с чего начинать читать достоевского

В каком порядке читать книги Достоевского

Подступаетесь к одному из главных авторов русской литературы? Подсказываем план, который действительно сработает.

Ваше школьное знакомство с Достоевским закончилось провалом? Показалось слишком мрачно, многословно и трудно? Вроде бы понимаете, что многое теряете, но по разным причинам никак не можете подружиться с текстами классика? Вы просто не знаете, с чего начать.

И мы на ReadRate прекрасно вас понимаем. Поэтому предлагаем свой способ чтения книг классика. Это наш авторский подход, где порядок чтения не идентичен порядку написания, а знакомство с великим Достоевским начнётся не с его книг. И вообще не с книг.

Вместе с Достоевским мы проживём сначала смертный приговор за участие в революционном кружке, а потом – прямо на плахе – его отмену. Проведём время в ссылке, выйдем на свободу, поживём в провинции, неудачно влюбимся и женимся, чудом вернёмся в столицу, переживём первый литературный успех и вслед за ним мощное падение. Потом снова неудачная любовь, снова падение, тотальное безденежье, зависимость от издателей и невозможность писать когда хочется, игровая зависимость и припадки эпилепсии…

И вот тогда вы посмотрите на Достоевского по-другому – как на живого сложного человека. И на его книги тоже. Если после сериала захочется чего-нибудь еще, можно закрепить эффект известным советским фильмом «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского ».

Это история любви двух «маленьких людей», нищего Макара Девушкина и его не менее нищей избранницы Вареньки. Они не могут быть вместе, и всё, что им остается, – искать утешения в полных дрожащей нежности письмах. Над ними плачут даже самые отъявленные циники.

Достоевскому к моменту написания романа в письмах «Бедные люди» было 24 года, и никто не мог в это поверить. Матёрые писатели отмечали глубинные познания автора о «маленьких людях» и «больших душах», цитаты из писем Макара Девушкина милому другу Вареньке кусками читали вслух в литературных салонах. Если что и выдало в Достоевском молодого человека, так это незакалённость к славе. Захваленный, он полностью провалил свою вторую книгу, «Двойник». Так что её даже не читайте.

Влюблённый в дочь своего воспитателя Наташу рассказчик Ваня понимает: его избранница любит другого. Он готов на всё, лишь бы Наташе было хорошо. Ваня с готовностью берёт на себя роль «куратора» чужой любви, пытаясь решить проблемы, мешающие счастью любимой женщины с другим. Но проблем всё больше, и в этом романе жалко всех, в разной мере «униженных и оскорблённых».

Время «пятикнижия» (так называют пять главных романов Достоевского ) пришло. Но начинать советуем опять же не по хронологии, а с самого отзывающегося в душе романа «Идиот». Текст зрит в самый корень: почему люди с завышенной духовной планкой выглядят такими чужеродными в нашем мире? И в XIX, и в XX и в XXI веке персонажи, ставящие чужие интересы выше своих, вызывают недоумение пополам с умилением. Князя Мышкина с его чистыми помыслами и желанием спасти своим именем демоническую Настасью Филипповну так и хочется погладить по голове, пожалеть. Восхититься. Но вот быть таким? После прочтения можно дать честный ответ на этот вопрос – хотя бы только себе.

Сложное произведение? Безусловно. Но если вы всё сделали правильно, то уже готовы к тому, чтобы получить от него сложное, но большое удовольствие. Если всё-таки «не зашло», настоятельно рекомендуем этим и ограничиться.

«На закуску» можно оставить роман, который у половины ассоциируется исключительно со школьными мучениями: «тварь я дрожащая или право имею», «проблема добра и зла», «роль снов в романе» и прочим.

Мы сознательно не включили в список два больших романа Достоевского «Игрок» и «Подросток». Оба они писались в жуткой спешке, «Игрок» вообще написан за два месяца и исключительно для того, чтобы Фёдора Михайловича не посадили в долговую яму. По обрывочности текстов и мыслей видно, что романы не успели «вылежаться» в голове писателя.

Источник

В каком порядке читать книги Достоевского

с чего начинать читать достоевского. Смотреть фото с чего начинать читать достоевского. Смотреть картинку с чего начинать читать достоевского. Картинка про с чего начинать читать достоевского. Фото с чего начинать читать достоевского

Ваше школьное знакомство с Достоевским закончилось провалом? Показалось слишком мрачно, многословно и трудно? Вроде бы понимаете, что многое теряете, но по разным причинам никак не можете подружиться с текстами классика? Вы просто не знаете, с чего начать.

Достоевский – это магия слова, путешествие по тёмным закоулкам души, приглашение к размышлению о природе человеческих недостатков. Те, кто полюбил и прочитал основные произведения Достоевского, многое поняли про жизнь. Хотя зачем мы вас уговариваем? Вы всё и так прекрасно знаете. Просто боитесь «объёма работ» и того, что опять не получится.

И мы на ReadRate прекрасно вас понимаем. Поэтому предлагаем свой способ чтения книг классика. Это наш авторский подход, где порядок чтения не идентичен порядку написания, а знакомство с великим Достоевским начнётся не с его книг. И вообще не с книг.

Старт: мини-сериал «Достоевский» (режиссёр Владимир Хотиненко, 2011 год).

Да, это против правил хорошего тона, но… к сожалению, великий классик есть, а великой его биографии нет. Самая известная биографическая книга «Достоевский» Людмилы Сараскиной – это увесистый том почти на тысячу страниц, который сложно читать изначально не влюблённому в писателя человеку. Слишком уж официальная подача. Интересно написаны книги «Три любви Достоевского» Марка Слонима и «Последний год Достоевского» Игоря Волгина, но они рассказывают лишь о части жизни писателя. Поэтому выхода нет – давайте смотреть сериал. В «Достоевском» играют прекрасные актёры Евгений Миронов и Чулпан Хаматова.

Вместе с Достоевским мы проживём сначала смертный приговор за участие в революционном кружке, а потом – прямо на плахе – его отмену. Проведём время в ссылке, выйдем на свободу, поживём в провинции, неудачно влюбимся и женимся, чудом вернёмся в столицу, переживём первый литературный успех и вслед за ним мощное падение. Потом снова неудачная любовь, снова падение, тотальное безденежье, зависимость от издателей и невозможность писать когда хочется, игровая зависимость и припадки эпилепсии…

И вот тогда вы посмотрите на Достоевского по-другому – как на живого сложного человека. И на его книги тоже. Если после сериала захочется чего-нибудь еще, можно закрепить эффект известным советским фильмом «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского».

Порядок чтения книг Достоевского должен открываться именно этой книгой, а вовсе не хрестоматийными «Преступлением и наказанием» или «Бесами». Именно из-за «Бедных людей» Белинский не спал ночь, а потом прилетел к Некрасову ни свет ни заря с криками «Новый Гоголь явился!» А Белинский не то чтобы любил не спать ночами и бегать ранним утром по стылому Петербургу.

Это история любви двух «маленьких людей», нищего Макара Девушкина и его не менее нищей избранницы Вареньки. Они не могут быть вместе, и всё, что им остается, – искать утешения в полных дрожащей нежности письмах. Над ними плачут даже самые отъявленные циники.

Достоевскому к моменту написания романа в письмах «Бедные люди» было 24 года, и никто не мог в это поверить. Матёрые писатели отмечали глубинные познания автора о «маленьких людях» и «больших душах», цитаты из писем Макара Девушкина милому другу Вареньке кусками читали вслух в литературных салонах. Если что и выдало в Достоевском молодого человека, так это незакалённость к славе. Захваленный, он полностью провалил свою вторую книгу, «Двойник». Так что её даже не читайте.

Продолжаем подступаться к большой прозе Достоевского через его маленькие произведения. «Белые ночи» в чём-то продолжают традицию «Бедных людей». Перед нами снова история любви, но не драма, а романтика. Это история случайностей, контрастов, полных незамутнённого счастья встреч в разгар лета. «Белые ночи» – ода непередаваемой словами эйфории первой любви. Но у Достоевского, как вы понимаете, не бывает хеппи-эндов. Увы, история заканчивается быстро, но читатели уверены: герой будет каждый вечер заново проживать своё приключение всю оставшуюся жизнь. И радоваться тому, что оно у него было.

Пора переходить к большим романам, но делать это постепенно. «Униженные и оскорблённые» – самый лёгкий, по-хорошему бытовой роман Достоевского. Это связано с тем, что Фёдор Михайлович задумал его, чтобы увеличить тиражи выпускаемого на пару с братом журнала «Время». Роман печатался частями и в каждом номере заканчивался на самом интересном месте. «Униженные и оскорблённые» увлекательно читать, но в то же время не тянет поскорее заглянуть в конец. Всё-таки это хоть и лёгкий, но Достоевский, и его изюминка – в содержательных монологах героев.

Влюблённый в дочь своего воспитателя Наташу рассказчик Ваня понимает: его избранница любит другого. Он готов на всё, лишь бы Наташе было хорошо. Ваня с готовностью берёт на себя роль «куратора» чужой любви, пытаясь решить проблемы, мешающие счастью любимой женщины с другим. Но проблем всё больше, и в этом романе жалко всех, в разной мере «униженных и оскорблённых».

Время «пятикнижия» (так называют пять главных романов Достоевского) пришло. Но начинать советуем опять же не по хронологии, а с самого отзывающегося в душе романа «Идиот». Текст зрит в самый корень: почему люди с завышенной духовной планкой выглядят такими чужеродными в нашем мире? И в XIX, и в XX и в XXI веке персонажи, ставящие чужие интересы выше своих, вызывают недоумение пополам с умилением. Князя Мышкина с его чистыми помыслами и желанием спасти своим именем демоническую Настасью Филипповну так и хочется погладить по голове, пожалеть. Восхититься. Но вот быть таким? После прочтения можно дать честный ответ на этот вопрос – хотя бы только себе.

Сложное произведение? Безусловно. Но если вы всё сделали правильно, то уже готовы к тому, чтобы получить от него сложное, но большое удовольствие. Если всё-таки «не зашло», настоятельно рекомендуем этим и ограничиться.

«На закуску» можно оставить роман, который у половины ассоциируется исключительно со школьными мучениями: «тварь я дрожащая или право имею», «проблема добра и зла», «роль снов в романе» и прочим.

Достоевский в жанре нон-фикшен. Бонус для тех, кто всё прочитал и хочет ещё. Удивительный в своей простоте – никакой словесной витиеватости – дневник пребывания Достоевского на каторге. В качестве героя выбран другой персонаж, бывший заключённый Александр Горянчиков, осуждённый за убийство жены. Но мы-то всё понимаем. В книге есть быт и нравы заключённых, чем они живут, о чём думают и мечтают. Высшее общество того времени высоко оценило «Записки из Мёртвого дома» – ещё бы, прямой репортаж о жизни простого народа. Но и сейчас читается очень увлекательно.

И заканчиваем снова не книгой Фёдора Михайловича. Это дневники Анны Достоевской, гениальной второй жены писателя («Воспоминания. 1846–1917. Солнце моей жизни – Фёдор Достоевский»). Не будь её, не было бы у Достоевского на закате жизни ни налаженного быта, ни дома, ни великих пяти больших романов. Книга интересна именно в бытовом плане – и понравится тем, кто хочет разглядеть за «бронзовым бюстом» живого человека.

Мы сознательно не включили в список два больших романа Достоевского «Игрок» и «Подросток». Оба они писались в жуткой спешке, «Игрок» вообще написан за два месяца и исключительно для того, чтобы Фёдора Михайловича не посадили в долговую яму. По обрывочности текстов и мыслей видно, что романы не успели «вылежаться» в голове писателя.

Упомянутые авторы

Фёдор Достоевский

Фёдор Достоевский — русский писатель.

Фёдор Михайлович Достоевский родился в Москве осенью 1821 года. Отец принадлежал к древнему дворянскому роду Достоевских, работал врачом. Мать — дочь купца. У. Ещё

Источник

5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому

«Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и другие книги классика

с чего начинать читать достоевского. Смотреть фото с чего начинать читать достоевского. Смотреть картинку с чего начинать читать достоевского. Картинка про с чего начинать читать достоевского. Фото с чего начинать читать достоевского

Его имя известно во всем мире. Его романы — классика, но классика по сей день неразгаданная, о которой спорят литературоведы и читатели, которую экранизируют и ставят на театральной сцене самые известные и талантливые режиссеры.

Мы выбрали пять романов Федора Достоевского, которые следует прочесть каждому.

Бедные люди

Первый роман Федора Михайловича Достоевского. Книга простая — и болезненная в своей простоте. Произведение, из которого наряду с «Шинелью» Гоголя вышла «вечная тема» всей российской литературы — тема «маленького человека», раздавленного безжалостной силой бытия.

Преступление и наказание

Роман об одном преступлении. Двойное убийство, совершенное бедным студентом из-за денег. Трудно найти фабулу проще, но интеллектуальное и душевное потрясение, которое производит роман, — неизгладимо. В чем здесь загадка? Кроме простого и очевидного ответа — «в гениальности Достоевского» — возможно, существует как минимум еще один: «проклятые» вопросы не имеют простых и положительных ответов. Нищета, собственные страдания и страдания близких всегда ставили и будут ставить человека перед выбором: имею ли я право преступить любой нравственный закон, чтобы потом стать спасителем униженных и утешителем слабых; должен ли я сперва возлюбить себя, а только потом, став сильным, возлюбить ближнего своего? Это вечные вопросы.

Идиот

Роман, в котором Достоевский впервые с подлинной страстью, ярко и полно воплотил образ положительного героя, каким он его представлял. В князе Мышкине соединились черты образа Христа и одновременно ребенка, умиротворенность, граничащая с беспечностью, и невозможность пройти мимо беды ближнего. В обществе «нормальных» людей, одержимых корыстью и разрушительными страстями, князь Мышкин — идиот. В мире, где красота замутнена нечистыми помыслами людей, такой герой беспомощен, хотя и прекрасен. Но «красота спасет мир!», утверждает Достоевский устами князя Мышкина, и в мире становится светлей.

Братья Карамазовы

Итоговый роман Федора Достоевского, в нем сконцентрировались вся художественная мощь писателя и глубина прозрений религиозного мыслителя. «Братья Карамазовы» — это произведение, в котором испепеляющая страсть, борьба за наследство, богоискательство выводят на глобальные вопросы о самой сущности человека, о его природе. Каждый характер, как бы сложен он ни был, у Достоевского предстает некой частью одной, почти безграничной картины — это картина многогранной человеческой души, и в этой душе идет нескончаемая битва добра и зла.

Роман-предостережение и роман-пророчество, в котором великий писатель и мыслитель указывает на грядущие социальные катастрофы. История подтвердила правоту Достоевского, и неоднократно. Кровавая русская революция, деспотические режимы Гитлера и Сталина — страшные и точные подтверждения идеи о том, что ждет общество, в котором партийная мораль замещает человеческую.

Но, взяв эпиграфом к роману евангельский текст, писатель предлагает и метафизическую трактовку описываемых событий. Не только и не столько о «неправильном» общественном устройстве идет речь в книге — душе человека грозит разложение и гибель, души в первую очередь должны исцелиться. Ибо любые теории о переустройстве мира могут привести к духовной слепоте и безумию, если утрачивается способность различения добра и зла.

Источник

Как читать Достоевского?

с чего начинать читать достоевского. Смотреть фото с чего начинать читать достоевского. Смотреть картинку с чего начинать читать достоевского. Картинка про с чего начинать читать достоевского. Фото с чего начинать читать достоевского

27 ноября в 18:00 в Библиотеке № 180 им. Н.Ф.Федорова продолжится цикл встреч «Как читать Достоевского?», посвященный 200-летию со дня рождения писателя.

Достоевский сам был гениальным читателем, чувствовавшим нерв творчества Пушкина и Гоголя, Сервантеса и Гюго. А меру художественности видел в способности автора «до того ясно выразить в лицах и образах романа свою мысль, чтобы читатель, прочтя роман, совершенно так же понимает мысль писателя, как сам писатель понимал ее, создавая свое произведение».

Гостем ноябрьской встречи станет председатель Комиссии по изучению творчества Ф.М.Достоевского при Президиуме РАН, заведующая научно-исследовательским центром «Достоевский и мировая культура» при ИМЛИ РАН, доктор филологических наук Татьяна Касаткина. «Мы будем – лица…» Аналитико-синтетическое чтение произведений Достоевского» – так называется ее новая книга, которая сейчас готовится к изданию.

Как читать, понимать и комментировать Достоевского, который создает свои произведения, стремясь поведать о собственном пути преображения и повести по нему читателя? Почему писатель был убежден, что современный человек радикально заблуждается в определении собственной мерности, размера, состава и конфигурации? Что происходит с человеком, когда он меряет себя только собой, отграничивая себя от других, видя в них только соперников и претендентов на тот же ресурс? И как человеку, читая Достоевского, учась понимать его слово, обрести подлинный объем своего «я», неразрывного с «мы», с Богом и миром? На эти вопросы Татьяна Касаткина ответит в диалоге со слушателями. Она расскажет о том, что такое анализ текста «в герменевтическом круге», когда целое понимается из частей, а части получают свой подлинный смысл в свете целого, как художественная деталь становится ключом к произведению и почему для понимания текста, легшего на печатный станок, необходимо идти к черновым записям, записям для себя, заметкам на полях, в которых зачастую и кроется ключ к пониманию законченной вещи.

Источник

Сайт Михаила Кожаева

Одна жизнь — тысяча возможностей

Начало

Сейчас, спустя год, я уже имею возможность обозревать все произведения, составившие 12 томов собрания сочинений Ф. М. Достоевского. Перечислю их в том порядке, как они следуют в издании:

Отрывок из к/ф Вуди Аллена «Любовь и смерть» (1975)
на знание произведений Достоевского

Что касается самого 12-титомника, то это замечательное собрание 1982 года, издательство «Правда». В дальнейшем, при цитировании, я буду для простоты указывать в скобках номер тома и страницы. Например, шуточный рассказ о трёх дамах (2, 222) содержится во втором томе на двести двадцать второй странице. И пусть данный пример приведён ради приятной глазу игры цифр, но нумерация точно соответствует содержанию.

с чего начинать читать достоевского. Смотреть фото с чего начинать читать достоевского. Смотреть картинку с чего начинать читать достоевского. Картинка про с чего начинать читать достоевского. Фото с чего начинать читать достоевского

Сделаю ещё одно замечание, касающееся того первого впечатления, которое складывается о писателе в зависимости от того, с какого произведения начинаешь знакомство с ним. Возвращаясь к озвученной выше аллегории с погребом: как за бутылками скрывается особенный, индивидуальный парад эмоций, так и за каждым томом Достоевского скрывается нечто своё. В этом плане важно, с чего начать Фёдора Михайловича. У меня такого выбора отчасти не было: я с самого начала решил читать «сплошняком», от корки до корки. Но сейчас могу поделиться некоторыми наблюдениями.

Так, романтическим натурам, мне представляется, лучше начинать Достоевского с «Дядюшкиного сна» – невероятно комедийного, лёгкого и жизнерадостного произведения. (О Достоевском-юмористе, кстати, будет отдельная глава). Если вы хотите погрузиться в густой петербургский туман, в атмосферу сплина и безысходности, то лучшим выбором могут стать «Записки из подполья». Тема нищеты и угнетения потрясающе раскрыта писателем в «Бедных людях» и «Униженных и оскорблённых», деспотия авторитарной личности в провинциальной трясине – в «Селе Степанчикове и его обитателях», перипетии судьбы сквозь призму детской психики – в «Неточке Незвановой», лудомания и всякая вообще зависимость – в «Игроке», и так далее, и так далее.

Чтение Достоевского раскрывает множество черт его личности. Привычно слышать про его утончённый психологизм, но важное место в произведениях Фёдора Михайловича занимают вопросы политики и общественных реформ, исторического пути России, проблемы справедливости, судов и системы исполнения наказаний, детской беспризорности, «женский» и «еврейский» вопросы и многие другие. К такому многообразию оказываешься откровенно не готов. Достоевский ошеломляет разнообразием тем и глубиной проникновения в них. Поэтому после каждого долгого вчитывания в то или иное произведение Достоевского я ощущал лёгкое головокружение, как будто переживания и размышления его героев пузырьками били в голову и на время переносили в особый мир, создаваемый писателем.

В начале чтения я даже сформулировал некие общие закономерности постижения Достоевского:

Теперь марафон Достоевского для меня закончился. Но сама его личность и его произведения заставляют задумываться всё больше и больше. Наверное, в этом и заключается смысл чтения – интеллектуальное, духовное, эмоциональное и мировоззренческое преображение. А пока что просто хочется поделиться своими наблюдениями и размышлениями о Фёдоре Михайловиче.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *