с чего начинается коррекционная работа при заикании

С чего начинается коррекционная работа при заикании

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

с чего начинается коррекционная работа при заикании. Смотреть фото с чего начинается коррекционная работа при заикании. Смотреть картинку с чего начинается коррекционная работа при заикании. Картинка про с чего начинается коррекционная работа при заикании. Фото с чего начинается коррекционная работа при заикании

Аннотация: Заикание считается полиэтиологическим заболеванием и в его возникновении выделяют следующие группы факторов: конституционально-генетические, средовые и коммуникативные.

Статья:

Заикание считается полиэтиологическим заболеванием и в его возникновении выделяют следующие группы факторов: конституционально-генетические, средовые и коммуникативные. Основу заикания образует триада: речевые судороги, постоянное состояние тревоги и желание скрыть дефект. Такое понимание сущности заикания предопределяет основные подходы к коррекции этого недуга: нормализация мышечной составляющей речевой функции, психотерапевтическое лечение и мероприятия, направленные на расширение коммуникативных возможностей заикающегося, т.е. преимущественно психолого-педагогические методы воздействия и в меньшей степени терапевтические.

Другим достаточно распространенным подходом, дополняющим использование видоизмененной речи в лечении заикания является психотерапия (Левина Р.Е., 1963; Чевелева Н.А., 1965; Миронова С.А., 1975; Мещерская Л.Н., 1988; Арутюнян Л.З., 1993; Шкловский В.М., 1994; Георгиевская Л.А., 1999; Лохов М.И., Фесенко Ю.А., 2000; Селиверстов В.И., 2000 и др.). В основу психотерапевтического воздействия положено представление о том, что заикание является формой выученного поведения, которое можно изменить. Поэтому усилия психотерапевта должны быть направлены на то, чтобы убедить заикающихся говорить свободно и уверенно, без страха и «торможения». Используются такие приемы, как отвлечение внимания, расслабление и гипноз. Заикающихся обучают говорить медленно, нараспев, одновременно с ритмическими движениями рук или пальцев кисти, что отвлекает от пристального внимания к собственной речи.

К электронным устройствам, применяемым при лечении заикания, относятся и системы электромиографической обратной связи, помогающие пациенту избирательно следить за степенью активности тех или иных мышц, принимающих участие в речевом акте (Лохов М.И., Фесенко Ю.А, 2000).

Отмечается чрезвычайно важная роль родителей при коррекции заикания в домашних условиях, когда они тщательно выполняют рекомендации логопедов и психотерапевтов (Волкова Г.А., 1993).

У нас в стране логопедическая помощь детям с заиканием оказывается преимущественно в специализированных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Поэтому целесообразно рассмотреть имеющиеся методики логопедической коррекции заикания, использующиеся в таких ДОУ.

Большинство исследователей, занимающихся проблемой устранения заикания, считает наиболее эффективным комплексный метод, включающий в себя ряд лечебно-педагогических мероприятий и воздействующий на различные стороны психофизического состояния заикающегося (Левина Р.Е., 1963; Чевелева Н.А., 1965; Власова Н.А., Беккер К.-П., 1983; Селиверстов В.И., 2000). Комплексный метод предполагает участие в лечебно-педагогическом процессе разных специалистов: логопеда, невропатолога, инструктора ЛФК, психолога или психотерапевта. Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его воздействия условно можно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную, в основе которых лежит изучение особенностей речевой патологии и методы коррекции речи для различных возрастных групп заикающихся.

В ряде дневных стационаров и специализированных детских садов используется метод Н.А.Власовой, включающий логопедические, педагогические, лечебные мероприятия, музыкально-ритмические занятия, пение, психотерапию и работу с родителями. Лечебные мероприятия включают медикаментозную терапию, направленную на нормализацию динамики нервных процессов, общегигиенические и физиотерапевтические процедуры, ЛФК и психотерапию. Лечение дифференцированное (в зависимости от формы заикания), продолжительностью 1,5-2 месяца, дошкольников рекомендуется лечить в учреждениях дневного пребывания, чтобы избежать отрыва их от семьи.

1. Подготовительный этап, во время которого проводятся обследование детей и беседы с родителями, уточняются диагностика и логопедическое заключение. Продолжительность этого этапа обычно 2-3 недели.

2. Этап дестабилизации устойчивого патологического состояния (режим молчания, режим шепотной речи). По сути это период разрушения устойчивого патологического состояния путем стирания соответствующей матрицы в долговременной памяти и последующего создания новых связей, приводящих нарушенные процессы к норме. На этом этапе начинается работа над снятием напряжения как во всей мускулатуре, так и в артикуляционной, над постановкой диафрагмального дыхания и навыка подачи голоса. Проводятся безречевые упражнения и игры, дети выполняют указания и при этом молчат, педагог говорит с детьми шепотом. Предлагаются упражнения для развития мимики, орального праксиса, слухового и зрительного внимания, для развития ориентировки в пространстве, общей и мелкой произвольной моторики. Продолжительность этого этапа обычно 3 недели.

3. Этап сопряженной речи.

4. Этап отраженной речи.

5. Этап вопросно-ответной речи.

6. Этап самостоятельной речи.

Как одно из средств формирования речи применяется логопедическая ритмика, которая включает упражнения, способствующие воспитанию внимания и чувства ритма, а также регуляции мышечного тонуса.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе их ручной деятельности предложена Н.А.Чевелевой (1965). Устранение заикания при изготовлении детьми каких-нибудь поделок, автор разбивает на 5 периодов.

Первый период, пропедевтический, состоит из 4 занятий, на которых дети слышат немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм. Речь самих детей в этот период ограничена.

На втором периоде (сопровождающая речь, 16 занятий) допускается речь детей по поводу одновременно совершаемых ими действий. Зрительная опора обеспечивает ситуативность речи.

На третьем периоде (завершающая речь, 12 занятий), дети пользуются как сопровождающей речью (элемент предыдущего этапа), так и завершающей, проговаривая уже выполненную работу. Логопед регулирует речь детей и степень усложнения высказываний наводящими вопросами. Осуществляется возможность постепенного перехода к контекстной речи.

Четвертый период (предваряющая речь) включает 8 занятий. Наряду с ранее освоенными формами речи вводится рассказ ребенка о том, что он намерен делать. Развивается умение детей пользоваться речью вне наглядной опоры. При этом в речи появляются фразы сложной конструкции. Дети учатся последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, употреблять слова в их точном значении.

Пятый период (5 занятий) представляет собой закрепление навыков самостоятельной развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают обо всем процессе изготовления поделки, задают вопросы, отвечают на них, высказываются по собственному желанию и т.д.

Если методика Н.А.Чевелевой предусматривает возможность использования в устранении заикания одного раздела «Программы воспитания и обучения в детском саду» (а именно в процессе ручной деятельности), то система С.А.Мироновой (1975) предусматривает возможность использования в целом программы средней, старшей и подготовительной групп в процессе преодоления заикания у дошкольников. Коррекционное воздействие на заикающихся детей осуществляется на занятиях по принятым разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование». В программу вносятся изменения, связанные с речевыми возможностями детей (частичное использование материала предыдущей возрастной группы, перестановка программных задач, удлинение сроков изучения более трудных тем). Коррекция заикания проводится по квартально.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью и в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без них. Большое место занимает работа над фразой (конструирование вариантов фраз, грамматическое оформление фраз, построение сложно-подчиненных конструкций и т.п.).

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Дети учатся пересказу и составлению самостоятельного рассказа. Увеличивается речевая практика детей в сложной контекстной речи.

Коррекционные задачи четвертого квартала направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наглядный материал почти не применяется. В речи дети опираются не только на вопросы логопеда (относящиеся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми), но и на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы.

Некоторые авторы в основе коррекционной работы с заикающимися дошкольниками используют систему игр (дидактических, с пением, подвижных, игр-драматизаций, творческих). Так, например, Г.А.Волкова (1997) считает игровой метод наиболее перспективным в коррекции заикания у дошкольников, так как именно в игре дети осваивают опыт межличностных отношений, происходит коррекция отклонений в поведении и формирование личности. В предложенной автором методике реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений. Коррекционная работа включает в себя следующие этапы:

Сопряженная речь (4-5 недель). На этом этапе идет отработка новых речевых стереотипов на облегченной форме речи.

Отраженная речь (4-5 недель). В этот период, как и на следующих этапах, совершенствуется плавная бессудорожная речь.

Вопросно-ответная речь. Этот этап работы делится на два подэтапа: период простых вопросов, когда вопрос строится так, чтобы ребенок мог ответить на него, используя слова, содержащиеся в вопросе (4-6 недель); и период «проблемных» вопросов, включающих в себя слова «почему», «зачем», «для чего» и т. п. (4-6 недель).

Самостоятельная речь (8-14 недель).

Продолжительность каждого из этапов работы здесь обусловлена тем, что дети находятся в условиях речевой группы детского сада в период с сентября по июнь.

Интересные игры и игровые приемы предложены для логопедических занятий с заикающимися детьми И.Г.Выгодской (1984), Е.Л.Пелленгер и Л.Н.Успенской (1995). Игры и игровые приемы соответствуют задачам последовательных этапов логопедических занятий с детьми и способствуют обучению релаксации; проведению режима относительного молчания; воспитанию правильного речевого дыхания; общению короткими фразами; активизации развернутой фразы; свободному речевому общению.

В ряде дошкольных учреждений при исправлении речи заикающихся применяется система, разработанная в лаборатории логопедии Института дефектологии (Мещерская Л.Н., 1988), построенная на материале программы ДОУ, но с самого начала предполагающая пользование самостоятельной связной речью. Постепенно самостоятельная речь усложняется за счет уменьшения наглядного содержания. В процессе работы используются дидактические игры и элементы ручной деятельности.

Большой интерес представляет система коррекции заикания, предложенная Л.З.Арутюнян (1993). Особенностью методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы. И хотя эта методика первоначально создавалась для коррекционной работы с подростками и взрослыми, но «год от года все большее число логопедов применяет в работе с дошкольниками эту методику» (Яковлев С.Б., 1999). Логопедическая и коррекционно-воспитательная работа включает в себя следующие этапы:

Подготовительный этап (6 недель). Задачи этого этапа следующие: обследование детей; проведение режима ограничения речи в целях дестабилизации устойчивого патологического состояния; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; обучение приемам релаксации; развитие диафрагмального дыхания; обучение мягкой атаке голоса; развитие ритмико-интонационной стороны речи.

Этап синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки (7-8 недель). На данном этапе перед логопедом стоят следующие задачи: формирование нового речедвигательного навыка («речь должна пройти через руку»); продолжение работы, начатой на подготовительном этапе, по развитию обшей, ручной, артикуляционной моторики, голоса, дыхания, просодических компонентов речи; продолжение работы по нормализации мышечного тонуса.

Этап автоматизации нового речедвигательного навыка у детей (6 месяцев), состоящий из двух подэтапов:

— первичного закрепления нового речедвигательного навыка на речевом материале различной сложности, по принципу «от простого к сложному», продолжается работа по реализации задач предыдущего этапа;

— закрепления нового речедвигательного навыка в самостоятельной речи. На этом этапе автоматизация протекает в процессе усвоения программного материала, в условиях естественного общения детей (общение детей с сотрудниками детского сада в ходе экскурсий по учреждению; выступление перед детьми других групп на детских праздниках, концертах; посещение детьми школы, поликлиники, магазинов как с педагогами, так и с родителями).

Методика В.И.Селиверстова (2000), рассчитана для логопедической работу с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях). Автор исходит из принципа, что единой для всех заикающихся системы речевых упражнений быть не может, так как клиника заикания различна. Особое внимание автор уделяет связи логопедической работы с задачами воспитания и общего развития заикающихся детей. Обращается внимание на необходимость использования технических средств в коррекционной работе с заикающимися.

Подводя итог обзора литературы, следует отметить, что само многообразие методик свидетельствует о сложности проблемы и, к сожалению, о весьма высоком проценте неудовлетворительных результатов лечения заикания. Современные методы и приемы устранения заикания нередко недостаточно патогенетически обоснованы, что приводит к низким результатам коррекционной работы. В подходе к использованию тех или иных приемов наблюдаются противоречия, отсутствует единый методологический подход.

Источник

С чего начинается коррекционная работа при заикании

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

с чего начинается коррекционная работа при заикании. Смотреть фото с чего начинается коррекционная работа при заикании. Смотреть картинку с чего начинается коррекционная работа при заикании. Картинка про с чего начинается коррекционная работа при заикании. Фото с чего начинается коррекционная работа при заикании

Аннотация: Заикание – это расстройство речи, которое вызвано судорогами в разных зонах речевого аппарата. Сопровождается нарушением плавности, ритма и темпа речи и чаще всего встречается у деток в возрасте 2 –3 лет.

Статья:

Заикание – это расстройство речи, которое вызвано судорогами в разных зонах речевого аппарата. Сопровождается нарушением плавности, ритма и темпа речи и чаще всего встречается у деток в возрасте 2 –3 лет. В этом возрасте оно может пройти самостоятельно, но так бывает не у всех. Поэтому лучше сразу обратиться за помощью к логопеду — своевременная коррекция заикания у детей позволит быстро устранить дефект.

В статье мы расскажем об эффективных упражнениях от заикания.

Причины заикания у детей

В зоне риска дети, у родителей которых имеются заболевания нервной системы, инфекционной или соматической природы. Чаще заикаются малыши, страдающие от ночных кошмаров, энуреза, а также тревожные, раздражительные, ранимые, со слабой нервной системой. Также могут заикаться детки-билингвы.

Спровоцировать заикание у детей могут такие факторы:

Строгое, требовательное и непоследовательное отношение к ребенку со стороны родителей, воспитателей и других взрослых тоже может стать спусковым механизмом для развития заикания.

Коррекционная программа при заикании у детей

К лечению заикания подходят комплексно. Оно зависит от типа нарушения — неврозоподобное оно или логоневроз. Поэтому логопед подбирает комплекс индивидуально для каждого маленького пациента. В любом случае в программу включают разносторонние упражнения от заикания — на постановку правильного дыхания, работу с голосом, развитие мелкой моторики, укрепление мышц речевого аппарата.

Комплекс для формирования правильного дыхания

Цель занятий с ребенком при заикании — сформировать диафрагмальный выдох. Каждое упражнение делаем 2 – 3 минуты.

Дышим животиком. Малыш ложится на спину и кладет руку на верхнюю часть живота. Начинает дышать животом. Дышать нужно спокойно. Чтобы было понятнее, можно положить малышу на животик игрушку.

Задуваем свечу. Малыш держит полоску бумаги возле губ (на расстоянии 10 см). Потом тихонько дует на нее, чтобы бумажка немного отклонилась в сторону. Стараться дуть как можно дольше.

Изображаем шину. Ребенок разводит руки перед собой в виде круга. Делает выдох и одновременно медленно говорит «ш-ш-ш и скрещивает руки, обхватывая ими себя за плечи.

Сдуваем воздушный шар. Упражнение аналогично предыдущему, но вместо звука «ш-ш-ш» малыш говорит «ф-ф-ф».

Качаем шину. Маленький пациент сжимает перед собой руки в кулачки и медленно наклоняется вперед, одновременно произнося звук «с-с-с» на выдохе.

Муха жужжит. Ребенок разводит руки в стороны и отводит назад — имитирует крылья мухи. Затем на выдохе говорит «ж-ж-ж» и опускает руки вниз.

Ворона каркает. Малыш поднимает руки вверх через стороны. Затем одновременно медленно опускает их, приседает и говорит «К-а-а-а-а-а-а-р». Чем медленнее он опустился и дольше «каркал», тем лучше.

Гуси-гуси. Малыш ставит руки на пояс, медленно наклоняется вперед, но голову вниз не опускает. Затем говорит «Га-а-а». Чем протяжнее получится, тем лучше.

Вдох на каждом упражнении произвольный при возвращении в исходное положение.

Комплекс упражнений с ребенком для отработки голоса

Малыш принимает исходное положение речевого аппарата — как для произношения звука «а», но при закрытом рте (сомкнутых губах). Зубы разомкнуты, язык распластан и упирается кончиком в нижние резцы.

Важные моменты: гортань опускаем, глотку раскрываем, как при зевке, небную занавеску и маленький язычок поднимаем. Шея, руки, голова и все тело расслаблены.

Упражнение первое — мычание. Малыш вдыхает через нос и на выдохе произносит звук «м» и посылает струю воздуха так, чтобы звучание срезонировало на верхних передних зубах. Важно: звук легкий и непродолжительный, губы и верхняя челюсть вибрируют, если приложить к ним руку. Это значит, что звук попал в кости лица — маску — и отражается в ней.

Упражнение второе — добавляем гласные. Исходное положение то же, но теперь ребенок говорит звук «ма». То есть сначала произносит «м», а затем добавляет «а» — губы размыкаются, нижняя челюсть опускается. Но нужно следить, чтобы голос не стал гнусавым. Произнести звук «ма» в разной тональности.

Упражнение третье —- тренируем речевую интонацию. Исходное положение то же. Теперь нужно добавить к звуку «м» гласные — «а», «о», «у». Должно получиться «м-а-о-у». Потом то же самое повторить со звуками «и», «э», «ы» — «м-и-э-ы». Избегайте напряжения, четко артикулируйте все звуки. Гласные не должны быть протяженными и максимально похожи на разговорную мелодию.

Упражнение четвертое — выполняем речевую и распевную интонацию. Малыш вдыхает носом, произносит звук «м» и сочетает его с тремя любыми гласными (например, «ма» — «мо» — «му»). Затем снова вдыхает. Далее на одном выдохе говорит, например, «ми» — «мэ» — «мы».

Важно: не ускоряться, посылать звук в маску, сначала произнести все звуки на одной высоте, затем повторить на разных.

Упражнение пятое — произносим согласные «ж», «з» и «нь». По тембру «ж» тяготеет к грудному звучанию, «з» — смешанному, «нь» — лицевому, или верхнему. В процессе произношения звуки должны вибрировать в соответствующих резонаторных зонах.

Упражнение шестое — гудим, как теплоход. Малыш говорит звук «у» в разных вариациях, имитируя маленький, средний и большой теплоход. То есть должен задействовать три высоты своего голоса. Последовательность не важна.

Упражнение восьмое — зовем собачку. Малыш представляет, что у него есть собака, и она убежала. Ее нужно позвать с разного расстояния — издалека, ближе и совсем рядом. Пусть малыш придумает кличку собачке и начинает звать. Сначала он 10 раз зовет ее по кличке «издалека», затем делает паузу и повторяет, но уже «ближе», затем снова делает паузу и опять зовет собаку 10 раз, когда она уже «рядом». Чем «ближе» собака подходит, тем медленнее нужно говорить ее кличку.

Упражнение девятое — зовем собаку на одном дыхании. Упражнение аналогично предыдущему, но собаку нужно звать по кличке без остановки, на одном дыхании. Начинаем с высокого голоса, переходя на более низкий.

Упражнение десятое — считаем до десяти. На одном дыхании малыш считает до 10-ти в трех диапазонах своего голоса. После каждой десятки делаем паузу и продолжаем счет в другой тональности.

Комплекс для тренировки мышц при заикании

Предлагаем занятия с ребенком для тренировки артикуляционных и мимических мышц. Они заключаются в напряжении и расслаблении разных групп мышц. Сначала малыш напрягает их и удерживает положение в течение 5-ти — 10-ти секунд, после чего расслабляет. Итак, ребенок:

В этом комплексе важно сосредотачивать внимание на ощущениях в напряженных мышцах, выполнять все упражнения от заикания в строгой последовательности и хорошо расслаблять мышцы в конце каждого упражнения. Выполнять задания спокойно, не торопясь, но вместе с тем ритмично, в процессе не забывать дышать.

Как помочь малышу: рекомендации родителям

Вот несколько советов мамам и папам при заикании у детей.

Развивайте мелкую моторику. На пальцах находится много нервных окончаний. Их стимуляция способствует развитию речи. Поэтому чем больше малыш задействует ручки, тем лучше. Рисование, лепка, разрисовка, перебирание мелких предметов под присмотром родителей (фасоли, пуговиц), строительство башен из кубиков, игра в пазлы и мозаику — все это очень интересно и полезно для деток.

Пойте и читайте стихи. Разучивайте стишки и песенки, устраивайте домашние концерты. Это не только поможет избавиться от заикания, но и придаст малышу артистичности и уверенности.

Играйте в ролевые игры. Очень хорошо, если ваша дочка или сын разговаривает с игрушками. Если нет, покажите ему. Устройте чаепитие кукол с увлекательной беседой, поиграйте «в гости», организуйте домашний кукольный театр. Это тренирует речь, придаст малышу смелости, а в интересной и привычной атмосфере заикание будет не столь выражено.

Делайте дыхательную гимнастику. Без правильного дыхания плавная речь невозможна. Есть разные варианты гимнастики, например пускание мыльных пузырей — забавный и столь любимый всеми малышами, а главное — эффективный способ коррекции заикания у детей.

Отдайте малыша на спорт. Идеальными не только для физического, но и для речевого и психоэмоционального развития малышей являются плавание, теннис, велоспорт. Если вашему чаду пока рано в секцию, научите его кататься на велосипеде. В этих видах спорта поддерживается ритмичное дыхание, активно работают все части тела — именно это и способствует улучшению качества речи и устранению заикания.

И наконец, еще один важный момент в борьбе с заиканием — будьте в эмоциональном и телесном контакте со своим чадом! Любите, хвалите, обнимайте и целуйте чаще — это так важно для его развития, в том числе и речи.

Источник

С чего начинается коррекционная работа при заикании

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Цель проекта: создание условий для полноценного развития речи детей с заиканием с помощью приемов синхронизации речи с движением.

Статья:

Непостоянство проявлений заикания порождает у специалистов надежду найти средство или способ удержать, закрепить и расширить возможности свободной речи, которые имеются у каждого заикающегося: будь то при определенной форме речевой деятельности или при определенной речевой ситуации.

Как известно движение и речь связаны друг с другом, поэтому существует необходимость синхронизации двух этих процессов, которые позволили бы перевести зачатки свободной речи у заикающихся из области узких, особых для них условий в обстановку естественного общения с окружающими людьми. Этим объясняются попытки создать разные системы постепенных, последовательно усложняемых речевых упражнений, которые служили бы в качестве переходного мостика от легких для заикающегося условий речи к более трудным. Поэтому, объединяющим разные методики логопедических занятий с заикающимися можно считать общее стремление реализовать в практике принципы систематичности и последовательности. Разный подход к выбору речевой деятельности и речевых ситуаций, использование разных вспомогательных средств или приемов; разный возраст заикающихся — это то, что отличает разные методики логопедического воздействия на заикающихся.

Цель проекта: создание условий для полноценного развития речи детей с заиканием с помощью приемов синхронизации речи с движением.

Задачи проекта:

1) учить расслаблять общую, лицевую, артикуляторную мускулатуру;

2) сформировать диафрагмальное дыхание, отработать длительный равномерный речевой выдох (на звуках, слогах, во фразе);

3) учить мягкой атаке звука и слитному голосоведению, интонационной выразительности;

4) нормализовать ритм речи с помощью опоры на движения рук;

5) формировать правильное звукопроизношение (при необходимости);

6) совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

7) развивать звуко-слоговой анализ и синтез, обучать чтению (аналитико-синтетическим методом).

Формы работы: для достижения наилучшего результата, необходимо проводить индивидуальные занятия. Проект может иметь циклический характер, т. е. реализовываться повторно в случае не достижения предполагаемого результата.

Приемы, используемые в данном проекте:

логопедические игры, направленные на синхронизацию речи и движения;

— упражнения на развитие диафрагмального дыхания;

— упражнения на расслабления артикуляционной и лицевой мускулатуры.

Принципы проекта:

— принцип «от простого к сложному». Этот принцип заключается в построении проекта программы от легких упражнений к более сложным;

— принцип комплексности. Благодаря этому принципу воздействие оказывается комплексно – на эмоциональную, речевую, когнитивную и сенсомоторную сферы;

— принцип вовлечения. Педагог должен создать ситуацию эмоционального включения ребенка в процесс работы, а также создать необходимую мотивацию.

Данный проект по работе с детьми с заиканием предназначен для учителей-логопедов и дефектологов.

Режим занятий: 2 индивидуальных занятия в неделю, длительностью от 20 до 30 минут с учетом возраста детей.

1. Упражнение на расслабление артикуляционного аппарата и мышц лица;

2. Упражнение на диафрагмально-реберное дыхание;

3. Упражнение на синхронизацию движения и речи.

За основу составления проекта взяты методические разработки Н. А. Чевелевой, С. А. Мироновой, И. Г. Выготской, В. И. Селиверстова.

Можно предположить, что реализация данного логопедического проекта будет способствовать развитию речи у детей с заиканием.

Тематическое планирование на год

№ занятия Разделы работы Содержание работы Обеспечение коррекционного процесса

Щадящий общий и речевой режим.

Артикуляция и голосоведение.

* Сбор анамнестических данных (изучение мед. документации, беседы с родителями).

* Обследование речи, моторных функций, изучение психолого-педагогической характеристики, беседы с педагогами.

* Направление на консультацию к детскому психиатру (невропатологу, психологу.

* Установочная беседа с родителями и педагогами по организации щадящего общего и речевого режима (режима молчания).

* Расслабление туловища и конечностей по контрасту с напряжением.

*Постановка диафрагмально-реберного дыхания:

-с произнесением гласных звуков по одному, по два на плавном выдохе с самоконтролем,

-использование минимального речевого материала: звукоподражаний, междометий, слогов.

* Развитие артикуляционной моторики нижней челюсти, губ, языка, мимических мышц.

* Овладение мягкой голосоподачей, слитным голосоведением, замедленным темпом произнесения гласных звуков, слоговых цепочек.

*Координация речи и движений рук:

-выполнение движений в медленном и умеренном темпе за речью взрослого,

-включение в ритм движений звукоподражаний и междометий,

-обучение маркировке ритма большими пальцами обеих рук (упражнение «Ручки»,

* Развитие общей и мелкой моторики.

Диагностический материал, речевые карты, магнитофонная запись.

Письменные и устные консультации для педагогов и родителей по организации жизни и проведению занятий с ребенком.

Картотека упражнений «Мышечная релаксация по контрасту с напряжением».

Наглядные модели для координации носового и ротового дыхания. Игровой материал на поддувание. Звуковые символы гласных звуков (буквы). Картотека упражнений на развитие речевого дыхания.

Схемы для модуляции голоса. Картотека упр. «Артикуляционная мимическая гимнастика». Звуковые символы гласных и согласных звуков Практический материал для знакомства с буквой. Слоги.

Игровые упражнения из разделов картотеки: «Игры и упражнения со звукоподражанием», «Игры с движением».

Щадящий общий и речевой режим.

Артикуляция и голосоведение.

Активизация автоматизированной речи.

Речь и движение. * Продолжение щадящего общего и речевого режима. Ограничение спонтанной речи (ответы жестом, одним словом, простой фразой).

* Расслабление мышц лица, шеи, речевого аппарата по контрасту с напряжением. Внушение состояния покоя, формул правильной речи.

*Постановка диафрагмального речевого дыхания:

-называние предметных картинок с опорой на ударный гласный звук,двух-трехкратное проговаривание слова на одном выдохе слитно:

1) слов-картинок, начинающихся с гласного звука (ударный гласный в начале слова, в середине, в конце,

2) слов-картинок, начинающихся с согласных звуков.

* Выработка самоконтроля дыхательных движений груди и диафрагмы.

* Подготовка артикуляционных органов к произнесению нарушенных у ребенка звуков, формирование правильного произношения в соответствии с возрастом.

*Овладение интонационной выразительностью: вопросительной интонацией, утвердительной, восклицательной (на материале гласных звуков, слоговых рядов, слов).

* Развитие звуко-слогового анализа и синтеза. Обучение чтению (аналитико-синтетическим звукобуквенным методом)

*Обучение плавному и слитному произношению автоматизированных рядов: прямой счет (обратный, дни недели, времена года (в соответствии с возрастом).

* Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

* Координация речи и движений в играх и упражнениях.

* Маркировка слогового ритма с помощью упражнения «Ручки» (цепочки гласных звуков, слогов, слов). Маркировка ритма слов в лексико-грамматических играх и упражнениях.

Консультирование педагогов и родителей по соблюдению щадящего режима.

Игровые упражнения из разделов картотеки «Мышечная релаксация по контрасту с напряжением», «Формулы релаксации»

Звуковые символы, буквы, слоговые таблицы. Предметные картинки, игрушки. Минимальный речевой материал в дидактических играх.

Фото артикуляционных укладов, логопедический инструментарий. Схемы для интонирования. Предметные, сюжетные картинки, игрушки, лото.

Практический материал для знакомства с буквами: палочки, веревочки, конструктор Книги по обучению дошкольников чтению, слоговые таблицы.

Игры и упражнения из разделов картотеки «Словарная работа«, «Словообразование», «Словоизменение», «Предложно-падежное управление».

Игровые упражнения из разделов картотеки: «Игры с ходьбой», «Игры с движениями рук и ног».

Активизация развернутой речи.

* Соблюдение щадящего речевого режима по мере необходимости.

* Снятие мышечного напряжения по контрасту и по представлению. Внушение в состоянии покоя формул правильной речи.

* Повторение упражнений с фиксированным выдохом (звук, слог) в виде речевых зарядок.

* Выработкаплавного длительного выдоха при произнесении фраз:

1) простых,состоящих из двух-трех-четырех слов:

2) развернутых,состоящих из нескольких смысловых отрезков:

-ритмизированные двустишия, четверостишия, пословицы,

-ответы на вопросы со сложносочинительной и сложноподчинительной связью,

* Тренировка в произнесении фраз с паузой, пение детских песен.

* Обучение плавному и слитному произношению фраз, состоящих из одного-трех смысловых отрезков.

*Составление коротких рассказов с соблюдением речевых правил:

-описательного рассказа о предмете, игрушке,

-рассказа по картине,

-сюжетного рассказа по серии картин,

-рассказа о проделанной деятельности, выполнении поручения.

* Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

* Маркировка слогового ритма речи во фразе (упражнение «ручки»).

* Ритмическая организация фразовой речи с помощью круговых движений рук (упражнение «Колесо»).

* Координация речи и движений в играх и упражнениях.

*Магнитофонная запись речи ребенка

* Оценка эффективности проведенной работы.

Игровые упражнения из разделов картотеки: «Мышечная релаксация по представлению», «Формулы релаксации»

Игровые упражнения из картотеки «Развитие речевого дыхания».

Предметные сюжетные картинки, поделки.

Речевой материал: двустишия, четверостишия, стихи, загадки, пословицы.

Схемы для составления рассказов, тексты для пересказа, серии сюжетных картинок.

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, разные виды конструирования)

Игры и пособия по развитию словаря и лексико-грамматическ. категорий.

Упражнения с мячом и другими предметами для маркировки ритма.

Цель: развитие навыков синхронизации речи и движения

— Наглядные модели для координации носового и ротового дыхания.

— Картотека упражнений на развитие речевого дыхания.

— Картотека упражнений «Артикуляционная мимическая гимнастика»

— Картотеки: «Игры и упражнения со звукоподражанием», «Игры с движением».

Расслабление туловища и конечностей по контрасту с напряжением.

2. Работа с дыханием:

Постановка диафрагмально-реберного дыхания:

-с произнесением гласных звуков по одному, по два на плавном выдохе с самоконтролем,

-использование минимального речевого материала: звукоподражаний, междометий, слогов.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Упражнение «Ручки»

Пальцы рук переплетаются в замок, все слоги в словах сопровождаются поочередным легким нажатием большими пальцами на горизонтально лежащий указательный палец. При нормальном чувстве ритма (отсутствии дизартрии) ребенок легко овладевает этим приемом. В иных случаях требуется предварительная помощь. Взрослый берет руки ребенка в свои руки и большими пальцами поочередно нажимает на ладошки малыша в такт слогового ритма. Сильное нажатие делается в местах смысловых акцентов. В конце фразы выдерживается пауза, она обеспечивает рефлекторную смену речевого выдоха и вдоха.

5. Упражнение «Колесо»

Перед началом речи ребенок, делая вдох, через стороны поднимает руки над головой, ладонями наружу, слегка касаясь пальчиками. С началом речи руки через стороны медленно опускаются вниз. Данное упражнение позволяет плавно произнести фразу, сделать паузу и рефлекторный вдох. Круговое движение рук является легким, естественным, симметричным движением, гармонично синхронизирующим фразовую речь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *