с чего начинать изучать гегеля
Гегель, с чего начать и стоит ли?
Автор Соломон,
24 марта, 2019 в Философский форум
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Войти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Топ авторов темы
Популярные посты
Соломон
Здравствуйте, уважаемые форумчане! Хочу спросить, как надо изучать Гегеля, и вообще стоит, ли? Почему, стоит ли? Дело в том, что я врач, во врачебной науке, очень быстро меняются познания, насчет при
p0kk0
Игумен
Изображения в теме
Популярное сейчас
Автор Fun Lenivec
Создано 1 час назад
Автор Вальденбург
Создано 1 час назад
Автор Костя Москва47
Создано 3 часа назад
Автор Takeiteasy
Создано 5 часов назад
Автор Аннанна
Создано 8 часов назад
Самое обсуждаемое за месяц
Автор Чесная
Создано 1 ноября
Автор Анастасия0109
Создано Понедельник в 08:29
Философия Гегеля. Насколько она доступна для понимания?
Начиная разговор о философии Гегеля, невольно вспоминаются слова царя Соломона: «И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их».
Гегель создал необычайно сложную философскую систему. Свое наследие он изложил в ряде почти не поддающихся для понимания трудов. Работы Гегеля изучало не одно поколение его почитателей. Одни закончили свой путь марксистами, другие — экзистенциалистами. А третьи его так и не закончили и остались гегельянцами. Очень сомневаюсь, что взгляды Гегеля нашли бы отклик у нынешнего поколения, но в то время, когда жил и творил сам философ, его учение имело необычайный успех.
Георг Вильгельм Гегель родился 27 августа 1770 года в немецком городе Штутгарте. В этом году другой великий философ — Иммануил Кант, защитил в Кенигсбергском университете свою диссертацию. В этом же году родились будущие поэты Гельдерлин и Вордсворт. Европа стояла на пороге перемен — Великая французская революция была уже не за горами. В искусстве появилось новое движение романтизма.
Отец Гегеля был чиновником местного казначейства. А мать умерла от лихорадки, когда Георгу было всего 11 лет. Сохранились сведения о том, что и у самого Георга здоровье было довольно слабое. В детстве он перенес несколько тяжелых заболеваний и едва не умер от оспы. В студенческие годы его сразила малярия и он несколько месяцев был прикован к постели. Оставшись без матери, Георг сильно сдружился со своей младшей сестрой Христиной. Впоследствии Гегель выскажет абстрактный тезис о том, что любовь сестры к брату — есть высшая форма любви.
В возрасте 18 лет Гегель поступает в Тюбингенгский университет на факультет богословия. Его страстно увлекает философия Канта и древнегреческая культура. Он восхищается французской революцией. Его окружение — молодой поэт Гельдерлин и начинающий философ-романтик Шеллинг. Среди этих талантливых молодых людей Гегель выделяется своим маниакальным стремлением к самообразованию и энциклопедическим умом. Казалось, что всё происходящее интересует Гегеля с точки зрения упорядочивания. Ему во всем хотелось видеть систему. Университетские товарищи называли Гегеля «стариком» по причине его излишней педантичности и занудства.
К моменту окончания университета, Гегель уже знал, что пастором он не будет. Его интересы были много шире одного лишь богословия, и он очень надеялся получить место в одном из университетов. Однако, как ни странно, в его выпускном свидетельстве значилось, что его познания в философии весьма посредственны, а потому ему пришлось три года давать частные уроки в Берне, столице Швейцарии. В это время Гегель чувствовал себя крайне одиноко и его мучили приступы депрессии. Утешение он находил в общении с природой. Благо, швейцарские Альпы не оставляли его равнодушным.
В 1799 году умирает отец Гегеля. Георгу достается небольшое наследство, которое ему пришлось весьма кстати. Позже он напишет своему другу Шеллингу письмо с просьбой порекомендовать ему какой-нибудь город с хорошей кухней и вкусным пивом, где он мог бы остановиться и найти себе место. Гельдерлин, на тот момент уже профессор Йенского университета, сразу же приглашает Гегеля к себе.
Гегель переезжает в Йену в 1801 году и наконец-то получает долгожданное место приват-доцента в университете. В то время жалованье преподавателя напрямую зависело от количества студентов, посещающих его лекции. К счастью Гегеля, у него на первых порах были свои сбережения — к нему на лекции записалось всего четыре человека. К концу семестра численность студентов увеличилась до одиннадцати человек. Гегель оставался верен своему принципу — чем запутаннее и сложнее, тем лучше. Ему и в голову не приходило сделать свои лекции понятными и интересными для слушателей.
По рассказам его верных учеников, у их учителя совершенно не было харизмы. Он выражался сложными придаточными предложениями. Казалось, что свои идеи он формулировал непосредственно перед аудиторией. Его мысль медленно двигалась вперед, потом останавливалась и повторялась снова — вновь и вновь. Он мог так долго искать подходящее слово, что слушающим уже начинало казаться, что оно вообще никогда не найдется. И как раз в этот момент нужное слово появлялось. Его мысль топталась на одном месте долго и упорно, но стоило только слушающему упустить её хоть на пару мгновений, суть суждений уже невозможно было восстановить.
В это время выходит его первое произведение — «Феноменология духа». В этом 800-страничном труде Гегель попытался изложить свою философскую систему. По мнению современных ученых, данное произведение Гегеля является наиболее сложным и законченным. По многословности и пространности суждений он превзошел своего идейного вдохновителя — Канта. Нелегко придумать предложение из восьми строк, во всем содержании которого нет никакого смысла. Но у Гегеля это получалось довольно легко. Он называл это «попыткой научить философию говорить по-немецки».
А вот другой, не менее известный философ того времени — Артур Шопенгауэр, имел на этот счет своё мнение: «Величайшая наглость в преподнесении чистой бессмыслицы, в наборе бессмысленных, диких сочетаний слов, которые до сих пор можно было услышать только в доме для умалишенных, нашла, наконец, свое выражение у Гегеля». Так писал Шопенгауэр, который своим острым умом не смог постичь величие мысли своего коллеги по университету.
В «Феноменологии духа» Гегель описал свой знаменитый диалектический метод. В основу метода положены такие философские категории, как «тезис», «антитезис» и «синтез». Свой диалектический подход Гегель именовал диалектической логикой и считал, что ею можно объяснить все явления. Однако многие положения его системы иначе как произвольными назвать нельзя. В ней нет той строгой логики, как у Спинозы. А применительно к истории, его система становится питательной почвой для различного рода радикальных идей. Создавая своё произведение, Гегель и предположить не мог, что в его философии ответы на свои вопросы будут искать не только марксисты, но и нацисты.
В 1812 году выходит первая часть его «Науки логики» — произведения, которое открыло ему дверь во все ведущие университеты Германии. Он выбирает сначала Гельдерберг, а затем становится профессором в Берлинском университете. Прожив в Прусской столице 13 лет, Гегель становится в ней чем-то вроде местной достопримечательности. Его лекции теперь неизменно собирают полные залы. А его учение плотно проникает в умы студентов не только Берлинского и других университетов в форме гегельянства. При всем при этом Гегель продолжает быть верным самому себе и не пытается стать хорошим оратором.
В 1831 г. в Германии началась эпидемия холеры. Берлин не остался в стороне. В ноябре этого же года Гегель два дня читает удивительные лекции. Все отмечают его красноречие и ясность мысли. Возможно, это было связано с начинающейся у него болезнью. 14 ноября 1831 г. Гегеля не стало — он умер во сне.
Его сверхсложная философия продолжает занимать умы отдельных людей до сих пор. Наверное, неслучайно, что среди тех, кому удалось разгадать необычайно трудный код Enigma, было сразу несколько специалистов по творчеству Гегеля.
Философ-недоучка или неперевариваемость Гегеля
Хочу пожаловаться на свою нелегкую судьбу философа-недоучки. Уже полгода я тщетно грызу гранит диалектики Гегеля, но мозг отказывается переваривать хитросплетения мысли немецкого философа. Чтобы не быть похороненным с надписью на могильном камне: “он так и не познал “Науку логики” Гегеля”, я даже записался в философский кружок, чтобы под пристальным взором строгих преподавателей двинуться, наконец, вперед по каменистым тропам диалектической логики. Но как в известной песне поется: даром преподаватели время со мною тратили…
Рис.№1 Чистое бытие и чистое ничто
“Если вывод, что бытие и ничто суть одно и то же, взятый сам по себе, кажется удивительным или парадоксальным, то мы в дальнейшем не должны обращать на это внимания; скорее приходится удивляться этому удивлению, которое показывает себя таким новичком в философии и забывает, что в этой науке встречаются совсем иные определения, чем те, которые имеют место в обыденном сознании и в так называемом здравом человеческом рассудке, который как раз не всегда есть здравый, а есть также рассудок, специально культивированный для абстракций и для веры в них или, вернее, для суеверного отношения к абстракциям”. [1].
Г.В.Гегель, Наука логики, т.1, Primedia E-launch LLC, 2017, стр. 66
Рис.№2 Становление и его моменты: прехождение и возникновение
«Равновесие, в которое приводят себя возникновение и прехождение, есть ближайшим образом само становление. Но последнее также и оседает, переходит в спокойное единство. Бытие и ничто находятся в становлении лишь как исчезающие; становление же как таковое имеется лишь благодаря их разности. Их исчезание есть поэтому исчезание становления или, иначе говоря, исчезание самого исчезания. Становление есть неустойчивое беспокойство, которое оседает, переходит в некоторый спокойный результат».
Тут за Гегеля вступились преподаватели кружка, они на пальцах стали объяснять, что бытие и ничто, переходя друг в друга, опосредуют друг друга все сильнее. Все меньше становится разности в переходящих друг в друга крайностях, а с исчезновением различий меняется, так сказать, и их “оболочка”, то единство, которое их как бы скрепляло, и в итоге это единство принимает облик наличного бытия. Ну, знаете, ну, погодите.
Перечитав еще шесть раз те абзацы в книге, где Гегель ясно для себя самого объясняет переход становления в наличное бытие, я понемногу успокоился и был готов продолжать обучение [2].
Рис.№3 Наличное бытие и небытие
Короткое отступление. Не знаю, до кого когда, но до меня это дошло именно в тот момент, когда преподаватели нарисовали приближенный рисунок наличного бытия. Оказывается все перипетии, которые я описал выше, происходили внутри одной “оболочки”. А когда я осенил преподавателей своей догадкой, то они бережно перенесли в мой мозг еще одно открытие, что вся гегелевская система будет разворачиваться внутри одной “оболочки”. Прикиньте, вся гегелевская система (по крайней мере, наука о бытии) разворачивается в яичнице глазунье! Не верите, спросите у Гегеля:
“Ввиду непосредственности, в которой бытие и ничто едины в наличном бытии, они не выходят за пределы друг друга; сколь далеко наличное бытие есть сущее, столь же далеко оно есть небытие, определено.
. ибо лежащее отныне в основании истинное есть единство небытия с бытием; на нем как на основании получаются все дальнейшие определения”.
[1] Неподражаемое изложение Гегеля можно проиллюстрировать простым и наглядным видео: https://youtu.be/hYU9vNQRBcI
[2] О том, почему приведенный автором бытовой пример становления есть лишь поверхностная иллюстрация к тому, как устроена логика становления, а не пример действительного диалектического становления, вы можете узнать 3 способами:
а) задав вопрос в комментариях к статье в нашей группе в ВК ( https://vk.com/beskomm );
б) дождавшись выхода обновленной версии конспекта кружка;
в) посетив занятие нашего кружка.
[3] Преподаватели кружка снимают с себя всякую ответственность за иллюстрации и производимые на их основе выводы. Сама история философии дает все необходимые на первых порах иллюстрации диалектики. Хотя, очевидно, картинки более наглядны, чем примеры из истории философии. ВНИМАНИЕ! Картинки могут быть небесполезными, при условии строго понимания формальной стороны стоящих за ними категорий.
Из Гегеля вышел бы гениальный прогер. Человек опередил время.
ПС а может и вовремя, сейчас очень много непризнанных «гегелей» и «ломоносовых» задавило бытом и действительностью.
«Мы диалектику учили не по Гегелю. » (с)
«..Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
С немцем не знаком (судя по посту, и слава всем Богам). Поэтому объясните, пожалуйста, мне, идиоту эдакому, каким образом пустота (ничто) может перейти во что-то? И, что важнее, как что-то может исчезнуть без остатка, превратившись в абсолютное ничто?
Даже без иносказаний, если просто посмотреть на процесс становления личности, мы развиваемся, поглощая и пропуская через субъективный фильтр (анализируя, интерпретируя) самую различную информацию.
Здесь, конечно, можно с натяжкой сказать, что ничто перешло в бытие с первой полученной крупицей информации, но:
а) даже у младенца, подвешенного в вакууме в абсолютно темной и звукоизолированной комнате, в подкорке сидят определенные рефлексы, что уже не есть ничто.
б) Даже если отбросить «а», то этот момент девственной чистоты разума младенца длится ровно до первого прикосновения к нему врача (не забываем, что тактильные ощущения это тоже информация). То есть в общей продолжительности жизни человека этот момент, когда есть «ничто», настолько ничтожен, что его даже можно не учитывать.
ТС, а Вам, может, стоит другим течением поинтересоваться, раз Гегель не заходит?) Кстати, а кто сказал, что Гегель это непреложная истина и с ним надо соглашаться?)
С картинками, конечно, чепуха.
Вот, например, деревянный стул.
Где начинается стул, там начинается и его деревянность. Где начинается дерево, там и стул.
А почему именно Гегель?
Три закона диалектики Гегеля. Начни разбираться в происходящем!
Как разобраться в происходящих вокруг нас событиях? Легко и быстро, посмотрев ютюбчик не получится. Все равно докапываться до сути придётся самому, изучая экономику, историю, философию. Однако одного знания фактов недостаточно, надо ещё уметь связывать их воедино, устанавливать причинно-следственные связи. А для этого необходимо освоить диалектику.
В рамках гегелианства и марксизма диалектика — это научно-философский метод познания универсальных законов развития природы, общества и мышления.
В отличаем от метафизика диалектика основана:
Во-первых, на признании всеобщей взаимосвязи материальных объектов и духовных сущностей и
Во-вторых, их непрерывного развития. Причём движущей силой этого развития, источником его «самодвижения», является противоречие.
Суть диалектической взаимосвязи, развития и противоречия раскрываются в законах диалектики. Их всего три:
— закон перехода количественных изменений в качественные,
— закон отрицания отрицания и
— закон единства и борьбы противоположностей.
Разберем каждый из них.
Закон Перехода количественных изменений в качественные
Качество — это внутренняя определенность предмета или явления, стабильная система характеристик и связей. Например, жидкое, либо газообразное состояние тела; в области общественных наук — общественно-экономическая формация.
Количество — внешняя определенность вещи, исчисляемые параметры предмета или явления. Это может быть число, величина, объем, вес, размер. В общественных науках — это уровень бедности, социального расслоения, различные экономические показатели.
Мера — единство количества и качества, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие.
По мере изменения количественных показателей наступает момент, когда происходит изменение меры, это приводит к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов«, а сам переход в иное состояние понимается как «скачок«. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое.
Классический пример — это кипящая жидкость. По мере изменения количественных характеристик — температуры — атомы начинают двигаться быстрее, в итоге нарушается мера, другими словами равновесие, стабильность старой системы, и происходит скачок — вода кипит и переходит в новое качество — превращается в пар.
Закон перехода количественных изменений в качественные применим не только к физике, но и к развитию общества. Так по мере накопления противоречий, изменения таких количественных показателей, как рост неравенства, бедности, эксплуатации ситуация может выливаться в революцию, происходит скачок, и как результат слом старых укладов и возникновение новых.
Закон Отрицания отрицания
Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени. Процесс развития носит поступательно-повторяемый характер. Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали: причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
Направленность развития может быть как восходящей, так и нисходящей, хотя общая тенденция все же восходящая.
Так историческое развитие может проходить фазы восходящего развития и откатов назад. Например, расцвет и падение Римской империи, революции и контрреволюции.
Закон единства и борьбы противоположностей
Этот закон диалектики вскрывает внутренний источник развития, его движущую силу. Основой всякого развития является борьба противоположных сторон. С одной стороны, существует связь и взаимодействие между ними. С другой стороны, они находятся в состоянии взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями:
«Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью».
Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращающий его в качественно иной объект, отрицающий старый.
В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. В общественно-историческом развитии можно рассмотреть общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества: их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
Диалектика — это научно-философский метод познания общих законов развития природы, общества, мышления. Он основан на признании всеобъемлющей взаимосвязи предметов и явлений и их непрерывного развития, движущей силой которого являются противоречия.
Три закона диалектики всесторонне описывают данный метод познания. Чтобы легче запомнить, можно систематизировать их так:
Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос, «что» происходит. Здесь мы говорим о понятиях количества, качества и меры.
Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос, «каким образом» происходит развитие. Оно происходит по спирали: каждый виток — это переход на новый высший уровень с сохранением некоторых черт старого состояния. Новое отрицает старое.
Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос, «почему» происходит развитие. Движущей силой развития является противоречие, которое заключается во взаимосвязи и взаимоотрицании противоположных начал.
Законы диалектики можно отлично проиллюстрировать на развитии самого диалектического метода от гегелианства к марксизму. Гегель стоит на позиции идеализма, он считает, что все мироздание — это проявление мирового разума. Маркс же перевернул гегелевскую диалектику с ног на голову и поставил ее на рельсы материализма. Сознание по Марксу является лишь свойством материи (продуктом деятельности мозга), сама же материя развивается самостоятельно.
Так сложилась особая философская школа — диалектический материализм.
Сегодня ошибка многих пытающихся мыслить людей в том, что они чересчур упрощают окружающий нас мир. Многие взгляды на современное общество метафизичны. Мыслят вечными константами — жажда наживы, конкуренция, капитализм были и будут всегда тд. Непринято смотреть на проблему или явления комплексно, прослеживать взаимосвязь всех составляющих.
«В СССР кого-то репрессировали, значит социализм — это плохо, в современной РФ — есть примеры успешных людей, есть Юра Дудь, значит капитализм — это хорошо». То есть выдергиваются какие-то частности и на их основании делаются выводы об общем.
Только с позиций диалектики можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к другим, более глубоким. Именно такое понимание отличает диалектику от всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов, которые характерны для современных метафизических буржуазных и реформистских теорий.
Классические произведения и научная литература:
Философия
1.1K постов 4.2K подписчик
Правила сообщества
Сообщество создано ради общения, поэтому не рассчитывайте на помощь с поднятием рейтинга.
Огромная просьба: не выкладывайте посты, нацеленные на разжигание религиозных войн. Все аргументы сторон мы уже давно изучили;)
Дешевые провокации, откровенная дичь, а также посты не по теме сообщества будут перемещаться в общую ленту сразу после объяснения причин.
Камрад, давай к определениям.
Вот ты говоришь, что есть законы. Давай глянем, что такое закон.
Т.е. у закона есть область применения, на котором его действие должно гарантированно повторяться.
Т.е. у этого «закона» есть некая область применения? А почему она только для этого диапазона температур? А может это не закон?
Никогда не возникало ощущения, что за этой заумной риторикой стоит несколько универсальных обобщений, которыми предлагается мерить вообще всё? От атомов до галактик, от психики одного человека до устройства общества всего человечества во всей исторической перспективе. Чуешь подвох?
В СССР оправдано клеймили любой универсализм, например механицизм или кибернетику, как универсальную науку, дающую ответы на все вопросы. Только вот в своём глазу этот гегелевский универсализм проглядели. Не стоит повторять прошлых ошибок.
Сомневаться надо во всем и всегда. Общественная мысль и наука, если следовать законам той же диалектики, не должна стоять на месте. Поэтому никакого «подвоха» я ни у Гегеля, ни у Маркса не вижу. Я конечно, ещё не спец, только изучаю всю эту тему, но вот за что мне нравится Маркс, это за его подход. Он брал своих гениальных оппонентов (Гегеля, Смита) и не тупо фокусировался на критике, а брал лучшее у них, развивал сильные стороны и отбрасывал неверное.
В итоге появилась концепция изменившая мир,и к которой до сих пор обращаются снова и снова.
А как делают сейчас противники Маркса: просто его отрицают или вообще игнорируют. И вот это как раз настораживает, и вот тут да есть подвох. Выглядит очень смешно, глупо и убого.
Общественная мысль и наука, если следовать законам той же диалектики, не должна стоять на месте. Поэтому никакого «подвоха» я ни у Гегеля, ни у Маркса не вижу.
Я, честно, не понимаю, как из этого суждения следует это высказывание.
Почему они ей пользовались? Как мне видится, им нужен был метод познания, который к тому моменту ещё не сформировался в философии науки в явном виде.
А это значит, не заниматься гегелевской софистикой, а следовать гипотетически-дедуктивному алгоритму научного метода.
По моему мнению, именно эти способы проверки гипотезы необходимо взять на вооружение в общественных науках. А это значит необходимо глубоко изучать историю как науку и реализовывать модели-симуляции, чтобы с их помощью проверять гипотезы на практике.
Научный метод включает в себя диалектику? Включает. Точнее, использует диалектический метод? Да, использует
Не могли бы вы аргументировать данное утверждение?
Основными принципами диалектического метода познания являются следующие: принцип отражения, принцип активности, принцип всесторонности, принцип восхождения от единичного к общему и обратно (единство индукции и дедукции), принцип взаимосвязи качественных и количественных характеристик, принцип детерминизма, принцип историзма, принцип противоречия, принцип диалектического отрицания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического, принцип единства анализа и синтеза.
Гипотетически-дедуктивная модель научного метода, состоит в последовательном применении следующих шагов:
1. Используйте опыт: Рассмотрите проблему и попытайтесь осмыслить её. Найдите известные ранее объяснения. Если это новая для вас проблема, переходите к шагу 2.
2. Сформулируйте предположение: Если ничего из известного не подходит, попробуйте сформулировать объяснение, изложите его кому-то другому или в своих записях.
3. Сделайте выводы из предположения: Если предположение (шаг 2) истинно, какие из него следствия, выводы, прогнозы можно сделать по правилам логики?
4. Проверка: Найдите факты, противоречащие каждому из этих выводов, с тем чтобы опровергнуть гипотезу (шаг 2) (см. фальсифицируемость). Использование выводов (шаг 3) в качестве доказательств гипотезы (шаг 2) является логической ошибкой. Эта ошибка называется «подтверждение следствием»
Кроме, пожалуй, рекомендаций использовать индукцию и дедукцию я ничего общего в этих методах не вижу.
» Наука логики » Гегеля же либо отвечает на заданные выше вопросы, либо позволяет найти на них ответ, даёт инструмент, сама же являясь им. Причём диалектика позволяет человеку разрешить некоторые противоречия, которые формальная логика решить не может.
Дружище, ты бы знал, как я задолбался это писать с телефона)