с чего начинается исповедь

Как правильно исповедоваться

Иеромонах Киприан (Сафронов)

с чего начинается исповедь. Смотреть фото с чего начинается исповедь. Смотреть картинку с чего начинается исповедь. Картинка про с чего начинается исповедь. Фото с чего начинается исповедь

На вопросы отвечает насельник Даниловой обители иеромонах Киприан (Сафронов).

– Батюшка, многие люди сейчас жалуются на то, что они не могут как следует исповедаться, у них не получается.

– Да, подавляющее большинство людей исповедоваться не умеют. Некоторые по десять лет ходят в храм, а так и не научились правильно исповедоваться. Почему? Проблема даже не в том, что они не могут понять, как правильно исповедоваться, проблема в том, что они не интересуются по-настоящему этим, не читают литературу, хотя сейчас много издается книг, недорогих брошюр, не знают до сих пор, как надо правильно в храме себя вести, как вообще должен вести себя православный человек. Есть же кодекс поведения православного человека! Иногда забывают даже, что они – православные люди. И как следствие – не могут правильно к таинству Исповеди подойти. Отсюда и проблемы возникают. Такой человек приходит на исповедь как на обычную процедуру, предшествующую причащению. А ведь это же таинство, великое таинство Церкви, только через таинство Исповеди человек может исправиться, исправить свою жизнь, научиться правильно жить. Больше никак. Благодать Божия дается непосредственно только через таинства. Каждое церковное таинство дает свою благодать: таинство Венчания дает благодать на супружескую жизнь, таинство Рукоположения – на священническое поприще, а таинство Исповеди дается человеку на то, чтобы он был духовно и физически здоров, чтобы он рано или поздно научился правильно жить, то есть не грешить. И если человек сам не может перестать грешить, не может исправиться, то Господь попускает болезнь, чтобы он хотя бы через нее перестал грешить. Болезни – это милость Божия, даются нам по нашей немощи и неразумию, болезнями Господь смиряет нас, и мы к грехам, которые любим повторять, когда здоровы, начинаем во время болезни относиться более чем прохладно, смиряемся.

– Многие, приходя на исповедь, надеются, что священник сам их расспросит обо всем…

– Священник на исповеди не должен обязательно выспрашивать у исповедуемого что-либо… Человек обязан научиться исповедовать свои грехи самостоятельно, заранее подготовить исповедь, проанализировав свое поведение, выявить грех, прийти и сказать батюшке: я грешен. Часто исповедуемый начинает рассказывать, как он с кем-то, скажем, сильно повздорил, что тот ему сказал, и что он ответил, и как тот на это отреагировал; кто виноват – уже не разберешь. Тогда приходится спрашивать исповедуемого, в чем же твой-то грех, лично твой, и напоминать ему, что он пришел исповедоваться, а не жаловаться на другого.

– А если человек не может сам правильно оценить ситуацию и рассказывает ее священнику, чтобы батюшка помог?

– Человек должен знать, что в любой ситуации он обязан в первую очередь винить себя самого. Почему? Потому что, обидевшись, не пошел на уступки, не прекратил инцидент, хотя мог бы. Православный должен искать свою вину в любой ситуации, ведь в любой жизненной ситуации часть вины всегда на нас лежит. Если же на нас совсем вины нет, то мы должны чувствовать себя спокойно, совесть у нас должна быть спокойной.

– Но на человека напраслину возвели, а он не делал то, что ему ставят в вину…

– Тогда это не его проблемы.

– Так обидно же ему…

– А вот это уже большой грех, и надо сразу на исповедь идти. Проблема здесь в том, что ты обижаешься, значит, в том, в чем тебя оговорили, есть доля правды. Если у тебя какое-то беспокойство, если ты начинаешь жаловаться – это показатель, что есть и твоя вина. Наша обида говорит нам, что у нас что-то неблагополучно. Это неблагополучие сначала копится внутри, понемногу, и не сразу выходит наружу, но потом, переполнив нас, обязательно выявляется. И человек, если не исповедуется как следует, начинает искать свои способы выхода обиде: строит планы личной мести, идет к психологу, колдуну, а то и подумывает, как нанять киллера…

Бывает так, что человек, скажем, наступил другому на больную мозоль и не заметил. Обладатель больной мозоли начинает кричать на него, мол, смотри, куда идешь, а то и по макушке даст – обидно, что его больную мозоль не заметили. Человек, зная, что на нем вины никакой нет, в недоумении – за что получил, но тем не менее не обижается. Какой же итог? Пострадавший, мало того, что ему на больную мозоль наступили, так он еще и нагрешил и теперь должен каяться на исповеди. То есть получается, что потерпевшая сторона больше и нагрешила. А с того, кто наступил, с него спроса нет, он получил по макушке ни за что, ему и каяться не в чем. Пострадавший, если претерпел бы, мучеником бы стал, и любовь бы у него появилась к человеку от того, что простил его.

– Часто люди из-за болезни или из-за каких-то других уважительных причин пропускают воскресные службы в храме, и, может быть, трудно винить их в этом…

– Раньше православный человек мечтал умереть в храме, а после Причастия – тем более за счастье почитал умереть, потому несмотря ни на какую болезнь, шел на службу в храм, постился, причащался. Он не задумывался над тем, больной он или здоровый, может идти в храм или не может. Надо идти в храм – шел в храм, надо идти работать – шел работать. Почему? Потому что верил в Бога, старался жить в Его произволении. А в наше время человек по 40 лет лечится и вылечиться не может, и все 40 лет только этим и озабочен, покупает и читает множество «здоровой» литературы, консультируется со множеством специалистов, пьет огромное количество медицинских препаратов, а толку никакого. И помереть по-Божески тоже никак не может, хотя, может быть, и желает – срок наступил. Грехи не пускают. Как раньше помирали? Человек работал-работал в поле, почувствовал, что устал, сел отдохнуть, вздохнул, перекрестился и отдал Богу душу. А сейчас мучается, а грехи не пускают… Не исповедуются, как следует, не причащаются по полгода, когда же случается какое-либо несчастье с ними, сразу бегут в церковь на исповедь. Придут, исповедуются и опять на полгода исчезают… Так вот и крутятся по немощи своей – то одно несчастье, то другое, то третье, и получается – и к Богу не повернуты, и миру не принадлежат.

– Что же делать?

– Вовремя исповедоваться, причащаться, не нарушать постов – строго исполнять свои обязанности. А строгость должна определяться батюшкой, как он определит каждому человеку отдельно.

С иеромонахом Киприаном (Сафроновым) беседовала Валентина Морева

Источник

Исповедь для начинающих

Исповедь в церкви

Исповедь — Таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От Исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время Исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к Исповеди.

Как готовиться к Исповеди и Причастию

1. Осознать свои грехи.

Если вы задумались об Исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается Покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди — знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.

2. Не использовать «списки грехов».

Последнее время среди верующих (как говорят, «воцерковленных», то есть более знакомых с церковной традицией, а на практике — и с околоцерковными суевериями) распространены разного рода «списки грехов». Подготовке к Исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно помогают превратить Исповедь в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом деле Исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Кроме того, среди «перечней грехов» встречаются и вовсе курьезные образцы, так что брошюры подобного рода лучше вообще не рассматривать всерьез.

Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми. Пример такой памятки:

а. Грехи против Господа Бога:

– неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;

– вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

– творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

– обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

б. Грехи против ближнего:

– пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);

– осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь);

– блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня так называемый «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но не венчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

– аборт — лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его;

– присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

– ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.

Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к Исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.

3. Говорить только о грехах, причем собственных.

Говорить на Исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая Исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на Исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех — это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

4. Не выдумывать особого языка.

Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много Исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

5. Говорить о серьезном, а не мелочах.

Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».

Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

6. Начать менять жизнь еще до Исповеди.

Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а Исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до Исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после Исповеди, то может, с Исповедью стоит повременить?

Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после Исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

7. Быть в мире со всеми.

«Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Несколько практических рекомендаций.

Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят Исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях — и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период — по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу — в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для Исповеди.

Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед Исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам непривычно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на русский язык.

Во время Исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от Причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Как правило, после Исповеди верующие Причащаются. Хотя Исповедь и Причастие — два разных таинства, лучше подготовку к Исповеди соединить с подготовкой ко Причащению. Что это за подготовка, расскажем в отдельной статье.

Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к Исповеди — слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую Исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

Источник

Первая исповедь. Взгляд священника

Эту статью хочу посвя­тить про­блеме первой испо­веди. Боль­шин­ство воцер­ков­ля­ю­щихся взрос­лых людей рано или поздно встают перед духов­ной потреб­но­стью испо­ве­до­вать свои грехи, кото­рые нако­пи­лись у них за годы созна­тель­ной жизни. В связи с этим воз­ни­кают мно­го­чис­лен­ные «тех­ни­че­ские» вопросы, а многие не могут пере­бо­роть свой стыд и страх перед ней и перед свя­щен­ни­ком. Чтобы раз­ве­ять сомне­ния, страхи и отве­тить на боль­шую часть вопро­сов, стоит для начала рас­ска­зать об испо­веди в общем, для чего она нужна, для чего на испо­веди необ­хо­димо рас­ска­зы­вать о своих грехах свя­щен­нику и почему нельзя обой­тись без нее.

Испо­ведь – это Таин­ство. Почему Таин­ство? Ответ кро­ется уже в назва­нии. Во время Таинств, кото­рых в Пра­во­слав­ной Церкви обычно назы­вают семь (Кре­ще­ние, Евха­ри­стия, Миро­по­ма­за­ние, Пока­я­ние, Свя­щен­ство, Брак и Еле­освя­ще­ние), про­ис­хо­дит непо­сред­ствен­ная встреча чело­века с Богом, Боже­ствен­ная бла­го­дать таин­ствен­ным и непо­сти­жи­мым для нас обра­зом дей­ствует на чело­века, освя­щая все чело­ве­че­ское есте­ство – и душу, и тело, ожи­во­тво­ряя и обо­го­тво­ряя, уго­тов­ляя для буду­щей Вечной Жизни. Испо­ведь, или Таин­ство пока­я­ния, по опре­де­ле­нию Пра­во­слав­ного Кати­хи­зиса, есть Таин­ство, в кото­ром испо­ве­ду­ю­щий грехи свои, при види­мом изъ­яв­ле­нии про­ще­ния от свя­щен­ника, неви­димо раз­ре­ша­ется от грехов Самим Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом. То есть испо­ве­ду­ю­щийся полу­чает остав­ле­ние своих грехов непо­сред­ственно от Бога, свя­щен­ник же в данном случае явля­ется посред­ни­ком между Богом и чело­ве­ком. В молит­вен­ном после­до­ва­нии перед испо­ве­дью свя­щен­ник име­ну­ется сви­де­те­лем, кото­рый при­зван сви­де­тель­ство­вать перед Богом все, что скажет ему чело­век. В связи с этим у многих людей часто воз­ни­кает вопрос – почему нельзя каяться напря­мую Богу, без уча­стия свя­щен­ника или какого-либо иного посред­ника или сви­де­теля, чтобы полу­чить про­ще­ние и раз­ре­ше­ние от грехов? Без­условно, каяться мы можем и должны не только на испо­веди, но и при каждой удоб­ной воз­мож­но­сти – сразу по осо­зна­нии греха, и на еже­днев­ной вечер­ней молитве (в молит­во­слове есть спе­ци­аль­ная молитва). Ведь грех – это духов­ная зараза, кото­рая, будучи при­ня­той в душу и сердце, начи­нает раз­ру­шать все вокруг себя. Грех имеет свой­ство накап­ли­ваться, поэтому нерас­ка­ян­ный грех подо­бен снеж­ному кому, катя­ще­муся с горы, он нарас­тает и пре­вра­ща­ется в лавину, кото­рую прак­ти­че­ски ничто не может оста­но­вить на пути. И только искрен­нее пока­я­ние спо­собно раз­ру­шить сети греха и изба­вить сердце и душу от его пагуб­ного вли­я­ния. Однако, отпу­ще­ние грехов можно полу­чить только на испо­веди. Так про­ис­хо­дит вовсе не от того, что «попы так при­ду­мали», а потому, что Гос­подь так уста­но­вил. Само по себе свя­щен­ство – это бого­уста­нов­лен­ный инсти­тут, полу­чив­ший свое начало еще во вре­мена Вет­хого Завета. Ново­за­вет­ный свя­щен­ник наде­лен от Бога правом объ­яв­лять от имени Бога про­ще­ние грехов. Гос­подь Иисус Хри­стос сказал апо­сто­лам: «Что вы свя­жете на земле, то будет свя­зано на небе, и что раз­ре­шите на земле, то будет раз­ре­шено на небе» ( Мф. 18:18 ). Эта власть «вязать и решить» пере­шла от апо­сто­лов к их пре­ем­ни­кам – епи­ско­пам и свя­щен­ни­кам. Ко всему про­чему, свя­щен­ник – это еще и духов­ный настав­ник, руко­во­ди­тель, при­зван­ный Богом и Цер­ко­вью на это дело. Но он, явля­ясь таким же про­стым чело­ве­ком, как и при­шед­ший к нему на испо­ведь, имеет особую бла­го­дать от Бога, кото­рая дей­ствует в нем неза­ви­симо от его лич­ност­ных качеств. Эту бла­го­дать он полу­чает в Таин­стве свя­щен­ства.

Помню свою первую испо­ведь, кото­рую мне при­шлось при­ни­мать через 40 дней после свя­щен­ни­че­ского руко­по­ло­же­ния. Подо­шел муж­чина и рас­ска­зал о неко­то­рой про­блеме, кото­рая была непо­сред­ственно свя­зана с грехом. Он искренне каялся, но еще и желал полу­чить от меня духов­ный совет, как посту­пить в сло­жив­шейся ситу­а­ции. Я на тот момент не имел ника­кого свя­щен­ни­че­ского опыта, а в жизни я с таким нико­гда не стал­ки­вался. Дать ответ прак­ти­че­ски не пред­став­ля­лось воз­мож­ным. Но это было необ­хо­димо. Я молча помо­лился Гос­поду, попро­сил помощи. И тут, откуда ни возь­мись, в голове появи­лась ясная и отчет­ли­вая мысль, кото­рая раз­ви­ва­лась и обре­тала удоб­ную для изло­же­ния форму. Мы про­го­во­рили около два­дцати минут, разо­брали его про­блему по полоч­кам и в итоге он полу­чил тот самый совет, кото­рого так жаждал. При этом не кто-то гово­рил за меня или через меня, как это бывает с оккуль­ти­стами или сек­тан­тами-хариз­ма­тами, гово­рил я сам, полу­чив пер­во­на­чаль­ную мысль и развив ее. Несо­мненно, это было дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати, кото­рая изобильно изли­лась и на меня и на того муж­чину.

Итак, испо­ведь – это бого­уста­нов­лен­ное Таин­ство, в кото­ром, при посред­ни­че­стве и сви­де­тель­стве свя­щен­ника, чело­век полу­чает про­ще­ние и раз­ре­ше­ние испо­ве­дан­ных грехов от Самого Бога. Оче­видно, что Гос­подь весьма поза­бо­тился о нас, дав такую воз­мож­ность духов­ного очи­ще­ния. Посему не обре­та­ется причин, по кото­рым стоило бы отка­заться от этой Боже­ствен­ной мило­сти. Испо­ведь нужна нам как глоток све­жего воз­духа, это баня, омы­ва­ю­щая душу.

И все же первая испо­ведь сильно сму­щает боль­шин­ство тех, кто все же реша­ется впер­вые при­сту­пить к этому вели­кому Таин­ству пока­я­ния. Сму­щает, в первую оче­редь, стыд и необ­хо­ди­мость гово­рить о своих грехах в при­сут­ствии совер­шенно незна­ко­мого чело­века, пусть и с глазу на глаз. Но сму­щаться не стоит. Очень хорошо, что есть чув­ство стыда, было бы куда хуже, если бы оно отсут­ство­вало. Стыд в данном случае – это одно из след­ствий осо­зна­ния соб­ствен­ной гре­хов­но­сти. Пере­сту­пив еди­но­жды через барьер стыда и страха, будет намного легче испо­ве­до­ваться в буду­щем. И, конечно же, если при­сту­пать к испо­веди с искрен­ним пока­я­нием, то после нее ощу­ща­ется огром­ное чув­ство облег­че­ния, кото­рое ни с чем не срав­нится. Это чув­ство вооду­шев­ляет, окры­ляет, дает силы для того, чтобы бороться с гре­хами и, с помо­щью Божией, побеж­дать.

Суще­ствует несколько «мифов» и стра­хов, кото­рые обычно удер­жи­вают от первой испо­веди нево­цер­ко­в­лен­ных людей. Попро­бую рас­смот­реть наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные из них.

1. Мои грехи настолько страшны и постыдны, что свя­щен­ник отпря­нет от меня в ужасе, может быть, даже отру­гает и выго­нит из храма.
Конечно, это не так. Открою один «секрет» – свя­щен­ника вряд ли полу­чится чем-то уди­вить на испо­веди. За годы службы свя­щен­ники на испо­веди слы­шали очень много рас­ска­зов о грехах, поро­ках, стра­стях. Как пра­вило, все эти рас­сказы похожи друг на друга, ведь все мы стра­даем, по сути, одними и теми же гре­хами, в наших серд­цах кипят одни и те же стра­сти, но в разном виде. Свя­щен­ники – это тоже люди, кото­рым также свой­ственно гре­шить в силу слабой чело­ве­че­ской при­роды. Свя­щен­ники испо­ве­да­ются своим духов­ни­кам. Кроме того, свя­щен­ники – это не какие-нибудь мар­си­ане, они живут среди обыч­ных людей, и им известны многие труд­но­сти и про­блемы, с кото­рыми стал­ки­ва­ются и они сами. Наверно, нужно рас­ска­зать о чем-то дей­стви­тельно из ряда вон выхо­дя­щем, чтобы свя­щен­ник опешил. Но и в этом случае он вряд ли отпря­нет в ужасе. И, есте­ственно, свя­щен­ник не выго­нит из храма каю­ще­гося чело­века. Да и ругать тоже не станет. Ну как ругать за пока­я­ние?
Помню, одна­жды меня спро­сила одна нево­цер­ко­в­лен­ная зна­ко­мая: «Ты слу­ша­ешь на испо­веди сотни исто­рий о грехах, люди выво­ра­чи­вают свою душу перед тобой. Разве ты, узнав их грехи, не меня­ешь к ним своего отно­ше­ния? Ведь они навер­няка рас­ска­зы­вают и о страш­ных грехах, а не только о том, как украли яблоко в сосед­ском саду». В этот момент я впер­вые заду­мался об этом. И, про­ана­ли­зи­ро­вав те самые сотни и даже тысячи испо­ве­дей, кото­рые мне при­шлось при­ни­мать за 10 лет свя­щен­ни­че­ского слу­же­ния, я понял, что мое отно­ше­ние к испо­ве­ду­ю­щимся, дей­стви­тельно, меня­ется. Но меня­ется в лучшую сто­рону! Те люди, кото­рых я нико­гда не знал и даже видел впер­вые, за какие-то 5–10 минут ста­но­ви­лись мне близ­кими людьми, кото­рым хоте­лось помочь, хотя бы сове­том. Ведь все они при­хо­дили каяться! Они жаж­дали полу­чить про­ще­ние от Бога, при­ми­риться с Ним через вели­кое Таин­ство пока­я­ния. Но самое глав­ное – они хотели больше не гре­шить. Как же я мог отне­стись к ним плохо? Нет, такое вряд ли воз­можно.
Хуже, когда чело­век на испо­веди не про­яв­ляет при­зна­ков пока­я­ния и, более того, гово­рит, что не имеет грехов и пришел на испо­ведь «так, на всякий случай, а вдруг, если что есть, пусть Бог про­стит». С такими людьми сложно, при­хо­дится чуть ли не «кле­щами вытас­ки­вать грехи», разъ­яс­нять, ука­зы­вать. Иногда это при­но­сит плоды. А порой нет. Тогда при­хо­дится просто про­сить чело­века отойти и поду­мать о том, что без­греш­ных людей не бывает, почи­тать опре­де­лен­ную лите­ра­туру и, если обре­тется хоть один грех, то прийти на испо­ведь снова.

2. Свя­щен­ник на испо­веди осудит меня за грехи и, может быть, даже не захо­чет дальше общаться.
Конечно, многое зави­сит и от свя­щен­ника. Свя­щен­ники тоже разные бывают, но в основ­ной своей массе это добрые и отзыв­чи­вые люди. Лично я не знаком ни с одним свя­щен­ни­ком, кото­рый бы стал осуж­дать чело­века на испо­веди, да еще и отка­зы­вал в даль­ней­шем обще­нии. Ведь на испо­веди люди очень ранимы, их легко оби­деть неосто­рож­ным словом. Добрый пас­тырь не осудит, не отго­нит, а наобо­рот, поста­ра­ется помочь каю­ще­муся. Да и вообще всем, и свя­щен­ни­кам, и миря­нам, всегда нужно пом­нить, что Судья – только Бог, а нам не дано при­ви­ле­гий судить кого-то, осо­бенно если этот кто-то кается в том, что натво­рил.

3. Свя­щен­ник должен пере­чис­лять грехи, а я должен отве­чать, есть ли они у меня.
Тут палка о двух концах. С одной сто­роны, такая форма испо­веди могла бы быть удоб­ной для того, кто впер­вые испо­ве­ду­ется. Но она похожа на тести­ро­ва­ние с двумя вари­ан­тами ответа – «да» и «нет». Может полу­читься некое авто­ма­ти­че­ское дей­ствие, кото­рому на испо­веди не место. Свя­щен­нику неиз­вестны грехи сто­я­щего перед ним чело­века, что-то так можно и про­пу­стить. А это совер­шенно не нужно. С другой сто­роны, если чело­век пришел на испо­ведь, то ему есть в чем каяться, он думал о грехах, пришел к пока­я­нию. Ведь глав­ное на испо­веди – это не просто назвать грехи, а, дей­стви­тельно, в них рас­ка­и­ваться и иметь твер­дую мысль больше не повто­рять. Вовсе не обя­за­тельно рас­ска­зы­вать, как про­ис­хо­дило совер­ше­ние греха, вполне доста­точно одного лишь опре­де­ле­ния.

4. Свя­щен­ник может рас­ска­зать о моих грехах сослу­жив­цам или своим зна­ко­мым.
Такое прак­ти­че­ски нере­ально. Не могу, конечно, гово­рить за всех свя­щен­ни­ков. Но те, кото­рых я знаю, и их немало, нико­гда не рас­кры­вают тайны испо­веди, ука­зы­вая на кон­крет­ного чело­века и рас­ска­зы­вая о его грехах. Ко всему про­чему, тайна испо­веди – само­сто­я­тель­ный вид охра­ня­е­мых зако­ном тайн, одна из гаран­тий сво­боды веро­ис­по­ве­да­ния. В соот­вет­ствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О сво­боде сове­сти и о рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ниях» от 26 сен­тября 1997 г. и охра­ня­ется зако­ном. Согласно УПК РФ (п. 4ч. 3ст. 56) свя­щен­но­слу­жи­тель не может быть допро­шен в каче­стве сви­де­теля об обсто­я­тель­ствах, став­ших ему извест­ными из испо­веди. Согласно цер­ков­ному кано­ни­че­скому праву, свя­щен­ник не может нару­шить тайну испо­веди ни при каких усло­виях. Это строго запре­щено 120‑м пра­ви­лом Номо­ка­нона при Боль­шом Треб­нике: за откры­тие греха испо­ве­до­вав­ше­гося духов­ный отец запре­ща­ется на три года в слу­же­нии и каждый день должен класть сто покло­нов.

5. У меня нет особых грехов. Я не знаю, как назвать грех.
Все зави­сит от того, что пони­мать под «особым грехом». Если чело­веку дума­ется, что только убий­ство с отяг­ча­ю­щими обсто­я­тель­ствами явля­ется «особым» грехом, то это далеко не так. Любой грех особ по-своему. К при­меру, неко­то­рые жен­щины, не осо­зна­вая до конца, что аборт явля­ется грехом убий­ства, порой даже не назы­вают его на испо­веди, относя к «незна­чи­тель­ным» грехам. Поэтому полезно почи­тать нужную лите­ра­туру. В первую оче­редь, конечно, Свя­щен­ное Писа­ние. Откуда же еще пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину узнать о том, что он нару­шил запо­ведь Божью, как не из Библии, где все эти запо­веди содер­жатся? Помимо Свя­щен­ного Писа­ния есть раз­лич­ная пра­во­слав­ная лите­ра­тура, кото­рая рас­кры­вает суть многих грехов, так ска­зать, «пере­кла­ды­вает» их на нашу повсе­днев­ную жизнь. Мне очень нра­вится книга архи­манд­рита Иоанна Кре­стьян­кина «Опыт постро­е­ния испо­веди». Ее полезно про­чи­тать не только тем, кто гото­вится к первой испо­веди, но и тем, кто соби­ра­ется на оче­ред­ную испо­ведь. Полез­ность этой книги я вижу в том, что в ней все грехи раз­би­ра­ются по полоч­кам и даются опре­де­ле­ния. Ведь порой слу­ча­ется, что при­шед­шие на испо­ведь люди не знают, как пра­вильно назвать совер­шен­ный ими грех, и начи­нают рас­ска­зы­вать для пояс­не­ния длин­ные предыс­то­рии. Вовсе не обя­за­тельно рас­ска­зы­вать то, как про­ис­хо­дило совер­ше­ние греха, доста­точно назвать лишь одно опре­де­ле­ние. Если пона­до­бится, то свя­щен­ник оста­но­вит и попро­сит рас­ска­зать подроб­ней. Это может помочь в опре­де­ле­нии сте­пени греха. Чтобы было понятно, при­веду пример. Есть неко­то­рое коли­че­ство блуд­ных грехов – блуд, пре­лю­бо­де­я­ния, поло­вые извра­ще­ния, муже­лож­ство (гомо­сек­су­а­лизм) и ана­ло­гич­ные отно­ше­ния между двумя жен­щи­нами и другие. Назы­вать их на испо­веди надо, если даже очень стыдно и язык с трудом пово­ра­чи­ва­ется. Но совер­шенно не нужно рас­ска­зы­вать, как, где и с кем.

Хочется дать и несколько прак­ти­че­ских сове­тов. Не стоит выби­рать для первой испо­веди вос­крес­ные или празд­нич­ные дни. В эти дни в храме много людей, жела­ю­щих испо­ве­до­ваться и при­ча­ститься. Первая испо­ведь пред­по­ла­гает трату опре­де­лен­ного вре­мени для беседы со свя­щен­ни­ком, хотя бы 10–15 минут, а то и намного больше. Уде­лить столько вре­мени одному чело­веку, когда испо­веди ждут еще 100 или более чело­век, кото­рых нужно испо­ве­до­вать мак­си­мум до начала при­ча­стия, прак­ти­че­ски невоз­можно. В лучшем случае уда­ется выде­лить каж­дому пару минут. Поэтому во многих храмах испо­ведь про­во­дят с вечера, во время вечер­него бого­слу­же­ния или после него. Можно прийти вече­ром и испо­ве­до­ваться. Также можно при­сту­пить к испо­веди и нака­нуне вос­крес­ного дня, в суб­боту утром. Но, на мой взгляд, лучше всего сде­лать это в будние дни утром, когда жела­ю­щих испо­ве­до­ваться и при­ча­ститься бывает мало. Тогда у свя­щен­ника будет время и выслу­шать, и, если пона­до­бится, дать советы. В храмах, где в вос­крес­ный день утром слу­жится ранняя литур­гия, можно испо­ве­до­ваться во время нее. Людей также бывает немного.

Многие люди на испо­веди теря­ются, забы­вают то, о чем пом­нили 10 минут назад или раз­мыш­ляли нака­нуне вече­ром. Осо­бенно, когда при­хо­дится испо­ве­до­ваться впер­вые за многие годы. Тут уж упу­стить что-то проще про­стого. Поэтому, чтобы не забыть ничего, можно запи­сать грехи на листке бумаги и про­чи­тать по нему. Это обыч­ная прак­тика, и, на мой взгляд, очень полез­ная. Обычно я сове­тую за несколько дней до испо­веди осно­ва­тельно поду­мать, про­ли­стать всю жизнь, как книгу, и запи­сы­вать каждый, даже на первый взгляд незна­чи­тель­ный, грех. Все грехи тре­буют пока­я­ния. Но при этом не стоит забы­вать, что, рас­пи­сы­вая мелочи, можно забыть и о корне, о той самой при­чине, кото­рая стала осно­вой совер­шен­ного греха. И тут осно­ва­тель­ный разбор соб­ствен­ной жизни очень поле­зен, чело­век может найти при­чины многих своих бед, несча­стий и совер­шен­ных грехов. Вообще соби­ра­ние мело­чей при явном неве­де­нии корней – это особый раз­го­вор, и такое поло­же­ние вещей свой­ственно и неко­то­рым уже давно воцер­ко­в­лен­ным людям. На мой взгляд, очень пока­за­тельно то, что в Неделю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия (первое вос­кре­се­нье Вели­кого поста) более 50% испо­ве­ду­ю­щихся в первую оче­редь рас­ска­зы­вает о том, как и сколько раз они в тече­ние этой недели нару­шили пост в еде. Оче­видно, что люди всю неделю думали в основ­ном о пище, забы­вая о том, что пост имеет две состав­ля­ю­щие – духов­ную и физи­че­скую. Причем если пост физи­че­ский необ­хо­дим чело­веку, чтобы научиться воз­дер­жа­нию, то пост духов­ный сбли­жает с Богом. Кое-кто, к сожа­ле­нию, забы­вает, что не «есть» людей в посту куда более важно, чем не есть мясо. Но это, как я уже выше отме­тил, отдель­ный раз­го­вор.

Не стоит и оття­ги­вать первую испо­ведь под раз­лич­ными пред­ло­гами. А пред­логи, уверен, най­дутся. Чего только я не слышал как оправ­да­ние оття­ги­ва­нию испо­веди. То болезнь или плохое само­чув­ствие, то дорогу снегом замело – не про­ехать, то род­ствен­ники пого­стить при­е­хали, не до испо­веди, борщи варить надо, то соседи сверху зато­пили, все утро с ними руга­лись, то, пока собаку не выгу­ляю, детей в школу не про­вожу, а мужа на работу, из дома выйти не могу, и многое другое. Все это «тех­ни­че­ские» накладки и про­блемы, кото­рые при жела­нии пре­одо­лимы и реша­емы. Куда хуже, когда выска­зы­ва­ется при­чи­ной него­тов­ность к первой испо­веди. Помню одну пожи­лую даму, быв­шего пар­тий­ного дея­теля, кото­рая регу­лярно при­хо­дила в храм, прак­ти­че­ски на все празд­ники и по вос­крес­ным дням, ста­вила свечки, моли­лась, но нико­гда не испо­ве­до­ва­лась и не при­ча­ща­лась. Сна­чала думали, что она некре­ще­ная, но через какое-то время она начала кре­ститься во время молитвы. Одна­жды к ней подо­шли с вопро­сом, почему же она, если кре­щена, не испо­ве­ду­ется и не при­ча­ща­ется. Думали, наверно, не знает, что такое, хотели объ­яс­нить. Но она была в курсе, что такое испо­ведь и при­ча­стие, хотя и не имела осно­ва­тель­ных знаний об этом. При­чи­ной отказа от испо­веди она выска­зала свою духов­ную него­тов­ность к ней. Причем пояс­нить, в чем эта самая него­тов­ность заклю­ча­ется, она не могла или не захо­тела, просто повто­рила: «не готова, и все». Воз­можно, ее душу отя­го­щали грехи, о кото­рых она не хотела гово­рить незна­ко­мому чело­веку, а, может быть, она еще не до конца осо­знала свои грехи, и поэтому ей каза­лось, что испо­ведь ей не особо нужна. Может, были и другие при­чины, о кото­рых мы так и не узнали. На после­ду­ю­щие попытки при­об­щить ее к актив­ной цер­ков­ной жизни она вновь отве­чала, что не готова к испо­веди. Она умерла, так и не при­сту­пив ни к испо­веди, ни к при­ча­стию. Жаль, конечно, но уже ничего не поде­лать, да и силком ее на испо­ведь тоже ведь нельзя было зата­щить. Это был ее выбор, пока­за­тель­ный для многих. И это случай, кото­рый при­клю­чился с пожи­лым чело­ве­ком, кото­рый знал, что жизнь бли­зится к логи­че­скому завер­ше­нию. А ведь такое слу­ча­ется и с моло­дыми, кото­рые думают, что еще вся жизнь впе­реди, и вдруг вне­запно уми­рают от неожи­данно посе­тив­шей болезни или несчаст­ного случая.

Неко­то­рые воцер­ков­ля­ю­щи­еся имеют плохую при­вычку бегать от свя­щен­ника к свя­щен­нику «в поис­ках духов­ника». Порой такое слу­ча­ется и с теми, кто при­хо­дит на первую испо­ведь. То ли от стыда, то ли от страха, то ли от сму­ще­ния, то ли еще от чего-то не назы­вают на испо­веди один или более грехов. А потом эти чув­ства еще более обу­ре­вают чело­века и он бежит к дру­гому свя­щен­нику с этими же нерас­ка­ян­ными на первой испо­веди гре­хами. Это невер­ный подход. Стоит пом­нить, что испо­ведь – это духов­ное лече­ние, и лечиться лучше у одного «врача», кото­рый уже знает о других «боляч­ках» и сможет, сложив все воедино, полу­чить более полную кар­тину, «поста­вить пра­виль­ный диа­гноз» и «выпи­сать пра­виль­ное лекар­ство».
Исходя из выше­опи­сан­ной логики, реко­мен­ду­ется супру­гам иметь одного духов­ника. В моей прак­тике был случай, когда семей­ная пара испо­ве­до­ва­лась у разных свя­щен­ни­ков. Жена первой пришла в храм, воцер­ко­ви­лась и стала ходить на испо­ведь к довольно стро­гому батюшке-монаху. А муж воцер­ко­вился позже и стал ходить к дру­гому свя­щен­нику, по харак­теру более мяг­кому и име­ю­щему опре­де­лен­ный опыт семей­ной жизни. Так про­дол­жа­лось несколько лет. И стало заметно, что супруги отда­ли­лись друг от друга, даже ходили в разные храмы. Всему виной стало то, что оба духов­ника имели разные воз­зре­ния на обыч­ные житей­ские ситу­а­ции, что, впро­чем, никак не про­ти­во­ре­чило ни кано­нам, ни цер­ков­ным пра­ви­лам. Батюшка-монах тре­бо­вал от своей духов­ной дочери мак­си­маль­ной стро­го­сти, а другой, жена­тый, батюшка учил снис­хож­де­нию к немощи ближ­него. И то, и другое – благо. Но в итоге оба эти мнения столк­ну­лись лбами, и полу­чи­лась довольно непри­ят­ная ситу­а­ция, когда супруги стояли на грани раз­вода. Брак уда­лось спасти, но путем неимо­вер­ных усилий и усерд­ных молитв. Поэтому лучше супру­гам искать одного духов­ника, кото­рый будет в курсе их семей­ной духов­ной жизни и не станет давать советы, кото­рые будут про­ти­во­ре­чить друг другу.

В свете выше­из­ло­жен­ного случая хоте­лось бы пре­ду­пре­дить о слож­но­стях испо­веди в мона­сты­рях. Как пра­вило, в мона­сты­рях духов­ники доста­точно строги и тре­бо­ва­тельны (хотя, конечно, не все), что может пока­заться воцер­ков­ля­ю­ще­муся чело­веку каким-то непре­одо­ли­мым барье­ром на пути к пол­но­цен­ной цер­ков­ной жизни. К при­меру, по итогам испо­веди в мона­стыре чело­веку может быть назна­чена епи­ти­мья по всей стро­го­сти кано­нов, что может ока­заться тяже­лой ношей для него. При­веду пример, чтобы было понятно. Сейчас очень многие люди, по незна­нию или наро­чито, при­бе­гают к помощи оккуль­ти­стов (гада­лок, экс­тра­сен­сов, био­энер­го­те­ра­пев­тов и прочих дея­те­лей), считая, что это все совер­шенно без­обид­ное заня­тие, а если и несет в себе какую-то опас­ность, то совсем неболь­шую. А вот как пове­ле­вают посту­пать каноны Пра­во­слав­ной Церкви: ««Пре­да­ю­щийся вол­шеб­ни­кам… дабы узнать от них, что вос­хо­тят им открыти, согласно с преж­ними оте­че­скими о них поста­нов­ле­ни­ями, да под­ле­жат пра­вилу шести­лет­ней епи­ти­мьи. Той же епи­ти­мьи под­ле­жит под­вер­гать … и так име­ну­е­мых обла­ко­го­ни­те­лей, оба­я­те­лей, дела­те­лей предо­хра­ни­тель­ных талис­ма­нов, и кол­ду­нов» (61 Пра­вило VI Все­лен­ского Собора). Т.е. чело­век должен быть отлу­чен от уча­стия в евха­ри­сти­че­ском обще­нии (попро­сту – от при­ча­стия) на шесть лет. И это при усло­вии того, что он уже кается в этом грехе и более не совер­шит его. А теперь пред­ставьте себе чело­века, кото­рый совсем недавно пришел в храм и попал на испо­ведь к стро­гому батюшке, кото­рый отлу­чил его на 6 лет от при­ча­стия. И вовсе не потому, что батюшка вред­ный или злой. А потому, что мона­стыр­ская жизнь имеет опре­де­лен­ный уклад по мона­стыр­скому уставу, что, несо­мненно, отра­жа­ется и на образе испо­веди в мона­стыре. Конечно, все ска­зан­ное – не одно­значно уста­нов­лен­ное пра­вило, кото­рого при­дер­жи­ва­ются абсо­лютно все духов­ники, абсо­лютно во всех мона­сты­рях, но знать об этом надо, чтобы потом не удив­ляться стро­гой епи­ти­мье и не искать спо­соба смяг­чить ее. Однако не стоит думать, что епи­ти­мьи накла­ды­вают только в мона­стыре. Епи­ти­мья – это способ вра­че­ва­ния каю­ще­гося греш­ника, заклю­ча­ю­щийся в испол­не­нии им дел бла­го­че­стия, опре­де­лен­ных его духов­ни­ком. Епи­ти­мия – духовно-испра­ви­тель­ная мера, направ­лен­ная на исправ­ле­ние чело­века, она – сред­ство помощи каю­ще­муся в борьбе с грехом. Епи­ти­мья может быть нало­жена и при­ход­ским свя­щен­ни­ком, но, скорее всего, она будет более мягкой, чем в мона­стыре. Глав­ное – пони­мать, что епи­ти­мья – это не нака­за­ние и, тем более, не сред­ство искуп­ле­ния греха. Иску­пи­тель только Один – Гос­подь Иисус Хри­стос. Никому из людей не дано иску­пить свои грехи.

Не лучший помощ­ник на испо­веди – попытка оправ­дать свои грехи вынуж­ден­но­стью или дей­стви­ями других людей. Грех всегда совер­шает чело­век, а не кто-то за него. А раз грех совер­шен, то, значит, он тре­бует осо­зна­ния и пока­я­ния. Но для этого нужно пере­стать искать вино­ва­тых. Как только это про­ис­хо­дит, сразу все ста­но­вится на свои места и при­хо­дит пока­я­ние. Также не стоит лука­вить, назы­вая один грех другим, более мягким, либо пряча грех под вити­е­ва­тыми фра­зами. К при­меру, избил, изна­си­ло­вал и обидел – это разные грехи, и нельзя все три назвать только одним опре­де­ле­нием «обидел». Все три имеют разную сте­пень слож­но­сти. От под­мены поня­тия суть не меня­ется, да и Бога обма­нуть невоз­можно.

И в конце, пожа­луй, самый важный совет тем, кто гото­вится к первой испо­веди. Ни в коем случае умыш­ленно не скры­вайте на испо­веди грехи, даже самые сокро­вен­ные, о кото­рых и поду­мать теперь страшно. Грех, ута­ен­ный на испо­веди, вме­ня­ется сугубо. Когда-то они были совер­шены, теперь они тре­буют пока­я­ния, абсо­лютно все, без исклю­че­ния. Если не пока­яться, то они, воис­тину, станут смерт­ными, как, впро­чем, и любой нерас­ка­ян­ный грех. Пусть будет тяжело ска­зать о грехах и пока­яться в них сего­дня, чем завтра полу­чить вечное осуж­де­ние от Бога.

Желаю всем помощи Божией и искрен­него пока­я­ния! И пред­ла­гаю вам, доро­гие чита­тели, поде­литься своим первым опытом первой испо­веди. Какие были пере­жи­ва­ния, сомне­ния, страхи, и чем в итоге все закон­чи­лось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *