с чего начинать изучать географию
Игры, видео, онлайн-карты: 6 способов изучать географию, когда нельзя путешествовать
Как изучать в домашних условиях такой объёмный и разноплановый предмет, как география, рассказывает педагог школы Wunderpark International School Валентина Третьякова.
Для домашних занятий лучше использовать разноплановые типы занятий. Это поможет осваивать материал с разных сторон, сделает обучение разнообразным и поможет выявить типы занятий, интересные именно вашему ребёнку.
1. Сделайте учебники нескучными
Для младших школьников родители могут использовать такой приём: сказать, что забыли какой-то научный факт, и спросить ребёнка, не помнит ли он. Ребёнок, скорее всего, сам захочет найти ответ в учебнике или интернете и рассказать. Но часто этой уловкой пользоваться нельзя.
Можно просто обсуждать в семье темы, перекликающиеся с темами школьной программы: старинные карты, древнее искусство, завоевания, колонии и изменения политической карты мира. Это применимо для любого возраста.
В начальной школе можно играть с учебником: например, попросить найти нужный термин на скорость и объяснить значение. Ребёнок при этом не должен знать, что игра направлена на образовательные цели.
2. Обсуждайте и фантазируйте
Если ребёнок любит рисовать, можно делать иллюстрации по мотивам учебника, придумывать комиксы и истории. В теме «Круговорот воды в природе» может появиться путешествие капли воды, а в девятом классе можно пофантазировать на тему «Где бы я построил металлургический завод и какую прибыль он мне принесёт».
Окружите ребёнка красивыми и интересными ему книгами — сейчас огромное количество энциклопедий, книг-квестов, тематических раскрасок.
Научите ребёнка «бродить» по местам из художественной литературы через онлайн-карты и узнавать о них больше, чтобы лучше представить действие.
3. Смотрите вместе тематические фильмы и мультфильмы
Даже отдыхая и развлекаясь, можно учиться и повышать уровень мотивации. Посмотрите вместе «В поисках капитана Гранта», «Приключения капитана Врунгеля», «Вокруг света за 80 дней». Отмечайте на карте места, где побывали герои, обсудите, почему любителям путешествий важно знать географию, придумывайте игры по мотивам кино.
Видео по соответствующим темам помогут развить интерес к предмету и особенно помогут детям с дислексией. Обсуждайте с ребёнком просмотренное, попросите записать, что нового он узнал. Поначалу ему может быть сложно, поэтому не ожидайте полного объёма информации. Много полезных видео на сайте Российского географического общества. Хорошие каналы на YouTube:
4. Сходите в онлайн-музей
Сейчас многие музеи мира проводят онлайн-экскурсии. Хорошо, если виртуальное знакомство с экспозицией вы проведете всей семьёй, чтобы потом поделиться впечатлениями. Можно начать с выставок Русского географического общества и онлайн-программ Государственного геологического музея им. В. И. Вернадского. Вот также несколько зарубежных музеев:
5. Играйте!
6. Планируйте будущие или вспоминайте прошедшие путешествия
Разрабатывайте маршрут, наносите его на карту, учите простые фразы на языке страны посещения, обращайте внимание на отличия этой страны от России.
Главные принципы самостоятельного обучения
Изучение темы должно начинаться с мотивации ребёнка, после этого можно приступать к получению новых знаний и закреплению. Мотивировать поможет интересное видео или серия мультфильма, разговор о том, зачем нужно знать географию. Далее — читаем учебную литературу или смотрим видеоурок, конспектируем.
Для закрепления материала предложите ребёнку сделать рисунок или аппликацию. Более старшие школьники могут создавать инфографику, презентации и сайты, каналы в интернете. Цикл можно повторять с каждой темой, экспериментируя с методами.
Важные моменты:
1. Возраст. Содержание учебного материала, методы и требования должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка.
2. Выбор тем. Составляя план обучения, можно опираться на учебник. Конкретную тему лучше выбирать вместе с ребёнком. Чем он старше, тем больше свободы должно быть в выборе методов и материалов. Но помощь в обучении может потребоваться в любом возрасте.
3. График. Нужно соблюдать режим учёбы, сна, физических нагрузок, хобби и отдыха. Важно, чтобы был оптимальным для всех членов семьи. Младших школьников нужно учить соблюдать режим: используйте картинки, трекеры с наклейками, интерактивное расписание. Отслеживайте вместе, сколько времени ребёнку нужно на задания, отдых, хобби. Если ребёнок медлителен — это может быть для него нормой и никак не связано с успеваемостью. Запаситесь терпением! Важно выбирать методы, учитывая индивидуальные особенности ребёнка, и помнить, что гармоничные отношения в семье всегда важнее высоких отметок.
География
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Введение
География одна из наук о планете Земля — нашем общем доме, единственная планета Солнечной системы, где живёт представитель вида Homo sapiens — человек разумный. На ней обитают и мирно сосуществуют многочисленные представители животного и растительного мира. Есть материки, океаны и воздух, без которого жизнь невозможна. К сожалению, обитаемые миры, покорённые человеком галактики и вселенные, остаются реальностью только в мире научной фантастики.
Земля из космоса (вид с поверхности Луны)
Пределы обитаемой Ойкумены — это то, что изучает география. Границы изведанного мира значительно расширились, когда человек впервые облетел планету, вышел в космическое пространство, смог месяцами и годами жить и работать в условиях невесомости на станциях, выведенных на планетарную орбиту. И всё-таки, несмотря на активное развитие науки и технологии, единственной космической поверхностью, на которую ступил человек, остаётся наш спутник Луна.
Борьба за первенство в космосе потеряла свою актуальность, но возросла роль географии в современном мире. Сегодня ни одной стране мира, насколько бы развитой она не была, не вытянуть космические путешествия за пределы системы Земля-Луна только с помощью своего экономического потенциала. Поэтому вопрос о том, зачем необходимо изучать географию, актуален именно сейчас, потому что будущее за совместными мировыми проектами. Именно коллективное сотрудничество множества стран, участвующих в строительстве, разработке, выделении финансовых средств и интеллектуальных ресурсов способно помочь человечеству подняться в освоении космоса на ещё одну ступеньку.
Сегодня подобный проект уже существует — это международная космическая станция (МКС), построенная силами нескольких государств (начало строительства — 1998 год), изначально ведущих в космической отрасли. Россия лидер ещё и потому, что первая в мире запустила на орбиту Земли отечественную космическую станцию «Салют».
Международная космическая станция
Следующая станция после Луны для молодого поколения ясна — это Марс. А сейчас самое время знакомства с новой наукой, которая поможет понять значение географии в целом, узнать, насколько наша планета уникальна и неповторима не только в Солнечной Системе, но и сама по себе, несущая жизнь во всём многообразии видов.
Земля — это не только одна из планет Солнечной системы, ей посчастливилось быть обитаемой. Поэтому роль географии в решении глобальных проблем человечества велика и воистину необъятна. Человека окружает удивительный по красоте, многообразный и неповторимый мир. В нём действуют свои законы и ежесекундно происходят те или иные природные процессы и явления, которые влияют на человека положительно или отрицательно.
Вид на гору Фудзияма, Япония
Северное сияние, Финляндия
Люди видят смену сезонов года, как рассветы сменяются закатами, а по небу проносятся облака и грозовые тучи. Становятся свидетелями разрушительных землетрясений, извержений вулканов, наводнений и цунами. Читают новости о новых видах животных и растений, об изменении границ и названий государств и о многом другом. «Что», «где» и «почему» — главные вопросы, которые издревле волнуют людей. Роль географии в жизни человека состоит в том, чтобы объяснять природу происходящих вокруг процессов и явлений.
Извержение вулкана Шивелуч, Камчатка, Россия
Волна цунами, высотой в 1,5 метра, Япония
Тема географии и географических фактов широко представлена всемирным кинематографом. Создано богатое наследие художественных и документальных фильмов о роли географии в мире. Ей посвящали свои труды — стихи и прозу — поэты и писатели золотого и серебряного века: И. Ландо, Ф.Тютчев и т.д.
Не отстают от признанных мастеров пера и школьники 21-го века. Перевернув первую страницу учебника, они незаметно погружаются в мир интереснейшего предмета, узнавая истинную роль географии в современном обществе. Свои эмоции от регулярных географических открытий они стараются перенести на бумагу.
Одно из главных значений географии в жизни человека — это расширение его кругозора. На протяжении жизни люди своими глазами видят, как меняется мир, в котором они живут. Изменения русел рек и климата, появление и исчезновение озёр, новых видов животных и растений, государств и тому подобное происходит не где-то на Марсе или Венере, а рядом с нами каждый день. Быть частью этих изменений, понимать их причины, уметь прогнозировать будущее и стремиться сделать жизнь на планете лучше — этому и учит удивительная географическая дисциплина.
Южная часть России (вид из космоса)
Что изучает география и кто её придумал?
В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?
С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.
Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.
Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.
Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.
Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.
Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.
Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.
Роль, значение и место географии в хозяйственной деятельности человечества
Говоря о роли географии в целом, надо помнить, что её суть почти не изменилась. Ведь недаром вопрос: «Почему географию называют древней наукой?» — считается уместным до сих пор. Современный человек, вооруженный знаниями и новейшими технологиями, занимается тем же, что и человек древнейший: описывает и изучает поверхность земли и её изменения, отображая это в доступной ему форме. В отличие от наших далёких пращуров, которые оставляли свои знания об окружающем мире в виде примитивных угольных рисунков на стенах родной пещеры, в распоряжении человека имеется более широкий спектр инструментов и приборов. С их помощью он описывает новое явление и фиксирует его различными методами: графическими, в виде текстового файла, 3Д формата, телеметрии и т.п.
Метеостанция Владивосток, Россия
Первоначальному накоплению географических знаний, как ни странно, способствовали междоусобные и захватнические войны. Отсюда начинается отсчет, сколько лет науке географии. Издревле завоеванные земли заселялись семьями победителей, народности смешивались, росла торговля, а вместе с ней и спрос на экзотический товар и специи.
Древний Египет, как самый процветающий и сильный регион, снаряжал военные компании в центральную часть Африканского континента, по побережьям Красного моря и Средиземноморья ещё в начале 3-го столетия до н.э. Соответственно, кругозор людей расширялся. Копились и приумножались знания об окружающих пространствах, прогрессировали умения в области использования небесных светил как основных ориентиров, облегчавших путь древним путешественникам. Поэтому роль географии в жизни общества росла, так как от правильных знаний, например, зависел успех ведения земледелия и скотоводства. Если бы люди не наблюдали ежегодно за разливом рек и другими периодическими природными явлениями, древние отрасли хозяйства не смогли бы успешно развиваться. Таким образом, география способствовала появлению древних календарей и заложила основы, объясняющие смену сезонов.
Тогда же силами и наблюдениями предков современных пакистанцев были открыты муссонные ветра, влияющие на земледелие и животноводство Юго-Восточной Азии. Географические компоненты присутствуют и в древнеиндийских трактатах. Например, в «Ведах» есть целая глава о космологии того времени, а в «Махабхарате» имеется список океанов, горных систем и священных рек.
Подводя краткий итог, можно с уверенностью сказать, что в начале своего развития география имела значение описательного характера. Где бы человек ни жил, он всюду занимался накоплением знаний, которые передавались из поколения в поколении не только обменом личного опыта, но и посредством сложения поэм, стихов, философских трудов и т.п.
Передача и обмен знаниями
Ответ на вопрос, «какие объекты изучает география?» многолик и многогранен. Парой слов его не охватить. Потому что географическая оболочка, в которой живёт человек — это сложная структура, в которой все природные элементы тесно взаимосвязаны между собой. Нарушить связи между ними проще простого, понять и сохранить неизменными — намного труднее.
Однако, специфичность и многочисленность объектов исследования привели к тому, что единая географическая дисциплина разделилась на ряд узконаправленных отраслевых ветвей. И теперь география это система наук!
Система географических наук (Источник)
Основное деление коснулось природы и экономики. Поэтому география в системе географических наук делится на две части: физическую и экономическую, изучает природу и законы развития мирового хозяйства соответственно.
С недавнего времени выделяют и третью — социальную, так как эра глобальных географических открытий уже закончилась, а изучение условий жизни и деятельности населения планеты как части природы происходит до сих пор.
Существует и неофициальное деление, в котором отдельно от этих трёх ветвей выделяют географическую картографию.
Однако и это не предел разделения. Вопросы в каждый части географии настолько объёмны, что каждая отраслевая группа дробится дальше, напоминая дерево с ветками. Например, физическая география распадается на три подгруппы, анализирующие разные предметы исследования.
Эти научные дисциплины тоже объёмные, поэтому имеют свою иерархию по видам изучаемых объектов. Они могут объединяться в общий альянс, изучая один элемент географической оболочки, но под разными углами. Так, в частности, альянс по изучению водных объектов подразделяется на следующие науки-категории:
В зависимости от глубины исследования и количества предметов изучения, эти науки дробятся дальше. Например, гидрология изучает воду во всём её многообразии, но вода это не только дождь и снег. На планете множество водных объектов, требующих более детального изучения. Так возникла лимнология, изучающая озёра планеты и их особенности, болотоведение, где из названия уже ясен предмет пристального внимания учёных-географов и т.п. Подобное дробление необходимо, чтобы успешно решать задачи современной науки географии.
Разнообразные типы почв и живых организмов «раскладывают по полочкам»:
Развитие технического прогресса в течение 20-го века показало, как география связана с другими науками. Стали появляться новые географические учения, возникающие на стыке соприкосновения с иными самостоятельными не географическими дисциплинами. Так, например, появилась география:
Изучив богатое на ветви географическое древо, можно подвести итог, зачем изучать географию: предмет настолько многогранен, что необходимы десятки других дисциплин, чтобы понять что, как и почему происходит на планете в целом и вокруг человека в частности.
Как изменялась специфика предмета изучения географии с древних времён до настоящего времени
Сегодня поразительно думать о том, что история развития географии как науки началась в глубокой древности. Для накопления знаний о земной поверхности и отображении их на географических картах и в описаниях, человечеству потребовались тысячелетия. Причём, география живая наука, и накопительный процесс познаний продолжается до сих пор. Современным школьникам и студентам достаточно открыть атлас — и весь мир перед их глазами. Тогда как их современники, жившие более двух тысяч лет назад, озадачивались вопросом: далеко ли от них находится край земли.
В течение долгого времени, пока география «взрослела», до получения ею полноценного «аттестата» — титула самостоятельной науки, формировались и совершенствовались основные формы организации исследований. Изначально это были пешие и гужевые [1] путешествия и экспедиции. Потом им на смену пришли комплексные наблюдения на специально оборудованных станциях (антарктические, арктические, высокогорные, глубоководные, шахты). И технический апогей 21-го века — мультикомплексные исследования с космических орбитальных станций, которые решают задачи современной географии.
Белых пятен на мировой карте уже давным-давно нет, но в мире достаточно мест, куда до сих пор ещё не ступала нога «белого» человека и таких районов достаточно:
Антарктида, панорама с высоты птичьего полёта
Начальная физическая география — это основа всех последующих знаний о земной поверхности. Структура курса представлена 4-мя рубриками, изучив которые станет понятно, что изучает современная география:
Итогами изучения этих тем будут новые знания о том:
Процесс изучения начальной физгеографии даёт старт воспитанию географической культуры, пониманию специфического языка науки, способности самостоятельно искать ответы на вопросы, используя многочисленные ресурсы географической направленности.
Словарь
Гужевой транспорт — вид транспорта, в котором повозки приводятся в движение животными (лошадьми, волами и т.п.). Образовано от слова «гуж» — кожаная или верёвочная петля в упряжи.
Изучаем географию
Меня попросили выложить информацию по изучению стран мира, но я начну с начала, а если потребуется более детальная информация выложу отдельным постом.
Итак тема: «Планета Земля».
По программе детского сада дети знакомятся с картой мира, глобусом, материками, странами, народностями и т. п. в подготовительной группе. Тема так и называется «Планета Земля». На основе этой программы я составила алгоритм знакомства с географией своих детей. По возрасту ориентируйтесь от 4,5 до 6, 7 лет. Покажу «скелет», и интересную информацию, которую нашла.
План знакомства и изучения темы «Планета Земля».
1. Познакомить с планетой Земля на глобусе и карте.
2. Дать понятия материк (название 6 материков), океан (название 4 океанов), остров, море, южный и северный полюса, части света.
3. Закрепить понятия: равнины, горы, реки, пустыни, леса. Закрепить знания о смене дня и ночи, о смене времен года.
4. Знакомить с климатическими условиями разных материков:
— с самым жарким континентом – Африкой, с её климатическими условиями; растениями и с животными: верблюд, антилопа, леопард, лама и т. д. ;
— с самым холодным континентом – Антарктидой, с её климатическими условиями; растениями и с животными: обитают тюлени, морские леопарды, пингвины, моржи;
— с климатическими условиями Австралии, растениями и с животными материка (кенгуру, коала, ехидна и т. д.);
— с климатическими условиями Северной Америки, растениями и с животными материка
— с климатическими условиями Южной Америки, растениями и с животными материка
— с климатическими условиями Евразии, растениями и с животными материка
Развивать умение называть и отличать представителей животного мира по строению и условиям обитания на планете.
5. Познакомить с растительным и животным миром океанов.
6. Дать представление о наличии разных стран на планете. Дать представление о наличии разных национальностей на планете Земля.
Рассказать о том, что на Земле много стран, живут люди разных рас и национальностей. Формировать интерес и уважение ко всем людям, отмечая их самобытность. Показать различие культур, особенности быта, обычаев.
7. Рассказать об экологической опасности, угрожающей на¬шей планете, и действиях человека по ее защите. Формировать понимание, что для сохранения природы ее нужно охранять
Вот такой план по изучению темы «Планета земля». Желательно придерживаться этой схемы при изучении всей темы. Континенты можете изучать в любом порядке
Теперь об информации на просторах интернета и книгах.
Есть замечательная книга Жданова И. К. Мир и человек (географический атлас) по другому Мир вокруг нас. Географический атлас для детей. 1988 – 1991 годы издания. Можно скачать в интернете. В ней вы найдете всю информацию по физической географии.
Есть серия мультфильмов: Почемучка, Уроки тетушки совы, География для малышей, Материк Евразия (музыкальный развивающий мультфильм).
По этому адресу список больше http://abc-books.ru/search?vq=География%20для%20детей
Здесь географические стихи и загадки http://www.zanimatika.narod.ru/Nachalka10.htm
Знакомство с географией по сказкам, картам, играм на улице http://www.7ya.ru/article/Geografiya-dlya-malyshej/
Игры с картами http://www.7ya.ru/article/Geografiya-dlya-malyshej-2-igry-s-kartoj-mira-svoimi-rukami/, http://www.schoolearlystudy.ru/geografiya/geograficheskiy-pazl-svoimi-rukami (здесь хорошо рассказано как познакомить со странами и народами).
Здесь очень интересно мама знакомит с картой и глобусом http://kruchinskaya.com/geografiya-dlya-detej-chto-takoe-globus-i-karta-mira/
Методика подачи географии в детском саду http://praleska-red.by/content/pekarskaya.pdf
Список книг вам в помощь http://family.booknik.ru/articles/spiski/po-moryam-po-okeanam-/
Конспект занятия по ознакомлению с картой и глобусом http://festival.1september.ru/articles/525909/
Есть ещё компьютерные игры с Лунтиком.
Вот вариант изучения материков на развивающих занятиях:
— Путешествие в Антарктиду (вместе с вами мы изучим снег и лед, поговорим об айсбергах, поиграем в пингвинов, узнаем, кто еще живет на этом необычном материке, кроме животных и птиц)
— Путешествие в Австралию (играя в Австралию вы узнаете о самых необычных животных, которых нигде больше нельзя встретить, о природе материка, вы сможете почувствовать себя австралийским аборигеном и увидеть достопримечательности Австралии и Океании)
— Путешествие в Южную Америку (вместе с вами мы поговорим о том, кто из животных обитает на материке и чем интересна природа Южной Америки. Мы узнаем, почему она считается самой интересной. Мы познакомимся с древними цивилизациями и культурой этого необыкновенного и неповторимого континента)
-Путешествие в Северную Америку (во время игр с материком, мы узнаем о его природе, животных, достопримечательностях и народах, которые когда-то населяли его)
— Путешествие в Африку (Как и на прошлых материках, мы будем изучать природу и животных, мы узнаем, какие племена населяют Африку, чем они отличаются, в каких домах живут. Мы сами сделаем африканские украшения, мы послушаем музыку африканских племен и научимся танцевать под нее, мы окунемся в мир искусства африканского народа. Мы рассмотрим достопримечательности Африки и узнаем, как жили древние египтяне.)
— Путешествие в Евразию. (Изучать материк мы будем его через страны. Для каждой страны у нас будет свой гид, который поможет нам узнать самое интересное и необычное. Всего стран будет девять: Швеция, Италия, Франция, Дания, Германия, Великобритания, Индия, Китай и, конечно же, Россия. Изучая страны, мы узнаем о их достопримечательностях, людях, праздниках, попробуем сделать несколько национальных костюмов, приготовить блюда, характерные для той или иной страны. Мы посмотрим, в каике игры играют на территории того или иного государства. Мы будем читать стихи и сказки, слушать музыку, заниматься творчеством и конструированием. В некоторых странах мы затронем вопросы искусства и окунемся в мир художников, архитекторов и композиторов)