с чего начинать приватизацию земли под частным домом

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

— приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

— отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

— отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

— приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

— в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник

Приватизация земли под частным домом – законы и инструкции

с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть фото с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть картинку с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Картинка про с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Фото с чего начинать приватизацию земли под частным домом

Государство начало процесс передачи в частную собственность участков под домом, когда стала очевидность абсурдность отсутствия прав на землю, на которой располагается жилье гражданина. Фактически собственник дома использует участок по собственному усмотрению, но юридически эта возможность не оформлена. Приватизация земельного участка под частным домом не такая простая процедура, как может показаться. Разберем ее тонкости и особенности в статье.

Приватизировать участок можно несколькими способами:

Процесс приватизации может занять до полугода. Перед началом процедуры рекомендуется проконсультироваться с юристом.

Возможна ли бесплатная приватизация участка под частным домом?

Бесплатная приватизация участка под частным домом возможна в трех случаях:

Воспользоваться возможностью бесплатно приватизировать земельный участок под частным домом гражданин вправе только однократно. Для этого потребуется предоставить полный пакет документов, подтверждающих право на приватизацию.

с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть фото с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть картинку с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Картинка про с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Фото с чего начинать приватизацию земли под частным домом

Запрещается бесплатно приватизировать земельные участки, которые:

Таким образом, бесплатная приватизация возможна только в отношении земель, которые находятся в общем обороте.

Бесплатная приватизация подразумевает, что собственнику не придется платить за земельные сотки. Тем не менее, придется потратиться на межевание, оценку, оформление документов и регистрацию права собственности.

Приватизация земельного участка под жилым домом посредством выкупа или суда

Если гражданин не имеет права на бесплатную приватизацию участка и не относится к категории лиц, получающих социальные льготы, он может выкупить землю под домом. Стоимость участка в таком случае определяется не по рыночной, а по кадастровой оценке.

Может произойти так, что муниципалитет отказывает собственнику дома в приватизации участка. Зачастую, подобные ситуации возникают, если после вступления в силу Земельного кодекса земельный участок находится в бессрочном владении. В таком случае следует обратиться в судебные органы для разбирательства.

Приватизация какого участка под домом разрешена?

Приватизация земельного участка под частным домом разрешена только в том случае, если:

Запрещается оформлять в собственность земельные участки, которые имеют ограничения по использованию, были изъяты у заповедников, входят в состав резерва государства, а также на которые было установлено вето на приватизацию на государственном уровне.

Порядок приватизации земельного участка под частным домом

Чтобы приватизировать земельный участок под частным домом, в первую очередь, следует обратиться в муниципалитет с заявлением и кадастровым планом на землю. Заявление на приватизацию будет рассмотрено в течение двух недель. По итогу рассмотрения муниципальные органы власти разрешат бесплатное выделение земли в частную собственность или предложат выкупить земельный участок.

с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть фото с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть картинку с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Картинка про с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Фото с чего начинать приватизацию земли под частным домом

Затем следует обратиться в Росреестр. Документы для приватизации земельного участка под домом могут различаться в зависимости от конкретной ситуации. Как правило, от заявителя требуют:

Если земельный участок не был ранее поставлен на кадастровый учет, могут возникнуть трудности с оформлением кадастрового паспорта. Чтобы поставить землю на кадастровый учет необходимо обратиться в администрацию, описать свою проблему и написать заявление.

Оформлению кадастрового паспорта сопутствует проведение межевания. К сожалению, все расходы на обозначение границ и подготовку документов придется понести вам.

Для приватизации межевание не обязательно. Однако, согласно поправкам в Земельный кодекс, после 2018 года вы не сможете совершить с участком какие-либо юридические действия, если его границы не будут должным образом установлены и зафиксированы.

После решения всех вопросов с постановкой на кадастровый учет следует обратиться в Росреестр с полным пакетом документов. Там пишется заявление о признании права собственности. Дело о приватизации может рассматриваться до месяца.

Если все в порядке, земля оформляется в собственность безвозмездно или на основании договора купли-продажи.

Приватизация земли под домом на две квартиры

Старые дома часто строились на две квартиры. Чтобы приватизировать расположенный под таким домом участок, необходимо единовременно обратиться в уполномоченные органы двум собственникам жилья. Оба владельца квартир пишут заявления и предоставляют пакет необходимых для приватизации документов. Такие участки юридически характеризуются как неделимые.

Приватизировать землю под домом на две квартиры можно только в долевую собственность. Размеры долей определяются пропорционально долям проживающих в квартирах лиц.

При приватизации земли под домом на две квартиры обязательно получить согласие всех собственников. Это главное условие, без которого оформление в собственность невозможно. Если сосед отказывается от приватизации, нужно обращаться в суд с просьбой передачи доли участка в собственность без согласия других лиц.

Стоит учесть, что после того, как произойдет приватизация земельного участка под частным домом, собственник будет обязан ежегодно перечислять в бюджет земельный налог.

Источник

Особенности приватизации земли под частным домом и МКД. Порядок, сроки и стоимость

с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть фото с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть картинку с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Картинка про с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Фото с чего начинать приватизацию земли под частным домом

Наличие права собственности на домовладение не означает такого же статуса участка, на котором расположена постройка. Земельная территория не всегда принадлежит владельцу строения. Такая ситуация может создать определенные трудности, например, при продаже или передаче по наследству. Лучшим решением такой проблемы будет приватизация земли под домом.

До какого года продлили?

с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть фото с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть картинку с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Картинка про с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Фото с чего начинать приватизацию земли под частным домомРанее срок приватизации частного недвижимого имущества, в том числе и земельных участков продлевался неоднократно, поэтому актуальным остается вопрос, до какого года продлены сроки сейчас. В настоящее время,по правилам пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ определено, что срок оформления земельных участков – неограничен.

Указанное правило касается территорий, предоставленных в постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение и аренду.

Когда возможно бесплатное проведение?

Статья 39.5 ЗК РФ позволяет приватизировать земельный участок на безвозмездной основе в следующих случаях:

Отказ в приватизации будет иметь место в случаях, определенных в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178.

Это правило распространяется на участки, входящие в состав земель:

с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть фото с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть картинку с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Картинка про с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Фото с чего начинать приватизацию земли под частным домом

Указанный перечень оснований для отказа является исчерпывающим. Подробнее о том, какие категории земель не подлежат приватизации, можно узнать тут.

Можно ли приватизировать ЗУ, если частное жилье в собственности?

Если владелец дома оформил на него право собственности, он может приватизировать участок под ним. Ограничения, касающиеся количества участий в приватизации в отношении объекта. Если человек не приватизировал участок ранее, он может это сделать и после оформления дома в собственность (как узнать приватизирована ли земля?).

Больше информации о том, как выполнить передачу прав на землю в частную собственность., если дом приватизирован, а земля под ним нет, узнайте в отдельной статье.

Если владельцев несколько

Под МКД

Жильцы многоквартирного дома вправе приватизировать участок, на котором располагается объект недвижимости. Для этого необходимо провести общее собрание и решение оформить протоколом. Приватизация участка под МКД позволяет осуществлять:

с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть фото с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть картинку с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Картинка про с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Фото с чего начинать приватизацию земли под частным домом

Подробнее о приватизации земельного участка под многоквартирным домом мы рассказали здесь.

С чего начать?

Для того, чтобы осуществить процедуру приватизации земли, необходимо обратиться в уполномоченные официальные инстанции. Таковыми являются местная администрация и орган Росимущества.

Когда идти в местный муниципалитет?

Обращаться в местную администрацию следует в случаях, когда земельный участок находится в муниципальной собственности. Информацию о принадлежности территории можно получить, обратившись в указанный орган.

Когда посетить отделение Росимущества?

В случае с участком, находящемся в федеральном ведении, обращаться необходимо в территориальное отделение Росимущества. Такие органы расположены в каждом регионе и субъекте РФ.

Как приватизировать земельный участок?

Процесс оформления ЗУ в собственность состоит из нескольких этапов.

Составление и подача заявления

с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть фото с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть картинку с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Картинка про с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Фото с чего начинать приватизацию земли под частным домомОснованием для рассмотрения обращения заинтересованного лица является его заявление. Оно составляется в простой письменной форме.

В тексте должно быть указано следующее:

Обращение передается лично, пересылается по почте, через законного представителя или портал Госуслуги.

Какие нужны документы?

К заявлению нужно приложить:

Допускается представление заверенных копий документов.

На жилье

В отношении домовладения нужно будет предоставить правоустанавливающие документы – договор купли-продажи, мены, дарения, которые ранее заключал собственник. К такому перечню можно отнести – выписку из ЕГРН, свидетельство о наследовании или праве собственности.

На ЗУ

В отношении земельного участка потребуется представить:

с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть фото с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть картинку с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Картинка про с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Фото с чего начинать приватизацию земли под частным домом

Подробнее о перечне документов на ЗУ под различные нужны мы писали в этом материале.

Заключение договора с администрацией

После рассмотрения обращения и принятия положительного решения с собственником земли, то есть с государственным органом, заключается договор о приватизации. Он оформляется в трех экземплярах, по одному для каждой из сторон и Росреестра.

В договоре должно быть указано:

Документ должен быть заверен печатью государственного органа.

Обращение в Росреестр

с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть фото с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть картинку с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Картинка про с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Фото с чего начинать приватизацию земли под частным домомПосле подписания договора с администрацией нужно обратиться в Росреестр для регистрации права собственности. Для этого потребуется подготовить письменное заявление в произвольной форме.

К нему нужно приложить:

После поступления указанных документов право собственности будет зарегистрировано.

Сколько стоит?

Приблизительная стоимость оформления необходимых документов на ЗУ под частным жильем:

Сумма пошлины за регистрацию права собственности указана в пункте 22 статьи 333.33 НК РФ и составляет 2 000 рублей.

Больше нюансов о том, сколько возможно придется заплатить за приватизацию наделов разного назначения, можно ли не тратиться на процедуру, рассказано отдельно.

Сроки рассмотрения

Обращение заинтересованного лица о приватизации в местной администрации рассматривается в течение одного месяца. Регистрация в Росреестре займет не более семи дней. Если обращение в регистрирующий орган поступает через интернет, то процедура не займет более одного дня.

Особенности единовременной процедуры

с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть фото с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Смотреть картинку с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Картинка про с чего начинать приватизацию земли под частным домом. Фото с чего начинать приватизацию земли под частным домомОдновременная приватизация указанных объектов невозможна. Тем, кому интересно, можно ли получить право собственности на ЗУ, если частная недвижимость не приватизирована, ответим, что если человек намерен приватизировать земельный участок, он должен сначала оформить на себя дом, например, снять с него статус служебного. После этого можно совершать действия с участком.

Надо ли проводить процедуру: плюсы и минусы

Приватизация земельного участка под домом имеет свои плюсы и минусы.

К преимуществам можно отнести:

К недостаткам приватизации можно отнести тот факт, что:

Приватизировать участок под собственным домом, может практически каждый владелец, в том числе и жители МКД. Для этого необходимо подготовить ряд обязательных документов и обратиться в уполномоченный орган власти. Процедура повлечет за собой определенные расходы, связанные с оформлением документов и оплатой госпошлины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *