать в специфических условиях арктического кочевья.
Летом кочевники устраивают очаг прямо на земле, а зимой — ставят печку-буржуйку на металлический лист. Под этот лист кладут две палки или доски, чтобы печка не накренилась, если под ней растает снег.
Очаг находится в центре, чтобы все «углы» чума (чум имеет конусообразную форму, поэтому настоящих углов в нем нет) находились на равном расстоянии от источника тепла. Зимой, в самые сильные морозы, в натопленном чуме тепло и не душно; летний чум устроен иначе — так, чтобы внутри было прохладно.
Зимой сбор чума занимает час или полтора, а летом — не больше 40 минут. Такой скорости удается добиться благодаря тому, что хозяйка всегда знает, в какой последовательности все устанавливать и на какой нарте лежит нужный элемент. Крупную мебель и печь всегда вносят еще до того, как начнут ставить каркас: так удобнее.
Правильный ответ: Сооружение очага.
С чего начинают устанавливать ненецкий чум в тундре?
Ненецкий чум в тундре начинается с сооружения очага.
Кочевники пользуются чумами, представляющими собой мобильные жилища конуснобразной формы. Они состоят из шестов, которые покрываются шкурами оленей (в зимний период) или более легким материалом (в летний). Чум имеет довольно простую конструкцию, но при этом не примитивную. Все продумано так, чтобы это жилище было идеальным для арктических кочевников, которые живут в весьма специфических условиях.
В жаркий сезон очаг устраивается прямо на земле, а в холодный – печка-буржуйка ставится на лист металла. Под ним принято класть палки, либо доски, чтобы при таянии снега печка не накренялась. Очаг расположен в центре. Так каждый «угол» чума (у чума форма конуса, так что углов у него нет) находится на одинаковом расстоянии от печки. В зимнюю стужу, даже в самый сильный мороз, натопленный чум теплый, но не душный. А в летний зной здесь все иначе – внутри прохладно.
Продолжительность сбора чума зимой – от часа до полутора часов, а летом – не более 40 мин. Крупная мебель и печка заносится в чум до установки каркаса.
Что такое чум?
Это традиционное жилище ненцев, придерживающихся кочевого образа жизни. Они вместе со своими стадами перемещаются по тундре, ища пищу для оленей. И жилище их зачастую кочует вместе с ними, а потому в чуме обычно нет ни кровати, ни шкафов. Чум всегда устанавливает женщина. Сооружается он из жердей. Нужно всего 40 шестов. Затем они покрываются полотнищами из шкур оленей, называемых нюками.
В древности очагом в чуме служил железный лист. На нем раскладывали костер. Сейчас же ненцы пользуются металлическими печами. Верхняя часть чума остается слегка открытой, чтобы через отверстие выходил дым. В дождь его можно закрыть. В пространстве справа и слева от очага можно жить. Здесь же раскладывают широкие доски, что служит полом, а за ними расстилают циновки, для сплетения которых используют болотные травы, хвойные ветви или ивовые прутья. Циновки покрывают шкурами оленя. Это постели. Гостей принято располагать справа от входа, хозяев – слева. Ненецкий народ считает чум центром всей жизни семейства, воспринимаемым как целую вселенную!
Внутри жилища у каждого предмета и места свое особое предназначение. Центральная ось чума – это шест, считаемый ненцами священным. Его принято называть симзы. На нем помещаются 7 голов семейного и родового духов. Шаман в своем чуме симзы украшал изображением минлей (священная птица).
Как правильно собрать чум: инструкция
Что сначала — симзы или нюки? Объясняем, как собрать мобильное жилище за полтора часа в условиях арктической зимы
Кочевники Ямала в течение всего года перемещаются (или каслают) со своими стадами с пастбища на пастбище. Уже тысячи лет в своих касланиях они используют чумы — мобильные жилища в форме конуса, состоящие из шестов, покрытых оленьими шкурами (зимой) или более легкими материалами (летом). Конструкция чума проста, но ее нельзя назвать примитивной: она придумана так, чтобы идеально работать в специфических условиях арктического кочевья.
Положите очажный лист в центре будущего жилища
Летом кочевники устраивают очаг прямо на земле, а зимой — ставят печку-буржуйку на металлический лист. Под этот лист кладут две палки или доски, чтобы печка не накренилась, если под ней растает снег. Очаг находится в центре, чтобы все «углы» чума (чум имеет конусообразную форму, поэтому настоящих углов в нем нет) находились на равном расстоянии от источника тепла. Зимой, в самые сильные морозы, в натопленном чуме тепло и не душно; летний чум устроен иначе — так, чтобы внутри было прохладно.
Поставьте печь, уложите доски пола и циновки. Занесите столики
Зимой сбор чума занимает час или полтора, а летом — не больше 40 минут. Такой скорости удается добиться благодаря тому, что хозяйка всегда знает, в какой последовательности все устанавливать и на какой нарте лежит нужный элемент. Крупную мебель и печь всегда вносят еще до того, как начнут ставить каркас: так удобнее.
Установите два опорных шеста
В верхней части двух опорных шестов есть отверстия. В них продевается веревочная петля, и в нее вставляются верхушки других шестов. Те шесты, которые в петлю не влезают, кладут сверху. Нижние части шестов втыкают в землю или в снег. Подгнившие от времени части удаляют, так что по высоте торчащих из верхней части чума шестов можно определить его возраст: чем шест ниже, тем дольше он стоит.
Установите каркас, приставив к опорным шестам все остальные в определенном порядке. Поставьте печную трубу, а после этого священный шест — симзы
В каркасе — от 25 до 50 шестов: чем их больше, тем вместительнее чум. В среднем диаметр чума составляет около шести метров — это позволяет не только свободно умещаться одной-двум семьям, но и принимать до десяти гостей. Шесты устанавливаются таким образом, что порывы ветра прогибают их равномерно, и чум не валится набок, а прижимается к земле. Шест симзы Симзы — священный шест в чуме; в прошлом рядом с ним проводили камлания шаманов, гадания и другие ритуалы. стоит особняком от других шестов посередине чума и отделяет сакрально чистое место: помимо культовых предметов и инструментов для мужского ремесла, там хранят компьютеры, зарядки и иногда ставят экраны домашних кинотеатров. Нижняя часть шеста симзы ставится за очагом: вдоль него уходит дым через верхнее отверстие чума (зимой дым уходит по трубе буржуйки).
Подвесьте два горизонтальных шеста над очагом
К шесту симзы над очагом крепятся два горизонтальных шеста, а поперек них кладут железную жердочку: на эту жердочку вешают железный крюк для котла. Высота котла или чайника над огнем легко регулируется с помощью отверстий на верхнем конце крюка.
Занесите в чум постельные принадлежности и вещи первой необходимости
Чум приходится ставить при самой разной погоде (например, в пургу). Но если нет снега или дождя, после установки горизонтальных шестов над очагом кочевники заносят в еще не покрытый чум постельные принадлежности и вещи первой необходимости, чтобы потом не протискиваться с ними через входное отверстие.
Наденьте на каркас внутренние нюки (мехом внутрь), закрепите веревками
Нюки (покрышки) для зимнего чума делают из оленьих шкур и покрывают ими каркас в два слоя — на один чум уходит до 80 штук. Мех на шкурах внутреннего слоя подстригают, чтобы туда не забивался снег: иначе нюк покрывается ледяной коркой, хуже удерживает тепло и не позволяет чуму «дышать». Летом чум покрывают брезентом или покрышками из геотекстиля, а раньше для этого использовали бересту.
Растяните по каркасу внешние нюки (мехом наружу), закрепите веревками
Благодаря двойному слою меховых нюков создается эффект термоса — воздух между слоями позволяет удерживать температуру внутри чума. Тепло от очага поднимается к верхушке чума вдоль центрального шеста и стенок и образует «тепловую пробку»: зимой она удерживает теплый воздух внутри и защищает чум от потоков холодного воздуха, а летом не пускает внутрь насекомых.
Сзади чума, в месте, где сходятся края нюков, прислоните к чуму шест, а на него вертикально поставьте нарту
Нарту нужно прислонить к чуму для того, чтобы не разлетались края нюков. Для этого используют не любую нарту, а нуто: на ней перевозят шесты. Строгая специализация нарт (одни для нюков, другие для шестов и т. д.) и их строгий порядок в аргише (караване) — один из многочисленных приемов, которые позволяют чуму быть мобильным жилищем.
Присыпьте снегом подол чума по всей окружности
Одно из немногих дел при установке чума, которым всегда занимается не женщина, а мужчина. Подол чума присыпают снегом (летом — дерном), чтобы защитить его от сквозняков и дополнительно укрепить.
Подробнее о свойствах чума можно прочитать в книге «Арктика: атлас кочевых технологий», на основе которой Arzamas составил эту инструкцию. А чтобы узнать, как живут ямальцы между установкой и упаковкой чума, то есть во время кочевья, смотрите лекцию Андрея Головнёва «Кочевники Ямала: искусство бесконечного переезда».
Как устроен чум у ненцев
Чум имеет коническую форму и хорошо приспособлен к открытым пространствам тундры. Снаружи с него легко скатывается снег, а внутри, не задерживаясь, выходит дым от очага.
Любой чум собирается из нескольких десятков шестов (20-50). Чем их больше, тем вместительнее чум.
Летом чум покрывается одним, а зимой двумя слоями оленьих шкур, причем, внутренний слой шерстью внутрь, но сейчас этот слой заменяется дорнитом. Зимний чум называется сырей мя, а летний – таны мя.
Традиционно у ненцев чум устанавливает женщина, но сейчас к этому относятся более лояльно. Кстати, летом такой чум ставится всего за 20-30 минут, практически как туристическая палатка, а зимой час-полтора.
Зимой на пол чума раскладывают доски, летом же обходятся без них, это упрощает сборку жилища и позволяет не перегружать оленей при передвижении с места на место.
Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют — симзы. К этому шесту над очагом крепятся два горизонтальных, а поперек них кладут железную жердочку: на эту жердочку вешают железный крюк для котла.
Труба от печки уходит строго в центр чума. Верхушка не герметичная, она дает возможность для циркуляции свежего воздуха и выходить дыму из жилища.
Кстати, женщинам запрещается обходить печку с задней стороны, это можно сделать только с передней. Мужчинам можно и так и так.
После установки чума женщины застилают постели внутри. Поверх циновок кладут оленьи шкуры.
Женская половина (сея) расположена ближе к выходу из чума. Там женщины хранят свои принадлежности.
В чумах нет ни кроватей, ни шкафов. Из мебели только есть маленький столик, который стоит за печью.
Для нас его вытащили и накрыли. Всем этим занимается женщина, пока мужчина ждет.
Раньше в чумах для освещения использовались чаши, которые наполнялись рыбьим жиром, куда погружался фитиль, позже появились керосиновые лампы, а сейчас почти все используют бензогенераторы.
Хотели бы переночевать в таком чуме? Я очень, но к сожалению, у нас не было лишнего дня для этого.
Ненецкий Чум. Как он устроен внутри. Каслание. Изгнание злых духов
Традиционное жилище коренных народов севера видели все. Ненецкие чумы встречаются на множестве фотографий, в тысячах видеороликов и их ни с чем нельзя спутать. Но знаете ли вы, как они устроены изнутри? Как собрать и разобрать чум за 30 минут, благодаря чему в нём сохраняется тепло, и как изгнать злых духов, покушающихся на покой ненцев? Обо всём этом смотрите в нашем видео!
на пикабу захожу почитать, а не посмотреть видео под 20 минут.
Нет желания тратить 18 минут своей жизни на видео с неизвестным содержанием. А вот потратить полминуты на пяток фоток можно было бы.
как изгнать злых духов, покушающихся на покой ненцев
Как живут коми-зыряне на Крайнем Севере
Быт. Язык. Еда. Одежда
Коми-зыряне или просто коми ― один из древнейших народов России. Его история уходит корнями во времена неолита, а это около двух тысяч лет до нашей эры. Сегодня коми проживают на Севере России ― на территории одноименной республики, в Ямало-Ненецком, Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, в Мурманской и Тюменской областях.
В Ямало-Ненецком автономном округе живут около шести тысяч коми-зырян. Здесь они называют себя «изьватас». Они пришли сюда в XIX веке в поисках мест, где можно пасти оленей. Многие из них до сих пор говорят на своем языке, носят национальную одежду и ведут традиционный образ жизни.
Как сформировался народ коми? Чем они традиционно занимаются и на каком языке говорят? Какую одежду носили раньше и сейчас? Во что верят? Есть ли разница между коми-зырянами и коми-пермяками? В этом видео мы расскажем подробнее о древнем народе и постараемся найти ответы на все эти вопросы.
Дорога в родные края
Самый частый вопрос
«Что в тундре едите и делаете ли вы шашлыки?»
Один раз в три месяца ездят в посёлок получить социальные выплаты и закупиться самыми необходимыми продуктами:
— мука;
— соль;
— крупы;
— сахар и т.д.
В основном питаемся рыбой и мясом оленя или диких животных (зайцы, песцы), или птиц (весной).
Летом сушим-коптим рыбу называется Юкола.
Брюшко рыбы подсушиваем и жарим на её же жиру. Получается очень вкусно. 😋
Да из оленина шашлыки делаем, но очень редко.
Вкусно получается отбивные делать. 😍
Из курицы в основном.
Задавайте вопросы в комментариях❤️❤️
Сколько стоит чум оленеводов?
Несколько лет назад, недалеко от Нарьян-Мара (село Красное), попал на предприятие, где «шьют чумы» сохраняя традиции народов Севера и обеспечивая оленеводов жильем.
При кажущейся простоте чум – это достаточно сложная постройка, которую не сможет просто так возвести неподготовленный человек. И как это часто бывает, рядом со словом «сложно» нередко стоит слово «дорого». Отсюда возникает вопрос: если конвертировать шкуры оленей в «кровные», как много будет стоить чум?
Без преувеличения будет сказано, что у оленеводов в этом отношении своя «ипотека».
Чум оленеводов – сложная постройка, а не шалаш из кучи шкур и палок, сваленных в одно место. На строительство среднего чума для молодой семьи у оленеводов уходит порядка 40 длинных и толстых деревянных жердей, а также шкуры, снятые с 80 забитых оленей. На строительство большого чума для крупной семьи нужно будет забить еще больше зверей. При этом важно понимать, что стадо в 200 оленей дает в год приплод около 40 голов. Таким образом, строительство среднего чума требует не менее 2 лет напряженной работы.
В действительности же на создание жилища оленеводы тратят куда больше временим. Так как забить 40 и уж тем более 80 голов единовременно – невозможно, с таким подходом просто изведешь собственное стадо. Кроме того, часть шкур идет на ремонт и изготовление одежды, обуви и подстилок. Сегодня многие оленеводы при строительстве чума могут временно использовать промышленные материалы вроде брезента для затыкания тех дыр в конструкции, на покрытие которых шкур пока не хватает.
Так же у современных оленеводов есть возможность купить шкуры и привезти их к местным ип-шникам, которые сошьют им покрытие для чума.
Жилище оленеводов собирается и разбирается подобно конструктору. В этом его огромное преимущество. Собирать чум приходится в одном из двух вариантов в зависимости от сезона. Стены зимнего чума толще, чем стены летнего. А значит на первый всегда уходит чуть больше шкур. И здесь мы медленно подходим к стоимости такой «палатки».
Итак, одна выделанная оленья шкура в розничной торговле оценивается в сумму около 20 тысяч российских рублей. Если покупать напрямую у оленеводов, то цена чаще всего падает в два раза. Так что средний чум стоит не менее 800 тысяч рублей, а при учете того, что нужны еще жерди и металлическая печка для обогрева, цена поднимается до 1 млн рублей.
Много это или мало? Конечно, это далеко не ипотека в Москве. Но однокомнатная квартира в ПГТ в ямальской глубинке сегодня стоит почти столько же. А учитывая, что чум – это своего рода шалаш, то для «цивилизованного» человека «палатка» оленеводов выглядит крайне дорогой.
Вот традиционная одежда, которая сейчас так же в ходу и которую шьют из шкур.
«100 лет кочевой жизни»
Ненецкой бабушке Мюсене Токливне Яптик в этом году исполнилось 100 лет!
Мюсена Токливна почти всю жизнь вела кочевой образ жизни, как и предначертано ей именем. Ненецкое имя Мюсена означает «кочующий».
И на крайнем севере есть долгожители. Здоровья и счастья всем пожилым жителям сурового края
Дубликатонометр ругался, но бабушка Мюсена Токливна продолжает кочевать.
О верблюдах, лошадях, козлах и СКР
С разницей в несколько дней в СМИ появилась информация о двух фактах жестокого обращения с животными, совершенных публично и мотивированных национально-культурными традициями. Первой отличилась Иркутская область, а именно город Ангарск – где в ходе некоего, то ли шаманского, то ли не шаманского обряда были сожжены пять верблюжьих туш. Верблюды предварительно именно для этой цели приобретались и умерщвлялись. Обряд, как водится, проводился во укрепление России и процветание ее многонационального народа. От укрепителей Отечества мгновенно открестились все, кто только мог, зоозащитники зашлись в истерике, и пару дней назад местная прокуратура, проведя проверку по опубликованным в сети фактам, направила в ангарскую полицию материалы под возбуждение уголовного дела.
Что мы наблюдаем в конкретной ситуации? Четкую, отлаженную работу государственного механизма. Факты были опубликованы в сети Интернет, в ходе мониторинга сотрудниками прокуратуры обнаружены, оперативно проверены, в рамках своих полномочий прокурор направил материалы в полицейское дознание. Теперь слово за МВД – усмотрят они там чего или не усмотрят. Но пока все происходит в точном соответствии с ведомственными приказами и требованиями закона.
А теперь ситуация номер два. На Московском ипподроме в честь 23 февраля проводилась азиатская народная забава под ярким и сочным названием «Раздирание козла». Суть ее сводится к тому, что непосредственно перед началом игрищ козел умерщвляется, потрошится, а далее на протяжение часа его тушу пытаются друг у друга перехватывать конные всадники, с целью забросить ее в некий аналог ворот. Козла в Москве 2019 года пожалели, и потому воспользовались макетом туши – а вот пересесть с лошадей на велосипеды участникам не захотелось. Да и несколько тысяч характерной национальной принадлежности зрителей явно бы такое нововведение не оценили.
Так как игра проводится в жестком режиме, со столкновениями, падениями и травмами лошадей, зоозащитники опять же посчитали, что имело место быть жестокое обращение с животинами, и поделились своим мнением в Сети. Как результат: по личному поручению А. Бастрыкина (этот замечательный человек, помимо написания научных монографий и стихов, еще и руководит следственным комитетом России), московское ГСУ СК проводит проверку по данному факту.
Что мы наблюдаем в данном случае? Ад, трэш, угар и правовую содомию. Потому как в УПК РФ есть такая статья, за номером 151. Она регламентирует вопросы подследственности, то есть, грубо говоря, определяет, какой именно из многочисленных государственных органов должен заниматься расследованием тех или иных преступлений. Так вот, расследованием уголовных дел, а значит, и проведением предварительных проверок по ст. 245 УК, занимается полицейское дознание. По второй части рассматриваемой статьи – полицейское следствие. Ни слова о СК применительно к данному составу там нет.
Если смотреть с точки зрения закона, это означает, что никакого права на проведение проверки по данному факту у органов СК нет. Вообще. Соответственно, и любой ее результат – будь то постановление о возбуждении уголовного дела, или же отказ в таковом, никаких правовых последствий породить не может. И возникает резонный вопрос – а что вообще происходит?
Руководитель главного следственного органа России запамятовал об отдельных положениях закона? Но где тогда были многочисленные помощники, заместители, референты и прочие сотрудники, которые по роду службы должны эти моменты отслеживать? Честно говоря, верится слабо.
Либо это целенаправленная попытка снять возможное напряжение в связи с ситуацией. Для общественности отчитались, что делом занялся СК, все в восторге и нетерпении ожидают результатов, проходит месяц-полтора, тема из общественного фокуса пропадает, и по факту никакого решения не принимается. Потому как те, кто материалом занимаются, решения принять и не могут в принципе. Все в плюсе: и волки сыты, и овцы блеют. Однако эта версия отчетливо попахивает конспирологией, и потому мне тоже не особо нравится. Более предположить не могу, к сожалению, ничего, но с интересом выслушаю версии, буде таковые появятся.
А вообще, все происходящее очень напоминает один реально имевший место случай. Некая гражданка, чьего имени и сути дела за давностью событий вспомнить уже не смогу, крайне возмущалась неэффективным следствием по уголовному делу. По-моему, она была признана по нему потерпевшей. В связи с чем, она подала ходатайство на имя руководителя следственного органа о передаче ее дела в Федеральную экспертную службу (ФЭС – вымышленный орган, фигурирующий в телесериале «След»). Там, мол, нормальные люди работают, знающие и умеющие, они разберутся, не вам чета. По сюжету сериала, работники этой службы раскрывают и расследуют всё и всех, и неизменно успешно. Разве что не судят сами, но это, видимо, на следующий сезон оставили… Над гражданочкой тогда поржали втихаря, да и забыли, а вот сейчас вспомнилось.
Так вот. Последние пару лет СК все быстрее и быстрее дрейфует в сторону ФЭС. И какова будет конечная станция этого плавания, сказать пока сложно. Но, как ни жаль, явно не Рио-де-Жанейро.